Научная статья на тему 'Региональные образовательные процессы сферы культуры и искусства в социометрической проекции России'

Региональные образовательные процессы сферы культуры и искусства в социометрической проекции России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ / ВЕКТОРЫ / СОЦИОМЕТРИЯ / ЕDUCATIONAL PROCESS / SPHERE OF CULTURE AND ART / RUSSIAN REGIONS / VECTORS / SOCIOMETRICS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ирхен Ирина Игоревна

Статья посвящена осмыслению региональных образовательных процессов сферы культуры и искусства в социометрической проекции. На основе материалов авторского прикладного социологического исследования обозначены основные векторы образовательного процесса: вектор перманентного расширения функциональных рамок образования в сфере культуры и искусства; вектор субъективной гедонизации образования в этой области; вектор нарастающей трансформации жизненных смыслов человека в сторону внешних, потребительских; вектор последовательной ориентации молодежи на миграционную стратегию. Автор приходит к выводу, что общая картина образовательного процесса сферы культуры и искусства образует сложную векторную реальность, содержащую подчас взаимно конфронтирующие или дополняющие друг друга составляющие. В каждом регионе она имеет свою спецификацию, детерминированную экономическим статусом территории, ее расположением, самобытностью проживающих этносов, развитостью образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with an analysis of regional educational processes of the sphere of culture and art in a sociometric projection. On the basis of the author's applied research the main vectors of educational process are outlined: vector of permanent expansion of the functional framework of education in the sphere of culture and art; vector of a subjective hedonization of education in this sphere; vector of the growing transformation of life senses of man to the side of outward, consumers' senses; vector of consistent orientation of youth onto a migration strategy. The author draws a conclusion that a general picture of the educational process of the sphere of culture and art forms a complicated vector reality, at times confronting, and at times complementing each other. In every region it has its own special features, determined by the economic status of the territory, its geographical position, the unique character of the resident ethnoses, as well as a general level of development of its educational system.

Текст научной работы на тему «Региональные образовательные процессы сферы культуры и искусства в социометрической проекции России»

культура и современность

региональные образовательные процессы сферы культуры и искусства в социометрической проекции России

Ирина Игоревна ИРХЕН,

доктор культурологии, профессор Смоленского государственного института искусств e-mail: yulianairk@mail.ru

Статья посвящена осмыслению региональных образовательных процессов сферы культуры и искусства в социометрической проекции. на основе материалов авторского прикладного социологического исследования обозначены основные векторы образовательного процесса: вектор перманентного расширения функциональных рамок образования в сфере культуры и искусства; вектор субъективной гедонизации образования в этой области; вектор нарастающей трансформации жизненных смыслов человека в сторону внешних, потребительских; вектор последовательной ориентации молодежи на миграционную стратегию. Автор приходит к выводу, что общая картина образовательного процесса сферы культуры и искусства образует сложную векторную реальность, содержащую подчас взаимно конфронтирующие или дополняющие друг друга составляющие. В каждом регионе она имеет свою спецификацию, детерминированную экономическим статусом территории, ее расположением, самобытностью проживающих этносов, развитостью образовательной системы.

Ключевые слова: образовательный процесс, сфера культуры и искусства, российские регионы, векторы, социометрия.

The article deals with an analysis of regional educational processes of the sphere of culture and art in a sociometric projection. On the basis of the author's applied research the main vectors of educational process are outlined: vector of permanent expansion of the functional framework of education in the sphere of culture and art; vector of a subjective hedonization of education in this sphere; vector of the growing transformation of life senses of man to the side of outward, consumers' senses; vector of consistent orientation of youth onto a migration strategy. The author draws a conclusion that a general picture of the educational process of the sphere of culture and art forms a complicated vector reality, at times confronting, and at times complementing each other. In every region it has its own special features, determined by the economic status of the territory, its geographical position, the unique character of the resident ethnoses, as well as a general level of development of its educational system.

Key words: еducational process, the sphere of culture and art, Russian regions, vectors, so-ciometrics.

