Научная статья на тему 'От производственных кластеров к социально-экономическим системам'

От производственных кластеров к социально-экономическим системам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / CULTURAL LANDSCAPE / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / КЛАСТЕРЫ / CLUSTERS / ИНСТИТУТЫ / INSTITUTIONS / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / OMSK REGION / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗОНА / PRODUCTION AND ECOLOGICAL ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лизунов В. В.

Представлены проблемы регионального развития, роль инфраструктуры, культурного ландшафта и социального партнерства, кластерные формы кооперации, стратегические задачи развития Омской области, проект формирования сбалансированной производственно-экологической зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM INDUSTRIAL CLUSTERS TO SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

Presented problems of regional development, the role of infrastructure, cultural landscape and social partnership, cluster forms of cooperation, the strategic development goals of the Omsk region, the project of creating a balanced production and ecological zone.

Текст научной работы на тему «От производственных кластеров к социально-экономическим системам»

УДК 332.012.2

В.В. Лизунов, V.V. Lizunov, e-mail: [email protected]

Омский институт Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Омская экономическая лаборатория Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Омск, Россия

Omsk Institute of the Russian economic university named after G.V. Plekhanov, Omsk economic laboratory of the Institute of economics and industrial engineering SB RAS, Omsk, Russia

ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ К СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ

FROM INDUSTRIAL CLUSTERS TO SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

Представлены проблемы регионального развития, роль инфраструктуры, культурного ландшафта и социального партнерства, кластерные формы кооперации, стратегические задачи развития Омской области, проект формирования сбалансированной производственно-экологической зоны.

Presented problems of regional development, the role of infrastructure, cultural landscape and social partnership, cluster forms of cooperation, the strategic development goals of the Omsk region, the project of creating a balanced production and ecological zone.

Ключевые слова: региональное развитие, инфраструктура, культурный ландшафт, социальное партнерство, кластеры, институты, стратегия, Омская область, производственно-экологическая зона

Keywords: regional development, infrastructure, cultural landscape, social partnership, clusters, institutions, strategy, Omsk region, production and ecological zone

1. Проблемы регионального развития. Современные исследования пространственного развития экономики регионов направлены на использование эффективных форм кооперации и интеграции, разработку и применение перспективных технологий производства и управления, оптимальное использование и восстановление различных возобновляемых ресурсов и т.д. Такие научные исследования и разработки носят как экономический, так и социологический, экологический, технологический и экономико-географический характер, что объясняется комплексностью территориальной организации производительных сил регионов, необходимостью и актуальностью ценностной оценки и максимального использования внутреннего потенциала каждой территории. Это требует проведения анализа и оценки различных факторов, использование которых позволит повысить динамичность и эффективность социально-экономических региональных процессов [2, 3, 4].

Природно-ресурсный, производственный и кадровый потенциал территории, уровень хозяйственной освоенности, экологическое состояние, исторические предпосылки, менталитет населения, хозяйственная ёмкость и культурная освоенность ландшафтов и др. рассматриваются как основа для формирования и развития экономических и социальных процессов, партнерских и конкурентных отношений, рыночных и культурных связей, что фактически и определяет будущее развитие региона, муниципальных образований и поселений.

Отказ от жесткого планового и иерархического принципа руководства экономикой, формирование системы приоритетов и ценностей, адекватной новой федеративной системе, переход от планового централизованного отраслевого управления экономикой к рыночному территориально-отраслевому, требует формирования новых институтов, коренного изменения методов работы, организационных структур, хозяйственных и кооперационных форм, моделей поведения, иного научного, информационного, правового и кадрового обеспечения.

В организации этой деятельности (тем более в условиях кризиса) основными принципами должны быть как «догоняющая» модернизация, так и инновационное опережающее развитие. Что крайне актуально и важно для регионов Сибири (имеющих большую энергетическую и транспортную составляющие в цене продукции) при переходе от сырьевой ориентации к современному индустриальному и постиндустриальному производству. Очевидно, что при этом чрезвычайно необходима реализация изначальных идей реформы - повышение производительности труда и реальной

заработной платы работников. Все это накладывает особые требования на инфраструктуры, создаваемые органами управления, предпринимателями, наукой, образованием и общественностью, обеспечивающие необходимые коммуникации и интеллектуальную деятельность, создание и тиражирование новых экономических и культурных образцов, развитие эффективных форм социального партнерства.

