ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Реформы и инновации: эффективность и безопасность
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ РОССИИ
УДК 338
В.В. Карпов, В.В. Лизунов
Омский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета
В статье рассмотрены основные положения инновационного законодательства, инновационные программы и мероприятия на региональном уровне.
Ключевые слова: инновационная деятельность, законодательство, инновационный потенциал, инновационная политика, инновационная инфраструктура.
1. инновационное законодательство
На очередном этапе мирового системного кризиса в российском обществе в связи с ростом самосознания укрепляется понимание, что будущее России - северной и протяженной страны, имеющей значительные энергетическую и транспортную составляющие в цене продукции, лежит в инновационном развитии. От декларирования тезисов о том, что экономический рост в постиндустриальном мире достигается за счет инноваций, создания и использования новых технологий и научно-технических достижений, федеральный центр и многие российские регионы переходят к практической деятельности в этой области. Особенно это касается регионов, не очень богатых природными ресурсами.
В прежней централизованной системе управления федеральная власть направляла крупные ресурсы в приоритетные области науки и техники, что позволяло нашей стране занять в них лидирующее положение в мире. В условиях децентрализации и перехода к регулируемой рыночной экономике основная роль в поддержке и финансировании инновационной деятельности возлагается не столько на федеральные, сколько на региональные органы государственного и муниципального
управления, а также крупные предприятия и корпорации, кредитно-финансовые учреждения и фонды.
Необходимым условием для реализации этих процессов является разработка инновационного законодательства и формирование инновационной инфраструктуры. Учитывая отсутствие федерального закона об инновационной деятельности, российские регионы уже второй десяток лет разрабатывают и реализуют свои региональные законы и необходимые подзаконные акты, которые фактически дают формат инновационной деятельности, показывают, что делать и как надо действовать. Остается только организовать соответствующую деятельность.
В Омской области в план законопроектных работ Законодательного Собрания (ЗС) в 2003 году были включены разработка и принятие областного закона об инновационной деятельности. Была создана рабочая группа, и постановлением ЗС Омской области от 24 июня 2004 г. № 157 был принят Закон Омской области «об инновационной деятельности на территории омской области». 13 июля 2004 года он был подписан губернатором и получил № 527-ОЗ.
При отсутствии федерального законодательства за основу был принят соответствующий закон Томской области, в которой уже формировалась инновационная инфраструктура: технопарк, ряд инновационных центров, «Агентство развития Томской области», еще в 1999 г. был создан и получил государственную регистрацию Томский региональный некоммерческий фонд «Инновационно-технологический центр», выполнялись инновационные программы и проекты.
В Законе Омской области были определены основные направления государственной инновационной политики Омской области, правовые отношения органов государственной власти Омской области и субъектов инновационной деятельности. В Законе введены следующие основные понятия [1, ст. 2]:
1) инновационная деятельность - деятельность, направленная на создание и вовлечение в экономический оборот результатов научных исследований, опытных конструкторских работ, новых или усовершенствованных видов продукции и технологий (нововведения);
2) государственная инновационная политика Омской области - совокупность целей, направлений, форм деятельности органов государственной власти Омской области по развитию инновационной деятельности на территории Омской области;
3) инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и иных), необходимых для осуществления инновационной деятельности;
4) инновационный проект - документация, предусматривающая технико-экономическое, социальное, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта, планы и мероприятия по их реализации в целях освоения и распространения новых видов продукции, технологий;
5) организации инновационной инфраструктуры - организации, осуществляющие и способствующие осуществлению инновационной деятельности: научно-технические, научно-исследовательские, образовательные, производственные организации и их объединения, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, другие специализированные организации, а также инновационно-технологические центры;
6) инновационно-технологические центры - юридические лица, создаваемые
в форме некоммерческих организаций для оказания субъектам инновационной деятельности содействия в выборе и реализации инновационных проектов, развитии их инновационной деятельности, защите и представлении их интересов в органах государственной власти Омской области, организациях, охране интеллектуальной собственности, аккредитованные в соответствии с Положением об аккредитации инновационно-технологических центров, утверждаемым правительством Омской области.
