КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ
О.А. УСТИМЕНКО, Дальневосточный государственный рыбохозяйственный технический университет, г. Владивосток;
Г.И. ШАТАЕВА,
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток
Аннотация
В статье изложены этапы подготовки бакалавров в области спортивно-оздоровительного сервиса, обладающих специальными компетенциями в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения. Указана практико-ориентированная роль производственной практики, выпускных квалификационных работ. Подготовка выпускников проводится в рамках приоритетных задач Дальневосточного региона.
Abstract
The article describes the stages of Bachelor of sports services, with special competence in accordance with GEF VPO third generation. Contains the role of practice-oriented manufacturing practices, design work graduates. Preparing graduates is part of the priority tasks of the Far East region.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение; спортивно-оздоровительный сервис, специальные компетенции.
Key words: practice-oriented training, fitness and health services, special competence.
В настоящее время Россия имеет развитую сферу физкультурно-оздоровительного и спортивного движения, в составе которой действует около 100 тыс. коллективов физической культуры и спортивных клубов, около 5 тыс. спортивных и спортивно-технических школ, большое количество физкультурно-образова-тельных, научных и иных физкультурно-спортивных учреждений. Материально-техническая база отрасли насчитывает более 6 тыс. физкультурно-оздоровительных центров, 2,2 тыс. стадионов, 80 тыс. спортивных площадок и полей, десятки тысяч других объектов. Однако их единовременная пропускная способность составляет лишь около 20% от установленных нормативов, что во многом является следствием ежегодного сокращения количества спортивных сооружений, использования спортивных баз не по назначению. Численность кадров отрасли составляет 195,3 тыс. человек, из них более 78% - работники образовательных учреждений. Квалификационный состав кадров отрасли ослабляется оттоком по видам спорта ведущих специалистов и ученых в зарубежные клубы и научные учреждения. Ограниченность финансовых средств создает большие трудности в реализации спортивно-оздоровительными организациями своих функций и настоятельно требует поиска активных форм деятельности, разработки четкой маркетинговой стратегии, которая отвечала бы условиям рынка и внутренней составляющей организации. Кроме создания современных спортивных и туристических баз и их спортивного оборудования, требуется привлечение квалифицированных специалистов для работы над воспитанием здорового поколения, формированием здорового стиля жизни, организации оздоровительных
центров и комплексов, обслуживания и организации спортивно-оздоровительных мероприятий [2, 5]. Потребность в подобного рода специалистах определяется не только нуждами Дальневосточного региона, обладающего огромным потенциалом для развития туризма и спортивно-оздоровительного сервиса, но и России в целом.
В городе Владивостоке спортивно-оздоровительный сервис активно развивается. Потребность в спортивно-оздоровительных услугах у населения растет с каждым днем, предложение же пока неспособно удовлетворить и малой доли существующей потребности в данном виде услуг. Это позволяет говорить о высокой привлекательности рынка спортивно-оздоровительных услуг для фирм, работающих в данной сфере.
ВГУЭС является единственным на Дальнем Востоке университетом, готовящим бакалавров в области спортивно-оздоровительного сервиса, которые должны обладать не только общекультурными, профессиональными, но и специальными компетенциями для формирования, успешного продвижения и предоставления спортивно-оздоровительных услуг в ответ на спрос потребителя. Бакалавр, подготовленный в рамках направления «Туризм» (профиль «Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг») должен обладать универсальными знаниями с целью гибкого и оперативного взаимодействия со специалистами различных сфер сервисного обслуживания в единой информационно-технологической среде. Для нашего вуза задача воспитания здорового поколения в городе, Приморском крае и Дальневосточном регионе является приоритетной и наиболее значимой.
Основная образовательная программа рассчитана на получение бакалаврами по направлению «Туризм. Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг» углубленных профессиональных знаний в области современных спортивно-оздоровительных мероприятий, организации, обслуживания и разработки программ спортивно-оздоровительного сервиса [3, 4, 5].
На выпускающей кафедре «Физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» мы готовим специалистов согласно образовательному стандарту, учитываем мнение потенциальных работодателей, откликаемся на их запросы и потребности. Практико-ориентированные образовательные программы позволяют учесть требования работодателя и подготовить компетентного, конкурентоспособного специалиста.
