Научная статья на тему 'Роль кластеров в стратегическом планировании, инновационном развитии и конкурентоспособности регионов'

Роль кластеров в стратегическом планировании, инновационном развитии и конкурентоспособности регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / КЛАСТЕРЫ / CLUSTERS / ЭКСТЕРНАЛИИ / EXTERNALITIES / ТРАНСАКЦИИ / TRANSACTIONS / ФОРСАЙТ / FORESIGHT / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лизунов Владимир Васильевич

В статье показано, что наряду с рыночными процессами и явлениями, сопровождающими переход к товарному ведению хозяйства в России, крупные корпорации и производственные кластеры становятся ключевыми элементами региональных социальноэкономических систем и являются базой для эффективной реализации конкурентоспособных стратегий сбалансированного социальноэкономического развития территорий. Описаны необходимые условия и предложены механизмы их формирования и реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF CLUSTERS IN STRATEGIC PLANNING, INNOVATIVE DEVELOPMENTAND COMPETIVENESS OF REGIONS

The article shows that large corporations and industrial clusters, along with the market processes and the phenomena accompanying transition to salable farm management in Russia, become key elements of regional social and economic systems and are a base for efficient implementation of competitive strategies of the balanced social and economic development of territories. The author describes necessary conditions and offers mechanisms of their formation and realization.

Текст научной работы на тему «Роль кластеров в стратегическом планировании, инновационном развитии и конкурентоспособности регионов»

УДК 332+334 ГРНТИ 06.54.31

РОЛЬ КЛАСТЕРОВ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ, ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ

В.В. Лизунов

Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Омская экономическая лаборатория ИЭиОПП СО РАН, Омский Дом ученых Россия, 644099, г. Омск, ул. Певцова, 13

В статье показано, что наряду с рыночными процессами и явлениями, сопровождающими переход к товарному ведению хозяйства в России, крупные корпорации и производственные кластеры становятся ключевыми элементами региональных социально-экономических систем и являются базой для эффективной реализации конкурентоспособных стратегий сбалансированного социально-экономического развития территорий. Описаны необходимые условия и предложены механизмы их формирования и реализации.

Ключевые слова: инновационная экономика, инфраструктура, кластеры, экстерналии, трансакции, форсайт, стратегия, регион.

ROLE OF CLUSTERS IN STRATEGIC PLANNING, INNOVATIVE DEVELOPMENT AND COMPETIVENESS OF REGIONS

V.V. Lizunov

Omsk Branch of Plehanov's REU, Omsk Economic Laboratory of IEiOPP SO RAN,

Omsk Center of Scientists

Russia, 644099, Omsk, ul. Pevtsova, 13

The article shows that large corporations and industrial clusters, along with the market processes and the phenomena accompanying transition to salable farm management in Russia, become key elements of regional social and economic systems and are a base for efficient implementation of competitive strategies of the balanced social and economic development of territories. The author describes necessary conditions and offers mechanisms of their formation and realization.

Keywords: innovative economy, infrastructure, clusters, externalities, transactions, foresight, a strategy, a region.

1. Инновационная экономика

Современные мировые тенденции связаны с переходом к новому типу экономического развития, основанному на непрерывном изменении и обновлении производственной базы, технологий, товаров и услуг, при ко-

тором инновации превращаются в главный вектор развития. Наибольшую роль при этом играет появление глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе.

То есть происходит создание глобального информационного поля, генерирующего знания и оказывающего существенное влияние на появление экономики нового типа — инновационной, в которой решающую роль играют знания, а производство знаний представляет собой источник экономического роста.

Экономика становится инновационной, если:

1) в обществе выделяется особая роль научных знаний, наблюдается положительное восприятие обществом и государством новых идей и технологий, появляется готовность к трансферу знаний, их практической реализации в различных сферах деятельности;

2) осуществляется автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления, в результате чего образуются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание информационных ресурсов в объёме, необходимом для поддержания растущего научно-технического прогресса;

3) сформированы инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовывать процессы, направленные на внедрение высоких технологий и выпуск конкурентоспособной продукции;

4) происходят радикальные изменения социальных структур, которые приводят к расширению и активизации инновационной деятельности не только в производственной, но и в других сферах — управлении, образовании, культуре, в быту;

5) создана система опережающей подготовки и переподготовки профессиональных кадров в области инноваций, эффективно реализующих комплексные проекты развития как производства, так и социальной сферы (территорий).

Другими словами, важнейшим условием развития является высокая инновационная активность на всех уровнях управления (общественном, государственном, предпринимательском), а также наличие эффективной инновационной инфраструктуры, которая становится базовой составляющей современного общества, фундаментом инновационной экономики.

В регионе инновационная инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных общественных и производственных институтов (организационно-управляющих и конструкторско-технологических систем, предпринимательских структур, научно-исследовательских организаций, высших учебных за-

ведений, отдельных ученых и изобретателей), необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности [2, 6].

2. Роль экономических кластеров и экстерналий

В настоящее время, вслед за М. Портером, позитивные эффекты, появляющиеся в экономических кластерах, традиционно рассматриваются по следующим направлениям:

1) производительность; 2) инновации; 3) создание и поддержка бизнес-образований.

В ряде современных исследований для описания инновационного развития регионов используются понятия «инноватив-ность» и «экономический кластер».

При этом под экономическими кластерами понимаются добровольные неформальные (самоорганизующиеся) объединения самостоятельных хозяйствующих субъектов на условиях близости территориальной, отраслевой, культурной; взаимодополняемости по продуктам, ресурсам, процессам; взаимосвязанности потоками материальными, нематериальными, информационными.

