Научная статья на тему 'Политическая власть и политическое управление современной России: специфика реализации на уровне субъектов'

Политическая власть и политическое управление современной России: специфика реализации на уровне субъектов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
580
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ ПРИГРАНИЧЬЯ / ПОЛИПАРАДИГМАЛЬ-НЫЙ ПОДХОД / POLITICAL AUTHORITY / POLITICAL ADMINISTRATION / POLITICAL MODERNIZATION / TERRITORIAL ENTITIES OF BORDER-ZONE / MULTI-PARADIGMAL APPROACH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новикова Анна Владимировна

Подчеркнута значимость исследования политической власти и политического управления современной России и ее субъектов. Комплексное исследование данной проблемы является актуальным с точки зрения обоснования способов реализации политической власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях в целях повышения качества управления страной. Выявление динамики модернизации политической власти и политического управления в субъектах РФ позволило интерпретировать внутренние и внешние модернизационные процессы и разработать концепцию модернизации на уровне субъектов, имеющую целевой характер, базирующуюся на полипарадигмальной методологии, опирающуюся на критериально-оценочный комплекс и закономерности модернизации. Обоснованы региональные особенности политического управления Забайкальского края, которые связаны с приграничностью, концентрацией управления в лице губернатора Забайкальского края, сложностью управленческих проблем, усилением моноцентризма власти, что требует стабилизации управленческого аппарата посредством улучшения деятельности органов власти через принятие решений, информирование населения на основе принципа обратной связи. Представлен состав «субъектов приграничья» это приграничные субъекты РФ, примыкающие к границе районы, а также российские макрорегионы (Сибирский федеральный округ, Северный Кавказ). Подробно описываются механизмы преодоления «нелинейности»: кластерная политика, создание эффективно функционирующей и целостной системы исполнительной власти в условиях федеративного государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Новикова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AUTHORITY AND POLITICAL ADMINISTRATION OF MODERN RUSSIA: SPECIFIC FEATURES OF IMPLEMENTATION AT THE REGIONAL LEVEL

The article emphasizes the importance of the study of political authority and political administration of modern Russia and its subjects. The comprehensive analysis of this issue is challenging in terms of substantiation of implementation methods of political authority at the federal, regional and municipal levels in order to improve the quality of administration of the country. The revelation of dynamics of modernization of political authority and political administration in the territorial entities of the Russian Federation has allowed to interpret the internal and external modernization processes and to develop the conception of modernization at the level of the territorial entities, which is based on the multi-paradigmal approach, the criterial estimative complex and the regularities of modernization. The merit of the author of this article is the substantiation of the regional features of the political administration of Transbaikal region, which are connected with the borders, concentration of management in the name of the Governor of Transbaikal region, complexity of management problems, intensification of mono-centric power, which requires stabilization of the administrative staff machinery by improving government operations through decision-making process and instruction of the population based on the feedback control approach. The composition of «territorial entities of border-zone» is described: these are cross-border territorial entities of the Russian Federation, areas adjacent to the border and Russian macro-regions (Siberian Federal District, North Caucasus). The mechanisms of overcoming of «nonlinearity» are described in detail: cluster policy, creation of well-functioning and integral system of executive power in the context of the federal state

Текст научной работы на тему «Политическая власть и политическое управление современной России: специфика реализации на уровне субъектов»

УДК 32

Новикова Анна Владимировна Anna Novikova

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ

POLITICAL AUTHORITY AND POLITICAL ADMINISTRATION OF MODERN RUSSIA: SPECIFIC FEATURES OF IMPLEMENTATION AT THE REGIONAL LEVEL

Подчеркнута значимость исследования политической власти и политического управления современной России и ее субъектов. Комплексное исследование данной проблемы является актуальным с точки зрения обоснования способов реализации политической власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях в целях повышения качества управления страной. Выявление динамики модернизации политической власти и политического управления в субъектах РФ позволило интерпретировать внутренние и внешние модернизационные процессы и разработать концепцию модернизации на уровне субъектов, имеющую целевой характер, базирующуюся на полипарадигмальной методологии, опирающуюся на критериально-оценочный комплекс и закономерности модернизации.

