УДК 94(470)"1980/1990"
Пигорева Ольга Владимировна
кандидат исторических наук, доцент Курский государственный университет [email protected]
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ РЕГИОНА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА С ПРАВОСЛАВНЫМ КОМПОНЕНТОМ В ПРОВИНЦИЯХ ЦЕНТРА РСФСР - РОССИИ:
КОНЕЦ 1980-Х - 1990-Е ГОДЫ
В статье на примере провинциальных областей центра РСФСР - России раскрывается влияние возрождения общественного интереса к историко-культурным традициям родного края на формирование образовательного пространства в конце 1980-х - 1990-е годы. Православие как часть историко-культурного наследия становилось органичной составляющей учебно-воспитательного процесса в школах провинции на переломном этапе советско-российской истории. Особенности провинции как хранительницы традиционных ценностей и ментальность ее жителей выступали в качестве важных условий сохранения местных историко-культурных традиций и их изучения в школах. В ситуации мировоззренческого кризиса, развенчания истории советского государства, действия новых нормативно-правовых документов в сфере образования в провинциях центра России в начале 1990-х годов обращение к историко-культурному наследию регионов выступало в качестве нравственного императива. Исторический опыт провинциальных областей центра РСФСР - России (на примере Владимирской, Воронежской, Костромской, Орловской, Смоленской областей) по изучению в системе общего образования духовной и культурной жизни, традиций родного края свидетельствует о значимости историко-культурного наследия регионов, важности обращения к локальной истории в воспитании подрастающего поколения. Историко-культурное наследие регионов в конце 1980-х -1990-е годы явилось важным условием развития образовательного пространства с православным компонентом.
Ключевые слова: историко-культурные традиции, краеведение, образовательное пространство, православие, провинция, центр России.
Изучение историко-культурного наследия занимает значимое место в современном российском образовании и целе-полагании учебно-воспитательного процесса. Так, принятая в 2002 году Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила значимость сохранения исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию духовно-нравственных качеств личности, что, по мнению членов коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации, имело большое значение для системы образования [12, л. 167]. Общественное обсуждение в 2013 году проекта историко-культурного стандарта, призванного стать концептуальной основой нового учебно-методического комплекса школьного курса истории, подтверждает важность духовной и культурной жизни в истории России для современного образования.
На основе анализа исторических источников требуется научное осмысление факторов, детерминировавших обращение отечественной школы к изучению историко-культурных традиций с целью развития федеральных и региональных программ, направленных на сохранение целостности России как многонационального государства и развития национально-культурной идентичности отдельных территорий и проживающих на них народов.
Термин «историко-культурное наследие» в отечественной науке и общественной жизни стал активно использоваться в период подготовки и празд-
нования 1000-летия Крещения Руси. Его генезис целесообразно рассматривать в контексте развития синонимичных дефиниций (культурно-историческое наследие, русское культурное наследие, культурное наследие, национальное культурное наследие), так как само понятие выкристаллизовывалось в процессе научных конференций, общественных дискуссий, начавшихся в период юбилея христианства и продолжающихся до настоящего времени. Так, на проходившей в Суздале в ноябре 1988 года Всероссийской научной конференции «Музей и культурно-историческое наследие русского народа», одна из секций которой именовалась «Историко-культурное наследие в современном культурном процессе», участники выразили мнение, что культурно-историческое наследие «включает в себя огромные напластования древнерусской культуры, в том числе памятники церковной письменности, храмовой архитектуры, музыки и иконописи» [1].
На рубеже 1980-х - 1990-х годов понятие «историко-культурное наследие» активно развивалось в контексте религиозного возрождения в СССР.
В научной мысли в 1990-е годы формировалось понимание религиозной культуры, в том числе и православной культуры как части культурно-исторического наследия. Автор опирается на теоретическую разработку термина «духовно-нравственный компонент православной культуры» З.Д. Ильиной, исследовавшей генезис духовных детерминант культурной политики и считающей, что в переломные периоды истории, в критические моменты пересмотра общественного идеала возрастала значимость менталитета, мировоззрения, духовно-нравственного опыта предков [16, с. 9].
54
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2015
© Пигорева О.В., 2015
На последнем этапе перестройки, в период «парада суверенитетов», в провинциальных регионах центра России отмечен всплеск общественного интереса к историко-культурным традициям. В условиях, когда история советского периода в масштабах целого государства оказалась развенчанной и опороченной, история родного края, не столь существенно пострадавшая от разоблачений, становилась для многих жителей провинциальных регионов центра России нравственным ориентиром, не опороченным скандальными фактами.
