Научная статья на тему 'Активизация профессиональной общественности и стратегическое партнерство в целях развития города Омска и Омской области'

Активизация профессиональной общественности и стратегическое партнерство в целях развития города Омска и Омской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС / SYSTEMIC CRISIS / СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ / SOCIAL STRATIFICATION / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕСООБЩЕСТВО / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЛОЩАДКИ / ИНСТИТУТЫ / INSTITUTES / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / РЕСУРСЫ / RESOURCES / PROFESSIONAL COMMUNITY / FORUM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лизунов Владимир Васильевич

В статье представлены актуальные для России и города Омска вопросы социального партнерства и стратегического планирования в условиях системного кризиса, проблемы, цели и задачи активизации профессионального сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лизунов Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVITALIZATION OF THE PROFESSIONAL COMMUNITY AND STRATEGIC PARTNERSHIP WITH THE AIM OF OMSK AND OMSK REGION DEVELOPMENT

The article presents relevant for Russia and Omsk issues of social partnership and strategic planning in a systemic crisis, problems, goals and objectives of the revitalization of the professional community.

Текст научной работы на тему «Активизация профессиональной общественности и стратегическое партнерство в целях развития города Омска и Омской области»

6. Активное вовлечение в нашу деятельность стратегической группы Омского Дома ученых, Омского стратегического клуба, созданного омской профессиональной общественностью в июне 2013 г., и Ассоциации экономической культуры, создаваемой в настоящее время Омским государственным университетом с партнерами.

7. Участие в организации и проведении готовящегося в Государственной думе ФС РФ инженерного совещания по вопросам стратегического развития города Омска и Омской области в рамках формирования Евразийского экономического Союза.

УДК 334:323/324 ГРНТИ 11.15.74

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ОМСКА И ОМСКОЙ ОБЛАСТИ1

В.В. Лизунов

Омский Дом ученых

Россия, 644043, г. Омск, ул. Певцова, 13

В статье представлены актуальные для России и города Омска вопросы социального партнерства и стратегического планирования в условиях системного кризиса, проблемы, цели и задачи активизации профессионального сообщества.

Ключевые слова: системный кризис, социальное расслоение, социальное партнерство, стратегическое планирование, профессиональное сообщество, коммуникативные площадки, институты, рефлексия, ресурсы.

REVITALIZATION OF THE PROFESSIONAL COMMUNITY AND STRATEGIC PARTNERSHIP WITH THE AIM OF OMSK AND OMSK REGION DEVELOPMENT

V.V. Lizunov

Omsk Center of Scientists

Russia, 644043, Omsk, ul. Pevtsova, 13

'Статья написана на основе авторских докладов на пленарном заседании 15 мая 2015 г. III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии» в ОмГУПС и 28 мая 2015 г. - на расширенном семинаре Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты Омской области совместно с Омским Домом ученых (http://www.op55. ru/?sid=240&newsid=3715).

The article presents relevant for Russia and Omsk issues of social partnership and strategic planning in a systemic crisis, problems, goals and objectives of the revitalization of the professional community.

Keywords: systemic crisis, social stratification, social partnership, strategic planning, professional community, forum, institutes, reflection, resources.

1. Социальная дисгармония, нравственный кризис и проблемы социального партнерства

Как показывает исторический опыт человечества, общество, в котором разрушаются духовные и нравственные основы, неизбежно деградирует. Безудержная погоня экономической элиты за прибылью и ослабление социальных институтов приводят к социальному расслоению, острым противоречиям и криминальным деформациям, финансовым кризисам и экологическим бедствиям. При усилении социальной дисгармонии любые стратегические экономические проекты государства и регионов не достигают цели.

В связи с продолжением радикальных реформ на фоне мирового системного кризиса (финансового, политического, экологического и др.) Россия сталкивается с качественно новыми, все более сложными социально-экономическими угрозами и проблемами, обусловленными внешними и внутренними факторами. Поэтому важнейшей задачей для профессиональной общественности, активной части населения, федеральных, региональных и муниципальных органов управления является консолидация социума, для чего необходимо не только развитие экономики, но и возрождение духовно-нравственных основ общества.

