ярморочных мероприятиях, консультационных услугах и др.), то есть необходим механизм обратной связи. В связи с этим необходимо рассмотреть проблемы, сдерживающие эффективного ведения агробизнеса, а также дальнейшего развития информационно-консультационного обеспечения региона на современном этапе.
В части выявления проблем на основании проведенного исследования (анкетирование сельхозпроизводителей) были выявлены следующие проблемы, препятствующие ведению эффективного аграрного бизнеса субъектами АПК Павлодарской области:
- в сфере растениеводства высокая зависимость от природно-климатических условий, так как область расположена в зоне рискованного земледелия, где основным лимитирующим условием для развития сельскохозяйственного производства является дефицит влагообеспеченности;
- в сфере животноводства основная - слабая кормовая база, другая - неэффективность селекционно-племенной работы, в том числе внедрения искусственного осеменения;
- наличие постоянного риска во всех сферах аграрного бизнеса;
- высокая конкурентная среда;
- большой разрыв во времени между произведенными затратами и получением конечной продукции;
- высокая себестоимость производимой продукции;
- затруднения, связанные с реализацией готовой продукции (поиск и расширение каналов сбыта);
- дефицит квалифицированных специалистов в сельской местности;
- недостаточность финансовых средств для ведения бизнеса, краткосрочность кредитных займов, волокита с документацией по оформлению займа;
- несовершенство средств связи и коммуникаций в сельской местности и связанные с этим затраты на поездки в областные филиалы по подготовке представляемых документов (например, для получения займа, лизинга, субсидирование и др.).
Для решения перечисленных проблем необходимо своевременно информирование и консультирование сельхозпроизводителей области. Тем самым недостаточная информированность сельхозпроизводителей является одним из сдерживающих факторов снижения эффективности аграрного бизнеса Павлодарской области.
Литература:
1. Стратегия развития АО «Казагромаркетинг» на 2011-2020 годы. Астана. - 2013. - с. 30.
2. Метелев С.Е, Артамонов Д.А. // Проблемы маркетингового и управленческого консультирования. -IV Омские торгово-экономические чтения/Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию высшего торгово-экономического образования в России. -Омск: Максимум, 2007. С. 300-305.
РЕГИОНАЛЬНЫМ АГРОПИЩЕВОИ КЛАСТЕР В СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
лизунов в.в.,
к.ф.-м.н, доцент, Омский институт РЭУ им. Г.В. Плеханова, Омская экономическая лаборатория ИЭиОПП СО РАН; ЧЕРЕПАНОВА И.В.,
к.э.н, доцент, Омский институт РЭУ им. Г.В. Плеханова
1. Разработка Стратегии-2025
В период 2012-2013 гг. по заказу Правительства Омской области консалтинговая компания ЗАО Strategy Partners Group (SPG - в русской аббревиатуре СПГ), российский стратегический консультант, ведущий свою историю с 1994 года и входящий в группу компаний ОАО «Сбербанк России» [12], разработал «Стратегию социально-экономического
развития Омской области до 2025 года» (Стратегия-2025) [5].
Стратегия-2025 была разработана с учетом стратегических документов социально-экономического развития России: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноя-
бря 2008 года № 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 5 июля 2010 года № 1120-р, указов Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596-602, 606, ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, с использованием имеющихся материалов Омской области и города Омска, а также статистических и аналитических данных, полученных СПГ вновь в период разработки.
После ряда общественных обсуждений на семинарах и экспертных площадках в региональном Конгресс-холле, в том числе - под руководством известного российского методолога С.В. Попова (президента Международной методологической ассоциации и профессора Высшей школы экономики - ВШЭ), Стратегия - 2025 была утверждена Губернатором Омской области В.И. Назаровым 24 июня 2013 года.
С учетом исторической специализации Омской области на сельском хозяйстве, значительное место в Стратегии-2025 уделено развитию регионального агропродовольственного комплекса (АПК).
Проведенный в Стратегии - 2025 анализ показал, что Омская область, как и вся Российская Федерация после распада СССР и разрушения советской экономики, вступила в кризисный этап 1990-х годов. Наибольший спад в этот период отмечался в машиностроении, легкой и деревообрабатывающей промышленности. При этом нефтехимический комплекс, сельское хозяйство и пищевая промышленность в основном успешно пережили кризисный этап, хотя объемы производства в этих комплексах, особенно в агропромышленном, также существенно сократились. В пищевой промышленности в период с 1995 по 2000 гг. сформировались будущие лидеры отрасли - производитель мясной продукции ОАО «Омский бекон» и производитель пива ЗАО «Росар», которые позже вошли в состав крупных международных холдингов - «Продо» и «SUN Inbev» соответственно. Впоследствии к ним также добавились ООО «Омсквинпром» и ООО «Алкогольная Сибирская группа». Каждая из них относится к российским лидерам в своем сегменте [5, п.2.2].
С 2000 года в Омской области начался период быстрого экономического роста, причем если в предыдущем десятилетии спад экономики был сильнее среднероссийского, то начиная с 2000 года темпы роста в Омской области были выше, чем по Российской Федерации в целом. В первую очередь это обусловлено успешным развитием организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, нефтехимического комплекса, строительной индустрии.