Под инновативностью понимается способность генерировать инновации, поддерживающуюся в расширенном цикле их воспроизводства. Что подразумевает и постоянное внедрение новаций в практику хозяйственной деятельности, поддерживающее и развивающее инновативность.

Экономические кластеры определяются как наиболее доступный и эффективный инструмент, способствующий обретению региональными экономиками, отраслями и отдельными хозяйствующими субъектами высокой инновационной активности. Это связывается с облегчённым доступом членов кластера к более обширной и содержательной рыночной и нерыночной информации, что способствует более быстрому и адекватному их реагированию на изменения в среде и требование потребителей [1, 23].

Утверждается, что в рамках кластера экономические субъекты сильнее осознают необходимость использования инновационных подходов. Приводятся три основные причины, по которым развитие инноваций связано с кластерами: 1) потребность в снижении технической и экономической неопределённости;

2) необходимость поддержания взаимосвязей между участниками кластера; 3) заинтересованность в непосредственном контакте и обмене информацией, создании новых ценных знаний [22].

В условиях пространственной локализации больше возможностей для эффективного поиска в каком-либо аспекте бизнеса, что становится основой инновационного продукта или процесса. Истоки инновативности экономических кластеров кроются в их сетевой природе. В экономической среде побудительным мотивом вхождения в кластер для хозяйствующих субъектов является стремление объединить свои возможности для успешного противостояния сильному конкурентному давлению извне. Сетевой характер обеспечивает экономическим кластерам повышенную адаптивность к изменениям во внешней среде, трансформацию структуры, связей между участниками, появление новых структурных элементов и т.д.

При объединении в кластеры малых и средних компаний, они, обладая более скромными возможностями, вынуждены генерировать продуктивные новации, позволяющие им достигать высокого уровня конкурентоспособности, удерживать его и повышать. Объединяясь в кластер, они сохраняют свою высокую гибкость, адаптивность и мобильность, перенося эти характеристики на кластерное объединение в целом. В результате в кластере формируется особая среда, основанная на неформальных контактах и связях, что делает информационный обмен в кластере достаточно разнообразным, многомерным, интенсивным и динамичным.

Функционирование кластера как единого организма, связность кластерных элементов обеспечивают инфраструктурные элементы, создаваемые за счет обобществления ресурсов или расширения функций участников кластера. К ним относятся специальные институты взаимодействия, способствующие согласованию экономических интересов участников, поиску точек соприкосновения, созданию совместных проектов, что в целом приводит к повышению эффективности вну-трикластерных взаимодействий, и, как следствие, к усилению инновативности [1, с. 360].

С пространственной локализацией, возникающим «эффектом масштаба», специфическим сочетанием отношений соперничества и сотрудничества (конкуренции и кооперации) во взаимодействиях участников кластера связаны позитивные эффекты, в том числе положитель-нье внешние эффекты — экстерналии.

Термин экстерналия был введён в 1920 году английским экономистом, учеником Альфреда Маршалла, представителем Кембриджской неоклассической школы Артуром Пигу в книге «Экономическая теория благо-

состояния» («The Economies of Welfare») и означает воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованных рынком.

Трансакция (англ. transaction, лат. transactio — совершение, договор) — минимальная логически осмысленная операция между людьми, например, купля-продажа, пара сообщений «туда-обратно», перевод денег со счета на счет (единица взаимодействия, коммуникативный факт).

Классическим примером положительной экстерналии со стороны производителя является взаимодействие расположенных рядом пасеки и яблоневого сада: пчёлы способствуют повышению урожая яблок, а яблони — увеличению сбора мёда, при этом их хозяева не вступают между собой ни в какие рыночные отношения.

В настоящее время решающую роль в выборе фирмами местоположения или партнеров играют так называемые «неосязаемые факторы», в первую очередь, знания. Интенсивная конкуренция и значительный объём неко-дируемых знаний, возникающих в рамках отдельных территорий, ведут к появлению урбанизационных экстерналий, или так называемых экстерналий Якобе [20].

Выделяют также диверсификационные экстерналии, возникающие в процессе взаимного обмена различными идеями между членами кластерного образования. Все указанные положительные эффекты способствуют повышению темпов роста и конкурентоспособности участников кластера.

В кластерах существуют объективные силы как притягивающие участников друг к другу, так и силы отталкивания, препятствующие полному слиянию, потере самостоятельности, индивидуальности. В экономических кластерах в этой роли выступают конкуренция и кооперация. Сотрудничество и кооперационные связи не уничтожают конкуренцию, и внутренняя конкурентная среда создаёт дополнительные стимулы для развития инновативных возможностей участников.

Сочетание кооперации и конкуренции в кластерах приводит к тому, что компании становятся лучше осведомлены об особенностях деятельности своих рыночных соперников, появляется возможность сравнения собственных показателей с результатами конкурентов, что позволяет принимать более адекватные управленческие решения, повышать внутрифирменную эффективность [13].

Процессы кластеризации обладают динамизмом, в них одни самостоятельные единицы

под воздействием центростремительной силы присоединяются к кластеру, другие в это же время испытывают на себе действие центробежных сил и кластер покидают. Поэтому границы и конфигурация кластерных структур отличается нестабильностью, изменчивостью. Свободное вхождение субъектов в бизнес-кластер и свободный выход из него, происходящие под воздействием потребности в кооперации или конкуренции, отсутствие формальных процедур входа-выхода и условий участия, сохранение полной индивидуальности субъектов являются важными факторами проявления инновативности кластеров.