В соответствии с законом «Государственная инновационная политика Омской области является неотъемлемой частью социально-экономической политики Омской области и имеет своей целью развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов Омской области, направляемых на создание
наукоемких технологий и инновационной инфраструктуры, а также создание условий для стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, содействие развитию рынка инновационных проектов, поддержку и развитие научно-технического потенциала, выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции и расширение за счет этого налогооблагаемой базы в интересах населения Омской области» [1, ст. 3].
«Государственная инновационная политика Омской области осуществляется исходя из принципов:
1) признания социальной значимости инновационной деятельности и ее определяющего влияния на уровень и темпы развития рынка товаров и услуг, обеспечивающих приток финансовых и материальных ресурсов в экономику Омской области;
2) гласности выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования и реализации инновационных программ и проектов, осуществляемых в интересах Омской области;
3) единства организационной инфраструктуры инновационной и научно-исследовательской деятельности;
4) интеграции инновационной, инвестиционной, научной, научно-исследовательской и научно-образовательной деятельности с целью обеспечения их комплексного взаимодействия с производством в условиях многоукладной экономики;
5) концентрации выделяемых на инновационную деятельность ресурсов на приоритет-
ных направлениях социально-экономического развития Омской области;
6) стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов через систему организационных, финансовых, налоговых, имущественных и иных льгот;
7) интенсификации развития инновационного потенциала научно-образовательной сферы Омской области;
8) создания условий для формирования современного технологического уровня в производственных отраслях Омской области;
9) объединения усилий органов государственной власти Омской области, общественных объединений, организаций для развития инновационной деятельности».
основными направлениями государственной инновационной политики Омской области являются: 1) обеспечение увеличения валового регионального продукта за счет освоения производства принципиально новых для Омской области видов продукции и технологий, а также формирование и расширение на этой основе рынков их сбыта; 2) выявление отраслевых проблем, для решения которых требуется развитие инновационной деятельности, и концентрация необходимых для их решения ресурсов; 3) утверждение и реализация областных целевых программ для решения выявленных проблем с учетом выделяемых и привлекаемых ресурсов; 4) проведение конкурсов и осуществление других форм реализации инновационных проектов в интересах Омской области; 5) формирование эффективной системы государственного регулирования инновационной деятельности; 6) развитие инновационной инфраструктуры и формирование среды, привлекательной для инвестиций в производственную и социальную сферы Омской области; 7) создание условий для формирования единой организационной инфраструктуры экспертного, информационного, патентно-правового и иного обеспечения инновационной и научно-исследовательской деятельности; 8) создание условий для интеграции инновационной, научно-исследовательской и патентной деятельности; 9) содействие повышению уровня занятости высококвалифицированных специалистов, занимающихся научной и (или) научно-исследовательской деятельностью; 10) содействие развитию рыночных отношений в научно-техническом комплексе, деятельности научно-технических обществ, рационализаторов и изобретателей; 11) обеспечение информированности населения Омской области о принципах и ходе
реализации государственной инновационной политики, а также мониторинг общественного мнения по данному вопросу [1, ст. 4].
субъектами инновационной деятельности на территории Омской области являются:
1) физические лица - граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, осуществляющие инновационную деятельность на территории Омской области;
2) организации - независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие инновационную деятельность на территории Омской области.
Субъектами, содействующими инновационной деятельности, являются:
1) инвесторы, осуществляющие финансирование инновационных проектов на территории Омской области;
2) организации инновационной инфраструктуры;
3) органы государственной власти Омской области и органы местного самоуправления Омской области, участвующие в регулировании инновационной деятельности;
4) общественные объединения, организации, способствующие развитию инновационной деятельности [1, ст. 5].
объектами инновационной деятельности, по поводу которых возникают правовые отношения между субъектами инновационной деятельности, являются осваиваемые на основе реализации результатов научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений:
1) новые технологии;
2) новые процессы в различных сферах деятельности человека, обеспечивающие социально-экономический и экологический эффект от их реализации;
3) новые и значительно улучшенные продукты (товары, работы, услуги) различного характера [1, ст. 6].
Инновационная деятельность может осуществляться в различных формах, в том числе при участии нескольких субъектов инновационной деятельности, связанных между собой научной, информационной, проектно-кон-структорской деятельностью, через областную целевую программу, инновационный проект или областной заказ на создание и (или) реализацию продукции, созданной в результате инновационной деятельности [1, ст. 7].
