Научная статья на тему 'Использование регионального и экологического компонентов в образовательном процессе при обучении студентов туристского профиля'

Использование регионального и экологического компонентов в образовательном процессе при обучении студентов туристского профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПРИРОДНАЯ ДЕСТИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойленко Александр Анатольевич

Автор статьи обобщает свой опыт активизации и эффективного использования регионального и экологического компонентов при подготовке специалистов сервиса и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойленко Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование регионального и экологического компонентов в образовательном процессе при обучении студентов туристского профиля»

№ 5 (43), 2011

жизнь Юга России"

сийской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 26. Ст. 2519.

20. Закон Республики Адыгея от 27 апреля 1999 г. № 121 (в редакции Закона Республики Адыгея от 27 февраля 2003 г. № 115) «О государственной

охране памятников истории и культуры» // Советская Адыгея. 1999. 3 мая.

21. Ципинов Р. Сохранить и использовать (О памятниках истории и культуры Республики Адыгея) // Советская Адыгея. 2007. 10 апр. С. 11.

M. a. malish. the state legal protection of the historic AND monumental MEMORIALS on the territory of the adyghe republic

The author of the article considers the legislative system that regulates the preservation of the historic and monumental memorials.

Key words: the Adyghe Republic, historic and monumental memorials, state legal protection of the historic and monumental memorials.

А. А. САМОЙЛЕНКО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ

Автор статьи обобщает свой опыт активизации и эффективного использования регионального и экологического компонентов при подготовке специалистов сервиса и туризма.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, экологический туризм, региональный компонент, природная дестинация.

В дореволюционное время включение краеведческого материала в процесс обучения нашло отражение в трудах Я. А. Коменского, К. Д. Ушин-ского, Л. Н. Толстого, П. П. Блонского и др. Их идеи впоследствии были применены при разработке регионального компонента в системе образования. Многие из поднятых при этом вопросов - таких, как вопрос о природосообразности обучения, о патриотическом воспитании молодежи - не утратили своей значимости и в настоящее время.

Различные аспекты влияния природных компонентов на формирование духовности рассматриваются в философских трудах Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева, Д. С. Лихачева и др. Современное образование находится на том этапе, когда целью становится не просто передача знаний в той или иной области, но и многогранное развитие личности. Этими причинами продиктованы изменения образовательной среды (содержание, средства, технология обучения). Активно идут процессы регионализации и экологизации образования.

В условиях слабой развитости туристского пространства общая тенденция становления отрасли такова, что многие функции управления туристской деятельностью осуществляются в регионах. Децентрализация регулирования туризма затронула вопросы подготовки туристских кадров.

Регионализация как одно из направлений современного развития системы профессионального образования предполагает разделение функций между его субъектами на федеральном и региональном уровнях. Анализ специальной литературы показывает, что так происходит повсеместно [1]. Практическое проявление этого можно найти в национально-региональном компоненте

содержания образования (специфика субъектов федерации). Проблема регионализации в системе профессионального образования по туризму представлена преимущественно исследованиями, в которых разрабатываются:

- региональные модели подготовки специалистов краеведческого профиля;

- структурно-содержательные компоненты краеведческой подготовки специалистов для тур-бизнеса;

- направления реформирования содержания профессионального образования, связанные с де-стинацией как концептом развития;

- педагогические условия отбора и структурирования содержания регионального компонента профессионального образования в вузах и на факультетах туристского профиля [2].

Однако важно подчеркнуть, что национально-региональный компонент слабо представлен в дисциплинах специализации, которые в настоящее время и определяют отраслевую и территориальную специфику подготовки специалистов индустрии туризма и гостеприимства. На факультете сервиса и туризма Кубанского социально-экономического института (КСЭИ) стараются решать эту проблему путем введения регионального компонента в дисциплину специализации «Экологический туризм». При подготовке студентов уделяется особое внимание такому аспекту, как экологизация обучения и воспитания.

В 1960-1970-х годах исследователи стали говорить о негативном воздействии туризма на экологию. Постановке данной проблемы (В. Г. Абрамов, С. В. Дмитрук, А. В. Солнцев и др.) во многом способствовала экологизация общественного сознания.

102 "Культурная жизнь Юга России"

№ 5 (43), 2011

Дело в том, что по мере массового развития туристской отрасли экологические проблемы обостряются. Они будут волновать людей все больше, поскольку при взаимодействии туризма с экологией приоритет зачастую отдается экономике, а решение проблем защиты окружающей среды откладывается на неопределенное будущее. На самом же деле все должно быть наоборот: для туристов привлекательны экологически чистые районы, где можно полноценно отдохнуть и получить положительные эмоции от общения с природой [3].

