Научная статья на тему 'Региональная культурная политика в параметрах современной динамики России'

Региональная культурная политика в параметрах современной динамики России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
980
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / РЕГИОН / CULTURE / CULTURE POLICY / CULTURE DYNAMICS / MODERN RUSSIA / REGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ирхен Ирина Игоревна

Статья посвящена осмыслению современной культурной политики в параметрах динамики регионального развития России. Исходя из понимания общественной миссии культуры и роли культурной политики в укреплении единства страны, анализу подвергаются имеющиеся тренды в культурной жизни региональной субъектности. Отмечается, что социальная и культурная асимметрия повергает отдельные регионы в «культурное капсулирование», пребывание в формате культурной бедности. На материалах Смоленской области прослеживается сопряженность приоритетной линии региональной культурной политики с позицией местной элиты, вскрывается ряд социокультурных коллизий. Привлекаются данные авторского прикладного социологического исследования в восьми субъектах Федерации. Анализ детализирует взаимосвязь экономики со сложившимся типом культурного взаимодействия в субъектах Федерации, на данном поле отслеживается профессиональное становление специалистов культуры. На основе единства методов анализа и синтеза, социометрии, группировки данных отмечен сдвиг занятости населения в социальной сфере; выявлен становящийся вектор субъективной гедонизации образования, требующий корректировки со стороны государственной и региональной культурной политики. Установлена ориентация выпускников вузов культуры и искусства на миграционную жизненную стратегию, обусловленную степенью привлекательности территории, пониманием культуры как драйвера регионального развития. Обсуждаются основные «проблемные точки» культурной политики на федеральном уровне: декларативность понимания культуры как ресурса общественного развития и ее «узковедомственная трактовка»; редуцирование образования в сфере культуры и искусства художественным образованием; демпферность духовной составляющей отраслевого образования для противодействия антигуманизму, пошлости и цинизму постмодернистских изысков, защиты российского социума от невежества. Новый виток развития современной культурной политики страны призван усилить ресурсный потенциал культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ирхен Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional cultural policy in the parameters of the contemporary dynamics of Russia

The article is devoted to the comprehension of the contemporary cultural policy in the dynamic parameters of the regional development of Russia. Ensuing from the understanding of the public mission of culture and the role of cultural policy in strengthening of the country’s unity; we have analyzed the existing trends in the cultural life of a regional subject. The article also notes that the social and cultural asymmetry leads certain regions to the state of “cultural encapsulation”, i.e. existence in the format of “cultural poverty”. On the materials of the Smolensk Region we trace congruity of the priority line of the regional cultural policy, the position of the local elite whereas a number of sociocultural collisions become evident. Also included in the article are the data of the author’s applied sociocultural research in eight subjects of the Russian Federation. The analysis details the interconnection of the economy with the existent type of cultural interaction the RF subjects together with the training of professionals in the field of culture. On the basis of the unity of methods of synthesis and analysis, sociometry, as well as grouping of the data, a shift in the employment of the population has been marked; a growing vector of a subjective hedonization of education has been singled out which needs correction on the part of the state and regional cultural policy. We also determined an orientation of higher schools of culture and arts’ graduates on the migration life strategy conditioned by the attractiveness of the territory and realization of culture as the driver of the regional policy. The article also discusses the basic “problem points” of the cultural policy at the federal level: declarative character of understanding of culture as a resource of social development and its “narrow-sectoral treatment”; reduction of education in the sphere of culture and art by artistic education: the damper character of the spiritual component of the sectoral (branch) education to counteract the anti-human, cynical and post-modernist extremes to defend the Russian societas from ignorance. A new spiral of the contemporary cultural policy of the country is able to strengthen the resource potential of culture.