Преимущества подобного способа объединения привлекательны для новых участников с их новациями, ресурсами, опытом, что поддерживает инновативность, совершенствует механизмы генерирования новаций и способствует внедрению их в практику ведения хозяйственной деятельности [1, с. 361].

Повышению инновативности, устойчивости и адаптивности кластеров к внешним условиям способствует и общая ресурсная база, возникающая в результате развития взаимодополняемости между элементами, обобществления и совместного использования части ресурсов участников кластера. Чаще всего это недогруженное оборудование, побочный продукт, полуфабрикаты, а также нематериальные ресурсы: знания, информация, квалификация, опыт работников и специалистов, которые стимулируют возникновение самых неожиданных проектов.

В результате соседнего месторасположения, наличия коммуникативных площадок и развития контактов между организациями и специалистами информация внутри кластера начинает циркулировать с гораздо большей скоростью, чем при обычных условиях. Возникает так называемый «интеллектуальный перелив» в виде циркуляции различного рода информации, который является мощным фактором развития кластера и территории [19].

Для эффективных кластеров характерным является быстрое распространение как формальных (кодируемых), так и неформальных (некодируемых) знаний и другой информации. Подчёркивается тот факт, что неформальные знания могут передаваться лишь на индивидуальном уровне, при этом их значение для создания новых технологий и усовершенствования старых крайне велико [16].

Технологические изменения, происходящие в компаниях, напрямую связаны с уве-

личением доли высококвалифицированных сотрудников [24]. Важное значение имеет наличие творческих работников, существует теория «креативного» капитала, противопоставляемого социальному и человеческому, который является сильным фактором регионального экономического роста [17].

К накоплению «креативного» капитала, то есть специалистов высокой квалификации в различных профессиональных областях, ведет особая региональная политика подготовки кадров и создание необходимых условий для подготовки способных учащихся, проживания и деятельности талантливых специалистов, что значительно влияет на развитие регионов.

Пример Швеции показывает, что плотность территориального распределения работников, получивших высшее образование, и величина валового регионального продукта на единицу площади коррелируют между собой [21].

Накопленные результаты исследований и разработок отдельных компаний, а также пространственные экстерналии, связанные с распространением этих достижений в рамках близлежащих территорий, оказывают положительное влияние на развитие региона как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе [23].

Доступ к специализированным факторам производства, в особенности рабочей силе и информации, развитие взаимодействия между участниками кластера, квалифицированная рабочая сила, специализированная инфраструктура, снижающая издержки, другие положительные эффекты кооперации на территории могут рассматриваться в качестве так называемых квазиобщественных благ, доступ к которым требует определенных затрат, но для кластеров — значительно меньших. Влияние факторов, традиционно способствующих улучшению производительности отдельных компаний, значительно усиливается в рамках кластерных структур, что, прежде всего, обусловлено позитивными экс-терналиями соседнего месторасположения.

Приводятся следующие причины, по которым развитие инноваций в регионах и их конкурентоспособность связаны с кластерами:

1) возрастающая потребность в снижении технической и экономической неопределённости;

2) необходимость в поддержании взаимосвязей между участниками кластера и специализированными институтами (включая исследования и образование);

3) заинтересованность в непосредственном контакте и обмене информацией, а также создании новых ценных знаний [22].

Возникновение новых экономических образований приводит к качественному изменению состава участников кластера, вследствие чего будет постепенно возрастать интенсивность конкуренции. Выделяются два уровня положительного воздействия на кластер появления новых фирм:

1) улучшение результатов деятельности благодаря повышению производительности уже существующих компаний;

2) качественный и количественный экономический рост вследствие исчезновения относительно неэффективных и притока более конкурентоспособных бизнес-структур [14].

Для того чтобы позитивный эффект проявлялся на обоих уровнях, должно существовать конкурентное давление и присутствовать возможности для успешного развития бизнеса в рамках соответствующих рынков. Очевидно, что ключевые условия для этого имеются именно в кластерах: доступность ценной рыночной информации, отсутствие преград для создания нового бизнеса благодаря наличию накопленных ресурсов, необходимых для создания фирмы, присутствие духа кооперации и соперничества.

Достаточно эффективным процессом образования бизнеса в кластерных структурах является метод «спин-офф» (англ. spin-off — раскручиваться), при котором основатели нового предприятия используют опыт, накопленный в ходе работы в качестве сотрудников ранее действующих игроков рынка (по-русски «отпочковаться»). Это позволяет избежать большого числа ошибок и лучше организовать работу новой компании (в литературе и кинематографе «спин-офф» является продолжением произведения, основными действующими лицами которого являются персонажи, являвшиеся второстепенными или вовсе не упоминавшимися в исходном произведении). «Спин-офф» усиливается технологическими успехами участников кластера, а это, в свою очередь, ведёт к росту числа игроков рынка и повышению региональной занятости.

О позитивном воздействии на развитие региона новых участников кластера говорит так называемый эффект Хотеллинга, в соответствии с которым конкуренция, осуществляемая в рамках пространственной концентрации, ведёт к увеличению доли рынка, занимаемой членами кластера [15].

Важнейшим результатом увеличения числа участников кластера является преодоление так называемого «инновационного фильтра знаний», то есть барьеров на пути реализации инновационных достижений, постановки их на коммерческую основу. Инвестиции, которые вкладываются в исследования и разработки в развитых и развивающихся странах, гораздо меньше объемов реализованных инноваций и темпов экономического роста, поскольку не существует прямой зависимости между величиной инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и отдачей от них.

Преодоление «фильтра знаний» происходит в региональных инновационных кластерах за счет формирования научно-инновационных сетей: множества взаимосвязанных исследовательских, проектных, конструкторских и испытательных учреждений, инфраструктурных организаций и промышленных предприятий, работающих в различных инновационных проектах с координацией целей и интеграцией ресурсов.

