УДК 336 ББК 65.262.1 Р 81
С.А. Рощектаев
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Института экономики,
права и гуманитарных специальностей, г. Краснодар. Тел.: (861) 231 90 12, e-mail:
Сравнительный анализ развития локальных финансовых рынков мегаполисов юга России
(Рецензирована)
Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ развития важнейшего сегмента локального финансового рынка мегаполисов Юга России - рынка коллективных инвестиций. Оценена динамика показателей деятельности локальных управляющих компаний, а также находящихся под их управлением инвестиционных фондов. Рассмотрены институциональные основы формирования и развития локального финансового рынка мегаполиса.
Ключевые слова: мегаполис, локальный финансовый рынок, коллективные
инвестиции, финансовые институты.
S.A. Roshchektaev
Candidate of Economics, Associate Professor of Finance Department, Institute of
Economics, Law and Humanities, Krasnodar. Ph.: (861) 231 90 12, e-mail: [email protected].
Comparative analysis of the development of local financial markets in megalopolises of South of Russia
Abstract. The paper provides a comparative analysis of the development of local financial markets and collective investment market in megalopolises of South of Russia. An estimate is given of the dynamics of activity indicators of local managing companies, as well as of their investment funds. The author examines institutional bases of local financial market development in megalopolis.
Keywords: megalopolis, local financial market, collective investments, financial institutions.
Локальный финансовый рынок современного российского мегаполиса естественным образом является частью национального и глобального финансового рынков. Значимым сегментом локального финансового рынка мегаполиса выступает локальный рынок коллективных инвестиций. В данном сегменте локального финансового рынка аккумулируются и принимают организованную форму (паи инвестиционных фондов) сбережения населения - важнейший источник обеспечения инвестиционного процесса «длинными» финансовыми ресурсами. По данным Национального агентства финансовых исследований, вовлечённость российских домашних хозяйств в данный рынок составляет не более 1%, при этом в странах с развитой экономикой данный показатель превышает 50% [1]. Следовательно, данный рынок имеет значительный экономический потенциал. Пространственный и структурный анализ национального и глобального финансового рынков и в частности рынка коллективных инвестиций позволяет выявить диспропорции в их развитии, выявить институты и инструменты развития локальных финансовых рынков мегаполисов.
Сравнительный анализ локальных рынков коллективных инвестиций в мегаполисах Южного федерального округа (ЮФО): Краснодаре, Ростове-на-Дону и Волгограде -показывает неравномерность их развития.
В ЮФО по количеству управляющих компаний Ростов-на-Дону занимает первое место. На территории данного мегаполиса зарегистрировано 4 управляющие компании, под управлением которых находится 7 паевых инвестиционных фондов (4 из которых - для квалифицированных инвесторов) и 1 негосударственный пенсионный фонд. Крупнейшие их них: закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости смешанный «Адмирал» (стоимость чистых активов (СЧА) на 01.11.2010 составляет 90,43 млн. рублей) и закрытый паевой инвестиционный фонд рентный «Офис Рантье» (СЧА на 01.11.2010 составляет 48,62 млн. рублей) - находятся под управлением ООО «Управляющая компания «Гранд-Капитал» [2].
В Волгограде зарегистрировано 3 управляющие компании, под управлением которых находится 2 ПИФа (1 из которых для квалифицированных инвесторов), 2 НПФа; крупнейший их них - смешанный неотраслевой фонд «Август-Оптимум» (СЧА на 01.11.2010 составляет 27,18 млн. рублей) - находится под управлением ЗАО «Финансовый брокер «Август» [2].