Обоснованы региональные особенности политического управления Забайкальского края, которые связаны с приграничностью, концентрацией управления в лице губернатора Забайкальского края, сложностью управленческих проблем, усилением моноцентризма власти, что требует стабилизации управленческого аппарата посредством улучшения деятельности органов власти через принятие решений, информирование населения на основе принципа обратной связи.

Представлен состав «субъектов приграничья» — это приграничные субъекты РФ, примыкающие к границе районы, а также российские макрорегионы (Сибирский федеральный округ, Северный Кавказ).

Подробно описываются механизмы преодоления

The article emphasizes the importance of the study of political authority and political administration of modern Russia and its subjects. The comprehensive analysis of this issue is challenging in terms of substantiation of implementation methods of political authority at the federal, regional and municipal levels in order to improve the quality of administration of the country. The revelation of dynamics of modernization of political authority and political administration in the territorial entities of the Russian Federation has allowed to interpret the internal and external modernization processes and to develop the conception of modernization at the level of the territorial entities, which is based on the multi-paradigmal approach, the criterial estimative complex and the regularities of modernization.

The merit of the author of this article is the substantiation of the regional features of the political administration of Transbaikal region, which are connected with the borders, concentration of management in the name of the Governor of Transbaikal region, complexity of management problems, intensification of mono-centric power, which requires stabilization of the administrative staff machinery by improving government operations through decision-making process and instruction of the population based on the feedback control approach.

The composition of «territorial entities of borderzone» is described: these are cross-border territorial entities of the Russian Federation, areas adjacent to the border and Russian macro-regions (Siberian Federal District, North Caucasus).

«нелинейности»: кластерная политика, создание эффективно функционирующей и целостной системы исполнительной власти в условиях федеративного государства

Ключевые слова: политическая власть, политическое управление, политическая модернизация, субъекты приграничья, полипарадигмаль-ный подход

The mechanisms of overcoming of «nonlinearity» are described in detail: cluster policy, creation of well-functioning and integral system of executive power in the context of the federal state

Key words: political authority, political administration, political modernization, territorial entities of border-zone, multi-paradigmal approach

Актуальность темы исследования выражается, прежде всего, в том, что развитие России и ее регионов приобретает особую практическую важность в политическом управлении из-за всеобщего кризиса, обострившего проблему эффективного управления как горизонтальными, так и вертикальными связями и ресурсами. В связи с этим необходимо выявить пути, методы реализации политической власти как на федеральном, так и региональном, муниципальном уровнях в целях повышения качества управления страной и осуществления концепции эффективности всех видов власти. Данная проблема актуализируется как политическая.

Впервые в постсоветское время для восточной части страны Министерством по развитию Дальнего Востока написан конструктивный «сценарий» развития, учитывающий и реальные геополитические угрозы, и мощный потенциал региона. Государственная программа «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона» [9] содержит две федеральные целевые программы и 12 подпрограмм, 23 комплексных инвестиционных проекта. Предусмотрена поэтапная реализация этой программы, так в 2014-2017 гг. объем финансирования за счет средств всех источников составит 696 931,71 млн руб. [3]. Важным моментом является развитие сибирских субъектов РФ.

Специфика реализации политической власти предполагает анализ широкого спектра теоретических наработок:

1) по кратологии — из современных политологов проблему власти рассматривали: В.А. Ачкасов [7], Б.И. Краснов [4], С.А.

Ланцов, В.П. Макаренко, А.И. Соловьев [11], О.Ф. Шабров [12];

2) по политическим решениям — Н.В. Балдин, А.А. Дягтерев, Н.В. Злобина, В.И. Кнорринг [5], О.Н. Кулагин;

3) по политическому менеджменту как особому виду управления в политике — Л.В. Сморгунов [10], И.В. Тихомирова и В.Б. Тихомиров, Д.В. Ольшанский, Г.В. Пушкарева [8];

4) по проблемам государственного управления и функционирования исполнительной власти — В.Б. Аверьянов, Ф.Н. Агаева, Г.В. Атаманчук, И.А. Бата-нина [1], А.В. Пикулькин, О.М. Рой, В.Е. Чиркин, Н.Ю. Хаманева;

5) по проблеме политической модернизации, которая предполагает создание институционального механизма политической практики — А. Ахиезер, Р.А. Даль, И. Пантин, Г.Л. Купряшин, Р.А. Явчунов-ская.

