Научная статья на тему 'Инновационное развитие как национальный приоритет России'

Инновационное развитие как национальный приоритет России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE POTENTIAL / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITIES / INNOVATIVE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов Валерий Васильевич, Лизунов Владимир Васильевич

В статье рассмотрены основные положения инновационного законодательства, инновационные программы и мероприятия на региональном уровне.ключевые слова: инновационная деятельность, законодательство, инновационный потенциал, инновационная политика, инновационная инфраструктура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative development as a national priority of Russia

The article contains the basic provisions ofthe innovative legislation, innovative programs and activities at the regional level.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие как национальный приоритет России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Реформы и инновации: эффективность и безопасность

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ РОССИИ

УДК 338

В.В. Карпов, В.В. Лизунов

Омский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

В статье рассмотрены основные положения инновационного законодательства, инновационные программы и мероприятия на региональном уровне.

Ключевые слова: инновационная деятельность, законодательство, инновационный потенциал, инновационная политика, инновационная инфраструктура.

1. инновационное законодательство

На очередном этапе мирового системного кризиса в российском обществе в связи с ростом самосознания укрепляется понимание, что будущее России - северной и протяженной страны, имеющей значительные энергетическую и транспортную составляющие в цене продукции, лежит в инновационном развитии. От декларирования тезисов о том, что экономический рост в постиндустриальном мире достигается за счет инноваций, создания и использования новых технологий и научно-технических достижений, федеральный центр и многие российские регионы переходят к практической деятельности в этой области. Особенно это касается регионов, не очень богатых природными ресурсами.

В прежней централизованной системе управления федеральная власть направляла крупные ресурсы в приоритетные области науки и техники, что позволяло нашей стране занять в них лидирующее положение в мире. В условиях децентрализации и перехода к регулируемой рыночной экономике основная роль в поддержке и финансировании инновационной деятельности возлагается не столько на федеральные, сколько на региональные органы государственного и муниципального

управления, а также крупные предприятия и корпорации, кредитно-финансовые учреждения и фонды.

Необходимым условием для реализации этих процессов является разработка инновационного законодательства и формирование инновационной инфраструктуры. Учитывая отсутствие федерального закона об инновационной деятельности, российские регионы уже второй десяток лет разрабатывают и реализуют свои региональные законы и необходимые подзаконные акты, которые фактически дают формат инновационной деятельности, показывают, что делать и как надо действовать. Остается только организовать соответствующую деятельность.

В Омской области в план законопроектных работ Законодательного Собрания (ЗС) в 2003 году были включены разработка и принятие областного закона об инновационной деятельности. Была создана рабочая группа, и постановлением ЗС Омской области от 24 июня 2004 г. № 157 был принят Закон Омской области «об инновационной деятельности на территории омской области». 13 июля 2004 года он был подписан губернатором и получил № 527-ОЗ.

При отсутствии федерального законодательства за основу был принят соответствующий закон Томской области, в которой уже формировалась инновационная инфраструктура: технопарк, ряд инновационных центров, «Агентство развития Томской области», еще в 1999 г. был создан и получил государственную регистрацию Томский региональный некоммерческий фонд «Инновационно-технологический центр», выполнялись инновационные программы и проекты.

В Законе Омской области были определены основные направления государственной инновационной политики Омской области, правовые отношения органов государственной власти Омской области и субъектов инновационной деятельности. В Законе введены следующие основные понятия [1, ст. 2]:

1) инновационная деятельность - деятельность, направленная на создание и вовлечение в экономический оборот результатов научных исследований, опытных конструкторских работ, новых или усовершенствованных видов продукции и технологий (нововведения);

2) государственная инновационная политика Омской области - совокупность целей, направлений, форм деятельности органов государственной власти Омской области по развитию инновационной деятельности на территории Омской области;

3) инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и иных), необходимых для осуществления инновационной деятельности;

4) инновационный проект - документация, предусматривающая технико-экономическое, социальное, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта, планы и мероприятия по их реализации в целях освоения и распространения новых видов продукции, технологий;

5) организации инновационной инфраструктуры - организации, осуществляющие и способствующие осуществлению инновационной деятельности: научно-технические, научно-исследовательские, образовательные, производственные организации и их объединения, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, другие специализированные организации, а также инновационно-технологические центры;

6) инновационно-технологические центры - юридические лица, создаваемые

в форме некоммерческих организаций для оказания субъектам инновационной деятельности содействия в выборе и реализации инновационных проектов, развитии их инновационной деятельности, защите и представлении их интересов в органах государственной власти Омской области, организациях, охране интеллектуальной собственности, аккредитованные в соответствии с Положением об аккредитации инновационно-технологических центров, утверждаемым правительством Омской области.