Увеличение числа новых бизнес-образований, повышение уровня интеграции в научно-инновационной сети за счет формирования информационного пространства с потоками научного и инновационного знания приводит к созданию коллективных объектов интеллектуальной собственности, совокупного инновационного продукта, обеспечению конкурентного преимущества, то есть эффективному преодолению эффекта «фильтра знаний» как в стаг-нирующих регионах, так и в регионах роста.

Все перечисленные эффекты могут действовать в совокупности и усиливать друг друга. Связующим элементом при этом выступают знания, накапливающиеся и циркулирующие в рамках кластерных образований, поскольку аккумулируемая и передаваемая участниками кластеров информация служит основой повышения производительности, развития инновационной активности и привлечения новых рыночных игроков.

В качестве основных критериев оценки стратегической конкурентоспособности стран по методике Всемирного экономического форума используются следующие группы индикаторов:

1) технологичность (инновационность) страны;

2) развитие государственных институтов;

3) состояние макроэкономической среды.

Эти блоки показателей полностью соответствуют кластерным преимуществам,

которые вместе с позитивными экстерналия-ми распространяются за пределы кластеров, повышая качество экономической среды региона. В этой среде действуют другие хозяйствующие субъекты, которые также повышают свою инновационную активность, способствуя формированию и дальнейшей реализации регионального инновационного потенциала, развитию региональной инновационной системы [11, 12, 18].

Активное воспроизводство инноваций приводит к совершенствованию региональной экономической системы, происходит совершенствование ресурсной базы, увеличение в её структуре доли квалифицированного, интеллектуального и творческого труда, преимуществ, связанных с фактором местоположения. Совершенствуется практика управления хозяйственной деятельностью, осуществляется переход к более высокому технико-экономическому укладу. Всё это способствует развитию научной и образовательной сфер, сектора малого и среднего предпринимательства, экономическому росту и повышению благосостояния населения.

Инновационный потенциал значительно усиливается в условиях эффективного государственного и муниципального управления, что способствует улучшению как мезоэконо-мической, так и макроэкономической ситуации. То есть конкурентные преимущества кластеров позволяют обеспечить высокую конкурентоспособность как на региональном, так и на федеральном уровне.

В последние годы президентом и Правительством России сформирован новый этап государственной социально-экономической политики, основным содержанием которого является инновационное развитие регионов. В первую очередь ставится задача создания территориальных инновационных кластеров как наиболее перспективных форм региональной производственной кооперации, обеспечивающих производство конкурентоспособной на региональных и мировых рынках продукции и эффективное развитие территорий. Формируются соответствующие институты развития федерального и регионального уровней, отрабатываются механизмы отбора и поддержки инвестиционных региональных проектов инновационной и инфраструктурной направленности, определяется порядок их софинансирования и управленческого сопровождения.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривалось создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Кластерная политика указывается и в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [7], в «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» [8], в Перечне поручений Президента РФ от 22.11.2011 № Пр-3484 ГС по итогам заседания президиума Государственного совета РФ от 11 ноября 2011 г., в Четырехстороннем соглашении Минэкономразвития (Минэкономразвития, ВЭБ, АСИ, Деловая Россия) от 21 декабря 2011 г. и т.д.

Следующим этапом государственного регулирования, поддержки и успешной реализации кластерной политики в России должно быть принятие соответствующего федерального и регионального законодательства.

3. Федеральный закон о стратегическом планировании

С 11 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [10], который устанавливает «единые требования к системе стратегического планирования социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».

Ранее, в 1995 году, был принят закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» [9], который теперь утратил силу, а фактически был направлен лишь на разработку прогнозов: из документов планирования указывались лишь концепции и программы социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Только сейчас возникло понимание того, что в России должна быть создана единая система стратегического планирования, которая стала рассматриваться как одна из ключевых задач обеспечения национальной безопасности страны и ее регионов. В этой системе все документы стратегического планирования на всех уровнях должны быть согласованы по целям, задачам, приоритетам и показателям достижения целей. Временной период стратегического планирования составляет от 6 до 12 лет, что позволяют

обеспечить преемственность целей и задач социально-экономического развития территорий при смене руководителей, которые избираются на 5 лет.

В новом законе из перечня документов стратегического планирования исключены федеральные целевые программы (ФЦП), которые заменены госпрограммами. Исключены также долгосрочные целевые программы (ДЦП) и концепции социально-экономического развития, а отраслевые программы заменены отраслевыми и межотраслевыми стратегиями. На уровне региона остаются только государственные программы, разрабатываемые в рамках приоритетных направлений социально-экономического развития региона.

В законе 115-ФЗ введены «промежуточные» уровни стратегического планирования — межрегиональный и межмуниципальный уровни. Межрегиональный уровень — это уровень федеральных округов (они названы макрорегионами), стратегии развития которых становятся важными инструментами согласования стратегических целей, задач и приоритетов развития регионов со стратегическими документами федерального уровня. Межмуниципальный уровень вводит разработку межмуниципальных стратегий (части территории субъекта РФ). На муниципальном уровне введен набор стратегических документов, которые могут быть разработаны по решению органов местного самоуправления. В законе также описаны цель, задачи, принципы организации и порядок проведения мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.

В советской планово-директивной экономике стратегия социально-экономического развития территории определялась комплексом из трех стратегических документов: «Схемой развития и размещения производительных сил» (взаимосвязь «индустрия-природа»), «Схемой сохранения и создания рабочих мест» (взаимосвязь «человек-индустрия»), «Схемой расселения» (взаимосвязь «природа-человек»).