Научной заслугой автора является введение в научный оборот новых переводных источников по вопросам администрирования, политической власти и управления, политической стабильности, а также их авторская интерпретация с позиции нео-институционализма: Р. Баррилакс, А. Бе-навидес, С. Блэк, А. Гидденс, Л. Мартин, Минсин Пэй, М. Хогарт, М. Рутгер и др. [13].

Опорным политологическим методом изучения системы и специфики политико-государственных механизмов регулирования модернизации в переходных обществах стал неоинституциональный метод (Д. Норт, Дж. Марч, И. Ольсен). Новый институционализм, позволяющий раскрыть

как формальные, так и неформальные аспекты деятельности государства, широко используется при анализе политико-организационных механизмов регулирования государственных институтов.

Важно выявить динамику модернизации политической власти и политического управления в субъектах РФ, обосновать отличительные черты политической власти и политического управления с точки зрения критериев эффективности власти в субъектах РФ.

Теоретико-методологическая основа исследования опирается на результаты анализа политической власти и политического управления РФ и ее субъектов, на внешние и внутренние модернизационные процессы с использованием теорий коммуникативного действия Ю. Хабермаса, транзитологии Р. Даля, А. Мельвиля, С. Хантингтона, национальной и региональной безопасности А. Возженникова, А. Сергунина, интегра-тивной концепции этатистской модели политической модернизации С. Панкратова, теорий институционализма и неоинститу-ционализма А. Абрамова, Д. Баркина, Л. Мартина, Д. Рагги и др., основывается на теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса, теории национальной и региональной безопасности А. Возженникова, А. Сергунина. Отмечается своеобразие философской теории Ю. Хабермаса, которая опирается на труды К. Маркса, М. Вебера, Т. Парсонса. Диалог философии с частными науками Ю. Хабермас иллюстрирует на примере психоанализа (познание и интерес) и на примере теории социальной эволюции. Согласно Ю. Хабермасу, формирование национального суверенитета следует понимать как рациональный процесс, включающий в себя выработку общественной воли, которая вне этой рациональной процедуры носила бы анархический характер. Формулировки и понятия Ю. Хабермаса оказали заметное влияние на современную мысль. Критический анализ основ социального знания способен, по мнению Ю. Хабермаса, дать социальным субъектам представление о действительном характере общественного устройства

или показать истоки формирования идеологических искажений. Для Ю. Хаберма-са социальная теория является средством преодоления коммуникационных искажений, возникающих под влиянием идеологии. Снятие этих искажений осуществляется посредством рефлексии относительно формирования социального знания и социального устройства. Таким образом, его взгляды влияют на внешнюю политику, региональную безопасность, менталитет. Что касается теории национальной и региональной безопасности А. Возженникова, то им выделены направления национальной безопасности: подъем экономики страны, преодоление научно-технической и технологический зависимости Российской Федерации от внешних источников.

Помимо большой методологической значимости для понимания природы политической власти в политической системе и интерпретации внутренних и внешних модернизационных процессов, наше исследование опирается на широкий спектр нормативных правовых актов Российской Федерации и Забайкальского края, на архивные материалы, статистические данные, электронные ресурсы, относящиеся к рассматриваемой теме.

Комплексное исследование политической власти и политического управления России и субъектов РФ является целесообразным и важным для политической науки с позиции федеративного устройства.

