Научная статья на тему 'От производственных кластеров к социальному партнерству и культурному ландшафту'

От производственных кластеров к социальному партнерству и культурному ландшафту Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От производственных кластеров к социальному партнерству и культурному ландшафту»

Настоящая методика оптимизации связей может быть полезна, прежде всего, в плане классификации и учета влияния триггеров ASMR.

Предполагаемые модель и алгоритмы, вполне работоспособные при доступных вычислительных условиях и возможностях компьютерных классов, в любом учебном заведении.

Описанные метод и алгоритмы для исследования сенсорной реакции (ASMR) в образовательном процессе на современном этапе развития является актуальным и для специалистов других сфер деятельности.

Литература

1. Денисов, Д.П. Вычислительные аспекты построения графов линейной корреляции/ Д.П. Де-нисов//Наука и общество: проблемы современных исследований: Сб. науч. статей / под ред.А.Э. Еремеева. - Омск Изд-во НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия». - 2013. - С.334-339.

2. Денисов, Д.П. Структура электронной анкеты для диагностики ASMR /Д. П. Денисов, В. Е. Огрызков// Вопросы межкультурной коммуникации в лингвистике, международном менеджменте и туризме: материалы VII международной научно-практической

конференции 11 апреля 2014 г.- Омск: Изд-во «Ин. яз.-Омск», - 2014. - С. 69-71.

3. Огрызков, В.Е. Типы и модели персональных компьютеров для студентов гуманитарных (экономических) специальностей/ В.Е.Огрызков, Д.П.Денисов // Сибирский Торгово-экономический журнал. - 2013. - №2 (18). - С. 60-73.

4. Темникова, Е.А.Алгоритмы принятия решений на основе регрессионных моделей /Е. А. Темникова, В. С. Асламова //Современные технологии. Системный анализ. Моделирование.-2014.-№ 1 (41).-С. 97-103.

5. Aravind, Н. A Simple Approach to Clustering in Excel/Aravind H., Rajgopal C.,Soman К P.//lnternational Journal of Computer Applications, Vol. 11 ,№ .7, 2010. -P.19-25.

6. Peake, J. B. Relationships between Student Achievement and Levels ofTechnology Integration by Texas AgriScience Teachers/ Peake J. В., Briers G., Murphy T.// Journal of Southern Agricultural Education Research, Vol. 55, №1, 2005. - P.19-32.

7. Метелев, A.E. Теоретические основы нанотех-нологической биокибернетики: Монография: В 2-х т /А.Е.Метелев, С.Е.Метелев. Омск: Максимум, 2007-Т.2: Биоэнергетическая эффективность и инновационное развитие. - С. 460

ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ К СОЦИАЛЬНОМУ ПАРТНЕРСТВУ И КУЛЬТУРНОМУ ЛАНДШАФТУ

ЛИЗУНОВ в.в.

кандидат экономических наук, доцент, Омский институт (филиал) ФГБ0У ВПО «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова», директор Омского научно-образовательного комплекса (0Н0К), председатель комитета по инновационной деятельности Омской торгово-промышленной палаты (ОмТПП)

1. Особенности развития регионов Сибири.

По мнению ряда экспертов, регионы Сибири в настоящее время представляет собой наглядный пример экономического парадокса: будучи одними из самых мощных регионов страны по величине промышленного и природно-ресурсного потенциала, они занимают одно из последних мест по уровню материального благосостояния населения. Главной их слабостью является огромная диспропорция между большим ресурсным потенциалом экономического развития, с одной стороны, и малонаселенностью, плохо развитой инфраструктурой и перерабатывающей промышленностью, с другой. Что не позволяет эффективно формировать достаточно ёмкие рынки и собственные накопления, необходимые для создания современной экономической инфраструктуры и использования имеющегося природно-ресурсного потенциала для своего социально-экономического развития [26].

Современные исследования пространственного развития экономики регионов направлены на использование эффективных форм кооперации и ин-

теграции, разработку и применение перспективных технологий производства и управления, оптимальное использование и восстановление различных возобновляемых ресурсов и т.д. Такие научные исследования и разработки носят как экономический, так и социологический, экологический, технологический и экономико-географический характер, что объясняется комплексностью территориальной организации производительных сил регионов, необходимостью и актуальностью ценностной оценки и максимального использования внутреннего потенциала каждой территории. Это требует проведения анализа и оценки различных факторов, использование которых позволит повысить динамичность и эффективность социально-экономических региональных процессов [6, 4, 2].

Природно-ресурсный, производственный и кадровый потенциал территории, уровень хозяйственной освоенности, экологическое состояние, исторические предпосылки, менталитет населения, хозяйственная ёмкость и культурная освоенность

ладшафтов и др. рассматриваются как основа для формирования и развития экономических и социальных процессов, партнерских и конкурентных отношений, рыночных и культурных связей, что фактически и определяет будущее развитие региона, муниципальных образований и поселений.

В настоящее время важнейшими задачами для российских регионов является исследование причин резкого различия хозяйственного развития и культурной среды территории, а также выявление условий, при которых в одних регионах формируется высокий экономический и культурный потенциал, а другие становятся очагами экономической деградации, социальной напряженности и культурного регресса. Важнейшей целью регионального управления становится использование особенностей, неоднородности и разнообразия ресурсов территории для решения задач ее гармоничного развития [27, 22, 11, 17, 32].

2. Основные проблемы регионального управления

Радикальная реформа в России, значительно осложненная мировым экономическим кризисом, привела к глубоким изменениям во всех сферах российского общества. Кризис для России является системным и в основном он является кризисом управления.

Продолжение реформ, разработка и реализация антикризисных мер сталкиваются с трудностями методологического характера, проблемами формирования адекватных ценностей и методов, необходимостью разработки эффективных мер на всех уровнях управления.

Практика преобразования сверху планово-директивной экономики в децентрализованную рыночную, а также формирования правового государства и гражданского общества в условиях распада прежней системы управления и связанных с ней институтов, показала необходимость не только глубокой рефлексии динамики социально-экономических процессов, но и формирования совершенно новой управленческой культуры, так же как новой экономической культуры и, в особенности, предпринимательской культуры - связанной с формированием нового сословия.

Отказ от жесткого планового и иерархического принципа руководства экономикой, формирование системы приоритетов и ценностей, адекватной новой федеративной системе, переход от планового централизованного отраслевого управления экономикой к рыночному территориально-отраслевому, требует формирования новых институтов, коренного изменения методов работы, организационных структур, хозяйственных и кооперационных форм, моделей поведения, иного научного, информационного, правового и кадрового обеспечения.

При этом для российских регионов чрезвычайно важным является формирование новой - федеративной и предпринимательской культуры, обеспечивающей сбалансированное развитие территорий снизу (с уровня низовых звеньев и муниципальных образований), что требует взаимодействия всех общественных институтов. Необходимым условием

этого является кардинальное изменение индивидуального и общественного сознания, сформированного в условиях централизованной экономики и унитарного государства, а также формирование соответствующих отношений, механизмов и правил.

