Научная статья на тему 'Управление социальными процессами через церковно-общественные проекты'

Управление социальными процессами через церковно-общественные проекты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
134
73
Поделиться
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГРАНТОВЫЕ ПРОГРАММЫ / SOCIAL PLANNING / SOCIAL MANAGEMENT / REGIONAL DEVELOPMENT / CHURCH AND COMMUNITY ACTIVITIES / REGIONAL POLICY / GRANT PROGRAM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жуковская Евгения Евгеньевна

Епархии Русской православной церкви не первый год осваивают технологии привлечения материальных и нематериальных ресурсов к своей деятельности, в частности через участие в грантовых конкурсах. Для многих церковных организаций модельным грантовым проектом является международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива». Однако с каждым годом все большее число приходов и епархий пробуют свои силы и в других конкурсах, в т.ч. распределяющих бюджетные средства федерального и регионального уровней. В нынешнем году к формам получения дополнительного финансирования добавился еще один локальный грантовый конкурс. В статье анализируются инструменты, с помощью которых в церковном сообществе распространяются идеи социального проектирования, а также описываются успешные региональные модели по созданию в регионах ресурсных центров. Приводятся примеры, когда Церковь находит средства для решения социальных проблем российского общества.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Жуковская Евгения Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE MANAGEMENT OF SOCIAL PROCESSES THROUGH CHURCH AND PUBLIC PROJECTS

Diocese of the Russian Orthodox Church not for the first time has been mastering the techniques of attracting tangible and intangible resources to its activities, in particular through participation in grant competitions. For many Church organizations the model grant project is an international open grant contest «Orthodox initiative». However, every year more and more parishes and dioceses are trying their hand at other competitions, including distribution of budgetary funds of the federal and regional levels. This year another local grant competition has been added to secure additional funding. It is the local grant competition. The article analyzes the instruments by which the Church community spreads the ideas of social planning, and describes a successful regional model to create regional resource centers and provides examples when the Church finds means to resolve social problems of Russian society.

Текст научной работы на тему «Управление социальными процессами через церковно-общественные проекты»

Религия, общество, государство

ЖУКОВСКАЯ Евгения Евгеньевна — соискатель кафедры международной журналистики Международного государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел РФ; член Межсоборного присутствия Русской православной церкви, сотрудник Управления делами Московской патриархии; преподаватель кафедры журналистики и связей с общественностью Российского православного университета (109012, Россия, г. Москва, Новая пл., 12; ezh@patriarchia.ru)

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ЧЕРЕЗ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация. Епархии Русской православной церкви не первый год осваивают технологии привлечения материальных и нематериальных ресурсов к своей деятельности, в частности через участие в грантовых конкурсах. Для многих церковных организаций модельным грантовым проектом является международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива». Однако с каждым годом все большее число приходов и епархий пробуют свои силы и в других конкурсах, в т.ч. распределяющих бюджетные средства федерального и регионального уровней. В нынешнем году к формам получения дополнительного финансирования добавился еще один - локальный грантовый конкурс. В статье анализируются инструменты, с помощью которых в церковном сообществе распространяются идеи социального проектирования, а также описываются успешные региональные модели по созданию в регионах ресурсных центров. Приводятся примеры, когда Церковь находит средства для решения социальных проблем российского общества.

Ключевые слова: социальное проектирование, социальный менеджмент, развитие регионов, церковно-общественная деятельность, региональная политика, грантовые программы

В настоящее время социально ориентированные некоммерческие организации России широко ведут деятельность по поддержке незащищенных слоев населения, воспитанию будущих поколений в традиционных ценностях, продвижению традиционной культуры в современном обществе. Не последнюю роль в этой области играют религиозные некоммерческие организации - приходы, монастыри, епархии, митрополии Русской православной церкви. За постперестроечные годы накоплен большой опыт взаимодействия церкви, государства, общественных и деловых кругов в области социального проектирования. Сегодня церковные организации наравне со светскими претворяют в жизнь социальные инициативы - образовательные, культурные, информационные, -способствующие консолидации российского общества.

Некоммерческий сектор подчас берет на себя функции государственных структур, заботясь об улучшении социальной обстановки в обществе, причем данные проекты реализуются как на государственные средства, распределяемые через федеральные и региональные грантовые программы, так и за счет благотворительных фондов, коммерческих организаций и частных меценатов. С ухудшением социально-экономической ситуации в стране в последние два года бюджеты фондов и бизнеса заметно сокращаются, сворачиваются различные частные грантовые программы.

