Научная статья на тему 'Моделирование рекреационно-экологической подготовки будущих специалистов по туризму'

Моделирование рекреационно-экологической подготовки будущих специалистов по туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / РЕКРЕАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ТУРИЗМУ / РЕКРЕАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / MODELING / RECREATIONALLY-ECOLOGICAL TRAINING / FUTURE SPECIALISTS IN TOURISM / RECREATIONALLY-ECOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Гульназ Айратовна

В статье описана модель реализации рекреационно-экологической подготовки специ­алистов по туризму, состоящая из ресурсного, процессно-содержательного и оценочно-кор­ректирующего блоков, функции и содержание которых способствуют достижению общей цели. В результате реализации модели рекреационно-экологической подготовки у студента формируется рекреационно-экологическая компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагина Гульназ Айратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling the recreationally-ecological training of future specialists in tourism

Тhe model of recreationally-ecological training of future specialists in tourism is described. The model consists of resource, process and content-related, assessment and correcting blocks, which functions and content are aid to achievement of common goal. In consequence of realization of model of recreationally-ecological training students will have formed recreationally-ecological competence.

Текст научной работы на тему «Моделирование рекреационно-экологической подготовки будущих специалистов по туризму»

Уварина Наталья Викторовна,

доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Uvarina Natalia Viktorovna,

Doctor of Sciences (Education),

Academic Title of Professor,

Deputy Director for science and research,

Vocational Training Institute

South Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

УДК 378:796.5 ББК 74.480:75.81

Г.А. Корчагина

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕКРЕАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОй ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ

В статье описана модель реализации рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму, состоящая из ресурсного, процессно-содержательного и оценочно-корректирующего блоков, функции и содержание которых способствуют достижению общей цели. В результате реализации модели рекреационно-экологической подготовки у студента формируется рекреационно-экологическая компетенция.

Ключевые слова: моделирование, рекреационно-экологическая подготовка, будущие специалисты по туризму, рекреационно-экологическая компетенция.

G.A. Korchagina

MODELING THE RECREATIONALLY-ECOLOGICAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN TOURISM

^e model of recreationally-ecological training of future specialists in tourism is described. The model consists of resource, process and content-related, assessment and correcting blocks, which functions and content are aid to achievement of common goal. In consequence of realization of model of recreationally-ecological training students will have formed recreationally-ecological competence.

Key words: modeling, recreationally-ecological training, future specialists in tourism, recreationally-ecological competence.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту 43.02.10 «Туризм специалист по туризму готовится к следующим видам деятельности: предоставление турагентских услуг, предоставление услуг по сопровождению туристов, предоставление туроператорских услуг, управление деятельностью функционального подразделения предприятия, предоставление экскурсионных услуг [3]. Действующий стандарт не содержит требований к знаниям и навыкам по экологичной организации рекреацион-

ной деятельности. В то время как в мире, в связи с неблагоприятной экологической ситуацией и высокими психоэмоциональными нагрузками, растет необходимость в восстановлении духовных и физических сил на лоне природы, относительно нетронутой антропогенным воздействием. Следовательно, необходима модель особой подготовки, отвечающей потребностям общества в условиях негативной экологии и вторичной природы.

Структурно-функциональная модель рекреационно-экологической под-

о с ш о

ь ^

га

s ^

ф

с

о

г

Сй

О

н

е

ч о с

о ^

о

m

О X X

о ^

го ф

^ Ф

X

го ей

о ^

^ ф

ч о

готовки специалистов по туризму (рис. 1) построена в результате конкретизации определения подготовки, выявления ее специфики, и в соот-

ветствии с результатами системно-технологического и деятельностно-аксиологического подходов. Цель подготовки - формирование рекреационно-

го

т ^

о

Рис. 1. Модель рекреационно-экологической подготовки

экологическом компетенции для оказания туристско-рекреационных услуг населению в условиях квазиприроды и с учетом экологической конъюнктуры.

Разработанная модель рекреационно-экологической подготовки состоит из ресурсного, процессно-содержательного и оценочно-корректирующего блоков, функции и содержание которых способствуют достижению общей цели.