В новых условиях, как убедительно показывает опыт, основными целями должны являться [5, 6, 7, 9]: формирование «прорывных» стратегий и направлений развития; создание инновационной инфраструктуры; реструктуризация и оптимизация регионального хозяйства, создание конкурентоспособных производств и форм их эффективной кооперации; подготовка высококвалифицированных кадров и формирование новой системы приоритетов и гражданских ценностей. По мнению руководства России, «только сбалансированная территориальная политика позволит обеспечить гармоничное развитие всей страны» [22, 24.]

В процессе формирования конкурентоспособной и инновационной экономики в российских регионах необходимо учитывать климатические и географические особенности, существующие (или успешно развивающиеся в прошлом) традиционные хозяйственные уклады, а также наличие инфраструктуры и исторически сложившихся производств, которые могут стать основой социально-производственно-экологических зон перспективного территориального развития. В разрабатываемом методологическом аппарате этих исследований вводятся понятия «хозяйственной емкости», «рекреационной емкости» и «экологической емкости» ландшафта, а также «культурного ландшафта» территории, структура которых формируется в виде определенной системы социальных, экономических и коммуникативных феноменов [1, 8, 14, 24].

Для осуществления успешной хозяйственной деятельности и формирования культурных связей в регионах чрезвычайно важна коммуникативная структура ландшафтов, которая связывается с двумя основными формами коммуникаций. Первая из них включает транспортные коммуникации: речные и воздушные пути, сухопутные и железные дороги. Ко второй форме относятся экономические, социальные и культурные межсубъектные связи: информационные коммуникации, связывающие личности, группы, предприятия и организации, социокультурные общности и т.д. Каждая из этих коммуникаций связана с определенными институтами (от лат. institution - обычай, наставление) и системами ценностей, присущими той или иной форме деятельности. При этом институты являются первичными элементами движущих сил общества (материальные, моральные, этические и правовые факторы), рассматриваемые в историческом развитии.

При этом необходимым условием является появление социального партнерства - конструктивного взаимодействия, эффективных решений в межкультурном общении, групповой деятельности, партнерских отношений и кооперации, при которых формируется некоторый «общий язык», общие цели, интересы и ценности. Появляется система активных субъектов (авторов), имеющих социально организованный процесс мышления и определенный менталитет, которые и являются основой для разработки и реализации реальных предпринимательских и культурных проектов, программ перспективного социально-экономического развития поселений и территорий [11, 12, 16].

2. Кластеры и кластерные стратегии. Историко-экономический анализ показывает, что в управлении хозяйством западных стран новые эффективные формы кооперации и кластерные стратегии появились в связи с процессами глобализации и информационно-технологической революции, которая началась в 1970-х годах в США и привела к развитию информационных технологий и формированию глобальной информационной системы. В некоторых странах группы фирм, обладающие признаками кластера, существовали еще 100 лет назад, однако только в настоящее время благодаря интенсивному развитию коммуникационных технологий и методологии стали развиваться гибкие формы сетевой кооперации научных, образовательных и производственных предприятий, обладающие высокой конкурентоспособностью за счет эффективного создания совокупного инновационного продукта.

Примечание. Термин кла стер (от англ. cluster - скопление) означает объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Например, кластером является множество результатов поиска, связанных единством темы, или класс родственных элементов статистической совокупности. В информационных технологиях кластер означает единицу хранения данных на гибких и жёстких дисках компьютеров или же группу компьютеров, объединённых высокоскоростными каналами связи и представляющую единый аппаратный ресурс. В астрономии - это группа звёзд, связанных друг с

другом силами гравитации или суперструктура, состоящая из нескольких галактик. В химии кластером называют сложное объединение нескольких атомов или молекул, в физике - коррелированную группу элементарных частиц, в лингвистике - группу близких языков или диалектов, в экономике -группу связанных между собой отраслей.

В соответствии с теорией профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков и др.) и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственного управления, институтов инфраструктуры), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [21, 23].