Текст научной работы на тему «Региональная культурная политика в параметрах современной динамики России»

УДК 000 001

Ирхен Ирина Игоревна

доктор куяупурслогии Слюпенский государстве!**™ институт искусств Сыоленешй обпастюй институт развития образования

yuhétetrkgj marf ni

РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ПАРАМЕТРАХ СОВРЕМЕННОЙ ДИНАМИКИ РОССИИ

Статья посвящена осмыслению соеременной купиарной no.iumuxu t параметрах динамики регионазъного развития России исходя из понимания общественной миссии культуры ирати флыурной политихи в укреплении единства страны. аназиф подвергается имеющиеся тренды в культурной жизнирегионапной субьектности Отмечается. чтс социтьная и культурная асимметрия повергает отдельные регионы в «культурное капсулирование*. пребывание в формате культурной бедности На материалах Смоленской оазсхти прослеживается сопряженность приоритетной линии регионазьной культурной политики с позицией местной лполы вскрывается ряд социокультурных копизий Привлекаются данные авторского прикладные социймллее кого исследования в восьми субъектах Федерации .4натиз детазизирует взаимосвязь жономихи со сложившимся типом культурного взаимодействия в субъектах Федерации, на данном пазе отслеживается профессионазьное становление специалистов кулыуры На основе единства методов аназиза и синтеза, социометрии, группировки данных отменен сдвиг занятости населения в социальной сфере: «ыикмм становящийся вектор субъективной гедонигаиии образования, требующий корректировки со стороны государственной и регионазьной культурной политики Установлена ориентация выпускников вузов культуры и искусства на миграционную жизненную стратегию, обусловленную степенью привле-катепности территории, пониманием культуры как драйвера регионарного развития Обсуждаются основные япроблемные тонки» культурной naiumuxu на федератьном уровне декларативность понимания культуры как ресурса общественного развития и ее * узковедомственная трактовка*, редуцирование образования в сфере культуры и искусства художественным образованием, демпферность духовной составляющей отраслевого образования для противодействия антигуманизму пошлости и цинизуу постмодернистских изысхов. защиты российского социума от невежества Новый виток развития современной культурной политики страны призван у силить ресурсный потенция! культуры

Ключевые ультура ку льтурная политика, культурная динамика совреиенная Россия, регион

В современных з^льтурологическнх. куль-турфилософскнх н других исследованиях с непрекращающейся интенсивностью ведется поиск ..титула» названия, глобальной характеристики той пивилиз анионной стадии. очевидцами которой мы являемся Действительно, в разнонаправленности траекторий движения мировых пер лив можно обнаружить нетто общее «культурный сдвиг-» (С.К Иканнишва) переходность времени и культуры» (В.М. Розин). «начало пост-постиндустриальной культуры >> (А В. Костина АЛ. Флиер) При всей правомерности таких характеристик мировое сообщество рассматривает нынешние реалии как «эпоху культуры», в России 2014 гол объявлен Голом культуры а ухе 2015 гол - Голом литератур ы Вполне очевидно. что м тьлцра, р?а1из)ясь е надднолагнческой, созидательной деятельности человека, становится ресурсом развития стран и локальных территорий

Неисчерпаемость ресурсов культуры ярко проявляется в переходные фазы развития, ыэгда общество уповает не только на политические и экономические силы Действительно, исторический опыт доказывает. что культура с ее ьоммунзпалио иными. духовно-просветительскими возможностями способна обеспечивать ценностно-смыс ловые основания бытия людей. выступать имманентным признаком пространства общественных систем Но ее редуцирование сугубо развлекательной сферой генерирует определенные риски ёояани ..рыночного общества.»

с философией потребительства и ортодоксальными взаимоотношениями ктгтьтуры и рынка [3] Формируются риски и для духовности личности - риски «запаздывания» культурного развития, утраты этнокультурной идентичности, превьпяения объема и роли информационных ПОТОКОВ [13, с 79]. Государство как субъект управления способно снизить обозначенные риски выравнятъ имеющуюся рассогласованность культурной и социальной динамики, инвестируя средства и в приобщение россиян к разным формам культуры и в «производство» самого человека Сказанное прямо или латентно выхолит на культурную политику как «систему научных прннпипов и технологии, напрааленньсс на организацию духовной жизни» [2. с. 25].

Сегодня культурная политика вбирает самые разные параметры усвоение культурного наследия: воспроизводство культурных ценностей, сохранение единого культурного пространства: организацию культурной жизни, развитие и защиту русского языка: поощрение культурного многообразия: обеспечение системы образования в сфере культуры в искусства: развитие культурного туризма: расширение Интернет-пространства и культурных индустрии досута и др. «Сценарии» культурной политики определяют национальные особенности, темп и уровень глобализадионных процессов [5. с. 21-24].

