Научная статья на тему 'Теоретические аспекты политических процессов в рамках компаративистского анализа политико-экономического развития сша и КНР'

Теоретические аспекты политических процессов в рамках компаративистского анализа политико-экономического развития сша и КНР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
369
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / КОМПАРАТИВИСТИКА / ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ США И КНР / REGION / POLITICAL PROCESS / ECONOMIC / SOCIAL AND POLITICAL PROBLEMS / COMPARATIVE STUDY / POLITICAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE UNITED STATES AND CHINA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Бейдина Алена Романовна

Представлены теоретические основы и практические аспекты политического процесса. Изучено влияние исторического фактора на становление и развитие США и Китая. Дана сравнительная оценка политических и экономических процессов в этих странах. Отмечено, что политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, воссоздающих политические институты. Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий. Подчеркнута важность исторического фактора в развитии США и Китая. Проведен компаративный анализ политико-экономического развития США и КНР на современном этапе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE POLITICAL PROCESS IN THE FRAMEWORK OF THE COMPARATIVE ANALYSIS OF US AND CHINESE POLITICAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Theoretical foundations and practical aspects of the political process are presented. The impact of historical factors on the formation and development of the United States and China is studied. A comparative assessment of political and economic processes in the above mentioned countries is given. The authors pay attention to the fact that a political process can be defined as an ordered sequence of actions and interactions of political actors related to the implementation of power and gaining interests and it tends to recreate political institutions. The political process is the deployment policy in time and space in an ordered sequence of actions and interactions. The importance of historical factors in the development of the United States and China is stressed in the article. At the end of the article the comparative analysis of political and economic development of the USA and China at the present stage is given.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты политических процессов в рамках компаративистского анализа политико-экономического развития сша и КНР»

УДК 11.15.41

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ КОМПАРАТИВИСТСКОГО АНАЛИЗА ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ США И КНР

THEORETICAL ASPECTS OF THE POLITICAL PROCESS IN THE FRAMEWORK OF THE COMPARATIVE ANALYSIS OF US AND CHINESE POLITICAL AND

ECONOMIC DEVELOPMENT

Т. E. Бейдина,

Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]

T. Beydina,

Transbaikal State University, Chita

W

A. P. Бейдина,

Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]

A. Beydina,

Transbaikal State University, Chita

Представлены теоретические основы и практические аспекты политического процесса. Изучено влияние исторического фактора на становление и развитие США и Китая. Дана сравнительная оценка политических и экономических процессов в этих странах. Отмечено, что политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, воссоздающих политические институты. Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.

Подчеркнута важность исторического фактора в развитии США и Китая.

Проведен компаративный анализ политико-экономического развития США и КНР на современном этапе

Ключевые слова: регион; политический процесс; экономические, социальные и политические проблемы; компаративистика; политико-экономическое развитие США и КНР

Theoretical foundations and practical aspects of the political process are presented. The impact of historical factors on the formation and development of the United States and China is studied. A comparative assessment of political and economic processes in the above mentioned countries is given. The authors pay attention to the fact that a political process can be defined as an ordered sequence of actions and interactions of political actors related to the implementation of power and gaining interests and it tends to recreate political institutions. The political process is the deployment policy in time and space in an ordered sequence of actions and interactions.

The importance of historical factors in the development of the United States and China is stressed in the article.

At the end of the article the comparative analysis of political and economic development of the USA and China at the present stage is given.

Key words: region; political process; economic, social and political problems; comparative study; political and economic development of the United States and China

На протяжении многих лет США занимали лидирующие позиции в мировой политике, однако в последнее время наблюдается тенденция быстрого экономического роста и развития КНР. Прежде всего, это

проявляется в том, что Китай превосходит США по объему произведенных товаров, потреблению энергии, добыче золота, угля и железа, а также по количественному экспортному показателю. С каждым

годом США покупает у Китая все больше, в сравнении с покупками КНР у США. В последние двадцать лет Китай заметно преобразился за счет своего политико-экономического развития. В настоящее время становится все более актуальным вопрос о смене мирового лидера.