В результате проведенного опроса жителей Омской области оценка качества жизни характеризуется как невысокое (только один компонент «Доступность товаров и услуг» хорошо развит). В качестве ключевых проблем большинство респондентов определило нехватку рабочих мест, проблему занятости, низкий уровень социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, некачественное медицинское обслуживание,
алкоголизм, наркоманию, недоступность жилья, низкое качество коммунальных услуг и плохую экологическую среду. Это проблемы, существенно затронули около 70 процентов населения Омской области [5, п.2.3].
В Стратегии - 2025 отмечена также отрицательно влияющая на качество жизни населения Омской области проблема недостаточно эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления, общественных организаций и населения при решении вопросов экономического и социального развития области. Отмечена необходимость укрепления института семьи и развития гражданского общества, формирования современной культурной, образовательной среды и условий для комфортного проживания в Омской области.
Недостаточно эффективное взаимодействие общества и власти также связывается с низкой социальной активностью населения Омской области [5, п. 2.3].
При оценке сильных и слабых сторон к сильным сторонам социально-экономического положения Омской области были отнесены:
- наличие приоритетных кластеров;
- значительный ресурсный потенциал: кадровый, природный, инвестиционный;
- относительно низкая стоимость трудовых ресурсов;
- наличие города - миллионника, в котором сконцентрирована основная часть населения Омской области;
- развитый научно-образовательный комплекс;
- современная бизнес- и производственная инфраструктура г. Омска;
- выгодное географическое расположение в центре Российской Федерации на пересечении транспортных коридоров;
- промышленное освоение природных ресурсов севера Омской области;
- благоприятные климатические условия для выращивания основных сельскохозяйственных культур [5, п. 2.4.1].
К слабым сторонам социально-экономического положения области в Стратегии-2025 отнесены:
- низкий уровень развития и высокий износ инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, особенно в сельской местности;
- удаленность от крупных рынков сбыта;
- низкий уровень производительности труда в ключевых для Омской области видах экономической деятельности;
- зона рискованного земледелия;
- снижение численности трудовых ресурсов, отток трудоспособного населения Омской области в другие субъекты Российской Федерации, а также из сельской местности в г. Омск;
- территориальные диспропорции рынка труда Омской области и недостаточное количество рабочих мест;
- дефицит квалифицированных кадров, в особенности технических специальностей;
- низкая доступность земельных участков и производственных помещений;
- несбалансированность доходной базы и расходных обязательств консолидированного бюджета Омской области;
- высокие административные барьеры для бизнеса;
- обезвоживание и загрязнение реки Иртыш как основного источника водоснабжения Омской области;
- наличие на территории Омской области потенциальных источников чрезвычайных экологических ситуаций [5, п. 2.4.1].
При этом, к перспективным возможностям социально-экономического развития Омской области относятся:
- развитие кластера нефтепереработки и нефтехимии, агропищевого и лесопромышленного кластеров (производство продуктов с высокой добавленной стоимостью);
- развитие контрактного производства высокотехнологичных компонентов и систем;
- использование потенциала быстрорастущих рынков Центральной Азии (прежде всего Республики Казахстан и Республики Узбекистан) для увеличения экспорта продукции омских компаний;
- рост инвестиционной привлекательности Омской области, привлечение стратегических инвесторов в экономику и социальную сферу;
- реализация транзитного потенциала Омской области, создание транспортно-логистического кластера;
- развитие сектора услуг [5, п. 2.5.1].
В различных сценариях развития Омской области в рамках Стратегии - 2025 особое место принадлежит «приоритетным кластерам», к которым отнесены: кластеры нефтепереработки и нефтехимии, агропищевой, высокотехнологичных компонентов и систем, лесопромышленный. Ожидается также развитие сектора малого и среднего бизнеса, как в рамках приоритетных кластеров, так и в сфере услуг [5, п.3.2.].
2. Роль кластеров в современном социально-экономическом развитии территорий
Историко-экономический анализ показывает, что в управлении хозяйством развитых стран мира новые эффективные формы кооперации и кластерные стратегии появились в связи с процессами глобализации и информационно-технологической революции, которая началась в 1970-х годах в США и привела к развитию информационных технологий и формированию глобальной информационной системы. В некоторых странах группы фирм, обладающие признаками кластера, существовали еще 100 лет назад, однако только в настоящее время благодаря интенсивному развитию коммуникационных технологий и методологии стали развиваться гибкие формы сетевой кооперации научных, образовательных и производственных предприятий, обладающие высокой конкурентоспособностью за счет эффективного создания совокупного инновационного продукта.
Начиная с 1990-х годов во всем мире кластеры как географические концентрации предприятий, извлекающие преимущества функционирования через
совместное расположение, кооперацию и конкуренцию, стали играть основную роль в формировании стратегий территориального развития.
Кластерный анализ российских социально-экономических систем и кластерные стратегии пока ещё не получили широкого распространения в российской экономической науке и, тем более, в практике управления и законодательстве, несмотря на то, что в советские годы достаточно активно развивался институт территориально-промышленных комплексов (ТПК). И причина не только в том, что кластерные стратегии существенно отличаются от методов развития планово-директивной российской экономики на основе ТПК.
Развитие кластерных форм кооперации предприятий и их партнеров значительно снижает транс-акционные издержки, приводит к синергетическим эффектам за счет эффективного взаимодействия участников, стандартизации продукции, эффекта масштаба, сохранения внутренней конкуренции, инновационного характера используемых технологий и методов управления.
