Научный вестник ЮИМ №3' 2013
Горизонты новой экономики
УДК 658.15 ББК 65.261 Р 81
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ: СТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ
(Рецензирована)
Рощектаев Сергей Александрович,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (905) 470 45 37, е-mail: rosser@mail.ru
Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена возрастающей ролью пространственных (структурных) аспектов развития финансовой системы и финансового рынка. В статье рассмотрены предпосылки, стратегические императивы и направления инновационной модернизации и эффективной пространственной организации финансовых рынков современных мегаполисов Юга России. Повышение эффективности функционирования данных рынков выступает условием глобальной конкурентоспособности национального финансового рынка.
Ключевые слова: финансовые рынки, мезоэкономические системы, модернизация, императивы
strategic imperatives of financial markets modernization: structural aspects
Roschektaev Sergey Alexandrovich,
doctor of Economic Sciences, professor of the Department of Finance and Credit of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (905) 470 45 37, е-mail: rosser@mail.ru
Summary. The relevance of this study is due to the increasing role of spatial (structural) aspects of the development of the financial system and financial market. The article considers the background, strategic imperatives and directions of innovative and effective modernization of the spatial organization of financial markets modern cities of the South of Russia. Improving the functioning of these markets is a condition for the global competitiveness of the domestic financial market.
Keywords: financial markets, mesoeconomic systems, modernization, imperatives.
В современной отечественной экономической литературе утверждаются пространственные (структурные) взгляды на эволюцию российской финансовой системы и финансового рынка. Ключевые публикации данного направления отражают результаты исследования процессов формирования и развития макрорегиональных и локальных финансовых рынков, в том числе финансового рынка российского мегаполиса [1, 2, 3, 4]. Так, установлена структурная позиция и обоснована конфигурация данной мезоэкономической системы:
- элементарное звено (локус) генеральной системы финансовых рынков;
- ведущая подсистема динамично развивающейся городской агломерации;
- институционально-хозяйственное образование, обладающее высоким потенциалом социализации финансовых отношений;
- интегрированный субъект, интенсивно продуцирующий новые знания;
- пространство взаимодействия территориального звена вертикали государственной власти и системы городского самоуправления [5].
В рамках интеграционной парадигмы исследования мезоэкономических систем финансовый рынок соответствующего мезоуровня можно представить как результат переплетения кредитных, инвестиционных, страховых, бюджетных, оценочных и иных финансовых отношений, складывающихся в хозяйственном пространстве макрорегиона и крупного города; при этом финансовый рынок мегаполиса можно определить как продукт интеграционного взаимодействия его субъектов. С позиции неосистемной парадигмы экономических исследований финансовый рынок мегаполиса - это метасистема (тетрада) субъект-
29
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
ной, объектной, процессной и средовой систем экономических отношений по трансферту финансовых ресурсов и финансовых инструментов, которая обеспечивает эффективное распределение финансовых ресурсов в хозяйственной системе крупного города [6].
Сегодня требуется инновационная модернизация финансовых рынков различных мезоуровней, направления которой представляются недостаточно изученными и обоснованными. Повышение эффективности функционирования данных рынков должно обеспечить глобальную конкурентоспособность национального финансового рынка. Таким образом, целью данной статьи выступает обоснование стратегических императивов модернизации финансовых рынков российских мегаполисов и на этой основе разработка предложений по эффективной пространственной организации данных рынков мегаполисов Юга России.
Анализ развития общественных отношений на разных исторических этапах показывает, что императив модернизации всех сфер жизнедеятельности человека предопределял курс преобразований, в том числе в сфере финансово-экономических отношений. В зарубежной и отечественной современной экономической науке наиболее распространённой трактовкой модернизации является восприятие и освоение странами, экономическими системами и их субъектами рыночных механизмов и демократических политических моделей. Выделим ряд приоритетных аспектов модернизации.
С. Блэк рассматривает институциональные аспекты модернизации [7]. В его понимании модернизация - это процесс, посредством которого исторически эволюционировавшие институты адаптируются к быстро меняющимся функциям, что отражает беспрецедентное расширение знаний человека, позволяющее осуществлять контроль над своим окружением. С учётом российской потребности в адаптации всего институционального комплекса к глобальным вызовам особое внимания заслуживает технологическое направления модер-низационной школы. В рамках данной школы модернизация включает рост и диффузию институтов, связанных с трансформацией экономики на основе технологий.