Все это накладывает особые требования на инфраструктуры, создаваемые органами управления, предпринимателями, наукой, образованием и общественностью, обеспечивающие необходимые коммуникации и интеллектуальную деятельность, создание и тиражирование новых экономических и культурных образцов.

В работах зарубежных авторов в области экономики и управления вопросы специфики перехода общества и государства от планово-директивной к рыночной экономике практически не рассматривались. А исследования отечественных авторов фрагментарны и противоречивы. Естественно, что этот процесс перехода (или перевода) заключается не только в том, чтобы разрушить централизованную систему и ввести рыночную торговлю и частную собственность.

Очевидно, что в организации этой деятельности (тем более в условиях кризиса) основными принципами должны быть как «догоняющая» модернизация, так и инновационное опережающее развитие. Что крайне актуально и важно для регионов Сибири (имеющих большую энергетическую и транспортную составляющие в цене продукции) при переходе от сырьевой ориентации к современному индустриальному и постиндустриальному производству. Очевидно, что при этом чрезвычайно необходима реализация изначальных идей реформы - повышение производительности труда и реальной заработной платы работников.

В новых условиях, как убедительно показывает опыт, основными целями должны являться [8, 7, 10]:

- формирование «прорывных» стратегий и направлений развития;

- создание инновационной инфраструктуры;

- реструктуризация и оптимизация регионального хозяйства, создание конкурентоспособных производств и форм их эффективной кооперации;

- подготовка высококвалифицированных кадров и

- формирование новой системы приоритетов и гражданских ценностей.

В условиях радикальных изменений в социально-экономической и политической жизни нашей страны крайне актуальным и важным становится приобретение опыта формирования, управления, реорганизации и новых форм кооперации предприятий, способных эффективно работать не только в стабильных условиях рынка, но и в «переходном периоде» - в условиях формирования регулируемой рыночной экономики и гражданского общества.

Поэтому наряду с использованием мирового опыта, необходимо учитывать и отечественный опыт развития науки и промышленности, имеющий свою исторические и социокультурные корни, а также специфику переходной экономики. При этом чрезвычайно важным, наряду с обеспечением преемственности и сохранением положительного опыта, является решение проблем, присущих планово-

директивной экономике, основными причинами которых являлись:

-жесткое государственное регулирование и контроль поведения личности;

- отсутствие свободы предпринимательства, слова и пр.;

- абсолютное преобладание государственной собственности и практически отсутствие частной собственности;

- централизованное государственное планирование всех видов деятельности на всех уровнях управления.

Рыночная экономика имеет большую эффективность, она организована по товарному принципу, функционирует на основе равноправных отношений, правовых норм, свободного предпринимательства и рыночных цен, многообразия форм собственности, однако требует регулирования, поскольку не только социально и экологически не ориентирована, но и подвержена разрушительным кризисам.

Переходная экономика сложнее как администра-тивно-плановой, так и отлаженной рыночной экономик. Она должна обеспечить переход от технологической к товарной организации производства, поэтому содержит элементы обоих видов экономики и требует динамических и сложных методов регулирования и управления переходными процессами.

Очевидно, что основой переходной и регулируемой рыночной экономик являются повышение конкурентоспособности, активизация инновационной деятельности, повышение качества всех производственных и обеспечивающих производство процессов, государственный и общественный контроль в целях обеспечения безопасности процессов развития, развитие эффективных форм социального партнерства.

По мнению нынешнего руководства России, «только сбалансированная территориальная политика позволит обеспечить гармоничное развитие всей страны» [25, с. 24.]

В процессе формирования конкурентоспособной и инновационной экономики в российских регионах необходимо учитывать климатические и географические особенности, существующие (или успешно развивающиеся в прошлом) традиционные хозяйственные уклады, а также наличие инфраструктуры и исторически сложившихся производств, которые могут стать основой социально-производственно-экологических зон перспективного территориального развития.

В разрабатываемом методологическом аппарате этих исследований вводятся понятия «хозяйственной емкости», «рекреационной емкости» и «экологической емкости» ландшафта, а также «культурного ландшафта» территории, структура которых формируется в виде определенной системы социальных, экономических и коммуникативных феноменов [1, 31].

Для осуществления успешной хозяйственной деятельности и формирования культурных связей в регионах чрезвычайно важна коммуникативная структура ландшафтов, которая связывается с двумя основными формами коммуникаций. Первая из

них включает транспортные коммуникации: речные и воздушные пути, сухопутные и железные дороги. Ко второй форме относятся экономические, социальные и культурные межсубъектные связи: информационные коммуникации, связывающие личности, группы, предприятия и организации, социокультурные общности и т.д. Каждая из этих коммуникаций связана с определенными институтами (от лат. institution - обычай, наставление) и системами ценностей, присущими той или иной форме деятельности. При этом институты являются первичными элементами движущих сил общества (материальные, моральные, этические и правовые факторы), рассматриваемые в историческом развитии.

При этом необходимым условием является появление социального партнерства - конструктивного взаимодействия, эффективных решений в межкультурном общении, групповой деятельности, партнерских отношений и кооперации, при которых формируется некоторый «общий язык», общие цели, интересы и ценности. Появляется система активных субъектов (акторов), имеющих социально организованный процесс мышления и определенный менталитет, которые и являются основой для разработки и реализации реальных предпринимательских и культурных проектов, программ перспективного социально-экономического развития поселений и территорий [18, 15, 14].

3. Кластеры и кластерные стратегии

Историко-экономический анализ показывает, что в управлении хозяйством западных стран новые эффективные формы кооперации и кластерные стратегии появились в связи с процессами глобализации и информационно-технологической революции, которая началась в 1970-х годах в США и привела к развитию информационных технологий и формированию глобальной информационной системы. В некоторых странах группы фирм, обладающие признаками кластера, существовали еще 100 лет назад, однако только в настоящее время благодаря интенсивному развитию коммуникационных технологий и методологии стали развиваться гибкие формы сетевой кооперации научных, образовательных и производственных предприятий, обладающие высокой конкурентоспособностью за счет эффективного создания совокупного инновационного продукта.

Примечание. Термин кластер (от англ. cluster -скопление) означает объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Например, кластером является множество результатов поиска, связанных единством темы, или класс родственных элементов статистической совокупности. В информационных технологиях кластер означает единицу хранения данных на гибких и жёстких дисках компьютеров или же группу компьютеров, объединённых высокоскоростными каналами связи и представляющую единый аппаратный ресурс. В астрономии - это группа звёзд, связанных друг с другом силами гравитации или суперструктура, состоящая из нескольких галактик. В химии кластером называют сложное объединение нескольких атомов или молекул,

в физике - коррелированную группу элементарных частиц, в лингвистике - группу близких языков или диалектов, в экономике - группу связанных между собой отраслей.

В соответствии с теорией профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков и др.) и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственного управления, институтов инфраструктуры), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [23, 30].