В соответствии с законом «Государственная инновационная политика Омской области является неотъемлемой частью социально-экономической политики Омской области и имеет своей целью развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов Омской области, направляемых на создание

наукоемких технологий и инновационной инфраструктуры, а также создание условий для стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, содействие развитию рынка инновационных проектов, поддержку и развитие научно-технического потенциала, выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции и расширение за счет этого налогооблагаемой базы в интересах населения Омской области» [1, ст. 3].

«Государственная инновационная политика Омской области осуществляется исходя из принципов:

1) признания социальной значимости инновационной деятельности и ее определяющего влияния на уровень и темпы развития рынка товаров и услуг, обеспечивающих приток финансовых и материальных ресурсов в экономику Омской области;

2) гласности выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования и реализации инновационных программ и проектов, осуществляемых в интересах Омской области;

3) единства организационной инфраструктуры инновационной и научно-исследовательской деятельности;

4) интеграции инновационной, инвестиционной, научной, научно-исследовательской и научно-образовательной деятельности с целью обеспечения их комплексного взаимодействия с производством в условиях многоукладной экономики;

5) концентрации выделяемых на инновационную деятельность ресурсов на приоритет-

ных направлениях социально-экономического развития Омской области;

6) стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов через систему организационных, финансовых, налоговых, имущественных и иных льгот;

7) интенсификации развития инновационного потенциала научно-образовательной сферы Омской области;

8) создания условий для формирования современного технологического уровня в производственных отраслях Омской области;

9) объединения усилий органов государственной власти Омской области, общественных объединений, организаций для развития инновационной деятельности».

основными направлениями государственной инновационной политики Омской области являются: 1) обеспечение увеличения валового регионального продукта за счет освоения производства принципиально новых для Омской области видов продукции и технологий, а также формирование и расширение на этой основе рынков их сбыта; 2) выявление отраслевых проблем, для решения которых требуется развитие инновационной деятельности, и концентрация необходимых для их решения ресурсов; 3) утверждение и реализация областных целевых программ для решения выявленных проблем с учетом выделяемых и привлекаемых ресурсов; 4) проведение конкурсов и осуществление других форм реализации инновационных проектов в интересах Омской области; 5) формирование эффективной системы государственного регулирования инновационной деятельности; 6) развитие инновационной инфраструктуры и формирование среды, привлекательной для инвестиций в производственную и социальную сферы Омской области; 7) создание условий для формирования единой организационной инфраструктуры экспертного, информационного, патентно-правового и иного обеспечения инновационной и научно-исследовательской деятельности; 8) создание условий для интеграции инновационной, научно-исследовательской и патентной деятельности; 9) содействие повышению уровня занятости высококвалифицированных специалистов, занимающихся научной и (или) научно-исследовательской деятельностью; 10) содействие развитию рыночных отношений в научно-техническом комплексе, деятельности научно-технических обществ, рационализаторов и изобретателей; 11) обеспечение информированности населения Омской области о принципах и ходе

реализации государственной инновационной политики, а также мониторинг общественного мнения по данному вопросу [1, ст. 4].

субъектами инновационной деятельности на территории Омской области являются:

1) физические лица - граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, осуществляющие инновационную деятельность на территории Омской области;

2) организации - независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие инновационную деятельность на территории Омской области.

Субъектами, содействующими инновационной деятельности, являются:

1) инвесторы, осуществляющие финансирование инновационных проектов на территории Омской области;

2) организации инновационной инфраструктуры;

3) органы государственной власти Омской области и органы местного самоуправления Омской области, участвующие в регулировании инновационной деятельности;

4) общественные объединения, организации, способствующие развитию инновационной деятельности [1, ст. 5].

объектами инновационной деятельности, по поводу которых возникают правовые отношения между субъектами инновационной деятельности, являются осваиваемые на основе реализации результатов научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений:

1) новые технологии;

2) новые процессы в различных сферах деятельности человека, обеспечивающие социально-экономический и экологический эффект от их реализации;

3) новые и значительно улучшенные продукты (товары, работы, услуги) различного характера [1, ст. 6].

