1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Зотова И.В. Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделей и картинно-графических схем / И.В. Зотова, Д.А. Тимошенкова // Наука и образование сегодня. М.: «Проблема науки», 2017. № 14 (96). С. 83-85.
3. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. М.: МГППУ, 2012. 128 с.
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Эргашов У.О.
Эргашов Умиджон Обиджонович - старший преподаватель, кафедра истории Узбекистана, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена осмыслению понятий духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание. Духовность в представленной работе рассматривается в контексте как состояние личности, которое проявляется в стремлении к идеалу, к высшим ценностям. Нравственность представляется проявлением духовности в поведении человека, в его взаимоотношении с окружающим миром. Процесс духовно-нравственного воспитания рассматривается с позиции главных признаков духовности и нравственности: стремление человека к идеалу, ориентация на высшие базовые ценности и характер взаимоотношений между людьми.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, наблюдения, обмен опытом, анализ педагогических ситуаций.
В настоящее время одним из наиболее важных моментов современного воспитания является усиленное внимания к исследованиям духовно- нравственного воспитания личности. Разнообразные аспекты вопросов нравственности и духовности личности обозначили значительное количество разнообразных концептуальных идей, сконцентрированных на ее разрешение. Проблема духовно-нравственного воспитания как одна из главных и неоднозначных, охватывает такие категории: духовность и нравственность, духовное воспитание и духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности и др., и рассматривать этот аспект нужно не только с взглядов педагогики, но и других наук, таких как психология, философия, социология, история. Вопрос воспитания человека является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с будущим человечества, с его эволюцией. Имея целью выявить внутреннюю суть человека, образование его характера, воспитание создает самого человека. Поэтому от правильной постановки этого вопроса, зависит многое - как судьба самого человека, так и судьба всего человечества. Учитывая условия воспитательного процесса, преподаватель может добиться эффективности лишь в том случае, если он глубоко проанализирует результаты воспитательной работы и сделает правильные выводы. Сегодня огромное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения. Основная задача современного учителя состоит в обеспечении педагогического воздействия на воспитуемых, осуществлении отношений сотрудничества путем
проявления уважения, равного участия в достижении цели со стороны обучаемых и обучающих. Из этого следует, что система и структура воспитательного процесса должна быть гибкой, динамичной, в частности, при организации духовно -просветительских работ. Что такое духовность? В целом это — не что иное, как душевность, доброта, умение жалеть, помогать, раскаиваться, радоваться чужой радости. А как можно воспитать в человеке столь доброе и нужное чувство, если люди, зачастую, ленятся воспитывать даже себя, оставляют это «на потом». Какими же методами можно воспитывать духовность? Взявшись за воспитание духовности другого человека, задумайтесь, а имеете ли вы достаточный уровень знания и понимания духовности? Сможете ли вы достигнуть хороших результатов в этом деле? Значит, прежде чем воспитывать духовность в ближних, нужно воспитать себя, ведь «мы в ответе за тех, кого приручили» [1]. Благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашей общественной жизни открылись мощные пласты духовной культуры, резко изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира. «Мы - народ, познавший свое достоинство, мы - народ, который уверен в своей силе, мы - свободный народ, способный сострадать другим», - эти слова первого Президента И. Каримова нацеливают ученых на дальнейшее изучение и глубокий анализ не только истории узбекского народа, но и его духовных источников [2] . Будущие педагоги-преподаватели, готовящиеся к профессиональной педагогической деятельности, должны быть в курсе некоторых важных скрытых особенностей учебно -воспитательного процесса. Чтобы иметь теоретические знания о профессии преподавателя, они должны знакомиться с новой методической литературой, знать своеобразные особенности педагогической профессии, получить четкое представление о практической деятельности преподавателя, куратора группы и преподавателя-предметника через наблюдения, обмен опытом, интервью, анализ разных педагогических ситуаций, уметь решать возникающие проблемы. Очень важно знать содержание, задачи, своеобразные особенности духовно -просветительских работ. Практические занятия по педагогике имеют огромные возможности в этом плане. Методологической основой в данном аспекте служат Закон Республики Узбекистан «Об образовании», «Национальная программа по подготовке кадров», выступления и доклады Президента И.А. Каримова, а также его произведение «Высокая духовность - непобедимая сила». В реформировании образования особое внимание в деятельности учителя уделяется делу воспитания молодежи на основе национальной независимости и идеологии, осуществлению непрерывности образования, воспитанию в духе национальных и общечеловеческих ценностей, развитию духовно-нравственных качеств [3]. Узбекистан сегодня - это принципиально новое государство, в котором позитивные изменения во всех сферах -политической, экономической, культурной и духовной, предполагают поэтапное проведение реформ. На каждом этапе реформ в систему республиканского непрерывного образования внедряются инновационные технологии, разрабатываются научные основы образовательных и воспитательных технологий, изучается огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и новых экспериментальных технологий [4. С. 48]. Проведенный теоретический анализ показал, что в педагогических исследованиях формирование духовно-нравственных качеств определяется как: развитие устойчивой системы ценностей, саморазвитие и самовоспитание личности; милосердие, сострадание, душевность, доброта, честность, отзывчивость, справедливость, искренность, уважения к старшим, порядочность, любовь к Родине, чуткость, толерантность, сопереживание и пр.; изучение культурно-исторического наследия прошлого, национальных традиций, нравственных норм, принятых в обществе и т.п.
1. Соломатова А.А. «Воспитание духовности в нынешней молодежи» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб.ст.помат.Ш-междунар.студ.науч.-практ.конф. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3.pdf/ (дата обращения: 20.12.2018).
2. Каримов И.А. «Высокая духовность - непобедимая сила». Ташкент, 2008.
3. Кинжаева Г.С. Обучение студентов организации духовно-просветительских работ // Молодой ученый, 2012. № 10. С. 342-345. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/45/5080/ (дата обращения: 21.12.2018).
4. Умарова Д.З. Инновационные реформы в системе высшего образования Республики Узбекистан. Научно-методический журнал «Вопросы науки и образования». № 02 (14). Февраль, Москва, 2018. С. 48.
ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
12 3
Белюченко О.П. , Винтер Л.И. , Марочкина И.И.
1Белюченко Ольга Павловна - учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 10;
2Винтер Лилия Ивановна - учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 3;
3Марочкина Ирина Ивановна - учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 32,
г. Белгород
В последние годы в России произошли изменения, которые привели к потере духовных ценностей, общих для всех граждан страны. Эти изменения резко сократили воспитательное значение культуры и образования при формировании чувств патриотизма, духовности. Более глобальна проблема, если рассматривать ее с позиции краеведения [1].
Мониторинг показал, что учащиеся мало знают о малой Родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. А имеющийся небольшой объем материала в рамках учебных дисциплин носит абстрактный характер. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, авторы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?
Краеведение предполагает комплексное знакомство с родным краем, в процессе которого осуществляется систематизация и расширение представления учащихся о своей родине, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы, о культурных традициях и промыслах. В содержании стандартов второго поколения большое внимание придается духовному, патриотическому, гражданскому воспитанию, раскрытию творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, подготовке обучающихся к адаптации в новых условиях. Использование краеведения в школе позволяет реализовать основные направления развития современного образования, реализуемые через культурологический и личностно-ориентированный подходы, через непосредственное общение ребенка со средой обитания, окружающей человека на протяжении всей жизни. Исходя из этого, краеведческое образование приобретает особое значение, способствуя высокой социализации личности обучающегося.