М. Портер определил, что конкурентоспособность региона или страны следует рассматривать с точки зрения конкурентоспособности не отдельных ее организаций, а именно кластеров - объединений предприятий различных отраслей, способных эффективно использовать внутренние ресурсы.

Начиная с 90-х годов XX столетия во всем мире кластеры как географические концентрации предприятий, извлекающие преимущества функционирования через совместное расположение, кооперацию и конкуренцию, стали играть основную роль в формировании стратегий территориального развития.

Кластерные стратегии пока ещё не получили широкого распространения в российской экономической науке и, тем более, в практике управления и законодательстве, несмотря на то, что в советские годы достаточно активно развивался институт территориально-промышленных комплексов (ТПК). И причина не только в том, что кластерные стратегии существенно отличаются от методов развития планово-директивной российской экономики на основе ТПК.

Развитие кластерных форм кооперации предприятий и их партнеров значительно снижает транс-акционные издержки, приводит к синергетическим эффектам за счет эффективного взаимодействия участников, стандартизации продукции, эффекта масштаба, сохранения внутренней конкуренции, инновационного характера используемых технологий и методов управления.

Поскольку кластеры объединяют наиболее эффективные и взаимосвязанные виды экономической деятельности, они могут обеспечить конкурентные позиции региона на отраслевом, национальном и мировом рынках. Большое значение для формирования и развития кластеров имеет наличие научной и технологической инфраструктур, а также психологическая готовность потенциальных участников к кооперации и передаче знаний, достаточный уровень доверия между ними, что требует развития соответствующей культуры и уровня образования.

Эффективно развивающиеся кластеры, их экономические результаты, наличие научных, производственных и образовательных составляющих, значительно влияет на формирование «человека знающего», уровень компетенций и качество жизни населения, что позволяет региону повышать не только свой технологический, но и научный, а также общий культурный потенциал, формировать эффективные программы социально-экономического развития, усиливать свои конкурентные преимущества.

По М. Портеру главной задачей правительства и органов регионального управления является формирование инновационной инфраструктуры и создание благоприятных условий для развития научного и предпринимательского сообщества, затем его роль должна концентрироваться на устранении ограничений к развитию инноваций.

Очевидно, что такой подход в корне меняет и принципы государственной промышленной политики, особенно в постсоциалистических государствах, поскольку требуется полная перестройка аппарата государственного управления, изменение менталитета местных органов управления, другие срезы информации о состоянии дел в экономике - не по отраслям, а на уровне отдельных рынков и компаний. А такой подход практически не рассматривается как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях.

В настоящее время российские специалисты адаптируют понятия «кластерная политика» к российским специфическим условиям функционирования и развития государственного и муниципального управления, науки и образования, бизнеса и общества. Кластерная политика становится «новым институтом развития» для российского Правительства и руководства регионов.

Для экономики региона кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность региона увеличивается. Как правило, вне кластеров хозяйственное развитие менее эффективно. В кластере же конкурентные преимущества развиваются благодаря системным связям:

- новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют развитие, стимулируя исследования и предоставляя ресурсы для реализации новых стратегий;

- происходит целевой обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков и потребителей, имеющих контакты с различными конкурентами;

- взаимосвязи внутри кластера, часто непредсказуемые, ведут к появлению новых направлений в конкуренции и порождают качественно новые возможности;

- человеческие ресурсы и идеи образуют новые комбинации и результаты, позволяющие кластеру получать инновационную ренту.

Различают три типа кластеров, связанных с особенностями структуры и функционирования:

- региональные структуры с экономической активностью внутри родственных секторов экономики, обычно привязанные к научным учреждениям или вузам (НИИ, университетам и т.д.);

- вертикальные производственные цепочки, в которых последовательные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, «поставщик - производитель - сбытовик - потребитель»), или сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

- отрасли промышленности, имеющие высокий уровень агрегации (например, «химический кла-

стер») или совокупности секторов ещё более высокого уровня агрегации (например, «агропромышленный кластер») [30].

Активно стимулируют процесс развития кластерных стратегий такие формы как «кластерные инициативы» - проекты и программы активных субъектов (предпринимателей и специалистов), разрабатывающих и реализующих программы формирования и развития кластеров.

С их появлением стал развиваться «кластерный консалтинг», то есть предоставление услуг специалистов и экспертов по оценкам, прогнозам и реализации различных этапов кластерных проектов.

В этих условиях крайне необходимым становится «кластерный менеджмент» - преподавание теоретических основ и практическая реализация управления кластерными инициативами.

Важнейшим понятием является «ядро кластера», под которым понимается одно или несколько предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке, способных производить качественную продукцию для нужд большинства предприятий кластера и на экспорт, являющихся лидерами на рынке и способными улучшать конкурентоспособность своей продукции в долгосрочной перспективе [12, 13].

В настоящее время Президентом и Правительством России формируется новый этап государственной социально-экономической политики, основным содержанием которого является инновационное развитие регионов, в первую очередь - создание экономических кластеров как наиболее перспективных форм региональной производственной кооперации, обеспечивающих производство конкурентоспособной на региональных и мировых рынках продукции и эффективное развитие территорий. Формируются соответствующие институты развития федерального и регионального уровней, отрабатываются механизмы отбора и поддержки инвестиционных региональных проектов инновационной и инфраструктурной направленности, определяется порядок их софинансирования и управленческого сопровождения.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривалось создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Кластерная политика указывается и в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [19], в «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» [20], в Перечне поручений Президента РФ от 22.11.2011 № Пр-3484 ГС по итогам заседания президиума Государственного совета РФ от 11 ноября 2011 г., в Четырехстороннем соглашении Минэкономразвития (Минэкономразвития, ВЭБ, АСИ, Деловая Россия) от 21 декабря 2011 г. и т.д.

Следующим этапом государственного регулирования, поддержки и успешной реализации кластерной политики в России должно быть принятие соответствующего федерального и регионального законодательства.

4. Предпосылки создания кластеров и стратегия Омской области

Подробно кластеры как эффективная форма развития социально-экономических систем были рассмотрены нами в 2009 году на секции «Социальные системы» VII Международной конференции «Динамика систем, механизмов и машин» [13, с. 39-56.].

В 2010 г. нами подготовлена и опубликована коллективная монография «Кластеры и кластерные стратегии», в 2012 году вышло её второе издание, исправленное и дополненное[12].

Предпосылки создания научно-производствен-ных кластеров в Омской области анализировались омскими специалистами, начиная с 1990-х годов. В 1995 году коллективом авторов была разработана и утверждена постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 9 марта 1995 года № 124-п региональная программа развития медицинского приборостроения «Медприбор». Она была сформирована по результатам регионального совещания разработчиков, изготовителей и пользователей медицинской техники, проведенного в Экономическом комитете администрации области (отделом развития производительных сил, науки и экологии), на котором обсуждались имеющиеся в Омске научная и техническая база, ряд уникальных идей, изобретений и разработок, достижений клинической медицины, в том числе - эффективное использование биофизических методов воздействия различных энергий на ткани и органы человека. Программа была направлена на формирование научно-технической и инвестиционно-производственной системы, «основанной на творческой инициативе и предприимчивости в сочетании с государственным регулированием, как составной части инновационной экономики региона» [12, с.186-189].