Поскольку кластеры объединяют наиболее эффективные и взаимосвязанные виды экономической деятельности, они могут обеспечить конкурентные позиции региона на отраслевом, национальном и мировом рынках. Поэтому в каждом российском регионе необходимо проведение исследований по выявлению ресурсов и возможностей кластерного подхода в социально-экономическом развитии территорий.
Большое значение для формирования и развития кластеров имеет наличие научной и технологической инфраструктур, а также психологическая готовность потенциальных участников к кооперации и передаче знаний, достаточный уровень доверия между ними, что требует развития соответствующей культуры и уровня образования.
Эффективно развивающиеся кластеры, их экономические результаты, наличие научных, производственных и образовательных составляющих, значительно влияет на формирование «человека знающего», уровень компетенций и качество жизни населения, что позволяет региону повышать не только свой технологический, но и научный, а также общий культурный потенциал, формировать эффективные программы социально-экономического развития, усиливать свои конкурентные преимущества.
Именно за счет кластерных механизмов могут быть выполнены условия перехода российских предприятий и регионов на инновационную стадию развития, и прежде всего - за счет интенсификации механизмов внутреннего взаимодействия (что повышает их инвестиционную привлекательность) [3].
Основы теории кластерного развития восходят к работам А. Маршалла и получили развитие в трудах профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера, в которых вводится понятие кластера как основного стимула развития региональной экономики, даются определения и представлен исторический анализ связи кластеров и конкурентоспособности стран и регионов
Термин кластер (от англ. cluster - скопление) означает объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. В соответствии с теорией Майкла Портера, экономический кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков и др.) и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственного управления, институтов инфраструктуры), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [6; 9].
Конкурентоспособность региона или страны теперь рассматривается с точки зрения конкурентоспособности не отдельных ее организаций, а именно кластеров - объединений предприятий различных отраслей, способных эффективно использовать внутренние ресурсы. Им разработана диаграмма для определения конкурентных преимуществ, получившая название «конкурентный ромб» («алмаз») с четырьмя группами преимуществ, к которым относятся:
факторные условия - людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе качество жизни;
условия внутреннего спроса - качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, рост объемов спроса;
смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей) - сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий;
стратегия и структура фирм, наличие конкуренции - цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.
Кроме того, существуют два дополнительных фактора, существенно влияющие на эффективность работы кластера. Это государственная политика и случайные события (которые руководство фирм не может контролировать).
Главный тезис М. Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. Проведенный им анализ конкурентных возможностей 100 отраслей в десяти странах показал, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности компании [4; 9].
В итоге и формируется кластер - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для экономики региона кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность региона и страны в целом увеличивается.
Как правило, вне кластеров хозяйственное развитие менее эффективно. В кластере же конкурент-
ные преимущества развиваются благодаря системным связям:
- новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют развитие, стимулируя исследования и предоставляя ресурсы для реализации новых стратегий;
- происходит целевой обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков и/или потребителей, имеющих контакты с различными конкурентами;
- взаимосвязи внутри кластера, часто непредсказуемые, ведут к появлению новых направлений в конкуренции и порождают качественно новые возможности;
- человеческие ресурсы и идеи образуют новые комбинации и результаты, позволяющие кластеру получать инновационную ренту.
Различают три типа кластеров, связанных с особенностями структуры и функционирования:
- региональные структуры с экономической активностью внутри родственных секторов экономики, обычно привязанные к научным учреждениям или вузам (НИИ, университетам и т.д.);
- вертикальные производственные цепочки, в которых последовательные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, «поставщик - производитель - сбытовик - потребитель»), или сети, формирующиеся вокруг головных фирм;
- отрасли промышленности, имеющие высокий уровень агрегации, например, «химический кластер», или совокупности секторов ещё более высокого уровня агрегации, например, «агропромышленный кластер» [9, с. 41].
С пространственной локализацией, возникающим «эффектом масштаба», специфическим сочетанием отношений соперничества и сотрудничества (конкуренции и кооперации) во взаимодействиях участников кластера связаны позитивные эффекты, в том числе положительные внешние эффекты - экстерналии.
Термин экстерналия был введён в 1920 году английским экономистом, учеником Альфреда Маршалла Артуром Пигу и означает воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованных рынком. Трансакция (англ. transaction, лат. transactio - совершение, договор) - минимальная логически осмысленная операция между людьми, например, купля-продажа, пара сообщений «туда-обратно», перевод денег со счета на счет (единица взаимодействия, коммуникативный факт). Классическим примером положительной экстерналии со стороны производителя является взаимодействие расположенных рядом пасеки и яблоневого сада: пчёлы способствуют повышению урожая яблок, а яблони - увеличению сбора мёда, при этом их хозяева не вступают между собой ни в какие рыночные отношения.
В настоящее время решающую роль в выборе фирмами местоположения или партнеров играют так называемые «неосязаемые факторы», в первую очередь - знания. Интенсивная конкуренция и значительный объём некодируемых знаний, возникающих в рамках отдельных территорий, ведут к
появлению урбанизационных экстерналий или так называемых экстерналий Якобе [11].
Выделяют также диверсификационные экстер-налии, возникающие в процессе взаимного обмена различными идеями между членами кластерного образования. Все указанные положительные эффекты способствуют повышению темпов роста и конкурентоспособности участников кластера.