Органы государственной власти Омской области, уполномоченные в сфере регулиро-
вания инновационной деятельности на территории Омской области, в соответствии со своей компетенцией осуществляют государственную поддержку инновационной деятельности путем:
1) разработки и принятия правовых актов об инновационной деятельности в Омской области и организации их исполнения;
2) подготовки, утверждения и реализации областных целевых программ;
3) предоставления средств, гарантий и льгот субъектам инновационной деятельности за счет областного бюджета;
4) контроля за целевым использованием средств, выделяемых из областного бюджета на организацию и осуществление инновационной деятельности;
5) проведения аккредитации инновационно-технологических центров;
6) размещения на конкурсной основе областного заказа на создание наукоемкой продукции;
7) взаимодействия с инновационными, научными, научно-исследовательскими, образовательными, производственными организациями, общественными объединениями, осуществляющими или содействующими осуществлению инновационной деятельности [1, ст. 8].
источниками финансирования инновационной деятельности являются:
1) собственные средства субъектов инновационной деятельности;
2) средства областного бюджета;
3) внебюджетные источники;
4) иностранные инвестиции;
5) иные не запрещенные законодательством источники.
Финансирование инновационной деятельности из областного бюджета может осуществляться как на безвозвратной, так и на возвратной возмездной основе в соответствии с законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год, областными целевыми программами [1, ст. 9].
В порядке стимулирования инновационной деятельности «организациям инновационной инфраструктуры, аккредитованным как инновационно-технологические центры, субъектам инновационной деятельности, находящимся в договорных отношениях с аккредитованными инновационно-технологическими центрами, иным субъектам инновационной деятельности и их объединениям, инвесторам, финансирующим инновационные проекты Омской области, могут быть предоставлены: льготы по арендной плате за пользование
объектами, находящимися в собственности Омской области, в соответствии с областным законодательством; налоговые льготы в соответствии с законодательством о налогах и сборах; инвестиционный налоговый кредит в соответствии с областным законом» [1, ст. 10].
Настоящий Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть в июле 2004 г.
2. инновационная экономика
Президент России Дмитрий Медведев объявил в качестве современных приоритетных направлений страны «четыре и»: «Институты», «Инфраструктуру», «Инновации» и «Инвестиции». Фактически все эти аспекты инновационной деятельности омский закон использует.
Современные мировые тенденции связаны с переходом к новому типу экономического развития, основанному на непрерывном изменении и обновлении производственной базы, технологий, товаров и услуг, при котором инновации превращаются в главный вектор развития. Наибольшую роль при этом играет появление глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе. То есть происходит создание глобального информационного поля, генерирующего знания и оказывающего существенное влияние на появление экономики нового типа - инновационной, в которой решающую роль играют знания, а производство знаний представляет собой источник экономического роста [2]. Экономика становится инновационной, если:
1) в обществе выделяется особая роль научных знаний, наблюдается положительное восприятие обществом и государством новых идей и технологий, появляется готовность к трансферу знаний, их практической реализации в различных сферах деятельности;
2) осуществляется автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления, в результате чего образуются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания растущего научно-технического прогресса;
3) сформированы инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовывать процессы, направленные на внедрение высоких технологий и выпуск конкурентоспособной продукции;
4) происходят радикальные изменения социальных структур, которые приводят
к расширению и активизации инновационной деятельности не только в производственной, но и в других сферах - управлении, образовании, культуре, а также в быту;
5) создана система опережающей подготовки и переподготовки профессиональных кадров в области инноваций, эффективно реализующих комплексные проекты развития как производства, так и социальной сферы (территорий).
То есть важнейшим условием развития является высокая инновационная активность на всех уровнях управления (общественном, государственном, предпринимательском), а также наличие эффективной инновационной инфраструктуры, которая становится базовой составляющей современного общества, фундаментом инновационной экономики.
инновационная инфраструктура
представляет собой совокупность взаимосвязанных общественных и производственных институтов (организационно-управляющих и конструкторско-технологических систем, предпринимательских структур, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, отдельных ученых и изобретателей), необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности [2].
Очевидна неразрывная связь инновационной деятельности - нововведений - с наукой.