На этом фоне возрастает потребность в повышении профессионального уровня взаимодействия сектора некоммерческих организаций с государственными органами посредством грантовых программ. Вместе с тем повышается и ответственность организаций, отвечающих за распределение бюджетных средств, за внесение предложений о финансировании тех или иных проектов. Они должны быть наиболее качественно проработанными и иметь высокий коэффициент эффективности - в противном случае неминуемы неоправданные траты средств на заведомо слабые проекты.

Методика вовлечения Церкви в финансирование социальных проектов

Пять лет назад, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поручил Управлению делами Московской патриархии расширить участие регионов в международной грантовой программе «Православная инициатива», доля победителей в конкурсе от церковных организаций была крайне мала. Патриархия столкнулась с казусной ситуацией. С одной стороны, православные люди призваны Христом к многоделанию («идите, научите все народы», - заповедал он), и воцерковленный христианин сам по себе довольно инициативен -ведь чтобы еженедельно хотя бы раз посетить богослужение, нужна внутренняя мотивация, усилие над собой. С другой стороны, эти же самые воцерковлен-ные верующие часто вполне пассивны, например, когда нужно найти средства для решения определенной задачи, когда нужно отчитаться об их рачительном использовании. Однако большинство паствы живут по типичным законам общества: ежедневно ходят на работу, ведут хозяйство, создают свой домашний очаг. Значит, воцерковленные граждане не так и пассивны. Быть может, дело лишь в нехватке определенных знаний и отсутствии навыков, а за пассивность принимается банальное неумение?

В последнее время практически в каждую епархию назначен сотрудник, отвечающий за развитие грантовой культуры в регионе, и при участии Патриархии в течение 4 лет проводились обучающие семинары. Выяснилось, что людям нужно показать эффективность и выгоду участия в грантовых программах: это новые знакомства, партнерское взаимодействие с разного рода организациями и отдельными людьми, опыт организации конкретных действий на благо конкретных людей.

Со временем удалось преодолеть ситуацию, когда на должность епархиального координатора назначались те, кому чужда проектная культура. успех в большинстве епархий стал очевиден в случаях, когда епархиальными координаторами стали миряне - люди светские, вхожие в различные учреждения, не вызывающие отторжения у встречающих, что могло бы произойти, если бы они были священниками, одетыми в рясы. Динамичная деятельность по информированию церковных учреждений своего региона о конкурсе, помощь в оформлении заявок и отчетов, поиск новых идей и партнеров спустя некоторое время позволили не бояться искать финансовую поддержку не только в финансируемом Росатомом церковно-общественном проекте «Православная инициатива», но и в других аналогичных конкурсах, проводимых местными органами власти, общественными и бизнес-структурами. Некоторые стали подавать заявки на президентские гранты, и выигрывали их.

За 5 лет практики вовлечения церковных учреждений в финансирование социальных проектов изменился вектор развития данной общецерковной программы. Сегодня силами епархиальных координаторов и организаций, получивших гранты, ведется работа по включению местных экспертных сообществ в общественное поле региона - в поддержку социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив в субъектах РФ. Подтверждение тому можно увидеть в статистических данных, полученных путем анализа списков организаций - победительниц III этапа конкурса на получение грантов Администрации Президента РФ 2014 г. Если судить только по их названиям, 57 из них - из регионов. Безусловно, при изучении данных об организациях, число представленных регионов увеличится.

Самыми активными являются Санкт-Петербург и Ленинградская обл. - в III этапе президентского конкурса выиграли 11 организаций из этих регионов. По 6 организаций представили в данном локальном рейтинге такие регионы, как Свердловская обл. и Татарстан, 5 организаций-победительниц - из Башкирии,

4 - из Ростовской и Челябинской обл. и Хабаровского края. В 12 регионах выиграли по 3 заявки1, в 18 регионах - по 2 заявки2, в 12 регионах - по 13.

О чем говорят эти цифры? По ним можно судить потенциале регионов, готовых к созданию местных экспертных сообществ. Если в области, крае или республике есть организация, выигрывающая грантовый конкурс главы Российского государства, значит, в этом субъекте федерации есть люди, подкрепляющие свои активные гражданские намерения реальными делами. Следовательно, епархиальным координаторам можно попытаться наладить с ними партнерские отношения, пригласить этих представителей некоммерческого сектора участвовать в совместных проектах. Вполне вероятно, что члены Церкви и эти общественные деятели трудятся на одном поле, но с разных сторон.

