Научная статья на тему 'Региональный компонент образовательной программы как педагогическое условие для обеспечения эффективности реализации природных особенностей региона'

Региональный компонент образовательной программы как педагогическое условие для обеспечения эффективности реализации природных особенностей региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ВУЗ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойленко Александр Анатольевич

В статье говорится об использовании регионального компонента при составлении образовательных программ в вузах как педагогическом условии для обеспечения эффективности реализации природных ресурсов региона, в частности, территории Краснодарского края. Анализируется опыт факультета сервиса и туризма Кубанского социально-экономического института в этом вопросе, делаются соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойленко Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный компонент образовательной программы как педагогическое условие для обеспечения эффективности реализации природных особенностей региона»

УДК 378

Самойленко Александр Анатольевич

главный редактор научно-информационного журнала «Курорты. Сервис. Туризм», доцент кафедры сервиса и туризма Кубанского социально-экономического института, действительный член Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения elect.you@yandex.ru Alexander A. Samojlenko editor in chief of Scientific Information Journal "Resorts. Service. Tourism ", an assistant professor of service and tourism Kuban Social and Economic Institute. a full member of the International Academy of youth tourism and local history elect.you@yandex.ru

Региональный компонент образовательной программы как педагогическое условие для обеспечения эффективности реализации

природных особенностей региона

Regional component of an educational program as pedagogical condition for ensuring efficiency of realization of natural features of the region

Аннотация. В статье говорится об использовании регионального компонента при составлении образовательных программ в вузах как педагогическом условии для обеспечения эффективности реализации природных ресурсов региона, в частности, территории Краснодарского края. Анализируется опыт факультета сервиса и туризма Кубанского социально-экономического института в этом вопросе, делаются соответствующие выводы.

Ключевые слова: регион, региональный компонент, образовательная программа, вуз, проектирование, моделирование, природные ресурсы.

Annotation. The article mentions the use of a regional component in the preparation of educational programs at universities as pedagogical conditions for the effectiveness of the implementation of the natural resources of the region, in particular, the Krasnodar Territory. The experience of faculty service and tourism Kuban Social and Economic Institute in this matter, draw conclusions.

Keywords: region, the regional component, educational programs, college, design, modeling, natural resources.

На современном этапе развития образования одной из мировых тенденций является его интеграция и унификация как следствие социально-политического, экономического и культурно-образовательного сближения различных государств. Стремление народов сохранить ментальность, усиление в последние годы этничности, наблюдаемое во всём мире, идентичность, генетически заложенная в каждом этносе, направлены на сохранение многообразия культур, многонациональности как формы разнообразия окружающего мира. Эти явления свойственны современной России, где регионализация является следствием глубинных процессов, характеризующих изменения во всех сферах российского общества, в их взаимосвязи с общемировыми тенденциями развития [2]. Многие исследователи [1,2,4,7] отмечают то, что регионализация есть объективно обусловленный процесс, противостоящий нарастающей глобализации во всех сферах общественного устройства. Именно в диалектике регионализации и глобализации следует рассматривать и современные проблемы развития российского образования. Оно, с одной стороны, формирующееся в условиях глобальных мировых процессов, становится полифункциональным. С другой стороны, под влиянием процесса регионализации образование строится с ориентацией на сохранение этнокультурных приоритетов развития и социально-политической независимости различных регионов РФ.

В Законе РФ «Об образовании» впервые закреплено положение о свободе и плюрализме в этой сфере деятельности, а субъекты Федерации наделены правом разработки и реализации региональных программ развития, включая международные, с учётом особенностей региона. Одной из существенных особенностей регионализации российского образования является формирование регионального компонента образовательной программы. Его реализация в жизнь обеспечивает вариативность содержания образования, увеличивает степень академических свобод, способствует переходу от знаниевой, информационно-накопительной, к методологически ориентированной модели образования, которая ведет к большей самостоятельности творческой подготовки студентов, к более высокой степени интеграции дисциплин и разделов профессионально-образовательной программы.

За последние несколько лет накоплен определённый опыт проектирования региональных вариативных образовательных программ, методики их реализации, повышения эффективности образовательного процесса. Анализ материалов, касающихся содержания, структуры, функций и технологий реализации национально-регионального компонента учебных планов направления бакалавриата «Социально-культурный сервис» и «Туризм» вузов Российской Федерации позволяет сделать вывод о стремлении к формированию регионального компонента в комплексности, с учётом исторических закономерностей и научной прогностики развития отраслевой структуры региона, во взаимосвязи региональных факторов, формирующих циклы рекреационной деятельности [8].

Содержание регионального компонента в высшем профессиональном туристском образовании проектируется на основе современных образовательных концепций в соответствии с направлением и профилем подготовки бакалавров по сервису и туризму. Реализация функций национально-регионального компонента образовательных программ даёт возможность получения требуемой на рынке труда сервисной и туристской квалификации с учётом тенденций и перспектив развития национальной и региональной экономики, удовлетворяет потребности развития личности в социальном, экономическом и природном планах. Знание будущими специалистами основ туризма является существенным звеном в совокупности квалифицированных умений и навыков молодых специалистов, вбирающих в себя опыт стран, народов и столетий [3].

