УДК 658.15 ББК 65.261 Р 81
Финансы
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР КАК
проводник реализации инвестиционной
СТРАТЕГИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ДО 2025 ГОДА
(Рецензирована)
Рощектаев Сергей Александрович,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Южного института менеджмента, эксперт АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», г. Краснодар. Тел.: (905) 470 45 37, е-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена доработке проекта Инвестиционной стратегии Краснодарского края до 2025 года. Обоснован новый профиль будущего территории и новый стратегический приоритет инвестиционной политики - Развитие финансовой инфраструктуры инвестиционного процесса на основе формирования Регионального финансового центра Юга России на Кубани.
Ключевые слова: финансовый рынок, финансовый центр, инвестиционная стратегия.
regional financial center as a conductor investment strategy implementation of Krasnodar krai till 2025
Roschektaev Sergey Alexandrovich,
doctor of Economic Sciences, professor of the Finance and Credit Department of the Southern Institute of Management, Expert of Agency for Strategic Initiatives to Promote New Projects (Agency for Strategic Initiatives), Krasnodar. Ph.: (905) 470 45 37, е-mail: [email protected]
Summary. This article analyzes the draft Investment Strategy Krasnodar Krai till 2025. Justified a new profile of the territory future and a new strategic priority investment policy - Development of financial infrastructure investment process based on the formation of the Regional Financial Center of Southern Russia on the Kuban.
Keywords: financial market, financial center, investment strategy.
Сегодня в России остро стоит задача привлечения инвестиций в национальную экономику. Одним из условий эффективного ее решения является улучшение инвестиционного климата на макро- и мезоуровне. Распоряжением Правительства РФ от 11.08.2011 № 1393-р учреждено АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) [1]. В соответствии с уставом учредителем АСИ является Правительство Российской Федерации.
По инициативе АСИ разработан Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе [2]. Этот региональный инвестиционный стандарт -ключевой проект АСИ по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. Стандарт
включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами. Данные практики сгруппированы в три блока: стратегия региона, условия для бизнеса, гарантии инвесторам. Стандарт предусматривает создание совета по инвестициям при губернаторе, разработку инвестиционной стратегии с участием самого бизнеса, международных экспертов и консультантов, создание единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна», наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2013 № 770-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») и образована рабочая группа (проектный офис) по
72
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Финансы
внедрению Стандарта в регионе [3]. Кроме того, в Краснодарском крае создана экспертная группа АСИ по внедрению регионального инвестиционного стандарта.
С какими же результатами подошла Кубань к реализации Стандарта? За период 2008-2013 годов в экономику Кубани было привлечено инвестиций на общую сумму более 3,7 трлн. рублей. В 2013 году сохранялась лидирующая позиция Краснодарского края по масштабам инвестиционной деятельности, чему в существенной мере способствовало значительное количество реализуемых проектов. На конец 2013 года в крае в стадии реализации было 225 крупных инвестиционных проектов. По данным Минрегион России Краснодарский край в 2013 году являлся наиболее привлекательным российским регионом для вложений. В 2013 году инвестиции в основной капитал возросли по сравнению с предыдущим годом на 7,8% до 907,2 млрд. рублей, что составило 64% от объема инвестиций по ЮФО и 7% по России в целом; организациями (без субъектов малого предпринимательства) было использовано 685,6 млрд. рублей на развитие экономики и социальной сферы региона. По итогам за январь-февраль 2014 года в данном рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов Краснодарский край занял второе место, уступив лишь Тюменской области [4].
Приведенные показатели инвестиционной деятельности на Кубани, с одной стороны, впечатляют; с другой стороны, сегодня существенно обостряется конкуренция между субъектами Российской Федерации за инвестиционные ресурсы, что на фоне окончания Олимпийского проекта в Краснодарском крае актуализирует внедрение регионального инвестиционного стандарта АСИ.
В конце 2013 года администрацией Краснодарского края подготовлен проект Инвестиционной стратегии Краснодарского края до 2025 года как один из основных элементов Стандарта [5]. В настоящее время проводится ее общественная экспертиза.
Данная статья основана на экспертном заключении автора в рамках работы в экспертной группе АСИ по мониторингу внедрения Стандарта в Краснодарском крае.
Анализируемый документ классически начинается с будущего образа территории к 2025 году, стратегических целей и задач инвестиционной политики Краснодарского края до 2025 года; затем следует анализ факторов инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности территории. Данные положения представляются автору статьи обоснованными. Вместе с тем имеются предложения по доработке Стратегии.
