е*7
Страничка мэра
УДК 339.9+338 ГРНТИ 06.52.13
ОМСК В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»
В.В. Двораковский Администрация города Омска
Россия, 644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34; media@admomsk.ru
В статье показана роль г. Омска в создании Экономического пояса «Шелковый путь». Выгодное географическое положение - в центре между Европой и Китаем, на пересечении водных, железнодорожных и воздушных путей - дает Омску преимущества как стратегическому транспортному узлу, связывающему Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменскую, Омскую область, Республику Казахстан и другие территории. Внешнеторговый оборот Омской области с КНР за 2014 год составил 52,6 млн долл. США. Установлены прочные культурные и экономические связи между городами-побратимами Кайфыном, Маньчжурией, Урумчи, Фучжоу. Ведущие вузы города осуществляют сотрудничество с университетами Китая. Осуществляются поставки в КНР продукции машиностроения и приборостроения и других отраслей. В соответствии с современным государственным курсом на им-портозамещение территория г. Омска должна быть использована для создания инновационно-технологического интегрированного комплекса малого и среднего предпринимательства. Предложены крупномасштабные проекты по развитию инфраструктуры нового экономического пояса.
Ключевые слова: Шелковый путь, экономический пояс, международные связи, Китайская Народная Республика, г. Омск, географическое положение, экономическое сотрудничество.
OMSK IN THE CONTEXT OF THE ECONOMIC ZONE «THE SILK ROAD»
V.V. Dvorakovskiy
Omsk city administration
Russia, 644099, Omsk, ul. Gagarina, 34;: media@admomsk.ru
The article shows the role of Omsk in the creation of the Economic zone «The Silk Road». The favourable geographical position - in the centre between Europe and China, on crossing of water, railway and air ways -offers advantages to Omsk as to the strategic transportation center connecting Yamalo-Nenetskiy, Khanty-Mansiyskiy autonomous regions, Tyumenskaya, Omskaya regions, Republic of Kazakhstan and other territories. The foreign trade turnover of Omsk region with the People's Republic of China for 2014 has made 52,6 million US dollars. Strong cultural and economic relations between twin-cities Kaifeng, Manchuria,Urumchi, Fuzhou are established. Leading high schools of Omsk carry out cooperation with universities of China. Deliveries of engineering and instrument-making production and other branches are carried out to the People's Republic of China. According to the contemporary state course on import substitution, the territory of Omsk should be used for creation of the innovative-technological integrated complex for small and medium enterprise. Large-scale projects on development of the infrastructure of the new economic zone are offered.
Keywords: The Silk Road, an economic zone, international contacts, the People's Republic of Chine, Omsk, a geographical position, economic cooperation.
ш
Последнее время мировое сообщество активно обсуждает идею создания Экономического пояса «Шелковый путь» как новой формы углубления сотрудничества Китая, государств Центральной Азии и России. Перспективность такого проекта, как утверждают эксперты, определена мировыми тенденциями, активным укреплением развивающихся стран в роли «двигателей» мировой экономики на фоне посткризисной ситуации. Россия выступает в роли лидера в евразийской зоне. Китай имеет виды на звание лидера в азиатском мире и высказывает определенную заинтересованность в развитии и стабильности Евразии, готов способствовать активному процветанию региона. Экономический пояс «Шелковый путь», по предварительным оценкам, должен удовлетворять интересы каждого из государств, по территории которых он проходит [1]. Это в противовес тому, что на древнем Шелковом пути Китай являлся единственным экспортером.
По данным СМИ, в подписанном в 2014 году в Шанхае совместном заявлении России и Китая о новом этапе стратегического взаимодействия отмечается: «Россия считает важной инициативу Китая по формированию Экономического пояса «Шелковый путь» и высоко оценивает готовность китайской стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации. Стороны продолжат поиск путей возможного соприкосновения проекта Экономического пояса «Шелковый путь» и создаваемого Евразийского экономического союза. В этих целях они намерены и дальше углублять сотрудничество между компетентными ведомствами двух стран, в том числе для осуществления совместных проектов по развитию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе» [2].