На наш взгляд, при разработке направлений модернизации финансового рынка крупного российского города необходимо учитывать и ряд особенностей его институциональной среды. «Плотная» и «сжатая» институциональная среда финансового рынка мегаполиса обусловливает более низкие трансакционные издержки, приходящиеся на единицу обмениваемых финансовых ресурсов, и при прочих равных условиях более высокую
эффективность и конкурентоспособность как отдельных субъектов данного рынка, так и мегаполиса в целом. Мезоэкономическая структурная позиция финансового рынка мегаполиса выступает не просто субподчинённой по отношению к соответствующим макро- и микроуровням, но и выступает как самостоятельное финансовое пространство стратегической коммуникации и межуровневого согласования интересов субъектов данного рынка для координации инновационного преобразования хозяйственного пространства мегаполиса на основе финансовых инструментов.
Недооценка в российской экономической науке и практике важности пространственных аспектов развития финансовых рынков России во многом обусловила сложившиеся институциональные барьеры, препятствующие развитию финансовых рынков мегаполисов Юга России:
- дефицит регулятивных норм, адаптированных к данным рынкам;
- неопределённость институционального статуса финансового рынка мегаполиса;
- институциональная ловушка интенсивного развития финансовых инструментов в отрыве от развития рынков реального сектора мегаполиса;
- отсутствие адекватных механизмов согласования экономических интересов основных субъектов данного рынка.
О. Мамедов считает, что модернизация должна означать усиление экономической свободы хозяйствующих субъектов [8]. Успешность модернизации российской экономики опирается на модернизированные политические институты. О. Мамедов отмечает также и роль финансов в трансформации экономики: концептуальное понимание модернизации возможно только в рамках теорий экономического роста, основными элементами которых выступают сбережения и инвестиции. Таким образом, модернизация в его понимании - это особая модель экономического роста, особенность которой задаётся особым способом использования сбережений и инвестиций. Анализируя научную позицию учёного, можно установить специфику современной российской модернизации:
- искусственное ускорение экономического роста;
- нарушение естественного рыночного механизма;
- целенаправленное экономическое развитие;
- востребованность экстремального инструмента государственной экономической политики (модернизации);
- мобилизационный характер изменений;
- концентрация и направление инвестиционно-финансовых ресурсов в необходимые обществу
30
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
Горизонты новой экономики
сферы, не связанное с конкурентным самодвижением инвестиционного капитала.
Многие российские учёные обосновывают императив модернизации на основе выделения приоритета диффузии инноваций во все сферы жизнедеятельности нашего общества. Так, В. Вы-соков исследует конфигурацию инновационного потенциала Юга России и обосновывает стратегию создания инновационно-проводящей среды для успешной модернизации [9]. Необходимо отметить в изложенной позиции В. Высокова чёткое понимание роли финансового рынка мезоуровня в развитии инновационной деятельности. Это отражено в разработке интегрированного подхода к модернизации Юга России на основе комбинирования технического, финансового и социального инжиниринга.
Исходя из признания современного усложнения развития финансового рынка с учётом уроков глобального кризиса А. Ермоленко справедливо отмечает возрастающую сегодня востребованность всеобщих законов движения систем, которые предопределяют механизмы их функционирования и саморегулирования [10]. В составе данных законов учёным выделены: закон равновесия, закон синергии, закон системного развития. Последний звучит следующим образом: каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех типов жизненного цикла. Научная позиция А. Ермоленко продуктивна в том отношении, что она содержит в себе важнейшие целевые ориентиры модернизации финансовых рынков - развитие их системного качества, возрастание суммарной капитализации данных рынков, достижение наибольшей финансовой глубины соответствующих хозяйственных систем.
Обобщим рассмотренные научные положения в области модернизации экономических систем и специфицируем императив модернизации применительно к финансовому рынку современного российского мегаполиса.