Современная система российского образования в сфере культуры и искусства пребывает в поиске оптимальных путей реформирования. Это актуализируется разнообразием территорий, спецификацией их существенных черт и атрибуций. Регионы как естественное историческое явление имеют целый комплекс экономических, геоприродных, этнокультурных составляющих, способных создать и реализовать собственные приоритеты развития, поэтому вполне можно говорить о самоценности региональных социокультурных процессов вне их баланса с государственной системой, а также о неизбежной пульсации общих векторов (3, с. 103).

Однако влияние объективных и субъективных факторов на функционирование образовательной системы в каждом конкретном регионе разнится. С одной стороны, проявляется специфика жизнедеятельности людей на данной территории, с другой - их ценностное отношение к социальному институту образования. В качестве объективных выступают факторы, задаваемые государством: социально-экономические, политико-региональные, этнические, духовные. Субъективные факторы являют продукт опосредования образовательных норм и процессов региональным жизненным опытом, индивидуальными психическими особенностями обучающихся (4, с. 17). Данный тезис инициирует изучение образовательных процессов сквозь призму спецификаций человека. С этой целью было проведено прикладное социологическое исследование в восьми субъектах Федерации (г. Москва, Белгородская, Брянская, Костромская, Смоленская, Тамбовская и Челябинская области, Пермский край). Репрезентативность информации обеспечивалась гнездовой выборкой - 937 студентов из 12 образовательных учреждений, обучающихся по направлениям и специальностям подготовки ФГОС группы «Искусство и культура». Материалы обрабатывались с использованием методов группировки, факторного анализа для выявления причинно-следственных связей развития образования в сфере культуры и искусства в конкретных социокультурных реалиях и для совершенствования подготовки кадров.

Проведенный анализ позволяет обозначить векторы: перманентное расширение функциональных рамок образования в сфере культуры и искусства; субъективная гедонизация образования в этой области; нарастающая трансформация жизненных смыслов человека в сторону внешних, потребительских; последовательная ориентация молодежи на миграционную стратегию и др.

Ключевым индикатором российских регионов стал вопрос ранжирования в порядке убывания значимости предложенных факторов, оказывающих влияние на становление личности специалиста культуры. Выделены группы студентов, интересующихся культурой региона, не интересующихся и затруднившихся ответить на вопрос. При этом мы опирались на выделенную профессором Ю.В. Китовым специфику культурного интереса: «Ведомый им человек уже не в состоянии спрятаться за те предметы, которые составили бы счастье тому, у которого такие интересы выражены слабо» (6, с.81).

Для не интересующихся культурой смолян определяющими стали социально-экономические факторы как регионообразующие, хотя и равнозначные с политико-региональными, вскрывающими состояние региональной экономики. Эти данные стыкуются с материалами исследования Института философии РАН, где отмечается разбалансированность социальных функций Смоленского региона в качестве основного ограничителя его стратегического развития (9, с.154-225). В постсоветский период уровень жизни смолян значительно снизился, что сказалось

на индексе социального самочувствия, который здесь оказался ниже общероссийского. Отсюда вполне объясним разрыв между возрастающими потребностями жителей и невысокими возможностями для развития «человеческого потенциала». Ситуация усложняется тем, что фактор стимулирования профессионального роста подвергается влиянию западной ментальности, построенной во многом на прагматизме. Студенты увязывают профессиональный рост с заимствованной извне карьерно-должностной стратегией, хотя система стимулирования профессионального роста призвана побуждать к дальнейшему личному самодвижению.

Приравнивание фактора стимулирования профессионального роста к этническому фактору вполне согласуется с традициями, образом и стилем жизни русского человека. На Смоленщине проживают представители около 100 этносов (с преобладанием русских), но зарегистрированы лишь 26 национально-культурных автономий. В этой связи необходимо учитывать единство универсальных человеческих ценностей с творческим развитием личности. Стремясь к профессиональной самореализации, специалист культуры обогащает не только собственную духовность, но и «нацеливает других людей на духовное общение с подлинно высоким искусством, с произведениями, несущими гуманистический, общечеловеческий смысл» (10, с. 206).

