Научная статья на тему 'Роль социокультурной среды в формировании нравственных основ личности: раздумья о нравственности и путешествиях'

Роль социокультурной среды в формировании нравственных основ личности: раздумья о нравственности и путешествиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1082
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ / ДУХОВНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МИССИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПУТЕШЕСТВИЯ / АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПОКОЛЕНИЕ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ТВОРЧЕСТВО / СТРУКТУРА ЛИЧНОГО ВРЕМЕНИ / БЮДЖЕТ ЛИЧНОГО ВРЕМЕНИ / ВОСПИТАННИК / ТУРИСТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / MORALITY / MORAL FOUNDATIONS / SPIRITUALITY / UPBRINGING / EDUCATIONAL MISSION / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / ACTIVITY / CULTURE / FOLK CULTURE / ART / MASS CULTURE / TRADITIONS / VALUES / LIFE SKILLS / TRAVEL / ACTIVE TOURISM / EDUCATION SYSTEM / NONFORMAL EDUCATION / TOURISM AND LOCAL HISTORY EDUCATION / EDUCATIONAL SYSTEM / THE NEEDS OF THE INDIVIDUAL / GENERATION / THE YOUNGER GENERATION / INTERNET / INFORMATION SOCIETY / CREATIVITY / THE STRUCTURE OF THE PERSONAL TIME / THE BUDGET PERSONAL TIME / PUPIL / TOURING TEAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаенко Вера Петровна, Смирнов Дмитрий Витальевич

Процесс воспитания представлен как педагогически целесообразно проектируемый процесс привития ребенку основных смыслов жизнедеятельности в соответствии с духовно-нравственными ценностями и традициями народа. Показан ресурсный потенциал дополнительного туристско-краеведческого образования как эффективного средства неформального образования детей и подростков, позволяющего формировать духовно-нравственную культуру. Раскрыты факторы, сдерживающие и препятствующие формированию основ нравственности в процессах обучения, воспитания и информального образования подрастающего поколения. Проанализированы факторы развития поколения Z-зетов (Internet Generation, цифровое поколение) и поколения А-альфов, воспитывающихся в образовательных организациях (формальное образование), занимающихся в различных объединениях по интересам (неформальное образование) и дома в семьях, под влиянием СМИ и социального окружения (информальное образование). Феномен туризма охарактеризован как среда, обеспечивающая ребенку активное познание самого себя и значимых других, иных народов, их традиций и культуры. Проанализированы результаты исследований бюджета личного времени старшеклассников и студенческой молодежи в условиях различных социокультурных сред: образовательного учреждения и походного коллектива. Показаны векторы развития государственных усилий и общественных институтов, позволяющие обеспечить эффективность формирования базовых личностных качеств духовности и нравственности подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаенко Вера Петровна, Смирнов Дмитрий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the socio-cultural environment in the formation of the moral foundations of the personality: thoughts of morality and travel

The process of education is presented as a pedagogically expediently projected process of instilling in the child basic meanings of life activity in accordance with the spiritual and moral values and traditions of people. The potential resource of additional tourist-regional studies of the campaign is shown as an effective means of informal education of children and adolescents that allows to form a spiritual and moral culture. Factors restraining and preventing the formation of the foundations of morality in the processes of education, upbringing and informational education of the younger generation are revealed. The factors of the development of the Z-Zeta (Internet and digital generation) and the A-alpha generation educated in the organizations (formal education), engaged in various associations of interests (informal education) and at home, under the influence of the media and social environment (informal education). The phenomenon of tourism is characterized as an environment that provides the child with active knowledge of himself and significance of other peoples, their traditions and culture. The results of studies of the personal time budget of senior pupils and students in the context of various sociocultural environments such as an educational institution and a marching team are analyzed. The vectors of development of state efforts and public institutions that allow to ensure the effectiveness of the formation of basic personal qualities of spirituality and morality of the younger generation are revealed.

Текст научной работы на тему «Роль социокультурной среды в формировании нравственных основ личности: раздумья о нравственности и путешествиях»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 371.84; 37.061; 379.851; 37.043

В. П. Исаенко, Д. В. Смирнов

РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ: РАЗДУМЬЯ О НРАВСТВЕННОСТИ И ПУТЕШЕСТВИЯХ

Процесс воспитания представлен как педагогически целесообразно проектируемый процесс привития ребенку основных смыслов жизнедеятельности в соответствии с духовно-нравственными ценностями и традициями народа. Показан ресурсный потенциал дополнительного туристс-ко-краеведческого образования как эффективного средства неформального образования детей и подростков, позволяющего формировать духовно-нравственную культуру. Раскрыты факторы, сдерживающие и препятствующие формированию основ нравственности в процессах обучения, воспитания и информального образования подрастающего поколения. Проанализированы факторы развития поколения Z-зетов (Internet Generation, цифровое поколение) и поколения А-альфов, воспитывающихся в образовательных организациях (формальное образование), занимающихся в различных объединениях по интересам (неформальное образование) и дома в семьях, под влиянием СМИ и социального окружения (информальное образование). Феномен туризма охарактеризован как среда, обеспечивающая ребенку активное познание самого себя и значимых других, иных народов, их традиций и культуры. Проанализированы результаты исследований бюджета личного времени старшеклассников и студенческой молодежи в условиях различных социокультурных сред: образовательного учреждения и походного коллектива. Показаны векторы развития государственных усилий и общественных институтов, позволяющие обеспечить эффективность формирования базовых личностных качеств духовности и нравственности подрастающего поколения.

The process of education is presented as a pedagogically expediently projected process of instilling in the child basic meanings of life activity in accordance with the spiritual and moral values and traditions of people. The potential resource of additional tourist-regional studies of the campaign is shown as an effective means of informal education of children and adolescents that allows to form a spiritual and moral culture. Factors restraining and preventing the formation of the foundations of morality in the processes of education, upbringing and informational

education of the younger generation are revealed. The factors of the development of the Z-Zeta (Internet and digital generation) and the A-alpha generation educated in the organizations (formal education), engaged in various associations of interests (informal education) and at home, under the influence of the media and social environment (informal education). The phenomenon of tourism is characterized as an environment that provides the child with active knowledge of himself and significance of other peoples, their traditions and culture. The results of studies of the personal time budget of senior pupils and students in the context of various socio-cultural environments such as an educational institution and a marching team are analyzed. The vectors of development of state efforts and public institutions that allow to ensure the effectiveness of the formation of basic personal qualities of spirituality and morality of the younger generation are revealed.

Ключевые слова: нравственность, нравственные основы, духовность, воспитание, воспитательная миссия, социокультурная среда, деятельность, культура, народная культура, искусство, массовая культура, традиции, ценности, смыслы жизнедеятельности, путешествия, активный туризм, система образования, информальное образование, неформальное образование, турис-тско-краеведческое образование, воспитательная система, потребности личности, поколение, подрастающее поколение, Интернет, информационное общество, творчество, структура личного времени, бюджет личного времени, воспитанник, туристский коллектив.

