УДК 658.15 ББК 65.261 Р 81
С.А. Рощектаев
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Института экономики, права и гуманитарных специальностей, г. Краснодар. Тел.: (861)231-90-12, e-mail: [email protected].
Функциональное содержание отношений финансового рынка российского мегаполиса
(Рецензирована)
Аннотация. В статье определяется место и роль локального финансового рынка в хозяйственной системе российского мегаполиса. Вопросы организации локального финансового рынка российского мегаполиса рассматриваются в рамках концепции «город -корпорация». Выполнен анализ состояния и дана оценка тенденций развития финансового рынка мегаполиса Краснодара, рассмотрены перспективы его функционирования с учетом потребности в инновационной модернизации финансовых рынков России.
Ключевые слова: российский мегаполис, локальный финансовый рынок, принцип корпоратизма.
S.A. Roshchektaev
Candidate of Economics, Assistant Professor of Finance Department of Institute of Economics, Law and Humanities, Krasnodar. Ph. : (861)231-90-12, e-mail: rosser@mail. ru
Functional contents of local financial market relations in the Russian megapolis
Abstract. The paper defines a place and the role of local financial market in economic system of Russian megapolis. Organization of the local financial market in the Russian megapolis is examines on the basis of corporativism principle. Analysis of the Krasnodar financial market development trends and its prospects is performed.
Key words: Russian megapolis, local financial market, corporativism principle
На современном этапе развития российского общества в условиях императива его модернизации одним из актуальных вопросов выступает устойчивое и гармоничное развитие муниципальных образований России. Сегодня широко обсуждаются принципы организации местного самоуправления, закрепленные в Конституции Российской Федерации [1], и их реализация с учетом особенностей и возможностей каждого муниципального образования, способы ресурсного обеспечения (финансового, интеллектуального, организационного) комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. Среди российских муниципальных образований особое место занимают мегаполисы - крупные города, обладающие миллионным населением и адекватной инфраструктурой.
В структуре мегаполиса особое место принадлежит местному хозяйству и локальному финансовому рынку. В совокупности и во взаимодействии они играют ведущую роль в жизнедеятельности населения и тесно взаимосвязаны с остальными структурными элементами мегаполиса. Важнейшим функциональным назначением мегаполиса при этом выступает обеспечение расширенного воспроизводства на своей территории, включая воспроизводство капитала и финансовых ресурсов [2]. В связи с этим актуальным представляется исследование функционального содержания и принципов организации и функционирования локального финансового рынка российского мегаполиса.
Одним из перспективных вариантов управления развитием муниципального
образования является концепция «город - корпорация» [3]. Организация социальноэкономического развития сообщества как корпорации с экономической точки зрения определяет следующую принципиальную схему управления: «население - акционеры - совет
- менеджмент», которая является зеркальным отражением системы: «население - избиратели
- представительная власть - администрация», реализуемой в сфере политического управления.
Местное самоуправление по существу является системой корпоративного управления муниципального образования. Эта система представляет собой организационную модель, с помощью которой население представляет и защищает свои социально-экономические интересы. Тип применяемой модели зависит от целей, механизмов их достижения и отражает сам факт разделения функций владения и управления муниципального образования. Муниципальное образование как корпорация есть организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами и обязательствами, которые отличаются от прав и обязательств, присущих каждому члену сообщества в отдельности.
Население (акционеры) передает право управления собственностью менеджерам и совету директоров, делегируя им право принятия решений по целому ряду аспектов деятельности корпорации, за исключением решений принципиальной важности. В условиях, когда корпорация основана населением (акционерами) муниципального образования и когда каждый человек владеет лишь незначительной, но равной для всех частью капитала корпорации, уступка или доверие населением (акционерами) рычагов контроля за ее деятельностью приводит к разделению функций владения и управления (распоряжения).
Эффективность корпоративного управления во многом зависит от успешного развития различных аспектов акционерных отношений. Формирование институтов, способных осуществлять финансирование, управление и контроль за корпорацией, есть предпосылка успешного развития экономики и финансового рынка муниципального образования, без них сектор корпоративной собственности возникнуть не может.
Рассмотрим существенные свойства корпорации как участника финансовых отношений с позиции их использования для обоснования функционального содержания финансового рынка муниципального образования как специфической сферы воспроизводства финансовых ресурсов.
Корпорация представляет собой самостоятельный экономический субъект финансовых отношений, формирующий свой капитал посредством эмиссии ценных бумаг, свободно обращающихся на фондовом рынке; право собственности на капитал и функция управления разделены; формирование и использование финансовых ресурсов корпорации нацелено на максимизацию рыночной стоимости [4].