В Краснодаре зарегистрировано 3 управляющие компании, под управлением которых находится 6 паевых инвестиционных фондов. Крупнейшие из них, фонд недвижимости «Покровский» (СЧА на 01.11.2010 составляет 586,81 млн. рублей), находится под управлением ЗАО «Кубанская управляющая компания»; смешанный фонд недвижимости «АТОЛЛ» (СЧА на 01.11.2010 составляет 476,68 млн. рублей), находится под управлением ООО «Управляющая компания Ар.И.С.». Кроме того, в Краснодаре осуществляет деятельность региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научнотехнической сфере Краснодарского края под управлением управляющей компании «Ай-Мэн Кэпитал», по состоянию на 01.11.2010 СЧА фонда составляет 828,218 млн. рублей [2].
На территории ЮФО Краснодар лидирует по показателю стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ деятельности управляющих компаний мегаполисов ЮФО
в сентябре-октябре 2010 года
Показатели Краснодар Ростов- на-Дону Волгоград
Количество зарегистрированных управляющих компаний (УК) по состоянию на 01.11.2010, ед. 3 4 3
Совокупная СЧА ПИФов, находящихся под управлением зарегистрированных на территории мегаполисов УК, по состоянию на 01.11.2010, млн. рублей 1110,02 145,04 27,18
СЧА на одну управляющую компанию, млн. рублей 370,01 36,26 9,06
Изменение СЧА ПИФов, находящихся под управлением зарегистрированных на территории мегаполисов УК, за период с 01.10.2010 по 01.11.2011, млн. рублей +7,76 -1,11 +0,87
Совокупный объем ПИФов, находящихся под управлением управляющих компаний Краснодара, по состоянию на 01.11.2010 составил 1110,02 млн. рублей, превысив аналогичный показатель управляющих компаний Ростова и Волгограда более чем в 6 раз. За период с 01.10.2010 по 01.11.2010 стоимость чистых активов ПИФов, находящихся под управлением управляющих компаний Краснодара, увеличилась на 7,76 млн. рублей, в то время как стоимость чистых активов ПИФов, находящихся под управлением управляющих компаний Ростова, уменьшилась на 1,11 млн. рублей, а Волгограда увеличилась лишь на 0,87 млн. рублей.
По качественному показателю деятельности управляющих компаний - СЧА на одну управляющую компанию - Краснодар опережает Ростов-на-Дону в 10,2 раза, а Волгоград - в 40,8 раза. По состоянию на 01.11.2010 доля краснодарских управляющих компаний в совокупной СЧА ПИФов доминирует и составляет 87% (рис. 1).
Рисунок 1. Совокупная стоимость чистых активов ПИФов, находящихся под управлением зарегистрированных на территории мегаполисов управляющих компаний, по состоянию на 01.11.2010, %
Сравнительный анализ деятельности управляющих компаний мегаполисов ЮФО за 2009-2010 годов (табл. 2) показывает значительный прирост чистых активов управляющих компаний Краснодара на 446,85 млн. рублей. Это обусловило при неизменном количестве управляющих компаний в Краснодаре соответствующий прирост стоимости чистых компаний на одну управляющую компанию. При этом в Ростове-на-Дону и Волгограде отмечается зеркально обратная картина.
Таблица 2
Динамика показателей деятельности управляющих компаний мегаполисов ЮФО
с 01.11.2009 по 01.11.2010
Показатели Краснодар Ростов-на- Дону Волгоград
Изменение количества зарегистрированных управляющих компаний (УК), ед. 0 -1 +1
Изменение совокупной СЧА ПИФов, находящихся под управлением зарегистрированных на территории мегаполисов УК, млн. рублей +446,85 -36,75 -3,52
Изменение СЧА на одну управляющую компанию, млн. рублей. + 148,95 -0,1 -2,77
Углубленный анализ локального рынка коллективных инвестиций Краснодара отражает положительную динамику его развития. По состоянию на 01.11.2010 на территории Краснодара реализуются паи 293 паевых инвестиционных фондов. Реализацию паев осуществляют 27 филиалов и представительств национальных и региональных управляющих компаний. По состоянию на 01.11.2010 стоимость чистых активов 30 ведущих фондов, реализуемых в Краснодаре и окружающей его территории, составила 45,76 млрд. рублей. По сравнению с 01.10.2010 СЧА фондов возросла на 3,5 млрд. рублей.
