Научная статья на тему 'Церковное краеведение как составная часть системы культурологической подготовки студентов'

Церковное краеведение как составная часть системы культурологической подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1022
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / ЦЕРКОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ИСТОЧНИКИ ЦЕРКОВНО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ФОРМЫ ЦЕРКОВНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LOCAL HISTORY / CHURCH-REGIONAL STUDIES / CHURCH SOURCES-REGIONAL STUDIES / FORM OF CHURCH-REGIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко Илья Евгеньевич

В статье рассматриваются особенности специализированного курса «Церковное краеведение» и возможности изучения его проблематики в рамках внеучебной деятельности учащейся молодежи. Характеризуются круг источников церковно-краеведческого исследования и формы церковно-краеведческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченко Илья Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCH-REGIONAL STUDIES AS AN INTEGRAL PART OF THE CULTURAL TRAINING OF STUDENTS

The article discusses the features of a specialized course of «Church-regional studies», and the possibility of studying its problems in the framework of extra-curricular activities of students. Characterized by a range of sources of Church and local history research and forms of Church-regional activities.

Текст научной работы на тему «Церковное краеведение как составная часть системы культурологической подготовки студентов»

УДК 908 ГРНТИ 03.81.99 ВАК 07.00.00

И. Е. Левченко

Екатеринбург, Россия

ЦЕРКОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: краеведение, церковное краеведение, источники церковно-краеведческого исследования, формы церковно-краеведческой деятельности. АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются особенности специализированного курса «Церковное краеведение» и возможности изучения его проблематики в рамках внеучебной деятельности учащейся молодежи. Характеризуются круг источников церковно-краеведческого исследования и формы церковно-краеведческой деятельности.

I. E. Levchenko

Yekaterinburg, Russia

CHURCH-REGIONAL STUDIES AS AN INTEGRAL PART OF THE CULTURAL TRAINING OF STUDENTS

KEY WORDS: local history, Church-regional studies, Church sources-regional studies, form of Church-regional activities.

ABSTRACT: The article discusses the features of a specialized course of «Church-regional studies», and the possibility of studying its problems in the framework of extra-curricular activities of students. Characterized by a range of sources of Church and local history research and forms of Church-regional activities.

Краеведение создает условия для лучшего восприятия духовных, природных и общественных явлений, оно дает возможность лучше понять различные стороны жизни малой Родины, связать друг с другом разрозненные факты прошлого и настоящего, использовать полученную информацию для практических целей [См.: 2; 5; 23].

Краеведение можно рассматривать как своеобразный социокультурный феномен, это - наука и комплекс научных дисциплин; область знания, характеризующая жизнедеятельность человека на своей земле, во времени и пространстве; механизм передачи адаптационного опыта от поколения к поколению; деятельность по изучению определенной местности в целях решения духовных, научных, производственных, самообразовательных задач [15. С.16].

Молодому человеку, изучающему историю малой Родины, необходимо руководствоваться постулатами «большой» истории. Его исследование должно содержать элементы: 1) описательный (что, где, когда происходило); 2) объяснительный (почему описываемые события пошли по тому, а не иному пути); 3) гуманитарный (облагораживающая человека память о своих предках); 4) инструментальный (применение присущих исторической науке инструментов познания) [16].

К важнейшим принципам краеведения относятся такие, как научность, систематичность и последовательность, всесторонность и комплексность, плановость, региональность, массовость и историзм [10].

Составляющими краеведческого образования являются:

46

1) комплекс краеведческих знаний, умений и навыков, получаемых в процессе освоения широкого круга местных, краеведческих и региональных сюжетов при изучении базовых наук краеведения;

2) совокупность компетенций, вырабатываемых в процессе изучения краеведческих дисциплин, выполнения практикумов и других заданий, активизирующих самостоятельную работу обучающихся по исследованию прошлого и настоящего родного края;

3) социально значимый опыт, полученный во внеаудиторных условиях, - в общении со старожилами и экспертами, при посещении памятных мест и др. [15. С. 17-18].

Объектом изучения церковного краеведения является церковная культура в ее прошлом и настоящем: церкви, монастыри, часовни, некрополи, чтимые и чудотворные иконы и другие памятники материальной культуры.

К предмету церковного краеведения относятся разнообразные духовно-религиозные связи и отношения, история и судьбы церковно-общественных учреждений и обществ, организация управления епархией, формирование церковных архивов. Церковное краеведение располагает большим набором источников для исследования религиозной жизни общества в прошлом и настоящем [См.: 7; 8].