Кстати, большинство вышеперечисленных епархий не входят в число лидеров по развитию грантового церковно-общественного конкурса «Православная инициатива». За 5 лет определились епархии, показывающие высокий процент участия и получающие наибольшие суммы из грантового фонда: это Ростовская, Нижегородская, Хабаровская, Екатеринбургская епархии. В активном звене нахо -дятся также Архангельская, Красноярская, Санкт-Петербургская, Саратовская, Ставропольская, Улан-Удэнская епархии. Поскольку в каждой из них есть общественные организации, которые зарекомендовали себя перед президентскими грантодателями как эффективные, в данных регионах следовало бы создать ресурсный центр социального проектирования.

Например, в Санкт-Петербурге в штат митрополии был принят профильный сотрудник, на протяжении многих лет специализировавшиийся в экспертизе грантовых заявок в Национальном благотворительном фонде, в Министерстве экономического развития РФ. В обязанности этого методиста-консультанта входит взаимодействие с епархиальными координаторами митрополии, с помощниками благочинных, с сотрудниками приходов, со всеми заинтересованными лицами, а также ознакомление светской общественности Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. с церковными проектами, а церковных организаций - со светскими конкурсами по дополнительному финансированию социальных проектов. В целях объединения победителей грантовых конкурсов разных лет, а также священно- и церковнослужителей митрополии проводятся обучающие семинары, встречи по тематическим направлениям конкурса.

При этом в епархиях митрополии не упразднены должности епархиальных координаторов. В их задачи по-прежнему входит первоначальный прием заинтересованных лиц, широкое информирование о грантовой программе жителей регионов митрополии, консультации по формулированию проектных предложений на конкурс.

Совместная деятельность методиста-консультанта митрополии и епархиальных координаторов - это и есть ресурсный центр социального проектирования. Помимо воли правящего архиерея, способствовать появлению такого центра должна стать заинтересованность и самих жителей региона, желающих сохранить свой край, сократить отток населения в мегаполисы и направить свои гражданские силы на улучшение социальной политики своего региона.

1 Вологодская, Пензенская, Омская, Тюменская, Ставропольская, Новгородская, Самарская обл.; Приморский край; Чувашия; Мордовия; Якутия; Алтай.

2 Краснодарский, Красноярский края; Томская, Нижегородская, Саратовская, Новосибирская, Тульская, Псковская, Оренбургская, Калининградская, Камчатская обл.; Крым; Карелия; Калмыкия; Удмуртия; Дагестан; Кабардино-Балкария; Ямало-Ненецкий АО.

3 Архангельская, Амурская, Кемеровская, Кировская, Волгоградская, Брянская, Тамбовская, Белгородская, Рязанская, Астраханская, Ярославская, Ульяновская обл.; Забайкальский, Пермский края; Хакасия; Адыгея; РСО - Алания; Карачаево-Черкесия; Чукотка.

Опыт Ростовской области: епархия как центр обучения проектной культуре

В Донской митрополии реализуется уникальная программа по вовлечению широких кругов общественности в социально значимые проекты региона через деятельность Ростовской-на-Дону епархии. Модель социального партнерства включает разработку универсальных принципов сотрудничества церковных и светских организаций, мотивацию участников к участию в грантовых программах федерального и регионального уровней, оценку эффективности своей деятельности.

С этой целью Донская митрополия в течение нескольких лет проводит следующие мероприятия:

- информирование общественности региона о грантовых конкурсах;

- проведение обучающих вебинаров и очных семинаров;

- организацию творческих сообществ по написанию проектов (для катехизаторов, преподавателей и директоров образовательных организаций, приходских консультантов);

- проведение консультаций по итогам определения победителей («работа над ошибками»).

В учебный план катехизаторских курсов и курсов повышения квалификации для сотрудников храмов и преподавателей воскресных школ (действует в течение 2 лет) введен спецкурс «Проектная деятельность катехизатора и преподавателя воскресной школы». Специализированные спецкурсы по привлечению средств через гранты также введены в образовательные программы для светских педагогов, но обучение проводят церковные специалисты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За 3 года деятельности были достигнуты значительные результаты. Так, в 2011 г. в Донской митрополии не было ни одного победителя конкурса «Православная инициатива», а в 2014 г. от митрополии было подано большее число заявок (позади осталась даже Нижегородская митрополия, которая на протяжении нескольких лет была самой активной в церковно-общественной грантовой программе) - 99 проектов, из которых победителями стали 19 заявителей.

