с категориями поведения. Такое представление позволяет учитывать легкость изменения поведения в зависимости от ситуации, создает основу для тренировки навыков адекватного поведения в конфликте» [2]. Соответствующий вид упражнений включает в себя:
- формулирование конфликта и обсуждение его в парах;
- изображение конфликта как «рассказа в картинках» с обозначением стадий развития ситуации;
- изображение конфликта, актуального для личности;
- изображение внутреннего конфликта в абстрактно-символическом или метафизическом виде.
Полезно «озвучивание» мотивов (начал) «внутреннего» конфликта путем составления монологов или диалогов; подбора масок для участвующих в ситуации; создание композиций «Шторм», «Взрыв», «Огонь», «Сражение», «Чудовища». «Спортивные состязания», помогающих дать выход эмоциям.
Конструктивная ассертивность невозможна без умения налаживать контакт с окружающими, без эмпатийного восприятия собеседника. Визуальная коммуникация предполагает воплощение диалога средствами изобразительного искусства, помогает проиграть ситуацию общения. Например, в тренинге «Разговор» каждый член группы выбирает для себя определенный цвет, затем на основании этого составляются пары, получающие задание изобразить беседу на одном листе бумаги. Участник пары может вести свою линию параллельно линии партнера или продолжить ее. Таким образом они имитируют эмоционально окрашенный обмен репликами (ссору или, наоборот, примирение, в которых определяется психологический компонент коммуникативной структуры).
В. И. Петрушин писал: «Прежде чем воплощать предлагаемый образ средствами живописи, в него надо постараться вжиться и почувствовать его как составную часть своего духовного мира. Лучше всего такое эмпатическое вживание происходит в процессе медитативного погружения в создаваемый образ» [3]. С такой точки зрения наиболее перспективным для самопознания и нейтрализации негатива нам представляется тематическое рисование - воссоздание образов литературных героев посредством живописи и графики. Заслуживает внимания и упражнение «Поэзия» - воплощение текста в визуальных образах (например, стихотворение о луне предстает в виде ночного пейзажа). Как вариант выполнения уместны: коллаж с использованием вырезок из газет и журналов, скульптура. Картон, нитки, проволока и иные материалы позволят передать поэтический текст как трехмерный, возможно, движущийся объект.
Охарактеризованные в статье техники развития конструктивной ассертивности у студен-тов-дизайнеров средствами изобразительного искусства обобщены как комплекс упражнений, позволяющий совершенствовать необходимые качества личности. Задания такого рода повышают интерес к изучаемому предмету и играют важную роль в профессиональном становлении будущих дизайнеров.
Литература
1. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М., 2005. С. 260.
2. Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала. М., 2006. С. 606.
3. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества. М., 2006. С. 376.
n. p. kolpakova. technics of constructive assertion development of students-designers by means of fine arts
The article deals with the ways and methods of self-reliance formation. The complex of exercises to improve self-appraisal and social competence is suggested in the article.
Key words: assertion, social competence, self-reflectiveness, self-control, visual sociability.
А. А. САМОЙЛЕНКО
ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ: КРИТЕРИИ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Ставя вопрос об изучении регионального компонента в свете критериев ценностного потенциала, автор статьи обобщает многолетний опыт работы вузовского преподавания специальности «Сервис и туризм». Ключевые слова: региональный компонент, малая родина, проектирование содержания образования, специалист, бакалавр.
Так называемый региональный компонент туристского образования располагает большими возможностями в плане воздействия на личность студента - в этом специфика содержания и одна
из главных составляющих ценностного потенциа ла соответствующей учебной дисциплины.
Наличие ценностей само по себе есть крите рий личности, ее способности воспринимать ок
ружающее не безразлично, оценивать значимость различных сторон, аспектов мира для своего бытия [1]. И. И. Макаровой разработана модель ценностной ориентации личности [2], выделяющая три структурных компонента интегративного образования - когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
По нашему мнению, в качестве главной ценности в контексте регионального компонента выступает термин «малая родина» - ценность, которая отражает географические, культурно-исторические, экономические, национальные особенности региона. В структуре личности молодого человека ценность «малая родина» выполняет определенные функции:
- информативно-фиксирующая (накапливается информация об основных понятиях, фактах, идеях, раскрывающих признаки ценности «малая родина»);
- обобщающая и систематизирующая (в сознании вычленяется ценность «малая родина»);
- оценочно-корректирующая (полученная извне информация о ценности «малая родина» сопоставляется с иными эталонами ценностей, заложенными в сознании);
- мотивационно-поведенческая и программирующая (влияние ценностной ориентации, основанной на принципах понимания реальности, позволяет регулировать мотивацию и поведение личности).