3. Связь инноваций с наукой
В Омской области еще в январе 2000 г. принят Закон «О государственном регулировании в сфере научной деятельности и научно-технической политики в омской области», в котором предусматривается финансирование научных исследований в размере не менее 2 % расходной части областного бюджета (в Федеральном законе - 4 %). В настоящее время оно много меньше, значительно уступает аналогичным расходам других регионов и далеко не соответствуют социальной значимости и экономической отдаче этого важнейшего сектора народно-хозяйственного комплекса. Законом также предусмотрены создание государственного (областного) фонда поддержки научно-технической деятельности, внебюджетного фонда научных исследований и экспериментальных разработок (за счет отчислений, относимых на себестоимость производимой продукции), а также формирование и реализация областных целевых научных программ по приоритетным направлениям.
Попытки создать областной совет по науке и реализовать научно-технические программы в интересах области были пред-
приняты как во исполнение этого закона, а также еще в начале 1990-х годов в соответствии с постановлением сессии Омского областного Совета народных депутатов «о развитии науки в условиях рыночной экономики» и решением Президиума Исполкома областного Совета «О путях развития науки в области» (от 05.11.91 № 304-п), которым был, кроме того, утвержден «перечень приоритетных проблем развития области, требующих научного решения», актуальный и в настоящее время [4, 5].
Из региональных научно-инновационных программ, разработанных за прошедшие годы: «Омский регион», «Медприбор», «Омскинжи-ниринг», «Ремтрансмаш», «Электротехпром», «Движение и воздух», «Омские строительные материалы», «СибВПКнефтегаз», получили поддержку и развитие лишь «Омский регион» - до 2001 г. и «СибВПКнефтегаз», существующая по настоящее время (уже в рамках новой программы «Сибирское машиностроение»). При формировании и реализации омских региональных программ нами получен чрезвычайно интересный и важный опыт создания территориальных научно-производственных систем, основанный на объединении системного и программного подходов.
Проведенные в последние годы семинары и конференции, в том числе «Омские изобретатели XXI века», и «круглые столы» по проблемам инновационного предпринимательства в рамках направления «Содействие коммерциализации интеллектуальной собственности» определили следующие ключевые проблемы активизации инновационной деятельности [4-6]: практическое отсутствие системы государственной поддержки инновационной сферы; очень велик налоговый пресс и фактически нет доступа к недорогим финансовым и материально-техническим ресурсам; практическое отсутствие инфраструктуры инновационной деятельности; недостаток квалифицированных кадров в инновационной сфере; необходимость широкой подготовки менеджеров инновационных процессов.
В эти годы были выработали следующие
рекомендации по проведению инновационной политики в Омской области: создание инновационно-технологических центров (ИТЦ) как оптимальной формы для развития инновационного предпринимательства и внедрения в производство наукоемких технологий и конкурентоспособных изделий; выявление и координация деятельности инновационно активных организаций и специалистов,
создание и развитие региональной распределенной инфраструктуры инновационной деятельности (Омского технопарка); разработка и реализация региональной «Программы активизации инновационной деятельности в Омской области» и Закона «Об инновационной деятельности в Омской области» (закон принят); обеспечение интеграции всех секторов науки: отраслевого, вузовского и академического с производством в целях максимального сокращения времени внедрения новых технологий и выпуска конкурентоспособных изделий с момента появления новой идеи или разработки; разработка и реализация областных научных и научно-технических программ по приоритетным для области направлениям; разработка региональной Программы подготовки и переподготовки кадров, в том числе высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, менеджеров инновационных процессов, работников муниципального и государственного управления, патентоведов; обеспечение льготного и многоканального финансирования НИОКР, внедрения их результатов, ноу-хау и изобретений в производство; привлечение необходимых финансовых ресурсов, включая областные, федеральные и внебюджетные источники, венчурный капитал, фонды, кредитные возможности коммерческих банков, межрегиональные и международные проекты; создание межрегиональных и региональных интегрированных структур, включающих в себя промышленные предприятия и отраслевые научные организации, способных самостоятельно финансировать новые разработки; создание областного Фонда интеллектуальной промышленной собственности; развитие современной опытно-экспериментальной и приборной базы для совместного использования вузами, предприятиями, научными и инновационными организациями (создан в Омском научном центре СО РАН); регулярное проведение региональных конференций и семинаров по инновационной и изобретательской деятельности; развитие деятельности областного общества ВОИР; создание постоянно действующей выставки продукции омских предприятий, новых разработок и изобретений; составление регионального каталога инновационных проектов.