Этот опыт был использован при создании регионального центра «Омск-инжиниринг» в рамках программы развития инжиниринговой сети (научно-технических нововведений) России, а также региональной программы создания нефте-газопромыслового оборудования, в дальнейшем реорганизованной в Межрегиональную программу «СибВПКнефтегаз», а затем - «Сибирское машиностроение».

Основной особенностью этих программ является то, что они вовсе не являются целевыми программами в том смысле, который установлен Законом Омской области об областных целевых программах, то есть - перечнем мероприятий, согласованных по исполнителям, ресурсам и срокам выполнения. Они представляют собой научно-техническую и инвестиционно-производственную систему с системным оператором, управляющим деятельностью такой системы.

В 2000-2005 гг. в результате проведения в г. Омске транспортного форума «ТрансСибВуз-2000» на базе Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) после выполнения ряда маркетинговых и научно-технических исследований общественными научными организациями совместно со специалистами Правительства Омской области была разработана Концепция Омской модели инновационно-индустриального стратегического разви-

тия Сибири на основе межгосударственного сотрудничества, шифр «Омский Локомотив» [3].

Основой Концепции является диверсификация предприятий Омского оборонно-промышленного комплекса в интересах развития транспорта, аграрного машиностроения, ЖКХ и других отраслей за счет создания инновационных образовательно-отраслевых комплексов. Концепция прошла федеральную экспертизу, в том числе в Госдуме, в Совете Федерации и Правительстве РФ, постоянно модернизировалась под различные инвестиционные источники, включая федеральные целевые программы. В 2005 году она вышла победителем в конкурсе Минэкономразвития России, на основании чего был создан «Омский региональный бизнес-инкубатор», открытый в октябре 2006 г.

После проведения экспертизы Концепции в Федеральном Агентстве по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и посещения г. Омска в ноябре 2006 года руководством РосОЭЗ, было сделано предложение Омскому региону стать пилотной территорией по созданию Промышленно-инновационного парка как базы для создания Омской особой экономической зоны в виде системы отраслевых кластеров, на основе наличия в регионе крупного многоотраслевого инженерного и промышленного потенциала, достигнутых результатов в темпах строительства жилья, выгодного географического положения для формирования мультимо-дальных транспортных коридоров, а также центров инновационного обучения и трансфера технологий [3, с. 156-164; 12, с. 163-169].

При научном руководстве д.э.н. В.В. Карпова были защищены кандидатские диссертации C.B. Евсеенко (2004 г.) и Л.Р. Хайрулиной (2006 г.). C.B. Евсеенко был предложен кластерный подход к формированию отраслевой промышленной политики, увязывающий интересы машиностроительного комплекса с социально-экономическим развитием территории средствами взаимосвязанных и взаимообусловленных концепций, программ развития и планов действий [5].

В работах Л.Р. Хайрулиной рассматривались комплексные подходы к формированию региональных кластеров химической и нефтехимической промышленности, проведен анализ состояния химической и нефтехимической промышленности России, анализ конкурентоспособности потенциального кластера химической и нефтехимической промышленности Омской области, на основе чего выявлены общие черты и потенциал исследуемых предприятий, разработаны методические подходы к формированию кластеров химической и нефтехимической промышленности [28, 29].

Экспертами неоднократно отмечалось, что в Омской области исторически сложились крупные территориальные производственные машиностроительный и нефтехимический, а также пищевой и перерабатывающий комплексы, имеющие отдельные признаки кластеров.

С 2010 года крупным холдингом - группой кампаний «Титан» - в регионе стал развиваться мультикла-стерный проект ПАРК - «Промышленно-аграрные региональные кластеры». Оператором проекта на

федеральном уровне стало Некоммерческое партнерство «Центр инноваций» (г. Москва), оператором проекта в Омской области - ЗАО «Группа компаний «Титан». Структура ПАРКа предусматривала объединение 4-х кластеров: агропромышленного, нефтехимического, кремниевого и лесопромышленного, которые тесно взаимосвязаны и обеспечивают друг друга необходимыми для работы сырьем и продукцией [24].

В «Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года», утвержденной Губернатором Омской области в июне 2013 г., к сильным сторонам Омской области отнесены [21]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- благоприятный портфель кластеров;

-значительный ресурсный потенциал: кадровый,

природный,инвестиционный;

- относительно невысокий уровень заработной платы;

- наличие города - «миллионника», в котором сконцентрирована основная часть населения;

- развитый научно-образовательный комплекс;

- современная бизнес- и производственная инфраструктура;

- выгодное географическое расположение в центре Российской Федерации на пересечении транспортных коридоров;

- промышленное освоение природных ресурсов севера Омской области;

- благоприятные климатические условия для выращивания основных сельскохозяйственных культур.

К возможностям развития Омской области от-носены:

- развитие кластера нефтепереработки и нефтехимии, агропищевого и лесопромышленного кластеров (производство продуктов с высокой добавленной стоимостью);

- развитие контрактного производства высокотехнологичных компонентов и систем;

- использование потенциала быстрорастущих рынков Центральной Азии (прежде всего, Республики Казахстан и Республики Узбекистан) для увеличения экспорта продукции омских компаний;

- рост инвестиционной привлекательности Омской области, привлечение стратегических инвесторов в экономику и социальную сферу;

- реализация транзитного потенциала Омской области, создание транспортно-логистического кластера;

- развитие сектора услуг.

Реализацию разрабатываемой Стратегии 2025 планируется осуществлять в 3 этапа. Для каждого этапа определены основные «точки роста», развитие которых обеспечит наибольший темп социально-экономического развития Омской области. Также для каждого этапа развития обозначены основные направления, которые должны быть в центре внимания Правительства Омской области на данном временном горизонте.

Этапы реализации Стратегии 2025:

- этап № 1. Становление ключевых секторов и кластеров (2013 -2015 годы);

- этап № 2. Омская область - промышленный центр юга Западной Сибири (2015 - 2020 годы);

- этап № 3. Омская область - Центр культуры и

«ворота в Азию», «Сибирский лидер роста» (2020 -2025 годы).

Первый этап характеризуется усилением позиций по тем кластерам, которые уже достаточно развиты в Омской области, соответственно их стимулирование и поддержка дадут наибольший эффект в среднесрочной перспективе. Также в этот период будут устранены ключевые «узкие места» экономики Омской области, прежде всего - низкий уровень развития производственной инфраструктуры.

Основными «точками роста» на первом этапе станут:

- наиболее развитый кластер нефтепереработки и сложившаяся база для развития кластера нефтехимии;

- наиболее развитый агропищевой кластер;

- потенциально перспективный кластер высокотехнологичных компонентов и систем, формирующийся на базе машиностроительных и приборостроительных производств;

- потенциально перспективный лесопромышленный кластер на основе сложившейся в Омской области сырьевой базы.