Научная новизна статьи заключается в следующем: разработана концепция модернизации политической власти и политического управления с учетом макро-, мезо- и микропроцессов перехода современной РФ, в том числе ее приграничных субъектов, к современному государству, а именно:

1) уточнено соотношение понятий «политическая власть», «политическое управление», «государственная власть», «государственное управление», «модернизация», «вертикаль власти»; введено в научный оборот понятие «субъекты приграничья» в контексте полипарадигмального анализа;

2) обоснованы особенности политического управления РФ;

3) разработана концепция модернизации политической власти и политического управления на уровне субъектов, имеющая целевой характер, ориентированный на учет разновекторности развития территорий, базирующаяся на полипарадигмаль-ной методологии, опирающаяся на критериально-оценочный комплекс;

4) выявлены закономерности модернизации политической власти и политического управления;

5) обоснованы внутренние и внешние факторы политического управления субъектов РФ. Доказано, что региональные особенности в Забайкальском крае связаны с приграничностью, концентрацией управления в лице Губернатора Забайкальского края, сложностью управленческих проблем, усилением моноцентризма власти, что требует стабилизации управленческого аппарата посредством улучшения деятельности органов власти через принятие решений, информирование населения на основе принципа обратной связи. Нами отмечено, что «... авторитарная модель регионального развития, связанная с персоной «хозяина региона», имеет исторические корни» [6];

6) доказано, что субъект-объект-субъектный характер политического управления обусловлен историческими преобразованиями XX в., которые определяют значимость инновационной составляющей политического и государственного управления и предполагают самоорганизацию органов власти и местного самоуправления;

7) обоснованы механизмы модернизации политической власти, использования ресурсов и программного моделирования в приграничных субъектах РФ, заключающиеся в обеспечении ресурсной самодостаточности регионов и целесообразности внедрения «кластерных программ». Для реализации новой модели разработана и принята «кластерная концепция». Каждый из 12 субъектов СФО Российской Федерации определил свои «точки роста», свои кластерные программы». Кластер — это организационная форма государственно-частного взаимодействия компаний, организаций,

органов власти и прочих учреждений с целью привлечения инвестиций, быстрого и инновационного адаптирования внутренней структуры и внешней взаимосвязи к

о о ГГ1 тн т"* **

меняющейся внешней среде. Ьейдина выделяет следующие «пути совершенствования региональной модели политической власти и политической системы: 1) законодательное регулирование; 2) преодоление факторов отрицательной динамики развития субъекта РФ; 3) совершенствование властной вертикали и управления как на федеральном, так и на региональном уровнях; 4) демократизация лидерства» [2];

8) выявлена асимметрия в структуре политического управления в «субъектах приграничья» РФ, которая заключается в доминировании государственного и партийного управления, слабости муниципального и общественного управления. Мы проанализировали асимметрию по субъектам, рассматривали структуры власти, специфику политического управления в субъектах. Целями политической модернизации являются формирование новых политических институтов для решения социальных и экономических проблем, создание рациональной бюрократии по идеальному типу М. Вебера. Подобные задачи стоят перед новыми субъектами РФ — Республикой Крым и городом федерального значения Севастополь. В ситуации социальной неопределенности и ограниченности ресурсов необходим выбор модели управления, при которой политическая модернизация должна быть ориентирована на технологическую и социальную эффективность. Ставка должна делаться на «инициирую-ще-резонансную» модель управления, которая предполагает самоорганизацию в целях наиболее результативного управляющего воздействия. Анализ эффективности модернизации дает возможность определить приоритетные направления, требующие неотложного внимания: экономический рост, здравоохранение и здоровье населения, образование, обеспечение граждан жильем, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, обеспечение безопасности граждан, организация государственного и

муниципального управления. Таким образом, ассиметрия в развитии субъектов Российской Федерации имеет место и над ней необходимо работать, так как она является фактором системы модернизации политического управления.

Сделаны следующие выводы.

1. Полипарадигмальный подход к модернизации политической власти и политического управления современной РФ и ее субъектов, включающий комплексный, институциональный, структурно-функциональный, исторический, управленческий подходы. Систематизация базовых методологических подходов — комплексного, институционального, структурно-функционального, исторического, управленческого — позволила предложить авторский полипарадигмальный подход к модернизации политической власти и политического управления современной РФ и ее субъек-

тов. Полипарадигмальный подход синтезирован: сочетанием различных парадигм политологии (географической, социальной, психологической); междисциплинарной оценкой региональной политики и функционирования политической власти и политического управления; методологией исследования проблем, фактов, ассоциаций, возможностями самоорганизации политической власти и политического управления. Полипарадигмальный подход реализован в нашей работе.