В отраслевой структуре портфеля инвестиций 30 ведущих паевых инвестиционных фондов преобладают акции компаний нефтегазового сектора - 37,14%, далее следуют электроэнергетика - 10,86%, металлургия - 9,73%, банковский сектор - 9,46%, прочие активы - 32,81% (рис. 2).
банковский
9,46%
проч
32,8]
электроэнергетика
10,86%
нефтегаз
37,14%
металлургия
9,73%
Рисунок 2. Структура портфеля инвестиций 30-ти ведущих ПИФов в Краснодаре, %
В структуре активов 47 паевых инвестиционных фондов находятся акции кубанских эмитентов на общую сумму 382,36 млн. рублей. По сравнению с 01.07.2010 объем данных ценных бумаг в структуре паевых инвестиционных фондов по состоянию на 01.11.2010 увеличился на 6,6%. Акции ОАО «Магнит» на общую сумму 258,61 млн. рублей находятся в структуре активов 18 паевых инвестиционных фондов. Среди наиболее крупных держателей акций ОАО «Магнит» можно выделить: фонд «Охотный ряд» (78,64 млн. рублей), фонд «Райффайзен»-Потребительский сектор (89,432 млн. рублей). Акции ОАО «Новороссийский морской торговый порт» на общую сумму 102,38 млн. рублей находятся в структуре активов 20 паевых инвестиционных фондов. К числу наиболее крупных держателей акций ОАО «Новороссийский морской торговый порт» относятся: фонд БКС «Фонд Перспективных акций» (15,73 млн. рублей), фонд УК Ренессанс «Акции» (3,88 млн. рублей). Акции ОАО «Кубаньэнерго» на общую сумму 16,53 млн. рублей находятся в структуре активов 7 паевых инвестиционных фондов. Среди наиболее крупных держателей акций ОАО «Кубаньэнерго» можно выделить УК Банка Москвы «Замоскворечье - фонд энергетики» (10,95 млн. рублей). Акции ОАО «ЮТК» на общую сумму 4,85 млн. рублей находятся в структуре активов 2 паевых инвестиционных фондов [2].
Анализ причин опережающего развития локального финансового рынка города Краснодара, в частности локального рынка коллективных инвестиций, по сравнению с другими мегаполисами ЮФО показывает, что в основе динамичности данного процесса лежат факторы социально-экономического развития городов и институциональные факторы организации и регулирования отношений локального финансового рынка мегаполисов.
Уровень социально-экономического развития хозяйственных систем мегаполисов во многом определяет динамику развития локальных финансовых рынков и их капитальную базу. Анализ основных показателей социально-экономического развития мегаполисов ЮФО за 9 месяцев 2010 года объясняет высокий динамизм развития локального рынка коллективных инвестиций города Краснодара.
Среди городов ЮФО городу Краснодару принадлежит лидерство по 14 показателям из 26. По вводу в действие жилых домов за счет всех источников финансирования город Краснодар на первом месте (851,7 тыс. кв. м.), второе место занял Ростов-на-Дону (594,2 тыс. кв.м.). Наибольшими темпами относительно января - сентября 2009 года осуществлялось жилищное строительство в городе Краснодаре (135,3 %), на второй позиции находится город Майкоп (113,0 %). По количеству введенного жилья на тысячу жителей лидерство также принадлежит городу Краснодару (1080,4 кв. метров), в Ростове-на-Дону данный показатель
составил лишь 566,9 кв. метров. По обороту розничной торговли по всем каналам реализации на первой строке рейтинга находится город Краснодар (213,3 млрд. рублей), на второй - Ростов-на-Дону (164,5 млрд. рублей). Город Краснодар по обороту розничной торговли на одного жителя лидирует (270,5 тыс. рублей). По реализации продукции организациями общественного питания город Краснодар находится на первом месте (8610,1 млн. рублей), на втором месте Ростов-на-Дону (7727,3 млн. рублей). По реализации продукции организациями общественного питания в расчете на одного жителя город Краснодар на первой позиции (10,9 тыс. рублей), вторую позицию занимает город Ростов-на-Дону (7,4 тыс. рублей). По объему платных услуг населению на одного жителя лидирует город Краснодар (68,7 тыс. рублей), на втором месте город Волгоград (56,5 тыс. рублей).