Чтобы получить значительный эффект уже в среднесрочной перспективе, органы исполнительной власти Омской области должны будут сконцентрироваться на создании максимально благоприятных условий для привлечения инвестиций и реализации потенциала ключевых кластеров.

Этап Л/о 2. Омская область - промышленный центр юга Западной Сибири (2015 - 2020 годы) предусматривает ускоренное развитие уже существующих в Омской области кластеров, что позволит создать базу для появления новых направлений, которые обеспечат стабильный рост и диверсификацию экономики Омской области.

Основными «точками роста» на втором этапе станут:

- сектор среднетоннажной нефтехимии с развитым сегментом производства конечных изделий;

- развивающийся лесопромышленный кластер, обеспечивающий рабочими местами жителей северных районов Омской области;

- межрегиональный транспортно-логистический центр, объединяющий ключевые транспортные коридоры;

- развитая городская инфраструктура, обеспечивающая высокое качество жизни населения Омской области. В г. Омске возникнет новая перспективная «точка роста»: межрегиональный медицинский центр, обслуживающий как пациентов из Омской области, так и пациентов из других субъектов Сибирского федерального округа и стран Центральной Азии.

Этап № 3. Омская область - Центр культуры и «ворота в Азию», «Сибирский лидер роста» (2020 -2025 годы) предусматривает диверсификацию экономики Омской области в высокотехнологичные направления производства.

Расширятся торговые отношения со странами СНГ и дальнего зарубежья. Омская область будет развиваться как культурный центр Сибири, это направление усилится мерами по реализации туристско-рекреационного потенциала: развитием

туристической инфраструктуры, популяризацией туристических маршрутов и продвижением Омской области на туристических рынках.

Ведущие организации ключевых кластеров будут производить продукцию с высокими конкурентными качествами, что позволит максимизировать экспортную составляющую. Развитие инновационных технологий позволит не только повысить производительность и конкурентоспособность продукции организаций кластеров, но и сделать производства более экологичными и менее энергоемкими.

Основными «точками роста» на третьем этапе станут:

- развитые инновационные отрасли - биотехнологии в сельском хозяйстве, новые направления кластера высокотехнологичных компонентов и систем;

- развитый сектор межрегиональной и международной торговли и логистики;

- город Омск - важный культурный и туристический центр Сибири, привлекательный для проживания и способствующий притоку инвестиций и экономическому росту Омской области;

- сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности.

Наличие развитой экономической базы позволит органам исполнительной власти Омской области сфокусироваться непосредственно на повышении качества жизни в Омской области [21].

5. Необходимость и опыт социального партнерства

Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года (Стратегия 2025) была разработана дочерней консалтинговой компанией Сбербанка Strategy Partners Group, имеющей большой опыт работы над стратегиями развития регионов, в соответствии с соглашением о сотрудничестве, подписанным Губернатором Омской области В.И. Назаровым и президентом Сбербанка России Г.О. Грефом. В разработке широко использовались данные государственной статистики, а также материал, представленный Министерством экономики Омской области и различными группами омских специалистов. Сам текст Стратегии 2025 дважды обсуждался с участием приглашенных общественных экспертов на «стратегических сессиях», проведенных Правительством Омской области в региональном Конгресс-холле: в конце мая и в начале декабря 2013 г.

Выводы экспертов и участников сессий однозначны - необходимо широкое участие омских специалистов, научной, инженерной и предпринимательской общественности, социологов и политологов в разработке конкретных программ и проектов в целях конкретизации и реализации Стратегии 2025. Губернатор Омской области В.И. Назаров в своей заключительной речи на стратегической сессии 7 декабря 2013 года призвал омскую общественность создавать постоянно действующие рабочие группы по разработке и реализации стратегических направлений развития области.

Об этом же неоднократно говорилось на ряде омских научных конференциях и круглых столах в

последние годы: перед нами остро стоит вопрос о переходе российского общества в новое качество, в котором три главные силы развития - власть, народ и бизнес, вступят, наконец, в полноценное и полномасштабное социальное партнерство [16].

Актуальной и эффективной формой социального партнерства является согласование интересов, разработка стратегических концепций и планов социально-экономического развития территорий, которые стали необходимыми для многих городов и регионов мира вследствие значительных изменений условий хозяйственного освоения планеты.

Особую значимость социальное партнерство и стратегии развития приобрели для России в современных социально-экономических и геополитических условиях, поскольку только на этой основе органы управления и общественность смогут не просто выработать антикризисные меры, но и определить (с учетом потребностей населения, заинтересованных сторон и стратегических партнеров) судьбу своей территории в долгосрочной перспективе.

Вопросы стратегического планирования и управления для человечества оказались тесно связанными с проблемами устойчивого развития регионов и цивилизации в целом. Рассмотренные мировым сообществом на конференциях ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 и 1997 гг., на Всемирном саммите в Йоханнесбурге в сентябре 2002 г., на форуме «Рио + 20» в 2012 г. они предполагают сбалансированное развитие трех составляющих: природы, общества и экономики.

Необходимо рассматривать экономические, социальные и экологические аспекты,которые требуют системного подхода для устранения неравномер-ностей и диспропорций в развитии, которые ведут к обострению кризисных ситуаций.

В г. Омске в период с 1999 по 2002 гг. по инициативе Омского Дома ученых творческой группой специалистов была разработана «Концепция стратегического развития г. Омска», в которой был учтен опыт создания стратегических планов и концепций ряда российских городов: Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга, Тольятти, Череповца, программы «Евроград-21» и других регионов.

Концепция завершает более чем десятилетний отрезок в истории города Омска, связанный с попытками городского сообщества самоопределиться в выборе долгосрочной стратегии. В 1999 г. были выделены три стратегии развития города: инерционный, промышленного развития, многофункциональный. В том же году проект Концепции был рассмотрен на общегородской конференции с участием представителей других городов и регионов, Евросоюза, Государственной Думы и федеральных министерств и получил одобрение и поддержку.

В 1998-1999 гг. создаются специальные структуры: тематические комиссии, экспертный совет, проектно-аналитическая группа с участием представителей вузов, научных организаций, органов муниципального и регионального управления, промышленных предприятий и сферы бизнеса, которые занимаются подготовкой и анализом отраслевых материалов.

Было сформировано 13 тематических комиссий, в работе которых приняло участие более 300 человек. В декабре 2002 г. окончательный вариант Концепции был представлен общественности и рассмотрен на конференции в Администрации Омской области.

В нем излагаются основные методологические и системные принципы Концепции, проводится анализ современного состояния и перспектив развития Омска, формулируется Миссия города «Омск -ведущий многоотраслевой, деловой и культурный центр Сибири», приводятся рекомендации по реализации Концепции.

Были проведены общественные слушания, учтены замечания и дополнения специалистов органов управления и различных организаций. Концепция служит основой для формирования системы стратегического управления города Омска, разработки Стратегического плана, а также - Генерального плана развития города. Положительный результат в этих процессах достигается только при тесном сотрудничестве основных субъектов - стратегических партнеров: органов управления, бизнеса, промышленности, науки, образования и населения.