В России начиная с Петровской модернизации накоплен достаточный опыт догоняющей и форсированной модернизации. Сегодняшний этап обновления финансово-экономических отношений в России не является исключением; при этом его особенностью выступает мобилизационный и зачастую нерыночный характер преобразований (в частности, на основе доминирования квази- государственных финансовых институтов развития).
Необходимы рыночные механизмы модернизации финансовых рынков на различных уровнях с учётом всеобщего закона движения систем - закона системного развития. В рамках такой концепции институциональных преобразований модерниза-
ция должна осуществляться на основе модерирующей (а не предписывающей) модели поведения регуляторов эволюционного процесса финансовых рынков.
Финансовые рынки российских мегаполисов должны играть ключевую роль в создании инно-вационно-проводящей среды для успешной модернизации хозяйственных пространств городов. Взаимодействие финансового рынка и рынков реального сектора мегаполиса должно быть основано на процессе непрерывной цикличности воспроизводства каждого рынка и пульсации взаимно порождающих и переходящих друг в друга полюсов развития.
Мегаполисы как интегрированные субъекты финансовых рынков, реализуя модерирующую модель поведения, должны определять генеральное направление эволюционного процесса данных рынков в рамках стратегирования развития финансовых рынков Юга России как функции от многих изменений в подсистемах рынков и от неопределённых изменений, которые будут сопровождать желаемые сдвиги.
Должна быть обеспечена метасистемность стратегии развития финансовых рынков мегаполисов Юга России в горизонтальной и вертикальной проекциях: если меняется стратегия развития одной функциональной подсистемы данных рынков или одного пространственного уровня, должна меняться вся стратегия. В рамках эволюционного подхода формирование последующей стратегии развития финансовых рынков мегаполисов должно осуществляться через оценку достигнутых горизонтов и коррекции целей.
Таким образом, конкретными императивами парадигмы модернизации финансового рынка современного мегаполиса выступают:
- развитие системного качества взаимодействия различных форм мобилизации частных сбережений;
- фокусированное использование финансовоинвестиционных ресурсов на высокотехнологических направлениях развития местного хозяйства;
- обеспечение конкурентоспособности мегаполиса как интегрированного субъекта;
- оптимизация структуры собственности в пространстве мегаполиса;
- эффективное и устойчивое взаимодействие рынков реального сектора и финансового рынка мегаполиса;
- утверждение модерирующей модели поведения мегаполиса.
С учётом обоснованного необходимого характера взаимодействия финансового рынка и рынков реального сектора мегаполиса - непрерывной
31
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
цикличности воспроизводства каждого из них и аритмичной пульсации взаимно порождающих и переходящих друг в друга полюсов развития - обоснуем стратегические императивы модернизации финансовых рынков мегаполисов Юга России через установление приоритетных потребностей развития мегаполисов.
Выделим целевые стратегические потребности развития мегаполисов Юга России на основе анализа Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 1538-р.
А. Стратегической целью развития ЮФО, которая задаёт ориентиры эволюции хозяйственных систем его мегаполисов, является превращение южного макрорегиона в одного из российских лидеров инновационного развития, в проводника стабильности и конструктивного российского влияния в Кавказском макрорегионе, Черноморском и Каспийском бассейнах. Данная цель предполагает:
- создание главной продовольственной базы России на основе формирования национального мегакластера агропромышленного комплекса, включающего весь комплекс производств и инновационных центров, обеспечивающих его эффективное функционирование «от поля до продукта»;
- реализацию транзитного потенциала округа путем развития международных транспортных коридоров;
- развитие многофункционального рекреационного комплекса международного масштаба и всех уровней ценовой доступности;
- инновационную модернизацию, развитие и создание новых промышленных районов и кластеров.
Б. Анализ позволяет выделить ключевые конкурентные преимущества мегаполисов ЮФО:
- благоприятные природно-климатические условия для жизнедеятельности горожан;
- высокая миграционная привлекательность городов ЮФО для экономически активного населения других регионов страны, в том числе высококвалифицированных кадров;
- исключительно выгодное геополитическое и геоэкономическое положение мегаполисов ЮФО, наличие или близость к морским транспортным коммуникациям, соединяющим Российскую Федерацию со странами Средиземноморского и АзовоЧерноморского бассейнов;
- развитая и продолжающая интенсивно развиваться транспортная инфраструктура;
- наличие на территории городов ЮФО развитых и развивающихся кластеров с высоким по-
тенциалом роста в различных отраслях и секторах экономики;
- значительные размеры внутреннего (локального) рынка мегаполисов ЮФО, определяемые высокой численностью и концентрацией населения;
- относительно низкая стоимость рабочей силы горожан.