Наиболее высокая среднемесячная заработная плата одного работающего по крупным и средним предприятиям за январь-сентябрь 2010 года сложилась в городе Краснодаре -20828,1 рубля; далее следует город Ростов-на-Дону - 20019,7 рубля. По итогам января-сентября 2010 года наиболее благополучная ситуация на рынке труда сложилась в Краснодаре (уровень безработицы 0,3 %) и Ростове-на-Дону (0,8 %).
По уровню инвестиционной активности из представленных данных первую позицию занял город Краснодар (110,6 млрд. рублей), на втором месте город Ростов-на-Дону (27,8 млрд. рублей). По объему инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям в расчете на одного жителя город Краснодар (140,3 тыс. рублей) лидирует; на второй позиции находится город Астрахань (33,2 тыс. рублей).
По объему подрядных работ, выполненных собственными силами по виду деятельности «Строительство» всеми хозяйствующими субъектами, первое место занял город Краснодар (28117,8 млн. рублей). Второй результат у Ростова-на-Дону - 8662,8 млн. рублей. По объему подрядных работ, выполненных собственными силами по виду деятельности «Строительство», на душу населения город Краснодар на первой позиции (35,67 тыс. рублей), на второй - город Элиста (11,35 тыс. рублей).
По результатам анализа социально-экономического развития среди городов ЮФО город Ростов-на-Дону лидирует лишь по 5 показателям, город Волгоград лидирует по 3 показателям, город Элиста лидирует по 2 показателям, города Майкоп и Астрахань лидируют по 1 показателю [3].
Анализ институциональных аспектов развития локального финансового рынка Краснодара показывает, что его особенностью является создание и функционирование в структуре исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и местного самоуправления Краснодара специализированных органов: Департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края и Управления по финансовому рынку и ценным бумагам администрации муниципального образования город Краснодар соответственно.
Департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края создан в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 15 апреля 2004 года. Департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять проведение государственной политики в области финансового и фондового рынков, обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти края с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также коммерческими структурами по вопросам деятельности финансового и фондового рынков [2, 4].
Стратегической целью деятельности департамента является превращение финансового и фондового рынков Краснодарского края в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ, национальных проектов и источников повышения благосостояния населения и одновременно с этим создание условий для эффективного инвестирования частных накоплений и средств обязательных накопительных систем в экономику края. Для достижения стратегических целей Департамент решает следующие задачи:
- координация развития финансового и фондового рынков Краснодарского края;
- проведение единой государственной политики на рынке ценных бумаг;
- стимулирование развития по совершенствованию структуры финансового и фондового рынков на региональном уровне, удовлетворению спроса на банковские и страховые услуги, выполнению функций по трансформации сбережений в кредиты и инвестиции и развитию внутриотраслевой конкуренции в банковском и страховом секторах;
- стимулирование информационной открытости в деятельности структур финансового и фондового рынков;
- организация комплекса мер, препятствующих оттоку финансовых ресурсов с территории края через филиальную сеть крупных структур финансового рынка путем создания на региональном уровне благоприятных коммерческих возможностей для приложения капиталов;
- совершенствование нормативно-правовой базы в области банковской, страховой деятельности, сфере ценных бумаг (в том числе, долговых обязательств).