Инновационная деятельность может осуществляться в различных формах, в том числе при участии нескольких субъектов инновационной деятельности, связанных между собой научной, информационной, проектно-кон-структорской деятельностью, через областную целевую программу, инновационный проект или областной заказ на создание и (или) реализацию продукции, созданной в результате инновационной деятельности [1, ст. 7].

Органы государственной власти Омской области, уполномоченные в сфере регулиро-

вания инновационной деятельности на территории Омской области, в соответствии со своей компетенцией осуществляют государственную поддержку инновационной деятельности путем:

1) разработки и принятия правовых актов об инновационной деятельности в Омской области и организации их исполнения;

2) подготовки, утверждения и реализации областных целевых программ;

3) предоставления средств, гарантий и льгот субъектам инновационной деятельности за счет областного бюджета;

4) контроля за целевым использованием средств, выделяемых из областного бюджета на организацию и осуществление инновационной деятельности;

5) проведения аккредитации инновационно-технологических центров;

6) размещения на конкурсной основе областного заказа на создание наукоемкой продукции;

7) взаимодействия с инновационными, научными, научно-исследовательскими, образовательными, производственными организациями, общественными объединениями, осуществляющими или содействующими осуществлению инновационной деятельности [1, ст. 8].

источниками финансирования инновационной деятельности являются:

1) собственные средства субъектов инновационной деятельности;

2) средства областного бюджета;

3) внебюджетные источники;

4) иностранные инвестиции;

5) иные не запрещенные законодательством источники.

Финансирование инновационной деятельности из областного бюджета может осуществляться как на безвозвратной, так и на возвратной возмездной основе в соответствии с законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год, областными целевыми программами [1, ст. 9].

В порядке стимулирования инновационной деятельности «организациям инновационной инфраструктуры, аккредитованным как инновационно-технологические центры, субъектам инновационной деятельности, находящимся в договорных отношениях с аккредитованными инновационно-технологическими центрами, иным субъектам инновационной деятельности и их объединениям, инвесторам, финансирующим инновационные проекты Омской области, могут быть предоставлены: льготы по арендной плате за пользование

объектами, находящимися в собственности Омской области, в соответствии с областным законодательством; налоговые льготы в соответствии с законодательством о налогах и сборах; инвестиционный налоговый кредит в соответствии с областным законом» [1, ст. 10].

Настоящий Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть в июле 2004 г.

2. инновационная экономика

Президент России Дмитрий Медведев объявил в качестве современных приоритетных направлений страны «четыре и»: «Институты», «Инфраструктуру», «Инновации» и «Инвестиции». Фактически все эти аспекты инновационной деятельности омский закон использует.

Современные мировые тенденции связаны с переходом к новому типу экономического развития, основанному на непрерывном изменении и обновлении производственной базы, технологий, товаров и услуг, при котором инновации превращаются в главный вектор развития. Наибольшую роль при этом играет появление глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе. То есть происходит создание глобального информационного поля, генерирующего знания и оказывающего существенное влияние на появление экономики нового типа - инновационной, в которой решающую роль играют знания, а производство знаний представляет собой источник экономического роста [2]. Экономика становится инновационной, если:

1) в обществе выделяется особая роль научных знаний, наблюдается положительное восприятие обществом и государством новых идей и технологий, появляется готовность к трансферу знаний, их практической реализации в различных сферах деятельности;

2) осуществляется автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления, в результате чего образуются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания растущего научно-технического прогресса;

3) сформированы инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовывать процессы, направленные на внедрение высоких технологий и выпуск конкурентоспособной продукции;

4) происходят радикальные изменения социальных структур, которые приводят

к расширению и активизации инновационной деятельности не только в производственной, но и в других сферах - управлении, образовании, культуре, а также в быту;

5) создана система опережающей подготовки и переподготовки профессиональных кадров в области инноваций, эффективно реализующих комплексные проекты развития как производства, так и социальной сферы (территорий).

То есть важнейшим условием развития является высокая инновационная активность на всех уровнях управления (общественном, государственном, предпринимательском), а также наличие эффективной инновационной инфраструктуры, которая становится базовой составляющей современного общества, фундаментом инновационной экономики.