Если проследить ..крупными штрихами., динамику культурной политики России в границах

^ СИрхея НИ 3014

Р* тональная кумк^вм пиши в параметрах современной 1е на мя кл Рмсня

последней четверти везгл то можно обнлружнтъ смену периодов ее трансформации (< адмннистра-тивно-технологнческого» «гласности». «утили-тлрно-прлл-матпческпго •). а также акцентирование интегр лиево ста. целостности культурного про странства при обеспечении направленности ил сохранение культуры Основная концептуальная позиция раскрывает ответственность государства ал возможность реализации человеком прав

в культуре - и одновременно обязательства го су царства за формирование культурного пространства [3. е. 70] Очевидна н актуализация «нового профиля» культурной пйлитн12 проектирование ее модели на основе взаимопонимания между участниками социальной деятельности - организаторами-производителями услуг, потребителями внешней средой: на осознании взаимозависимости всех субъектов культурной политики Главным представляется полнопенное объединение всех ресурсов культуры и образования для создания благоприятного образа страны наративлния ее авторитета. что вполне по силам России, обладающей богатым культурным наследием

Возрастают ля роль государственной культур -нон политика в укреплении единства страны и российской идентичности был а обозначена в выступлении президента России В В. Путана на заседании Совета по культуре и искусству (2013 г.). Президент подчеркнул необходимость формирования современных культурных стандартов, создания условии при которых всесторонняя образованность способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке, литературе ста нут для подрастающего поколения нормой, образом жизни насущной потребностью [4].

Фактически в эпицентре внимания культурной политики оказывается личность сущностным признаком культуры которой служит целостность природных, психологических н социокультурных характеристик, а стержнем выступают мера включенности в творческую созидательную деятельность: уровень ее гуманистичности и нрав ственво-регулируют ей рефлексии; степень сопиализнрованности. инкультурированнасти образованности в воспитанности [14. с. 140] Отсюда возникает актуальность регуляции культурных процессов на всех социальных уровнях местном республиканском, региональном

Следует признать что страна регионов» извечно разнилась своими нсторнкв-культурными и географическими территориями по многим «осям», а также видимой фрагментацией финансирования. Согласно официальным данным 2012 года, величина этого бюджета при среднегодовом показателе по стране в 1792,12 руб. на душу населения, в Смоленском регионе, например была 1600 69 руб. л в Республике Башкортостан - 38202.20 руб [9] Пожалуй, это единственный регион страны, ко-

торый отвечает социальным стандартам минимальных услуг на обшекупьтурные потребности Определяемая стандартом сумма (30646 руб на человека] предусматривает разовое посещение в году теаггра и кинотеатра, -л»-»»ты - музеев и выставок обучение детей в художественных школах и кружках, а также приобретение минимума книг и периодики [1] Учитывая, что в сфере культуры минимальные государственные социальные стандарты определены лишь в формате библиотечного обслуживания, такая сумма недоступна для многих россиян В результате катастрофически снижается уровень культурных потребностей, отмечается ибнологизапняк культуры быта, подмена духовных ценностей материальными Эти и другие диспропорции порождая деструктивные процессы в регионах. повергают отдельные из них в «культурное капсулиро ванне пребывание в формате культурной бедности, что в конечном итоге приводит к оттоку рабочей силы в снижению налоговых поступлении в бюджет

В современной динамике России все еше сохраняется тенденция стереотипного восприятия сферы культуры как сферы обслуживания, в том числе у власти ^го подтверждает структура расходов консолидированных бюджетов регионов (2013 г.). где на социальную политику израсходовано 16.0%. на здравоохранение - 15.3%. на образование - 29,3%, на культуру - 3,1%. Имеющиеся данные по Смоленскому региону (3.04% консолидированного бюджета) обнаруживают некоторое отклонение от общероссийской картины, ее снижение несмотря на празднование 1150-летия города.