Для решения поставленных задач Департамент осуществляет следующие функции:
- разрабатывает концепции развития секторов финансового и фондового рынков Краснодарского края;
- разрабатывает и реализует проекты и программы развития секторов финансового и фондового рынков Краснодарского края совместно с органами исполнительной власти;
- осуществляет мероприятия, направленные на создание регионального рынка долговых обязательств;
- участвует в разработке и реализации программ выпуска ценных бумаг Краснодарского края и регулирования долгового рынка, а также схем использования администрацией Краснодарского края ценных бумаг других субъектов;
- привлекает на конкурсной основе субъекты финансового рынка к участию в реализации краевых и федеральных проектов и программ;
- осуществляет взаимодействие с Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации, Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Краснодарскому краю. Проводит в установленном законодательством порядке мониторинг участников рынка ценных бумаг, кредитных организаций, обращая особое внимание на банки, не выполняющие обязательные нормативы, установленные Центральным банком Российской Федерации. В целях предотвращения социальных конфликтов поддерживает интересы вкладчиков;
- участвует в разработке и создании современных систем и средств информации и анализа финансового и фондового рынков;
- содействует привлечению инвестиций в экономику края, участвует в разработке проектов с потенциальными инвесторами, взаимодействует с заинтересованными органами власти и организациями в вопросах привлечения инвестиций;
- организует проведение заседаний краевой комиссии по финансовой и денежнокредитной политике, заседаний коллегии администрации Краснодарского края по развитию фондового рынка [4].
По инициативе департамента по финансовому и фондовому рынкам Краснодарского края в 2009 году утверждена долгосрочная целевая программа «Повышения финансовой грамотности населения Краснодарского края на 2009-2012 годы». Основной акцент данной программы - разъяснительная работа. В рамках мероприятий программы краевые власти совместно с представителями бизнеса обеспечивают жителей Кубани доступной информацией о способах сохранения и инвестирования личных сбережений, особенностях применения инструментов финансового и фондового рынков. Ежегодно Департаментом инициируются региональные нормативно-правовые акты в области повышения эффективности функционирования финансового рынка Краснодарского края. Основополагающим из них в 2009 году было распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 июня 2009 года № 426-р «О задачах по обеспечению потребностей населения и предприятий Краснодарского края в кредитных ресурсах,
страховой защите и расширению практики применения инструментов финансового и фондового рынков в 2009 году», а в 2010 году действует распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 мая 2010 года №350-р «О создании условий для эффективного применения финансовых инструментов в целях развития экономики Краснодарского края в 2010 году». Департаментом на регулярной основе разрабатываются предложения по совершенствованию федерального законодательства в области
функционирования финансовых рынков. По инициативе Департамента внесены изменения в федеральные законы «О кредитных потребительских кооперативах граждан», «О банках и банковской деятельности», «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, инструкции Банка России. В стадии рассмотрения изменения в федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Под руководством Департамента состоялись размещения двух выпусков облигаций Краснодарского края (в 2007 и в 2010 годах), также при его содействии организованы выпуски муниципальных облигаций (в 2008 году в городе Новороссийске и в 2010 году в городе Краснодаре) [2].
В 2001 году в администрации города Краснодара создано управление по взаимодействию со структурами финансового рынка и ценным бумагам в соответствии с постановлением главы администрации города Краснодара от 16.01.2001 № 16 «О реорганизации администрации города Краснодара». В 2006 году Управление переименовано в управление по финансовому рынку и ценным бумагам администрации муниципального образования город Краснодар. В соответствии с Положением, принятым решением городской Думы Краснодара от 22.06.2006 № 12 п.3, управление по финансовому рынку и ценным бумагам администрации муниципального образования город Краснодар является функциональным органом администрации муниципального образования город Краснодар [5].