В Брянской и Костромской областях первые рейтинговые позиции практически одинаковы: этнические факторы, кризис профессионального становления, политико-региональные факторы. Здесь находит подтверждение тезис о том, что эт-нонациональный фактор может заслонить социальные, экономические, духовные проблемы, которые «будут проявлять себя в национальной окраске, в "этнической упаковке"» (8, с.101). В центральных регионах русские составляют до 96%, однако этносы образуют «особые формы внутренней дифференциации человеческого вида» (Л.Н. Гумилев), формируя свои культурные локусы. Это побуждает образование в сфере культуры и искусства сосредоточиться на этнокультурной направленности (5, с. 48-49).

Значимость этнических факторов ярко выражена в уральских регионах (первое рейтинговое место), где сложился горнозаводский тип культуры со своим мировосприятием, этикой поведения, формами духовно-практической жизнедеятельности. Сквозь эти факторы студенты видят свою принадлежность к малой и большой родине, основу взаимопонимания всех проживающих на данной территории. При внутренней неоднородности населения, например, в Пермском крае (более 120 этносов), этот регион остаётся образцом высокого уровня конфессиональной толерантности, низкого уровня напряжения и конфликтов на религиозной почве. Во многом это обусловлено использованием в официальных сферах общения, наряду с русским, коми-пермяцкого языка, а также функционированием образовательных учреждений с обучением на татарском языке, при сохранении русской культуры как основы духовной общности всех народов (7, с. 287).

Первостепенная значимость политико-региональных факторов у группы не интересующихся культурой москвичей вызвана их подсознательной «втянуто-стью» в глобализационный процесс. Согласно рейтингу журнала Foreign Policy (2010 г.), Москва - единственный российский город, признанный глобальным городом мира сугубо по своему культурному уровню. Пребывание в состоянии потенциального маргинализма образует «ножницы» между художественными предпочтениями и внутренней духовно-культурной практикой. Этот разрыв мож-

но скорректировать через образовательную систему с ее ориентацией на социально-духовную составляющую.

Расположение мотивов и смыслов профессиональной деятельности на самых последних местах сразу в шести регионах (Брянской, Белгородской, Костромской, Челябинской, Смоленской областях и Москве) фактически раскрывает ценностное отношение к профессии. очевидно, что если профессиональная самореализация ценна и доступна по своему смыслу для человека, то его устремления будут направлены на успешную, напряженную учебу. однако в данном случае наблюдается обратное: группа не интересующихся культурой не видит смыслонаполненности и в будущей профессии.

В группе интересующихся культурой студентов первое место во всех регионах занимает кризис в период освоения профессии - некий перепад в оценке профессионального выбора, вызванный резкими изменениями вектора профессионального развития личности (2, с.73). Он инициируется неудовлетворенностью профессиональной подготовкой, разочарованием в получаемой профессии, недовольством отдельными учебными предметами, сомнениями в правильности сделанного выбора, перестройкой ведущей деятельности. «Подстегиваясь» глобализацией и рынком образовательных услуг, императивность образовательной традиции сменяется «потребительскими предпочтениями». Преобладающая в образовательных учреждениях заостренность на профессиональных действиях вне их социального, духовного контекста формирует своеобразный «двойной эксцентрик». Само внутреннее состояние личности складывается с профессиональным наполнением, но образовательная система демонстрирует «момент провала». Для его сглаживания необходимо усиление воспитательной составляющей, связанной с инкультурацией как основой для дальнейшей выработки мировоззрения, политических, социальных, религиозных и художественных предпочтений. Кризисные проявления минимизируются и путем вовлечения студентов в культуротворческую деятельность. Иначе возникает неудовлетворенность профессией, что доказывает отнесение мотивов и смыслов профессиональной деятельности группой интересующихся студентов пяти регионов страны (Белгородская, Смоленская, Тамбовская области, Пермский край, г. Москва) на предпоследнее место. В ряде регионов (Брянской и Костромской областях, Пермском крае) аналогичная тенденция ощутима в отношении социально-профессиональной активности специалиста в условиях рынка.

Анализ изначальной удовлетворенности или неудовлетворенности профессией у студентов обнаруживает некую нестыковку, специфический бифуркационный момент в группе интересующихся респондентов. Так, только 55,1% интересующихся культурой пермяков удовлетворены своим профессиональным становлением, остальные - 44,9% - ответили «нет» или «не знаю». Это самый высокий показатель среди обследуемых регионов. В Москве таковых втрое меньше - 13,3%. Морально устаревшее информационное поле отдельных курсов, невысокое качество образования, формальность общения между педагогом и студентами, малая доля практического опыта, не связанная с профессией многопредметность, отсутствие профессионального движения вперед приводят к оттоку молодежи из отрасли культуры.