Вещественные источники весьма разнообразны. В эту группу входят: археологические памятники, памятники зодчества, предметы быта и утварь, одежда, орудия труда, оружие, обелиски, стелы, мемориальные доски и др. [См.: 1; 6; 9; 20]. Фонографические источники - большая группа источников, которая включает в себя легенды и предания, пословицы и поговорки, присловья, старинные обрядовые и другие песни, загадки и т. п. [См.: 12; 21; 22].

Письменные источники - это летописи, житийная литература и другие религиозные сочинения, челобитные, письма, воспоминания путешественников, посещавших наш край и др. [См.; 4; 11].

47

Безусловно, особую ценность представляют иконографические источники, отражающие историю христианизации Урала и развитие церковной жизни в регионе [13].

Значительный объем информации содержат технотронные (фото-, кино-, теле-, видео- и компьютерные) источники, а также комплексные источники (предметы, содержащие элементы источников разных типов).

Целью церковно-краеведческого образования является систематическое изучение интегрированного курса краеведения, направленного на развитие духовности, гражданственности и патриотизма малой Родины, личности, осознающей свою идентичность как члена семьи, православной и этнической группы, локальной и региональной общности и желающей принять посильное участие в развитии культуры родного края.

Вместе с тем следует учитывать, что ряд представителей Русской Православной Церкви указывают на два принципиальных отличия церковного краеведения от православного: во-первых, оно трактуется как светское; во-вторых, в рамках церковного краеведения «православные святыни воспринимаются прежде всего как памятники истории и культуры, как часть истории нашей страны, то есть как наше славное, но уже отжившее прошлое, либо еще хуже как культовые сооружения» [3].

Полагаем, что изучение церковного краеведения возможно в рамках специализированного курса и внеучебной деятельности.

Известно, что краеведческая работа подразделяется на массовую, групповую и индивидуальную [См.: 10; 14; 16; 19]. Массовые формы краеведческой работы - вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы; создание краеведческих уголков, музеев, встречи с участниками исторических событий. Групповые формы работы по краеведению - кружки, экскурсии, походы, экспедиции; выпуск газет и журналов. Индивидуальные формы работы по

краеведению предполагают чтение литературы по местной истории, работу с документами.

Все формы краеведческой работы находятся в тесной взаимосвязи. Безусловно, практические занятия играют ключевую роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения насущных жизненных задач совместно с преподавателем. Групповая деятельность - одна из самых эффективных форм, она усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности слушателей благодаря взаимной поддержке.

Очевидно, что сложный краеведческий материал наиболее адекватно воспринимается через использование активных методов обучения. Нужно так ставить практические задания, чтобы они вели учащуюся молодежь к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали навыками и умениями. Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Добросовестно выполненные задания способствуют развитию навыков аналитического мышления студента, позволяют ему лучше выразить свое понимание церковно-краеведческой проблематики.

Важно также и то, что в архивах и музеях Среднего Урала имеются богатейшие фонды, сформированы интересные экспозиции, которые наглядно представляют церковную жизнь региона.

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью самообразования. Наряду с аудиторной, она представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей. Существенное значение имеет изучение религиозных трудов, работ, посвященных Екатеринбургской митрополии, истории и культуре Среднего Урала. Рекомендуется также активно использовать материалы специализированных изданий (например, «Вестника Екатеринбургской духовной семинарии», «Православной газеты», «Урала», «Уральского следопыта» и др.) и сайтов Интернета.

Отметим, что православное краеведение в регионе успешно развивается [17; 18]. Существенную роль в расширении и углублении краеведческой деятельности на Среднем Урале призваны сыграть цер-ковно-краеведческие клубы, организуемые на приходах Екатеринбургской митрополии. Клубы краеведов - это объединения православных знатоков церковной жизни родного края; группы молодых патриотов России; насыщенная духовная жизнь; радость общения; преодоление одиночества; здоровый образ жизни.

Клубы как форма краеведческой работы позволяют создать условия для удовлетворения потребностей молодых граждан в сохранении исторической памяти и традиций старших поколений. Благодаря этому сохраняется духовно-нравственное и физическое здоровье учащейся молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Археологические и исторические исследования г. Верхотурье : Сб. / Науч.-произв. центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердл. обл. -Екатеринбург : Банк культ. информ., 1998.