В. Базовым для финансово-экономического развития мегаполисов ЮФО выступает сценарий инновационного развития. При этом перспективы экономического развития крупных городов ЮФО при реализации инновационного сценария определяются следующими факторами:
- формирование мощных агропромышленных кластеров, привлечение крупных производителей, развитие технологий, генетики и селекции;
- поэтапное развитие туризма и рекреации, а также создание новых транспортных коммуникаций, развитие энергосистемы, формирование новых особых туристических зон;
- модернизация производства и технологический прорыв в машиностроении и металлургии, развитие кластеров, энергетического, транспортного машиностроения, реализация комплекса инновационных проектов в данных сферах;
- диверсификация экономики за счёт развития высокотехнологичных перерабатывающих производств в химическом комплексе, в производстве строительных материалов, в фармацевтике и биотехнологиях;
- создание эффективной инновационной системы, включающей научно-инновационный комплекс, ряд инновационных зон и кластеров, превращение мегаполисов ЮФО в базовый для России ареал технико-технологического прорыва в сфере агропромышленного комплекса, энергетики, рекреации, логистики;
- интенсивный рост сервисного сектора, базирующийся на развитии современных высокотехнологичных видов услуг, а также на развитии финансовых и страховых услуг, создание условий для развития кластеров финансовых, деловых и образовательных услуг, научных разработок и прикладных исследований, высокотехнологичных производств во взаимосвязанных агломерациях Краснодара, Ростова-на-Дону, Волгограда;
- формирование на базе крупных агломераций ЮФО (Краснодарской, Ростовской и Волгоградской) торговых, транспортно-логистических и финансовых центров общенационального и межрегионального значения.
Г. В Стратегии отмечено, что перспективное пространственное развитие ЮФО связано с функционированием существующих и формированием новых центров инновационного экономического
32
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
Горизонты новой экономики
роста на основе многополярного подхода. В основе долгосрочного финансово-экономического развития ЮФО лежат зоны опережающего развития, в рамках которых будет идти ускоренное развитие базовых и перспективных отраслей, инфраструктуры федерального уровня и территориально-промышленных кластеров.
В Южном федеральном округе выделены 26 региональных зон опережающего развития, в том числе на территории Краснодарского края - 6 зон (Краснодарская агломерация), на территории Ростовской области - 4 зоны (Ростовская агломерация), на территории Волгоградской области - 4 зоны (Волгоградская агломерация). Зоны опережающего роста объединены в 3 крупные - Черноморско-Кубанскую, Азово-Донскую и Волжско-Каспийскую зоны.
На основе обобщения инновационных направлений развития хозяйственных систем крупных городов ЮФО покажем стратегические ориентиры развития финансовых рынков мегаполисов.
С нашей точки зрения, «центрами притяжения» и «двигателями» указанных зон опережающего развития должны выступить финансовые рынки мегаполисов ЮФО - Краснодара, Ростова-на-Дону, Волгограда. Указанные рынки должны обеспечить финансирование планируемых в Стратегии приоритетных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики, имеющие важное межрегиональное и федеральное значение.
Необходимо закрепить институциональный статус указанных рынков как региональных финансовых центров (по национальной классификации) или субрегиональных финансовых центров (по международной классификации), их чёткую целевую ориентацию, локализацию и спецификацию в хозяйственном пространстве соответствующего мезоуровня.
Целевыми ориентирами развития финансовых рынков мегаполисов как финансовых центров крупных зон опережающего роста выступает:
- финансовое обеспечение модернизации, технологического обновления и развития производств во всех отраслях экономики и социальной сферы ЮФО;
- повышение инновационной активности, развитие научно-образовательной сферы, развития перерабатывающих и инновационно-ориентированных отраслей на основе инновационных финансовых инструментов;
- упрочение финансового, инфраструктурного, социально-демографического и экономического каркаса территории ЮФО, повышения связности территории, интеграции мегаполисов ЮФО между собой;
- развитие финансовых пространств ЮФО и на этой основе стимулирование формирования прогрессивных форм пространственной организации городов и регионов ЮФО, создания новых центров роста на основе конкурентных преимуществ, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности мегаполисов ЮФО.