Корпорация, несмотря на многообразие форм, в любом ее проявлении осуществляет взаимодействие с определенным числом экономических субъектов (поставщики и партнеры компании, банки, страховые и инвестиционные фонды, биржевой сектор и т.д.), с которыми ее связывают финансовые отношения. Данные отношения выражают экономическую сущность корпоративных финансов и складываются в процессе формирования, а также использования финансовых ресурсов.
Корпорация с позиции движения финансовых ресурсов в ее экономической системе может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, корпорация понимается как система финансовых отношений. Во-вторых, корпорация предстает как социальноэкономическая система, инициирующая потоки ресурсов и преобразующая их в продукцию или услуги, предложение на рынок и реализация которых обеспечивает достижение основных целей, определяющих и оправдывающих сам факт создания данного субъекта. При этом финансовые ресурсы играют в этом случае огромную, если не решающую, роль. Особая роль в кругообороте финансовых ресурсов корпорации отводится финансовому менеджменту, в узкой трактовке определяемому как система отношений по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов; в широкой трактовке в предмет
финансового менеджмента, кроме финансовых ресурсов, включается вся совокупность отношений, ресурсов, обязательств и результатов деятельности корпорации, поддающихся стоимостной оценке.
Рассмотрим функциональное содержание финансового рынка молодого мегаполиса Краснодара под углом зрения концепции «город - корпорация».
В Краснодаре сложилась развитая инфраструктура локального финансового рынка, являющегося одним из лидирующих на юге России [5]. Его формируют рынки банковских, страховых, лизинговых и других финансовых услуг, а также услуг на рынке ценных бумаг. На развитие финансового рынка значительное влияние оказывает социально-экономическое положение города, бюджетная политика, а также роль органов территориальной власти в поддержке и стимулировании муниципальной экономики и формировании финансовой инфраструктуры.
Банковский сектор Краснодара занимает одно из ведущих мест в Южном федеральном округе по количеству кредитных организаций и параметрам их деятельности. По состоянию на 01.10.2010 на территории муниципального образования город Краснодар функционирует 246 структурных подразделений кредитных организаций, в том числе:
- 10 самостоятельных банков Краснодара;
- 44 филиала инорегиональных банков (включая 1 филиал небанковской кредитной организации), головные офисы которых находятся за пределами г. Краснодара;
- 140 дополнительных офисов;
- 50 кредитно-кассовых и операционных офисов;
- 12 представительств инорегиональных банков.
По количеству действующих кредитных организаций и филиалов в Южном федеральном округе город Краснодар занимает второе место после Ростова-на-Дону и восьмое в России.
На каждые 10 тысяч населения муниципального образования город Краснодар приходится 3 кредитные организации (по Краснодарскому краю - 2,5; по Южному федеральному округу - 1,7; в среднем по России - 1,9).
По состоянию на 01.10.2010 на территории муниципального образования город Краснодар установлено 894 банкомата кредитных организаций (рост с начала текущего года на 60 единиц); количество терминалов в торговых организациях составляет 4856 единиц (рост с начала текущего года на 1606 единиц). В использовании у населения находится 1 301 тыс. банковских карт (рост с начала текущего года на 175 тыс. единиц).
По итогам 9 месяцев 2010 года наблюдается следующая динамика основных финансовых показателей деятельности кредитных организаций:
- кредитный портфель с начала текущего года увеличился на 46,8 млрд. рублей и составил 375,8 млрд. рублей (темп роста с начала года - 114,0 %; темп роста к аналогичному периоду 2009 года 113,0 %);
- сумма вкладов физических лиц с начала текущего года увеличилась на 26,2 млрд. рублей и составила 203,7 млрд. рублей (темп роста с начала года - 115,0 %; темп роста к аналогичному периоду 2009 года 130,0 %);
- валюта баланса банков с начала текущего года снизилась на 5,5 млрд. рублей (или на 1,0 %) и составила 666,2 млрд. рублей (темп роста к аналогичному периоду 2009 года
111,0 %);
- прибыль кредитных организаций за 9 месяцев текущего года составила 11,5 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года прибыль снизилась на 2,0 млрд. рублей или на 15,0 %.
Объем привлеченных кредитных ресурсов в экономику муниципального образования город Краснодар за 9 месяцев 2010 года составил 181,9 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года объем привлеченных кредитных ресурсов увеличился на 37,1 %.
Объем кредитов, выданных банками юридическим лицам за 9 месяцев 2010 года,
составил 167,9 млрд. рублей. Темп роста к аналогичному периоду 2009 года 134,3 %, в том числе по приоритетным отраслям экономики:
- сельское хозяйство - 7,8 млрд. рублей;
- строительство, всего - 14,7 млрд. рублей, в том числе жилищное строительство -7,4 млрд. рублей;
- субъекты малого и среднего бизнеса - 34,7 млрд. рублей;
- торговля - 102,8 млрд. рублей;
- промышленность - 5,7 млрд. рублей.