Схема развития и размещения производительных сил разрабатывалась исходя из планов отраслей по объемам и размещению производств в соответствии с региональным разделением труда. При этом должны были учитываться: региональные потребности; имеющиеся мощности строительно-монтажных организаций, транспорта и энергетики;

научно-технический и производственный потенциал; трудовые ресурсы и т.д. Система производительных сил включала в себя шесть элементов: 1) рабочую силу с присущим ей уровнем квалификации, образования и трудовых навыков; 2) науку как накопленные знания; 3) технику производства в широком смысле (средства и предметы труда, технологии); 4) силы природы в той мере, в которой они вовлечены в производство; 5) формы организации труда, способы соединения людей в процессе производства; 6) формы управления экономикой.

Перспективный период составлял 15 лет, анализ исходной базы социального и экономического развития (ретроспективный период) также — 15 лет. Как анализ, так и разработка основных показателей размещения и развития производительных сил (в том числе по количеству рабочих мест) проводились в разрезе отраслей народного хозяйства.

При разработке схем учитывались: партийные и государственные программные и директивные документы; концепции развития производительных сил; комплексные программы научно-технического прогресса; отраслевые программы; пятилетние планы и прогнозы; предложения местных плановых органов и научных организаций [5].

После распада СССР и упразднения Госплана и Госснаба планирование в России было фактически отменено. В новом федеральном законе 2014 года о стратегическом планировании № 172-ФЗ система стратегического планирования состоит из следующих документов.

На федеральном уровне основой для определения стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития страны является ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию, а также указы Президента, раскрывающие суть послания. Раз в шесть лет разрабатываются Стратегия социально-экономического развития страны и Стратегия обеспечения национальной безопасности России.

Эти документы разрабатываются на основе стратегического прогноза Российской Федерации (разрабатывается на 12 и более лет), долгосрочного прогноза социально-экономического развития России и прогноза научно-технологического развития страны (разрабатываются каждые 6 лет на период 12 и более лет), бюджетного прогноза на долгосрочный период и прогноза социально-

экономического развития страны на среднесрочный период (разрабатывается ежегодно).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе указанных выше стратегий разрабатываются отраслевые документы стратегического планирования. К ним отнесены: межотраслевые стратегии и генеральные схемы (они обязательны для тех сфер, где действуют естественные монополии — топливно-энергетического и транспортного комплексов), отраслевые стратегии и стратегии отдельных сфер социально-экономического развития.

Систему стратегического планирования федерального уровня дополняют программные документы: Основные направления деятельности Правительства РФ (на шесть лет), государственные программы РФ (период их действия определяется Правительством РФ), государственная программа вооружения РФ и планы деятельности федеральных органов исполнительной власти (на 6 лет).

Межрегиональный уровень (уровень федеральных округов). Новым стратегическим документом в нашей стране, необходимым для выработки и реализации сбалансированной региональной политики, становится Стратегия пространственного развития России. На ее основе будут разрабатываться Схема территориального планирования РФ и стратегии социально-экономического развития макрорегионов. Подобные стратегии существовали и ранее как стратегии социально-экономического развития федеральных округов, но они не носили легитимного и обязательного характера. Теперь стратегии макрорегионов должны обеспечить взаимное согласование (как пространственное, так и временное) реализации мероприятий, включенных в стратегии социально-экономического развития субъектов РФ и их генеральные схемы, с целями, задачами и приоритетами федеральных документов стратегического планирования.

Стратегии социально-экономического развития макрорегионов могут служить основанием для принятия решения о разработке государственных программ Российской Федерации, сформированных по территориальному принципу.

На уровне субъектов Российской Федерации система стратегического планирования включает аналогичную систему стратегических документов. В регионе должна быть разработана стратегия социально-экономического развития на срок до 12-ти лет.

Эта стратегия является основой для разработки государственных программ субъекта РФ и региональной схемы территориального планирования. В обязательном порядке должен быть разработан план мероприятий по реализации стратегии.

В соответствии с законом, в регионе могут быть разработаны стратегии социально-экономического развития части территории субъекта РФ (например, для нескольких муниципальных образований), для которой требуется выработка особых целей, задач и направлений развития.

Так же, как и на федеральном уровне, стратегические документы должны основываться на долгосрочном прогнозе социально-экономического развития региона, который разрабатывается каждые 6 лет на 12 и более лет, долгосрочном бюджетном прогнозе субъекта РФ и прогнозе социально-экономического развития региона на среднесрочный период.

На муниципальном уровне система стратегического планирования представлена стратегией социально-экономического развития муниципального образования, муниципальными программами и планом мероприятий по реализации стратегии. В муниципальном образовании также должны быть разработаны прогнозы социально-экономического развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, бюджетный прогноз.

В законе ничего не говорится о концепциях социально-экономического развития муниципальных образований. Кроме того, в статье 39 закона указано, что стратегия и план мероприятий по ее реализации могут разрабатываться по решению органов местного самоуправления [10].

Кластерные стратегии и программы, в соответствии с законом, могут быть включены в документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне Российской Федерации, макрорегиона и субъекта РФ. На уровне региона кластеры с необходимостью включаются в стратегию социально-экономического развития субъекта РФ, прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период, бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период, план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ, государственные программы субъекта РФ, схему территориального планирования субъекта РФ.