В кластерах существуют объективные силы, как притягивающие участников друг к другу, так и силы отталкивания, препятствующие полному слиянию, потери самостоятельности, индивидуальности. В экономических кластерах в этой роли выступают конкуренция и кооперация. Сотрудничество и кооперационные связи не уничтожают конкуренцию, и внутренняя конкурентная среда создаёт дополнительные стимулы для развития инновативных возможностей участников.
Сочетание кооперации и конкуренции в кластерах приводит к тому, что компании становятся лучше осведомлены об особенностях деятельности своих рыночных соперников, появляется возможность сравнения собственных показателей с результатами конкурентов, что позволяет принимать более адекватные управленческие решения, повышать внутрифирменную эффективность.
Органы регионального и муниципального управления играют важную роль в процессах кластеризации. Государственная политика должна быть крайне необходима, чтобы развивать кластеры, находящиеся в стадии зарождения, или значительно совершенствовать существующие кластеры. Роль органов власти в развитии кластеров заключается как в создании инфраструктуры для деятельности кластера, так и в непосредственном воздействии на факторы конкурентоспособности.
Выделяются пять наиболее общих типов кластерной политики:
1). Политика посредничества, направленная на создание условий для конструктивного диалога внутри кластера и усиление кооперации между его участниками.
2). Политика стимулирования спроса - формирование потребительских предпочтений в регионе, развитие родственных и поддерживающих секторов экономики, государственный и муниципальный заказы.
3). Образовательная политика, целью которой выступает формирование необходимых компетенций и подготовка кадров высокой квалификации в регионе.
4). Политика стимулирования внешних связей,
заключающаяся в устранении торговых барьеров, защите прав интеллектуальной собственности, реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов.
5). Политика создания благоприятных структурных условий: макроэкономических, институциональных и др. [4].
Активно стимулируют процесс развития кластерных стратегий такие формы как «кластерные инициативы» - проекты и программы активных субъектов (предпринимателей и специалистов), разрабатывающих и реализующих программы фор-
мирования и развития кластеров. С их появлением стал развиваться «кластерный консалтинг», то есть предоставление услуг специалистов и экспертов по оценкам, прогнозам и реализации различных этапов кластерных проектов. В этих условиях крайне необходимым становится «кластерный менеджмент» - преподавание теоретических основ и практическая реализация управления кластерными инициативами.
Важнейшим понятием является «ядро кластера», под которым понимается одно или несколько предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке, способных производить качественную продукцию для нужд большинства предприятий кластера и на экспорт, являющихся лидерами на рынке и способными улучшать конкурентоспособность своей продукции в долгосрочной перспективе [3; 8].
Экспертами неоднократно отмечалось, что в Омской области исторически сложились крупные территориальные производственные машиностроительный и нефтехимический, а также пищевой и перерабатывающий комплексы, имеющие отдельные признаки кластеров. Исследованиям агропромышленного комплекса и использованию кластерного подхода к развитию АПК Омской области посвящена объемная коллективная монография 18 авторов [1].
В Главе 1 «Кластерный подход к развитию региональной экономики: концепция, опыт, проблемы» этой монографии дано следующее определение агропищевого кластера Омской области: «система предприятий и организаций, действующих в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции, связанных технологическими цепочками и взаимодополняющих друг друга, а также образовательных, информационных и финансовых учреждений, органов муниципального и регионального управления, институтов инфраструктуры, обеспечивающих их оптимальную и инновационную деятельность, достижение синергетического эффекта и высокой конкурентоспособности» [2, с. 47].
3. Агропищевой кластер в Стратегии-2025
В соответствии с основной идеей Стратегии-2025 ключевыми «локомотивами» развития экономики Омской области являются «приоритетные кластеры», к которым отнесен и агропищевой кластер.
Развитию агропищевого кластера способствует «историческая специализация Омской области на сельском хозяйстве». Базу для роста обеспечивают наличие кадровых ресурсов, развитые сферы семеноводства и селекции зерновых и масличных культур, функционирование конкурентоспособных производителей сельскохозяйственной продукции и сельхозперерабатывающих организаций, а также развитие производства сельскохозяйственной техники.
Конкурентными преимуществами агропищевого кластера Омской области в Стратегии - 2025 определены:
- относительно высокий уровень производительности труда в кластере (1036 тыс. рублей на одного занятого в год при среднем для Сибирского федерального округа уровне 973 тыс. рублей) и развитый
уровень специализации кластера (зерновое направление). При этом для Омской области характерна достаточно высокая доля занятых в кластере (9,5 % от общей численности занятых в Омской области);
- лидерство по привлечению прямых иностранных инвестиций в кластер ($ 52 на душу населения при среднем по Сибирскому федеральному округу уровне $ 8,8), что свидетельствует о высокой оценке потенциала развития агропищевой индустрии инвесторами;
- высокий уровень развития семеноводства и селекции, связанный с наличием специализированных научных учреждений, что позволит в перспективе обеспечить кластер значимыми конкурентными преимуществами;
- значительные земельные ресурсы, пригодные для сельскохозяйственного использования (свыше 2 млн га), которые являются потенциалом для наращивания выпуска продукции как для внутреннего потребления, так и для экспорта;
- наличие специализированных высших и средних специальных учебных заведений, что позволит обеспечить кластер необходимыми кадровыми ресурсами;
- наличие значительной кормовой базы для выращивания скота (33 ц на одну голову скота в Омской области против 31 ц на одну голову скота в среднем по Сибирскому федеральному округу);
- функционирование на территории Омской области организаций - производителей специализированной сельскохозяйственной техники, работающих в сотрудничестве с иностранными производителями техники и оборудования для сельского хозяйства;
- наличие и развитие деятельности организаций по глубокой переработке продукции сельского хозяйства (зерновых культур, молока и мяса).