С позиции автора, наряду с ключевыми перспективами будущего образа Краснодарского края - «Кормилица России - Кубань», «Всероссийский курортно-рекреационный центр», «Транспортные ворота Юга России» - ещё одним профилем будущего территории должен стать «Кубань - Региональный финансовый центр Юга России».
Разработчиками Стратегии сформирована система стратегических приоритетов из пяти блоков, предполагающая обеспечить конкурентоспособность краевой экономики в перспективе до 2025 года:
- привлечение инвестиций в развитие приоритетных отраслей экономики и территориальных кластеров;
- модернизация инфраструктурной базы, обеспечивающей развитие приоритетных отраслей экономики;
- создание системы прогнозирования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров в соответствии с потребностями инвесторов;
- развитие и поддержка предпринимательской деятельности;
- развитие и поддержка инновационной деятельности.
Предлагается новый стратегический приоритет № 6, который соответствует перспективному профилю «Кубань - Региональный финансовый центр Юга России»: «Развитие финансовой инфраструктуры инвестиционного процесса на основе формирования Регионального финансового центра Юга России на Кубани». Отметим, что проблемам финансовой инфраструктуры инвестиционного процесса в Стратегии уделено недостаточно внимания (подраздел 2.3.4 - 2 страницы).
Обоснуем предложения по доработке Инвестиционной стратегии Краснодарского края до 2025 года в части будущего образа территории и стратегических приоритетов.
Финансовая инфраструктура инвестиционного процесса (финансовый рынок в институциональном статусе «финансовый центр») играет определяющую роль в успешной модернизации экономики. Сегодня в мире отмечается рост числа зарождающихся региональных, локальных и нишевых финансовых центров. Это связано с потребностью экономик в сильном и относительно независимом от внешних операторов финансовом рынке. На смену конкуренции между финансовыми институтами приходит конкуренция между финансовыми рынками в целом, в том числе конкуренция между инфраструктурными организациями, налоговыми режимами и т.д.
Формирование сегодня Международного финансового центра в Москве и достижение его целе-
73
Финансы
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
вых параметров невозможно без одновременного формирования мезо- финансовых рынков (региональных финансовых центров), отвечающих потребностям становления инновационного типа экономики, способных мобилизовать внутренние сбережения и привлечь внешние финансовые ресурсы для реализации инвестиционных проектов и программ модернизации.
Денежный капитал в России распределен неравномерно. Данный процесс А. Ермоленко справедливо называет потерей пространства в современной России. К одной из форм данного процесса ученый относит взаимодействие национальной экономики страны с глобальным хозяйством: Россия потерялась в современном мире, лишилась своих конкурентных позиций, перестала быть одним из лидеров всемирного хозяйства. Другая форма позиционирована во внутренней среде национальной экономики России и проявляется в потере пространства целых регионов, которые обладают различными ресурсными базами, капиталами, доходами, инвестиционной привлекательностью [6].
На наш взгляд, для преодоления дезинтеграции и инфраструктурных разрывов в национальном финансовом пространстве необходимо сформировать региональные финансовые центры в макрорегионах. Создание таких финансовых центров должно стать частью перехода российских городов и регионов на инновационный путь развития. Практически смещение акцентов в масштабной задаче по созданию национальных финансовых центров должно проявиться в повышении насыщенности территорий финансовыми организациями и их подразделениями, а также инфраструктурой финансовых рынков.
Финансовые рынки способны интегрировать общественно-хозяйственные пространства. В Южном федеральном округе выделено 26 региональных зон опережающего роста, в том числе на территории Краснодарского края - 6 зон (Краснодарская агломерация), на территории Ростовской области - 4 зоны (Ростовская агломерация), на территории Волгоградской области - 4 зоны (Волгоградская агломерация). Зоны опережающего роста объединены в 3 крупные - Черноморско-Кубанскую, Азово-Донскую и Волжско-Каспийскую зоны.
С нашей точки зрения, «центром притяжения» и «двигателем» Черноморско-Кубанской и других зон опережающего развития должен выступить Региональный финансовый центр Юга России на Кубани. Данный финансовый центр призван обеспечить финансирование планируемых в Стратегии приоритетных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики, имеющих межрегиональное и межотраслевое значение. Таким образом, не-
обходимо определить чёткую целевую ориентацию, локализацию и спецификацию финансового центра в общественно-хозяйственном пространстве мезо-уровня.