В это время (2002-2004 гг.) Омск был признан одним из лидеров стратегического планирования в России. Работа проводилась с участием представителей департаментов администрации г. Омска и комитетов Администрации Омской области, с учетом замечаний и предложений населения, служб и организаций.

Был сделан вывод: город должен быть корпорацией, объединяющей всех горожан для гуманитарного, экологического и экономически сбалансированного развития территории. При формировании и реализации стратегии развития города выявляются различные ресурсы, моделируются варианты городского развития, определяются «точки роста» и «черные дыры» в экономике и социальной сфере, обеспечивается взаимодействие субъектов городского сообщества, формируются механизмы организации населения.

В процессе разработки Концепции были выработаны следующие группы принципов в деятельности Системы стратегического развития города:

I. Принципы социального партнерства:

Гоажданское согласие и мотивация населения. Предусматривает широкое предоставление объективной информации горожанам о содержании Концепции и ходе работ по ее реализации, обсуждение и общественная экспертиза.

Баланс интересов, стратегическое партнерство. Нацеливает на согласование позиций и действий стратегических партнеров и участников процессов, определяющих развитие города (включая социальные группы, общественные объединения, различные уровни управления и т.д.).

Легитимность. Ориентация законотворчества города и области на представленные в документе перспективы развития Омска и поддержку населения.

Ответственность. Предполагает создание процедуры распределения ответственности за исполнение положений документа между органами местного самоуправления, стратегическими партнерами и конкретными исполнителями.

И. Принципы управления развитием:

Целенаправленность. Все положения Концепции увязываются с целями, задачами, Миссией города и направлены на их реализацию.

Комплексность. Учитываются принципы и механизмы, по которым важнейшие функции и структурные элементы города связаны между собой.

Иерархичность. Город рассматривается как целостность, встроенная в Субъект Федерации, регион, федеральный округ, страну и мировое сообщество. Одновременно Омск представляется иерархической системой, где протекают организационные и управляющие взаимодействия вертикального и горизонтального характера.

Многофункциональность и многовариантность. Город Омск представляет собой многофункциональную систему, в которой разные функции подсистем имеют различные веса, которые меняются с течением времени.

Адаптивность и минимизация рисков. Учет возможности изменения внутренней и внешней среды. Стратегия развития города должна повысить адаптивные свойства городских систем. Проведение оценки различных потерь, которые могут возникнуть в процессе реализации Концепции.

Превентивность. Предусмотрение мероприятий, нацеленных на предотвращение негативных процессов и угроз.

Мониторинг. Постоянный контроль реализации и корректировка разработанных в Концепции положений.

III. Принципы саморазвития города:

Интеграция и аккумуляция потенциала развития. В Концепцию закладываются механизмы привлечения внутренних и внешних по отношению к городу ресурсов, их концентрация на решении приоритетных задач (партнерство, инновационный и коммуникативный потенциал и т.п.).

Мотивация и стимулирование. Применяются виды деятельности, обеспечивающие формирование и использование в качестве ресурса различных проявлений инициативы физических, юридических лиц и органов управления.

Перманентный успех. При реализации Концепции поэтапно включаются быстро и эффективно выполняемые мероприятия, которые показывают реальность претворения в жизнь планов стратегического развития. Эти мероприятия необходимо широко пропагандировать в СМИ.

Ориентация на человека и семью. Точкой приложения ряда проектов стратегического развития города должна выступить семья как базовая ячейка общества, выполняющая многочисленные функции. При этом следует учитывать демографические факторы и социологическую информацию.

В разработанных и изложенных в Концепции сценариях будущее Омска представляется как развитие постиндустриального города с высокоразвитой экономикой, современными отраслями промышленности, обновленной инфраструктурой и эффективной системой жизнеобеспечения,реконструированным историческим центром, с представительствами международных фирм и конгресс-холлами.

Развитие Омска как крупного сельскохозяйственного, промышленного, информационного центра и мультимодального транспортно-торгового узла подразумевает:

1. Использование мощногопотенциалаоборонно-промышленного комплекса.

2. Производство перспективной продукции радио- и приборостроения, авиационных, железнодорожных, водных и космических транспортных средств.

3. Эффективная поддержка Транссибирской магистрали как современного трансконтинентального международного транспортного коридора с мери-дианальными ответвлениями для освоения богатств Сибири.

4. Обеспечение взаимодействия Севера и Юга (северные регионы Сибири и Центральная Азия).

5. Расширение взаимодействий между городом и районами области.

6. Развитие производства и переработки сельхозпродукции.

7. Обеспечение техникой агропромышленного комплекса и отраслей по добыче полезных ископаемых, а также их глубокой переработкой в г. Омске и Омской области (в том числе циркон-титановых песков).

8. Развитие Омского Севера.

При работе над Концепцией стратегического развития города Омска был исследован и учтён ряд тревожных системных факторов:

- продолжение системного социально-экономического кризиса, недостаток квалифицированных кадров, владеющих ситуацией и успешно работающих в условиях переходного периода;

- усиление социального расслоения, превышение социально приемлемых показателей и допустимых пределов безопасности;

- деформация гуманитарного мировоззрения и культуры, частое пренебрежение общечеловеческими ценностями, кризис мотивации к труду значительной части трудоспособного населения;

- негативные тенденции в структуре экономики, образе жизни людей, в деятельности СМИ, институтов жизнеобеспечения и воспроизводства социума;

- недостаток стратегических инициатив и комплексных долгосрочных программ, отток капитала за пределы территории и в теневой сектор экономики;

- недофинансирование основного стратегического ресурса - науки, вымывание наукоёмких технологий, «утечка мозгов» в другие отрасли, области и за рубеж.

Плохо идёт процесс осознания омским сообществом известного принципа: регион, не занимающийся системными вопросами своего стратегического развития, лишается собственных перспектив и становится объектом «колониальной» экспансии со стороны центра и других, более активных городов и регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Износ городской инфраструктуры, систем жизнеобеспечения, а также крупные перспективные предпринимательские проекты требуют разработки новых инвестиционно привлекательных схем, которые в соответствии с Концепцией стратегического

развития города должны объединяться в комплексные межотраслевые долгосрочные программы, обеспечивающие сбалансированное социально-экономическое развитие территорий.

В разработанных и изложенных в Концепции сценариях будущее Омска представляется как развитие постиндустриального города с высокоразвитой экономикой, современными отраслями промышленности, обновленной инфраструктурой и эффективной системой жизнеобеспечения, реконструированным историческим центром, с представительствами международных фирм и конгресс-холлами.

Значительное место в развитии Омска сыграет его роль как крупного информационного центра и мультимодального транспортно-торгового узла. С использованием мощного потенциала своего оборонно-промышленного комплекса он сможет производить перспективную продукцию радиоприборостроения, авиационные, железнодорожные, водные и космические транспортные средства, эффективно поддерживать Транссибирскую магистраль как современный трансконтинентальный международный транспортный коридор с меридиональными ответвлениями для освоения богатств Сибири, а также обеспечивать взаимодействие Севера и Юга (северные регионы Сибири и Центральную Азию).