Keywords: morality, moral foundations, spirituality, upbringing, educational mission, socio-cultural environment, activity, culture, folk culture, art, mass culture, traditions, values, life skills, travel, active tourism, education system, nonformal education, tourism and local history education, educational system, the needs of the individual, the generation, the younger generation, the internet, the information society, creativity, the structure of the personal time, the budget personal time, the pupil, touring team.

Культура - это «заклятье хаоса» (А. Белый) и врата в будущее (Н. Рерих). Каждый человек вносит свою лепту в творение окружающего мира в виде своих планов, мыслей, понятий, идей, чувств, творимых событий. Деятельность человека неразрывно связана с внешним миром. И все, что человек из себя представляет, к чему стремится, он проецирует в окружающий мир. Поэтому все окружающие нас явления - это зеркало, отражающее наш внутренний мир. Внутренний мир, наполненный культурой, способен предотвратить путешествие в королевство кривых зеркал.

Разноголосый и многоликий мир нашей страны с разрушившимися социальными ориентирами поставил подрастающее поколение в трудное положение выбора. Робкие голоса о духовности, о

защите нравственности, о воспитании духовно-нравственных ценностей сталкиваются с мощным потоком «массовой культуры», транслируемой СМИ и тиражируемой в лабиринтах сети Интернет. «Массовая культура», и это очевидный и неоспариваемый факт, пропагандирует культ денег, силы, бездушия, мракобесия, «свободы» личности от традиционных нравственных основ: семьи, брака, уважения старших, национальной и половой идентичности... В конце ХХ в. на постсоветском пространстве произошла коммерциализация культуры, искусства, телевидения. Сегодня, в ХХ1 в., она не забыла и театр. Свою высокую миссию (ее принято называть духовной) русская театральная школа гордо несла, воспитывая подрастающее поколения и все население страны на основе духовно-нравственных ценностей и традиций народной культуры. После перестройки народ, опьяненный свободой, стал утверждать, что идеология устарела, а умности надоели. Театр переродился, и сегодня зачастую искусство стало легким, бездумным, пошлым, не несущим в массы нравственность и духовность. Погоня за «рейтингами» стала определяющей в театральных репертуарах и особенно в сетке вещания телевизионных каналов. Актеры полюбили быстрый успех, вкусив лавры славы «звёздности», публика - быстрое потребление.

Вслушиваться в тишину, задумываться о чем-либо стало немодным в современном информационном обществе. Искусство и литература перестали заботиться о возвышении потребностей, о развитии тонкого вкуса, о пробуждении глубоких чувств. Эти две сферы как «законодатели» духовности и «матрицы» основ нравственности, формируемой в процессе обучения и воспитания у подрастающего поколения, все больше и больше приближаются к сфере услуг (совсем по А. Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя» [1]). Сегодня складывается уже не ощущение, а убеждение, что искусство и литература в Российской Федерации конца 90-х ХХ в. и первых десятилетий ХХ1 в. семимильными шагами наперегонки бегут навстречу неразвитым, зачастую низменным (не хочется употреблять, но «животным») интересам и потребностям, а наши дети, «одурманенные» вещательной сеткой телевидения (однозначно «зомби ящики»), с каждым днем глупеют, как глупеют на наших глазах все СМИ, их представители.

Старики (поколение победителей (The Greatest Generation) -GI (1901-1924 г. р.) и (Молчаливое поколение (Silent Generation) 1925-1945 г. р.), мы (поколение пророков, или Беби-Бумеров (Baby Boom Generation) (1944-1964 г. р.), наши дети (поколение (Generation) - Неизвестное поколение, «кочевники» - X (1965-1982 г. р.) приспосабливаемся или еще пытаемся сопротивляться, а наши внуки - (Поколение миллениалы (Generation) - Y (1984 - середина 1990 г. р.) и поколение «ЯЯЯ» (Internet Generation MeMeMe), цифровое поколение - Z (с средины 1990-х до средины 2000-х г. р.) и Поколение Альфа - A (рождённые после 2010 г.) [2] научатся жить на уровне тупого биологического прозябания. Мысль бездействует, разум спит, а ведь известно, что сон разума рождает чудовищ, а когда душа спит, она начинает творить пакости. Поэтому растет преступность, отупляющий досуг приучает в лучшем случае к пассивности и разврату, в худшем случае - к разрушению всего вокруг.

В этой связи в сохранении нравственных основ личности смена социальных формаций играет интересную роль. Их смена на рубеже ХХ и ХХ1 вв., так же как смена поколений, отражает постоянный маятниковый переход от рационализма к идеализму. Данный процесс протекает во всех сферах общества, и прежде всего искусстве и культуре, основах, заложенных предыдущими поколения в духовности и нравственности. По мнению О. В. Решетникова, этот переход с учетом полутонов отражают четыре основные тенденции:

• «культура» - формирование новой культуры - это создание платформы для новой цивилизационной ступени и это роль поколения «артистов»,

• «эмоции» - культура распадается на эмоции, которые чаще всего используют политики, и в этом активная роль пророков,

• «наука» - восполняет тот урон, который приносят политики и пророки, и это удел сильных и независимых кочевников,

• «информация» - наука распадается на информацию, становится меркантильной и прагматичной и достается героям, которые все стремятся довести до логичного зримого результата [3].

Подрастающее поколение Z-зетов (Internet Generation, цифровое поколение) и А-альфов, обучающееся и воспитывающееся сегодня в образовательных организациях (формальное образования), занимающееся в различных объединениях по интересам (неформальное образование) и дома в семьях, под влиянием СМИ (ин-

формальное образование), самостоятельно определит вектор нравственных основ личности. Но из каких ценностных «пазлов», на базисе каких духовных традиций сложится у них духовно-нравственная основа личности, сформируется личностная самоидентификации (гражданская, полоролевая и пр.), зависит от той социокультурной среды, в которой происходит личностное саморазвитие, самоопределение и отношенческо-деятельностное самовыражение.

Мы, люди старших поколений, воспринимаем Z-зетов и А-аль-фов как поколение сверхчувствительное к современным технологиям и инновациям, поражающее воображение скоростью освоения технических новинок и цифровых коммуникационных ноу-хау.

Исследованиями современных психологов доказано, что Z-зе-ты воспринимают все эти технологии как нечто само собой разумеющееся. Z-зетам все эти новые технологии необходимы для приобретения личного опыта, ускоренного освоения «багажа предшествующих поколений» и внесения инноваций, способных преобразовать окружающий социокультурный мир в согласии с их внутренними представлениями о нравственных основах личности.

Современные подростки Z-зеты, как и их предшественники, подростки из других времен (старшие сегодня поколения), не хотят опираться на опыт их предшественников, поскольку в их представлении он не отвечает требованиям времени, и стремятся во все внести свои инновации.