Россия пока выступает только поставщиком сырья, транзитной территорией, поскольку для развития в рамках Экономического пояса «Шелковый путь» необходима целостная стратегия (единый стратегический план). Президент России высказал мнение, что участие в данном проекте станет мощным импульсом для хозяйственной активности на территории Евразии [3].
В первую очередь предусматривается строительство новых транспортных магистралей и улучшение уже имеющихся. Процедура оформления транспортной сети будет реализована с использованием инновационных технологий. Строительство магистралей подтолкнет развитие инфраструктуры. Вдоль дорог станут развиваться административные центры и появляться крупные коммерческие и производственные
структуры. Ожидается расширение потенциала логистики и туризма, появление новых рабочих мест. Все это станет предпосылкой для развития регионов [1].
Вопрос об участии России в проекте Экономический пояс «Шелковый путь» решался долго, декларация о согласии была подписана в мае 2015 года.
Последнее время торгово-экономические отношения между Россией и Китаем развиваются особенно динамично. В свою очередь, активизация межмуниципального сотрудничества с китайскими городами определяется форматом широкого двустороннего диалога между нашими странами.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 и рекомендациями Министерства иностранных дел Российской Федерации, развитие связей с Китайской Народной Республикой ставится в настоящее время приоритетной задачей для российских регионов в части осуществления международной и внешнеэкономической деятельности.
Интерес к расширению сотрудничества с КНР сейчас объясняется не только геополитическими причинами. Торговля и деловые связи с Китаем исключительно быстро набирают обороты благодаря внутрикитайской политике поддержки российско-китайских отношений. Упрощенные процедуры таможенного оформления; развитая логистика; повышение требований к качеству китайской продукции, идущей на экспорт; ценовая политика, позволяющая изготавливать конкурентоспособную продукцию, соответствующую мировым стандартам по приемлемым ценам, -это далеко не все факторы, объясняющие сейчас рост товарооборота с КНР.
Китай уже основательно продвинулся в реализации базового варианта пути: Казахстан - Азербайджан - Грузия - Турция. Из Китая в обход территории России вышел тестовый контейнерный поезд Nomadexpress, прошедший 3500 км за пять суток - через Казахстан, Каспийское море до станции Кишлы (недалеко от Баку). Второе направление Экономического пояса «Шелковый путь» пройдет через Иран. Третье еще обсуждается: оно проходит по территории России, такой маршрут короче, чем другие два, и страны, которые лежат вдоль третьего направления (Россия, Белоруссия и Казахстан) входят в Евразийский экономический союз [3]. Китай уже заявил о намерении построить высокоскоростную железную дорогу, связывающую Пекин с Москвой [4].
Страничка мэра
Особое положение города Омска - выгодное географическое положение - в центре между Европой и Китаем, на пересечении водных, железнодорожных и воздушных путей, дает ему преимущества как геоэкономического центра Евразийского союза, сотрудничества.
В рамках регионального сотрудничества Китай уже входит в число основных внешнеторговых партнеров Омской области и города Омска, что обусловлено значительным экономическим потенциалом этого государства, относительной географической близостью к региону, высоким уровнем уже существующих связей и наличием постоянного интереса китайских партнеров к сотрудничеству с омскими организациями.
Внешнеторговый оборот Омской области с КНР за 2014 год составил 52,6 млн долл. США, при этом объем экспорта составил 10,2 млн долл. США (снижение в 2,8 раза по отношению к 2013 году), а импорта - 42,4 млн долл. США. Сальдо внешнеторгового оборота Омской области в 2014 году сложилось отрицательное (то есть импорт превысил экспорт) и составило 32,2 млн долл. США. Сокращению объема экспорта в 2014 году способствовало снижение поставок в КНР органических химических соединений (ацетона) и каучука синтетического [5].
По итогам 2014 года КНР вошла в число наиболее активных внешнеторговых партнеров Омской области (6-е место среди 88 стран - торговых партнеров, лидировали Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Польша и Германия).