По справедливому утверждению С.О. Шмидта, провинция в значительной мере сохраняла живые истоки нашей культуры, а с демократизацией общественной жизни оживляются культурные силы на местах, возрастает тяга к познанию местных корней современной культуры [23, с. 7, 10]. Важнейшую функцию провинции как носительницы традиционности подчеркивали А.А. Данилов и В.С. Меметов [15, с. 72].
Ментальность провинциальных жителей, свойственная им традиционность способствовали тому, что на рубеже 1980-х - 1990-х годов, несмотря на десятилетия атеистической идеологии, именно провинциалы выступали носителями традиционной культурной среды, которая формировалась веками и представляла собой накопление духовных ценностей, противоречащих советской культурной политике. Жители провинций центра России являлись и являются хранителями национальной русской культуры, тесно связанной с православием, они смогли сберечь нравственные ценности, сохранить бытовые традиции, художественное своеобразие жизни [18, с. 78].
Стремление к возрождению историко-культурного наследия, изменившийся взгляд на историческое прошлое своей страны, усугубившийся национальный кризис сделали краеведческую работу актуальной для школы как социального института. В результате «удаления» из образования мировоззренческой основы в начале 1990-х годов школа оказалась лишена влияния национально-государственной идеологии и традиционной культурной ориентации. Не имея возможности продуктивно работать в ожидании выработки новой идеологии, многие учителя, целые образовательные учреждения были вынуждены вести собственные поиски идеологических ориентиров организации учебно-воспитательного процесса, часть педагогических работников обратилась к изучению историко-культурного наследия своего края. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации учитывать при организации учебного процесса национально-исторические традиции и разнообразные культурные потребности регионов также способствовали развитию краеведческой работы [22, л. 19 (об.)].
Система образования, получившая в результате школьной реформы значительную свободу
в выборе форм и методов работы, возможность творческой деятельности педагогов в условиях гуманизации и демократизации образования могли развивать обучение с опорой на культурную самобытность. В начале 1990-х годов краеведение как «возрождение культурно-исторической самоидентификации молодежи» получало все большее распространение в школьной практике провинций [10, л. 65]. В богатой и древней истории провинциальных регионов Центральной России черпались сведения, которые транслировались школьникам через изучение краеведческих курсов. В рамках краеведческой работы затрагивалась религиозная тематика, так как, с одной стороны, истоки прошлого неразрывно были связаны с историей православия как главной и традиционной для данных территорий конфессией, с другой стороны, значительная часть педагогической и родительской общественности видела в обращении к нравственным ценностям православной культуры средство воспитания школьников.
Показательна практика, сложившаяся в начале 1990-х годов в Смоленской области. Инициатива изучения истории и культуры родного края была закреплена на областном уровне (26 марта 1991 года принято решение исполкома облсовета № 51 «О неотложных мерах по сохранению культурного наследия Смоленщины» [14, л. 5]). Реали-зовывался комплекс мероприятий, который вовлек в работу по изучению и сохранению культурного наследия региона чиновников, представителей научной, педагогической общественности. Так, уже в начале 1990-х годов в области масштабно проводилось празднование дней славянской письменности и культуры. Была утверждена программа ремонтно-реставрационных работ, в которую были включены исторические памятники, организована экспозиция «Смоленский народный костюм», проводились научно-практические конференции «Смоляне и культурное наследие России», «Региональные особенности культуры восточных славян» и др. [13, л. 161-162]. В 1993 году в структуру базисного учебного плана Смоленской области был включен интегрированный курс «Родной край», который также мог быть представлен отдельными предметами: «Литература Смоленской области», «География Смоленской области», «История Смоленщины», «Художественный мир Смоленщины», «Литераторы Смоленщины» [21].
Во Владимирской области, начиная с 1992 года, разрабатывались краеведческие курсы художественной направленности: «Художественное краеведение», «Древние корни искусства Владимирского края», «Народная культура Владимирского края» и др., курсы исторического краеведения [2, л. 32].
