УДК 323
DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-7-74-80
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СУБЪЕКТОВ РФ В УСЛОВИЯХ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ
REGIONAL PECULIARITIES OF POLITICAL PROCESSES OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS IN THE CONDITIONS OF INTERNAL AND EXTERNAL SECURITY
Л. В. Новикова, Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
A. Novikova, Transbaikal State University, Chita
Отмечено, что региональные особенности политических процессов не потеряют своей актуальности в субъектах Российской Федерации, так как наша страна имеет 85 субъектов Федерации и формируется под влиянием непосредственной близости с другими государствами. Автор акцентирует внимание на то, что государство должно находить способы сглаживания разницы между регионами, интенсивного развития контактов между ними.
Выделено, что регионы России различаются друг от друга по многим параметрам: территории, этническому составу, численности населения, уровню экономического развития, что в значительной мере объясняет различия в региональных политических процессах. Проблемы региональных особенностей политических процессов определяются, в первую очередь, экономическими изменениями, политическим структурированием российских регионов, социально-духовными, демографическими, национальными особенностями субъектов РФ. Одной из тенденций развития является тенденция к формированию региональной идентичности, которая проявляется в феномене регионального единства и символики. В статье подчеркнута значимость политологии, которая дает возможность не только осмыслить политические процессы, но и придает импульс изучению генезиса становления и развития политики как комплексного и специфического феномена. Политика активно воздействует на общественный прогресс, ускоряя или замедляя его, влияет на развитие экономических, национальных отношений, культуры, науки.
В завершение статьи отмечено, что политология является обязательной теоретической базой для будущего развития политических исследований и для введения научных разработок в политику. Знания в этой области позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать положительные и негативные направления в развитии политических процессов
Ключевые слова: регион; субъекты РФ; региональные модели управления; политический процесс; региональная политика; внутренняя и внешняя безопасность; Забайкальский регион; модель взаимодействия федерального центра с регионами; экономические, социальные и политические проблемы
It was noted in the article that the regional peculiarities of political processes will not lose its relevance in the Russian Federation, because our country has 85 federal subjects and it is influenced by proximity to other states. The article focuses that the government should find the ways even to the differences between the regions and intensive development between them.
The article marks that the Russian regions differ from each other in many aspects: territory, ethnic composition, population, level of economic development, that largely explains the differences in regional political processes. First of all the problems of regional peculiarities of political processes are determined by the economic changes,
political structuring of the Russian regions, socio-spiritual, demographic, national peculiarities of the Russian Federation. One of the trends of the development is the formation of regional identity, which is manifested in the phenomenon of regional unity and symbolism.
The article emphasizes the importance of political science. It gives the opportunity not only to reflect on the political process, but also gives impetus to the study of the genesis of the formation and development policy as an integrated and specific phenomenon. Policy actively influences the social progress, speeding up or slowing it down; it affects the development of economic, ethnic relations, culture and science.
In the conclusion it was noted that political science is an obligatory theoretical basis for the future development of policy and research for the introduction of scientific developments in the policy. Knowledge in this field let us to predict and construct political reality, control the positive and negative trends in the development of political processes
Key words: region; subjects of the Russian Federation; regional management model; political process; regional policy; internal and external security; Transbaikal region; model of interaction between federal center and regions; economic, social and political problems
Изучение политологии учитывает множество факторов политических процессов, расширяет варианты подходов к принятию экономических и социально-политических решений и повышает значимость прогнозирования последствий принимаемых решений.
Политология как наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических процессов не утрачивает актуального значения, так как способствует приращению знаний в политической сфере. «Политика представляет собой деятельность по осуществлению власти в обществе, и функция политики заключается в том, чтобы посредством власти регулировать общественные процессы, управлять жизнью людей» [10].
При характеристике региональных особенностей политических процессов необходимо учитывать множество факторов, под которыми подразумевается повышение уровня жизни, защита от различных угроз. Кроме того, среди этих факторов: коррупция, недостаточный уровень квалификации кадров, низкая плотность населения, слабый производственный потенциал. Решение этих проблем может сильно варьироваться от региона к региону, и именно разнообразие и малоэффективность региональных решений является проблемой политических процессов.
Особенности региональных политических процессов обусловлены множеством
характеристик: состоянием экономики региона, составом этнических групп населения, устоявшимися предубеждениями. Наиболее сильное влияние на политические процессы оказывает состояние экономики региона. Последняя, в свою очередь, может во многом зависеть от внешних экономических связей, которые также связаны с состоянием международных отношений страны. Необходимо предпринимать шаги для управления регионами и решения проблем политико-экономического развития.