11 апреля 2007 г. постановлением правительства Омской области № 43-п была принята «концепция развития инновационной инфраструктуры на территории омской области до 2015 года» и принято решение разработать концепцию целевой программы Омской области «развитие инновационной
инфраструктуры омской области до 2015 года».
4. программа «омский локомотив»
В результате проведенного в Омске сетевого инновационного форума «транссибвуз-2000» (в соответствии с указанием МПС РФ от 23.08.2000 № 232-у), одной из задач которого было выявление научно-производственного потенциала Сибири и Омской области в интересах разрабатываемых программ развития железнодорожной техники XXI века, а также ряда маркетинговых и научно-технических исследований, выполненных в период 2001-2003 гг., была разработана концепция омской модели инновационно-индустриального стратегического развития сибири на основе межгосударственного сотрудничества, шифр «Омский локомотив».
Основой концепции является диверсификация предприятий омского оборонно-промышленного комплекса в интересах развития транспорта, аграрного машиностроения, ЖКХ, строительства, связи и других отраслей. При формировании подпрограмм концепции использовался принцип модульного построения агрегатов и систем различного назначения, характерного для современного машиностроения мирового уровня, при котором обеспечиваются круглогодичная эксплуатация (в различных отраслях) инженерных машин в виде энергоплатформ с навесным оборудованием, последовательная модернизация отдельных модулей с использованием инновационных технологий.
Концепция прошла экспертизу и получила одобрение Экспертного совета по экономической и инвестиционной политике при Комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ (протокол от 04.03.2004) и Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ (протокол от 29.04.2005 № 4.2-31). Концепция прошла экспертизу в Госдуме, в Совете Федерации и Правительстве РФ, постоянно модернизировалась под различные инвестиционные источники, включая федеральные целевые программы. В 2005 году она победила в конкурсе Минэкономразвития России, на основании чего был создан «омский региональный. бизнес-инкубатор», открытый в октябре 2006 г.
Пилотной программой в Концепции была определена «Программа модернизации и создания модулей технических средств нового поколения для россий-
ского железнодорожного транспорта с использованием высокоэффективной газотурбинной силовой установки». Это
объясняется ускоренным развитием в XXI веке межстрановой и межконтинентальной железнодорожной сети как важнейшего условия (и следствия) глобализации мировой экономики. По оценкам экспертов, железные дороги в качестве опорных элементов сухопутных трансграничных транспортных коридоров уже в первой половине столетия будут обслуживать не менее трети мирового грузооборота и перевозок пассажиров, и при этом они будут успешно конкурировать со всеми иными способами перевозки людей и грузов.
Географическое положение России и Сибири естественным образом делает привлекательной прокладку по их территории наиболее экономичных транспортных коридоров, соединяющих вершины геостратегического треугольника XXI века, образуемого странами ЕС, Северной Америки и Восточной Азии. Российские железные дороги уже в настоящее время выполняют 81 % грузооборота и 43 % пас-сажирооборота транспорта общего пользования страны и занимают лидирующее положение в государстве и в мире по основным производственным и технологическим показателям.
Занимая более 30 % территории Евразийского континента, Россия является естественным мостом в транспортных связях между Европой и Азией, где решающая роль принадлежит Транссибирской железнодорожной магистрали. Главное преимущество Транссиба - это более чем в два раза сокращенные сроки доставки контейнеров по сравнению с морским маршрутом и соответственное уменьшение стоимости транспортировки грузов. Транзитные перевозки - это стабилизирующий фактор российской экономики, практически не зависящий от политических, социальных и экономических изменений.
Одной из причин, сдерживающих развитие массовых транзитных перевозок, является недостаточное техническое оснащение магистралей, в первую очередь - скоростным эффективным подвижным составом. Поэтому для Омска, обладающего предприятиями ОПК, специализированными в области транспортного машиностроения, и было выбрано это направление, которое интегрируется с программой «Железнодорожный транспорт» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России».