Научный интерес представляет опыт Орловской области, где степень вовлеченности педагогического и ученического контингента в работу по
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3. 2015
55
изучению и сохранению культурно-исторических традиций региона была различной: от отдельных классов до целых школ и районов. Так, в Михайловской школе было организовано многоплановое изучение истории, географии, литературы, традиций родного края с 1 по 11 классы [4, л. 2], в Хотимль-Кузьменовской, Хотынецкой, Красно-рябинской, Ильинской школах региона основная деятельность учащихся концентрировалась вокруг комплексных дел по изучению родного края, что стало основой формирования школьного компонента в базисном учебном плане, школьники включились в научно-поисковую работу [9, л. 6-7, 10]. В школах Болховского района Орловской области изучались история района в целом и его улиц, памятных мест, различные формы фольклорного искусства и народного ремесла, традиции, обряды, обычаи, бытовавшие в районе, народные песни, танцы [7, л. 43]. В 1992 году в Орловском городском социально-образовательным центре был создан ВНИК «Христианство - Образование - Милосердие. Краеведческий опыт», который разрабатывал экспериментальные программы, нацеленные на духовно-нравственное просвещение и воспитание личности. Программы в дальнейшем апробировались в школах областного центра [9, л. 106, 111].
Обращению к историко-культурному наследию регионов способствовало утверждение на федеральном уровне базисных учебных планов (в 1993 и 1998 годах), включавших инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть обеспечивала единство образовательного пространства России, а вариативная позволяла учитывать национальные, региональные социокультурные особенности и традиции, обеспечивая индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами. Право на самостоятельное определение регионального компонента высоко оценили на местах. Так, в Костромской области отмечали, что региональный компонент в образовании подразумевает деятельное становление личности в территориально-исторических рамках социального развития или соотношение жизнедеятельности личности с историчностью процессов, протекающих в конкретно взятом месте [5, л. 5]. Значимость регионального компонента как средства обеспечения индивидуального характера построения учебно-воспитательного процесса отмечали смоляне [19]. Именно за счет регионального компонента в школах провинций центра России было организовано изучение местных историко-культурных традиций.
В середине 1990-х годов ощутимы стали пагубные результаты удаления мировоззренческой основы из образования. Признавалась необходимость поиска идеологических ориентиров в области образования с опорой на национальные и общечеловеческие гуманистические традиции [20].
Происходившие в стране политические и социально-экономические процессы способствовали появлению в школьной практике новых подходов, в числе которых уход от заостренно-публицистического и дискуссионного характера преподавания истории, возрождение интереса к российским ценностям, формирование национального самосознания, всестороннее и объемное освещение вопросов духовной жизни, быта, нравов, религии, увеличение объема региональной истории и краеведческого материала [11, л. 238-239].
Во второй половине 1990-х годов учебные курсы, направленные на изучение местных историко-культурных традиций, как правило, обеспечивались учебно-методической литературой, местные органы управления образованием обобщали накопленный в школах области материал. Так, в Костромской области творческими коллективами, состоящими из ученых Костромского государственного педагогического университета, методистов Областного института усовершенствования учителей, высококвалифицированных педагогов области были разработаны и внедрены в учебный процесс региональные программы по истории Костромского края, географии Костромской области [3, л. 2]. В курсовую подготовку учителей истории и географии Областной институт повышения квалификации работников образования включил темы по истории края, для классных руководителей были разработаны сценарии краеведческих викторин и фольклорных праздников [4, л. 4]. В помощь учителям лабораторией по проблемам регионального компонента в образовании Областного института усовершенствования учителей подготовлены методические рекомендации, которые в числе предлагаемых для изучения вопросов включали и сведения по православной культуре: «История Феодоровской иконы Божией Матери: история и легенды», «Язычество. Православие. Старообрядчество» [6, л. 3-5].
Таким образом, в провинциальных областях центра РСФСР - России в конце 1980-х -1990-е годы историко-культурные традиции регионов выступали в качестве фактора развития образовательного пространства, привнося в содержание образования знания по истории и культуре православия как традиционной и самой массовой религии в России.
Историко-культурное наследие как важная научная и общественная категория получило признание в ходе подготовки и празднования 1000-летия Крещения Руси (конец 1980-х) и включало памятники русской культуры, в том числе православные святыни, которые в годы советской власти были закрыты от общества и не являлись актуальными для отечественной науки.
Обращение к историко-культурному наследию в провинциях центра РСФСР - России было об-
56
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2015
условлено происходившими социально-экономическими процессами и особенностями провинции как хранительницы традиционной культурной среды. Всплеск общественного интереса к познанию истории и культуры родного края способствовал актуализации краеведческой работы в школе как социальном институте. Возрождение культурно-исторического наследия сочеталось с возрождением православной культуры и имело большое значение в краеведческой работе. Развитие в начале 1990-х годов в образовательном пространстве провинций центра России стремления к изучению и сохранению историко-культурных традиций было детерминировано рядом факторов, в числе которых гуманизация и демократизация образования, творческая свобода педагогов, удаление из образования мировоззренческой основы и, как следствие, необходимость поиска на местах идеологических ориентиров построения педагогической деятельности, развенчание советского периода истории страны. Способствовало становлению историко-культурных традиций в образовательном пространстве провинций центра России изменение нормативно-правовой базы в области образования.