В начале ХХ века экономический потенциал России был во многом сравним с американским, и прогноз развития был исключительно благоприятным. Однако в условиях назревавшего мирового кризиса рос конфликт между интересами рвавшегося к власти бизнеса, нередко финансировавшего террористов, и властью, стремившейся в лице политической сословной элиты сохранить за собой монопольное право распоряжаться землей и недрами. Народ же одинаково негативно относился и к власти, использовавшей репрессивные меры, и к молодой нарождавшейся бизнес-элите - за склонность к неумеренной роскоши. Результатом стало крушение государства и кровопролитная гражданская война как выражение столкновения общества и тоталитарной власти.

В советское время планово-директивная экономика до определенного уровня могла удовлетворять растущие социальные стандарты качества жизни. Когда хозяйственный механизм оказался неспособным их удовлетворять, конфликт между обществом и властью вылился в новый кризис и события 1991-1993 гг.

В настоящее время крайне необходим переход российского общества в новое качество, в котором три главные силы развития - власть, общество и бизнес - вступят, наконец, в полноценное и полномасштабное социальное партнерство [5, 6, 9, 10].

Актуальной и эффективной формой социального партнерства является согласование интересов, разработка стратегических концепций и планов социально-экономического развития территорий, которая в конце ХХ века стала необходимой для многих городов и регионов мира.

Особую значимость социальное партнерство и стратегии развития приобретают для России в современных социально-экономических и геополитических условиях, поскольку только на этой основе органы управления и общественность смогут не просто выработать антикризисные меры, но и определить (с учетом потребностей населения, заинтересованных сторон и стратегических партнеров) судьбу своей территории в долгосрочной перспективе.

2. Стратегическое планирование и устойчивое развитие

Вопросы стратегического планирования и управления для человечества оказались тесно связанными с проблемами устойчивого развития регионов и цивилизации в целом. Рассмотренные мировым сообществом на конференциях ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 и 1997 гг., и на Всемирном саммите в Йоханнесбурге в 2002 г., и Международном Форуме Рио+20 в 2012 г., они предполагают сбалансированное развитие трех составляющих: природы, общества и экономики [1].

Опыт стратегического планирования позволяет выделить основные положения, имеющие важное значение для городского сообщества:

1. Стратегический план служит современным вариантом общественного договора, заключаемого между всеми участниками городского сообщества.

2. Концепция и Стратегический план выступают документами, с которыми согласуются все серьезные решения, принимаемые органами власти, представителями деловых кругов, городским сообществом, инвесторами.

3. Концепция и Стратегический план способствуют формированию представлений о городе, как о целостной многофункциональной системе с потенциалом саморазвития.

4. Стратегическое планирование является механизмом для привлечения инвестиций.

5. Стратегическое планирование - необходимое условие повышения имиджа города.

В г. Омске в период с 1999 по 2002 гг. по инициативе Омского Дома ученых творческой группой специалистов была разработана «Концепция стратегического развития г. Омска», в которой был учтен опыт создания стратегических планов и концепций ряда российских городов: Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга, Тольятти, Череповца, программы «Евроград-21» и др.

Концепция завершает десятилетний период в истории города Омска, связанный с попытками городского сообщества самоопределиться в выборе долгосрочной стратегии.

В 1999 г. были выделены три стратегии развития города: инерционная, промышленного развития, многофункциональная.

В том же году проект Концепции был рассмотрен на общегородской конференции с участием представителей других городов и регионов, Евросоюза, Государственной думы и федеральных министерств и получил одобрение и поддержку.

В декабре 2002 г. окончательный вариант Концепции был представлен общественности и рассмотрен на региональной конференции.

В нем излагаются основные методологические и системные принципы Концепции, формулируется миссия города, проводится анализ современного состояния и перспектив развития Омска, описывается комплексная стратегия его развития: «Омск - ведущий многоотраслевой, деловой и культурный центр Сибири», приводятся рекомендации по реализации Концепции.