Основной объем экспорта Омской области в КНР в 2014 году составили каучук, резина и изделия из них (32,9 %) и органические химические соединения (27,3 %). В структуре импорта основной объем в Омскую область, по данным Сибирского таможенного управления, из КНР в 2014 году составили котлы, оборудование и механические устройства, их части - 32,7 %; керамические изделия - 16,9 %, электрические машины и оборудование - 11,5 % [5].
На территории Омской области зарегистрировано 5 совместных предприятий с китайскими партнерами: ООО «Сибирские стройматериалы» (кирпичный завод); ООО «Обувная компания «БАОФУ» (создана в 2006 году, производство обуви из полимерных материалов); ООО «Великая стена» (создана в 1993 году, ресторанный бизнес); ООО «РУСКИТ» (создана в 2002 году, растениеводство и оптовая торговля); ЗАО «НАВАРО КЭПИТАЛС» (создана в 1980 году, оптовая торговля через агентов).
Важным аспектом сотрудничества является сфера образования. Четыре ведущих вуза города: Омский государственный педагогический университет, Омский государственный технический университет, Омский государственный университет путей сообщения, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского осуществляют на договорной основе сотрудничество с университетами Китая. Кроме того, Омский государственный технический университет организует стажировку преподавателей на базе университета китайского партнера, а студенты Омского государственного педагогического университета проходили языковую стажировку в университете города Маньчжурия.
Представители города Омска ежегодно принимают участие в выставочных мероприятиях в Китае, на которых проводятся презентации возможностей экономики нашего города, принимаются деловые делегации из КНР. В июле 2015 года представители Администрации города Омска приняли участие в III Форуме развития и сотрудничества городов Экономического пояса «Шелковый путь» - 2015: наш город стал единственным российским участником, который получил членство в правлении форума. В члены правления трансграничной организации вошли также Афины, Бишкек, Урумчи, Чэнду и другие крупные города Евразии.
Администрация города Омска, как и все российские муниципалитеты, в том числе сибирские, имеет многолетний опыт сотрудничества с Китаем. Сейчас у Омска четыре китайских города-партнера (Кайфын, Фучжоу, Урумчи, Маньчжурия).
Муниципалитетом Омска на протяжении последних лет подписан ряд документов о сотрудничестве с городами КНР: Соглашение об установлении побратимских связей с городом Кайфыном от 04.08.2009; Протокол намерений об установлении побратимских отношений с городом Урумчи от 26.03.2015; Соглашение об установлении побратимских отношений с городом Фучжоу от 18.05.2015; Протокол о намерениях установления побратимских отношений с городом Маньчжурией от 31.07.2015.
Соглашения о сотрудничестве с китайскими партнерами заключены и на региональном уровне: Меморандум о сотрудничестве между Правительством Омской области и мэрией города Шиянь от 17.10.2013; Протокол о намерениях сотрудничества между Министерством экономики Омской области, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области и Китайско-Российским центром лесоматериалов от
22.02.2014; Протокол о намерениях по развитию сотрудничества Омской области с Синьцзян-Уй-гурским автономным районом КНР от 23.06.2014; Соглашение о сотрудничестве между Омской торгово-промышленной палатой и бизнес-консалтинговой компанией «Хуахе Интернэшнл» (КНР) от 04.09.2014.
Совместно с китайскими городами-партнерами город Омск организует торгово-экономические миссии. Это малобюджетные мероприятия, эффективные площадки для установления непосредственных контактов между представителями бизнеса и власти. Подобные деловые миссии, имеющие политический и социально-экономический эффект, показывает, что наш город является открытым, использует современные форматы муниципальной поддержки бизнеса.