Важным экономическим показателем является ВВП. Китай — вторая по величине ВВП экономика мира после США. Столь стремительное развитие Китая за последние несколько десятилетий во многом осуществляется за счет высоких показателей объема экспорта товаров. Однако при рассмотрении показателей импорта и экспорта США и Китая учитывается лишь количественный параметр.

Становятся важными политико-экономические вопросы компаративиского анализа как политического, так экономического развития США и КНР.

Политический процесс можно оценить с позиции внутреннего и внешнего. Понятие «политический процесс» можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком понимании политический процесс рассматривается как постепенное преобразование состояний и стадий изменений политической системы. Политический процесс объясняет эволюцию политической системы и самые различные её изменения. В узком смысле политический процесс определяется как комплекс микропроцессов политической системы, иначе говоря, деятельность людей в различных группах по поводу борьбы за власть с целью применения её как в личных, так и в групповых интересах [1]. Полипа-радигмальная концепция дает возможность оценить процесс в рамках институализма и с позиции процессного подхода, автором которого в управлении является А. Файоль. Американец Артур Фишер Бентли первым стал характеризовать процесс в рамках политологии. Д. Истон объединил при характеристике внутренних особенностей процесса структурно-функциональный и бихевиористский подходы. При анализе политических процессов выявляются основные акторы, их ресурсы, способы взаимодействия, факторы политического процесса и время его проте-

кания (функционирование, развитие, упадок, стагнация).

Термин «процесс» заимствован политологией из кибернетики, где под ним понимается любая последовательность наступающих один за другим и нередко поочерёдно взаимосвязанных событий, ведущих к конкретному результату.

Говоря об исследованиях политических процессов среди американских учёных, следует отметить американского ученого А. Ф. Бентли (1870—1957), который является одним из основателей теории групп интересов. Он первым приступил к политико-социологическим исследованиям реальных политических процессов в США, его главная работа — «Процесс управления» (1908) [8]. Политический процесс, по А. Бентли, характеризуется постоянным образованием и распадом различных общественных объединений — групп интересов. Исследование их взаимодействий возможно, по А. Бентли, с помощью анализа таких факторов, как численность, степень «сконцентрированности» интересов, техника оказания давления (подкуп, запугивание, убеждение и пр.) и организация.

Политический процесс включает «субъекты и участники процесса; объект процесса; средства, методы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель» [3].

Субъектами политического процесса являются «политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды» [3].

Таким образом, политический процесс — это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. Между политическими процессами как внутри общества, так и международными политическими процессами всегда есть различия. Субъектами политического процесса внутригосударственного и международного уровней являются регионы.

Рассмотрим в качестве политических регионов Китай и Соединенные Штаты Америки.

Первой и одной из самых главных отличительных черт современного экономического развития США является концентрация на гибкое, мелкосерийное производство, способное адаптироваться к динамичным потребностям экономики страны. Данная особенность реализуется за счет распространения инновационных технологий в технике, основанных на использовании наукоемких производственных средств.

Второй отличительной чертой следует назвать рост уровня наукоемкости, что характеризуется увеличением затрат на НИОКР и улучшением и совершенствованием кадрового обеспечения. Также значительную роль играет выделение ряда отраслей экономики, имеющих высокую зависимость производственных результатов от затрат на НИОКР [6].

Новым изменением в общественном производстве США стало формирование общей информационной инфраструктуры, которая послужила основой и важнейшим элементом производственной сферы. Без информационной инфраструктуры невозможно представить эффективное функционирование экономических систем. Ее основой является производственная обработка информации с использованием совершенной электронной техники и системы связи.