Будущее города также связано с расширением взаимодействий между городом и районами области, развитием производства и переработки сельхозпродукции, обеспечением техникой агропромышленного комплекса и отраслей по добыче полезных ископаемых, а также их глубокой переработкой в г. Омске и Омской области (в том числе циркон-титановых песков), развитием Омского Севера.

Чрезвычайно привлекательным не только для омичей, но и для мирового сообщества является проект развития Омска не только как промышленного, но и как духовного, научного, образовательного и культурного центра Сибири, для чего имеются все реальные основания, исторические корни и стратегические перспективы.

Материалы Стратегии города Омска размещены на сайте города и общедоступны для изучения [9].

6. Проект создания пилотной сбалансированной производственно-экологической зоны нового типа

С учетом необходимости сбалансированного пространственного развития территорий с учетом природно-ресурсного, производственного и кадрового потенциала, уровня хозяйственной освоенности, экологического состояния, исторических предпосылок, менталитета населения, хозяйственной ёмкости и культурной освоенности ландшафтов, нами разработан Проект создания пилотной сбалансированной производственно-экологической зоны (ПЭЗ) нового типа (XXI века) на территории города Омска.

Этот проект рассматривается как реализация Концепции стратегического развитию города Омска и Стратегии 2025 Омской области с широким привлечением общественности, который рассматривается как концептуальная схема сбалансированного развития производственно-экологических территорий с оптимальной транспортной инфраструктурой

на базе реструктурирования существующих крупных промышленных зон предприятий (в том числе - оборонных), экологических объектов, жилых микрорайонов и пустырей, создания эффективных транспортно-логистических систем и рекреационно-экологических зон.

Цель проекта: разработка Концепции создания пилотной сбалансированной производственно-экологической зоны (ПЭЗ) нового типа (XXI века) на территории Ленинского административного округа (ЛАО) города Омска с учётом кластерной реструктуризации ОАО «ПО Иртыш», ОАО «КБТМ», НИИ ТКД, жилых микрорайонов, экологических объектов и пустырей, создания эффективных тран-спортно-логистических систем и рекреационно-экологических зон.

Эта цель достигается решением следующих задач:

1. Поиск, отбор и анализ имеющихся градостроительных архитектурно-планировочных, экологических, транспортных и других информационных материалов по объектам на территории выделенной производственно-экологической зоны.

2. Проведение необходимых комплексных обследований на местности с целью оформления заключений о состоянии и ресурсных возможностях различных участков территории.

3. Разработка комплексной Концепции создания пилотной производственно-экологической зоны нового типа (XXI века) на территории ЛАО города Омска (промышленных зон НИИ ТКД, ОАО «ПО Иртыш», ОАО «КБТМ», жилых микрорайонов, экологических объектов и пустырей) с проектами рекреационно-экологических зон.

Основные этапы проекта:

Этап 1. Поиск, отбор и анализ имеющихся градостроительных архитектурно-планировочных, экологических, транспортных и других информационных материалов по объектам на территории, выделенной жилой и производственно-экологической зоны.

Этап 2. Создание рабочих групп, разработка заданий и проведение необходимых специализированных и комплексных обследований на местности с целью оформления заключений о состоянии и ресурсных возможностях различных объектов и участков территории.

Этап 3. Привлечение необходимых специалистов и разработка материалов комплексной Концепции создания пилотной производственно-экологической зоны нового типа (XXI века) на территории ЛАО города Омска с проектами рекреационно-экологических зон (включая ручей Чередовый) с использованием инновационных транспортных систем и развязок.

Этап 4. Составление итогового отчёта, презентация и публичное обсуждение комплексной Концепции создания пилотной производственно-экологической зоны нового типа.

Этап 5. Подведение итогов общественных обсуждений и разработка рекомендаций по реализации проекта.

Исполнители Проекта:

Исполнителями и участниками работ по проекту являются специалисты и волонтёры - члены Омского регионального отделения Российской инженерной

академии (ОмО РИА), члены Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), члены Омского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП), члены экологического клуба «Луч», учащиеся и сотрудники Омского филиала Российского государственного производственно-педагогического университета (РГППУ), учащиеся и преподаватели гимназии №147, члены Экологического клуба при гимназии, активисты КТОСов, работники промышленных предприятий, специалисты Правительства Омской области, Администрации города Омска и Ленинского административного округа, преподаватели и студенты омских вузов [16].

Литература:

1. Арманд, Д. Л. Наука о ландшафте/Д. Л. Арманд. -М.: Мысль, 1975.

2. Головков, А.Н. Пространственное развитие как экономическая категория / А.Н. Головков//Управление экономическими системами. - 2011. - №2.

3. URL - http://www.uecs.ru/marketing/item/325-2011-03-25-11-33-26.

4. Горбунов, П.И. Концепция «Омский Локомотив» и инновационное развитие региона/П.И. Горбунов, В.В. Лизунов// Развитие регионального маркетинга: от формирования имиджа территории к росту экономического потенциала. Материалы межрегион, научно-практич. конф-ции (7 июня 2006 г.). - Омск: Правительство Омской области, 2006. - С. 156-164.

5. Гранберг, А.Г. О программе фундаментальных исследований пространственного развития России / А.Г. Гранберг // Регион: экономика и социология. -2009. - №2.-С. 166-178.

6. Евсеенко, C.B. Организационно-экономические механизмы формиро-вания отраслевой промышленной политики (на примере машиностроительного комплекса Омской области) / C.B. Евсеенко. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Омск: ОмГТУ, 2004.

7. Зубаревич, Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. 3-е изд./ Н.В. Зубаревич,- М: ЛКИ, 2007. -264 с.

8. Карпов, В.В. О динамике социально-экономических полисистем и инновационной инфраструктуре / В.В. Карпов, В.В. Лизунов // Мат-лы V Междунар. научно-технич.конференции «Динамика систем, механизмов и машин» (16-18 ноября 2004 г.). Книга 4. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. - С. 20-30.

9. Карпов, В.В. Полисистемные задачи Омской региональной организации ВЭО России и регионального многодисциплинарного семинара / В.В. Карпов, В.В. Лизунов // Мат-лы 4-й Междунар. научно-практич. конференции «Динамика систем, механизмов и машин», посвященной 60-летию ОмГТУ (12-14 ноября 2002 г.). Книга 3. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. - С. 56-59.

10. Концепция стратегического развития города Омска / Под ред. A.A. Колоколова. - Омск: Администрация города Омска, 2002. - 100 с. URL - http:// www.admomsk.ru/web/guest/progress/socioeconomic.