Как показывает опыт регионов местные элиты в проведении культурной политики руководствуются в основном потребительским, конъюнктурным отношением, а не стратегическим, ориентацией на обслуживание «знаковых.» мероприятий, а не просветительских Учитывая что в своих управленческих решениях региональна* элита способна видоизменять ситуацию в ту или другую сторону' необходимо превратить культуру в критерий ответственности ибо. по справедливому замечанию профессора Ю В. Китова. «власть, не продуцирующая культуру в любой из ее форм предметных ценностных, отношенческих будет рассматриваться как безответственная» [8. с. 42]. На этой основе определяющим параметром в законотворческой деятельности при планировании бюджетов и составлении го с программ может н должна стать эффективность культуры Аналитики увязывают ее с особым режимом финансирования духовной сферы доступностью совокупного объема реализуемых и нереализуемых культурных ценностей удовлетворяющих потребности граждан

Смоленский регион относится к числу 50 суЬь-екгов Федерации где отношения в сфере культуры регулируются областным "Законом о культу-

Вестнш КГУ ни НА Некрасова № 6. 5014 ЕД

ре (2004) Его стрлтегическзгми целями выступают расширение доступа к ^тгьтурному наследию н роет потребления культурных благ: сохранение музейных библиотечных н архивных фондов памяти изв истории и культуры: популярнзапив объектов культурного наследив как мест турнете и>и привлекательности При этом региональная система образования в сфере культуры и иску сства остается за правовыми рамками закона Уполномоченный орган исполнительной власти в соответствии с законодательством организует профессиональную подготовку, переподготовку' в повышение квалификации работников областных учреждении культуры и искусства. При имеющейся спецификации культурного наследия развитие отрасли демонстрирует отставание по основным параметрам функционирования от других регионов Центрального федерального округа |12, с. 154—225].

Разбаланснрованность социальных функций Смоленского региона как основной ограничитель его стратегического развития сказывается и на ранжировании студентами вуза искусств факторов, влияющих на профессиональное становление специалиста [7, с. 223—235]. Авторское исследование показало, что доминирование социальяо-эзсоно-мического фазггорл как регионообразуюшего для смолян вполне объяснимо значительным снижением уровня жизни в постсоветский период, и соответственно - индекса социального самочувствия населения по сравнению с общероссийским Равноценность значений социально-экономического и культурно-регионального факторов подчеркивает взлзгмоевязь экономики со сложившимся типом культурного взаимодействия в данном субъекте Федерации, их определенное единство

Предложенная возможность студентам вузов культуры и искусств заново спроектировать свою профессиональную траекторию выявила приверженность уже сделанному выбору, поскольку 65,52% ничего бы не изменили. 27,59% выбрали бы вуз другого профиля, а 6,9% — другую специальность Одназш выраженные интенции студентов трудоустроиться после окончания вуза не только по специальности (50.0%) или только не по специальности (3,4%) подтверждают остроту кадрового обеспечения на Смоленщине Эти данные присущие и другим обследованным нами регионам Центральной Россия и Урала, свидетельствуют о становящемся векторе субъективной гедони-зацни образования, обусловленном отношением к искусству с позиции его приятности, наслаждения и ошушення удовольствия Такой взгляд, во многом поддерживаемый СМИ и засильем массовой культуры, требует корректировки со стороны государственной и в том числе региональной культурной политики, ибо профессиональное обучение ради развлечения приводит к духовно-нравственному опустошению молодежи

Очевидна и другое современная социокультурная среда региона предоставляет студентам не только потенции для любимого дела, но и шанс дополнительного заработка По всей видимости, здесь «срабатывают» законы рынка, который востребует репетиторство занятия с домашним учителем музыки организацию детских праздников и корпоративных вечеров Расширяется и ареал массовой культуры в виде индустрии развлечений и ресторанного бизнеса позволяющий улучшить свои финансовые возможности хореографам эстрадным певпам исполнителям на духовых и ударных инструментах Развитие дополнительного профессионального образования в области культуры и искусства в вузовский период позволит выпускникам гибче адаптироваться к запросам рынка труда, «найти себя» в смежных отраслях СМИ и информационных службах, молодежной политике шоу-бизнесе. рекламных агентствах и др Отмеченное явление в большей степени отвечает глобализапи-оиному тренду, согласно которому занятость населения сдвигается на социальную сферу.