инновационная инфраструктура

представляет собой совокупность взаимосвязанных общественных и производственных институтов (организационно-управляющих и конструкторско-технологических систем, предпринимательских структур, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, отдельных ученых и изобретателей), необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности [2].

Очевидна неразрывная связь инновационной деятельности - нововведений - с наукой.

3. Связь инноваций с наукой

В Омской области еще в январе 2000 г. принят Закон «О государственном регулировании в сфере научной деятельности и научно-технической политики в омской области», в котором предусматривается финансирование научных исследований в размере не менее 2 % расходной части областного бюджета (в Федеральном законе - 4 %). В настоящее время оно много меньше, значительно уступает аналогичным расходам других регионов и далеко не соответствуют социальной значимости и экономической отдаче этого важнейшего сектора народно-хозяйственного комплекса. Законом также предусмотрены создание государственного (областного) фонда поддержки научно-технической деятельности, внебюджетного фонда научных исследований и экспериментальных разработок (за счет отчислений, относимых на себестоимость производимой продукции), а также формирование и реализация областных целевых научных программ по приоритетным направлениям.

Попытки создать областной совет по науке и реализовать научно-технические программы в интересах области были пред-

приняты как во исполнение этого закона, а также еще в начале 1990-х годов в соответствии с постановлением сессии Омского областного Совета народных депутатов «о развитии науки в условиях рыночной экономики» и решением Президиума Исполкома областного Совета «О путях развития науки в области» (от 05.11.91 № 304-п), которым был, кроме того, утвержден «перечень приоритетных проблем развития области, требующих научного решения», актуальный и в настоящее время [4, 5].

Из региональных научно-инновационных программ, разработанных за прошедшие годы: «Омский регион», «Медприбор», «Омскинжи-ниринг», «Ремтрансмаш», «Электротехпром», «Движение и воздух», «Омские строительные материалы», «СибВПКнефтегаз», получили поддержку и развитие лишь «Омский регион» - до 2001 г. и «СибВПКнефтегаз», существующая по настоящее время (уже в рамках новой программы «Сибирское машиностроение»). При формировании и реализации омских региональных программ нами получен чрезвычайно интересный и важный опыт создания территориальных научно-производственных систем, основанный на объединении системного и программного подходов.

Проведенные в последние годы семинары и конференции, в том числе «Омские изобретатели XXI века», и «круглые столы» по проблемам инновационного предпринимательства в рамках направления «Содействие коммерциализации интеллектуальной собственности» определили следующие ключевые проблемы активизации инновационной деятельности [4-6]: практическое отсутствие системы государственной поддержки инновационной сферы; очень велик налоговый пресс и фактически нет доступа к недорогим финансовым и материально-техническим ресурсам; практическое отсутствие инфраструктуры инновационной деятельности; недостаток квалифицированных кадров в инновационной сфере; необходимость широкой подготовки менеджеров инновационных процессов.

В эти годы были выработали следующие

рекомендации по проведению инновационной политики в Омской области: создание инновационно-технологических центров (ИТЦ) как оптимальной формы для развития инновационного предпринимательства и внедрения в производство наукоемких технологий и конкурентоспособных изделий; выявление и координация деятельности инновационно активных организаций и специалистов,

создание и развитие региональной распределенной инфраструктуры инновационной деятельности (Омского технопарка); разработка и реализация региональной «Программы активизации инновационной деятельности в Омской области» и Закона «Об инновационной деятельности в Омской области» (закон принят); обеспечение интеграции всех секторов науки: отраслевого, вузовского и академического с производством в целях максимального сокращения времени внедрения новых технологий и выпуска конкурентоспособных изделий с момента появления новой идеи или разработки; разработка и реализация областных научных и научно-технических программ по приоритетным для области направлениям; разработка региональной Программы подготовки и переподготовки кадров, в том числе высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, менеджеров инновационных процессов, работников муниципального и государственного управления, патентоведов; обеспечение льготного и многоканального финансирования НИОКР, внедрения их результатов, ноу-хау и изобретений в производство; привлечение необходимых финансовых ресурсов, включая областные, федеральные и внебюджетные источники, венчурный капитал, фонды, кредитные возможности коммерческих банков, межрегиональные и международные проекты; создание межрегиональных и региональных интегрированных структур, включающих в себя промышленные предприятия и отраслевые научные организации, способных самостоятельно финансировать новые разработки; создание областного Фонда интеллектуальной промышленной собственности; развитие современной опытно-экспериментальной и приборной базы для совместного использования вузами, предприятиями, научными и инновационными организациями (создан в Омском научном центре СО РАН); регулярное проведение региональных конференций и семинаров по инновационной и изобретательской деятельности; развитие деятельности областного общества ВОИР; создание постоянно действующей выставки продукции омских предприятий, новых разработок и изобретений; составление регионального каталога инновационных проектов.