Первый этап пилотной программы предусматривал осуществление капитального
ремонта с модернизацией подвижного состава (на предприятиях железнодорожной отрасли и ОПК), а в перспективе - создание узлов и модулей газотурбинных транспортных средств нового поколения: локомотивов и поездов межрегионального сообщения высокоскоростных магистралей. При этом планируется использование российских высоких технологий и разработок (например, танковых двигателей ГТД-1250 и авиационных двигателей ТВД-20, опыта петербургского КБ им. В.Я. Климова, Омского моторостроительного объединения им. П.И. Баранова и Коломенского ВНИТИ МПС), а также мировых достижений Беларуси, Японии и Германии, включая создание совместных предприятий.
После проведения экспертизы Концепции в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и посещения г. Омска в ноябре 2006 года руководством РосОЭЗ было сделано предложение Омскому региону стать пилотной территорией по созданию Промышленно-инновацион-ного парка как базы для создания омской особой экономической зоны на основе наличия в регионе крупного многоотраслевого инженерного и промышленного потенциала, достигнутых результатов в темпах строительства жилья, выгодного географического положения для формирования мультимодальных транспортных коридоров, а также центров инновационного обучения и трансфера технологий.
При этом учитывалось наличие зарубежных инвестиционно-технологических партнеров из таких развитых стран как Германия, Япония, Беларусь, Чехия, Сингапур и др. Были сформированы резидентские подпрограммы таких организаций как: ОмГУПС, СибАДИ, НП «Омсельмаш», НП «Омскагрострой», ГУП Центр «Транспорт», ОАО Концерн «Суперкомпозит» (Москва), Омский НИИ приборостроения (ОНИИП), ПО «Иртыш», ПО «Полет», Омский институт РГТЭУ и др., являющихся инновационными организациями промышленности, малоэтажного строительства, аграрного и инженерного машиностроения, железнодорожного и автомобильного транспорта, отраслевой науки и высшего образования.
Одной из базовых площадок парка была предварительно определена территория на ПО «Полет», которое по Указу Президента РФ в настоящее время вошло в состав объединения имени Хруничева (Москва). Другую площадку предлагается разместить в рамках ПО «Иртыш».
Был разработан ряд инвестиционных проектов в областях: ракетно-космической техники, индустриального коттеджного домостроения, аграрного и универсального машиностроения, железнодорожного машиностроения, приборостроения, альтернативной энергетики, мультимодальной транспортной системы, новых конструкционных и отделочных строительных материалов и строительных технологий, экологии водных систем и нефтегазодобывающего оборудования, а также проекты реконструкции основных цехов ПО «Полет» с применением немецких и японских технологий нового поколения, в том числе литейного, кузнечного, штамповочного, инструментального, сборочно-сва-рочного, механообрабатывающего, резино-пластмассового, контрольно-испытательного, термообрабатывающего цехов.
5. съезд инженеров сибири в г. омске
20-21 марта 2008 года в Омске был проведен II Съезд инженеров Сибири, который поддержал омские инновационные инициативы и принял резолюцию съезда и Обращение участников II Съезда инженеров Сибири к Президенту Российской Федерации. Съезд поддержал создание Восточного отделения Высшего инженерного совета (ВИС) России для осуществления программ по интенсификации инновационной деятельности в регионах Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Омске.