Локализуем указанные финансовые центры в рамках укрупнённых зон опережающего развития ЮФО.
Финансовый рынок Краснодара должен выступить финансовым центром Черноморско-Кубанской зоны опережающего развития, которая расположена в южной части Краснодарского края и на территории Республики Адыгея. Целевая стратегическая ориентация данного финансового центра определяется хозяйственной специализацией Черноморско-Кубанской зоны опережающего развития: оказание туристско-рекреационных услуг всех видов, транспортно-логистических услуг, осуществление инноваций, финансовая сфера, агропромышленный комплекс и производство продуктов питания, добыча ресурсов, производство строительных материалов, развитие лесопромышленного комплекса.
Финансовый рынок Ростова-на-Дону - финансовый центр Азово-Донской зоны опережающего развития, которая расположена на территории северной части Краснодарского края, Ростовской области и юго-запада Волгоградской области. Целевая стратегическая ориентация данного финансового центра определяется хозяйственной специализацией Азово-Донской зоны опережающего роста: электроэнергетика, транспорт, машиностроение, химическое производство, финансовые услуги, добыча ресурсов, туризм.
Финансовый рынок Волгограда должен выступить финансовым центром Волжско-Каспийской зоны опережающего развития, которая расположена на территории Волгоградской и Астраханской областей, а также Республики Калмыкия. Целевая стратегическая ориентация данного финансового центра определяется хозяйственной специализацией Волжско-Каспийской зоны опережающего роста: туристско-рекреационные и транспортнологистические услуги, отдельные направления агропромышленного комплекса, рыболовство и рыбоводство, судостроение, добыча и переработка нефтегазового сырья.
Таким образом, стратегическими императивами развития финансовых рынков мегаполисов Юга России, соответствующими приоритетным потребностям модернизации городского хозяйства, выступают:
- обеспечение глобальной конкурентоспособ-
на
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №3' 2013
ности мегаполиса как интегрированного субъекта хозяйственных отношений;
- снижение трансакционных издержек на рынках реального сектора мегаполиса;
- реализация модерирующей роли мегаполисов посредством разработки и реализации стратегии интеграции финансовых рынков и рынков реального сектора;
- поиск апробации и включения в рыночный оборот инновационных финансовых инструментов, обеспечивающих взаимодействие сберегательного и инвестиционного процессов;
- фокусирование финансово-инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития мегаполиса.
ИСТОЧНИКИ:
1. Шарапов М.В. Функциональное содержание отношений, факторы формирования и стратегии развития финансового рынка макрорегиона. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2006.
2. Ушаков А.С. Мезоуровень организации финансовых рынков // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2010. - № 5. - С. 291-294.
3. Рощектаев С.А. Локальный финансовый рынок современного российского мегаполиса: функциональное содержание, способ организации, инструменты развития. Краснодар: ИНЭП, 2011.
4. Сорокожердьев В.В., Хашева З.М. Проблемы и приоритеты развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России // Экономическая наука современной России. 2012. - № 2. - С. 136-139
5. Рощектаев С.А. Ушаков А.С. Структурная позиция финансового рынка современного мегаполиса // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2011. - № 3.
- С. 257-260.
6. Рощектаев С.А. Интеграционный подход к формированию локального финансового рынка современного российского мегаполиса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012.
- № 1. - С. 23-30.
7. Блэк С. Динамика модернизации: сравнительное исследование истории. М.: Дело, 2004.
8. Мамедов О.Ю. Модернизация - девиантная модель экономического роста? // Terra economicus. - 2010. - Т. 8, № 1. - С. 12.
9. Высоков В.В. Доктрина инновационного развития Юга России. URL: http://expert.ru/south/ 2010/20/doktrina_ razvitiya/
10. Ермоленко А.А. Развитие системного подхода к исследованию финансового рынка // Новые технологии. - 2013.
- № 1. - С. 96-99.
34