Перспективными направлениями сотрудничества между городом Омском и КНР являются: организация поставок в КНР продукции машиностроения и приборостроения, зерна, удобрений (сапропель); строительство центра глубокой переработки сельскохозяйственной продукции; создание сборочного производства китайских легковых и грузовых автомобилей; расширение сети ресторанов национальной китайской кухни; увеличение количества медицинских центров с использованием методов традиционной китайской медицины; развитие туристической сферы; подготовка китайских специалистов в вузах города Омска, обмен преподавателями и студентами, совместные мероприятия в сфере культуры.
Очевидно, что назрела необходимость в выстраивании связей в цепочке поставок услуг и грузов с участием в проекте Экономический пояс «Шелковый путь». И, если Омская область исключит себя из нее простым неучастием в процессах, то это приведет к превращению возможных плюсов в минусы в нашем регионе: минус рабочие места, минус товары по выгодным ценам, минус вывоз своей продукции на выгодных условиях, минус транспортная мобильность населения, минус инвестиции.
Наша стратегическая задача: эти минусы превратить в плюсы. В стратегии города Омска до 2025 года «наиболее приоритетным сценарием развития города определен сценарий, в соответствии с которым город Омск позиционируется как самый комфортный город Сибири» [6]. Одной из стратегических задач при этом выступает рост конкурентоспособности экономики города. Такой вектор стратегии города в совокупности с сильными сторонами социально-экономического положе-
ния города Омска (статус города-миллионника, выгодное географическое положение, наличие крупных промышленных предприятий, богатое культурно-историческое наследие, кадровый потенциал, который формируется за счет качественного высшего образования, представленного широким спектром специальностей) создает все предпосылки для включения Омска в масштабный проект Экономический пояс «Шелковый путь».
Стратегия - это искусство достижения желаемого, это инструмент, который облегчает достижение цели при ограниченных ресурсах и минимальных затратах. Стратегия начинается с изучения обстановки, поэтому комплексное развитие территории предполагается с учетом внутренних и внешних процессов, включая возможности участия в масштабных проектах.
Российские эксперты предлагают различные проекты развития территории, которые возможно интегрировать в экономику города Омска.
Так, например, Ю.В. Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, предлагает к рассмотрению проект «Аэротрополис - Новый Омск» как механизм подъема и развития Омской области. Проект выделяет две взаимосвязанные составляющие: транспортно-логистическую и индустриальную [7].
По проекту «Аэротрополис - Новый Омск» в городе Омске необходимо создать транспортно-логистический узел, который следует связать с международными и межрегиональными транспортными коридорами, а также восстановить региональную транспортную схему по всем видам транспорта. Задействованы будут территории, расположенные вдоль 73-го меридиана: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Омская область, Республика Казахстан и другие.
В основе проекта - создание двух новых городов как центров модернизации и развития города Омска: вокруг будущего аэропорта «Федоровка» на 50 тыс. человек и на месте существующего аэропорта «Омск Центральный» на 100 тыс. человек.
Индустриально-логистическая зона предназначена для размещения транспортных предприятий, логистических резидентов, а также коммерческих и промышленных предприятий. Данный участок позволяет использовать минимум три вида транспорта (воздушный, авто- и железнодорожный транспорт).
Для привлечения предпринимателей в индустриально-логистическую зону предлагается
Страничка мэра
создать территорию с особым режимом хозяйствования по типу особых экономических зон.
Индустриально-логистический парк также выполняет функцию по обслуживанию транзитных грузопотоков. Транзит грузов - один из выгодных видов деятельности для любой территории. Если «соседи» договариваются о правилах развития данного направления деятельности, то выгода значительно увеличивается не только для бизнеса, но и для населения на этих территориях.
В рамках проекта «Аэротрополис - Новый Омск» развиваются три новых рынка (Арктика, Центральная Азия и город Омск), что приведет к созданию на базе существующих старопромышленных предприятий нового технологического уклада, в котором опорой новой индустриализации становится приборостроение и транспортное машиностроение.