Участники Съезда считали необходимым утвердить на правительственном уровне концепцию развития инженерно-инновационного дела в стратегически важных регионах Сибири и Дальнего Востока. Эта Концепция будет основой для формирования национальной инженерно-инновационной системы,. которая должна предусматривать выработку эффективных решений на федеральном и региональном уровне, в том числе:
1) завершение разработки и принятие Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации», обеспечивающего создание необходимых для инновационного развития экономики страны условий, включая активизацию инновационной деятельности и льготное налогообложение;
2) разработку Федерального закона «Об инженерной деятельности и статусе инженера в Российской Федерации», предусматривающего осуществление кардинальных мер, направленных на устранение явного противоречия между
низким статусом инженеров в российском обществе и той ключевой ролью, которая им должна быть отведена в решении назревших проблем экономики страны;
3) создание системы региональных инновационных центров, направленных на реализацию научно-технической, технологической и экономической политики;
4) разработку и принятие концепции региональных интегрированных территорий развития и инновационных комплексов технологически связанных конкурентоспособных организаций (кластеров), перевод региональной экономики на инновационный путь;
5) создание правовых и экономических условий для становления и широкого развития национального венчурного бизнеса как важнейшего системообразующего компонента инновационной экономики;
6) разработку системы экономической, юридической, информационной поддержки и продвижения плодотворных инновационных идей - от их выявления и патентования до разработки конструкторской документации и подготовки к серийному производству;
7) разработку и внедрение методологии отбора и всемерной поддержки системообразующих технологий, то есть технологий, изменяющих и обеспечивающих развитие системы производства одновременно в ряде отраслей экономики;
8) принятие Федеральной целевой программы «Научные, педагогические и инженерные кадры инновационной России», предусматривающей меры по привлечению молодежи в сферу науки, инженерного дела, образования и закреплению ее в этой сфере;
9) сочетание системных и программно-целевых методов инновационного развития на основе межрегиональной и межотраслевой кооперации предприятий и территориальной специализации, создание структур и механизмов, обеспечивающих управление реализацией крупных целевых проектов;
10) придание Высшему инженерному совету и Российской инженерной академии государственного статуса.
Участники Съезда просят поддержать предлагаемый масштабный эксперимент по приданию Западной Сибири статуса особой экономической зоны с учетом мирового опыта формирования национальных инновационных систем, привлечения отечественных и иностранных инвестиций, развития малого и среднего инновационно-технологического предпринимательства [7].
6. Решения по инновационному развитию города омска
Творческим коллективом Омского дома ученых совместно со специалистами администрации г. Омска в период с 1999 по 2002 г. была разработана «Концепция стратегического развития города Омска», основанная на инновационных подходах [8]. 5 декабря 2002 года Концепция была рассмотрена и одобрена на региональной научно-практической конференции с участием администрации (правительства) Омской области [9].
В последние годы работали Совет по стратегическому развитию города Омска и Совет по инновационной деятельности при мэре г. Омска. Программа «Омский локомотив-М» была рассмотрена Инновационным советом 28 февраля 2007 года (доклад П.И. Горбунова), а также 19 июня 2008 года, и было принято следующее решение:
«1) принять к сведению информацию о выполнении решения Совета по инновационной деятельности при мэре города Омска от 28 февраля 2007 года № 1;
2) одобрить деятельность ОмскОРосСНИО (председатель П.И. Горбунов, член Совета по инновационной деятельности при мэре города Омска) по продвижению проекта на федеральном и международном уровне;
3) отметить особую актуальность создания трансмеридиального инновационного коридора на территории Западной Сибири, включающего в себя транспортно-энергетическую инфраструктуру инвестиционного проекта от Уральского федерального округа «Урал промышленный - Урал полярный» и комплексную
инфраструктуру мультимодального скоростного транспортного коридора Межрегиональной инновационной программы «Омский локомо-тив-М» от Сибирского федерального округа;
4) доработать совместно с представителями администрации города Омска проект «Омский промышленно-инновационный парк - база инновационного развития Омского региона» с целью его презентации на мероприятиях, проводимых в России и за рубежом, а также в Министерстве экономического развития РФ - в рамках представления инвестиционных проектов, разработанных к 300-летию основания города Омска;
5) поддержать идею проведения в городе Омске II Съезда инженеров России [10]».
Наиболее эффективной формой организации региональной экономики в настоящее время является кластерная политика и формирование территориальных кластеров - групп географически соседствующих взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков и др.) и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственного управления, институтов инфраструктуры), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [11-13]. В Омске прорабатываются вопросы формирования ряда технологических и образовательных кластеров [12, 14, 15].
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о несомненной перспективности инновационного развития города Омска и Омской области. Необходимо лишь скоординировать и успешно реализовать соответствующую деятельность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Закон Омской области «Об инновационной деятельности на территории Омской области» от 13 июля 2004 года № 527-ОЗ.
2. Нестеренко, Ю. Мировой опыт формирования национальных инновационных систем и проблемы России // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 1. - С. 81-87.
3. О государственном регулировании в сфере научной деятельности и научно-технической политики в Омской области: Закон Омской области от 6 января 2000 г. № 226-ОЗ.