На долю США в начале XXI в. приходилось более 40 % всех компьютеров в мире. Набирает все большее значение система интернет повсеместно с новой отраслью специализированных компьютерных услуг, представленных в более чем 80 тыс. предприятий.

Третьей особенностью является огромная доля сферы услуг в экономике США, не имеющая аналогов в мире. Еще в 2000 г. в США сосредоточено более 75 % занятых в этой сфере. Услуги уже на тот момент создавали более 80 % ВВП страны.

Однако роль данной сферы заключается не только в росте ВВП. Большинство отраслей услуг получили ключевое значение для функционирования экономики в долгосрочном плане, став основной движущей силой научно-технического и со-

циально-экономического развития США. Здесь мы имеем в виду научное развитие, сферу образования и здравоохранения, связи и т.д. [5 ].

Современное мировое развитие зависит от процессов, происходящих в развивающихся странах. Восточная Азия превратилась в ядро экономического роста в мировой экономике, которое представлено в лице Китая. Китай является одной из крупнейших держав мира, на территории которой проживает более 21 % мирового населения; занимает одну из лидирующих позиций в мировой торговле, а также по производству угля и текстиля. Кроме того, по абсолютным размерам 26 видов продукции Китай вошел в число десяти наиболее крупных производителей мира. Наряду с традиционными производствами получили развитие электронная промышленность, аэрокосмическая, автомобилестроение.

Прежде всего, мы предлагаем рассмотреть основные черты китайской экономической модели. Специалисты сходятся во мнении, что китайскую модель экономики нельзя назвать чисто рыночной системой. Китайской экономической модели присущи социалистические принципы и фрагменты капитализма, важную роль имеет и государственное вмешательство в экономику [4]. Взаимосвязь социалистических районов и зоны свободного рынка не мешает Китаю успешно развивать частную собственность, рыночные отношения и привлекать зарубежные инвестиции.

Около 60 % от всей экономики принадлежит государственному сектору, чьи позиции особенно сильны в металлургии, нефтепереработке и электроэнергетике. В настоящее время в государственный сектор входят 118000 предприятий. В Китае развит и частный сектор. Поощрение развития разных экономических структур началось после 1978 г., после чего произошел скачок в экономическом развитии частной формы экономики. Уже к концу XX в. зарегистрировано более 31 млн частных предприятий. Частный и индивидуальный сектор экономики стали неотъемлемой частью экономики в Китае. Кроме того, в Китае важную

роль играет и контрольная ветвь власти. Каждый год проводится налоговая ревизия, которая направлена на мониторинг уровня сбора налогов и соответствия цен на товары. За один год штрафы за нарушения выплаты налогов составляют около 10 млн юаней. Военнослужащим, полицейским и юридическим структурам запрещено создавать частные предприятия. В соответствии со специальной государственной программой назначаются ревизоры на крупные предприятия. Ревизорами государство назначает полицию, представителей таможни и общественной безопасности. Экономики Китая свойственна высокая открытость. Китай в большой степени интегрирован в мировую экономику: занимает девятое место как экспортер и одиннадцатое — среди импортеров товаров.

На Китай приходится около 10 % мировых прямых иностранных инвестиций и 40 % в развивающиеся страны. Создание предприятий со стопроцентным иностранным капиталом послужило главным толчком для иностранных инвестиций [2]. Импорт технологий оказывает значительное влияние на развитие информационного сектора Китая, биотехнологий и телекоммуникационной индустрии. Еще одной важной особенностью Китая являются свободные экономические зоны, предназначенные для изучения новых технологий. В данных СЭЗ проводится специальная поли-

тика привлечения инвестиций, ресурсов и инновационных технологий наряду с разрешенным беспошлинным ввозом сырья и чистой продукции. Более того, опыт привлечения иностранных специалистов помогает улучшать качество продукции и позволяет гражданам Китая освоить определенные навыки в работе. Важную поддержку во время становления экономики Китая оказала китайская диаспора. Следует учитывать, что за пределами КНР проживают более 80 млн китайцев, из них в азиатских странах проживает около 52 млн человек.