11 апреля 2007 г. постановлением правительства Омской области № 43-п была принята «концепция развития инновационной инфраструктуры на территории омской области до 2015 года» и принято решение разработать концепцию целевой программы Омской области «развитие инновационной

инфраструктуры омской области до 2015 года».

4. программа «омский локомотив»

В результате проведенного в Омске сетевого инновационного форума «транссибвуз-2000» (в соответствии с указанием МПС РФ от 23.08.2000 № 232-у), одной из задач которого было выявление научно-производственного потенциала Сибири и Омской области в интересах разрабатываемых программ развития железнодорожной техники XXI века, а также ряда маркетинговых и научно-технических исследований, выполненных в период 2001-2003 гг., была разработана концепция омской модели инновационно-индустриального стратегического развития сибири на основе межгосударственного сотрудничества, шифр «Омский локомотив».

Основой концепции является диверсификация предприятий омского оборонно-промышленного комплекса в интересах развития транспорта, аграрного машиностроения, ЖКХ, строительства, связи и других отраслей. При формировании подпрограмм концепции использовался принцип модульного построения агрегатов и систем различного назначения, характерного для современного машиностроения мирового уровня, при котором обеспечиваются круглогодичная эксплуатация (в различных отраслях) инженерных машин в виде энергоплатформ с навесным оборудованием, последовательная модернизация отдельных модулей с использованием инновационных технологий.

Концепция прошла экспертизу и получила одобрение Экспертного совета по экономической и инвестиционной политике при Комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ (протокол от 04.03.2004) и Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ (протокол от 29.04.2005 № 4.2-31). Концепция прошла экспертизу в Госдуме, в Совете Федерации и Правительстве РФ, постоянно модернизировалась под различные инвестиционные источники, включая федеральные целевые программы. В 2005 году она победила в конкурсе Минэкономразвития России, на основании чего был создан «омский региональный. бизнес-инкубатор», открытый в октябре 2006 г.

Пилотной программой в Концепции была определена «Программа модернизации и создания модулей технических средств нового поколения для россий-

ского железнодорожного транспорта с использованием высокоэффективной газотурбинной силовой установки». Это

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объясняется ускоренным развитием в XXI веке межстрановой и межконтинентальной железнодорожной сети как важнейшего условия (и следствия) глобализации мировой экономики. По оценкам экспертов, железные дороги в качестве опорных элементов сухопутных трансграничных транспортных коридоров уже в первой половине столетия будут обслуживать не менее трети мирового грузооборота и перевозок пассажиров, и при этом они будут успешно конкурировать со всеми иными способами перевозки людей и грузов.

Географическое положение России и Сибири естественным образом делает привлекательной прокладку по их территории наиболее экономичных транспортных коридоров, соединяющих вершины геостратегического треугольника XXI века, образуемого странами ЕС, Северной Америки и Восточной Азии. Российские железные дороги уже в настоящее время выполняют 81 % грузооборота и 43 % пас-сажирооборота транспорта общего пользования страны и занимают лидирующее положение в государстве и в мире по основным производственным и технологическим показателям.

Занимая более 30 % территории Евразийского континента, Россия является естественным мостом в транспортных связях между Европой и Азией, где решающая роль принадлежит Транссибирской железнодорожной магистрали. Главное преимущество Транссиба - это более чем в два раза сокращенные сроки доставки контейнеров по сравнению с морским маршрутом и соответственное уменьшение стоимости транспортировки грузов. Транзитные перевозки - это стабилизирующий фактор российской экономики, практически не зависящий от политических, социальных и экономических изменений.

Одной из причин, сдерживающих развитие массовых транзитных перевозок, является недостаточное техническое оснащение магистралей, в первую очередь - скоростным эффективным подвижным составом. Поэтому для Омска, обладающего предприятиями ОПК, специализированными в области транспортного машиностроения, и было выбрано это направление, которое интегрируется с программой «Железнодорожный транспорт» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России».