Отнесение духовных факторов на последнее место интересующимися москвичами и смолянами воспроизводит влияние глобализации - духовность осмысливается в виде первенства идеализированных и материальных благ. Заметно расширяется зона влияния столичной агломерации на Смоленщине.

Группа затруднившихся высказаться о своем интересе к культуре региона обнаруживает первостепенность фактора жизненно важных событий (Тамбовский регион), смещающего последующие позиции семантического поля: кризис профессионального становления, этнические факторы, по-литико-региональные факторы. У «затрудняющихся» брянцев, тамбовцев и москвичей духовные факторы оказываются на предпоследнем месте, у костромичей - на самом последнем. Отсюда следует вывод о том, что образование в сфере культуры и искусства, в соответствии со своей культурологической сущностью, призвано воспитать «духовный инстинкт», сформировать утраченные жизненные смыслы, ибо, «если Россия не сможет повернуться к духовности, она погибнет как великая и неповторимая культура» (1, с. 35).

Материалы исследования и данные литературы свидетельствуют, что образование в сфере культуры и искусства подвергается сегментным изменениям в рамках рыночной экономики. Регионообразующая специфика формирует определенное факторное поле, дающее многомерное представление об образовании в сфере культуры и искусства в восприятии студентов.

Важным и все более рельефным вектором представляется расширение функциональных рамок образования в сфере культуры и искусства, обеспечивающее творческой молодёжи базу для профессионально-коммуникативной деятельности. Региональная культурная среда во многом служит предпосылкой личной успешности и благосостояния жителей. Фактически территориальное развитие региона, повышение производительности труда, социальная мобильность граждан определяются сбалансированностью, синхронностью, корреляцией культурной среды и региональной экономики. Учитывая, что внешнему полю региональных образовательных процессов присущи динамизм и стагнация, изменчивое смещение в ту или другую сторону, его можно оценивать и позитивно, и негативно. Здесь показательны данные исследования, связанные с вопросом: «Что дает для профессионального становления специалиста окружающая социокультурная среда?» В каждом регионе преобладающими оказались свои комбинации ответов. Например, на Белгородчине максимальными по выбору (14,0%) явились высказывания: «социокультурная среда стимулирует саморазвитие, поддержание конкурентоспособности на рынке труда», «побуждает овладевать новыми знаниями, не ограничиваясь узкой специализацией». В Тамбовской области (22,5% выборов) - «предчувствие ненужности выбранной специальности в перспективе». Однако подобный выбор ответа в других регионах минимален: у брянцев - 2,7%, у москвичей - 6,7%, у костромичей - 6,9%, у челябинцев - 6,0%, у пермяков - 9,1%, в Белгороде и Смоленске - ни одного.

Между тем, сразу в пяти регионах (г. Москва, Костромская, Смоленская, Челябинская области, Пермский край) доминирует мнение, что социокультурная среда побуждает овладевать новыми знаниями и умениями, расширять образовательный уровень. Эти студенты (до 20%), успешно «маневрируя» в рамках профессии, осваивают другой профиль искусства и культуры.

Очевидно, что макросоциальные изменения и новые конкурентные риски в условиях глобализации рождают иные параметры профессионального поведения молодежи в сфере культуры. Форсируя овладение новыми знаниями и умениями, социокультурная среда региона одновременно расширяет возможности для трудоустройства специалистов, повышения доходов. Эта комбинация ответов, не став

преобладающей, все же получила распространение в Белгородской и Костромской областях. По всей видимости, здесь «срабатывают» законы рынка, который востребует репетиторство, занятия с домашним учителем музыки, организацию детских праздников и корпоративных вечеров. Расширяется и ареал массовой культуры в виде индустрии развлечений и ресторанного бизнеса, что позволяет улучшить финансовые возможности хореографам, эстрадным певцам, исполнителям на духовых и ударных инструментах. Можно говорить о действии ускоряющего вектора, который отражает диверсификационные процессы спецификации культурных ареалов, инициируя развитие дополнительного профессионального образования сферы культуры и искусства в вузовский период. Такой ракурс позволит выпускникам гибче адаптироваться к запросам рынка труда, «найти себя» в смежных отраслях: в СМИ, информационных службах, молодежной политике, шоу-бизнесе, рекламных агентствах и др. Это явление отвечает глобализацион-ному тренду, согласно которому занятость населения сдвигается на социальную сферу.