В контексте полипарадигмально-го анализа «субъекты приграничья» — это субъекты РФ, являющиеся приграничными (51 субъект), примыкающие к границе районы, испытывающие ее воздействие, а также российские макрорегионы (СФО, Северный Кавказ), имеющие развитые формы приграничного взаимодействия (рис. 1).

Рис. 1. Состав «субъектов приграничья»

2. Особенности политического управления РФ, заключающиеся в усилении нелинейной зависимости системы доминирующей исполнительной власти как федерального, так и субъектного уровней от их организационно-правового статуса, объема полномочий и видового федеративного разнообразия.

3. Концепция модернизации политической власти и политического управления РФ и ее субъектов, в том числе «субъектов приграничья», имеющая целевой характер, ориентированный на создание оптимальной модели политического управления и включающий критериально-оценочный комплекс (рис. 2). С использованием по-

липарадигмального подхода нами обоснованы следующие признаки «субъектов приграничья»: геополитическое положение субъектов, обусловленное близостью к государственной границе с зарубежными государствами; взаимодействие людей в рамках приграничного сообщества; появление новых форм контактов по линиям внутренне-

го и внешнего (приграничного) перемещения; разнообразие форм экономических, социальных, политических институтов субъектов, связанных с «трансграничными социально-экономическими симбиозами». К внутренним «субъектам приграничья» мы можем отнести государство, регионы, макрорегионы, этнические общности, элиты.

Геополитическое положение

г 1 Самоорганизация граждан ь. 1 Разнообразные формы институтов 1

I [ 1 1

г Компетентно-результативные п о л и та ческ и е эл и ты к. Разновекторностъ политической структуры Л

X -ч Рациональная политическая бюрократия У

Рис. 2. Критериально-оценочный комплекс модернизации политической власти и

политического управления

Существуют различные подходы к выделению зон приграничья: Норвежско-Финляндское, Ьалтийское, Ьелорусское, Украинское, Северо-Кавказское, Казахстанское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное.

Если рассматривать Сибирский федеральный округ на макроуровне, то в округе из 12 регионов 7 являются приграничными: Республики Алтай, Ьурятия, Тыва, Алтайский и Забайкальский край, Новосибирская и Омская области. Из них Омская, Новосибирская области и Алтайский край относятся к Казахстанскому приграничью, Республики Алтай, Тыва, Ьурятия и Забайкальский край — к Восточносибирскому. Регионы СФО значительно различаются по показателям социально-экономического развития, уровню развития инфраструкту-

ры, промышленности, сельского хозяйства, территории, составу населения.

При оценке политического статуса «субъектов приграничья» выделены следующие особенности: уникальное геополитическое положение; интенсивное взаимодействие людей в приграничном сообществе и возникновение новых форм общения (приграничные перемещения); разнообразные формы экономических, социальных, политических институтов, связанные с «трансграничными социально-экономическими симбиозами»; слабость организационно-правового статуса, объема полномочий и положения приграничных субъектов, заключающегося в отсутствии дополнительных финансов, возможностей для нивелирования пограничности.

Данные особенности свидетельствуют о нелинейной зависимости системы доминирующей исполнительной власти субъектов РФ от организационно-правового статуса, объема полномочий и их положения в федеративном государстве. Очевидно, что для преодоления подобной «нелинейности» целесообразна кластерная политика как оптимальная модель для политического управления. Для кластеризации важно эффективное программирование, реализация технологий принятия политических решений, позицирование элиты на преодоление факторов риска. Следовательно, существуют различия модернизационных процессов институтов «субъектов приграничья» от «обычных субъектов» РФ.

4. Закономерности модернизации политической власти и политического управления, которые заключаются в усилении нелинейной зависимости системы доминирующей исполнительной власти как федерального, так и субъектного уровней от организационно-правового статуса, объема полномочий и положения субъектов в федеративном государстве.

