Научная статья на тему 'Историко-культурные традиции региона как фактор развития образовательного пространства с православным компонентом в провинциях центра РСФСР - России: конец 1980-х - 1990-е годы'

Историко-культурные традиции региона как фактор развития образовательного пространства с православным компонентом в провинциях центра РСФСР - России: конец 1980-х - 1990-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
658
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / ПРОВИНЦИЯ / ЦЕНТР РОССИИ / RUSSIA'S CENTER / HISTORICAL-CULTURAL TRADITIONS / LOCAL HISTORY / EDUCATIONAL MEDIUM / ORTHODOXY / PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пигорева Ольга Владимировна

В статье на примере провинциальных областей центра РСФСР - России раскрывается влияние возрождения общественного интереса к историко-культурным традициям родного края на формирование образовательного пространства в конце 1980-х - 1990-е годы. Православие как часть историко-культурного наследия становилось органичной составляющей учебно-воспитательного процесса в школах провинции на переломном этапе советско-российской истории. Особенности провинции как хранительницы традиционных ценностей и ментальность ее жителей выступали в качестве важных условий сохранения местных историко-культурных традиций и их изучения в школах. В ситуации мировоззренческого кризиса, развенчания истории советского государства, действия новых норматив- но-правовых документов в сфере образования в провинциях центра России в начале 1990-х годов обращение к историко-культурному наследию регионов выступало в качестве нравственного императива. Исторический опыт провинциальных областей центра РСФСР - России (на примере Владимирской, Воронежской, Костромской, Орловской, Смоленской областей) по изучению в системе общего образования духовной и культурной жизни, традиций родного края свидетельствует о значимости историко-культурного наследия регионов, важности обращения к локальной истории в воспитании подрастающего поколения. Историко-культурное наследие регионов в конце 1980-х - 1990-е годы явилось важным условием развития образовательного пространства с православным компонентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пигорева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and cultural traditions of a region as a factor of development of educational medium with the Orthodox component in the provinces of the center of the Russian Soviet Federative Socialist Republic - later Russia: late 1980s-1990s

Impact of revival of public interest to historical and cultural traditions of native land on the formation of educational medium in the late 1980s-1990s is revealed in the article in terms of provincial areas of the center of the Russian Soviet Federative Socialist Republic later Russia. Orthodoxy as part of the historical and cultural heritage has become an organic part of the educational process in the schools of the province at a crucial stage of the Soviet-Russian history. Features of the province as the guardian of traditional values and the mentality of its inhabitants were essential for the conservation of local historical and cultural tradition and their study in the schools. In a situation of ideological crisis, of debunking the history of the Soviet state, the actions of the new legal documents in the field of education in the provinces of central Russia in the early 1990s predetermined appealing to the historical and cultural heritage of a region which acted as a moral imperative. The historical experience of the provincial areas of focus for the study of the traditions of native land in general education of spiritual and cultural life is revealed in the article in terms of provincial areas of the center of the Russian Soviet Federative Socialist Republic later Russia (Vladimir, Voronezh, Kostroma, Oryol, Smolensk regions) and shows about the importance of historical and cultural heritage of the region, about the importance of referring to local history in upbringing of the younger generation. Historical and cultural heritage of a region in the late 1980s1990s was an important condition for the development of educational medium with the Orthodox component.

Текст научной работы на тему «Историко-культурные традиции региона как фактор развития образовательного пространства с православным компонентом в провинциях центра РСФСР - России: конец 1980-х - 1990-е годы»

УДК 94(470)"1980/1990"

Пигорева Ольга Владимировна

кандидат исторических наук, доцент Курский государственный университет [email protected]

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ РЕГИОНА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА С ПРАВОСЛАВНЫМ КОМПОНЕНТОМ В ПРОВИНЦИЯХ ЦЕНТРА РСФСР - РОССИИ:

КОНЕЦ 1980-Х - 1990-Е ГОДЫ

В статье на примере провинциальных областей центра РСФСР - России раскрывается влияние возрождения общественного интереса к историко-культурным традициям родного края на формирование образовательного пространства в конце 1980-х - 1990-е годы. Православие как часть историко-культурного наследия становилось органичной составляющей учебно-воспитательного процесса в школах провинции на переломном этапе советско-российской истории. Особенности провинции как хранительницы традиционных ценностей и ментальность ее жителей выступали в качестве важных условий сохранения местных историко-культурных традиций и их изучения в школах. В ситуации мировоззренческого кризиса, развенчания истории советского государства, действия новых нормативно-правовых документов в сфере образования в провинциях центра России в начале 1990-х годов обращение к историко-культурному наследию регионов выступало в качестве нравственного императива. Исторический опыт провинциальных областей центра РСФСР - России (на примере Владимирской, Воронежской, Костромской, Орловской, Смоленской областей) по изучению в системе общего образования духовной и культурной жизни, традиций родного края свидетельствует о значимости историко-культурного наследия регионов, важности обращения к локальной истории в воспитании подрастающего поколения. Историко-культурное наследие регионов в конце 1980-х -1990-е годы явилось важным условием развития образовательного пространства с православным компонентом.

Ключевые слова: историко-культурные традиции, краеведение, образовательное пространство, православие, провинция, центр России.

Изучение историко-культурного наследия занимает значимое место в современном российском образовании и целе-полагании учебно-воспитательного процесса. Так, принятая в 2002 году Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила значимость сохранения исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию духовно-нравственных качеств личности, что, по мнению членов коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации, имело большое значение для системы образования [12, л. 167]. Общественное обсуждение в 2013 году проекта историко-культурного стандарта, призванного стать концептуальной основой нового учебно-методического комплекса школьного курса истории, подтверждает важность духовной и культурной жизни в истории России для современного образования.