В современной высшей школе утвердились такие понятия, как «регионализация образования», «региональный компонент образования», «содержание регионального компонента образования». Первое предусматривает использование в туристском образовании регионального компонента (природные и социально-экономические условия, специфика национальных и культурных традиций и т. п.). Второе предполагает детальное изучение особенностей своего региона при преподавании единого многоаспектного учебного курса. Третье (содержание регионального компонента образования) есть распределение и локализация региональных знаний и сути региональных проблем в отдельных темах учебных дисциплин на разных этапах обучения с последующим обобщением на межпредметной основе в рамках как одной, так и нескольких дисциплин.
Так, региональный компонент образования в Кубанском социально-экономическом институте (КСЭИ) рассматривается как необходимое педагогическое условие, обеспечивающее эффективность реализации особенностей географии, экологии, культуры, экономики региона, учет которых способствует созданию и продвижению туристского продукта в конкретном регионе. Перечислим требования, учтенные нами при разработке модели регионального компонента профессионального образования на факультете туристского профиля. Стандарт должен учитывать состояние социокультурной среды, потребности и возможности региона, анализ профессиональной деятельности специалистов и бакалавров туризма в
условиях Краснодарского края; быть сориентирован на формирование конечного результата. При этом структура и содержание регионального компонента стандартов должны отражать баланс интересов и компетенций федерального / вузовского компонентов, исходя из необходимости сохранения общего образовательного пространства, приоритета личности студента и учета его способностей и интересов.
Региональный компонент высшего образования призван способствовать адекватному самоопределению студентов, их активной самореализации в конкретной социокультурной среде, формированию национального самосознания и творческих способностей, воспитанию на культурных традициях своего народа с сохранением функционального поля других культур, обеспечивающих межкультурное общение и повышение культурного уровня будущих специалистов. Региональный компонент учитывает местные традиции, особенности и менталитет народа, проживающего на данной территории, - идеи развития местной культуры, опыт народной педагогики в воспитании заботливого отношения и любви к природе родного края.
В методике отбора и структурирования содержания регионального компонента профессионального образования на факультете туристского профиля КСЭИ, с учетом требований ФГОС высшего образования, мы акцентировали аспект, отображающий социально-экономические, природно-географические, исторические, культурные особенности региона, а также профессиональные общественно-культурные виды деятельности специалиста. Отвечая общим целям подготовки специалистов и бакалавров, это составило модель содержания регионального компонента на факультете сервиса и туризма (учебные программы гуманитарно-социального, естественно-научного, общепрофессионального блоков специальных курсов отражают объем знаний, практическое овладение методами, средствами и формами деятельности, развитие специальных способностей, необходимых для работы в туризме).
Учебные дисциплины специалитета подразделяются на циклы: гуманитарных и социально-экономических; общих математических и естественно-научных; общепрофессиональных; специальных дисциплин. К гуманитарным и социально-экономическим относятся учебные дисциплины, где используются материалы регионального компонента - «Отечественная история», «История туризма», «Культурология», «Введение в направление подготовки», «Обычаи и традиции Северного Кавказа». К математическому и естественно-научному циклу (с применением региональной составляющей) - дисциплины: «География», «География туризма и отдыха», «Рекреационные ресурсы» и др. К профессиональным (базовая часть) с использованием регионального компонента - «Организация туристской деятельности», «Туристско-рекреационное проектирование», «Менеджмент в туристской индустрии»,
«Маркетинг в туристской индустрии», «Технология продаж» и др. Вариативная часть дисциплин цикла, где применяется региональный компонент: «Экологический туризм», «Организация и технология гостиничного хозяйства», «Организация и технология активных видов туризма», «Рекреационные ресурсы», «Организация и технология экскурсионных услуг», «Музейное дело и краеведение» и др.