Физическим лицам банками предоставлено кредитов на сумму 14,0 млрд. рублей (темп роста к объему кредитов, выданных за 9 месяцев 2009 года - 184,0 %), в том числе:
- потребительское кредитование - 7,0 млрд. рублей;
- автокредитование - 2,1 млрд. рублей.
По состоянию на 01.10.2010 на территории муниципального образования город Краснодар выдано 2857 жилищных кредитов на сумму 2 156,2 млн. рублей, из них 1175 ипотечных кредитов на сумму 1 674,3 млн. рублей. Рост по объемам жилищного кредитования по сравнению с аналогичным периодом 2009 года - в 2,5 раза; по объемам предоставленных ипотечных кредитов - в 3 раза.
Среди основных особенностей развития рынка банковских услуг города Краснодара следует отметить следующие характеристики:
- рост объема привлечения банками финансовых ресурсов практически по всем направлениям (при этом отмечается снижение значимости привлечения средств по вкладам населения и увеличение доли привлеченных средств от головных организаций по филиалам);
- постепенная диверсификация вкладов по крупнейшим банкам;
- рост средней продолжительности вкладов населения до 1-3 лет;
- сохранение кредитования нефинансовых организаций как приоритетного направления деятельности кредитных организаций;
- снижение доступности услуг кредитных организаций и замедление роста экономики вследствие относительно высоких ставок по кредитам;
- постепенное исчезновение небольших банков или их полный уход в сектор работы с населением; развитие филиальных сетей крупных межрегиональных и международных банков, обладающих значительными инвестиционными возможностями и более низкими рисками деятельности.
Страховой сектор финансового рынка муниципального образования город Краснодар занимает лидирующее место среди городов Южного федерального округа и регионов Российской Федерации по концентрации страховщиков, а также входит в число лидеров по сумме собранных страховых премий по всем видам страхования среди городов Российской Федерации. На территории города Краснодара осуществляют свою деятельность 68 страховых организаций, из них 3 - городские страховые компании, 65 - филиалы и представительства инорегиональных страховых компаний. На 01.10.2010 общая сумма страховых премий по добровольным видам страхования составила 4 139,3 млн. рублей, в том числе по приоритетным видам добровольного страхования:
- по страхованию ответственности предприятий за качество товаров (работ, услуг) -
10,0 млн. рублей;
- по страхованию имущества предприятий - 300,0 млн. рублей;
- по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) - 671,5 млн. рублей;
- по страхованию от несчастного случая за счет средств предприятия - 300,4 млн. рублей.
- по страхованию сельскохозяйственных культур и животных - 131,0 млн. рублей.
Анализ текущего состояния и развития страхового сектора финансового рынка города
Краснодара свидетельствует о необходимости качественного повышения его роли в системе социально-экономических и финансовых отношений, усиления взаимосвязи с другими
формами аккумулирования и расходования денежных фондов, создания надежного инструмента защиты интересов общества от рисков, достижения прозрачности деятельности субъектов страхового дела, повышения информированности населения и хозяйствующих субъектов о страховых услугах.
Страхование играет значительную роль на рынке инвестиций. Ежегодно страховые организации в развитых странах Европы аккумулируют в виде страховых взносов от 7% до 19% ВВП своих стран, которые затем инвестируются в различные финансовые инструменты и тем самым способствуют развитию финансового рынка государства. В России значение этого показателя в последние годы составляет лишь 3 - 5%. В связи с этим в современных условиях одним из приоритетных направлений является создание условий для инвестирования временно свободных финансовых средств страховых организаций в инструменты фондового рынка.
Вместе с тем, на данный момент в городе Краснодаре недостаточно высокий уровень страховой культуры граждан и руководителей организаций, низкий покупательский спрос на страховые услуги, ощущается нехватка качественных страховых продуктов по доступной цене. Законодательная и нормативная база в области страхования требует принятия дополнительных нормативных актов.
В 2010 году страховыми организациями города Краснодара мобилизовано в местный бюджет 0,5 % общего объема доходов бюджета. Для дальнейшего развития и становления рынка страховых услуг в муниципальном образовании город Краснодар существует необходимость преодолеть в ближайшей перспективе следующие сдерживающие факторы:
- низкая потребительная активность страховых услуг населения;
- низкое качество и ограниченное количество услуг гражданам по программам ДМС. Отсутствие надлежащего качества медицинских услуг для реализации программ ДМС страховщиком;
- отсутствие на территории города и края представительства Федеральной службы страхового надзора России и несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы;
- несостоятельность финансовых возможностей российских страховщиков перед зарубежными страховыми компаниями (при условии открытия российского рынка для иностранных компаний).