Современные демографы, по утверждению В. Лившица, высказывают мнение, что именно поколение А-альфа станет подлинным движителем XXI столетия, так как это первое поколение, нравственные основы которого и духовное развитие происходят в информационном (постиндустриальном) обществе. Судя по всему, поколение А-альфов будет более метафизическим. Если можно так выразиться, на смену поколению «next» придет поколение «дзен» -более уравновешенное, более позитивное и менее агрессивное -поколение ярких, творческих, самодостаточных личностей, способных достичь высшей реализации. Еще одной отличительной особенностью этих будущих взрослых В. Лившиц выделяет то, что они станут гораздо менее формализованы. Для них важно быть не в системе, а в потоке. Подобное изменение является крайне важным, потому что человек начинает примыкать уже не к структурам, конфессиям и организациям, а к потокам сознания, образу жизни и мысли. Отсюда, по мнению В. Лившица, у поколения А-альфов, се-

годняшних дошколят и младших школьников, большая склонность к самодисциплине, чем к контролю извне [4].

Именно данные факторы сегодня во всем мире активизировали средства информационной борьбы за нравственные основы личности, формируемые у подрастающего поколения, прежде всего у 7-зетов и А-альфов.

Средства дополнительного туристско-краеведческого образования детей с разнообразием видов и форм, мощным эмоционально-смысловым и ценностным воздействием на личность, разнообразной деятельностной (самодеятельностной) практикой способны противопоставить «массовой культуре» другую, иную социокультурную среду с реальностью бытия, в реальном, не виртуальном путешествии (походы, экспедиции, слеты, соревнования и пр.).

Исследователями установлено, что до окончания младшего школьного возраста полностью освоенной становится территория, находящаяся в ближайшем социальном окружении ребенка - ареал между домом и школой. Также освоенными становятся и их ближние окрестности. Младшему школьнику в ХХ в. этого «замкнутого» социального пространства и физически, и психологически было достаточно. Психические и физические новообразования, формируемые в процессе его обучения, развития, воспитания и социализации, а также возможности школьников в младшем подростковом возрасте толкали его на освоение новых территорий, установление новых социальных контактов. Однако с переходом в основную школу у младших подростков, поколения 7-зетов, проявлялась неудовлетворенность в реализации своих потребностей, в присваиваемой информации с яркими оттенками и эмоционально насыщенного характера, что в свою очередь активизировало архетип смены места [5].

В XXI в. произошло смещение ареалов осваиваемого социума. Младшие школьники средствами СМИ и Интернета активно, но неосознанно осваивают виртуальное пространство далеко за пределами дома, школы и их ближайшего окружения.

Следует отметить, что основной психологической отличительной особенностью новых поколения 7-зетов и А-альфов от представителей более ранних поколений является формирование «клипового» мышления.

Клиповость мышления психологи рассматривают как способность краткого и красочного восприятия окружающего мира

и информации посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде. Данный феномен связан с такими явлениями массовой культуры, как рекламный и музыкальный ролик или клип, лента теленовостей и т. д. Сам по себе формат клипа подразумевает вмещение сжатого объема информации в короткий сюжет (видеоряд) от нескольких секунд до нескольких минут. Содержанием ролика является для зрителя как небольшое событие, так и история человеческих отношений и даже целая жизнь или эпоха. Объем информации сюжета ограничивается только фантазией клипмей-кера, далекой от реальной жизни и подчиненной только идеям получения прибыли или поднятия рейтинга. Режиссеры СМИ при создании клипов, видеороликов и другой продукции «массовой культуры» прибегают к технике нарезки кадров, отражающих в ярких и красочных тонах только знаковые моменты рассказываемого сюжета, как правило начало, кульминацию и результат. Время в клипе фрагментарно, разорвано и отличается от реального времени рядом факторов, которые и формируют «виртуальную реальность» в сознании подрастающего поколения.

Перечислим эти факторы:

• отсутствие длительности - любое действие приводит к немедленному результату. При этом длительность или растянутость во времени - это неотъемлемый атрибут, признак многих явлений: химических и физических реакций, роста и развития живых организмов, формирования человеческих отношений, развития общества в целом и т. д. В клипах же посаженное дерево в следующее мгновение расцветает и дает плоды (не нужно прилагать труда, заботы.), на встречу и расставание двух людей приходятся мгновения, без драм и страданий, переживаний и радости;

• фрагментарность исключает такой важный фактор развития, как связь и преемственность событий. Из содержательной части клипа выпадают целые событийные звенья. Теряется видение процесса как единого и непрерывного явления. Разрываются причинно-следственные связи. Событийный поток превращается в калейдоскоп случайностей. Люди могут дружить, а в следующий момент стать врагами - вся промежуточная череда действий, включающая первое случайно брошенное злое слово, зарождающееся недоверие, затаенную обиду, недопонимание, ссору, а возможно, и предательство, остается за кадром;

• время представляется для восприятия человеческой цивилизацией как ценность - «массовая культура» и ее порождение, клипы, не отражают ценность опыта, житейской мудрости, которые нарабатываются исключительно со временем. Традициям, обычаям и ритуалам, составляющим базис культуры и формируемым годами, десятилетиями, а то и веками, обеспечивающим стабильность и поступательное устойчивое развитие жизни - как личной, так и общественной и политической, в «массовой культуре» информационного общества нет места. В парадигме все эти явления теряют смысл и перестают играть важную роль в человеческом сознании [6].

Феномен туризма, и это доказано А. А. Остапцом-Свешнико-вым [7], Л. В. Алиевой [8], В. П. Головановым [9], Л. И. Маленковой [10], И. И. Фришман [11] и исследователями, обеспечивает ребенку, подростку, юноше активное познание самого себя и значимых других Личностей, иных народов и их традиций, культуры. Сопричастность в походной самодеятельности к ценностным смыслам совместного «проживания» и безопасного жизнеобеспечения в автономных от цивилизационных благ, и в первую очередь от информационных потоков, социализируют архетип ребенка. Путешествие, поход позволяют «обнулить», разрушить формируемый СМИ, «массовой культурой», современной литературой и искусством «безнравственный» и безликий образ «современника», показать ребенку альтернативу - другое бытие, другую культуру товарищества, других ценностей, в том числе природной среды в реальном времени и реальном пространстве! [12] Туризм включает ребенка в личностно значимую для него и социально полезную для коллектива деятельность, реально, а не виртуально решающую проблемы безопасной жизнедеятельности в условиях полной автономности от цивилизации. Походная САМОдеятельность дает возможность каждому ребенку для реализации личностных инициатив «на вырост», превосходящих его сегодняшние физические возможности, духовно-нравственные представления о реальности, и раскрыть потенциал собственных способностей, перенять матрицу - образцы поведения и межличностных отношений людей в реальной действительности.

«В духовной жизни, так же как и в жизни физической, - писал Оноре де Бальзак в «Евгении Гранде», - существует вдыхание и выдыхание, душе необходимо поглощать чувства другой души, ус-

ваивать их себе, чтобы ей же вернуть их обогащенными. Без этого прекрасного явления нет жизни для человеческого сердца, ему тогда не хватает воздуха, оно страдает и чахнет» [13]. Как спасти наше подрастающее поколение от раннего «инфаркта» и сердечной недостаточности?