При этом план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ содержит: этапы реализации стратегии — три года (для первого этапа реализации стратегии и текущего периода бюджетного планирования) и 3 — 6 лет (для последующих этапов); цели и задачи социально-экономического развития субъекта РФ, приоритетные для каждого этапа; показатели реализации стратегии и их значения (для каждого этапа); комплексы мероприятий и перечень государственных программ субъекта РФ, обеспечивающие достижение целей; иные положения, определенные руководством региона.

Современное комплексное развитие регионов как эффективных социально-экономических систем требует не только модернизации и оптимального размещения предприятий, использования эффективных форм кооперации, создания конкурентоспособных экономических кластеров, но и сбалансированного пространственного развития территорий с учетом природно-ресур-сного, производственного и кадрового потенциала, уровня хозяйственной освоенности, экологического состояния, исторических предпосылок, менталитета населения, хозяйственной ёмкости и культурной освоенности ландшафтов.

Поэтому для регионов и крупных городов России первоочередными полисистемными задачами (с учетом мировой практики обновления городов) следует считать разработку проектов создания социально-производственно-экологических зон нового типа (XXI века), включающих концептуальные схемы и основные механизмы реализации стратегий развития (региона, района или города) с широким привлечением профессиональной общественности (форсайт).

Проекты должны включать развитие необходимой инфраструктуры, оптимальное реструктурирование и модернизацию существующих крупных промышленных зон предприятий (в том числе оборонных), экологических объектов, жилых микрорайонов и пустырей, создание эффективных транспортно-логистических систем и рек-реационно-экологических зон.

Эта цель достигается решением следующих задач:

1. Поиск, отбор и анализ имеющихся градостроительных, архитектурно-планировочных, экологических, транспортных и

других информационных материалов по объектам на территории выделенной производственно-экологической зоны.

2. Проведение необходимых комплексных обследований на местности с целью оформления заключений о состоянии и ресурсных возможностях различных участков территории.

3. Разработка комплексной Концепции создания производственно-экологической зоны нового типа (XXI века) на территории с учетом обновления и реструктуризации промышленных зон и предприятий, жилых микрорайонов, экологических объектов и пустырей, рекреационно-экологических участков.

Основными этапами проекта могут быть:

Этап 1. Поиск, отбор и анализ имеющихся градостроительных, архитектурно-планировочных, экологических, транспортных и других информационных материалов по объектам на территории, выделенных жилой и производственно-экологической зон.

Этап 2. Создание рабочих групп, разработка заданий и проведение необходимых специализированных и комплексных обследований на местности с целью оформления заключений о состоянии и ресурсных возможностях различных объектов и участков территории.

Этап 3. Привлечение необходимых специалистов и разработка материалов комплексной Концепции создания пилотной производственно-экологической зоны нового типа (XXI века) на территории с использованием инновационных транспортных систем и развязок.

Этап 4. Составление итогового отчёта, презентация и публичное обсуждение комплексной Концепции создания пилотной производственно-экологической зоны нового типа.

Этап 5. Подведение итогов общественных обсуждений и разработка рекомендаций по реализации проекта.

Исполнителями и участниками работ по проекту могут быть целевые рабочие группы (включающие социотехноструктуры, «фабрики мысли», бесприбыльные корпорации и т.д.) из специалистов органов регионального и муниципального управления, градостроительных организаций, преподавателей и студентов вузов, работников промышленных предприятий и консалтинговых организаций, представителей ассоциаций промышленников и предпринимателей, научных общественных и академических организаций

(в том числе — Российской Академии наук (РАН), Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН), Всероссийского общества охраны природы (ВООП), Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), Международной академии информатизации, Российской инженерной академии (РИА), Российской Академии транспорта (РАТ) и др.), членов экологических клубов, учащихся и преподавателей гимназий и колледжей, активистов КТОСов, волонтёров и т.д. [3, 4].

Выводы. Современные экономика и управление рассматривают создание кластеров как комплексный эффективный механизм развития, обеспечивающий рост конкурентоспособности региона на основе инноваций и синергетических эффектов территориальной самоорганизации и партнёрства, обеспечивающих формирование инновационного сообщества как субъекта развития территории. Кластеры создают особую форму инноваций — совокупный инновационный продукт, поскольку спонтанная концентрация разнообразных научных и технологических новшеств заменяется оптимальной системой распространения и реализации новых знаний и технологий.

Рассматриваются «спонтанные» кластеры - протокластеры, образованные вокруг ключевых отраслей промышленности (химической, нефтегазовой, металлургии, машиностроения, информатики и др.), инструменты кластерной политики в виде интеграции всех основных действующих форм социально-экономического развития регионов: программы поддержки малого бизнеса, технопарки, промпарки, особые экономические зоны, центры «трансфера» технологий; инвестиционные и венчурные фонды; национальные и региональные проекты; целевые и адресные инвестиционные программы и т.д.

Особое внимание обращается на «ядро кластера», под которым понимается одно или несколько предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке, «кластерные инициативы» - проекты и программы активных субъектов (акторов), разрабатывающих и реализующих программы формирования и развития кластеров, «кластерный консалтинг» - предоставление услуг специалистов и экспертов по оценкам, прогнозам и реализации различных этапов кластерных проектов, «кластерный менеджмент» -преподавание теоретических основ и

практическая реализация управления кластерными инициативами, а также комплекс образовательных и консультационных мероприятий с привлечением ведущих специалистов и заинтересованных сторон, в формате которого могут проводиться рабочие группы, семинары и совещания, «круглые столы», конференции; производиться тематические публикации; экспертизы, образовательные курсы и пр. Задачами рабочих групп такого типа — «фабрик мысли» (социотехнострук-тур) — на региональном и муниципальном уровнях должны быть выявление, диагностика и моделирование потенциальных кластеров; разработка, согласование и оптимизация программ их развития; координация взаимодействия кластеров; снятие ведомственных и отраслевых ограничений.