В ФГОС ВПО третьего поколения особо подчеркивается значение сервисной составляющей в компетенциях выпускника, что обусловливает необходимость особого внимания к методологическим аспектам подготовки в сфере высшего профессионального образования специалиста по спортивно-оздоровительному сервису. Основу подготовки такого специалиста составит триада: сервисная, специально-технологическая и экономическая подготовка, причем каждая составляющая из этой триады имеет отчетливо выраженную специфику применительно к сфере спортивно-оздоровительного сервиса. Сервисная подготовка такого специалиста предполагает знания, умения и навыки, необходимые для конструирования новой услуги, разработки инструкции или регламента на услугу, управления качеством услуг, обеспечения условий обслуживания, обеспечения сервисной коммуникации с потребителем [5].
Конструирование услуги предполагает разработку на основе вновь выявленных потребностей и новых возможностей оборудования, современных тенденций документов на услугу: описаний, инструкций и т.д., устанавливающих характеристики услуги. Разрабатываются правила и условия обслуживания, обеспечивающие качество обслуживания, безопасность для здоровья потребителя. Совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов обеспечивает общее руководство качеством услуг и создает систему качества услуг, обеспечивающих удовлетворенность потребителя. Перечисленные аспекты характеризуют сервисную составляющую конструирования новой услуги [1, 2].
Специально-технологическая подготовка специалиста по спортивно-оздоровительному сервису должна обеспечивать свободную ориентацию в процессе оказания услуг, в требованиях и нормах, регламентирующих порядок и условия обслуживания в сфере спортивно-оздоровительного сервиса. Экономическая подготовка специалиста дает возможность создавать новые предприятия спортивно-оздоровительного сервиса и организовывать эффективное функционирование уже существующих в условиях рыночной экономики, использовать комплекс методов и средств при создании и продвижении инноваций [1, 2].
Таким образом, для обеспечения оптимального функционирования предприятия спортивно-оздоровитель-
ного сервиса в современных условиях необходима сервисная подготовка, учет особенностей маркетинговых исследований в спортивно-оздоровительной индустрии. Цель - научиться определять потребности потенциального и реального контингента потребителей и выстраивать деятельность в опоре на эти потребности. Необходима деятельность специалиста - профессионала в сфере сервиса, который выступает движущей силой всего процесса создания новой услуги. Это - предприниматель, способный к самостоятельному (рисковому) организационно-хозяйственному творчеству в сфере спортивно-оздоровительного сервиса с целью получения прибыли; грамотный менеджер, который сможет организовать эффективное функционирование методов и средств для продвижения инноваций.
В рамках формирования специалиста по спортивно-оздоровительному сервису студенты изучают рынок туристких и спортивно-оздоровительных услуг в России и за рубежом, его основные компоненты, организационные особенности и тенденции развития спортивного сервиса и туризма, организационно-технологические основы деятельности предприятий сферы сервиса, современные сервисные технологии предоставления туристских и спортивно-оздоровительных услуг, каналы сбыта и особенности продвижения туристских и спортивно-оздоровительных услуг, современный маркетинг, систему маркетинговых исследований и маркетинговой информации в системе спортивно-оздоровительного сервиса [2, 3, 4].
В результате изучения основных профессиональных вопросов в соответствии с ФГОС ВПО (3) студенты должны знать основы организации деятельности предприятия в сфере сервиса, рекреации и туризма, включая общую и производственную структуру, основные деловые процессы и способы оказания услуг; уметь оценивать рынки туристских и спортивно-оздоровительных услуг, обобщать и систематизировать маркетинговую информацию; владеть навыками формирования спортивно-оздоровительных и туристско-рекреационных продуктов на основе учета рыночной конъюнктуры. Специалисты данной квалификации могут предложить современным структурам гостиничного и туристического сервиса новые подходы и рекомендации к реализации мероприятий в сфере спортивно-оздоровительного сервиса.
Для успешной профессиональной деятельности студенты проходят учебно-производственную практику, которая дает возможность проявлять и совершенствоваться в профессиональном плане, освоить несколько технологических ступеней и приобрести больше практических навыков [4].
В ходе практики студенты индивидуально проявляют свой характер, степень культурного развития, склонность к работе в сфере оздоровительных и туристических услуг, профессиональные способности и уровень мастерства - все то, что в будущем обеспечит их успешную работу. Многие студенты активно включаются в процесс, поскольку учебное заведение выступает в роли как организатора производственной учебы, так и кадрового агентства, а руководители спортивно-оздоровительных
и туристических предприятий - в качестве потенциальных работодателей. По окончании практики студент получает рекомендацию от предприятия, где он ее проходил, что в дальнейшем способствует его трудоустройству.