Все мы, и взрослые, и дети, в процессе жизнедеятельности постоянно изучаем и осваиваем определенные правила: изучая русский язык, руководствуемся правилами правописания, их несоблюдение приводит к неудовлетворительным оценкам; едем на велосипеде или переходим улицу, соблюдая правила дорожного движения, обратное же приводит к авариям и травмам; соблюдая правила безопасности, Кодекс юного туриста в туристском походе, мы меньше подвержены негативным воздействиям окружающей нас природной среды, меньше рискуем попасть в аварийную (чрезвычайную ситуацию). Живя в социуме, мы вынуждены соблюдать социальные нормы человеческой жизни - их нарушение приводит к деградации человека и упадку общества. Соблюдая обязанности участников туристского путешествия и уважая права других туристов, мы в гораздо меньшей степени подвержены возникновению конфликтных ситуаций в автономных условиях жизнедеятельности туристской группы или экспедиционного коллектива. Правила социальной жизни формулируются исходя из общечеловеческих ценностей и этнокультурных традиций народа. Эти правила определяет, фиксирует и воспроизводит воспитательная система, которая по элементарной логике должна быть связующей нитью формального, неформального и информального образования [14]. Поэтому государству и его институтам важно обратить внимание на духовно-нравственную сферу, вернуться к активной политике по формированию ценностей и правил, которые дают верные жизненные ориентиры человеческого существования. В советское время в научно-педагогическом обороте была опора на понятие «воспитания», сформулированное М. И. Калининым: «Воспитание - это целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект с целью привития качеств, желаемых воспитателю» [15]. Однако воспитатели могут быть разными. В современном обществе все большую роль в процессах воспитания и обучения занимают такие формы образования, как неформальное и информальное, оттесняя по эффективности воздействия на личность формальное на все более низкие позиции в «рейтинге» [16]. Воспитательную миссию все

больше и больше несут в себе такие средства информального образования, как СМИ, средства искусства, псевдолитераторы, сектанты, шпана в подворотне и др. Следует отметить, что в современном обществе наблюдается тенденция прямо пропорционального с усилением урбанизационных процессов снижения роли в формировании основ нравственности и духовности семьи. Взрослые все больше времени уделяют не воспитанию и личностному развитию своих чад, а участию в «добывании» денежных средств, в производственных процессах. Таким образом, все большее воздействие на поведенческие (отношенческие) и потребительские стереотипы подрастающего поколения оказывают СМИ, интернет-сообщества социальных сетей и ближайшее социальное окружение. В результате «объект» воспитания - ребенок, подросток - может усваивать от «субъекта» личностные качества, далеко не нравственного порядка, в воспитательный процесс «массовой культуры» - формировать поведенческие новообразования асоциального характера.

Для иллюстрации представим результаты исследования О. В. Решетникова структуры личного времени представителей поколения 7-зетов и младших «миллениалов» У [17] (см. таблицу).

Структура личного времени Z-зетов и младших «миллениалов» У

Структура личного времени Всего Возрастные группы

15-19 20-24

Личный уход (включая сон) 9,38 10,35 9,61

Наведение порядка дома 1,77 0,74 1,05

Помощь членам семьи 0,45 0,09 0,48

Помощь соседям 0,16 0,15 0,17

Работа 3,45 1,28 4,01

Образование 0,44 2,92 1,11

Шопинг (включая электронный) 0,38 0,30 0,40

Пользование профессионал. услугами по уходу 0,08 0,05 0,04

Прием пищи 1,11 0,90 0,99

Увлечения, интересы, развитие, досуг и отдых 4,62 4,53 4,03

Спорт и активный образ жизни 0,33 0,80 0,40

Религия 0,14 0,10 0,06

Добровольчество 0,15 0,14 0,04

Телефонные разговоры 0,13 0,27 0,17

Путешествия 1,20 1,16 1,32

Следует обратить внимание на рейтинг предпочтений 7-зетов (старшие подростки и юноши 15-19 лет):

1-е место - увлечения, интересы, развитие, досуг и отдых (4,53),

2-е место - образование (2,92),

3-е место - работа (1,28),

4-е место - путешествия (1,16),

5-е место - прием пищи (0,90),

6-е место - спорт (0,80).

Любопытным являются и изменения, произошедшие в рейтинге у У поколения младших «миллениалов» (молодежи 20-25-летнего возраста):

1-е место - увлечения, интересы, развитие, досуг и отдых (4,03),

2-е место - работа (4,01),

3-е место - путешествия (1,32),

4-е место - образование (1,11),

5-е место - наведение порядка дома (1,05),

6-е место - прием пищи (0,99).

Таким образом, можно, резюмируя, уверенно утверждать, что прослеживается тенденция «обрушения» влияния на личность роли институтов образования и, следовательно, на процессы становления и проявление (демонстрацию) в жизнедеятельности нравственных основ, при укреплении роли путешествий в приоритетах рост с 4-го на 3-е место. А важнейшим приоритетом, при данной тенденции, сохраняют лидирующую позицию увлечения, интересы, развитие, досуг и отдых, в которых формы и средства туризма, экстремальных видов занятий спортом в природной среде занимают все больше и больше места. Данные тенденции можно и необходимо использовать в процессах проектирования содержания дополнительного туристско-краеведческого образования детей с целью сохранения культурных традиций и формирования духовно-нравственных основ личности подрастающего поколения [18].

Анализ бюджета личного времени подростков-туристов в условиях туристского похода с активными формами передвижения, выполненный А. Л. Шипко, позволяет утверждать, что воспитанник туристской группы имеет возможность:

- 61% личного времени находиться под непосредственным влиянием природной среды;

- 22% личного времени находиться под влиянием общественного мнения, т. е. коллектива референтной группы - туристского коллектива;

- 7% личного времени осознанно и целенаправленно занимается избранным им видом деятельности (самодеятельности), которая связана прежде всего с процессами самообразования и самовоспитания, познания родного края и т. п.;

- 7% времени на него оказывает непосредственное влияние педагогическое требование руководителя туристской группы (педагога);

- около 3% времени приходится на воздействие окружающей (внешней, за пределами референтной группы) социальной среды (см. рисунок).

Коллектив туристской группы

_____ Личность

формирования его личности в течение дня в период его участия в туристском походе с активными формами передвижения

Следует отметить, что анализ бюджета времени подростков-туристов в условиях похода с активными формами передвижения, проведенный А. Л. Шипко, не претендует истину в последней ин-

станции. Исследователь ставил перед собой задачу только выявить тенденции, способствующие решению проблемы - социализации «архетипа кочевья» в дополнительном туристско-краеведческом образовании.

Под социокультурной средой дополнительного туристско-кра-еведческого образования мы рассматриваем систему ключевых факторов, определяющих обучение, воспитание, развитие, оздоровление и социализацию личности. Такими факторами выступают: прежде всего, непосредственно люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно-политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды и среды референтной туристской группы); средства массовой информации; случайные события [19].