Были проведены общественные слушания, учтены многочисленные замечания и дополнения специалистов органов управления и различных организаций.

Концепция служит основой для формирования системы стратегического управления города Омска, разработки Стратегического плана, а также Генерального плана развития города.

Положительный результат в этих процессах достигается только при тесном сотрудничестве основных субъектов - стратегических партнеров: органов управления, бизнеса, промышленности, науки, образования и населения.

То есть город должен быть корпорацией, объединяющей всех горожан для гуманитарного, экологического и экономически сбалансированного развития территории. При формировании и реализации стратегии развития города выявляются

различные ресурсы, моделируются варианты городского развития, определяются «точки роста» и «черные дыры» в экономике и социальной сфере, обеспечивается взаимодействие субъектов городского сообщества, формируются механизмы организации населения.

3. Принципы стратегического планирования

Разработка и реализация Концепции стратегического развития основываются на следующих группах принципов:

Принципы социального партнерства:

1). Гражданское согласие и мотивация населения. Предусматривает широкое предоставление объективной информации горожанам о содержании Концепции и ходе работ по ее реализации, обсуждение и общественная экспертиза.

2). Баланс интересов, стратегическое партнерство. Нацеливает на согласование позиций и действий стратегических партнеров и участников процессов, определяющих развитие города (включая социальные группы, общественные объединения, различные уровни управления и т.д.).

3). Легитимность. Ориентация нормативных стратегических документов на ожидания населения и профессиональной общественности по перспективам развития Омска и области.

4). Ответственность. Предполагает создание процедуры распределения ответственности за исполнение положений документа между органами местного самоуправления, стратегическими партнерами и конкретными исполнителями.

Принципы, связанные с управлением городским развитием:

5). Целенаправленность. Все положения Концепции увязываются с целями, задачами, миссией города и направлены на их реализацию.

6). Комплексность. Учитываются принципы и механизмы, по которым важнейшие функции и структурные элементы города связаны между собой.

7). Иерархичность. Город рассматривается как целостность, встроенная в субъект Федерации, регион, федеральный округ, страну и мировое сообщество. Одновременно Омск представляется иерархической системой, где протекают организационные и управляющие взаимодействия вертикального и горизонтального характера.

8). Многофункциональность и многовариантность. Город Омск представляет собой многофункциональную систему, где разные функции подсистем имеют различный вес и меняются с течением времени.

9). Адаптивность и минимизация рисков. Учет возможности изменения внутренней и вне-

шней среды. Стратегия развития города должна повысить адаптивные свойства городских систем. Проведение оценки различных потерь, которые могут возникнуть в процессе реализации Концепции.

10). Превентивность. Планирование мероприятий, нацеленных на предотвращение негативных процессов и угроз.

11). Мониторинг. Постоянный контроль реализации и корректировка разработанных в Концепции положений.

Принципы, обеспечивающие саморазвитие города:

12). Интеграция и аккумуляция потенциала развития. В Концепцию закладываются механизмы привлечения внутренних и внешних по отношению к городу ресурсов, их концентрация на решении приоритетных задач (партнерство, инновационный и коммуникативный потенциал и т.п.).

13). Мотивация и стимулирование. Применяются виды деятельности, обеспечивающие формирование и использование в качестве ресурса различных проявлений инициативы физических, юридических лиц и органов управления.

14). Перманентный успех. При реализации Концепции поэтапно включаются быстро и эффективно выполняемые мероприятия, которые показывают реальность претворения в жизнь планов стратегического развития. Эти мероприятия необходимо широко пропагандировать в СМИ.

15). Ориентация на человека и семью. Точкой приложения ряда проектов стратегического развития города должна выступить семья как базовая ячейка общества, выполняющая многочисленные функции. При этом следует учитывать демографические факторы и социологическую информацию. Ключевой задачей является разработка Системы стратегического развития города Омска и Омской области специалистами, занимающимися вопросами стратегического управления и перспективного планирования.

Во время работы над Концепцией (20022004 гг.) было создано 13 комиссий, работало около 300 человек. Омск был признан одним из лидеров стратегического планирования в России [2, 3].