Модернизация российского образования определена необходимостью расширения социального партнерства, что означает организацию практики студентов на предприятии. На современном этапе именно от взаимодействия социальных партнеров зависит решение основной задачи образования - подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда [4] .
Одним из условий успешности производственной практики является выбор базы практики, которая должна быть оснащена самой современной техникой, иметь наиболее совершенную организацию труда. Практико-ориентированными базами для обучения студентов являются туристические фирмы г. Владивостока, где студенты овладевают современными навыками формирования, продвижения и активных продаж турпродукта. На базе сети спортивно-оздоровительных комплексов ВГУЭС «Чемпион», Мастер Джим, ГАУЗ «Краевой клинический центр СВМП» г. Владивостока студенты закрепляют практические навыки и умения по мониторингу стиля жизни, физического здоровья, работоспособности и функциональных резервов организма. Практиканты под руководством преподавателей оказывают спортивно-оздоровительные услуги студентам других вузов города, спортсменам, населению города и края, лицам с ограниченными возможностями.
В результате освоения образовательной программы проводится итоговая аттестация, где выпускник демонстрирует свои знания по организации и технологии
предоставления спортивно-оздоровительных и туристских услуг, умения анализировать и оценивать основные технологические процессы по оказанию спортивно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг.
Защита практико-ориентированной выпускной квалификационной работы демонстрирует способность будущего специалиста совершенствовать и развивать предложение спортивно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг.
Результаты освоения ООП ВПО бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие специальные компетенции:
- готовность к разработке спортивно-оздоровительного продукта, его производства и реализации;
- умение консультировать клиентов в вопросах тренировочного или оздоровительного процесса;
- готовность к осуществлению планирования тренировочного или оздоровительного процесса с учетом возможной среды, организации, спроса и физического состояния клиента;
- умение осуществлять продуктивную коммуникацию с клиентами в процессе продвижения, продаж и реализации спортивно-оздоровительных услуг.
Таким образом, становится очевидной необходимость сервисной подготовки с учетом специфических компетенций в системе высшего профессионального образования в сфере физической культуры. Образовательная программа, перспективные исследовательские проекты, обширные возможности производственной практики, расширение профессиональной ниши для выпускников - все это позитивные аспекты формирования будущего специалиста спортивно-оздоровительной индустрии.
Литература
1. Ананьева Т.Н. Инновационная деятельность УМО / Т.Н. Ананьева // Образование в области сервиса и туризма: сб. статей / под ред. А.А. Федулина, Т.Н. Ананьевой. - М.: ИЦ Маска, 2008. - 216 с.
2. Велединский В.Г. Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса / В.Г. Велединский, А.Н. Чудных; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: [б.и.], 2007. - 225 с.
3. Волков С.К. Российская Федерация как туристкое направление: проблемы продвижения и пути решения /
С.К. Волков // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 4. - С. 57 - 62.
4. Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2012. - 430 с.
5. ФГОС ВПО уровня бакалавриата по направлению подготовки 100400 Туризм (приказ Минобрнауки России от 28.10. 2009 № 489).
References
1. Ananyeva T.N. Innovative activity of UMO / T.N. Ana-nyeva // Education in the field of service and tourism: c6. articles / Under the editorship of A.A. Fedulin, T.N. Ananyeva. - M.: ITs Mask, 2008. - 216 p
2. Veledinsky V.G. Contents and types of sports service / V.G. Veledinsky, A.N. Chudnykh; SPb GUFK of P.F. Lesgafta. - SPb., 2007. - 225 p.
3. Wolves S.K. Russian Federation as tourist direction: problems of advance and solution / S.K. Volkov // Regional economy: theory and practice. - 2013. - No. 4. - P. 57-62.
4. The perspective directions in the field of physical culture, sport and tourism: Materials II of the All-Russian scientific and practical conference with the international participation. - Nizhnevartovsk: Publishing house of NSU, 2012. - 430 p.
5. Bachelor degree level FGOS VPO in the direction of preparation 100400 Tourism (the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 28.10. 2009 No. 489).
É»)