Красноярская модель сотрудничества Церкви, государства и бизнеса

В Красноярском крае сформировалось крепкое сообщество некоммерческих организаций, в котором объемно представлены религиозные некоммерческие организации. На протяжении нескольких лет они успешно реализуют проекты, направленные на поддержку сельского населения, приобщение семей к духовно-нравственным ценностям, знакомство жителей региона с национальной культурой и краеведением. Ежегодно на эти цели епархии Красноярской митрополии привлекают до 1,5 млн руб. из средств фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество». Кроме того, некоммерческие организации, созданные по инициативе Церкви, неоднократно становились победителями грантового конкурса, проводимого Администрацией Президента РФ.

Таким образом, Красноярская митрополия сегодня является сильным партнером региональных государственных и светских социальных организаций, а также социально ориентированного бизнеса края в деле укрепления российского общества. На фоне распространения наркомании, алкоголизма, преступности, а также демографического кризиса, идеологической разобщенности актуализируется роль Церкви как фактора с сильным объединяющим началом, как организации, заметно влияющей на оздоровление социума.

У Красноярской епархии есть ресурсы для того, чтобы собрать под своей эгидой специалистов сферы социального проектирования, партнеров из государственных и общественных организаций образовательной, научной и культурной сфер. Для этого на I этапе можно предложить следующие действия:

1) активизировать участие религиозных организаций Красноярского края в конкурсах по распределению бюджетных средств через краевые социальные гранты, проводимых региональными министерствами и ведомствами;

2) создать в Красноярской митрополии банк данных социальных проектов, получивших высокую оценку экспертного сообщества и успешно реализованных в рамках церковно-общественного партнерства по линии фонда «Соработничество»;

3) провести на базе Красноярской митрополии образовательную программу по социальному проектированию для представителей церковных, государственных и светских организаций, заинтересованных в партнерстве с епархиями края в работе по улучшению социальной обстановки в регионе;

4) пригласить светские организации к соработничеству с церковными учреждениями Красноярского края через участие в грантовых программах, уделив особое внимание проектам из малых городов и сел.

Забайкальский урок:

Церковь привлекает в депрессивный регион несколько миллионов рублей

С 7 августа по 10 октября 2015 г. в Забайкальской митрополии по решению Координационного комитета по поощрению социальных, культурных, образовательных, информационных и иных инициатив под эгидой Русской православной церкви был организован региональный грантовый конкурс «В добром крае - добрые дела». За 2 месяца в специальном разделе интернет-площадки коллективного финансирования «Начинание» в 5 номинациях были опубликованы 52 проекта.

Согласно Положению о конкурсе, участники должны были рассказать о себе и привлечь на свою сторону как можно большую финансовую поддержку. Те проекты, которые смогли набрать пожертвований от пользователей Интернета в размере 50% общей сметы проекта, были названы победителями и дофинансированы из средств грантового бюджета, распределяемого фондом «Соработничество». Таких проектов оказалось 27, их стоимость оценивается в 2 млн 792 тыс. 508 руб. Два проекта во время конкурса через «Начинание.ру» смогли собрать полную сумму самостоятельно - это проект Читинской епархии «Миссионерский лагерь "Дорога к храму"» и Нерчинской епархии «Православный лагерь Нерчинской епархии». Те проекты, которые в течение 2 месяцев не смогли набрать 50% требуемой суммы, по желанию заявителя могли продолжить сбор средств на интернет-площадке «Начинание» или завершить его. В таком случае им были переведены те суммы, которые они смогли собрать на 14 октября 2015 г.

Значительную часть победителей составили проекты, нацеленные на улучшение социальной ситуации в Забайкальском крае. Так, на средства конкурса организованы детские площадки - как вблизи храмов, так и в местах отдыха жителей Забайкалья. Особой популярностью у жертвователей пользовались миссионерские проекты - путешествия по региону с целью обучения людей основам православной веры. В отдельный блок можно объединить ряд проектов, связанных с делами милосердия, которые верующие желают совершить в дни празднования Рождества Христова. Кроме того, сразу несколько проектов посвящены утверждению в обществе традиционных основ православной культуры и знакомству населения с историей ее распространения в крае.