Проблемы региональных особенностей политических процессов субъектов РФ находятся внутри России и имеют важное значение для ее возрождения как мировой державы. Решение данных проблем связано с обширностью территории, сбалансированностью региональной политики, оптимальным соотношением интересов центра и регионов, развитием субъектов РФ, находящихся в различных природно-климатических, социально-экономических и эт-нополитических условиях.
С этой точки зрения особую угрозу стабильности в стране представляет значительный разрыв в уровне жизни отдельных регионов страны: многие регионы практически существуют только за счет дотаций из средств федеральной власти, что создает угрозу в лице скорее регионального, чем национально-территориального сепаратизма.
При этом по своему содержанию дифференцирование регионов неизбежно
пересекается с другими направлениями внутренней политики. Например, регулирование вопросов экономического развития регионов сближает дифференциацию с экономической политикой, управление миграционными процессами — с демографической политикой [1].
В этой связи особого внимания заслуживает модель взаимодействия федерального центра с регионами. Действительно, обладая совокупностью разнообразнейших (от экономических до административных) методов воздействия на регионы, региональная политика является необходимым условием поддержания целостности и единоначалия в федеративном государстве.
В частности, одним из наиболее широко применяемых подходов к установлению устойчивой связи между центром и регионами является экономический подход. Так, посредством принятия соответствующих экономических решений федеральный центр может эффективно регулировать действия как в отношении определенного региона, так и всей страны в целом.
Проблемы экономического федерализма и инвестирования центра остро стоят в Забайкальском крае. Перечислим проблемы, препятствующие развитию Забайкальского региона:
1) слабая региональная политическая элита;
2) отсутствие согласования развития федерального центра депрессивного региона;
3) неверная оценка соотношения внутренних и внешних факторов для развития приграничного субъекта;
4) слабая финансовая база региона с отсутствием устойчивых источников доходов.
Данные проблемы свидетельствуют о слабости взаимодействия федерального центра с Забайкальским регионом. Все эти обстоятельства и объясняют особое значение внутренней составляющей в обеспечении национальной безопасности России в настоящее время.
Кроме того, подход России к проблемам национальной безопасности характе-
рен пониманием того, что в современных условиях невозможно обеспечить собственную внешнюю безопасность за счет снижения уровня безопасности других стран. Любая концепция обеспечения безопасности разрабатывается в соответствии с конкретными историческими условиями. Ранее каждое государство обходилось в основном собственными силами для предупреждения и снижения остроты возникающих угроз. В настоящее время многие проблемы внешней безопасности решить в одиночку невозможно, в силу чего объективно требуется объединение усилий всех государств мира. Мир настолько интегрирован, что невозможно свести обеспечение внешней безопасности к рамкам национальных границ. Поэтому единственным разумным путем обеспечения внешней безопасности является достижение определенного баланса своих интересов и интересов других стран, определенного компромисса в рамках международной безопасности [7]. Таким образом, существует взаимосвязь всех уровней внешней и внутренней безопасности. Внутренняя безопасность реализуется через решение следующих проблем политических процессов субъектов РФ [9].
1. Экономические структурные проблемы:
— рост расходов на поддержание инфраструктуры;
— закрепление в первую очередь сырьевой специализации страны;
— возрастание разрыва в темпах роста между отдельными субъектами Федерации.
2. Социальные (демографические, квалификационные и этнокультурные) проблемы:
— сложившаяся система расселения (экистики) России не поддерживает воспроизводство человеческих ресурсов в большинстве регионов;
— ежегодная убыль населения, увеличение доли населения пенсионного возраста;
— низкая мобильность населения внутри страны, накладывающаяся на недостаточную пространственную и квалификационную мобильность;
— дестабилизация качества жизни населения части российских регионов, их сильная стратификация по данному показателю как между субъектами Российской Федерации, так и внутри них;
— конфликтный характер межэтнических взаимодействий.
3. Проблемы управления региональным и политическим развитием:
— политика выравнивания социально-экономического развития регионов заменена на политику выравнивания последствий открытия внутреннего рынка;
— современные инструменты в систему государственного управления региональным развитием внедряются чрезвычайно медленно;
— в ряде случаев старые административные границы сковывают развитие социально-экономических процессов в России, существенно понижают масштабность региональных стратегий развития;
— дестабилизация политического процесса.