М. Портер определил, что конкурентоспособность региона или страны следует рассматривать с точки зрения конкурентоспособности не отдельных ее организаций, а именно кластеров - объединений предприятий различных отраслей, способных эффективно использовать внутренние ресурсы. Начиная с 1990-х годов во всем мире кластеры как географические концентрации предприятий, извлекающие преимущества функционирования через совместное расположение, кооперацию и конкуренцию, стали играть основную роль в формировании стратегий территориального развития.

Кластерные стратегии пока только осваиваются российской экономической наукой и практикой управления, ещё отсутствует соответствующее законодательство (несмотря на то, что в советские годы достаточно активно развивался институт территориально-промышленных комплексов - ТПК). Развитие кластерных форм кооперации предприятий и их партнеров значительно снижает трансак-ционные издержки, приводит к синергетическим эффектам за счет эффективного взаимодействия участников, стандартизации продукции, эффекта масштаба, сохранения внутренней конкуренции, инновационного характера используемых технологий и методов управления.

Поскольку кластеры объединяют наиболее эффективные и взаимосвязанные виды экономической деятельности, они могут обеспечить конкурентные позиции региона на отраслевом, национальном и мировом рынках. Большое значение для формирования и развития кластеров имеет наличие научной и технологической инфраструктур, а также психологическая готовность потенциальных участников к кооперации и передаче знаний, достаточный уровень доверия между ними, что требует развития соответствующей культуры и уровня образования.

Эффективно развивающиеся кластеры, их экономические результаты, наличие научных, производственных и образовательных составляющих, значительно влияет на формирование «человека знающего», уровень компетенций и качество жизни населения, что позволяет региону повышать не только свой технологический, но и научный, а также общий культурный потенциал, формировать эффективные программы социально-экономического развития, усиливать свои конкурентные преимущества.

По М. Портеру главной задачей правительства и органов регионального управления является формирование инновационной инфраструктуры и создание благоприятных условий для развития научного и предпринимательского сообщества, затем его роль должна концентрироваться на устранении ограничений к развитию инноваций. В настоящее время российские специалисты адаптируют понятия «кластерная политика» к российским специфическим условиям функционирования и развития государственного и муниципального управления, науки и образования, бизнеса и общества. Кластерная политика становится «новым институтом развития» для российского Правительства и руководства регионов.

Для экономики региона кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность региона увеличивается. Как правило, вне кластеров хозяйственное развитие менее эффективно. В кластере же конкурентные преимущества развиваются благодаря системным связям: новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют развитие, стимулируя исследования и предоставляя ресурсы для реализации новых стратегий; происходит целевой обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков и потребителей, имеющих контакты с различными конкурентами; взаимосвязи внутри кластера, часто непредсказуемые, ведут к появлению новых направлений в конкуренции и порождают качественно новые возможности; человеческие ресурсы и идеи образуют новые комбинации и результаты, позволяющие кластеру получать инновационную ренту.

Различают три типа кластеров, связанных с особенностями структуры и функционирования:

- региональные структуры с экономической активностью внутри родственных секторов экономики, обычно привязанные к научным учреждениям или вузам (НИИ, университетам и т.д.);

- вертикальные производственные цепочки, в которых последовательные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, «поставщик - производитель - сбытовик - потребитель»), или сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

- отрасли промышленности, имеющие высокий уровень агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов ещё более высокого уровня агрегации (например, «агропромышленный кластер») [23].

Активно стимулируют процесс развития кластерных стратегий такие формы как «кластерные инициативы» — проекты и программы активных субъектов (предпринимателей и специалистов), разрабатывающих и реализующих программы формирования и развития кластеров. С их появлением стал развиваться «кластерный консалтинг», то есть предоставление услуг специалистов и экспертов по оценкам, прогнозам и реализации различных этапов кластерных проектов. В этих условиях крайне необходимым становится «кластерный менеджмент» - преподавание теоретических основ и практическая реализация управления кластерными инициативами. Важнейшим понятием является «ядро кластера», под которым понимается одно или несколько предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке, способных производить качественную продукцию для нужд большинства предприятий кластера и на экспорт, являющихся лидерами на рынке и способными улучшать конкурентоспособность своей продукции в долгосрочной перспективе [9, 10, 15].