Целевыми ориентирами развития Регионального финансового центра Юга России на Кубани должны выступить [7]:
- финансовое обеспечение модернизации, технологического обновления и развития производств во всех отраслях экономики и социальной сферы Юга России;
- повышение инновационной активности, развитие научно-образовательной сферы, развития перерабатывающих и инновационно-ориентированных отраслей на основе инновационных финансовых инструментов;
- упрочение финансового, инфраструктурного, социально-демографического и экономического каркаса территории Юга России, повышение связности территории, интеграции регионов ЮФО между собой;
- развитие финансовых пространств ЮФО и на этой основе стимулирование формирования прогрессивных форм пространственной организации городов и регионов ЮФО, создания новых центров роста на основе конкурентных преимуществ, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности территорий ЮФО.
Для достижения в рамках разработанной Инвестиционной стратегии Краснодарского края до 2025 года профиля «Кубань - Региональный финансовый центр Юга России» есть все необходимые предпосылки. Так, только в Краснодарском крае в составе государственных органов исполнительной власти функционирует Департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края. В частности, по инициативе Департамента приняты:
- распоряжение главы администрации Краснодарского края от 11 апреля 2011 года № 561-р «О создании условий для динамичного развития экономики Краснодарского края при помощи инструментов финансового рынка на период 2011-2013 годов»;
- постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 № 1212 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Создание условий для обеспечения доступности финансовых услуг» и др.
За 10 лет Департаментом и некоммерческими профессиональными организациями накоплен достаточный опыт в области развития финансового рынка Кубани. Однако дальнейшая работа по развитию финансовой инфраструктуры инвестиционного процесса должна быть увязана с принимаемой Инвестиционной стратегией Краснодарского края
74
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Финансы
до 2025 года и должна пойти дальше. Необходимо разработать и принять Дорожную карту «Формирование регионального финансового центра Юга России в Краснодарском крае». Опыт разработки подобной карты, конечно, более масштабной, в России есть. Распоряжением Правительства РФ от 19.06.2013 № 1012-р утверждена Дорожная карта «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации».
Как видно из названия Дорожной карты, развитая финансовая инфраструктура инвестиционного процесса (развитый финансовый рынок в институциональном статусе «финансовый центр») непосредственно связана с улучшением инвестиционного климата в стране (регионе).
На наш взгляд, для содержательной разработки перспективного профиля территории «Кубань
- Региональный финансовый центр Юга России», стратегического приоритета «Развитие финансовой инфраструктуры инвестиционного процесса на основе формирования Регионального финансового центра Юга России на Кубани» и соответствующей Дорожной карты как инструмента реализации данных перспектив предлагается учитывать следующие положения.
А. Новые субъекты Регионального финансового центра Юга России - качественно новый инвестиционный процесс.
Наибольший интерес представляет предлагаемая в проекте Стратегии группа качественно новых агентов новой индустриализации и современной экономики, основанной на знаниях: особые экономические зоны (ОЭЗ), технологические парки (ТП), центры кластерного развития (ЦКР).
Возникающие квази- финансовые рынки в рамках ОЭЗ, ТП, ЦКР нуждаются в рациональной организации и недостаточно исследованы. Интеграция в хозяйственном пространстве территории указанных агентов делает их качественно новыми субъектами финансового рынка региона. Следовательно, создание и продвижение Регионального финансового центра в Краснодарском крае - объективная необходимость. Ввиду отсутствия подобных агентов на Кубани и наличия амбициозных планов в проекте Стратегии по их созданию целесообразно использовать международный опыт.
Так, анализ морского кластера в Люксембурге показал, что локальный финансовый рынок в кластере доминирует, обеспечивает его динамическое развитие и глобальную конкурентоспособность. Здесь сформирован региональный финансовый центр, который предложил инновационный финансовый инструмент развития морских кластеров
- был создан первый в мире судовой инвестицион-
ный фонд открытого типа. Значительное влияние на функционирование морского кластера оказывают также судовые кредитные фонды, финансирующие строительство судов. Выделенный локальный финансовый рынок морского кластера Люксембурга обслуживает сложившийся автономный воспроизводственный контур кластера, обеспечивает его интеграцию в глобальное экономическое и финансовое пространство, обусловливает глобальную конкурентоспособность всего кластера.
Б. Локализованный и интегрированный тип Регионального финансового центра.
Задача создания Регионального финансового центра на Кубани - сложная. Как показал авторский анализ инвестиционных стратегий других субъектов Федерации, полноценных разработок в этой сфере нет. Как отмечено ранее, наиболее проработанной представляется Дорожная карта «Создание МФЦ и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации». Однако данный опыт можно использовать для создания лишь одного элемента Регионального финансового центра на Кубани (его ядра) - формирование финансового узла (суб- центра) в Краснодаре.