По нашему мнению, очень важен системный подход к формированию сквозного курса из дисциплин ресурсного профиля, входящих в региональный компонент всех блоков образовательных программ по сервису и туризму, содержание которых основано на изучении рекреационных ресурсов региона, связанных с туристско-сервисной деятельностью. Рекреационные ресурсы, включающие основные элементы геосферы: водные, растительный мир, ресурсы земной коры, виды человеческой деятельности и самого человека, рассматриваются в их единстве и взаимосвязи с позиций общей целостности. Дисциплины курса предусматривают наряду с изучением оценку и разработку технологий использования рекреационных ресурсов в туристско-сервисной деятельности на основе проектных методов обучения [4].

Изучение территориальной организации туристской индустрии положено в основу таких учебных курсов туристского вуза, как география отдыха и туризма, туристское страноведение, экологический туризм, краеведение, экскурсоведение, регионоведение, организация и технология активных видов туризма и др. При этом основное внимание должно уделяться усвоению номенклатуры уникальных туристских ресурсов и экскурсионных объектов ранга макро- и мезорайона и соответствующих подсистем туристско-ресурсной структуры. Использование учебных экскурсий, туров, туристских слетов как методов познания туристских объектов являются наиболее эффективной формой усвоения учебного материала, имеющей большое воспитательное значение, повышающей культуру будущих профессионалов турбизнеса [5].

Моделирование регионального компонента образовательной программы рассматривается во взаимосвязи с потребностями территориального рынка труда и деятельностной профессиональной сферы. Так как регион (в нашем случае это Краснодарский край) формирует для себя собственную концепцию развития туризма и сервисной деятельности, то особая роль в повышении качества современного профессионального туристского образования принадлежит установлению партнёрских отношений туристско-сервисной сферы и профессиональных учебных заведений. Развитие региональной экономики туризма предполагает развитие

производственной деятельности (услуг) и рациональное использование и воспроизводство туристских ресурсов [3]. Это означает подготовку специалистов и бакалавров, востребованных отраслью.

Анализ материалов по региональным составляющим образовательных программ факультета сервиса и туризма Кубанского социально-экономического института показывает, что региональный компонент является педагогическим условием, обеспечивающий эффективность реализации природных, культурно-исторических, социально-экономических особенностей региона, учёт которых способствует не только созданию и продвижению регионального туристского продукта. Он также оказывает воспитательное воздействие на молодое поколение, формируя гражданина, патриота малой родины.

Региональный компонент высшего образования призван способствовать адекватному самоопределению студентов, их творческой самореализации в конкретной экономической и культурной среде, формированию национального самосознания и творческих способностей, воспитанию на культурных традициях своего народа с сохранением функционального поля других культур, обеспечивающих межкультурное общение и повышение культурного уровня будущих специалистов.

Литература:

1. Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы. // Высшее образование сегодня. 2004. № 2.

2. Гировка Н.Н. Рекреационные ресурсы - одна из основ подготовки специалистов в области туризма // Труды 6-й Международной научно-практической конференции «Туризм: подготовка кадров: проблемы и перспективы развития». Март 2004 г. М., МГУ сервиса. С. 44-49.

3.Гукаленко О.В. Образовательное пространство СНГ: проблемы и перспективы развития //Педагогика.№2, 2007. С.3-11.

4.Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме М.: Советский спорт, 2005. 528 с.

5.Ланцман Е.Л. Регионализация как одна из ведущих тенденций развития российского федерализма / Е.Л. Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте РФ. М.: РАГС, 2006. 32 с.

6. Руднева Т.И. Тенденции функционирования гуманитарного пространства. // Перспективы модернизации выс-шего образования: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Т.И. Рудневой. Самара: ООО «Офорт», 2011. С. 119-121.

7. Самойленко А.А. Изучение регионального компонента при подготовке студентов туристского профиля: критерии ценности и ценностный потенциал // Культурная жизнь Юга России. Региональный научный журнал. № 2(49). С.107-110.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) «бакалавр») от 28 октября 2009 г.

References:

1. Baydenko VI Bologna reforms: some lessons of Europe. // Higher education today.2004.№2.

2. Girovka NN Recreational resources - one of the foundations of specialist training in the field of tourism // Proceedings of the 6th International Scientific and Practical Conference "Tourism: training: Problems and Prospects." March 2004, Moscow, MSU service. P. 44-49.

3.Gukalenko OV Educational space CIS: Problems and Prospects // Pedagogika.№2, 2007. P.3-11.

4.Zorin IV, A. Zorin Vocational education and careers in tourism M .: Soviet Sport, 2005. 528 p.

5.Lantsman EL Regionalization as one of the leading trends in the development of Russian federalism / EL Ros. Acad. Gos. Service under the President of the Russian Federation. M .: RAGS, 2006. 32 p.

6. Rudnev TI Trends in the humanitarian space. // Perspectives modernization height-edu- cation: Interuniversity collection of scientific papers / ed. TI Rudnev. -Samara: LLC "Etching", 2011. P. 119-121.

7. AA Samojlenko The study of the regional component in the preparation of students of tourist profile: criteria values and value potential // Cultural life in southern Russia. Regional scientific journal. Number 2 (49). P.107-110.

8. Federal state educational standard of higher education in on-board training 100400 Tourism (qualification (degree) "Bachelor") dated October 28, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.