К сдерживающим факторам развития агропище-вого кластера относятся:
- наличие рисков в сельскохозяйственном производстве, что связано с зависимостью отрасли от природно-климатических условий, низкой продуктивностью в основных отраслях сельскохозяйственного производства, неравномерной (по природно - климатическим зонам) доступностью пахотных угодий, недостаточной эффективностью их использования;
- низкий уровень развития транспортной и инженерной инфраструктуры;
- ограниченный доступ к основным рынкам сбыта;
- низкая доступность заемных финансовых средств;
- высокий моральный и физический износ основных фондов в сельскохозяйственном производстве и низкие темпы их обновления;
- недостаточное взаимодействие сельскохозяйственных товаропроизводителей с научно-исследовательскими организациями и учебными заведениями сельскохозяйственного направления;
- низкий уровень заработной платы в организациях агропищевого кластера, в первую очередь сельскохозяйственного производства, что ограничивает возможность привлечения квалифицированных кадров.
Перспективными направлениями для развития потенциала агропищевого кластера являются увеличение глубины переработки продук-
ции кластера, выход на новые рынки (субъекты дальневосточной части Российской Федерации, Республика Казахстан, Средняя Азия) и создание производств в новых продуктовых сегментах (создание новых продуктов, развитие новых форматов и концепций питания, продукции с этнонациональной спецификой), повышение эффективности хозяйствования существующих организаций в кластере, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Реализация Стратегии - 2025 обеспечит в долгосрочной перспективе наличие в Омской области современного и эффективного агропищевого кластера с развитым сегментом переработки продукции, ориентированным на экспорт и отвечающим международным стандартам качества производства.
Приоритетами развития агропищевого кластера являются:
- создание кластерной ассоциации для повышения эффективности взаимодействия между участниками агропищевого кластера, привлечения инвестиций, взаимодействия с органами исполнительной власти Омской области и федеральными органами государственной власти;
- развитие секторов кластера в растениеводстве и животноводстве за счет внедрения углубленной специализации, современных агротех-нологий, повышение обеспеченности участников кластера качественными семенами и племенным материалом;
- содействие продвижению и потреблению продукции местного производства, в том числе за счет создания в рамках кластера товаропроводящих цепочек, закупочно-сбытовых, логистических организаций и развития экспорта продукции кластера;
- стимулирование повышения эффективности перерабатывающих производств и содействие их технологической модернизации;
- создание благоприятных условий для ведения бизнеса и инвестиционного климата для привлечения в кластер организаций перерабатывающей промышленности, иностранных инвесторов;
- выделение новых продуктовых сегментов, подготовка концепций и программ их развития и привлечение организаций во вновь создаваемые сегменты;
- создание сети сервисных центров для оказания услуг сельскохозяйственным организациям (консультационных, технических, информационных и др.);
- содействие развитию личных подсобных хозяйств, различных форм мелкотоварного производства в сельской местности как важной составляющей части агропищевого кластера, направленной на производство экологически чистой продукции (молочной, мясной и овощной продукции);
- внедрение системы контроля качества и безопасности сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, производимых на территории Омской области;
- дальнейшее развитие системы агролизинга сельскохозяйственной техники;
- привлечение молодых специалистов в агропищевой кластер путем предоставления им мер госу-
дарственной поддержки, внедрения эффективных механизмов мотивации;
- повышение квалификации кадров в сельском хозяйстве и сельскохозяйственной переработке, в том числе за счет развития дистанционных форм обучения в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
- содействие развитию учебно-производственной базы Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина (ОмГАУ), Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства (СибНИИСХоз), образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов для аг-ропищевого кластера;
- обеспечение условий предоставления субсидий хозяйствующим субъектам, являющимся участниками агропищевого кластера, в соответствии с приоритетами его развития и информирование этих хозяйствующих субъектов о существующих мерах поддержки;
- содействие повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения за счет обновления мелиоративных технологий и увеличения объема внесенных удобрений, вовлечения в оборот неиспользуемых площадей;
- создание агропромышленного парка, обеспечивающего доступ резидентов к инфраструктуре, централизованную переработку и сбыт продукции, способствующего повышению эффективности интеграционных процессов;
- развитие существующих и создание новых организаций сельскохозяйственного машиностроения на территории Омской области, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
При этом в Стратегии - 2025 приводятся ожидаемые показатели, достигаемые за счет развития агропищевого кластера:
- рост производства сельскохозяйственной продукции в 2015 г. - до уровня 2011 года, в 2020 г. - на 20% к уровню 2011 г., в 2025 г.- в 1,4 раза;
- рост переработки зерна на муку, крупу, комбикорма и другие цели в общем балансе ресурсов зерна Омской области в 2015 г. - до 31%, в 2020 г. - до 36%, в 2025 г. - до 41%;
- рост производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака в 2015 г. - в 1,2 раза к уровню 2011 г., в 2020 г. - в 1,7 раза, в 2025 г. - в 2,1 раза [5, п.5.1.2.].