Ресурсный блок играет важную роль для реализации рекреационно-экологической подготовки, обеспечивая ресурсами весь процесс, и тесно связан с последующими. Блок определяет содержание информации, целеобразующие компоненты и критерии для формирования рекреационно-экологической компетенции. Функции блока - информационная и целеобразующая.

Ресурсный блок состоит из учебно-методических, информационных, кадровых и материальных ресурсов образовательной организации.

К учебно-методическим ресурсам относятся: задания; аналитические материалы; тесты; методические рекомендации; программы выездных практических занятий; банк реализованных проектов; материалы встреч с профессионалами туристского бизнеса, заинтересованными лицами; банк портфолио выпускников.

Данные ресурсы используются в качестве наглядных пособий, образцов учебных материалов для студентов.

Используемые информационные ресурсы:

• справочные информационно-правовые системы («Гарант», «Консультант» и т.д.);

• программы бронирования и резервирования («Sabre», «Сирена»);

• тематические интернет-порталы («ТурПрофи», «Ростуризм» и т.д.);

• электронные библиотеки («Кни-гофонд», «Литрес», «Знаниум», «Юрайт» и др.);

• отечественные и зарубежные электронные и печатные периодические издания по туризму («Турагент», RATA-news и т.д.).

Использование информационных ресурсов позволит студентам расширить профессиональный кругозор, быть в курсе тенденций туристской сферы, получить общие знания о ведении туристско-рекреационной деятельности с учетом экологической конъюнктуры, подготовит к осознанной работе по профилю, даст опыт работы в реальных программах бронирования и резервирования, используемых туристскими предприятиями.

Кадровыми ресурсами являются: квалифицированные преподаватели; специалисты в области туризма; научные сотрудники; главы и сотрудники особо охраняемых природных территорий; представители туристской индустрии.

По мнению Л.Б. Карабановой, подготовку будущих специалистов среднего звена необходимо видеть как совместный и взаимовыгодный проект профессионального образования и бизнеса, способствующий удовлетворению спроса работодателей на квалифицированные кадры, ориентированию студентов на потребности рынка труда, формированию показателей профессионально-творческих достижений как регионально значимых, и обеспечение признания достижений студентов работодателями [1].

Следовательно, широкий круг кадровых ресурсов, особенно привлечение профессионалов туристского бизнеса, позволит сделать рекреационно-экологическую подготовку будущих специалистов по туризму практикоориен-тированной, держать студентов в курсе последних тенденций туриндустрии.

Материальные ресурсы - оборудование учебного туристического офиса, тренинговой фирмы по предоставлению туристских услуг и других кабинетов и лабораторий образовательной организации. Это необходимое оснащение для реализации образовательной программы 43.02.10 «Туризм».

Процессно-содержательный блок модели является ядром рекреационно-экологической подготовки, имеет тесную связь с ресурсным - информационным и мотивационным обеспечением различных форм проведения занятий

о с ш о

ь

s

га

s ^

ф

с

о

г

Сй

О H

е

ч о с

о

о

m

О X X

о

s ^

го ф

Ф

X

го ей о

s ф

ч о

в процессе реализации подготовки; с оценочно-корректирующим - результатами прохождения этапов. Выполняет развивающую, воспитательную и обучающую функции.

Процессно-содержательный блок включает в себя три этапа рекреационно-экологической подготовки, каждый из которых предполагает получение определенного результата и содержит способы мотивации студента, методы, формы, средства проведения занятий, а также виды контроля.

1. Информационно-ориентирующий этап направлен на приобретение экологических знаний, знаний о рекреации, формирование рекреационно-экологической грамотности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках дисциплин естественнонаучного цикла, через выездные экскурсии, эко-игры, занятия с экспертами, креативно-практические занятия, мастер-классы, конкурсы и т.д. студенты осваивают экологические знания и знания о способах организации рекреации населения.

Используемые формы, методы, средства реализации и мотивация представлены в виде таблицы 1. Описанные способы организации учебного процесса позволяют получить основные теоретические знания, практические навыки и опыт, необходимые для обучения в рамках рекреационно-экологической подготовки. Содержание мероприятий первого этапа охарактеризовано в учебно-методических пособиях автора.