На территории города Краснодара осуществляют деятельность 36 профессиональных участников рынка ценных бумаг, филиал крупнейшей российской биржевой площадки -Фондовой биржи ММВБ. Объем инвестиций, привлеченных в экономику муниципального образования город Краснодар с помощью инструментов фондового рынка, за 9 месяцев 2010 года составил 6 813,5 млн. рублей (рост в 2,5 раза к уровню аналогичного периода 2009 года). Эмиссионную активность проявили 27 хозяйственных обществ, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар.
Фактически с помощью инструментов фондового рынка отечественные компании получают не более 20% необходимых инвестиций в основной капитал, при этом с помощью выпуска акций на национальном рынке - лишь несколько процентов. В экономически развитых странах этот показатель находится в пределах от 40 до 60%.
Несмотря на то, что в городе Краснодаре доминируют небольшие предприятия, привлечение инвестиций при помощи дополнительного выпуска акций, облигаций и организация публичного размещения акций на зарубежных и отечественных площадках (1РО) с каждым годом занимает всё большую долю в общем объёме привлекаемых инвестиций.
В настоящее время рынок ценных бумаг города Краснодара лишь в отдельных случаях служит механизмом привлечения финансовых ресурсов. Финансовый рынок Краснодара недостаточно эффективно выполняет свою основную функцию по аккумуляции сбережений и трансформации их в инвестиции.
На сегодняшний день экономические субъекты города Краснодара имеют низкую привлекательность для портфельных инвестиций (по финансово-экономическим показателям
деятельности и уровню корпоративного управления предприятий), недостаточно эффективна инфраструктура рынка ценных бумаг, отмечается наличие консолидированной структуры собственности у наиболее перспективных для финансового рынка компаний, у населения отсутствует доверие к институтам и инструментам фондового рынка.
В настоящее время широкому использованию инструментов рынка ценных бумаг города Краснодара акционерными обществами для привлечения инвестиций препятствуют следующие обстоятельства:
- низкий уровень корпоративного управления компаниями, отсутствие достоверной информации об их финансовом состоянии и рентабельности производственной деятельности;
- недостаток у акционерных обществ бизнес-планов, которые по своему качественному уровню и планируемой доходности могут быть использованы для привлечения инвестиций с помощью выпуска акций и облигаций;
- высокая стоимость консалтинговых услуг;
- сложность и большая длительность процедуры подготовки, регистрации и размещения выпуска ценных бумаг;
- низкая ликвидность ценных бумаг «новых» эмитентов, обусловленная недостаточным уровнем развития рынка ценных бумаг.
По состоянию на 01.10.2010 на территории муниципального образования «Город Краснодар» количество филиалов, представительств негосударственных пенсионных фондов составляет 10 единиц. Количество договоров обязательного пенсионного страхования, заключенных на территории муниципального образования «Город Краснодар» за 9 месяцев 2010 года, составило 7 542 договора (по отношению к аналогичному периоду 2009 года -148%). Доля жителей-участников программ негосударственного пенсионного обеспечения составляет 7,1 % от экономически активного населения.
Для дальнейшего развития и становления рынка негосударственного пенсионного обеспечения в городе Краснодаре существует необходимость преодолеть в ближайшей перспективе следующие сдерживающие факторы:
- недостаточное количество точек оказания услуг по дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению жителей города;
- отсутствие должной рекламной и просветительской деятельности
негосударственных пенсионных фондов на территории города Краснодара;
- невысокий уровень информированности населения о необходимости участия в негосударственном пенсионном обеспечении;
- низкая финансовая грамотность населения и работодателей и, как следствие, недоверие со стороны населения и работодателей к негосударственным пенсионным фондам.
Проведенный анализ функционирования локального финансового рынка города Краснодара свидетельствует о необходимости его институциональной и функциональной модернизации с учетом принципа корпоратизма.
Примечания:
1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием
12.12.1993] // Рос. газ. 1993. 25 дек.
2. Управление развитием территории муниципального образования: пособие к электрон. УМК «Стратегия развития муниципальных образований». Ч. II / под общ. ред. В.В. Бакушева. М.: Изд-во РАГС, 2007.
3. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
239 с.
4. Рощектаев С.А. Воспроизводство финансовых ресурсов корпорации: системноэволюционный подход: монография. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2007. 98 с.
5. Финансовый и фондовый рынок // Интернет-портал администрации
муниципального образования «Город Краснодар» и Городской думы Краснодара. URL: http://
www.krd.ru/gorodskaya_sreda/ fin_fond_rynok/