4. Программа развития агропищевого кластера Омской области
В рамках Стратегии - 2025 стратегическим консультантом - ЗАО Strategy Partners Group (СПГ) -разработана также «Программа развития агропищевого кластера Омской области», которая с 13 февраля 2013 года была представлена для общественной экспертизы и, в качестве отчетного материала, -заказчику (Правительству Омской области) [7].
Целями программы были обозначены:
- развитие производства сельскохозяйственной и пищевой продукции;
- поддержка занятости и повышение уровня жизни сельского населения.
Эти цели достигаются решением следующих задач:
1 ). Поддержка реализации продукции кластера и увеличение экспортной составляющей.
2). Стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и развитие новых сегментов.
3). Повышение уровня переработки сельскохозяйственной продукции и развитие перерабатывающих производств.
4). Создание условий для повышения производительности компаний кластера.
5). Рост качества жизни населения в сельской местности.
6). Поддержка кооперации внутри кластера.
В качестве четырех составляющих секторов кластера были определены: 1) растениеводство, 2) животноводство, 3) рыболовство и рыбоводство, 4) пищевая промышленность.
Обозначены также продукты и основные предприятия этих секторов:
1)растениеводство:
- продукты: зерновые культуры; картофель; зернобобовые культуры; технические культуры; масличные культуры; овощи и фрукты;
- предприятия: ОАО «Целинное»; ООО «Полтава»; ООО «Лузинское зерно»; ООО «АПК Титан»; Тепличное хозяйство «Сибагрохолдинг».
2) животноводство:
- продукты: крупный рогатый скот; свиньи; птица; овцы; козы; лошади и прочие;
- предприятия: ОАО «Омский бекон»; ОАО «Птицефабрика Сибирская»; ЗАО «Иртышское»; ООО «Сибирская Нива»; ЗАО «Нива»; ООО «АК Ударный»; ЗАО «Русь».
3) рыболовство и рыбоводство:
- продукты (производство): рыболовство; рыбоводство; консервированные рыбо- и морепродукты;
- предприятия: ООО НПФ «Внедрение»; ООО «Промрыбопродукт».
4) пищевая промышленность:
- продукты: мука, хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия; масла растительные; молоко и молочные продукты; мясо, субпродукты, колбаса, полуфабрикаты; консервы; алкогольные напитки; безалкогольные напитки; корма для животных;
- предприятия: ОАО «Омский бекон»; ООО «Ом-сквинпром»; ООО «Сибирский деликатес»; ЗАО «Любинский молочноконсервный комбинат»; ОАО «Лузинский комбикормовый завод»; Филиал ОАО «Сан Инбев»; ОАО «Сладонеж»; ООО «РУСКОМ»; ООО «Ликероводочный завод ОША»; Проект комплекса по глубокой переработке «ПАРК».
В качестве анализа текущего состояния кластера в программе были проведены оценки доли кластера в совокупной занятости человеческих ресурсов и в совокупном выпуске продукции в Омской области (10%), оценка доли от предприятий агропищевого кластера по налогу на прибыль (3%), подоходному налогу (7,2), налогу на имущество (7,9%) и акцизных поступлений (69,3%) в совокупных налоговых поступлениях в консолидированный бюджет Омской
области.
5. Ключевые факторы, влияющие на развитие кластера
Потенциал развития кластера определяется несколькими факторами, важнейшим среди которых является доступ к рынкам сбыта.
Ключевыми факторами, влияющими на развитие кластера являются:
Административное регулирование: стандарты и регулирование производственных процессов и выпускаемой продукции; налоговая, имущественная и промышленная политики; наличие особых условий для привлечения инвестиций (ОЭЗ, промышленные парки и т.д.); наличие, объем субсидирования.
Текущий уровень развития предприятий: бизнес-модель; уровень морального и технического износа оборудования; компетенции компании в области маркетинга и сбыта.
Человеческие ресурсы и компетенции: доступность квалифицированных инженеров и рабочих; качество человеческих ресурсов; стоимость человеческих ресурсов.
Финансовые ресурсы: доступность долгосрочного финансирования (обновление основных фондов); доступность краткосрочного финансирование (выравнивание сезонных колебаний); наличие адаптированных финансовых продуктов (страхование, лизинг).
Инфраструктура: специализированная инфраструктура: овощехранилища, элеваторы, теплицы и др.; доступность производств, помещений; доступность и стоимость подключения к электроэнергии и другим коммунальным услугам; качество транспор-тно - логистической инфраструктуры.
Специализированные услуги: специализированные услуги для агропищевого кластера (производство семян, пород, технический сервис, сертификация, фитосанитарный контроль); услуги по организации продвижения товара; аутсорсинг процессов.
Доступ к рынку и развитие каналов дистрибуции: взаимоотношения переработчиков и поставщиков (рыночная власть участников цепочки); размер потенциального рынка сбыта; наличие развитых каналов дистрибуции.
Оценка текущего состояния кластера показала, что развитие ключевых факторов для развития кластера в Омской области явно недостаточное, и особую проблему при этом представляет доступность финансовых ресурсов. Ниже проведена оценка ключевых факторов, влияющих на развитие кластера.