Табл. 1. Формы, методы, средства реализации и мотивация для информационно-ориентирующего этапа

Формы Лекции, выездные практические занятия, эко-игры, встречи с экспертами, аудиторные практические занятия

Методы Учебная дискуссия, круглый стол, метод проектов, тренинг, сторителлинг

Средства Учебные пособия, научная литература, цифровые ресурсы, банк реализованных студентами проектов

Мотивация Примеры представителей туриндустрии, знакомство с мировым опытом решения экологических проблем с помощью туризма

На первом этапе заинтересованность студентов повышается благодаря следующим мероприятиям:

• конкурсам плакатов на темы «Экология и туризм», «Экология и рекреация», «Туризм в условиях неблагоприятной окружающей среды», «Эко-турист», «Безотходная рекреация»;

• организации и проведению эко-акции «Эко-дружественный турист»;

• проектам рекреационно-экологи-ческих путешествий, например, «Рекре-ационно-экологический туризм - туризм будущего!».

Контроль осуществляется через выполнение теоретических и практических заданий.

По итогам первого этапа студенты должны знать:

• строение и функции экосистем;

• последствия антропогенного воздействия на окружающую среду;

• экологические принципы рационального природопользования;

• способы воссоздания и поддержания в норме элементов природной среды;

• существующие экологические проблемы в стране и в мире, а также пути их решения.

Уметь:

• определить место и роль человека в экосистеме;

• оценивать последствия антропогенной деятельности человека, в том числе в результате туристской деятельности;

• организовывать мероприятия по сохранению и улучшению состояния окружающей среды;

• решать экологические проблемы путем участия в эко-акциях и эко-мероприятиях.

В результате у обучающихся формируются ценностные установки по отношению к природе, понимание важности

проведения мероприятий по сохранению окружающей среды для человечества и донесение их значимости до общественности.

По завершении первого этапа у студентов начинается формирование когнитивного, операционального и ценностного компонентов рекреационно-экологической компетенции, подробно охарактеризованной в статье автора «Понятийный аппарат рекреационно-экологической подготовки» в журнале «Современная высшая школа: ин-

новационный аспект» [2, с. 158-159].

2. Апробационный этап предполагает применение знаний, базовых рекреационно-экологических умений. Второй этап реализуется в рамках общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

Формы, методы, средства реализации и мотивация представлены в виде таблицы 2. Используемые источники и способы получения знаний и умений позволяют продолжить формирование рекреационно-экологической компетенции.

Табл. 2. Формы, методы, средства реализации и мотивация для апробационного этапа

Формы Лекции, семинары, выездные практические занятия, вебинары, встречи с экспертами, самообразование, мастер-классы, учебная практика, занятия в учебном туристическом офисе, выездные практические экскурсии, решение ситуационных задач, дискуссии, креативно-практические занятия, занятия с экспертами, элективные курсы, интерактивные занятия

Методы Решение экологических ситуаций, моделирование, метод проектов, кейсы, имитационные упражнения, исследовательский

Средства Учебные пособия, цифровые ресурсы, информационно-правовые ресурсы, тематические порталы, электронные библиотеки, электронные и печатные периодические издания по туризму

Мотивация Эколого-туристские конкурсы, поощрения от представителей турбизнеса

£

О С ш о

ь

га ^

ф

с

о

Сй

О

н £ ч о с

о ^

о т о

X X

о

го ф

ф

X

го ей

о ^

ф

ч о

Специфические мероприятия подготовки второго этапа:

• исследования «Экологический портрет туристско-рекреационных ресурсов региона», «Квазиприрода региона» и т.д.;

• эко-туристский праздник на территории национальных парков «Таганай» и «Зюраткуль» 27 сентября (Всемирный день туризма);

• проект «Разработка компьютерной/настольной игры «Рекреационно-экологический турист»» (пройти туристский маршрут без нанесения вреда окружающей среде);

• решение рекреационно-экологи-ческих задач (расчет туристской пропускной способности территории, разработка плана мероприятий по рациональному использованию дестинации);

• разработка справочника туристских организаций, занимающихся эколого-просветительской деятельностью (туризмом);

• создание рекреационно-экологи-ческого клуба по организации рекре-ационно-экологических туристских маршрутов, эколого-туристского просвещения населения.