Для реализации стратегии развития города Омска необходима разработка схем сбалансированного развития производственно-экологических территорий с оптимальной транспортной инфраструктурой на базе реструктурирования существующих крупных промышленных зон предприятий, экологических объектов, жилых микрорайонов и пустырей, создания эффективных транспортно-логистических систем и рекре-ационно-экологических зон.

Для реализации стратегии развития города Омска необходима разработка схем сбалансированного развития производственно-экологических территорий с оптимальной транспортной инфраструктурой на базе реструктурирования существующих крупных промышленных зон предприятий, экологических объектов, жилых микрорайонов и пустырей, создания эффективных транспортно-логистических систем и рекре-ационно-экологических зон.

В качестве примера Омским Домом ученых совместно с Омским отделением Российской инженерной академии (РИА) был разработан один из проектов создания пилотной сбалансированной производственно-экологической зоны нового типа (XXI века) на территории Ленинского административного округа города Омска с учетом кластерной реструктуризации НИИ ТКД, ОАО «ПО Иртыш», ОАО «КБТМ», жилых микрорайонов, экологических объектов и пустырей, создания эффективных транспортно-логистических систем и рекреационно-экологи-ческих зон.

Реализация миссии города «Развитие Омска как промышленного, транспортного, научного, образовательного, духовного и культурного центра Сибири» включала в себя следующие направления развития:

1. Использование мощного потенциала оборонно-промышленного комплекса.

2. Производство перспективной продукции радиоприборостроения, авиационных, железнодорожных, водных и космических транспортных средств.

3. Эффективная поддержка Транссибирской магистрали как современного трансконтинентального международного транспортного коридора с меридиональными ответвлениями для освоения богатств Сибири.

4. Обеспечение взаимодействия Севера и Юга (северных регионов Сибири и Центральной Азии).

5. Расширение взаимодействий между городом и районами области.

6. Развитие производства и переработки сельхозпродукции.

7. Обеспечение техникой агропромышленного комплекса и отраслей по добыче полезных ископаемых, а также их глубокая переработка в г. Омске и Омской области (в том числе циркон-титановых песков).

8. Развитие Омского Севера.

Основой путей реализации Концепции было признано формирование городского самосознания как динамического единства, определяющего системность и целостность города [4, 7, 8, 11].

4. Разработка Стратегии

социально-экономического развития города Омска и Омской области

В 2006 г. специалистами министерства экономики Омской области была разработана «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года)>.

В 2013 г. дочерней компанией Сбербанка «Стратеджи Партнерс Групп» разработана «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года» [14].

В 2014 г. не её основе Департаментом экономической политики города разработана «Стратегия социально-экономического развития города Омска до 2025 года» [12].

Материалы Стратегии-2025 области обсуждались экспертами 5 марта на Стратегической сессии, на экспертных площадках в региональном Конгресс-холле с 30 мая по 2 июня и 6-7 декабря 2013 года, а также в ряде отраслевых площадок в течение 2014 года.

Материалы Стратегии-2025 города рассматривались на Координационном совете по стратегическому развитию города при мэре города Омска в 2014 г. [13].

В Стратегиях-2025 и области, и города основной упор делается на развитие четырех приоритетных кластеров:

- нефтехимического;

- агропромышленного;

- высокотехнологичных компонентов и систем;

- лесотехнического.

Был сформирован Перечень перспективных направлений - «точек роста» в порядке их значимости по мнению экспертов.

Губернатор Омской области В.И. Назаров обратил особое внимание общественности на значимость для региона направления «Реализация бренда «Омск - социальная столица России».

При обсуждении на коммуникативных площадках в региональном Конгресс-холле был определен Перечень перспективных направлений - «точек роста» (в порядке их значимости по мнению экспертов):

1. Эффективное правительство.

2. Развитие транспортной инфраструктуры.

3. Развитие промышленных, индустриальных и технопарков.

4. Развитие малого бизнеса.

5. Эффективное использование ресурсов области и города.

6. Решение кадрового вопроса в регионе.