11. Лизунов В.В., Карпов В.В., Горбунов П.И. Инновационная инфраструктура как основа развития социально-экономических полисистем / В.В. Лизу-

нов, В.В. Карпов, П.И. Горбунов//Динамика систем, механизмов и машин. Материалы 6-й Международной научно-технической конференции, посвященной 65-летию ОмГТУ (13-15 ноября 2007 г.). - Книга 4. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - С. 45-52.].

12. Лизунов В.В. Историческая роль культурного ландшафта в социокультурной жизни и социальном управлении // Власть. 2011. - №6. - С. 85-88.

13. Лизунов, В.В. Кластеры и кластерные стратегии. Монография / В.В. Лизунов, С.Е. Метелев,

A.A. Соловьев. Издание 2-е исправл. и дополн. -Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012.-280 с. -С. 163-169.

14. Лизунов, В.В. Кластеры как эффективная форма развития социально-экономических систем /

B.В. Лизунов, В.В. Карпов // Динамика систем, механизмов и машин: Материалы VII Междунар. научно-технич. конф-ции (10-12 ноября 2009 г.). -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - Кн.4. - 492 с.

15. Лизунов, В.В. О проблеме социальной дисгармонии в современной России / В.В. Лизунов // Философские науки. - 2011. - Спецвыпуск 2. - С. 70-84.

16. Лизунов, В.В. О роли нравственности и рефлексивного управления в социальном партнерстве и эффективном развитии / В.В. Лизунов // Экономические системы и социальные структуры: Мат-лы II межвузовского семинара (3-6 апреля 2009 г.). - Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2009. - С. 135-155.

17. Лизунов, В.В. О стратегических направлениях развития Омской области / В.В. Лизунов // Доклад на IV региональной научно-практической конференции «Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» (28 ноября 2012 г.) Омский научный центр СО РАН. URL-

18. http://omskmark.moy.su/publ/economics/marketing/ 2012_lizunov_v_v_the_strategic_directions_of_ development_of_the_omsk_region/11 -1 -0-620#t20c;

19. URL - http://thoughtring.com/ViewForm.aspx?id= ac74e5ea-d6bd-449b-946a-8d2570346959.

20. Лизунов, B.B. Роль маршрутов освоения и культурного ландшафта в социокультурной жизни и развитии туризма/ В.В. Лизунов//II Манякинские чтения: уникальный туристско-рекреационный потенциал «Московско-Сибирский тракт» («Золотое кольцо Прииртышья») как элемент устойчивого развития региона. Мат-лы междунар. научно-практич. конф-ции студентов, аспирантов, преподавателей, теоретиков и практиков (4-5 апреля 2013 г.). - Омск: Издатель ИП Пермяков С.А. - 2013. - 600 с. - С. 249-255.

21. Марача, В.Г. Исследование мышления в ММК и самоорганизация методолога: семиотические и институциональные предпосылки / В.Г. Марача// Кентавр, 1997. - С. 10-11.

22. Об утверждении «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Распоряжение Правительства РФ от 8.12.2011 № 2227-р.

23. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 5.07.2010 №1120-р.

24. О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года // Указ Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93.

25. Пермиловская А.Б. Культурный ландшафт Русского Севера как объект наследия в аспекте региональной политики / А.Б. Пермиловская // Власть. 2011. - № 3. - С.84-86.

26. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - М.: Междуна-родные отношения, 1993.

27. Проект ПАРК - Промышленно-аграрные региональные кластеры // Элемент 22. Спецвыпуск, июль-август 2011 г. - Омск: Титан, 2011. - 16 с.

28. URL - http://www.titan-omsk.ru/park_project.html.

29. Россия 2020. Главные задачи развития страны. -М.: Европа, 2008. - 60 с.

30. Соколов С.Н. Пространственно-временная организация производи-тельных сил регионов Азиатской России / С.Н. Соколов. Дисс.докт.геогр.н., -Нижневартовск: Нижневарт. гос. гуманит. ун-т., 2009.-393 с.

31. Федоров, Р.Ю. Морфология культурного ландшафта региона/Р.Ю. Федоров//Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): в 5 т. Т. 4. - М.: Современные тетради, 2005. - С. 648-649.

32. Хайрулина, Л.Р. Формирование конкурентоспособных кластеров в химической и нефтехимической промышленности / Л.Р. Хайрулина // Диссертация на соискание ученой степени канд. эконом, наук. Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность). - Омск, 2007.

33. Хайрулина, Л.Р. Взаимосвязь кластеров и социально-экономического развития регионов/Л.Р. Хайрулина. -Омский научный вестник, 2006. - № 8 (45). -С. 85-86.

34. Цихан, Т.В. Кластерная теория экономического развития / Т.В. Цихан // Теория и практика управления. -2003. - № 5.

35. EdwART. Словарь экологических терминов и определений, 2010.

36. Lizunov V.V. The role of route development and cultural landscape in social and cultural life and in the development of tourism // Czlowiek, áwiat, Polityka (Warszawa). - № 4/5, 2012-2013,- S.111-115. URL-http://wssmia.edu.pl/wp-content/uploads/2011/09/czlo-swiat-pol-4.pdf

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ВУЗА АБИТУРИЕНТАМИ

ШАРИПОВА H.A.,

магистрант, Омский институт (филиал) ФГБ0УВП0 «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Ключевые слова: рейтинг, рейтинг вузов, социальные сети, интернет-форумы, поведение потребителей образовательных услуг, опрос, мнение абитуриентов

В последние годы в сфере образования все чаще звучит слово «рейтинг», которое становится головной болью для многих ВУЗов, актуальным материалом для журналистов и рекламодателей, способом «зарабатывать на хлеб насущный» для служб и агентств, претендующих на ранжирование учебных заведений, информацией к размышлению для надзорных, контролирующих служб. Предполагается, что эти рейтинги должны помогать абитуриентам, родителям и работодателям. Но уже сегодня различные ранжирования и оценки являются инструментом конкуренции, поскольку определяют фаворитов и: аутсайдеров. Недостоверные рейтинги приводят к тому, что некоторые вузы обращаются в суды арбитражные и общей юрисдикции по поводу нанесения ущерба их деловой репутации.

Рейтинг - понятие, характеризующее соотносительные значимость, место, вес, позицию данного объекта по сравнению с другими объектами этого класса (типа). А. П.Вардомацкий

Цели рейтинга могут быть:

- предоставление информации для принятия решений (абитуриентам и их родителям, политикам, фондам, работодателям, международным организациям);

- способствование развитию конкуренции высших учебных заведений;

- стимулирование по созданию и развитию центров обеспечения качества внутри вузов.

Рейтинги очень часто разрабатываются и используются в реалиях недобросовестной конкуренции или дезинформации. Допускается все: случайность или недостоверность информации, ее отсутствие вообще, не репрезентативность, недобросовестность, элементарная безграмотность, подтасовка, выдумки.

Достоверные рейтинги требуют значительных организационныхусилий, времени, денег, информации, широкого привлечения множества экспертов и респондентов, профессионализации, ответственности, то есть - разработать критерии, организовать и собрать информацию, свести и сосчитать - это огромная работа. Поэтому большинство российских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.