В широком смысле политический процесс — это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных объединений и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели», а в узком смысле — это «деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений».
Региональная политическая элита как страта, обладающая наивысшим политическим статусом, оказывает влияние на процессы принятия региональных политических решений, воздействует на ценностные ориентации общества, на направленность регионального политического процесса, его формы по сравнению с партиями, профсоюзами, общественными движениями. По свидетельству О.С. Новиковой: «Характер отношений факторов регионального политического процесса существенным образом влияет на авторитет региональной политической элиты» [6]. Очевидно, что в условиях монополизации власти институтом губернаторства в регионах вырабатываются механизмы управления электоральным поведением с целью использования адми-
нистративного ресурса, его влияния на политические партии региона и средства массовой информации. Субъекты регионального политического процесса используют социально-экономические и административные ресурсы в борьбе за удержание власти в конкретном регионе. По мнению В. Гельмана, «Концепция типологизации региональных политических режимов предполагает возможность существования четырех вариантов (сценариев) выхода из неопределенности, обусловленных композициями акторов и их стратегий» [4].
В настоящее время произошло расширение круга депрессивных регионов, которые различаются процессами, для исследования которых необходимо учитывать внешнеполитические угрозы. Важнейшей теоретической проблемой современной политологии является проблема дестабилизации политических процессов.
Региональный политический процесс может быть отнесен как к общим, так и к частным политическим процессам, так как, с одной стороны, он направлен на изменение и развитие региональной политической системы, а с другой — ориентирован на решение отдельных политических проблем в регионе [3].
В зависимости от объекта применения политические процессы разделяются на внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики, деятельность которых состоит в завоевании, удержании и использовании политической власти. Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами и понимается как искусство ведения международных дел.
С точки зрения устойчивости основных взаимосвязей политических и социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных политических процессах. Стабильный процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс возникает в условиях кризиса как появле-
ние необходимости изменения политической обстановки [8].
Современное российское общество относится к числу переходных обществ, поэтому политический процесс достаточно противоречив. Исследователи современного политического процесса (С. А. Грановский, Е. Ю. Мелешкина, Р. Т. Мухаев, В. А. Никонов, А. М. Салмин, Г. А. Сатаров, О. Н. Смолин, М. Ю. Урнов и др.) отмечают противоречивость, сложность и неоднозначность его изучения. Так, Р. Т. Мухаев выделяет семь основных особенностей [2]:
1) взаимосвязь всех отношений;
2) отсутствие консенсуса между участниками политического жизни;
3) неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей;
4) отсутствие интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы;
5) в основе политического процесса лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства;
6) высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов;
7) внешний опыт западных стран в политическом процессе используется недостаточно.
Характеризуя особенности политического процесса, следует отметить, что они влияют на социально-политические институты, действующие в регионах, обуславливая их противоречивость, которая связана с повышением роли губернаторов. Можно выделить несколько типов губернаторской власти [5].
1. Авторитарно-бюрократический, где сферой интересов губернатора являются интересы местных номенклатурных кланов.
2. Смешанный (губернатор-мэр), при котором губернатор и мэр являются противоборствующими сторонами на роль регионального лидера.
3. Лоббистский, характерен для смены губернатора, при которой сохраняется влияние бывшей клановой группировки.
4. Популистский, ориентированный на направление массового недовольства против федерального центра.
5. Партийно-харизматический, с претензией на всероссийский масштаб.
6. Мобилизационный, предполагающий решение групповых задач элиты в большей степени на федеральном уровне, чем на местном.
Очевидно, что существует взаимовлияние социально-политических процессов и современных институтов власти. Различие властных институтов, создавая большой дифферент развития субъектов, обуславливает их специфику, создавая парадокс во взаимоотношениях центра и субъектов: больше дают денег тем, кто хорошо развивается. Депрессивные и приграничные субъекты, не получая от государства необходимой финансовой поддержки, не показывают эффективных путей развития. Необходимость восстановления промышленности и сельского хозяйства обуславливает тесное взаимодействие центра и регионов. Российскому государству необходимо находить ресурсы, чтобы ликвидировать разрыв в социально-экономической диспропорции субъектов РФ. Следовательно, региональные особенности политических процессов не потеряют своей актуальности в субъектах РФ.
Список литературы_
1. Баранов Н. А., Пикалов Г. А. Теория политики. М.: НОМОС, 2007. 237 с.