7. Человек и его возможности (развитие человеческого потенциала).

8. Глубокая переработка в Агрокластере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Строительство жилья эконом-класса.

10 Развитие аутсорсингового бизнеса в Нефтехимическом кластере.

11. Разработка и реализация эффективной модели партнерства общества и власти.

12. Развитие аутсорсингового бизнеса в промышленности.

13. Глубокая переработка в Лесопромышленном кластере.

14. Реализация бренда «Омск - социальная столица» России.

В заключении доклада подведем итоги.

В существующих в настоящее время условиях

- развития процессов глобализации, формирования планетарных информационных, финансовых, транспортных, научных, образовательных и других мегасистем;

- преобразования в России сверху планово-директивной экономики в децентрализованную рыночную (социально и экологически ориентированную);

- распада прежней системы управления и связанных с ней институтов;

- структурной деформации экономики и социума;

- продолжающегося системного кризиса, длительного административного и хозяйственного реформирования

основными целями для научной и профессиональной общественности следует признать:

1) разработку реальных путей формирования эффективного социального правового государства и гражданского общества;

2) глубокую рефлексию динамики социально-экономических процессов на основе отечественной науки и с учетом российской специфики;

3) формирование совершенно новой для нынешнего российского общества культуры: управленческой, экономической, предпринимательской культуры, связанной с формированием нового сословия;

4) формирование менталитета, соответствующего новой исторической эпохе, на основе культурной преемственности и научного прогнозирования. Комплексная оценка реальности и смены парадигмы науки, формирование современной картины Мира;

5) определение собственной идентичности, самосознания, ответственности за будущее своего города и региона (малой родины), «в которых хочется жить».

Эти цели достигаются решением следующих задач:

1. Повышением методологической грамотности, стимулированием и мотивированием специалистов.

2. Созданием условий для анализа и творчества профессионалов различных отраслей, обеспечением возможности групповой работы.

3. Выявлением и подготовкой специалистов, обладающих системным и стратегическим мышлением.

4. Проведением социальной рефлексии, организацией коммуникативных площадок, формированием общественных институтов.

5. Осознанием особенностей и выявлением ресурсов: имеющихся явных и скрытых, а также потенциальных - привлекаемых.

6. Формированием и развитием культурной, инвестиционной, инновационной и иной привлекательности территорий. Созданием удачных брендов.

7. Выявлением и привлечением стратегических партнеров, коллективным и профессиональным конструированием образа желаемого Будущего.

8. Созданием постоянно действующих аналитических групп, команд разработчиков, коммуникативных площадок, сайтов и баз данных для

накопления исходных материалов и полученных результатов.

Еще раз подчеркнем наиболее важные проблемы омского научного и профессионального сообщества:

1. Недостаточное самосознание и коллективная организованность.

2. Отсутствие чувства своей субъектности, умения и способности объединяться, разрабатывать конструктивные проекты и влиять на будущее своей территории.

3. Дефицит «пассионарности».

4. «Окукливание» ведущих специалистов и коллективов, низкая гражданская ответственность, доминирование личного и корпоративного эгоизма.

5. Слабая методологическая подготовка, неадекватные ситуационные представления и завышенные когнитивные, креативные и экономические требования к органам регионального и муниципального управления (органам власти).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Итоговый документ Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию «Будущее, которого мы хотим». URL - http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/LTD/N12/436/90/PDF/N1243690. pdf?OpenElement

2. Карпов В.А., Колоколов А.А., Лебедев В.М., Лизунов В.В., Разумов В.И., Рой О.М., Рыженко Л.И., Соловьев А.А. Концепция стратегического развития города Омска. - Омск, 2002. - 100 с. - URL: http://www. admomsk.ru/web/guest/progress/socioeconomic

3. Карпов В.В., Колоколов А.А., Лизунов В.В., Разумов В.И., Рой О.М., Рыженко Л.И., Соловьев А.А. Система стратегического управления - основа инновационного развития региона // Инновации в экономике Омской области - перспективы и пути развития. Мат-лы межрегион. научно-практич. конф-ции (8 июня 2004 г.). - Омск: Правительство Омской области, 2004. - С. 17-21.