Полагаю, что основными задачами Управления в части развития локального финансового рынка города Краснодара являются следующие:
- участие в формировании и реализации инвестиционной политики органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар;
- осуществление взаимодействия с участниками финансового рынка и рынка ценных бумаг, направленного на развитие муниципального образования город Краснодар;
- участие в проведении государственной финансовой и кредитно-денежной политики в банковской, страховой сферах, в работе с негосударственными пенсионными фондами и на рынке ценных бумаг;
- создание и управление финансовыми структурами, имеющими доли в уставных (складочных) капиталах, находящиеся в собственности муниципального образования город Краснодар;
- представление интересов муниципального образования город Краснодар в органах управления акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, некоммерческих организаций, имеющих доли в уставных (складочных) капиталах, находящиеся в собственности муниципального образования город Краснодар;
- формирование и реализация муниципальных программ ипотечного жилищного кредитования.
Соответственно, в сфере развития локального финансового рынка города Краснодара Управление призвано осуществлять следующие функции:
- участвовать в формировании и реализации муниципальных инвестиционных программ;
- участвовать в разработке форм и методов муниципальной поддержки субъектов инвестиционной деятельности;
- обеспечивать развитие лизинговых и ипотечных программ;
- разрабатывать предложения для главы муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара по привлечению временно свободных денежных
средств населения и хозяйствующих субъектов на реализацию муниципальных инвестиционных программ;
- осуществлять координацию деятельности финансовых структур, имеющих доли в уставных (складочных) капиталах, находящиеся в собственности муниципального образования город Краснодар;
- разрабатывать концепцию развития секторов финансового и фондового рынков на территории муниципального образования город Краснодар;
- участвовать в проведении мероприятий по выпуску муниципальных ценных бумаг, а также схем использования ценных бумаг иных эмитентов;
- проводить анализ информации о деятельности профессиональных участников финансового и фондового рынков на территории муниципального образования город Краснодар;
- осуществлять взаимодействие с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Краснодарскому краю, Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральной службой страхового надзора и их территориальными подразделениями по проведению в установленном законодательством порядке мониторинга участников рынка ценных бумаг, кредитных и страховых организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования город Краснодар;
- организовывать проведение мероприятий, направленных на повышение страховой культуры населения;
- проводить операции с негосударственными, муниципальными и государственными ценными бумагами в интересах муниципального образования город Краснодар;
- осуществлять оценку целесообразности приобретения в собственность муниципального образования город Краснодар и отчуждения акций, долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ, иных объектов;
- организовывать и проводить совещания, семинары и иные мероприятия по финансовой и инвестиционной тематике;
- осуществлять взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края по вопросам соблюдения хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования город Краснодар законодательства об акционерных обществах, рынке ценных бумаг и защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг [5].
Управлением разработаны разделы «Финансовый и фондовый рынки» и «Развитие финансового кластера» стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2020 года.
В соответствии с указанной Стратегией Управлением осуществляются мероприятия по повышению финансовой грамотности населения города Краснодара. Наиболее значимым и успешным из них является проведение совместно с Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе, Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю ежемесячной выставки финансовых услуг и жилищных проектов. Проведение выставки направлено на повышение финансовой и правовой грамотности граждан и субъектов малого бизнеса. В рамках выставки-семинара проводятся презентации организаций финансового и жилищного рынков, осуществляются консультации специалистов по профессиональным услугам в области банковских вкладов и пластиковых карт, потребительского кредитования и кредитования малого бизнеса, лизинга, брокерского и депозитарного обслуживания, доверительного управления активами, негосударственного пенсионного обеспечения, добровольных видов страхования. Кроме того, в рамках выставки проводится обучающий семинар для населения и субъектов малого бизнеса по основам управления личными финансами и грамотному инвестированию сбережений. За время проведения выставки её посетило 18 тыс. жителей и гостей города Краснодара.
