ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Белюченко О.П.1, Винтер Л.И.2
'Белюченко Ольга Павловна - учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № '0;
2Винтер Лилия Ивановна — учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 3, г. Белгород
Аннотация: в статье рассматривается взаимодействие традиционной культуры и современности на примере Белгородской области. Ключевые слова: культура, Белгородская палитра.
Исторический путь, пройденный народом, откладывается в его социальной памяти и формирует традиционные установки его культуры. Такие традиционные установки складываются и в русской культуре. В нашей стране, как и в любой другой, существуют множество разнообразных традиций. И важно не только их соблюдать, но и понимать, как эти традиции влияют на современное общество, какой вклад вносят в его развитие.
Многие традиции находят, в первую очередь, отражение в народном творчестве. Народное искусство всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру чувств и отношений между людьми. Профессиональные художники многих поколений всегда находили и будут находить в богатейшем арсенале народного искусства черты, созвучные современности, и плодотворно используют их в своем творчестве. Народные мотивы широко используются в современном дизайне, архитектуре, музыкальном творчестве.
Белгородский край - настоящий кладезь народных обычаев, музыкального фольклора, художественных промыслов. Отголоски старины сохранились до наших дней вопреки всем событиям переменчивых веков.
Одним из первых регионов Белгородчина стала возрождать культуру прошлых веков. Это происходит и через организацию массовых народных праздников и гуляний, и через возрождение народных промыслов. Способствует и возрождению традиций создание этнографических музеев во многих районных центрах Белгородской области, например, центр традиционной культуры и музей села Купино или восстановление этнографической деревни «Кострома» с целью сохранения культуры, традиций, народно-художественных промыслов Прохоровского района.
Но самая важная роль в знакомстве современного поколения с культурным прошлым отводится образовательным учреждениям и педагогам. В большей степени это происходит на занятиях историей, литературой, изобразительным искусством, музыкой. Мы, так или иначе, на уроках или во внеурочной деятельности соприкасаемся с темами культурного прошлого нашего народа. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты.
Если рассматривать, в частности, работу учителей изобразительного искусства, то большинство из нас работает по программе Б.М. Неменского. Программа знакомит учащихся с историей архитектуры, секретами народных промыслов и национального костюма России, но и даёт учителю большую степень свободы, позволяет наполнить её региональным содержанием. Помимо уроков в образовательном процессе следует обратить внимание на внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность школы предоставляет в интересующем нас плане неограниченные возможности. Содержание, формы, методы внеурочной деятельности можно полностью настроить на национальную культуру, национальный характер и нацелить на изучение региональных традиций.
Программа внеурочной деятельности «Белгородская палитра» предполагает применение активных методов обучения на основе краеведческого материала, создает условия для патриотического воспитания обучающихся. Разработанные в методических рекомендациях
сценарии предполагают погружение школьников в различные исторические эпохи области, промыслы нашего региона, быт, знакомство с музыкальным творчеством, особенностями архитектуры, православным зодчеством, с художественно-творческим опытом мастеров, тем самым способствуя формированию целостной эстетической культуры родного края.
Наследие нашего края обширно и разнообразно. Веками копилось оно, и вкладывали в него люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Уходило и терялось, часто время не щадило человека и его творение, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает нам неповторимый образ нашего прошлого. Наша задача - это преумножение дел и традиций краеведения, внесение своего вклада в изучение малой Родины, ее истории, ее обычаев и традиций.
Список литературы
1. Белюченко О.П., Ждамирова И.В. Одаренность в массовой школе // Проблемы педагогики, 2016. № 5 (17). С. 8-11.
2. Белюченко О.П. Методические основы обучения школьников народной росписи // Достижения науки и образования, 2018. № 8 (30). С. 97-99.
3. Белюченко О.П., Ждамирова И.В. Особенности воображения младших школьников // Проблемы науки, 2016. № 9 (10). С. 37-39.