Подчеркивается роль кластеров в инновационном развитии и конкурентоспособности регионов, особая роль в функционировании и развитии кластера как единого организма его инфраструктурных элементов, создаваемых за счет обобществления ресурсов или расширения функций участников кластера, «эффектов масштаба», «креативного» капитала, методов «<спин-офф» («раскручивания» бизнеса), специфического сочетания отношений соперничества и сотрудничества (конкуренции и кооперации) во взаимодействиях участников кластера, в том числе положительных внешних эффектов - экстерна-лий, как воздействия рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованных рынком и связанных с распространением достижений в рамках близлежащих территорий, оказывающих при этом положительное влияние на развитие региона как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Особую роль имеют кластеры в современном подходе к стратегическому планированию в России, в том числе в связи с принятием Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Проводится сравнение с практикой использования в советской планово-директивной экономике в целях социально-экономического развития территории комплекса из трех стратегических документов: «Схемы развития и размещения производительных сил» (взаимосвязь «индустрия-природа»), «Схемы сохранения и создания рабочих мест» (взаимосвязь «человек-индустрия»), «Схемы расселения» (взаимосвязь «природа-человек»), имеющими перспективный и ретроспективный периоды в 15 лет.

Кластерные стратегии и программы в соответствии с 172-ФЗ могут быть включены в документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне Российской Федерации, макрорегиона и субъекта РФ. На уровне региона кластеры включаются в стратегию социально-экономического развития субъекта РФ, прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период, бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период, план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ, государственные программы субъекта РФ, схему территориального планирования субъекта РФ.

При этом План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ содержит этапы реализации стратегии — три года (для первого этапа реализации стратегии и текущего периода бюджетного планирования) и 3 — 6 лет (для последующих этапов); цели и задачи социально-экономического развития субъекта РФ, приоритетные для каждого этапа; показатели реализации стратегии и их значения (для каждого этапа); комплексы мероприятий и перечень государственных программ субъекта РФ, обеспечивающие достижение целей; иные положения, определенные руководством региона.

Очевидно, что при современном комплексном развитии регионов как эффективных социально-экономических систем необходимо не только проведение модернизации и оптимального размещения предприятий, но и использование эффективных форм кооперации, создание конкурентоспособных экономических кластеров, сбалансированное пространственное развитие территорий

с учетом природно-ресурсного, производственного и кадрового потенциала, уровня хозяйственной освоенности, экологического состояния, исторических предпосылок, менталитета населения, хозяйственной ёмкости и культурной освоенности ландшафтов.

Для регионов и крупных городов России предлагается первоочередными полисистемными задачами (с учетом мировой практики обновления городов) считать разработку проектов создания социально-производственно-экологических зон нового типа (XXI века), включающих концептуальные схемы и основные механизмы реализации стратегий развития (региона, района или города) с широким привлечением профессиональной общественности (форсайт).

Такие проекты должны включать в себя развитие необходимой инфраструктуры, оптимальное реструктурирование и модернизацию существующих крупных промышленных зон предприятий (в том числе оборонных), экологических объектов, жилых микрорайонов и пустырей, создание эффективных тран-спортно-логистических систем и рекреацион-но-экологических зон. В статье представлены перечень задач, этапы, предполагаемые исполнители и участники работ.

Основным выводом статьи является то, что наряду с рыночными процессами и явлениями, сопровождающими переход к товарному ведению хозяйства в России, крупные корпорации и производственные кластеры в настоящее время становятся ключевыми элементами региональных социально-экономических систем и являются базой для эффективной реализации конкурентоспособных стратегий сбалансированного социально-экономического развития территорий. В статье описаны необходимые условия и предложены механизмы их формирования и реализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Боуш Г.Д. Повышенная инновативная способность бизнес-кластеров и генерируемые ими положительные эффекты как факторы модернизации региональной экономики // Россия и Европа. Единое экономическое пространство: сб. материалов Между-нар. научно-практич. конф.: 2—3 декабря 2010 г. — Омск: Омский ин-т (филиал) РГТЭУ, 2010. - С. 359-364.

2. Лизунов В.В., Метелев С.Е., Соловьев А.А. Кластеры и кластерные стратегии: монография; изд. 2-е испр. и доп. — Омск: ИП Скорнякова Е.В., 2012. (280 с.) — С. 109—110.

3. Лизунов В.В. От производственных кластеров к социально-экономическим системам // Динамика систем, механизмов и машин: материалы IX Междунар. IEEE науч.-техн. конф. (11—14 ноября 2014 г.). — Омск, 2014. — № 5. — С. 116—123.

4. Лизунов В.В. От производственных кластеров к социальному партнерству и культурному ландшафту // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2014. - № 19. - С. 98.

5. Лизунов В.В. Стратегическое планирование в условиях системного кризиса // Стратегические направления регионального развития Российской Федерации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (16-18 ноября 1999 г.). — Омск: Курьер, 1999. - С. 121-122.

6. Нестеренко Ю.Н. Мировой опыт формирования национальных инновационных систем и проблемы России // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 1. - С. 81-87.

7. Об утверждении «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период

до 2020 года»: Распоряжение Правительства РФ от 8.12.2011 № 2227-р.

8. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 5.07.2010 №1120-р.

9. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ. - URL: http://base. garant.ru/1518908/#help#ixzz3dA5SvZyG.

10. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. - URL: http://base.garant. ru/70684666/#help#ixzz3d9q2Wrfw

11. Эдилерская А.А. Кластерно-сетевые принципы организации современного предпринимательства // Актуальные проблемы развития общества, экономики и права: сб. науч. трудов аспирантов. - М., 2009. - С. 6-10.