Другой проект - «Создание Евразийской особой инженерно-экономической зоны на территории города Омска в рамках реализации антикризисных мероприятий Правительства РФ и Республики Беларусь», разработан Омским отделением Российской инженерной академии. Проект делает ставку на конкурентоспособность страны за счет высокотехнологичной экономики на базе выработки всех механизмов достижения данной цели в одном из стратегических макрорегионов России, расположенном в центре Евразийского Союза. Таким регионом является Западная Сибирь, граничащая с Казахстаном и Китаем - ключевыми союзниками России [8].
Совместная реализация коммерческих тран-зитно-транспортных проектов и комплексной программы экологического восстановления Иртышского бассейна с его возрожденными притоками и пойменными лесами сможет создать предпосылки к совместному развитию территорий Центральной Азии и Западной Сибири.
В качестве экспериментальной площадки разработчики данного проекта рассматривают Октябрьский и Ленинский административные округа города Омска в связи с наличием возможности производить финишную конкурентоспособную продукцию двойного назначения, особенно в аэрокосмическом и транспортном машиностроении.
Потенциальные индустриально-экологические площадки предлагается организовать на высвобождаемых площадях территории ПО «Полет» - филиала ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, бывшего завода им. П.И. Ба-
ранова и на неиспользуемой территории бывшей сортировочной станции, расположенной в Привокзальном поселке между предприятиями ПО «Иртыш» и ОАО «Омсктрансмаш».
В соответствии с современным государственным курсом развития по направлению импорто-замещения и двойного назначения, по мнению разработчиков проекта, эти территории должны быть использованы для решения указанных задач, а также создания инновационно-технологического интегрированного комплекса малого и среднего предпринимательства.
Наличие инженерной инфраструктуры и производственных корпусов позволит в короткие сроки организовать производство конкурентоспособной продукции, в том числе совместно с ведущими фирмами Кореи, Японии и Белоруссии.
Предполагается также введение режима особой экономической зоны для создаваемого комплекса малых и средних инновационно-технологических предприятий, управляемых системным оператором в виде управляющей компании. Высокая планка устанавливается для таких предприятий по объему энергетического потребления и выпускаемой продукции, количеству рабочих мест.
По прогнозу разработчиков проекта, в результате кластерной модернизации производственно-инфраструктурных площадок ПО «Полет» и Привокзального поселка (с его социально-инновационными объектами) появится интегрированный инновационно-технологический комплекс двойного назначения с социально-экономическими показателями на уровне, близком к мировым стандартам.
Обсуждение представленных проектов проходит на местном и региональном уровне. Общественная инициатива рассматривается в качестве потенциального ориентира при постановке стратегических задач социально-экономического развития.
Стратегическая задача города Омска -включение в Экономический пояс «Шелковый путь» - имеет амбициозный характер и зависит от решений, договоренностей и соглашений, принятых на федеральном и международном уровнях. Стратегический план по участию России в проекте Экономический пояс «Шелковый путь» к настоящему времени официально не представлен для обсуждения мировому сообществу, поэтому у города Омска есть время для подготовки и создания инвестиционно-привлекательной территории.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Зеленская Т. Экономический пояс Шелкового пути. План действий по строительству экономического пояса Шелкового пути, http://fb.ru/article/183202/ ekonomicheskiy-poyas-shelkovogo-puti-plan-deystviy-po-stroitelstvu-ekonomicheskogo-poyasa-shelkovogo-puti (дата обращения 27 января 2016 г.).
2. Лукин А.В. Идея «экономического пояса Шелкового пути» и евразийская интеграция, http://igpi. ru/bibl/other_articl/1406820606.html (дата обращения 27 января 2016 г.).
3. Сабурова И. Новый Шелковый путь: маршрут, схема, концепция, http://fb.ru/article/208819/novyiy-shelkovyiy-put-marshrut-shema-kontseptsiya (дата обращения 27 января 2016 г.).
4. Полурос Т. Россия вступила на Шелковый путь, http://www.rg.ru/2015/03/27/plan.html (дата обращения 26 января 2016 г.).
5. Данные Сибирского таможенного управления, http: //stu.customs. ru/index.php ?option=com_content&vi ew=article&id=10744:-2014-&catid=183:2012-12-27-01-29-42&Itemid=258 (дата обращения 26 января 2016 г.).