Достаточно сопоставить результаты исследования О. В. Решетникова по выявлению структуры личного времени представителей поколения 7-зетов и У младших «миллениалов» [20] и анализ бюджета времени подростков-туристов в условиях похода с активными формами передвижения, проведенный А. Л. Шипко, чтобы наглядно оценить возможности ресурсного потенциала воспитательного воздействия туристского путешествия (походного коллектива и его руководителя) на ребенка в процессах формирования нравственной и духовной культуры личности.

С нашей точки зрения, «воспитание - это педагогический процесс привития ребенку основных смыслов жизнедеятельности в соответствии с духовно-нравственными ценностями народа» [21]. Исходя из данного понятия, можно определить основные качества, которые необходимы современному человеку в новом зарождающемся обществе. Таким образом, убеждены, что в современной России содержание, средства и формы формального и неформального образования, содержание государственных СМИ (как это сегодня развивается, например, на Востоке, в Японии) необходимо направить на формирование базовых личностных качеств духовности и нравственности.

И школа, и внешкольные образовательные организации и институты культуры и искусства, семья должны быть ориентированы на следующие векторы:

- воспитание свободного человека, с гражданским самосознанием; умеющего самостоятельно и ответственно принимать реше-

ния; имеющего независимость суждений и способность свободного выбора сферы своей жизни;

- воспитание гуманного человека, осознающего ценность человеческой жизни; способного к состраданию, сопереживанию, милосердию и доброте;

- воспитание духовного человека с развитыми потребностями в познании, рефлексии; способного к поиску смысла жизни, идеала, к приобщению к ценностям культуры;

- воспитание творческого человека с потребностями к созидательной и преобразовательной деятельности;

- воспитание практичного, функционально грамотного человека, владеющего практическими умениями и способного применять их в любых ситуациях;

- воспитание устойчивого человека, осознающего свое «Я» и умеющего отстаивать свою мировоззренческую позицию, уважающего мнение окружающих, почитающего культуры и традиции своего народа, уважительно относящегося к культуре других наций и народностей.

Для реализации этих качеств в воспитательном процессе требуется интеграция усилий не только педагогов в системе образования, но и всех деятелей культуры и искусства, общественных институтов. Однако все усилия могут быть бесполезны, если на государственном уровне не будет разработан национальный проект, определяющий критерии культурной и воспитательной политики России, распространяющийся на все социальные институты. Внедрение этого проекта следует начинать со СМИ, государственных телевизионных каналов вещания, которые за последнее время приобрели мощные механизмы влияния на сознание и поведение людей.

Место, занимаемое молодым человеком в обществе, должно зависеть от его собственных способностей, правильного (педагогически целесообразно, природосообразно) сформированного мировоззрения и поведенческих стереотипов. Поэтому очень важно открыть подрастающему поколению новые жизненные перспективы идеалы и смыслы, уберечь от ложных псевдокультурных ценностей, помочь вписаться в современное общество для реализации внутреннего потенциала в любой сфере жизнедеятельности. А для этого очень важно, чтобы провозглашаемые идеалы были востребованы в обществе, ибо Россия станет такой, какими вырастут наши дети.

Поэт В. А. Жуковский в свое время писал А. С. Пушкину: «Бог наградил Вас талантом. Только талант без нравственности мало чего стоит. Бог дал Вам и высокую нравственность» [22].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такое большое внимание к нравственности со стороны известного поэта и царского воспитателя не случайно. Без доброты и красота не востребуется, а без нравственности и талант мало чего стоит. Где нет любви, все дела несовершенны, утверждается в Священном Писании. Смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы научиться сознательно и свободно поступать так, как это следует по законам нравственности, мы рождаемся, живем и умираем, это закономерный жизненный цикл. При рождении получаем от Всевышнего определенные дары (или не-дары), разные свойства характера, таланты, способности. Потом жизнь вносит свои коррективы, поэтому цель жизни - уйти из этого мира лучшим, чем пришел, приумножив и отшлифовав свои нравственные качества, превзойдя то, чего мог бы достичь со своими начальными дарами, по Евангелию, «не зарыть талант в землю».

Дети всех времен и народов уникальны и неповторимы, они фантазеры и творцы, они добры и отзывчивы. Это маленькие бриллианты, требующие хорошей огранки, чтобы они потом могли превратиться в сверкающие алмазы. Однако современная школа и даже семья меньше всего занимаются воспитанием нравственной культуры ребенка. В Федеральных образовательных стандартах общего образования главный акцент сделан на развитие левого полушария, на развитие памяти, логики, стандартизированного мышления. Правое полушарие «системой формального образования» в современной России остается не востребованным, не говоря уже о духовности и душевности. Если в дальнейшем будет выбран старый сценарий, ориентирующий на усвоение устаревших знаний, на перегрузку не перерабатываемого мозгом человека объема знаний, то нас ожидает нравственная катастрофа. Полагаем, что только соединение методов педагогически целесообразного воздействия на правое и левое полушарию, на развитие сенсорного восприятия обеспечит необходимый потенциал будущим гражданам России.

По своей генетической программе у русского человека нравственность является корневой основой существования. В «Кратком катехизисе русского народа» [23] Е. М. Кожина отмечала: «Следствием нравственной жизни есть порядок, тишина, спокойствие, покорность долгу - все это есть в земле русской, стало быть, рус-

ские нравственны». Далее ставится серьезный вопрос о патриотизме: «В чем состоит чистая любовь к Отечеству?» И дается ответ: «В том, чтобы Отечество свое ставить выше всех других стран мира; сохранять все законы Отечества, как твердый оплот бытия его; посвящать на пользу и славу его свои таланты, способности, дарования, свои капиталы и защищать его словом и делом от врага». Сегодня в современной России эти нравственные координаты несколько деформированы.

На протяжении многовековой истории России складывались и передавались из поколения в поколение нравственные законы, по которым учились жить люди. В. В. Колесов в сборнике «Мудрое слово Древней Руси» [24] приводит слова отца к сыну, датированные Х1 в. Рассмотрим только некоторые из них:

- преклони ухо твое, внимая отцу своему, изрекающему тебе спасительное;

- тихо ногами ступая - воображением вознесись к небесным вратам, уши отворотив от дурных речей, умом постоянно лови звуки святых слов;

- сожми кулаки на стяжанье греховных богатств, но ладони простри на милость к убогим;

- равных тебе - миром встречай, меньших тебя - с любовью прими, тем же кто выше тебя старайся не прекословить;

- порадовался за обедом - возвесели и скорбящего, порадовался ли чему - порадуй и сетующего, почтили ли тебя, богатого - почти же ты и убогого и сделай так, чтобы в твоем доме не ходили печали.