Первый этап пилотной программы предусматривал осуществление капитального

ремонта с модернизацией подвижного состава (на предприятиях железнодорожной отрасли и ОПК), а в перспективе - создание узлов и модулей газотурбинных транспортных средств нового поколения: локомотивов и поездов межрегионального сообщения высокоскоростных магистралей. При этом планируется использование российских высоких технологий и разработок (например, танковых двигателей ГТД-1250 и авиационных двигателей ТВД-20, опыта петербургского КБ им. В.Я. Климова, Омского моторостроительного объединения им. П.И. Баранова и Коломенского ВНИТИ МПС), а также мировых достижений Беларуси, Японии и Германии, включая создание совместных предприятий.

После проведения экспертизы Концепции в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и посещения г. Омска в ноябре 2006 года руководством РосОЭЗ было сделано предложение Омскому региону стать пилотной территорией по созданию Промышленно-инновацион-ного парка как базы для создания омской особой экономической зоны на основе наличия в регионе крупного многоотраслевого инженерного и промышленного потенциала, достигнутых результатов в темпах строительства жилья, выгодного географического положения для формирования мультимодальных транспортных коридоров, а также центров инновационного обучения и трансфера технологий.

При этом учитывалось наличие зарубежных инвестиционно-технологических партнеров из таких развитых стран как Германия, Япония, Беларусь, Чехия, Сингапур и др. Были сформированы резидентские подпрограммы таких организаций как: ОмГУПС, СибАДИ, НП «Омсельмаш», НП «Омскагрострой», ГУП Центр «Транспорт», ОАО Концерн «Суперкомпозит» (Москва), Омский НИИ приборостроения (ОНИИП), ПО «Иртыш», ПО «Полет», Омский институт РГТЭУ и др., являющихся инновационными организациями промышленности, малоэтажного строительства, аграрного и инженерного машиностроения, железнодорожного и автомобильного транспорта, отраслевой науки и высшего образования.

Одной из базовых площадок парка была предварительно определена территория на ПО «Полет», которое по Указу Президента РФ в настоящее время вошло в состав объединения имени Хруничева (Москва). Другую площадку предлагается разместить в рамках ПО «Иртыш».

Был разработан ряд инвестиционных проектов в областях: ракетно-космической техники, индустриального коттеджного домостроения, аграрного и универсального машиностроения, железнодорожного машиностроения, приборостроения, альтернативной энергетики, мультимодальной транспортной системы, новых конструкционных и отделочных строительных материалов и строительных технологий, экологии водных систем и нефтегазодобывающего оборудования, а также проекты реконструкции основных цехов ПО «Полет» с применением немецких и японских технологий нового поколения, в том числе литейного, кузнечного, штамповочного, инструментального, сборочно-сва-рочного, механообрабатывающего, резино-пластмассового, контрольно-испытательного, термообрабатывающего цехов.

5. съезд инженеров сибири в г. омске

20-21 марта 2008 года в Омске был проведен II Съезд инженеров Сибири, который поддержал омские инновационные инициативы и принял резолюцию съезда и Обращение участников II Съезда инженеров Сибири к Президенту Российской Федерации. Съезд поддержал создание Восточного отделения Высшего инженерного совета (ВИС) России для осуществления программ по интенсификации инновационной деятельности в регионах Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Омске.

Участники Съезда считали необходимым утвердить на правительственном уровне концепцию развития инженерно-инновационного дела в стратегически важных регионах Сибири и Дальнего Востока. Эта Концепция будет основой для формирования национальной инженерно-инновационной системы,. которая должна предусматривать выработку эффективных решений на федеральном и региональном уровне, в том числе:

1) завершение разработки и принятие Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации», обеспечивающего создание необходимых для инновационного развития экономики страны условий, включая активизацию инновационной деятельности и льготное налогообложение;

2) разработку Федерального закона «Об инженерной деятельности и статусе инженера в Российской Федерации», предусматривающего осуществление кардинальных мер, направленных на устранение явного противоречия между

низким статусом инженеров в российском обществе и той ключевой ролью, которая им должна быть отведена в решении назревших проблем экономики страны;

3) создание системы региональных инновационных центров, направленных на реализацию научно-технической, технологической и экономической политики;