Административное регулирование: неэффективные критерии выделения субсидий; государственные закупки не ориентированы на местного производителя; проблемы с возвратом неиспользуемой земли сельскохозяйственного назначения; проблемы с межеванием земли; отсутствие стандартов в питании; низкая осведомленность о программах господдержки.
Текущий уровень развития предприятий: низкий уровень оснащенности сельскохозяйственной техникой, высокий уровень износа существующей техники; низкий уровень внесения минеральных
удобрений.
Человеческие ресурсы и компетенции: недостаток неквалифицированных рабочих кадров на селе; низкая привлекательность трудоустройства на селе для молодых специалистов; низкая квалификация выпускников учебных заведений.
Финансовые ресурсы: высокие процентные ставки по кредитам; короткие сроки кредитования; требования к наличию залогового имуще-ства;стандартизированный подход.
Инфраструктура: неразвитая инфраструктура хранения сельскохозяйственной продукции, продуктов питания; недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры; высокие тарифы на железнодорожные и автомобильные перевозки.
Специализированные услуги: низкий уровень развития семеноводства, селекции в области; недостаточное развитие сервисных услуг для сельскохозяйственной техники и оборудования.
Доступ к рынку и развитие каналов дистрибуции: удаленность региона, высокая стоимость доставки; трудности с получением доступа на полки торговых сетей; недостаточное продвижение товаров омских производителей; дефицит местного сырья для пищевой промышленности [7, с. 9-10].
6. Сильные и слабые стороны агропищевого кластера.
Проведенный в программе анализ сильных и слабых сторон агропищевого кластера показал:
- Сильными сторонами кластера являются:
благоприятные природно-климатические условия для выращивания зерновых (в том числе, яровых) и овощных культур (картофель) относительно других регионов СФО; наличие специализированных учебных заведений - потенциальных источников кадров; наличие значительной кормовой базы для выращивания скота; наличие производителей специализированной сельскохозяйственной техники и сотрудничество с иностранными производителями техники и оборудования; наличие успешных предприятий по глубокой переработке продукции сельского хозяйства.
- Слабыми сторонами кластера являются: сокращение площади обрабатываемых земель; низкий уровень использования минеральных удобрений; недостаточная оснащенность техникой предприятий с/х и высокий уровень ее износа; слабое развитие семенной базы, низкая доля племенного скота в животноводстве; темпы производства и качество мяса крупного рогатого скота не отвечают потребностям пищевой и перерабатывающей промышленности; трудность с обеспечением сбыта продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности; недостаток квалифицированных специалистов на селе; низкий уровень развития транспортно-логистической, специализированной и социальной инфраструктуры в сельской местности [7, с. 12].
Омская область характеризуется благоприятными агроклиматическими условиями по сравнению с другими сибирскими регионами.
ЗАО Strategy Partners Group сделаны следующие выводы:
- Омская область характеризуется более благоприятными климатическими условиями для ведения сельского хозяйства, чем другие регионы СФО.
- Географическое расположение Омской области с севера на юг на протяжении более 600 км позволяет вести производство сельскохозяйственной продукции, используя преимущества четырех природных климатических зон.
- Выгодное сочетание длительного вегетационного периода, большого объема суммарной солнечной радиации, годовой суммы осадков (более 300 мм) и плодородных почв создает необходимые условия для вызревания хорошего урожая большинства традиционных для Омской области культур -зерновых, картофеля и овощей.
- Наиболее подходящие условия для ведения сельского хозяйства сложились на юге области, в лесостепной зоне.
- На севере области агроклиматические условия менее благоприятны, ведение интенсивного сельского хозяйства возможно при эффективном планировании и высоком уровне технической оснащенности хозяйств [7, с. 13].
В Омской области используется среднее по стране количество органических удобрений, уровень использования минеральных - значительно меньше. А недостаточная оснащенность сельскохозяйственной техникой и ее физический износ могут быть причинами снижения урожайности. Сокращение посевных площадей и урожайности
в Омской области приводит к падению валового сбора основных сельскохозяйственных культур. Производство кормов создает потенциал для развития племенного животноводства, однако в последние годы значительно снижаются объемы заготовки кормов.
Анализ показывает, что развитие семеноводства и селекции в Омской области имеют низкий уровень: семенной материал и племенные животные часто закупаются в других регионах или за рубежом, в силу высокой стоимости многие предприятия вынуждены использовать результаты более поздних репродукций. В Омской области существует дефицит местного сырья для пищевой промышленности: представители перерабатывающей промышленности отмечают низкое качество и высокие цены на сырье (молоко, зерно, мясо) омских производителей сельскохозяйственной продукции, что обусловлено низкой долей элитного растениеводства и племенного скотоводства и неэффективными механизмами хозяйствования.
Сельское хозяйство и пищевая промышленность являются исторической специализацией региона: 29% населения Омской области проживает в сельской местности, в отрасли занято более 9,5% работников.
Подготовкой кадров для предприятий агропи-щевого кластера занимаются несколько высших и среднеспециальных учебных заведений (рис. 1).