12. Яковлев М.А. Диффузия инноваций как фактор экономического развития // Современные аспекты экономики. - 2004. - №16 (67). - С. 44-54.

13. Boari C., Odorici V., Zamarian M. Clusters and rivalry: does localization really matter? // Dipartimento di Scienze Aziendali. - URL: http:// www2.sa.unibo.it.

14. Bosma N., Stam E., Schutjens V. Creative Destruction and Regional Competitiveness // Kennissite MKB en Ondernemerschap. - URL: http://www.ondernemerschap.nl.

15. The concept of cluster and the Cleverbio project // World Scientific Bookshop. - URL: http:// www.worldscibooks.com.

16. Fallah H., Ibrahim S. Knowledge spillover and innovation in technological clusters // Stevens Institute of Technology. — URL: http://www.personal. stevens.edu.

17. Florida R. Cities and the creative class // Creative Class Group. — URL: http://creativeclass.com.

18. Gabr, H. Research on the knowledge filter: status and potential use for policy analysis / H. Gabr, A. Hoffmann // International Consortium on Entrepreneurship. — URL: http://www.ice.foranet.dk.

19. Glaeser E. Cities, information and economic growth // HUD USER — Policy Development and Research's Information Service. — URL: http://www. huduser.org.

20. Henderson V. Externalities and industrial development // HUD USER — Policy Development and Research's Information Service. — URL: http:// www.huduser.org.

21. Karlsson C., Pettersson L. Regional productivity and accessibility to knowledge and dense markets // The Royal Institute of Technology. — URL: http://www.infra.kth.se.

22. Ketels C., Lindqvist G., Solvell O. Cluster initiatives in developing and transition economies // GCIS — global research project on cluster policy and cluster initiative. — URL: http://www.cluster-research.org.

23. Lu W., Chen J., Wang C. R&D, Spatial Spillovers and Productivity Growth: Evidence from Dynamic Panel // Institute of Economics. — URL: http://www.econ.sinica.edu.tw.

24. Siegel D. Skill-biased technological change: evidence from a firm-level Survey // W.E. Upjohn Institute for Employment Research. — URL: http:// www.upjohninst.org.

REFERENCES

1. Boush G.D. Povyshennaya innovativnaya sposob-nost' biznes-klasterov i generiruemye imi polozhitel'nye effekty kak faktory modernizatsii regional'noy ekono-miki // Rossiya i Evropa. Edinoe ekonomicheskoe pros-transtvo: Sb. mat-lov Mezhdunar. nauchno-praktich. konf-tsii: 2-3 dekabrya 2010 g. — Omsk: Izdatel' Omskiy institut (filial) RGTEU, 2010. (596 s.) - S. 359-364.

2. Lizunov V.V., Metelev S.E., Solov'yov A.A. Klas-tery i klasternye strategii. Monografiya / Izdanie 2-e is-pravl. i dopoln. — Omsk: Izdatel' IP Skornyakova E.V., 2012. (280 s.) — S. 109—110.

3. Lizunov V.V. Ot proizvodstvennyh klasterov k sotsial'no-ekonomicheskim sistemam // Dinamika sis-tem, mehanizmov i mashin. Mat-ly IX Mezhdunarod-noy IEEE nauchno-tehnicheskoy konferentsii (11-14 noyabrya 2014 g.). — 2014. — № 5. S. 116—123. — URL: http://elibrary.ru/title about.asp?id=50500, s. 122.

4. Lizunov V.V. Ot proizvodstvennyh klasterov k sotsial'nomu partnerstvu i kul'turnomu landshaftu // Sibirskiy torgovo-ekonomicheskiy zhurnal. — 2014. — № 19. — S. 98.

5. Lizunov V.V. Strategicheskoe planirovanie v us-loviyah sistemnogo krizisa // Strategicheskie naprav-leniya regional'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. Mat-ly Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfer-etsii (16-18 noyabrya 1999 g.). — Omsk: Kur'er, 1999. — S. 121-122.

6. Nesterenko Yu. N. Mirovoy opyt formirovaniya natsional'nyh innovatsionnyh sistem i problemy Rossii // Problemy teorii i praktiki upravleniya. - 2006. — № 1. - S. 81-87.

7. Ob utverzhdenii "Strategii innovatsionnogo razvititya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda" // Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 8.12.2011 №2227-r.

8. Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ekonomich-eskogo razvitiya Sibiri do 2020 goda // Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 5.07.2010 №1120-r.

9. Federal'ny zakon RF ot 20 iyulya 1995 g. № 115-FZ "O gosudarstvennom prognozirovanii i pro-grammah sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii». — URL: http://base.garant. ru/1518908/#help#ixzz3dA5SvZyG.

10. Federal'ny zakon RF ot 28 iyunya 2014 g. № 172-FZ "O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii». — URL: http://base.garant. ru/70684666/#help#ixzz3d9q2Wrfw

11. Edilerskaya A.A. Klasterno-setevye print-sipy organizatsii sovremennogo predprinimatel'stva // Aktual'nye problemy razvitiya obschestva, ekonomiki i prava. Sb. nauch. trudov aspirantov. - M., 2009. - S. 6—10;

12. Yakovlev M.A. Diffuziya innovatsiy kak factor ekonomicheskogo razvitiya // Sovremennye aspekty ekonomiki. - 2004. — № 16 (67). - S. 44—54.

Лизунов Владимир Васильевич — кандидат физико-математических наук, доцент Омского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Статья поступила в редакцию 20 августа 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.