4. Лизунов В.В. Историческая роль культурного ландшафта в социокультурной жизни и социальном управлении // Власть. - 2011. - № 6. - С. 85-88.

5. Лизунов В.В. О проблеме социальной дисгармонии в современной России // Философские науки. -2011. - Спецвыпуск 2.- С. 70-84.

6. Лизунов В.В. О стратегических направлениях развития Омской области // Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. 28.11.2012 г. ОНЦ СО РАН. - Омск: ЦМК, 2012. -114 с. - URL: http://omskmark.moy.su/publ/economics/ marketing/2012_lizunov_v_v_the_strategic_directions_ of_development_of_the_omsk_region/11-1-0-620; URL: http://thoughtring.com/ViewForm.aspx?id=ac74e5ea-d6bd-449b-946a-8d2570346959

7. Лизунов В.В. От производственных кластеров к социально-экономическим системам // Динамика систем, механизмов и машин. - Омск: ОмГТУ, 2014. -№ 5. С. 116-123.

8. Лизунов В.В. От производственных кластеров к социальному партнерству и культурному ландшафту // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2014. -№ 19. - С. 88-99.

9. Лизунов В.В. Проблема нравственности и социального партнерства в современной России // Научный журнал «Национальные приоритеты России». - 2010. -№ 1 (3). - С. 17-31.

10. Лизунов В.В. Стратегия развития и необходимость сотрудничества // Бюллетень «Инновати-ка». - URL: http://omskmark.moy.su/publ/innovatica/ strategy_system/2012_lizunov_v_v_development_ strategy/72-1-0-505

11 Лизунов В.В., Метелёв С.Е., Соловьев А.А. Кластеры и кластерные стратегии. Омск: Изд. ИП Скорня-кова Е.В., 2012. - 280 с.

12. Постановление Администрации города Омска от 9 июля 2014 года № 938-п «О стратегии социально-экономического развития города Омска до 2025 года». - URL: http://www.admomsk.ru/web/guest/ progress/socioeconomic

13. Протокол заседания Координационного Совета по стратегии развития города при Мэре города Омска от 20 июня 2014 года. - URL: https://docs.google.com/viewe r?url=http%3A%2F%2Fadmomsk.ru%2Fc%2Fdocument_ library%2Fget_file% 3Fp_l_id% 3D57791%26folderId% 3D 488039%26name%3DDLFE-38108.doc

14. Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года. - URL: http://www. omskportal.ru/ru/government/strategy2025.html

REFERENCES

1. SotsiaPno-ekonomicheskoe razvitie goroda Omska // URL: http://www.admomsk.ru/web/guest/progress/ socioeconomic.

2. Protokol zasedaniya Koordinatsionnogo Soveta po strategii razvitiya goroda pri Mere goroda Omska ot 20 iyunya 2014 goda № 1. URL: https://docs.google.com/viewe r?url=http%3A%2F%2Fadmomsk.ru%2Fc%2Fdocument_ library%2Fget_file%3FpJ_id%3D57791%26folderId%3D 488039%26name%3DDLFE-38108.doc

3. Postanovlenie Mera goroda Omska ot 9 iyulya 2014 g. «O strategii sotsiaPno-ekonomicheskogo razvitiya goroda Omska do 2025 goda» // URL: https://docs.google.com/viewe r?url=http%3A%2F%2Fadmomsk.ru%2Fc%2Fdocument_ library%2Fget_file%3Fp_l_id%3D57791%26folderId%3D5 7882%26name%3DDLFE-38172.doc.