Анализ исторических источников свидетельствует о том, что в провинциальных областях центра России в 1990-е годы сложилась разнообразная практика изучения историко-культурного наследия регионов, включающая и православный компонент.
Факт обращения отечественной школы к изучению истории и культуры родного края, православных традиций в кризисный период смены общественно-экономического устройства и потери мировоззренческих ориентиров свидетельствует о значимости в общественном сознании историко-культурного наследия, которое в трудный период приобрело статус нравственного ориентира. Исторический опыт общеобразовательных учреждений провинциальных областей центра России конца 1980-х - 1990-х годов по изучению и сохранению местных традиций, духовной и культурной жизни регионов позволяет признать обращение к историко-культурным традициям как значимый фактор развития образовательного пространства и рекомендовать при разработке федеральных и региональных программ в сфере образования и воспитания подрастающего поколения учитывать значимость локальной истории в организации учебно-воспитательной деятельности.
Библиографический список
1. В.Н. Научная конференция в Суздале // Журнал Московской Патриархии. - 1989. - №2 4. - С. 19.
2. Государственный архив Владимирской области. - Ф. Р-3742. - Оп. 2. - Д. 3145. - 140 л.
3. Государственный архив Костромской области
(далее - ГАКО). - Ф. Р-2345. - Оп. 12. - Д. 248. -10 л.
4. ГАКО. - Ф. Р-2398. - Оп. 4. - Д. 16. - 6 л.
5. ГАКО. - Ф. Р.-2398. - Оп. 4. - Д. 17. - 7 л.
6. ГАКО. - Ф. Р-2398. - Оп. 4. - Д. 40. - 5 л.
7. Государственный архив Орловской области (далее - ГАОО). - Ф. Р-2441. - Оп. 1. - Д. 1440. -50 л.
8. ГАОО. - Ф. Р-2441. - Оп. 1. - Д. 1457. - 8 л.
9. ГАОО. - Ф. Р-2520. - Оп. 1. - Д. 2279. - 135 л.
10. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). - ОАФ 10173. - Оп. 2. -Д. 196. - 98 л.
11. ГАРФ. - ОАФ 10173. - Оп. 2. - Д. 983. - 276 л.
12. ГАРФ. - Ф. 10225. - Оп. 1. - Д. 740. - 196 л.
13. Государственный архив Смоленской области (далее - ГАСО). - Ф. Р-2361. - Оп. 15. -Д. 1767. - 307 л.
14. ГАСО. - Ф. Р-2361. - Оп. 15. - Д. 1777. -20 л.
15. Данилов А.А. Интеллигенция провинции в истории и культуре России / А.А. Данилов, B.C. Меметов. - Иваново: Иванов. гос. ун-т, 1997. -175 с.
16. Ильина З.Д. Культурная политика и духовная жизнь горожан во второй половине 70-х -80-е гг. (На материалах Центрально-Черноземного региона РСФСР): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. -Курск, 1999. - 35 с.
17. Концепция областной целевой программы «Историко-культурное, природное и духовное наследие Костромской области (до 2020 года)» / Администрация Костромской области. - Кострома: [б.и.], 2005. - 56 с.
18. Лебедева О.В. Крестьяне - хранители православных традиций: последние годы истории Советского государства / О.В. Лебедева, З.Д. Ильина // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2010. - № 9. - С. 76-78.
19. О задачах образования в городе и районе // Гжатский вестник. - 1996. - 7 сентября.
20. О стратегии развития исторического и мировоззренческого образования в общеобразовательных учреждениях // Вестник образования. -1995. - № 3. - С. 68-79.
21. Пояснительная записка к базисному учебному плану общеобразовательных учебных заведений Смоленской области // Учитель Смоленщины. - 1993. - № 13. - С. 4.
22. Центральный архив Министерства образования и науки Российской Федерации. - ОАФ. -Оп. 2. - Д. 454. - 216 л.
23. Шмидт С.О. Изучение культуры российской провинции (XVII - начало ХХ в.) и задачи краеведения // Русская провинция. Культура XVII-ХХ вв.: сб. статей. - М.: Российский институт культурологии, 1992. - С. 7-14.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2015
57