Отметим важность сравнительных аспектов политико-экономического развития США и КНР на современном этапе.

США стали занимать лидирующую позицию в мире по объему промышленного производства еще в конце XIX в., обогнав Великобританию. После Второй мировой войны США стали беспрецедентными лидерами в экономике, политике и военной сфере, так как конкуренты в лице ФРГ и Японии, Великобритании и Франции были разрушены и ослаблены.

При 4,5 % населении мира доля США в мировом производстве ВВП составляет 22,5 %, а промышленного производства — 20 %.

На рис. 1 отражены доли отраслей производства в процентном соотношении, которые составляют ВВП США.

□ - промышленность

□ - сфера услуг

□ - сельское хозяйство

Рис. 1. Процентное соотношение производных отраслей ВВП США за 2015 г. [6] Fig. 1. The percentage of derivatives sectors of the US GDP for 2015 [6]

В соответствии с рис. 1 мы можем от- США постоянно переходят к более но-

нести США к постиндустриальным высо- вым сверхтехнологиям, использование ко-

коразвитым странам с высоким уровнем торых возможно лишь в сочетании с инфор-

жизни, так как на сферу услуг приходится мационными технологиями. Американская

более 77 % ВВП страны. экономика характеризуется комплексным

развитием современных производственных отраслей, инновационными технологиями, высоким уровнем занятости населения и образования [6]. Большая часть населения,

— около 2/3 занято в сфере услуг, около 2,3 % работают в сельскохозяйственной сфере, остальная часть населения — в промышленном производстве. Данное распределение трудовых ресурсов говорит о высоком уровне развития страны.

Современной американской экономике присуща высокая концентрация производства и капитала, сращивание монополий с государством и развитие государственно-монополистического капитализма. Поэтому решающую роль в материальном производстве страны играют крупные корпорации, такие как «Филипп Морис», «Дженерал Моторс», «Форд Мотор», «Дженерал Электрик», «Боинг» и др. Следует отметить, что доля американских ТНК составляет 3/5 среди общемировых. Именно через транснациональные корпорации США имеет возможность влиять на экономику и политику других стран. США

— главная сила НАТО. На территории США находятся штаб-квартиры многих влиятельных международных организаций, в том числе ООН, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др. Рыночная экономика США соединяет государственную, корпора-ционную и мелкочастную собственность.

Государственная собственность включает в себя образование, энергетические, экологические объекты, а также военную сферу. Мелкочастная собственность подразумевается в торговле, обслуживании и сфере общественного питания. Большие и корпорационные предприятия формируются на научной основе. Средствами государственного влияния на всю экономику являются налогообложение, разрешение или запрет, субсидии, закупки продукции, регулирование цен и условий деятельности.

США лидируют в способности разрабатывать и осуществлять стратегию инновационного развития, поскольку в стране созданы действенные органы и структуры как в аппарате президентской власти, так

и в системе законодательных и исполнительных органов. Стратегия инновационного развития, системно разработанная в период президентства Б. Клинтона, знаменует переход к политике максимально эффективного использования науки и нововведений для решения общенациональных задач социально-экономического и политического характера, особенно потребностей в области образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, обороны, космоса, глобальных процессов и т.д. Для выявления потребностей исключительно важна способность государственных органов мобилизовать и привлечь к участию самых выдающихся деятелей, ученых и аналитиков, экспертов из любых учреждений и кругов общества (вузов, корпораций, исследовательских центров, академий наук, научных обществ и т.д.), причем не только внутри страны, но и из-за рубежа. Максимальная опора на накопленные знания, опыт и квалификацию специалистов повышает научную обоснованность научной политики, а соответственно — ее эффективность. Государство поощряет рост новейших наукоемких отраслей промышленности, финансирует перспективные научные исследования (3,7 % от ВВП).