4. Ukaz Gubernatora Omskoy oblasti ot 24 iyunya 2013 goda № 93 «O Strategii sotsiaPno-ekonomicheskogo razvitiya Omskoy oblasti do 2025 g. // URL: http://www. garant.ru/hotlaw/omsk/482493/ URL: http://omsk-garant. ru/gubernator/doc1373273217/ URL: mec.omskportal. ru>...StrategyDevelopment...yKa3...93.doc

5. Kontseptsiya strategicheskogo razvitiya goroda Omska. - Omsk: Administatsiya g. Omska, 2002. - 100 s. URL: https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2 F%2Fadmomsk.ru%2Fc%2Fdocument_library%2Fget_ file%3Fp_l_id%3D57791%26folderId%3D57882%26name %3DDLFE-15201.doc

6. Omsk: strategicheskoe razvitie goroda. Materialy obschegorodskoy konferentsii 5 dekabrya 2002 g. - Omsk: Administratsiya g. Omska, 2002. - 104 s.

7. Lizunov V.V. Ot proizvedsvennyh klasterov k sotsiaPno-ekonomicheskim sistemam // Dinamika system,

mehanizmov i mashin. - Omsk: OmGTU, 2014. - № 5. -S. 116-123.

8. Lizunov V.V. Ot proizvodstvennyh klasterov k sotsiaPnomu partnerstvu i kuPturnomu landshaftu // Sibirsky torgovo-ekonomichesky zhurnal. - 2014. - № 19. - S. 88-99.

9. Lizunov V.V. Problema nravstvennosti i sotsiaPnogo partnerstva v sovremennoy Rossii // nauchny zhurnal «NatsionaPnye prioritety Rossii». - 2010. - № 1(3). - S. 17-31.

10. Lizunov V.V. Strategiya razvitiya i neobhodimost* sotrudnichestva // Byulleten* «Innovatika». - URL: http://omskmark.moy.su/publ/innovatica/strategy_ system/2012_lizunov_v_v_development_strategy/72-1-0-505

11. Lizunov V.V., Metelev S.E., Solovyov A.A. Klastery i klasternye strategii. Omsk: Izd. IP Skornyakova E.V., 2012. - 280 s.

12. Postanovlenie Administratsii goroda Omska ot 9 iyulya 2014 goda № 938-p «O strategii sotsiaPno-ekonomicheskogo razvitiya goroda Omska do 2025 goda»: URL: http://www.admomsk.ru/web/guest/ progress/socioeconomic

13. Protokol zasedaniya Koordinatsionnogo Soveta po strategii razvitiya goroda pri Mere goroda Omska ot 20 iyunya 2014 goda. - URL: https://docs.google.com/viewe r?url=http%3A%2F%2Fadmomsk.ru%2Fc%2Fdocument_ library%2Fget_file% 3Fp_l_id% 3D57791%26folderId% 3D 488039%26name%3DDLFE-38108.doc

14. Strategiya sotsiaPno-ekonomicheskogo razvitiya Omsky oblasti do 2025 goda. - URL: http://www. omskportal.ru/ru/government/strategy2025.html

Лизунов Владимир Васильевич - к.ф.-м.н., доцент, заместитель пред- Статья поступила в редакцию

седателя совета Омского Дома ученых, директор Омского научно-образо- 19 мая 2015 г.

вательного комплекса, председатель Комитета по инновационной деятельности Омской торгово-промышленной палаты, заместитель председателя Омского отделения Российской инженерной академии, доцент Омского института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, ст. н. сотр. Омской экономической лаборатории Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.

/ / Цифры и факты

Численность жителей в Омске: состояние и прогнозы

Город Омск, как и прежде, остается одним из важных центров промышленного производства в России, занимая по объемам выпуска соответствующей продукции 3-4 место в стране среди городов-милли-онников. Областной центр - седьмой город России по числу жителей (1 173 854 чел., данные 2015 г.). По сообщениям из мэрии, в последние пять лет население Омска увеличилось на 46 тысяч человек. Вместе с тем Омск занимает последнее место среди крупных городов по бюджетной обеспеченности. Располагая хорошим экономическим и налоговым потенциалом, Омск получает на свое функционирование и развитие 5-6 % от уплаченных налогов. Причем, как отметила директор департамента городской экономической политики Гульнар Айтхожина, за последние пять лет эта цифра сократилась в два раза, что составляет около 7 млрд рублей. Существенный рост населения Омска никак не отразился на нормативах отчислений. По прогнозам специалистов, численность населения Омска будет расти и в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.