2. Баранов Н. Политические отношения и политический процесс в современной России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.umk.virmk.ru/study/U-DISCIPLINA/polprocess/Uposobie/ BARANOV_PROCESS/O1/ (дата обращения: 11.03.2016).
3. Воздействие политического маркетинга на региональный политический процесс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/-article/n/vozdeystvie-politicheskogo-marketmga-ia-regionalnyy-politiches-kiy-protsess (дата обращения: 11.03.2016).
4. Гельман В. Я. Трансформация и режимы. Неопределенность и ее последствия / / Россия регионов: трансформация политических режимов. М., 2000. С. 16—20.
5. Лапина Н. Ю. , Чирикова А. Е. Власть и способы управления политической ситуацией в регионах. М.: Центр конституционных исследований МОНФ, 2000. С. 66—71.
6. Новикова О. С. Особенности позиционирования политической элиты в условиях формирования антикоррупционной политики в РФ // Философия права. 2007. № 4. С. 85—89.
7. Общая теория национальной безопасности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ucheb-nik.biz /book /136-obshhaya-teoriya-nacionalnoj-bezopasnosti /12-1 -vnutrennyaya-i-vneshnyaya-bezopasnost. html (дата обращения: 11.03.2016).
8. Понятие и виды политических процессов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// allpolitologia.ru/-ponyatie-i-vidy-politicheskix-processov/ (дата обращения: 11.03.2016).
9. Проблемы социально-экономического развития регионов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archipelag.ru/-agenda/povestka/-evolution/strategy/problem/ (дата обращения: 11.03.2016).
10. Reftrend.ru. База документов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://reftrend.ru/-174504. html (дата обращения: 11.03.2016).
List of literature_
1. Baranov N. A., Pikalov G. A. Teoriya politiki [Theory of policy]. Moscow: Nomos, 2007. 237 p.
2. Baranov N. A. Politicheskie otnosheniya i politicheskiy protsess v sovremennoy Rossii (Political relations and political process in modern Russia) Available at: http://www.umk.virmk.ru/study/U-DISCIPLINA/ polprocess/Uposobie/BARAN0V_PR0CESS/01/ (accessed 11.03.2016).
3. Vozdeystvie politicheskogo marketinga na regionalny politicheskiy protsess (The impact of political marketing on the regional political process) Available at: http://cyberleninka.ru/-article/n/vozdeystvie-politichesk-ogo-marketinga-ia-regionalnyy-politiches-kiy-protsess (accessed 11.03.2016).
4. Gelman B. Ya. Transformatsiya i rezhimy. Neopredelennost i ee posledstviya [Transformation and modes. Uncertainty and its consequences]: Russian regions: transformation of the political regime. Moscow, 2000, pp. 16-20.
5. Lapin N. Yu., Chirikov A. E. Vlasti sposoby upravleniya politicheskoy situatsiey v regionah [Power and ways to manage the political situation in the regions]. Moscow: Center for Constitutional Studies MONF, 2000, P. 66-71.
6. Novikova O. S. Filosofiya prava (Philosophy of law), 2007, no. 4, P. 85-89.
7. Obshhaya teoriya natsionalnoy bezopasnosti (The general theory of national security) Available at: http://uchebnik.biz/book/136-obshhaya-teoriya-nacionalnoj-bezopasnosti/12-1-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-bezopasnost.html (accessed 11.03.2016).
8. Ponyatie i vidy politicheskih protsessov (Concept and types of political processes) Available at: http:// allpolitologia.ru/-ponyatie-i-vidy-politicheskix-processov/ (accessed 11.03.2016).
9. Problemy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossiyskoy Federatsii (Problems of socioeconomic development of regions of the Russian Federation) Available at: http://www.archipelag.ru/-agenda/ povestka/-evolution/strategy/problem/ (accessed 11.03.2016).
10. Reftrend.ru. Baza dokumentov (Reftrend.ru. Base Documents) Available at: http://reftrend.ru/-174504.html (accessed 11.03.2016).
Коротко об авторе
Briefly about the author
Новикова Анна Владимировна, канд. полит. наук, доцент кафедры «Государственное муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политология, региональные политические процессы, государственная и региональная власть, властные практики, региональная политика
Anna Novikova, candidate of political sciences, assistant professor, State and Municipal Management and Polities department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, regional political processes, state and regional authorities, authoritative practice, regional policy
Образец цитирования _
Новикова А. В. Региональные особенности политических процессов субъектов РФ в условиях внутренней и внешней безопасности // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 7. С. 74—80. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-7- 74-80