В настоящее время Президентом и Правительством России формируется новый этап государ -ственной социально-экономической политики, основным содержанием которого является инновационное развитие регионов, в первую очередь - создание экономических кластеров как наиболее перспективных форм региональной производственной кооперации, обеспечивающих производство конкурентоспособной на региональных и мировых рынках продукции и эффективное развитие территорий. Формируются соответствующие институты развития федерального и регионального уровней, отрабатываются механизмы отбора и поддержки инвестиционных региональных проектов инновационной и инфраструктурной направленности, определяется порядок их софинансирования и управленческого сопровождения.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривалось создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Кластерная политика указывается и в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [18], в «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» [19], в Перечне поручений Президента РФ от 22.11.2011 № Пр-3484 ГС по итогам заседания президиума Государственного совета РФ от 11 ноября 2011 г., в Четырехстороннем соглашении Минэкономразвития (Минэкономразвития, ВЭБ, АСИ, Деловая Россия) от 21 декабря 2011 г. и т.д.

Следующим этапом государственного регулирования, поддержки и успешной реализации кластерной политики в России должно быть принятие соответствующего федерального и регионального законодательства.

3. Предпосылки создания кластеров и стратегия Омской области

Подробно кластеры как эффективная форма развития социально-экономических систем рассматривались нами в 2009 и 2012 годы на секции «Социальные системы» VII и VIII Международных конференций «Динамика систем, механизмов и машин» [10, 39-56; 15, 26-31].

В 2010 году нами подготовлена и опубликована коллективная монография «Кластеры и кластерные стратегии», в 2012 году вышло её второе издание, исправленное и дополненное [9]. Предпосылки создания научно-производственных кластеров в Омской области анализировались омскими специалистами, начиная с 1990-х годов. В 1995 году нами была разработана и утверждена постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 9 марта 1995 года № 124-п региональная программа развития медицинского приборостроения "Медприбор". Она была сформирована по результатам регионального совещания разработчиков, изготовителей и пользователей медицинской техники, проведенного в Экономическом комитете администрации области (отделом развития производительных сил, науки и экологии), на котором обсуждались имеющиеся в Омске научная и техническая база, ряд уникальных идей, изобретений и разработок, достижений клинической медицины, в том числе - эффективное использование биофизических методов воздействия различных энергий на ткани и органы человека. Программа была направлена на формирование научно-технической и инвестиционно-производственной системы, «основанной на творческой инициативе и

предприимчивости в сочетании с государственным регулированием, как составной части инновационной экономики региона» [9, 186-189].

Экспертами неоднократно отмечалось, что в Омской области исторически сложились крупные территориальные производственные машиностроительный и нефтехимический, а также пищевой и перерабатывающий комплексы, имеющие отдельные признаки кластеров. В «Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года», утвержденной Губернатором Омской области в июне 2013 года, к сильным сторонам Омской области отнесены [19]: благоприятный портфель кластеров; значительный ресурсный потенциал: кадровый, природный, инвестиционный; относительно невысокий уровень заработной платы; наличие города - «миллионника», в котором сконцентрирована основная часть населения; развитый научно-образовательный комплекс; современная бизнес- и производственная инфраструктура; выгодное географическое расположение в центре Российской Федерации на пересечении транспортных коридоров; промышленное освоение природных ресурсов севера Омской области; благоприятные климатические условия для выращивания сельскохозяйственных культур.

К возмож ностям развития Омской области отнесены: развитие кластера нефтепереработки и нефтехимии, агропищевого и лесопромышленного кластеров (производство продуктов с высокой добавленной стоимостью); развитие контрактного производства высокотехнологичных компонентов и систем; использование потенциала быстрорастущих рынков Центральной Азии (прежде всего, Республики Казахстан и Республики Узбекистан) для увеличения экспорта продукции омских компаний; рост инвестиционной привлекательности Омской области, привлечение стратегических инвесторов в экономику и социальную сферу; реализация транзитного потенциала Омской области, создание транспортно-логистического кластера; развитие сектора услуг.

Реализацию разрабатываемой Стратегии 2025 планируется осуществлять в 3 этапа Для каждого этапа определены основные "точки роста', развитие которых обеспечит наибольший темп социально-экономического развития Омской области: этап № 1. Становление ключевых секторов и кластеров (2013 -2015 годы); этап № 2. Омская область - промышленный центр юга Западной Сибири (2015 - 2020 годы); этап № 3. Омская область - Центр культуры и «ворота в Азию», «Сибирский лидер роста» (2020 - 2025 годы).