4) разработку и принятие концепции региональных интегрированных территорий развития и инновационных комплексов технологически связанных конкурентоспособных организаций (кластеров), перевод региональной экономики на инновационный путь;

5) создание правовых и экономических условий для становления и широкого развития национального венчурного бизнеса как важнейшего системообразующего компонента инновационной экономики;

6) разработку системы экономической, юридической, информационной поддержки и продвижения плодотворных инновационных идей - от их выявления и патентования до разработки конструкторской документации и подготовки к серийному производству;

7) разработку и внедрение методологии отбора и всемерной поддержки системообразующих технологий, то есть технологий, изменяющих и обеспечивающих развитие системы производства одновременно в ряде отраслей экономики;

8) принятие Федеральной целевой программы «Научные, педагогические и инженерные кадры инновационной России», предусматривающей меры по привлечению молодежи в сферу науки, инженерного дела, образования и закреплению ее в этой сфере;

9) сочетание системных и программно-целевых методов инновационного развития на основе межрегиональной и межотраслевой кооперации предприятий и территориальной специализации, создание структур и механизмов, обеспечивающих управление реализацией крупных целевых проектов;

10) придание Высшему инженерному совету и Российской инженерной академии государственного статуса.

Участники Съезда просят поддержать предлагаемый масштабный эксперимент по приданию Западной Сибири статуса особой экономической зоны с учетом мирового опыта формирования национальных инновационных систем, привлечения отечественных и иностранных инвестиций, развития малого и среднего инновационно-технологического предпринимательства [7].

6. Решения по инновационному развитию города омска

Творческим коллективом Омского дома ученых совместно со специалистами администрации г. Омска в период с 1999 по 2002 г. была разработана «Концепция стратегического развития города Омска», основанная на инновационных подходах [8]. 5 декабря 2002 года Концепция была рассмотрена и одобрена на региональной научно-практической конференции с участием администрации (правительства) Омской области [9].

В последние годы работали Совет по стратегическому развитию города Омска и Совет по инновационной деятельности при мэре г. Омска. Программа «Омский локомотив-М» была рассмотрена Инновационным советом 28 февраля 2007 года (доклад П.И. Горбунова), а также 19 июня 2008 года, и было принято следующее решение:

«1) принять к сведению информацию о выполнении решения Совета по инновационной деятельности при мэре города Омска от 28 февраля 2007 года № 1;

2) одобрить деятельность ОмскОРосСНИО (председатель П.И. Горбунов, член Совета по инновационной деятельности при мэре города Омска) по продвижению проекта на федеральном и международном уровне;

3) отметить особую актуальность создания трансмеридиального инновационного коридора на территории Западной Сибири, включающего в себя транспортно-энергетическую инфраструктуру инвестиционного проекта от Уральского федерального округа «Урал промышленный - Урал полярный» и комплексную

инфраструктуру мультимодального скоростного транспортного коридора Межрегиональной инновационной программы «Омский локомо-тив-М» от Сибирского федерального округа;

4) доработать совместно с представителями администрации города Омска проект «Омский промышленно-инновационный парк - база инновационного развития Омского региона» с целью его презентации на мероприятиях, проводимых в России и за рубежом, а также в Министерстве экономического развития РФ - в рамках представления инвестиционных проектов, разработанных к 300-летию основания города Омска;

5) поддержать идею проведения в городе Омске II Съезда инженеров России [10]».

Наиболее эффективной формой организации региональной экономики в настоящее время является кластерная политика и формирование территориальных кластеров - групп географически соседствующих взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков и др.) и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственного управления, институтов инфраструктуры), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [11-13]. В Омске прорабатываются вопросы формирования ряда технологических и образовательных кластеров [12, 14, 15].

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о несомненной перспективности инновационного развития города Омска и Омской области. Необходимо лишь скоординировать и успешно реализовать соответствующую деятельность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Закон Омской области «Об инновационной деятельности на территории Омской области» от 13 июля 2004 года № 527-ОЗ.

2. Нестеренко, Ю. Мировой опыт формирования национальных инновационных систем и проблемы России // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 1. - С. 81-87.

3. О государственном регулировании в сфере научной деятельности и научно-технической политики в Омской области: Закон Омской области от 6 января 2000 г. № 226-ОЗ.