5. Динамика модернизации политической власти и политического управления РФ и ее субъектов, которая носит асимметричный, противоречивый характер и на которую значимо влияют как внутренние, так и внешние факторы с возможностью возрастания в условиях кризиса внешних рисков.

6. Структура модернизации политического управления субъектов РФ предполагает доминирование государственного управления, учет асимметричного функционирования субъектов РФ, реализацию

Литература_

1. Батанина И.А. Политическая типология регионов современной России. М.: Мысль, 2004. 302 с.

2. Бейдина Т.Е. Оценка политической власти и политической системы в субъекте РФ (на примере Забайкальского края) // Власть. 2013. № 5. С. 22-25.

3. Дальневосточный капитал. 2014. № 1. С. 6.

стратегического подхода к эффективному управлению субъектами РФ.

Таковы основные моменты статьи. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) необходимость выработки обновленных подходов к теоретико-методологическим аспектам властных отношений, к оценке методологических характеристик власти — это, с одной стороны, результат модернизации российского общества, с другой — следствие модернизационной внешней политики правительства, продиктованной процессом глобализации и нарастающей открытости суверенных государств;

2) существует теоретическая и практическая проблема формирования долгосрочной стратегии построения и функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации, ее структурной организации как на уровне федерального центра, так и на уровне субъектов Федерации. С учетом российских политических реалий нами выявлена зависимость создания эффективно функционирующей и целостной системы исполнительной власти в условиях федеративного государства с возможностями органов исполнительной власти выполнять свои функции и осуществлять компетенцию в соответствии с их организационно-правовым статусом, объемом полномочий, местом в государственном и региональном управлении. Без решения данной проблемы невозможна реализация многочисленных программ развития Российской Федерации, ее субъектов во многих сферах общественной жизни и усовершенствование системы федеральных органов исполнительной власти.

_References

1. Batanina I.A. Politicheskaya tipologiya re-gionov sovremennoy Rossii [Political typology of regions of modern Russia]. Moscow: Mysl, 2004. 302 p.

2. Beydina T.E. Vlast (Power), 2013, no. 5, pp. 22-25.

3. Dalnevostochny kapital (Far-Eastern capital), 2014, no. 1, pp. 6.

4. Жуков В.И., Краснов Б.И. Общая и прикладная политология. М.: МГСУ изд-во Союз, 1997. 992 с.

5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М: НОРМА, 2009. 527 с.

6. Новикова А.В. Специфика политико-административного управления в субъектах Российской Федерации // Власть. 2013. № 4. С. 55-58.

7. Политология / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. М.: Юристь, 2008. 512 с.

8. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент в системе управленческих отношений современного общества // Вестник МГУ. Сер. 21.Управление (государство и общество). 2005. № 3.

9. Распоряжение Правительства РФ от 29 марта 2013 г. № 466-р Об утверждении государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

10. Сморгунов Л.В. Политический менеджмент: электоральный процесс и технологии. СПб.: Изд. СПбГУ, 2009. 196 с.

11. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2008. 575 с.

12. Шабров О.Ф. Политическая власть, ее эффективность и легитимность / под ред. В.С. Кома-ровского. М.: Изд-во РАГС, 2007. 486 с.

13. Martin L. An Institutionalist View: international institutions and state strategies. In eds. By Hall J. and T.V. International order and the future of world politics. Cambridge, 1999. P. 80-98.

14. Minxin Pei. The Chinese Political Order: Resilience or Decay? // Modern China Studies. Vol. 21. No. 1. 2014. P. 1-27.

15. Giddens A. Living in Post-Tradition Society // Reflexive Modernization: Politics, Tradition and Aesthetics in Modern Social Order. L.: Stanford Univ. Press, 1994. P. 56-109.

16. Abraham D. Benavides, Adira M.Fierro-Villa and Eduardo Cobian Aguayo Public Service and Good Governance vs. Corruption and Self-Promotion: MPA Programs in Mexico // Journal of Public Affairs Education 19 (4), pp. 615-634.