Перед стартом конкурса ряд экспертов оценивали данный грантовый проект как провальный, т.к. считали, что регион, являющийся дотационным и одним из самых последних в рейтинге субъектов РФ, объективно не готов к таким инициативам. Однако скептические прогнозы не оправдались, и жители края проявили активность и заинтересованность в создании собственных проектов, нацелен-

ных на улучшение социального климата в регионе. Проекты публиковались в специализированном разделе буквально до последних дней, и победителями они не стали только потому, что не хватило времени привлечь к себе большее число сторонников. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что идеи конкурса адекватны запросам современных российских граждан: люди готовы обустраивать свою малую родину и в этом благом деле находить поддержку как в самом регионе, так и за его пределами.

Объем грантового фонда забайкальского конкурса свидетельствует о потенциале подобных региональных, локальных конкурсов. С их помощью в митрополии и епархии могут приходить деньги из разных областей и даже стран.

В рассмотренных региональных кейсах представлен опыт Московского патриархата по активизации внутрицерковного сообщества в сложных социально-экономических условиях Российского государства последних нескольких лет. Внедряя на епархиальный уровень грантовую культуру, Церковь не только ориентирует своих членов на поиск финансовых средств для внебогослужебной работы (например, повышение уровня религиозной грамотности населения; поддержка малоимущих, пожилых, инвалидов; фундирование системы образования на традиционных ценностях), но и продвигает идею организации церковно-общественного диалога в солидарной деятельности. На фоне государственной политики по укреплению гражданского общества, выявлению людей с активной гражданской позицией Церковь нацеливает священно- и церковнослужителей на выстраивание партнерских взаимоотношений со светскими коллегами, занятыми в социальной, благотворительной, образовательной, культурной сферах.

Подтверждается это конкретными цифрами и фактами. Сегодня география грантовой поддержки - это 83 субъекта РФ (кроме Ингушетии и Магаданской обл.), 25 стран ближнего и дальнего зарубежья, куда ежегодно выделяется около 115 млн руб. Средства идут на воспитание подрастающего поколения через финансирование досуговых клубов, интеллектуальные программы для детей и молодежи, поездки школьников из разных регионов страны к памятным местам, связанным с важными событиями российской истории. Особое внимание уделяется социальной поддержке населения - от пожилых людей и малоимущих семей до инвалидов и сирот. Отдельным блоком идет поддержка некоммерческих проектов в СМИ: популяризация традиционных ценностей, создание инновационных интернет-площадок, продвижение идеалов милосердия, уважения к ближнему. В 2014-2015 гг. особое внимание обращалось на выделение средств жителям и организациям малых городов и сел (населенным пунктам до 50 тыс. населения), а также на создание кризисных центров для женщин, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

Через создание совместных проектов происходит вовлечение членов Церкви, исторически скорее инертных, чем активных, в динамичное поле социальной жизни. Таким образом, в обществе происходит аккумуляция ресурсов: зачастую Церковь вносит в светский сегмент социума материальный и нематериальный вклады, частности проводит свои грантовые программы и финансирует общественные инициативы. Данное обстоятельство подтверждает тезис о том, что Московский патриархат не только заботится о сохранении на своей канонической территории основ православного вероучения, но и посредством реализации конкретных церковно-общественных проектов способствует консолидации социума и улучшению экономического состояния его членов.

ZHUKOVSKAYA Evgeniya Evgen'evna, external doctorate student of Moscow State Institute of International Relations, University of the Ministry for Foreign Affairs of Russia (76 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia,119454); specialist in the Control and Analytical Department of the Moscow Patriarchate's Chancery; Lecturer of the Chair of Journalism and PR, Russian Orthodox University (12Novaya Sq, Moscow, Russia, 109012; ezh@patriarchia.ru)

THE MANAGEMENT OF SOCIAL PROCESSES THROUGH CHURCH AND PUBLIC PROJECTS

Abstract. Dioceses of the Russian Orthodox Church not for the first time have been mastering the techniques of attracting tangible and intangible resources to its activities, in particular through participation in grant competitions. The model grant project for many church organizations is an international open grant contest «Orthodox initiative». However, every year more and more parishes and dioceses are trying their hand at other competitions, including distribution of budgetary funds of the federal and regional levels. This year another local grant competition has been added to secure additional funding. It is the local grant competition. The article analyzes the instruments by which the church community spreads the ideas of social planning, and describes a successful regional model to create regional resource centers and provides examples when the church finds means to solve social problems of Russian society.

Keywords: social planning, social management, regional development, church and community activities, regional policy, grant program