4. Карпов, В.В. О динамике социально-экономических полисистем и инновационной инфраструктуре / В.В. Карпов, В.В. Лизунов // Динамика систем, механизмов и машин: матер. V Междунар. науч.-техн. конф. - Кн. 4. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. - С. 20-30.
5. Лизунов, В.В. Об истории и проблемах региональной научно-технической и инновационной политики // Инновации в экономике Омской области:
перспективы и пути развития: матер. Межрегион. науч.-практ. конф. / Правительство Омской области.
- Омск, 2004. - С. 37-45.
6. Лизунов, В.В. Инновационная инфраструктура - основа регионального развития / В.В. Лизунов, В.В. Карпов, П.И. Горбунов // Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты: тез. докл. и сообщ. Всерос. науч.-практ. конф. - Омск: Омск. акад. МВД России, 2008.
- С. 83-85.
7. Резолюция и Обращение участников II Съезда инженеров Сибири к Президенту Российской Федерации. - Омск, 20-21 марта 2008 г.
8. Карпов, В.В. Концепция стратегического развития города Омска / В.В. Карпов, А.А.Колоколов, В.М. Лебедев, В.В. Лизунов и др. - Омск: Администрация города Омска, 2002. - 100 с.
9. Омск: стратегия развития города: матер. науч.-практ. регион. конф. (5 декабря 2002 г.).
- Омск: Администрация города Омска, 2003. - 104 с.
10. Решение Совета по инновационной деятельности при мэре города Омска от 19 июня 2008 года № 3.
11. Лизунов, В.В. Кластерная политика и перспективы формирования образовательных кластеров // Повышение конкурентоспособности российской экономики в современных условиях: управленческие, финансовые, коммерческие аспекты: матер. II Между-нар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. - Омск: Издатель ИП Погорелова Е.В., 2008. - С. 484-498.
12. Лизунов, В.В. Кластерная политика в экономике России / В.В. Лизунов, В.В. Карпов // Национальные приоритеты России. - 2009. - № 1. - С. 116-130.
13. Лизунов, В.В. Кластеры как форма инновационного развития региона // Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы: тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф.
- Омск: НП ЦМК, 2009. - С. 53-62.
14. Лизунов, В.В., Соловьев, А.А., Ерофеев, Ю.В. и др. Кластеры и кластерные стратегии: Монография. - Омск: Омское книжное издательство, 2010.
- 250 с.
15. ПАРК - промышленно-аграрные региональные кластеры // Элемент-22: Группа компаний «Титан». - Спецвыпуск: июль-август 2011.
Карпов Валерий Васильевич - доктор экономических наук, заведующий Огатья поступила в редакцию
Омской экономической лабораторией Института экономики и организации 16 08 2011 г
промышленного производства СО РАН, директор филиала в г. Омске ВЗФЭИ.
Лизунов Владимир Васильевич - кандидат физико-математических наук, доцент Омского института Российского государственного торгово-экономического университета, старший научный сотрудник Омской экономической лаборатории Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.
© В.В. Карпов, В.В. Лизунов, 2011.
О СПЕЦИФИКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
УДК 332.145 В. В. Алещенко
Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук
Статья посвящена особенностям планирования экономического и социального развития территории на современном этапе рыночных отношений. На примере Омской области анализируются уровни, принципы, методы регионального планирования. Рассматриваются вопросы территориального разделения труда (специализации), система документов планирования региона.
Ключевые слова: стратегическое планирование, региональное развитие, экономическая политика, Омская область.
Экономическое и социальное развитие любой территории в современных условиях невозможно без продуманного и взвешенного планирования. И чем выше уровень территории, тем более сложной, но в то же время и более насущной является реализация в условиях рыночной экономики принципов планирования. Рассмотрим специфику этого процесса на уровне конкретного региона - Омской области.
Реализация региональной социально-экономической политики в Омской области опирается на систему планирования, в основе которой лежат:
1) анализ имеющегося потенциала развития региона и существующих проблем, пер-
спектив и рисков его развития, систематизация факторов, способствующих и препятствующих социально-экономическому развитию Омской области;
2) постановка и обоснование целей и задач социально-экономического развития Омской области на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, а также рамочное описание основных направлений их решения;
3) выработка алгоритмов достижения поставленных целей и задач;
4) координация действий органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, руководителей хозяйствующих субъектов, пред-