Оценка результатов второго этапа проводится путем выполнения практических заданий в учебном туристическом офисе.

По окончании второго этапа студент должен знать:

• виды рекреационных ресурсов и возможности их использования для туризма, классификацию туристских услуг;

• требования к организации туристских маршрутов;

• цикл туристско-рекреационного обслуживания;

• понятие, виды и принципы экологического туризма;

• об экологических последствиях ведения туристско-рекреационной деятельности на природных территориях;

• способы экологического регулирования туристско-рекреационной деятельности в мире и в Российской Федерации;

• историю,закономерности принципы и методы функционирования отечественной и зарубежных систем рекреативно-экологической деятельности и туризма, их роль и место в общей системе рекреации, туризма и краеведения.

Уметь:

• работать с нормативно-правовой документацией, регулирующей туристско-рекреационную деятельность в мире и в России с точки зрения экологии;

• организовывать и проводить научные исследования в области рекреации и экологического туризма;

• анализировать справочные материалы по туризму и рекреационному ресур-соведению;

• разрабатывать и брать на себя руководство туристскими рекреационными маршрутами;

• оценивать экологические последствия туристско-рекреационной деятельности для окружающей среды;

• определять цели и задачи рекреационной и экологической туристской деятельности как факторов гармонического развития личности, укрепления здоровья человека.

В результате студент:

• определяет сохранность рекреационных ресурсов как ценность и потенциал развития туристской деятельности и общества в целом;

•понимаетприоритетностьтуристско-рекреационного обслуживания для поддержания здоровья населения;

• постигает значимость соблюдения мировых экологических норм и правил, регулирующих туристско-рекреационную деятельность;

• отождествляет экологический туризм со способом привлечения внимания общественности к мировым экологическим проблемам, а рекреационную и экологическую туристскую деятельность - как ценность для гармонического развития личности, укрепления здоровья человека.

На втором этапе продолжается фор-мированиерекреационно-экологической компетенции путем расширения знаний, усложнения задач.

3. Закрепляющий этап нацелен на выполнение туристско-рекреационной деятельности с учетом экологической конъюнктуры и в условиях квазиприроды. Реализуется в рамках общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей, производственных практик.

Используемые формы, методы, средства реализации и мотивация представлены в виде таблицы 3.

Табл. 3. Формы, методы, средства реализации и мотивация для закрепляющего этапа

Формы Выездные практические занятия, самостоятельная работа, мастер-классы, встречи с экспертами, семинары, интерактивные занятия

Методы Имитационная практика, стажировка, выполнение проектов, тренинги

Средства Учебные пособия, цифровые ресурсы, информационно-правовые ресурсы, тематические порталы, электронные библиотеки, отечественные и зарубежные электронные и печатные периодические издания по туризму

Мотивация Влияние и помощь учебной группы, работников туриндустрии и заинтересованных лиц

Закрепить результат позволяют специфические мероприятия рекреационно-экологического туризма:

• исследования «Анализ экологической конъюнктуры региона», «Анализ

экологической конъюнктуры Российской Федерации» и т.д.;

• эко-акция «Челябинская область -туристско-рекреационная дестинация»;

• проекты «План мероприятий для

местных жителей туристских дестинаций с целью получение ими доходов от туристической деятельности, и создания для них экономических стимулов к охране природы», «Экономическая эффективность и обеспечение социально-экономического развития региона»; «Содействие устойчивому развитию региона»;

• работа в рекреационно-экологи-ческом клубе.

Контроль и оценка результатов третьего этапа осуществляется через выполнение комплексных профориентирую-щих проектов, а также посредством работы в туристском офисе и тренинговой турфирме.