4. Карпов, В.В. О динамике социально-экономических полисистем и инновационной инфраструктуре / В.В. Карпов, В.В. Лизунов // Динамика систем, механизмов и машин: матер. V Междунар. науч.-техн. конф. - Кн. 4. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. - С. 20-30.

5. Лизунов, В.В. Об истории и проблемах региональной научно-технической и инновационной политики // Инновации в экономике Омской области:

перспективы и пути развития: матер. Межрегион. науч.-практ. конф. / Правительство Омской области.

- Омск, 2004. - С. 37-45.

6. Лизунов, В.В. Инновационная инфраструктура - основа регионального развития / В.В. Лизунов, В.В. Карпов, П.И. Горбунов // Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты: тез. докл. и сообщ. Всерос. науч.-практ. конф. - Омск: Омск. акад. МВД России, 2008.

- С. 83-85.

7. Резолюция и Обращение участников II Съезда инженеров Сибири к Президенту Российской Федерации. - Омск, 20-21 марта 2008 г.

8. Карпов, В.В. Концепция стратегического развития города Омска / В.В. Карпов, А.А.Колоколов, В.М. Лебедев, В.В. Лизунов и др. - Омск: Администрация города Омска, 2002. - 100 с.

9. Омск: стратегия развития города: матер. науч.-практ. регион. конф. (5 декабря 2002 г.).

- Омск: Администрация города Омска, 2003. - 104 с.

10. Решение Совета по инновационной деятельности при мэре города Омска от 19 июня 2008 года № 3.

11. Лизунов, В.В. Кластерная политика и перспективы формирования образовательных кластеров // Повышение конкурентоспособности российской экономики в современных условиях: управленческие, финансовые, коммерческие аспекты: матер. II Между-нар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. - Омск: Издатель ИП Погорелова Е.В., 2008. - С. 484-498.

12. Лизунов, В.В. Кластерная политика в экономике России / В.В. Лизунов, В.В. Карпов // Национальные приоритеты России. - 2009. - № 1. - С. 116-130.

13. Лизунов, В.В. Кластеры как форма инновационного развития региона // Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы: тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф.

- Омск: НП ЦМК, 2009. - С. 53-62.

14. Лизунов, В.В., Соловьев, А.А., Ерофеев, Ю.В. и др. Кластеры и кластерные стратегии: Монография. - Омск: Омское книжное издательство, 2010.

- 250 с.

15. ПАРК - промышленно-аграрные региональные кластеры // Элемент-22: Группа компаний «Титан». - Спецвыпуск: июль-август 2011.

Карпов Валерий Васильевич - доктор экономических наук, заведующий Огатья поступила в редакцию

Омской экономической лабораторией Института экономики и организации 16 08 2011 г

промышленного производства СО РАН, директор филиала в г. Омске ВЗФЭИ.

Лизунов Владимир Васильевич - кандидат физико-математических наук, доцент Омского института Российского государственного торгово-экономического университета, старший научный сотрудник Омской экономической лаборатории Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.

© В.В. Карпов, В.В. Лизунов, 2011.

О СПЕЦИФИКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

УДК 332.145 В. В. Алещенко

Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук

Статья посвящена особенностям планирования экономического и социального развития территории на современном этапе рыночных отношений. На примере Омской области анализируются уровни, принципы, методы регионального планирования. Рассматриваются вопросы территориального разделения труда (специализации), система документов планирования региона.

Ключевые слова: стратегическое планирование, региональное развитие, экономическая политика, Омская область.

Экономическое и социальное развитие любой территории в современных условиях невозможно без продуманного и взвешенного планирования. И чем выше уровень территории, тем более сложной, но в то же время и более насущной является реализация в условиях рыночной экономики принципов планирования. Рассмотрим специфику этого процесса на уровне конкретного региона - Омской области.

Реализация региональной социально-экономической политики в Омской области опирается на систему планирования, в основе которой лежат:

1) анализ имеющегося потенциала развития региона и существующих проблем, пер-

спектив и рисков его развития, систематизация факторов, способствующих и препятствующих социально-экономическому развитию Омской области;

2) постановка и обоснование целей и задач социально-экономического развития Омской области на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, а также рамочное описание основных направлений их решения;

3) выработка алгоритмов достижения поставленных целей и задач;

4) координация действий органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, руководителей хозяйствующих субъектов, пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.