Первый этап характеризуется усилением позиций по тем кластерам, которые уже достаточно развиты в Омской области, их стимулирование и поддержка дадут наибольший эффект в среднесрочной перспективе. В этот период будут устранены ключевые "'узкие места' экономики Омской области, прежде всего - низкий уровень развития производственной инфраструктуры.

Основными «точками роста» на первом этапе станут: наиболее развитый кластер нефтепереработки и сложившаяся база для развития кластера нефтехимии; агропищевой кластер; потенциально перспективный кластер высокотехнологичных компонентов и систем, формирующийся на базе машиностроительных и приборостроительных производств; потенциально перспективный лесопромышленный кластер на основе сложившейся в Омской области сырьевой базы. Для этого необходимо создать максимально благоприятные условия для привлечения инвестиций и реализации потенциала ключевых кластеров.

Этап №2. Омская область - промышленный центр юга Западной Сибири (2015 - 2020 годы) предусматривает ускоренное развитие уже существующих в Омской области кластеров, что позволит создать базу для появления новых направлений, которые обеспечат стабильный рост и диверсификацию экономики Омской области.

Основными " точками роста' на втором этапе станут: сектор среднетоннажной нефтехимии с развитым сегментом производства конечных изделий; развивающийся лесопромышленный кластер, обеспечивающий рабочими местами жителей северных районов Омской области; межрегиональный транспортно-логистический центр, объединяющий ключевые транспортные коридоры; развитая городская инфраструктура, обеспечивающая высокое качество жизни населения Омской области. В г. Омске возникнет новая перспективная «точка роста»: межрегиональный медицинский центр, обслуживающий как пациентов из Омской области, так и пациентов из других субъектов Сибирского федерального округа и стран Центральной Азии.

Этап №3. Омская область - Центр культуры и «ворота в Азию», «Сибирский лидер роста» (2020 - 2025 годы) предусматривает диверсификацию экономики Омской области в высокотехнологичные направления производства.

Расширятся торговые отношения со странами СНГ и дальнего зарубежья. Омская область будет развиваться как культурный центр Сибири, это направление усилится мерами по реализации ту-ристско-рекреационного потенциала развитием туристической инфраструктуры, популяризацией туристических маршрутов и продвижением Омской области на туристических рынках.

Ведущие организации ключевых кластеров будут производить продукцию с высокими конкурентными качествами, что позволит максимизировать экспортную составляющую. Развитие инновационных технологий позволит не только повысить производительность и конкурентоспособность продукции организаций кластеров, но и сделать производства более экологичными и менее энергоемкими.

Основными «точками роста» на третьем этапе станут: развитые инновационные отрасли -биотехнологии в сельском хозяйстве, новые направления кластера высокотехнологичных компонентов и систем; развитый сектор межрегиональной и международной торговли и логистики; город Омск - важный культурный и туристический центр Сибири, привлекательный для проживания и способствующий притоку инвестиций и экономическому росту Омской области; сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности.

Наличие развитой экономической базы позволит органам исполнительной власти Омской области сфокусироваться непосредственно на повышении качества жизни в Омской области [19].

4. Проект создания пилотной сбалансированной производственно-экологической зоны нового типа. С учетом необходимости сбалансированного пространственного развития территорий с учетом природно-ресурсного, производственного и кадрового потенциала, уровня хозяйственной освоенности, экологического состояния, исторических предпосылок, менталитета населения, хозяйственной ёмкости и культурной освоенности ландшафтов, нами разработан Проект создания пилотной сбалансированной производственно-экологической зоны (ПЭЗ) нового типа (XXI века) на территории города Омска.

Этот проект рассматривается как реализация Концепции стратегического развития города Омска и Стратегии - 2025 Омской области с широким привлечением общественности, который рассматривается как концептуальная схема сбалансированного развития производственно-экологических территорий с оптимальной транспортной инфраструктурой на базе реструктурирования существующих крупных промышленных зон предприятий (в том числе - оборонных), экологических объектов, жилых микрорайонов и пустырей, создания эффективных транспортно-логистических систем и рекреационно-экологических зон.