В рамках третьего этапа студент должен знать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• стратегии выхода из экологического кризиса;

• технологии разработки рекреаци-онно-экологических путешествий;

• приемы агитации населения с целью пропаганды рекреационно-экологической туристской деятельности;

• приемы ведения туристско-рекреационной деятельности с учетом экологической конъюнктуры и в условиях квазиприроды;

уметь:

• применять на практике способы выхода из экологического кризиса;

• разрабатывать и реализовывать рекреационно-экологические путешествия;

• применять методы и средства сбора, обобщения и использования информации о достижениях в области рекреации, экологического туризма и краеведения;

• вести агитационно-пропагандистскую работу по привлечению населения к рекреационно-экологическому туризму;

• разрабатывать и реализовывать туристско-рекреационные услуги в условиях квазиприроды и с учетом экологической конъюнктуры;

• сформировать следующие ценностные установки:

• осознание ценности разработки и реализации рекреационно-экологических путешествий;

• пропаганда рекреационно-экологи-

ческого туризма среди населения, как способа решения экологических проблем современности;

• готовность оказывать туристско-рекреационные услуги населению в условиях квазиприроды и с учетом экологической конъюнктуры.

В результате у студента завершится формирование всех компонентов ре-креационно-экологической компетенции.

Оценочно-корректирующий блок

содержит критерии, этапы оценки, уровни сформированности рекреационно-экологической компетенции, а также методы, средства и формы коррекции полученных результатов. Функции оценочно-корректирующего блока - оценочная и корректирующая.

Блок тесно связан с информационным, задающим критерии для оценивания, и процессно-содержательным, определяющим формы, методы и средства реализации подготовки.

В нашей модели критериями оценки являются компоненты рекреационно-экологической компетенции: когнитивный, операциональный и ценностный. Этапы определения сформированности компетенции являются традиционными для педагогической практики.

Диагностика происходит в четыре этапа:

1. Организационный, в рамках которого формируется перечень оценочных заданий в соответствии с критериями.

2. Оценка уровня рекреационно-экологической подготовки - проведение диагностики.

3. Сбор и анализ полученных результатов - обработка итогов.

4. Интерпретация и дифференциация результатов - определение уровня сформированности компетенции.

Полученные результаты распределяют по уровням:

• оптимальный, предполагающий сформированность рекреационно-эколо-гической компетенции и получение желаемого результата;

• достаточный, позволяющий считать цель осуществленной, но допускает правку результатов;

о с ш о

ь

га ^

ф

с

о

ю

ей О

н

е

ч о с

о ¡£

о ф

т

о ц

о ¡£ т

о

X X

о

го ф

ф

X

го ей

о ^

с; ф

ч о

• критический, требующий коррекции и возврата к диагностике.

Коррекция осуществляется в индивидуальной и групповой форме, с использованием учебно-методических пособий и информационных ресурсов, применением исследовательского метода, опроса, тестирования и т.д.

В результате реализации модели рекреационно-экологической подготовки у студента формируется рекреационно-экологическая компетенция - профессиональная компетенция для организации рекреационно-экологических путешествий, не нано-

сящих вред окружающей среде; состоит из когнитивного, операционального и ценностного компонентов, итогом формирования которых является: система знаний о месте и роли человека в экосистеме, бережное отношение к окружающей среде, отождествление природы как важнейшей ценности для человечества, экологическая грамотность для ведения туристско-рекреационной деятельности, ценностные установки по отношению к природе, к собственной экологоориентированной деятельности, готовность решать экологические проблемы с помощью туризма.

Библиографический список

1. Карабанова, Л.Б. Ориентирование студентов на профессионально-творческие достижения в образовательном процессе колледжа [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.Б. Карабанова. - Абакан, 2014. - 326 с.

2. Корчагина, Г.А. Понятийный аппарат рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму [Текст] / Г.А. Корчагина // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2016. - № 1. - С. 153-161.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 474 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 «Туризм».

References

1. Karabanova L.B. Orientation of students to professionally-creative achievements in college educational process. Dis. ... kand. ped. nauk. Abakan, 2014. P. 326. [in Russian].

2. Korchagina G.A. Key concepts of recreationally-ecological training of specialists in tourism. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. № 1. Р. 153-161. [in Russian].

3. On foundation of Federal State Educational Standard of Secondary Professional Education of specialization 43.02.10 Tourism. Order of 07.05.2014 г. № 474. [in Russian].

Сведения об авторе: Корчагина Гульназ Айратовна,

заместитель директора Высшей школы сервиса и туризма,

Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about the author: Korchagina Gulnaz Ayratovna,

Deputy Director,

Higher School of Service and Tourism, Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

ro

T

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.