Представляется, что полноценный Региональный финансовый центр на Кубани будет носить характер:
- локализованный, т.е. распределенный по ОЭЗ, ТП, ЦКР и традиционным субъектам инвестиционного процесса, адаптированный к их нуждам по финансовым инструментам и финансовой инфраструктуре;
- интегрированный, т.е. представлять единый и живой «организм», нацеленный на достижение субъектами инвестиционного процесса целевых параметров.
В. Способ организации Регионального финансового центра на Кубани.
Учитывая локализованный и интегрированный тип Регионального финансового центра, предлагается способ его организации - интегрированная сетевая локализация финансовых отношений. При этом под способом организации финансового рынка понимается форма связи основных элементов его системы [8].
Г. Функции Регионального финансового центра Юга России в Краснодарском крае.
С учетом миссии и целевых ориентиров Регионального финансового центра Юга России, предлагаем его функции (таблица 1).
Д. Разработка специфических финансовых инструментов в рамках Регионального финансового центра Юга России на Кубани.
Между ОЭЗ, ТП, ЦКР и финансовыми институтами заключаются, как правило, гибридные кон-
75
Финансы
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Таблица 1
Функции Регионального финансового центра Юга России на Кубани
Функция Содержание функции
Капиталообразующая функция Финансовое обеспечение и обслуживание воспроизводственного процесса в экономической системе Краснодарского края
Инновационная функция Преобразование реального сектора региона и создание качественно новых финансовых инструментов
Трансформационная функция Трансформация локальных общественных благ в финансовые активы и их вовлечение в оборот финансового рынка региона
Защитная функция Создание необходимых инструментов кризис- менеджмента, в том числе финансовых резервов ОЭЗ, ТП, ЦКР, иных агентов и Краснодарского края в целом
Интегрирующая функция Интеграционное взаимодействие финансового рынка Краснодарского края с другими финансовыми рынками
тракты, которые заключаются в трех сферах отношений:
- формирование и использование инфраструктуры кластеров, технопарков и особых экономических зон;
- поиск апробации и внедрение новых финансовых инструментов инновационной деятельности таких субъектов;
- совместное использование результатов инновационной деятельности.
Разработка гибридных контрактов между ОЭЗ, ТП, ЦКР и финансовыми институтами региона (институтами целевого финансирования, венчурными фондами, пулами бизнес- ангелов, фондами посевных инвестиций и др.) должна учитывать следующие особенности инструментов перспективного Регионального финансового центра:
- глубоко локализованы в финансовом пространстве региона;
- формируются в условиях высокой степени самоуправления и самоорганизации данных субъектов;
- требуют специфических форм защиты, как правило, в рамках интегрированных институтов развития;
- продуцируют результаты в виде ресурсов общего пользования, что делает применимыми к субъектам гибридных финансовых контрактов выработанные в рамках институциональной школы специальные методы управления;
- создают предпосылки для вовлечения квазифинансовых рынков ОЭЗ, ТП, ЦКР в оборот финансового рынка региона.
Предложенные концептуальные корректировки проекта Инвестиционной стратегии Краснодарского края до 2025 года обеспечат формирование на Кубани Регионального финансового центра Юга России как проводника ее реализации, а также развитие финансовой инфраструктуры инвестиционного процесса в макро- регионе.
ИСТОЧНИКИ:
1. АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». URL: http://asi.ru/about_agency/
2. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. URL: http://asi.ru/standard/index.php?sphrase_id=59383
3. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2013 № 770-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») и образовании рабочей группы (Проектного офиса) по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе»
4. Минрегион России: Мониторинг социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. URL: http://www.minregion.ru/monitoring-evaluation/region_ dev_monitor?locale=ru
5. Проект Инвестиционной стратегии Краснодарского края до 2025 года. URL: http://www.investkuban.ru/_files/ docs/2013/proekt_strat_do2025.pdf
6. Ермоленко А.А. Потерянное пространство // Научный вестник ЮИМ. - 2013. - № 1 - С. 39-44
7. Рощектаев С.А. Стратегические императивы модернизации финансовых рынков: структурный аспект // Научный вестник ЮИМ. - 2013. - № 3 - С. 29-34
8. Рощектаев С.А. Локальный финансовый рынок современного российского мегаполиса: функциональное содержание, способ организации, инструменты развития. Краснодар: ИНЭП, 2011. - 308 с.
76