Цель проекта: разработка Концепции создания пилотной сбалансированной производственно-экологической зоны (ПЭЗ) нового типа (XXI века) на территории Ленинского административного округа (ЛАО) города Омска с учётом кластерной реструктуризации ОАО «ПО Иртыш», ОАО «КБТМ», НИИ ТКД, жилых микрорайонов, экологических объектов и пустырей, создания эффективных транспортно-логистических систем, культурно-исторических и рекреационно-экологических зон.

Эта цель достигается решением следующих задач: 1. Поиск, отбор и анализ имеющихся градостроительных архитектурно-планировочных, экологических, транспортных и других информационных материалов по объектам на территории выделенной производственно-экологической зоны. 2. Проведение необходимых комплексных обследований на местности с целью оформления заключений о состоянии и ресурсных возможностях различных участков территории. 3. Разработка комплексной Концепции создания пилотной производственно-экологической зоны нового типа (XXI века) на территории ЛАО города Омска (промышленных зон НИИ ТКД, ОАО «ПО Иртыш», ОАО «КБТМ», жилых микрорайонов, экологических объектов и пустырей) с проектами рекреационно-экологических зон.

Основные этапы проекта: Этап 1. Поиск, отбор и анализ имеющихся градостроительных архитектурно-планировочных, экологических, транспортных и других информационных материалов по объектам на территории, выделенной жилой и производственно-экологической зоны. Этап 2. Создание рабочих групп, разработка заданий и проведение необходимых специализированных и комплексных обследований на местности с целью оформления заключений о состоянии и ресурсных возможностях различных объектов и участков территории. Этап 3. Привлечение необходимых специалистов и разработка материалов комплексной Концепции создания пилотной производственно-экологической зоны нового типа (XXI века) на территории ЛАО города Омска с проектами рекреационно-экологических зон (включая ручей Чередовый) с использованием инновационных транспортных систем и развязок. Этап 4. Составление итогового отчёта, презентация и публичное обсуждение комплексной Концепции создания пилотной производственно-экологической зоны нового типа. Этап 5. Подведение итогов общественных обсуждений и разработка рекомендаций по реализации проекта.

Исполнители Проекта: Исполнителями и участниками работ по проекту являются специалисты и волонтёры - члены Омского регионального отделения Российской инженерной академии (ОмО РИА), члены Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), члены Омского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП), члены экологического клуба «Луч», учащиеся и сотрудники Омского филиала Российского государственного производственно-педагогического университета (РГППУ), учащиеся и преподаватели гимназии № 147, члены Экологического клуба при гимназии, активисты КТОСов, работники промышленных предприятий, специалисты Правительства Омской области, Администрации города Омска и Ленинского административного округа, преподаватели и студенты омских вузов [13].

Основной вывод: при реализации Стратегии социально-экономического развития региона следует учитывать не только производственные аспекты в создании конкурентоспособных экономических кластеров, но и культурно-историческое наследие, а также факторы социального партнерства и современной культурной жизни, необходимость формирования «культурного ландшафта» территории в виде системы коммуникативных и ценностных феноменов с учетом развития перспективных инфраструктурных и архитектурно-градостроительных форм.

Библиографический список

1. Арманд, Д. Л. Наука о ландшафте / Д. Л. Арманд. - М. : Мысль, 1975.

2. Головков, А. Н. Пространственное развитие как экономическая категория / А. Н. Головков // Управление экономическими системами. - 2011. - № 2.

3. Гранберг, А. Г. О программе фундаментальных исследований пространственного развития России / А. Г. Гранберг // Регион: экономика и социология. - 2009. - № 2. - С. 166-178.

4. Зубаревич, Н. В. Социальное развитие регионов России : проблемы и тенденции переходного периода / Н. В. Зубаревич. - М. : ЛКИ, 2007. - 264 с.

5. Карпов, В. В. О динамике социально-экономических полисистем и инновационной инфраструктуре / В. В. Карпов, В. В. Лизунов // Динамика систем, механизмов и машин.- Омск, 2004. - № 4.- С. 20-30.