Взаимосвязь дальнейших жизненных планов с регионом может служить маркером благополучности территории, ее привлекательности для молодых специалистов культуры В экономически благополучных и самостоятельных субъектах Федерации с высоким чиндексом развития человеческого потенциала (по данным ПРООН). молодежь стремится выстраивать свои жизненные стратегии в региональном контексте Это присуще москвичам (1-е место региона по ИР411 в 2013 г.), белгородпам (9-е место), челябинпам (17-е место) и пермякам (26-е место) В «депрессивных регионах» таких как Смоленская область (57-е место по ИРЧП) подобных оказывается меньше К примеру, лить 39.6% выпускников вуза искусств Смоленска связывают с данным регионам свои жизненные планы При этом мощный миграционный отток смолян отмечается в наиболее развитые в социально-экономическом отношении регионы ЦФО. прежде всего в Московскую область Поиск высокооплачиваемой работы приводит к вымыванию из области наиболее мобильных и квалифицированных задров Наше исследование в восьми субъектах Федерации подтверждает, что в целом каждый третий выпускник образовательных организаций культур" в искусства ориентирован на миграционную жизненную стратегию В реалиях нарастающей глобализации это оборачивается внутренней миграцией молодых кадров в мегаполисы

Безусловно, региональная культурная поля-тика призвана повысить инвестиционную привлекательность и культурный территории В условиях расширяющихся рыночных отношений накопленный потенциал культуры требует, с одной стороны последовательного укрепления и развития с другой - преобразовании Поэтоэву

^¿У ВестникКГУ иа НА Некрасова ГзйбГзОм"

Региональная культур яая политика в параммрат современной аввамззкв России

констр>ь.тв ной представляется последовательно проводимая линия реализация единой культурной политики на всей территории Смоленской области, целенаправленная поддержка сферы культуры со стороны государственных органов

Складывающаяся ситуация в региональной культурной политике в том числе на Смоленщине, пока неоднозначна в силу полисубьектностп. широкого диапазона направлений [й. с. 152] Однако при всех идеологических обсуждениях невозможно обойтись без предметной рефлексии В условиях развития институтов гражданского общества руководителям муниципальных образований необходимо четче определиться в объемах культуры в своем районе

Принятая областная государственная программа развития культуры и туризма до 2020 г. акцентируя роль культуры как духовно-нравственного основания развития личности, делает ставку на повышение конкурентоспособности туризма Смоленщины Анализ Программы позволяет выделить наиболее значимые приоритеты региональной культурной политию! в параметрах общероссийской динамики [11]. Это - укрепление единого культурного пространства на территории области: сохранение культурного наследия Смоленщины создание условий хтя творческой самореализации граждан организации внешкольного художественного образования и культурного досуга: продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности, обеспечение инновационного развития отраслей культуры и туризма Однако при устойчивой общероссийской тенденции людей к внеинститултиональной самоорганизации в Программе не фиксируется инициативная деятельность смолян, их культурные практики поскольку целевые показатели подпрограммы «Кулътурно-досутовая деятельность» сведены не к смысловым параметрам, а к сугубо количественному увелзгчению культурно-массовых мероприятий их посещаемости

Между тем в современной культурной политике можно отчетлива проследить акцентирование моделей культурных практик и формирование творческих индустрии в городах и странах мира Представляя относительно новое явление для российских реалий, культурные практики соединены со специфической деятельностью отдельных людей или известных деятелей в области культуры. Аналитиками используется подразделение культурных практик на собственно творческую деятельность в искусстве, досутовую деятельность историю-культурную деятельность по изучению наследия региона, непосредственную деятельность учреждений кутьтуры и СМИ. Учитывая, что основой культурных практик могут стать и сугубо коммерческие установки, и ценность самого

творческого процесса, стремление человека к са-монлентификапин в обоих случаях ведет к осмыслению художественного наследия прошлого При »том обращенность .вовнутрь» или «вовне» локального пространства обеспечивает жизнедеятельность местного сообщества наращивание горизонтальных взаимодействий с терри-

ториями

Безусловно в развитии культурных практик регионов первостепенна роль государственных и муниципальных органов власти, творческих союзов и бизнесменов Однако неотъемлемой составляющей культурных практик можно считать образовательную систему в сфере культуры и искусства Исторический опыт показывает, что ее разные звенья (от дополнительного художественного образования детей до колледжей и вузов) были и остаются системообразующим фактором региона сред ото чением его культурного потенциала Для студентов творческого вуза «проживание себя» в культурных практиках (например, в военно-историческом фестивале «Реконструкция Смоленского сражения 1212 г», в театрализованном представлении «Иа варяг в греки», в театрализованном празднике памяти ев воина Меркурия Смоленского, в культурной акции «Живая стена») впоследствии окажется тон субъективной ценностью, которая «запускает» механизм внутренних позитивных личностнопрофессиональных изменений