2. Громов М. Н. Теоретические принципы структурирования российского краеведения / М. Н. Громов // Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки. Региональная история. Краеведение». - 2012. - № 6. - С. 25-33.

3. Даниленко А. Н. Православное краеведение и основные направления его развития на современном этапе. URL: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?lang=ru&fmode (дата обращения: 15 мая 2014 г.).

48

4. Добренький С. И. Церковно-приходские летописи как исторический источник: авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. -М., 2006.

5. Историческое краеведение : [учеб. пособие для вузов по специальности "История"] / М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высшего проф. образования, "Урал. гос. пед. ун-т" ; [под ред. Г. Е. Корнилова]. - Екатеринбург : [УрГПУ], 2005.

6. История Екатеринбургской епархии / [Е. М. Главацкая, А. В. Мангилева, И. Л. Мань-кова [и др.]. - Екатеринбург : Сократ, 2010.

7. Источниковедение истории культуры: Учеб. пособие / Авт.-сост. Н. И. Бармина, И. Е. Левченко. - Екатеринбург: Урал. ин-т социального образования, 2008.

8. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Н.Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. - М., РГГУ, 2000 URL: http://www.historichka.ru/materials/ istochnikovedenie/ (дата обращения: 10 ноября 2014 г.).

9. Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия : События. Люди. Храмы. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001.

10. Мешечко Е. Н. Краеведение: Учеб.-метод. пособие. - Брест, 2010. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-441750.html (дата обращения: 10 ноября 2014 г.).

11. Мурзин А. А. Народная религиозность как феномен культуры : монография. - М. : ИНФРА-М, 2013.

12. На стыке континентов и судеб: Этнокультурные связи народов Урала в памятниках фольклора и исторических документах. Ч. 1 / РАН УрО. Ин-т истории и археологии; Отв. ред. Н. А. Миненко; Ред.-сост. К. И. Зубков, А. П. Килин, Н. А. Миненко, И. В. Побережников. - Екатеринбург : Екатеринбург, 1996.

13. Невьянская икона / Свердл. обл. краевед. музей; Екатеринбург. музей изобразит. искусств; Челяб. обл. картин. галерея; Урал. гос. ун-т; Авт. ст. В. И. Байдин, Н. А. Гончарова, О. П. Губкин; Ред. Г. В. Голынец. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1997.

14. Никонова М. А., Данилов П. А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие. - М. : Академия, 2000.

15. Пирожков Г. П. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста: автореф. дис. ... докт. культурологии. - Краснодар, 2006.

16. Полубояров М. Общее и специфическое в методике историко-краеведческого исследования. URL: http://www.suslony.ru/Method.htm (дата обращения: 10 ноября 2014 г.).

17. Православие на Урале: вехи истории : материалы межрегиональной научно-практической конференции : [14 января 2012 г., Россия, г. Екатеринбург] / Уральское церковно-историческое общество ; [подгот. к изд.: А. В. Печерин, И. А. Никулин]. -Екатеринбург : [Информационная компания "XXI век"], 2012.

18. Православие на Урале: вехи истории : материалы второй Межрегиональной научно-практической конференции : [26 января 2013 г., Россия, Екатеринбург] / Уральское Церковно-историческое общество ; [отв. ред.: А. В. Печерин]. - Екатеринбург : Издательство УМЦ УПИ, 2013.

19. Ракитин А. Краеведение. URL: http://predanie.ru/audio/lekcii/alexandrrakitin/? utm_campaign=audio_lekcii_search&utm_source=yadex&utm_medium=cpc&utm_content =other_1&utm_term (дата обращения: 10 ноября 2014 г.).

20. Святыни Екатеринбургской Епархии / Русская Православная церковь, Моск. Патриархат, Екатеринбургская Епархия. - Екатеринбург : ОМТА, 2001.

21. Частушки Среднего Урала / сост. П. Галкин, Е. Калуцкий. - Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1980.

49

22. Человек пришел на Урал: мифы, легенды, были, записанные юными летописцами в уральских селах и деревнях / Департамент образования Правительства Свердл. обл. ; Обл. науч.-метод. центр по туризму и краеведению. - Екатеринбург : Банк культурной информации : Сократ, 1998.

23. Шмидт С. О. Вступительное слово на Первом всероссийском съезде историков-регионоведов в Санкт-Петербурге (11-14 сентября 2007 г.) / С. О. Шмидт // Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки. Региональная история. Краеведение». 2012. № 6. С. 15-24.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.