6. Карпов, В. В. Полисистемные задачи Омской региональной организации ВЭО России и регионального многодисциплинарного семинара / В. В. Карпов, В. В. Лизунов // Динамика систем, механизмов и машин : материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф. посвящ. 60-летию ОмГТУ , 12-14 нояб. 2002 г. - Омск, 2002. - Кн.3. - С. 56-59.

7. Лизунов, В. В. Инновационная инфраструктура как основа развития социально-экономических полисистем / В. В. Лизунов, В. В. Карпов, П. И. Горбунов // Динамика систем, механизмов и машин : материалы 6-й Междунар. науч.-техн. конф., посвящ. 65-летию ОмГТУ, 13-15 нояб. 2007 г. - Омск, 2007. - Кн. 4 - С. 45-52.

8. Лизунов, В. В. Историческая роль культурного ландшафта в социокультурной жизни и социальном управлении / В. В. Лизунов // Власть. - 2011. - № 6. - С. 85-88.

9. Лизунов, В. В. Кластеры и кластерные стратегии : монография / В.В. Лизунов, С. Е. Метелев, А. А. Соловьев. - 2-е изд., испр. и доп. - Омск, 2012. - С. 163-169.

10. Лизунов, В. В. Кластеры как эффективная форма развития социально-экономических систем / В. В. Лизунов, В. В. Карпов // Динамика систем, механизмов и машин : материалы VII Междунар. науч.-техн. конф., 10-12 нояб. 2009 г. - Омск, 2009. - Кн.4. - С. 492.

11. Лизунов, В. В. О проблеме социальной дисгармонии в современной России / В. В. Лизунов // Философские науки. - 2011. - Спецвыпуск 2. - С. 70-84.

12. Лизунов, В. В. О роли нравственности и рефлексивного управления в социальном партнерстве и эффективном развитии / В. В. Лизунов // Экономические системы и социальные структуры

: материалы II межвуз. семинара, 3-6 апр. 2009 г. - Омск, 2009. - С. 135-155.

13. Лизунов, В. В. О стратегических направлениях развития Омской области [Электронный ресурс] / В. В. Лизунов // Инновационная система Омской области : состояние, проблемы, перспективы 28 нояб. 2012 г. : докл. на IV регион. науч.-практ. конф. - Омск, 2012. - Режим доступа: http://omskmark.moy.su/publ/economics/marketing/2012_Hzunov_v_v_the_strategic_directюns_of_develop ment_of_the_omsk_regюn/11-1-0-620#t20c. (дата обращения: 01.06.2014)

14. Лизунов, В. В. Роль маршрутов освоения и культурного ландшафта в социокультурной жизни и развитии туризма / В. В. Лизунов // II Манякинские чтения: уникальный туристско-рекреационный потенциал «Московско-Сибирский тракт» («Золотое кольцо Прииртышья») как элемент устойчивого развития региона : материалы Междун. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, преподавателей, теоретиков и практиков, 4-5 апр. 2013 г. - Омск, 2013. - С. 249-255.

15. Лизунов, В. В. Формирование отраслевых образовательных кластеров / В. В. Лизунов // Динамика систем, механизмов и машин : материалы VIII Междунар. науч.-техн. конф., 13-15 нояб. 2012 г. : в 5 кн. - Омск, 2012. - Кн. 4. - С. 292.

16. Марача, В. Г. Исследование мышления в ММК и самоорганизация методолога: семиотические и институциональные предпосылки / В. Г. Марача // Кентавр. 1997. - С. 10-11.

17. Российская Федерация. Распоряжения. Об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение от 8.12.2011 № 2227-р. - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ

18. Российская Федерация. Распоряжения. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 5.07.2010 № 1120-р. - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.

19. Российская Федерация. Указы. О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года [Электронный ресурс] : указ Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93. -Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ

20. Пермиловская, А. Б. Культурный ландшафт Русского Севера как объект наследия в аспекте региональной политики / А. Б. Пермиловская // Власть. - 2011. - № 3. - С. 84-86.

21. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - М. : Международные отношения, 1993.

22. Россия 2020. Главные задачи развития страны. - М. : Европа, 2008. - 60 с.

23. Цихан, Т. В. Кластерная теория экономического развития / Т. В. Цихан // Теория и практика управления. - 2003. - № 5. - С.40.

24. EdwART. Словарь экологических терминов и определений, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.