Представляется, что привлекательность региона в целом и отрасли культуры в частности увязывается молодыми специалистами с их дальнейшими жизненными планами. В экономически благополучных и самостоятельных регионах с высоким «индексом развития человеческого потенциала» (по данным ПРООн) молодежь стремится выстраивать свои жизненные стратегии в региональном контексте. Это присуще москвичам (1-е место региона по ИРЧП в 2013 г.) (11, с. 150-151), бел-городцам (5-е место), челябинцам (20-е место) и пермякам (26-е место). Так, например, Пермский край, являясь самодостаточным «регионом-донором», с диверсифицированной структурой хозяйства и относительно высоким уровнем жизни населения, вызывает у жителей вполне оптимистичные чувства. По статистике, 75% населения в целом довольны своим проживанием в регионе, лишь около 3% пермяков хотели бы уехать в другой регион (9, с. 502). В этой связи большая часть (67%) выпускников вуза искусств работает в Перми и Пермском крае, трудоустраиваясь в соответствии с полученной квалификацией (80% выпускников) (7, с. 254). В депрессивных регионах, таких как Смоленская область (57-е место по ИРЧП в 2013 г.), подобных оказывается меньше. Так, 64% смолян позитивно относятся к жизни в регионе; 9% не нравится жить на Смоленщине, но в силу привычки они не собираются уезжать; 17% особых чувств от жизни в регионе не испытывают; а 4% хотели бы покинуть регион (9, с. 167). При этом мощный миграционный отток смолян отмечается в экономически развитые регионы ЦФО, прежде всего в Московскую область. Поиск высокооплачиваемой работы приводит к вымыванию из области наиболее мобильных и квалифицированных кадров. Исследование подтверждает, что в целом каждый третий выпускник образовательных учреждений культуры и искусства ориентирован на миграционную жизненную стратегию. В условиях нарастающей глобализации это оборачивается внутренней миграцией молодых кадров в мегаполисы.

Таким образом, общая картина образовательного процесса сферы культуры и искусства образует сложную реальность, векторы которой подчас взаимно кон-фронтируют или дополняют друг друга. В каждом регионе она имеет свою спецификацию, детерминированную экономическим статусом территории, ее расположением, самобытностью проживающих этносов, развитостью образовательной системы.

Литература

1. Духовность, художественное творчество, нравственность: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. - 1996. - №2. - С. 3-40.

2. Зеёр Э.ф. Психология профессионального образования. - М.: Academia, 2013.

- 478 с.

3. Ирхен И.И. Культурологический анализ региональных процессов в современной России // Филология и культура = Philology and Culture. - Казань, 2011. - №23. -С.103-108.

4. Ирхен И.И. Российское образование в сфере культуры и искусства: глобальные и региональные измерения: Автореф. дис. ... д-ра культурологии. - М., 2012. -42 с.

5. Ирхен И.И. Художественное образование в российских регионах: взгляд исследователя // Искусство и образование. - 2009. - №2. - С. 47-58.

6. Китов Ю.В. Человек интересующийся: Монография. - М., 2001. - 255 с.

7. Малянов Е.А. Социально-культурные инновации в культурном пространстве региона: моногр. - Пермь, 2010. - 340 с.

8. Политическая социология / Под ред. Ж.Т. Тощенко.- М.: Юнити, 2002. - 494 с.

9. Регионы России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / Сост. и общ. ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой; РАН, Ин-т философии.

- М.: Academia, 2009. - 808 с.

10. Ремизов В.А. Культура личности: ценностно-мировоззренческий анализ: моногр. - М., 2000. - 214 с.

11. Устойчивое развитие: вызовы РИО: доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. / Под общ. ред. С.Н. Бобылева. - М., 2013. - 202 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.