6. Постановление Администрации города Омска от 09.07.2014 № 938-п «О стратегии социально-экономического развития города Омска до 2025 года».
7. Проект «Аэротрополис - Новый Омск как механизм подъема и развития Омской области», разработан автономной некоммерческой организацией Институтом демографии, миграции и регионального развития. - URL: www.idmrr.ru.
8. Проект «Создание Евразийской особой инженерно-экономической зоны на территории города Омска в рамках реализации антикризисных мероприятий Правительства РФ и Республики Беларусь», разработан Омским отделением Российской инженерной академии.
9. Великий шелковый путь. - URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/.
10. Карасюк Е. Мягко стелят. Почему новый Шелковый путь обходит стороной Россию? - URL: https://slon.ru/posts/61380 (дата обращения 19 декабря 2015 г.)
11. Окно в Европу: как Китай запустил новый «Шелковый путь» в обход России. - URL: http://zakonvremeni. ru/news/14-4-/24646-2015-12-16-06-46-06.html (дата обращения 19 декабря 2015 г.)
Двораковский Вячеслав Викторович - мэр города Омска © В.В. Двораковский, 2015
REFERENCES
1. Zelenskaya T. Economicheskiy poyas Shelkovogo puti. Plan deystviy po stroitel'stvu ekonomicheskogo poyasa Shelkovogo puti, http://fb.ru/article/183202/ ekonomicheskiy-poyas-shelkovogo-puti-plan-deystviy-po-stroitelstvu-ekonomicheskogo-poyasa-shelkovogo-puti (data obrascheniya 27 noyabrya 2015 g.).
2. Lukin A.V. Ideya "ekonomicheskogo poyasa Shelkovogo puti" i evraziyskaya integratsiya - URL: http://igpi.ru/bibl/other_articl/1406820606.html (data obrascheniya 27 yanvarya 2016 g.).
3. Saburova I. Novy Shelkovy put': marshrut, shema, kontseptsiya - URL: http://fb.ru/article/208819/novyiy-shelkovyiy-put-marshrut-shema-kontseptsiya (data obrascheniya 27 noyabrya 2015g.).
4. Poluros T. Rossiya vstupila na Shelkovy put'/
- URL: http://www.rg.ru/2015/03/27/plan.html (data obrascheniya 27 noyabrya 2015g.).
5. Dannye Sibirskogo tamozhennogo upravleniya/
- URL: http://stu.customs.ru/index.php?option=com_con tent&view=article&id=10744:-2014-&catid=183:2012-12-27-01-29-42&Itemid=258 (data obrascheniya 26 yanvarya 2016 g.).
6. Postanovlenie Administratsii goroda Omska ot 09.07.2014 № 938-п «O strategii sotsial'no-economicheskogo razvitiya goroda Omska do 2025 goda».
7. Proekt "Aerotropolis - Novy Omsk kak mehanizm pod'ema i razvitiya Omskoy oblasti", razrabotan avtonomnoy nekomercheskoy organizatsiey Institutom demografii, migratsii i regional'nogo razvitiya. - URL: www.idmrr.ru.
8. Proekt "Sozdanie Evraziyskoy osoboy inzhenerno-ekonomicheskoy zony na territorii goroda Omska v ramkah realizatsii antikrizisnyh meropriyatiy Pravitel'stva RF i Respubliki Belarus'", razrabotan Omskim otdeleniem Rossiyskoy inzhenernoy akademii.
9. Velikiy Shelkovy put'. - URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/
10. Karasyuk E. Myagko stelyat. Pochemu novy Shelkovy put' obhodit storonoy Rossiyu? - URL: https:// slon.ru/posts/61380.
11. Okno v Evropu: kak Kitay zapustil novy "Shelkovy put'" v obhod Rossii// - URL: http://zakonvremeni.ru/ news/14-4-/24646-2015- 12-16-06-46-06.html.
Статья поступила в редакцию 20 декабря 2015 г.