Считаем весьма уместным вспомнить «Поучение Владимира Мономаха к детям», а также «Домострой» - какая нравственная золотая россыпь мудрости бытовала у нас в России веками! В социалистический период многое было потеряно и заменено высокопарными фразами, которые декларировались, а на деле не применялись. Педагог К. Д. Ушинский предостерегал от подобного манипулирования словами: «Приучая слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понятен, а главное не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров, которым тем удобнее иметь пороки, чтобы вы им дали ширмы для закрытия этих пороков» [25]. Сегодня даже эти ширмы отсутствуют, а отношения с жизнью явно деструкцируются.

Мы выдвигаем требования к жизни, ждем от нее того, чего нам не хватает, предъявляем ей счет, но сами остаемся должника-

ми и не платим по счетам. Говорим друг с другом о том, как сейчас стало плохо, а раньше было хорошо, а дальше будет еще хуже, виним в несчастьях кого угодно, но не себя. Распространяем вокруг себя «вирус пессимизма», не работаем над собой, не видим своего предназначения в этом мире. Расталкиваем друг друга, и все равно видим кругом одни преграды. Вся жизнь тратится на то, чтобы преодолеть барьеры, часто самими же возводимые препятствия, а в результате удаляемся друг от друга на миллионы «световых лет», вместо того чтобы сблизиться, помочь друг другу. Тогда преграды рассыплются и превратятся в проблемы, а проблемы - в вопросы, которые становятся разрешимыми, ибо один в поле не воин. Отказ от общинности как основы русской культуры, духовности и нравственности, водружение на пьедестал «культа индивидуализма», навязываемого нам Западом, далеко не наша корневая система, не архетип русского народа.

Под действием социальных и природных факторов архетип личности изменения места (ТУРИЗМ) может социализироваться и в дальнейшей жизни, превратить человека или в туриста (путешественника), или в домоседа, который «путешествует» только в виртуальном пространстве (литература, телевизор или Интернет), оторванном от реальной действительности. В современном мире, ин-формационом обществе это и есть два наиболее крайних проявления социализированного архетипа изменения места [26].

На основе средств массовых коммуникаций легко вырабатывается иммунитет к страданиям других, к преодолению трудностей бытия. Радость, счастье, любовь становятся архаизмами (как и многие другие нравственные понятия), переходят в жанр возвышенного, ирреального либо приравниваются к материальным благам.

Изменения в нравственном сознании взрослых не лучшим образом сказываются на воспитании детей. У человека изначально все есть для счастья: солнце, свет, дружба, детский смех, песня и жизнь человеческая на земле. Это все дается как бы «даром», этот дар нужно уметь принять и приумножить. Жизнь так коротка, чтобы превращать ее в поле битвы за призрачные преимущества и мнимые цивилизационные блага. Она, жизнь, должна быть источником света, добра, счастья и любви в самом широком смысле этих слов. Источником в реальной жизни, а не в виртуальном пространстве. Именно они составляют главное богатство человека. Философ Л. А. Сенека писал: «Позаботимся же, чтобы то, чем мы хотим вы-

звать восхищение, не вызывало смеха и неприязни. Ведь у нас нет другой цели, как только жить в согласии с природой. Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде. Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик тот, кто серебряной пользуется как глиняной. Слаб духом тот, кому богатство не по силам» [27]. К сожалению, мы стали утрачивать главные нравственные позиции, которые всегда украшали русского человека.

Настало время не только и не столько говорить о воспитании нравственной культуры, а пришло время активно действовать, защищать нравственность и отстаивать духовные ценности, самостийность русской культуры и ее традиций, чтобы великие нравственные ценности не подвергались осмеянию усилиями наших СМИ (кстати, финансируемых за счет бюджетов разных уровней, а в первую очередь федерального, т. е. за наш, налогоплательщиков счет), а стали ведущими ориентирами для подрастающего поколения россиян по жизни.

Дом, семья, детский сад, общеобразовательная школа, организации дополнительного образования детей - колыбель нравственной культуры. Демографический кризис, как тайфун, пролетевший над нашей страной, резко изменил воспитательную ситуацию. В XIX в. на одну женщину в Российской империи приходилось 7,2 детей, до 15 лет доживало 3,7. В 1939 г. на одну женщину приходилось уже 4,4 ребенка (на 30% меньше), до 15 лет доживало 3,1. Снизилась рождаемость, но снизилась и смертность. В 1989 г. впервые за всю историю страны в мирное время число умерших на 5 тыс. превысило число родившихся. По прогнозам Госкомстата, население Российской Федерации к 2016 г. сократится на 10,4 млн человек и составит 134,4 млн. Однако полагаем, что собственно демографическая проблема ничто по сравнению с падением нравственности. Во времена Петра I в России было 10,5 млн человек (меньше численности сегодняшнего населения Москвы), а какие подвиги одерживал народ, Россия стала Великой империей, ибо высоки были нравственность, патриотизм, духовность.

Воспитание нравственной культуры - актуальнейшая социальная задача сегодняшнего дня. Мы, педагоги, хорошо знаем, что необходимо не столько воспитывать детей, сколько вступать с ними в педагогические отношения сотрудничества, доверительности, а это, к сожалению, делать умеет не каждый. Это не столько педа-

гогическое искусство, сколько потребность души, потребность сердца помочь ребенку найти себя в этом мире. Это необходимо делать так педагогически целесообразно, чтобы он не только не догадывался, но даже и не заподозрил, что его воспитывают. Герой романа Г. Семенова «Городской пейзаж» размышляет: «Я не должен знать, что мне прививают хорошие качества, а тем более знать, как это делается» [28]. Эта позиция знакома каждому человеку. Никто не приемлет назидательного прямого воспитательного воздействия, поэтому наибольшего педагогического эффекта достигают те воспитатели и родители, которые воспитывают не на ходу (Вымой руки! Уступай место старшим. У тебя все хорошо в школе? и пр.), а постепенно на собственном примере показывают красоту и бесценность человеческих поступков. Они проникают в духовный мир ребенка. «Кто проникновеннее, тот и проникает», -писал психолог В. Леви, а проникновеннее могут оказаться далеко не безобидные люди, просто у них времени оказалось больше, чтобы всецело завладеть умом и сердцем мечущегося и не окрепшего человека.

Нравственность воспитывается не словами, а поступками, личностным отношением, конкретными делами и примером. Великие педагоги прошлого предупреждали об огромном вреде «педагогики говорения». «Я думаю, многие наши дети вырастают в отвращении к добродетели потому, что ее беспрестанно внушают, перекармливая хорошими словами!» - писал Я. Корчак. И очень современно звучит мысль Ж.-Ж. Руссо: «Я не люблю голословных объяснений, молодежь так мало обращает на них внимание и почти не помнит их. Вещей, вещей давайте: я не перестану повторять, что мы слишком много значения придаем словам. Своим болтливым воспитанием мы создаем лишь болтунов». Многие наши политические деятели, чиновники разных рангов, воспитанные словами, соответствуют вполне последнему определению.