В выявлении роли рекреационного потенциала при обучении мы исходили из того, что студентам свойственно желание разобраться в окружающей действительности, лучше узнать регион, район, в котором им предстоит трудиться, выявить возможности и условия, способствующие организации массового отдыха, созданию турпродукта. Природно-ландшафтная составляющая рекреационных ресурсов - основа, в опоре на которую студенты (будущие специалисты в сфере внутреннего и въездного туризма) должны строить свою профессиональную деятельность.
На территории Краснодарского края важнейшим элементом рекреационных ресурсов являются ресурсы природные (их и нужно классифицировать как ценности), особенно богато представленные в горно-предгорной части. Природоориентированный туризм активно развивается в мире и в ближайшие годы, при выполнении определенных требований, может стать доминирующим в нашем регионе.
На настоящий момент мы далеки от этого. Из 13 млн. туристов и отдыхающих, посетивших Кубань в 2011 году, абсолютное большинство (95%) прибывало на узкую полосу Черноморского и Азовского побережий. Лишь некоторые из них посещали (по стандартным предложениям туристско-экскурсионных служб) объекты, расположенные в глубине гор. Эти немногочисленные маршруты эксплуатируются с нагрузкой, в 5-10 раз превышающей предельно допустимую, тогда как остальная (огромная!) часть туристско-рекреационного потенциала региона еще мало освоена и зачастую не используется вообще.
То, что горно-предгорная часть обладает богатейшим природным потенциалом для развития туризма и рекреации, подтверждено рядом публикаций [3]. Необходимо изучать этот потенциал, способствуя грамотной разработке природопознавательных программ и туров, а также совершенствованию методик обучения студентов проектированию туристско-экскурсионных маршрутов, технологизации туризма.
При проектировании содержательной части образовательного процесса в ходе подготовки туристских кадров важнейшая роль отводится экологической составляющей (чему способствует
экологизация общественного сознания). По мере массового развития туристской отрасли экологические проблемы будут обостряться и сильнее волновать людей, но пока что приоритет отдан экономике, решение проблем защиты окружающей среды откладывается «на потом». На самом деле все должно быть наоборот: для туристов привлекательны экологически чистые районы, где можно получить положительные эмоции от общения с природой и полноценно отдохнуть. Туризм без экологии существовать не может: природные ресурсы являются первоочередной составляющей туристских ресурсов и должны иметь приоритет перед иными компонентами турбизнеса - капиталом, технологиями, кадрами. Вот почему необходимы меры, решительно проводящие в жизнь принцип не наносить ущерб природе в процессе туристской деятельности.
Отказ от турбизнеса чреват экономическими потерями, а игнорирование связанного с ним экологического аспекта влечет за собой разрушение природной среды, что для данной местности и ее населения зачастую имеет гораздо более значимые последствия, чем получение минутной прибыли и налогов от туризма. Каким образом разрешить это противоречие? Один из наиболее эффективных путей - развитие экологического туризма, успешно практикуемого на Западе. Однако чтобы внедрять этот вид туризма на Кубани, необходимо на серьезном уровне готовить кадры - менеджеров турфирм по внутреннему туризму, гидов, экскурсоводов, инструкторов-проводников, аниматоров.
Литература
1. Павлова Э. Н. Дестинация как концепт развития региональной системы регионального образования: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2010.
2. Макарова И. И. Ценностная ориентация личности. М., 2011.
3. Гужин Г С., Беликов М. Ю. Региональный туризм: путь от планов к экономической реальности // Вестник краснодарского регионального отделения географического общества (КРОРГО). Вып. 1. Краснодар, 1998. С. 153-159; Ефремов Ю. В., Зимницкий А. В. Физико-географические предпосылки устойчивого развития горной территории Краснодарского края и Республики Адыгея // Вестник КРОРГО. Вып. 3. Краснодар, 2004. С. 2637; Литвинская С. А., Лозовой С. П. Памятники природы Краснодарского края. Краснодар, 2005; Самойленко А. А. Маршруты выходного дня в окрестностях Краснодара. Краснодар, 2003; Он же. Путеводитель по Кубани. Краснодар, 2001; Он же. Основы экологического туризма: теория, методика, практика: учеб. пособие. Краснодар, 2010.
a. a. samoilenko. the study of regional component during the training of students of tourism department: criteria of value and value potential
Raising the question about the study of regional component in terms of criteria of value potential, the author of the article summarizes many years of teaching the discipline «Service and tourism» in a higher educational institution.
Key words: regional component, birthplace, projection of educational content, specialist, bachelor.