В рамках работы по повышению инвестиционной привлекательности города
Краснодара Управлением осуществлены мероприятия по присвоению кредитного рейтинга городу Краснодару. В марте 2010 года международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service присвоило городу Краснодар первичные рейтинги эмитента в национальной и иностранной валюте на уровне Ba2 по глобальной шкале. Одновременно с этим рейтинговое агентство Moody's Interfax присвоило городу рейтинг по национальной шкале на уровне Aa2.ru. Прогноз по рейтингам - «стабильный». Данный рейтинг является самым высоким из присвоенных городам-столицам субъектов Российской Федерации.
Управление является уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар по организации эмиссии и обращения муниципальных облигаций муниципального образования город Краснодар. Управлением обеспечена разработка аукционной (конкурсной) документации для проведения аукционов (конкурсов) по отбору генерального агента, депозитария, платёжного агента, организатора торгов облигациями, рейтингового агентства. Управлением разработаны Генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг муниципального образования город Краснодар, Условия эмиссии и обращения муниципальных облигаций муниципального образования город Краснодар 2010 года в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с постоянным купонным доходом и амортизацией долга. 7 июля 2010 года состоялось дебютное размещение муниципальных облигаций на Фондовой бирже ММВБ в количестве 1,1 млн. штук, номинальной стоимостью 1 тыс. рублей, полугодовой выплатой купонного дохода по ставке 8,5% годовых. 3 ноября 2010 года Фондовой биржей ММВБ принято решение о включении муниципальных облигаций Краснодара в котировальный список «А» первого уровня. 8 ноября 2010 года Банк России включил муниципальные облигации Краснодара в свой ломбардный список. Безусловно, активное использование администрацией муниципального образования город Краснодар финансовых инструментов рынка ценных бумаг способствует развитию локального финансового рынка мегаполиса.
Таким образом, проведя сравнительный анализ развития локальных финансовых рынков мегаполисов Юга России, нами установлено следующее:
- локальный финансовый рынок города Краснодара по сравнению с городами Ростов-на-Дону и Волгоград отличается высоким динамизмом и глубиной охвата местного хозяйства;
- уровень социально-экономического развития хозяйственных систем мегаполисов во многом определяет динамику развития локальных финансовых рынков и их капитальную базу. Среди городов ЮФО Краснодару принадлежит лидерство по 14 из 26 показателей социально-экономического развития;
- анализ институциональных аспектов развития локального финансового рынка Краснодара показывает, что его особенностью является создание и функционирование в структуре исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и местного самоуправления Краснодара специализированных органов, призванных развивать и повышать эффективность функционирования финансовых рынков региональной системы и хозяйственной системы мегаполиса соответственно.
Примечания:
1. Материалы Национального агентства финансовых исследований. URL:
http://nacfin.ru.
2. Материалы Департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края. URL: http://www.finmarket.kubangov.ru.
3. Экономика // Официальный Интернет-портал администрации муниципального
образования город Краснодар и городской Думы Краснодара. URL:
http://www.krd.ru/gorodskaya_sreda/ekonom.
4. Суржикова Т. Работа Администрации Краснодарского края по развитию финансового и фондового рынков. URL: http://www.investor.ru/article/32486/346/
5. Материалы Управления по финансовому рынку и ценным бумагам администрации
муниципального образования город Краснодар. URL:
http://www.krd.ru/gorodskaya_sreda/fin_fond_rynok.
References:
1. Materials of National Agency of Financial Researches. URL: http://nacfin.ru.
2. Department materials on financial and stock market of Krasnodar territory. URL: http:// www.finmarket.kubangov.ru.
3. Economy // The official Internet portal of administration of municipality the city of
Krasnodar and the municipal Duma of Krasnodar. URL: http://
www.krd.ru/gorodskaya_sreda/ ekonom.
4. Surzhikova T. Work of Administration of Krasnodar territory on development of the financial and stock markets. URL: http:// www.investor.ru/article/32486/346/
5. Management materials on the financial market and stocks of administration of municipality the city of Krasnodar. URL: http:// www.krd.ru/gorodskaya_sreda/fin_fond_rynok.