Дела и поступки требуют принятия ответственности за свои действия и их последствия. Коллега А. С. Макаренко прекрасный педагог и энтузиаст В. Н. Терский считал, что «самым опасным... является положение, когда дети не чувствуют себя ответственными за работу, а оказываются на положении простых исполнителей, которым приказывают и указывают, а не доверяют». Туризм, путешествия, активная самодеятельность в условиях автономности жизнедеятельности априори предполагают ответственность за действие

или за бездействие, прежде всего, перед самим собой, перед походным коллективом, перед окружающей природной средой. Если не ты - то кто? Активные формы туризма предполагают как «производство» участниками похода своими руками туристского продукта, будь то обустройство бивака, приготовление пищи на костре, установка палатки для ночлега, создание для себя и своих товарищей минимально возможного, но комфорта, но и его «потребление». Сами приготовили ужин, обустроили лагерь, навели переправу, сами же и потребили... Но в педагогически целесообразно организованном активном туризме присутствует еще и социальная ответственность, нравственная природосообразная культура «потребления» природных богатств - не навреди!

В этой связи вспоминается стихотворение Леонида Мартынова «След», написанное в 1945 г. [29]

А ты?

Входя в дома любые -И в серые, И в голубые,

Всходя на лестницы крутые, В квартиры, светом залитые, Прислушиваясь к звону клавиш И на вопрос даря ответ, Скажи:

Какой ты след оставишь? След,

Чтобы вытерли паркет И посмотрели косо вслед, Или

Незримый прочный след В чужой душе на много лет?

Безответственность возникает на фоне бесконечной опеки взрослых, когда проверяется каждый шаг, проектируется за ребенка алгоритм его действий, что приводит к инфантильности - большой зависимости от взрослых и нарушению собственной самостоятельности. В результате можно наблюдать две модели поведения: стремительный уход от взрослых, замыкание в самом себе либо полное им подчинение и безволие. Вот какие мысли посетили Надежду Филаретовну фон Мекк, когда она столкнулась с полной отчужденностью своих детей: «Унизить их так легко, но унижение

детей - мое унижение. Да, они не гении, даже не таланты дюжинные, средние люди, из которых и состоит человечество. Они безвинны в своей посредственности, неяркости и даже жизненной неумелости. Их слишком берегли. Да, да, об этом ты не подумала. Чрезмерная бережливость губительна для формирующегося характера. И когда подводится итог воспитательным усилиям, наступает прозрение, приходит мудрость, появляется опыт. Однако возникает совершенно справедливый вопрос: почему так поздно?» [30]

Опека ограничивает движение Личности к творчеству, к собственному анализу и размышлению, к ответственности (страх за ошибку!) за свои действия, к разговору со своей совестью и многому другому. Опека штампует на уровне среднего образования и среднего воспитания среднестатистического гражданина. К сожалению, подчас это происходит на фоне ограниченности самих педагогов - воспитателей или родителей, главное ценностное кредо которых сводится к тому, чтобы одеть, накормить, научить детей, проследить за их «занятостью». Увы, но и на уровне государства сегодня при декларации de jure заботы о воспитании подрастающего поколения, de facto все отчетливее прослеживается чрезмерная опека! Принимаемые в современной России законопроекты и нормативно-правовые документы в сфере образования, организации летнего оздоровительного отдыха, активного досуга, в частности печально знаменитые СанПиНы, ограничивающие различные формы самообслуживающего труда в образовательных организациях и учреждениях отдыха и оздоровления детей, ничем как «чрезмерной опекой» идентифицировать невозможно!

Все чаще взрослые поколения говорят об эмоциональной глухоте, о «засушенном сердце» детей и подростков. Эта проблема не нова, она возникла на фоне увеличения ритмов и динамизма жизни и разобщенности людей в условиях все большей урбанизации. Поэтому воспитание эмпатии - чувства сопереживания по отношению к окружающим - мы, как и другие исследователи, тоже относим к нравственной категории. Некоторые приемы воспитания эмаптии можно позаимствовать у народов Востока. Во многих тибетских системах каждый человек на некоторое время должен отказаться от своих сиюминутных желаний, интересов и полностью подчиниться сопереживанию другого человека, даже не обязательно родственника или близкого. Для современного человека такая практика, как нам видится, будет весьма полезной, ибо сосредоточенность на

своих ощущениях и событиях собственной жизни, которые кажутся наиболее важными и исключительными, приводит к невосприятию уникальности и интересности других -Я - Личностей. В японской системе воспитания много столетий использовался прием уединения, который отягощался запретом даже говорить с самим собой, дабы довести человека до полного очищения. На Руси воспитание молчанием входило в систему инициаций. Размышления наедине закаливали волю, воспитывали глубину чувств, взвешенность каждого слова (не сотрясай воздух словами!) и внимание к другим людям.

Размышляя над тайнами мироздания, древние мудрецы указывали, что в мире существуют как бы два встречных потока - общий, в котором каждый из нас не более чем лодка, плывущая по воле волн, и индивидуальный - поток личностного развития, в котором каждый неповторим и незаменим. Развиваешься нравственно, хорошо гребешь, плывешь к добру - жизнь предстанет в своей многогранности и подарит много возможностей. Осушил весла -понесет поток вниз по течению к водопаду страстей и деградации. Выбор делает каждый человек сам, и спасти его может только высокий уровень его нравственной культуры и творческая деятельность в соответствии с интересами и способностями ребенка. Давайте же подарим детям ДЕТСТВО, создадим созидающую социокультурную среду духовно-нравственного разлития, творческого самовыражения и самоопределения!

Примечания

1. Фурсенко честно рассказал о целях реформы образования // Правда-TV.ru - 2012 - 19 апреля. URL: http://www.pravda-tv.ru/2012/04/19/ 14237/14237

2. Психологические особенности поколения Z // Третьяковские уроки. URL: http://mansa-uroki.blogspot.ru/2016/04/z_12.html (дата доступа 13 апреля 2017); Как поколение Z повлияет на рабочий процесс в будущем // ЛАЙФ-ХАКЕР : How The Generation Born Today Will Shape The Future Of Work. URL: https://lifehacker.ru/2016/02/14/the-future-of-work/ (дата доступа 15 марта 2017); Решетников О. В. ПОКОЛЕНИЕ Z И НЕДАЛЕКОЕ БУДУЩЕЕ РЫНКА ТРУДА // Школьные технологии. URL: http://ro^^/books/soc_obrazovanie/ Решетников О. Поколение Z ! .pdf (дата доступа 05 мая 2017); Лившиц Влад. Поколение Альфа // Проза.ру. URL: http://www.proza.ru/ 2015/11/06/1475 (дата доступа 08 июня 2016).

3. Как воспитать ребенка. Поколение Альфа // Новый Женский Портал. URL: http://fotky.com.ua/2014/12/kak-vospitat-rebenka-pokolenie-alfa/ (дата доступа 10 сентября 2016).

4. Лившиц Влад. Указ. соч.

5. Смирнов Д. В., Шипко А. Л. Процесс социализации «кочевого архетипа» в дополнительном туристско-краеведческом образовании как средство формирования готовности личности к совершению туристских путешествий // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. № 1(110). С. 39-64.