Ежегодно учреждения высшего, среднего про-
Подготовку специалистов в сфере АПК обеспечивает сеть специализированных учреждений профессионального образования
Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина
г. Омск
Число студентов - 0 751 чел. Специальностей - 60
Тарский филиал Омского
государственного аграрного университета
г. Тара
Число студентов - 730 чел.* Специальностей - в
Омский аграрный техникум
г Омск
Число студентов - 759 чел. Специальностей - в
ТМП
Омский техникум мясной и молочной промышленности
Г. Омск
Число студентов - 1 006 чел. Специальностей - 5
Ф
Тарский сельскохозяйственный техникум
г. Тара
Число студентов - 580 чел. Специальностей - 4
Омский механико-технологический техникум
г. Омск
Число студентов - 662 чел. Специальностей ■7
Тюкалинский сельскохозяйственный техникум Калачинский аграрно-технический техникум Учреждения НПО области
рисунок 1. Образовательные учреждения, выпускающие специалистов для АПК Омской области [7, с. 19]
фессионального образования области выпускают до 2,5 тыс. специалистов в области сельского хозяйства пищевой промышленности различного уровня.
Одной из слабых сторон развития омского АПК является низкая доступность финансирования для предприятий, в первую очередь долгосрочного.
Высокие процентные ставки: процентные ставки по кредитам большинства коммерческих банков, осуществляющих деятельность в Омской области, слишком высоки для предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Краткие сроки кредитования: для успешного получения кредита сроки окупаемости проекта должны быть существенно короче реальных сроков окупаемости проектов в сельском хозяйстве.
Требования наличий залогового имущества:
кредиты коммерческими банками не предоставляются без наличия залогового имущества; начинающие предприниматели не могут предоставить в залог требуемое имущество; имущество действующих предпринимателей (например, скот или земля) часто оценивается банком ниже реальной рыночной стоимости.
Стандартный подход приводит к отказу в выдаче кредита: многие банки перешли к использованию «кредитного калькулятора» - программы, автоматически принимающей решение о выдаче кредита на основании определенных характеристик; программа не всегда учитывает особенности компаний.
Одним из ключевых препятствий для развития кластера является трудность доступа к рынкам сбыта сельскохозяйственной и пищевой продукции.
Удаленность региона: Омская область находится далеко от основных рынков сбыта продукции агропищевого кластера - центральной России и Европы, следовательно, в структуре стоимости продукции доля транспортных расходов может составлять от 20% до 50%.
Трудности с получением доступа на полки торговых сетей: предприятия АПК не всегда могут получить доступ в торговые сети, особенно небольшие.
Недостаточное продвижение товаров омских производителей: недостаточная поддержка властей Омской области при продвижении местной продукции как внутри области, так и в других регионах [7, с. 20-21].
Омский институт РЭУ им. Г.В. Плеханова выступает с инициативой создания конкурентоспособного регионального торгово-образовательного кластера, решающего вопросы эффективной кооперации региональных производителей и переработчиков сельхозпродукции, а также субъектов торговой деятельности.
Как на федеральном, так и на региональном уровне необходимо решить актуальные проблемы торгового законодательства, совершенствовать правовое регулирование торговых отношений, которые в настоящее время носят фрагментарный характер. Ныне действующий Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
от 28.12.2009 г. №381-ФЗ имеет ограниченную сферу применения и заслуженно подвергается критике. Название закона не соответствует его содержанию. Норм собственно торгового права в нем немного: это нормы о видах торговли, о ведении торговых реестров, о косвенном регулировании цен на социально значимые продовольственные товары. Значительная часть закона содержит нормы антимонопольного законодательства, ограничивающие деятельность торговых сетей. Учитывая вышеизложенное, необходимо принять базовый федеральный закон, регулирующий торговую деятельность на территории РФ - Торговый Кодекс РФ, а также соответствующие ему законы о торговле в регионах, что значительно повысит качество правового регулирования в субъектах Федерации [10, с. 210-211].
Литература:
1. Кластерный подход к развитию агропромышленного комплекса омской области / под общ. ред. В.В. Карпова, В.В. Алещенко. - Новосибирск: изд-во СО РАН, 2014. - 416 с.
2. Лизунов В.В. Кластерный подход к развитию региональной экономики: концепция, опыт, проблемы // Кластерный подход к развитию агропромышленного комплекса Омской области / под общ. ред. В.В. Карпова, В.В. Алещенко. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. - С. 27-47.
3. Лизунов В.В., Метелев С.Е., Соловьев А.А. Кластеры и кластерные стратегии. Монография / Издание 2-е исправл. и дополн. - Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012. - 280 с.
4. Марков Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России / Л.С. Марков // Научный эксперт. - 2007. -№ 4. URL - http://www.cluster-center.ru/about1.html.
5. О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года. Указ Губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. № 93. URL http://mec.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/ executivelist/MEC/StrategyDevelopment.html
6. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993.
7. Развитие агропищевого кластера Омской области: целевая программа. - Омск: SPG, 2013. - 100 с.
8. Хайрулина Л.Р. Взаимосвязь кластеров и социально-экономического развития регионов. - Омский научный вестник, 2006. - № 8 (45). - С. 85-86.
9. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. - 2003. - № 5. 10.Черепанова И.В. Проблемы систематизации торгового законодательства в Российской Федерации // IV Манякинские чтения «Проблемы и обеспечение национальной безопасности: прошлое, настоящее и будущее»: Материалы Международной научно-практической конференции 2-3 апреля 2015 г.- Омск, 2015. - 496 с. С. 209-217.
11. Henderson V. Externalities and industrial development // HUD USER - Policy Development and Research's Information Service. - URL: http://www.huduser.org.
12. Strategy Partners Group. URL - http://www. strategy.ru.