Информационная революция служит вторым мощным источником роста экономики США. Страна переживает информационный бум: совершенствуются цифровые технологии, постоянно образуются новые компании, возникают новые отрасли промышленности. Только в одной Силиконовой долине — центре американских технологий (штат Калифорния) каждую неделю образуется более десятка новых компаний. Если ранее экономикой страны двигало автомобилестроение и жилищное строительство, то сейчас ядром развития служат информационные технологии, которые обеспечивают по приблизительным оценкам 1/3 всего экономического роста. В сфере информатики и информационных технологий США не имеют себе равных. Так в рейтинге 100 компаний сферы информационных технологий журнала Business Week 75 представляют США, а в первой двадцатке — 17 американских компаний.

Важное место в экономике США занимают отрасли легкой промышленности, особенно текстильная и швейная, сосредоточенные в штатах Юга. Хорошо развита в США пищевая промышленность, важнейшими отраслями которой являются мясная, молочная, производство алкогольных и безалкогольных напитков, консервная и мукомольная. Размещены предприятия пищевой промышленности относительно равномерно. Однако выделяются районы концентрации предприятий мукомольной (в северо-западных штатах и вдоль побережья Великих озер), мясной — Чикаго, Канзас-Сити, Омаха (штат Небраска), молочной (штаты Висконсин и Миннесота) и консервной (Калифорния) промышленности.

По размерам сельскохозяйственного производства США намного превосходят другие страны. Сельское хозяйство США не только обеспечивает потребности населения страны в основных продуктах питания и сырье, за исключением некоторых культур, выращиваемых в тропическом поясе (таких как кофе, какао, бананы), но и дает большие экспортные излишки. Особенно велика их доля в мировой торговле важнейшими продовольственными и кормовыми культурами — пшеницей, кукурузой, соей, а также фруктами. Вывоз сельскохозяйственных продуктов из США в несколько раз превосходит ввоз. В то же время доля сельского хозяйства в ВНП страны небольшая и притом постепенно понижается; в настоящее время она не составляет и 3 % [7]. В сельском хозяйстве занято менее 4 % экономически активного населения. Однако эти цифры не дают полного и объективного представления о значении сельского хозяйства США как для самой страны, так и для всего мира.

На рис. 2 отражены основные промышленные пояса США. В соответствии с данной схемой мы можем сделать вывод, что основную часть промышленного производства составляют Северные районы, включая крупнейшие промышленные центры: Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфию, Бостон. Около 15 % общего производства приходится на Юго-Восточную часть США

с крупнейшим центром Атланта. Побережье Мексиканского залива с крупнейшим промышленным центром — г. Хьюстон производит около 13 % общей промышленности. Также около 12 % производится в Западном побережье США, в штате Калифорния. Здесь выделяются промышленные центры Сан-Франциско и Лос-Анджелес.

Рис. 2. Промышленные пояса США Fig. 2. The US industrial belts

В настоящее время вопрос о смене лидера становится все более актуальным. Средства массовой информации все чаще сообщают о том, что Китай догоняет и даже перегоняет США в развитии. Однако данный прогноз составляется на основании количественных данных по объему номинального ВВП, по объемам производства, импорта и экспорта, в то время как важнейший аспект в виде качественного фактора, учитывающего чистую прибыль от отраслей производства и составляющую их часть в ВВП, не принимается во внимание.

В ходе проведенной исследовательской работы установлено, что Китай обошел США лишь в сфере производства тяжелого оборудования на основании данных о чистой прибыли от основных производственных отраслей экономики США и КНР. Несмотря на стабильное развитие и рост прибыли в сфере производства, Китай все еще отстает от уровня США. Если по объему производства Китай остается мировым

лидером, то по качественному показателю прибыли он сильно отстает. Несмотря на то, что США производит меньше товаров, чем КНР, прибыли от сферы производства США получают больше. Это объясняется качеством произведенных товаров, использованием инновационных технологий в сфере производства, а также финансовой эффективностью.