6. Психологические особенности поколения Z.

7. Остапец А. А. Могучее средство развития личности : [о деятельности Моск. Междунар. Акад. дет.-юнош. туризма и краеведения] // Доп. образование. 2000. № 2. С. 23-27.

8. Алиева Л. В., Казанцев В. В. Опыт использования педагогического наследия А. А. Остапца-Свешникова в создании инновационной системы внеурочной работы школы : [туристско-краевед. деятельность] // Духовно-нравственное развитие школьников средствами военно-патриотического воспитания личности : [сб. материалов из опыта работы педагогов в режиме эксперимент. площадки] / Учреждение Рос. акад. образования «Институт содержания и методов обучения» ; Киров. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. М. : УРАО ИСМО, 2011. С. 40-44.

9. Голованов В. П. Педагог дополнительного образования в воспитательном пространстве детства // Воспитание в школе. 2014. № 1. С. 19-22.

10. Маленкова Л. И. Торжество воспитания: возможно ли оно? / Л. И. Маленкова // Народное образование. 2011. № 5. С. 217-222; Маленкова Л. И. Воспитание в туристском походе // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 4(121). С. 37-52.

11. Фришман И. И. Взаимодействие социальных институтов воспитания в интересах детства // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. М. : Гос. НИИ семьи и воспитания, 2004. Т. 2. С. 56-60.

12. Смирнов Д. В., Шипко А. Л. Указ. соч.

13. Бальзак О. де. Евгения Гранде. М. : Искатель, 2013. (Сер. Библиотека классики).

14. Горский В. А., Смирнов Д. В. Проектирование комплексной программы развития взаимосвязи и преемственности формального и неформального образования : учеб. пособие / В. А. Горский, Д. В. Смирнов, А. А. Горячев ; под ред. В. А. Горского ; ФГНУ Ин-т содержания и методов обучения РАО. М. ; Киров : Изд-во ВятГГУ, 2012. 162 с.

15. Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. М. : Гос. изд-во полит. лит., 1959.

16. Смирнов Д. В. Неформальное образование как среда развития инновации в учреждениях дополнительного образования детей туристско-крае-ведческого профиля // Современный образовательный процесс: опыт, про-

блемы и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф., (г. Уфа, 26 ноября 2010 г.) / М-во образования Республ. Башк. ; Ин-т развития образования Республ. Башк. Уфа : Изд-во Ин-т развития образования Республ. Башк.,

2010. С. 14-21; Горский В. А., Смирнов Д. В. Указ. соч.; Горский В. А., Ким С. В., Смирнов Д. В., Суворова Г. Ф. Научные основы взаимодействия и преемственности формального, неформального и внеформального образования детей : монография / под ред. М. В. Рыжакова, В. А Горского, Г. Ф. Суворовой. М. ; Уфа : ГНИУ ИСМО РАО, 2012. 308 с.

17. Решетников О. В. Указ. соч.

18. Смирнов Д. В. Проектирование социокультурной среды дополнительного туристско-краеведческого образования в целях гражданско-нравст-венного воспитания подрастающего поколения // Гражданско-патриотичес-кое воспитание школьников во взаимосвязи формального и неформального образования : сб. материалов из опыта работы педагогов в режиме экспериментальной площадки / под науч. ред.: В. А. Горский, А. Г. Волков, Д. В. Смирнов ; Учреждение РАО «Ин-т содержания и методов обучения» ; Кировский ИПК и ПРО. М. : УРАО ИСМО ; Киров : Киров. ИПК и ПРО,

2011. С. 16-25.

19. Мардахаев Л. В., Смирнов Д. В. Принцип открытости образовательной среды в практике социализации личности воспитанников детских домов // Опыт и проблемы социализации воспитанников детского дома средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности : материалы опытно-экспериментальной работы : сб. материалов из опыта работы педагогов-исследователей в режиме Федеральной экспериментальной площадки / под науч. ред. Д. В. Смирнова ; ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО ; КОУ Воронежской области «Школа-интернат № 1. для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей». М. : ФГНУ ИСМО РАО ; Воронеж : КОУ ВО Школа-интернат № 1, 2013. С. 19-34.

20. Решетников О. В. Указ. соч.

21. Исаенко В. П. Праздничная культура русского народа как ценностно-адаптационный феномен / Моск. гос. соц. ун-т ; О-во «Радетели просвещения». М. : ОДИ-International, 1998. 131 с.

22. Жуковский В. А. Письма к А. С. Пушкину // LIRCLUB.COM : Электронная библиотека классической литературы. URL: http://libclub.com/ J/JukovskiiVA/JukovskiiVA-125-1.htm (дата доступа 03 апреля 2016).

23. Кожина Е. М. Краткий катехизис русского народа // Соч. Е. М. Кожиной. СПб. : Тип. К. Вингебера, 1837. 36 с.

24. Мудрое слово Древней Руси (XI-XVII вв.) : сб. / сост. В. В. Коле-сов. М. : Сов. Россия, 1989. 464 с.

25. Ушинский К. Д. Родное слово : кн. для детей и родителей / [ сост., предисл., примеч., словарь, подгот. текста Н. Г. Ермолиной]. Новосибирск : Дет. лит. Сиб. отд-ние, 1994. 420 с.

26. Смирнов Д. В., Шипко А. Л. Указ. соч.

27. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru. URL: http://modernlib.ru/books/ seneka_luciy/nravstvennie_pisma_k_luciliyu/read (дата доступа 12 января 2013).

28. Семенов Г. Городской пейзаж. М. : Сов. писатель, 1985.

29. Мартынов Л. След // Строфы века. Антология русской поэзии / сост. Е. Евтушенко. Минск ; М. : Полифакт, 1995.

30. Переписка Н. Ф. фон Мекк c Чайковским // Материал из Виките-ки - свободной библиотеки. URL: https:// ru.wikisource.org/wiki/ Перепис-ка_с_Н._Ф._фон_Мекк_(Чайковский) (дата доступа 11 декабря 2012).

УДК 37.022; 377.44; 372.891; 371.263

Г. А. Русских

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА К ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Представлен опыт внедрения нового Федерального государственного образовательного стандарта образования в практику работы основной школы. Показано, что планируемые результаты представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов основной образовательной программы, обеспечивают связь между требованиями стандарта, образовательным процессом; системой оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Раскрыта поэтапная методика подготовки учителя к оценке достижения планируемых результатов в условиях работы методической школы Лицея естественных наук города Кирова. Охарактеризованы особенности модели урока комбинированного типа по теме «Леса». Рассмотрен анализ современного урока, позволяющий учителю-исследователю организовать педагогическое наблюдение, наиболее информативный метод исследования в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

The experience of introducing a new federal state educational standard into the practice of the principal school is presented. It is shown that the planned results represent a system of leading target installations and expected results of mastering all the components of the basic educational program, provide a link between the requirements of the standard; educational process; a system for assessing the planned results of mastering the basic educational program. The step-by-step methodology of teacher training to evaluate the achievement of planned results in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.