17. Barkin J.S. International organization: theories and institutions. Palgrave Macmillan, 2006. P. 27-41.

4. Zhukov V.I., Krasnov B.I. Obshhaya i priklad-naya politologiya [General and applied political science]. Moscow: Publishing House MSUCE Union, 1997.992 p.

5. Knorring V.I. Teoriya, praktika i iskusstvo up-ravleniya [Theory, practice and art of management]. Moscow: NORMA, 2009. 527 p.

6. Novikova A.V. Vlast (Power), 2013, no. 4, pp. 55-58.

7. Politologiya [Politology]; ed. V.A. Achkasova, V.A. Gutorova. Moscow: Lawyer, 2008. 512 p.

8. Pushkareva G.V. Vestnik MGU (Bulletin of MGU). Ser. 21. Upravlenie (state and society), 2005, no. 3.

9. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 29 marta 2013 g. № 466-r Ob ut-verzhdenii gosudarstvennoy programmy «Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie Dal-nego Vostoka i Baikalskogo regiona» (The Government Order of the Russian Federation dated by March 29, 2013, no. 466-p on the state program approval «Socio-economic development of the Far East and the Baikal region»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Smorgunov L.V. Politicheskiy menedzh-ment: elektoralny protsess i tehnologii [Political management: electoral process, and technology]. St.-Petersburg: Publishing. St. Petersburg State University, 2009.196 p.

11. Solovyov A.I. Politologiya: Politicheskaya teoriya, politicheskie tehnologii [Politics: Political Theory, Political Technologies]. Moscow: Aspect Press, 2008. 575 p.

12. Shabrov O.F. Politicheskaya vlast, ee effek-tivnost i legitimnost [Political power, efficiency and legitimacy]. Moscow: Publishing House of RAGS, 2007. 486 p.

13. Martin L. An Institutionalist View:interna-tional institutions and state strategies (An Institutional-ist View: international institutions and state strategies); In eds. By Hall J. and T.V. International order and the future of world politics. Cambridge, 1999. P. 80-98.

14. Minxin Pei. Modern China Studies (Modern China Studies), 2014, vol. 21, no. 1, pp. 1-27.

15. Giddens A. Living in Post-Tradition Society (Living in Post-Tradition Society): Reflexive Modernization: Politics, Tradition and Aesthetics in Modern Social Order. Leningrad: Stanford Univ. Press, 1994. P. 56-109.

16. Abraham D. Benavides, Adira M. Journal of Public Affairs Education (Journal of Public Affairs Education), no. 19 (4), pp. 615-634.

17. Barkin J.S. International organization: theories and institutions [International organization: theories and institutions]. Palgrave Macmillan, 2006. P. 27-41.

18. Black C.E. et al. The modernization in Inner Asia (Studies on Modernization of the Center of International Studies at Princeton University). Princeton: M.E. Sharpe, 1991. 312 p.

19. Blokland H.T. Pluralism, Democracy And Political Knowledge: Robert A Dahl And His Critics On Modern Politics. Burlington, VT: Ashgate; 2011. 365 p.

Коротко об авторе _

Новикова A.B., канд. полит. наук, доцент каф. «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия anna_novikova2 010 @mail. ru

Научные интересы: федеральная и региональная политика, региональная политика субъекта Российской Федерации, управление

18. Black C.E. et al. The modernization in Inner Asia (Studies on Modernization of the Center of International Studies at Princeton University) [The modernization in Inner Asia (Studies on Modernization of the Center of International Studies at Princeton University) ]. Princeton: M.E. Sharpe, 1991. 312 p.

19. Blokland H.T. Pluralism, Democracy And Political Knowledge: Robert A Dahl And His Critics On Modern Politics [Pluralism, Democracy And Political Knowledge: Robert A Dahl And His Critics On Modern Politics]. Burlington, VT: Ashgate; 2011. 365 p.

_ Briefly about the author

A. Novikova, candidate of political sciences, assistant professor, State and Municipal Management and Politics department, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: federal and public policy, regional policy of the Russian Federation, management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.