При наличии объективного кризиса традиционной библиотечной системы осмысленвекультурной политики Смоленщины высвечивает оптимизацию деятельности библиотек как информационных культурных и образовательных центров для различных категорий населения и сигеронно роя^лает вопросы: как. в каком ключе ведется наращивание зкземплярности библиотечных фондов для детей младшего и среднего шко льного возраста? соответствует ли этот фонд списку 100 книг для внеклассного чтения1 В этой связи усиление потенциала художественно-просветительской деятельности использование Интернета и мультимедийных технологий в муниципальных библиотеках способно скорректировать данную проблему, превратить их в дискуссионные площадки для детей и подростков в информационно-консультативные центры для старшего поколения

Анализ показывает и другие коллизии региональной культурной политики Так. при запланированной до 2020 г подпрограмме развития киносети учреждение культуры «Смоленское кинообъединение» ликвидировано, что фактически означает исчезновение кинопроката как массового явления из культурной жизни малых городов и сельских поселении при отсутствии технологий просмотров фильмов в онлайн-режиме С просчетами в региональной культурной политике связана и система повышения квалификации кадров организаций

Вестник КГУим НА Некрасова № й. 2014 ЕИ

в сфере культуры, утратившая должную регулярность и систематичность ввиду ограниченного финансирования

«Проблемные точки» культурной политики можно обнаружить не только на региональном но и на федеральном уровне Речь идет об опубликованном и представленном для широкого обсуждения проекте «Основы государственной культурной политики > [10]. анализ которого позволяет коснуться некоторых из «проблемных точек»

Во-первых, произошедший поворот к культуре как безусловной ценности определил сущность нового взгляда на культуру: от модели «государства-мецената» к «государству-инвестору» вкладывающему средства в будущее страны Между тем данная позиция остается декларативной и по-прежнему сводит культуру к наращиванию »сферы услуг» в рамках рыночной экономики

Во-вторых, стратегическая задача государственной культурной политики относительно развития образования в сфере культуры и искусства при заявленной «необходимости подготовки высокопрофессиональных кадров для всех видов культурной деятельности» [10], редуцируется художественным образованием Мы не можем согласиться с таким суждением ибо последнее в культурологии выступает относительно самостоятельным социокультурным феноменом (ЕЯ. Александрова. ИЛ. Горлова. Е.Б. Ми-ловзорова и др.), имплицитно включающим в себя образование в области культуры и искусства [7] Природная амбивалентность образования в сфере культуры и искусства в двух его измерениях - собственно образовательном и культурном - предопределяет субъективность и сложность аналитических опенок даваемых вариативным явлениям представителями различных отраслей социально-гуманитарного знания При этом культурологическую сущность образования в сфере культуры и искусства определяет целостность его антропо-сопно-з^-льтур-ных характеристик - в единстве гносеологического. онтологического нормативно-регулятивного, функционального деятетьностного признаков, где стержнем выступают «становление образа» человека в ходе эстетического освоения действительности: его включенность в созидательную пен-ностно-смысловую деятельность (инкультурацня). направленность на формирование «человека культуры» степень сопналнзированностн воспитанности. образованности: а также масштабность личности педагога зак («посредника' при усвоении и воспроизводстве культуры. - обеспечивающих осуществление межкультурного диалога в многомерном пространстве культуры и искусства [7. с. 55]. Определяя динамику культурных процессов, образование в сфере культуры и искусства развивает художественно -творческий потенциал социума и воспроизводит субъекта культуры Сказанное

инипилрует необходимость более четкой и содержательной постановки стратегической задачи культурной политихи

В-третьих необходимость противодействия антигуманизму. феноменам массового искусства, потребительскому духовному гедонизму пошлости и цинизму постмодернистских изысков в культуре в глобализирующемся мире актуализирует вопросы зашиты российского сопнума от невежества. которые остаются аа рамками данного документа В таком контексте духовная составляющая оптимизации отраслевого образования согласуется с установлением определенных норм содержания продукции массовой культуры: с наращиванием гуманитарных культурных практик и творческих индустрии в регионах: с активизацией деятельности СМИ в продвижении универсальных человеческих ценностей