Туризм без экологии существовать не может, так как природные ресурсы являются частью рекреационных ресурсов наравне с другими составляющими турбизнеса - капиталом, технологиями, кадрами. Необходимы решительные меры, которые предотвращают нанесение ущерба природе [4], ведь отказ от турбизнеса чреват экономическими потерями, а игнорирование экологического аспекта влечет за собой разрушение природной среды. Для данной местности и ее населения негативные последствия туристской деятельности зачастую более заметны, чем получение налогов от нее.

Каким образом разрешить в нашем регионе это противоречие? Один из эффективных путей -ориентировать развитие экологического туризма на успешный опыт западных стран. Но для этого нужно на серьезном уровне готовить кадры тур-бизнеса на Кубани: менеджеров фирм по внутреннему туризму, гидов, экскурсоводов, инструкторов-проводников, аниматоров и др.

На факультете сервиса и туризма КСЭИ в образовательном процессе, в том числе - при проведении аудиторных и выездных практических занятий по дисциплинам «География туризма», «Экскурсоведение», «Организация и технология активных видов туризма», «Краеведение» активизированы региональный и экологический компоненты. В учебно-методическом комплексе курса «Экологический туризм» не хватало пособий, которые бы восполнили пробел в недостающем теоретическом материале о регионе. Такие пособия разработаны и опубликованы автором статьи [5]. В них указывается, что целью изучения данной дисциплины является получение теоретических и практических знаний о развитии экологического туризма в мире, выявление его проблем и перспектив развития в России и на Западном Кавказе, экологизация сознания студентов. При освоении курса решаются следующие задачи:

- дать представление о структуре дисциплины, содержании и формах экотуризма как сферы деятельности, обеспечивающей полноценный отдых и здоровый образ жизни;

- показать преимущества экотуризма как фактора устойчивого регионального развития;

- ознакомить обучающихся с эколого-турист-

скими технологиями, и практиками природного ресурсосбережения в туризме;

- изучить макро- и микрорегионы экотуризма.

В результате обучения студенты должны также:

- знать историю экотуризма и его место (социальную и экономическую роль) в мировой турин-дустрии, географию его ресурсов в мире, России и на Западном Кавказе;

- разбираться в вопросах проведения экологического аудита и сертификации;

- освоить содержательную часть организации и проведения оборудования и благоустройства экс-курсионно-туристских троп, приютов, кемпингов;

- уметь организовывать и планировать работу по формированию и внедрению экотура, рекламе, презентации, продаже путевок;

- с использованием информационных технологий оформлять договоры на предоставление услуг по организации и проведению экотуров в пределах Краснодарского края.

Литература

1. Воронова К. С. Региональный компонент профессиональной подготовки будущих специалистов в области туризма: постановка проблемы // Материалы междунар. заочн. конф. «Актуальные проблемы науки и образования». Вып. 1. Ставрополь, 2009. С. 56-61.

2. Горячева Т. К. Развитие региональной системы профессиональной подготовки туристских кадров в открытой образовательной среде: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007; Прокофьева А. Г. Краеведение как основной региональный компонент литературного образования: авторе ф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1997; Осипова Л. В. Содержание и структура регионального компонента в профессиональной подготовке специалистов сферы туристской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001; Назиров С. Я. Педагогические инновации как фактор формирования регионального компонента содержания образования автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006; Павлова Э. Н. Дестинация как концепт развития региональной системы профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010.

3. Проданов И. И. Развитие региональной образовательной системы (на материалах Сочинского региона): дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1995 и др.

4. Храбовченко В. В. Экологический туризм. М., 2003; Сергеева Т. К. Экологический туризм. М., 2004; Колбовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма. М., 2006 и др.

5. Самойленко А. А. Основы экологического туризма: теория, методика, практика. Краснодар, 2010; Он же. Теория, методика и практика детско-юношеского туризма. Краснодар, 2011.

A. A. sAMOILENKO. THE usE OF THE REGIONAL AND ENVIRONMENTAL cOMpONENTs

in educational process while training the students specializing in tourism

The author of the article summarizes his experience in activization and effective use of the regional and environmental components during the training of specialists in service and tourism. Key words: professional tourist education, environmental tourism, regional component, natural destination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.