Производственная отрасль в Китае все еще занимает ведущее место как составляющая ВВП, а сфера услуг создает менее 50 % ВВП. В то время как в США сфера услуг производит около 80 % ВВП страны,

а производственная отрасль лишь 20 %. Таким образом, мы можем сделать вывод, что Китай остается на уровне индустриальных стран, так как сфера услуг развивается неравномерно, малыми темпами, а сфера финансов развита крайне незначительно.

В заключение следует отметить, что, несмотря на мировые показатели роста ВВП Китая, США остается лидером в мире. Соединенные Штаты Америки по-прежнему служат примером наиболее стабильной, прочной и высокоразвитой политической и экономической системы.

Список литературы_

1. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб.: БГТУ, 2004. 30 с.

2. Лузянин С.Г. Китай и мир: от регионального к глобальному. М., 2011. С. 76—85.

3. Политический процесс: сущность и содержание [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyera.ru-/politicheskiy—process—ponyatie—sushchnost—i—soderzhanie_8232.htm (дата обращения: 15.04.2016).

4. Синь Ли. К вопросу о китайской модели. М., 2011. С. 75—87.

5. Шакиров А.Р. Текущие проблемы фискальной политики США // Этап. 2012. № 5. 154 с.

6. Ashbee E. The US economy today. Manchester: New York, 2010. 252 p.

7. CIA // cia.gov [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cia.gov/index.html/ (дата обращения 15.04.2016).

8. Encyclipaedia Britannica [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.encyclopedia. com/topic/-Arthur_F._Bentley.aspx (дата обращения 15.04.2016).

List of literature_

1. Baranov N.A. Politicheskie otnosheniya ipoliticheskiy protsess v sovremennoy Rossii [Political relations and political process in modern Russia]. St.-Petersburg: BSTU, 2004. 30 p.

2. Luzyanin S.G. Kitay i mir: ot regionalnogo kglobalnomu [China and the world, from regional to global]. Moscow, 2011, pp. 76-85.

3. Politicheskiy protsess: sushnost i soderzhanie (The political process: nature and content) Available at: http: / /psyera.ru-/politicheskiy-process-ponyatie-sushchnost-i-soderzhanie_8232.htm (accessed 04.15.2016).

4. Xin Li. K voprosu o kitayskoy modeli [On the question of the Chinese model]. Moscow, 2011, pp. 75-87.

5. Shakirov A.R. Etap (Stage), 2012, no. 5, 154 p.

6. Ashbee E. The US economy today [The US economy today]. Manchester: New York, 2010. 252 p.

7. CIA (CIA): cia.gov Available at: https://www.cia.gov/index.html/ (accessed 15.04.2016).

8. Encyclipaedia Britannica (Encyclipaedia Britannica) Available at: http://www.encyclopedia.com/ topic/-Arthur_F._Bentley.aspx (accessed 15.04.2016).

Коротко об авторах_

Бейдина Татьяна Евгеньевна, д-р полит. наук, профессор, зав. кафедрой «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет г. Чита, Россия. Область научных интересов: политология, региональные политические процессы, региональная политика [email protected]

Бейдина Алена Романовна, аспирант, кафедра «Регионоведение Северной Америки», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политология, региональные политические процессы, региональная политика [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Briefly about the authors_

Tatyana Beydina, doctor of political sciences, professor, head of Government Municipal Administration department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, regional political processes, state and regional authorities, authoritative practice, regional policy

Alyona Beydina, postgraduate student, Regional Studies of North America department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, regional political processes, state and regional authorities, authoritative practice, regional policy

Образец цитирования _

Бейдина Т. Е., Бейдина А. Р. Теоретические аспекты политических процессов в рамках компаративистского анализа политико-экономического развития США и КНР // Вестн. Забайкал. гос. ун-та.

2016. Т. 22. № 8. С. 41-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.