Таким образом можно утверзкдлть. что современная культурная политика страны находится на новом витке своего развития Обобщающая рефлексия над региональной культурной политикой в параметрах общероссийской динаасики высвечивает, с одной стороны содержательный поворот в понимании культуры как безусловной ценности ресурсной составляющей территорий, с другой -не менее важной оказывается сопряженность с позицией местной элиты В условиях Смоленского региона наметился сходный сдвиг, но его кодификация в нормативных документах представлена неотчетливо В реалиях развивающихся рыночных отношений использование ресурсного потенциала культуры все еще носит декларативный характер культурные «вложения» в человека пока не очевидны Неслучайно региональная культурная политика Смоленшины во многом определяемая консервативной позицией местной алиты. представлена статичной моделью

Воплошая диалектику «глобального» и «национального». региональная культурная политика предусматривает оптимизацию взаимодействий личности и локального сообщества, обеспечение их эффективного развития с учетом местных традиций. реальных материальных и духовных ресурсов. Сопровождение экономических и социальных управленческих решений развитием современного культурного процесса, с его опорой на самобытность проживающих этносов способно обеспечить включение их представителей в профессиональную жизнедеятельность конкретного региона Однако ресурс единого культурного пространства при этом остается недостаточно задействованным, и привязанность региональных культурных практик нередко не согласуется с оошесоциальными установками Отсюда следует вывод о пока еще слабой, но наличествующей тенденции «местеч-ковостп» в культурной политике регионального уровня Думается, что данная проблема действи-

РЯ Вестник КГУ им НА Некрасова -> .46.3014

Региональная культурная политика в параметрах современной авваилкл Россня

телъно заслуживает внимания н разрешения противоречии порождаемых в результате подобной культурной практики Это представляется особенно важным в условиях выделения западными фондами больших средств на генерацию региональных этнических противоречий и их автономность по отношению к единству российского социума, что в свою очередь порождает ситуацию возможных рисков и критических точек во взаимоотношениях этнических групп социальных ооразований. народностей

Еиблпографическпй список

1. Аодулатипов РГ Перспективы человека и культуры. — М. Махачкала Дагестанский писатель. 2014. - 384 с.

2. Арнотьдое ЛИ Культурная политика реа лии и тенденции - М МГУКИ. 2002. - с.

3. Астафьева ОН Культурная политика России теория - реальность - перспектива •'/ Государственная служба. - 2010. - ife 1. - С 68-73.

4 Выступление Владимира Путина на заседании Совета по культуре и искусству (Москва. 2 окт. 2013 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: «галл'kremlin ruiiewi'19353 (дата обращения 08.10.2013).

5. Иконникова С Я Сценарии культурной политики в условиях гэобализапив // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -

2011. -№ 3. -С. 21-29.

6. Црхен IUI Векторные процессы культурной политики и художественное образование в современной России Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. —

2010. - № 5.-С. 152-156.

7. Просе» IIII Российское образование в сфере культуры н искусства: глобальные и региональные измерения дне д-ра культурологии 24.00.01. -М, 2012.-435 с.

8. Китов ЮБ Ответственность власти как проблема культуры В естннк Московского государственного университета культуры и искусств -

2011. - № 3. - С 39—42.

9 Консолидированный бюджет по России и регионам за 2012 г. (без ЗАТО по данным Федерального казначейства) Минкулътуры Рос Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/.' mkrf ni астл(е statistics budget (дата обращения 10.01.2014).

10. Оснсвы государственной культурное политики проект Российская газета-2014. -16 мая [Электронный ресурс] - Режим доступа: http teju^MDS'lS' osnovi-dok html (дата обращения 19.05.2014).

11. Развитие культуры и туризма в Смоленской области на 2014-2020 тт.: областная государственная программа: [утя постановлением администрации Смол обл. от 29 нояб 2013 г. Х-988]. - Смоленск. 2013. - 75 с.

12. Регионы России социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / сост. и обш ред. Н И Лапша Л.А. Беляевой РАН. Ин-т философии -М : Academia 2009.-808 с.

13 Реиизов В А Возможность духовных рисков личности в современном культурном пространстве синергетический анализ И Технологии гражданской безопасности -2007. - Т. 4. 4. -С 78-80

14. Remnox VA . Irkhen П. Culture oí Personality ш the Discourse of the Resource of Social Development .'/ Наука и человечество - 2014. — 36 4-1.-С. 138-146.

Вестник ЮТ им НА Некрасова <•> №«.5014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.