На основе анализа исторических источников требуется научное осмысление факторов, детерминировавших обращение отечественной школы к изучению историко-культурных традиций с целью развития федеральных и региональных программ, направленных на сохранение целостности России как многонационального государства и развития национально-культурной идентичности отдельных территорий и проживающих на них народов.

Термин «историко-культурное наследие» в отечественной науке и общественной жизни стал активно использоваться в период подготовки и празд-

нования 1000-летия Крещения Руси. Его генезис целесообразно рассматривать в контексте развития синонимичных дефиниций (культурно-историческое наследие, русское культурное наследие, культурное наследие, национальное культурное наследие), так как само понятие выкристаллизовывалось в процессе научных конференций, общественных дискуссий, начавшихся в период юбилея христианства и продолжающихся до настоящего времени. Так, на проходившей в Суздале в ноябре 1988 года Всероссийской научной конференции «Музей и культурно-историческое наследие русского народа», одна из секций которой именовалась «Историко-культурное наследие в современном культурном процессе», участники выразили мнение, что культурно-историческое наследие «включает в себя огромные напластования древнерусской культуры, в том числе памятники церковной письменности, храмовой архитектуры, музыки и иконописи» [1].

На рубеже 1980-х - 1990-х годов понятие «историко-культурное наследие» активно развивалось в контексте религиозного возрождения в СССР.

В научной мысли в 1990-е годы формировалось понимание религиозной культуры, в том числе и православной культуры как части культурно-исторического наследия. Автор опирается на теоретическую разработку термина «духовно-нравственный компонент православной культуры» З.Д. Ильиной, исследовавшей генезис духовных детерминант культурной политики и считающей, что в переломные периоды истории, в критические моменты пересмотра общественного идеала возрастала значимость менталитета, мировоззрения, духовно-нравственного опыта предков [16, с. 9].

54

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2015

© Пигорева О.В., 2015

На последнем этапе перестройки, в период «парада суверенитетов», в провинциальных регионах центра России отмечен всплеск общественного интереса к историко-культурным традициям. В условиях, когда история советского периода в масштабах целого государства оказалась развенчанной и опороченной, история родного края, не столь существенно пострадавшая от разоблачений, становилась для многих жителей провинциальных регионов центра России нравственным ориентиром, не опороченным скандальными фактами.

По справедливому утверждению С.О. Шмидта, провинция в значительной мере сохраняла живые истоки нашей культуры, а с демократизацией общественной жизни оживляются культурные силы на местах, возрастает тяга к познанию местных корней современной культуры [23, с. 7, 10]. Важнейшую функцию провинции как носительницы традиционности подчеркивали А.А. Данилов и В.С. Меметов [15, с. 72].

Ментальность провинциальных жителей, свойственная им традиционность способствовали тому, что на рубеже 1980-х - 1990-х годов, несмотря на десятилетия атеистической идеологии, именно провинциалы выступали носителями традиционной культурной среды, которая формировалась веками и представляла собой накопление духовных ценностей, противоречащих советской культурной политике. Жители провинций центра России являлись и являются хранителями национальной русской культуры, тесно связанной с православием, они смогли сберечь нравственные ценности, сохранить бытовые традиции, художественное своеобразие жизни [18, с. 78].

Стремление к возрождению историко-культурного наследия, изменившийся взгляд на историческое прошлое своей страны, усугубившийся национальный кризис сделали краеведческую работу актуальной для школы как социального института. В результате «удаления» из образования мировоззренческой основы в начале 1990-х годов школа оказалась лишена влияния национально-государственной идеологии и традиционной культурной ориентации. Не имея возможности продуктивно работать в ожидании выработки новой идеологии, многие учителя, целые образовательные учреждения были вынуждены вести собственные поиски идеологических ориентиров организации учебно-воспитательного процесса, часть педагогических работников обратилась к изучению историко-культурного наследия своего края. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации учитывать при организации учебного процесса национально-исторические традиции и разнообразные культурные потребности регионов также способствовали развитию краеведческой работы [22, л. 19 (об.)].

Система образования, получившая в результате школьной реформы значительную свободу

в выборе форм и методов работы, возможность творческой деятельности педагогов в условиях гуманизации и демократизации образования могли развивать обучение с опорой на культурную самобытность. В начале 1990-х годов краеведение как «возрождение культурно-исторической самоидентификации молодежи» получало все большее распространение в школьной практике провинций [10, л. 65]. В богатой и древней истории провинциальных регионов Центральной России черпались сведения, которые транслировались школьникам через изучение краеведческих курсов. В рамках краеведческой работы затрагивалась религиозная тематика, так как, с одной стороны, истоки прошлого неразрывно были связаны с историей православия как главной и традиционной для данных территорий конфессией, с другой стороны, значительная часть педагогической и родительской общественности видела в обращении к нравственным ценностям православной культуры средство воспитания школьников.

Показательна практика, сложившаяся в начале 1990-х годов в Смоленской области. Инициатива изучения истории и культуры родного края была закреплена на областном уровне (26 марта 1991 года принято решение исполкома облсовета № 51 «О неотложных мерах по сохранению культурного наследия Смоленщины» [14, л. 5]). Реали-зовывался комплекс мероприятий, который вовлек в работу по изучению и сохранению культурного наследия региона чиновников, представителей научной, педагогической общественности. Так, уже в начале 1990-х годов в области масштабно проводилось празднование дней славянской письменности и культуры. Была утверждена программа ремонтно-реставрационных работ, в которую были включены исторические памятники, организована экспозиция «Смоленский народный костюм», проводились научно-практические конференции «Смоляне и культурное наследие России», «Региональные особенности культуры восточных славян» и др. [13, л. 161-162]. В 1993 году в структуру базисного учебного плана Смоленской области был включен интегрированный курс «Родной край», который также мог быть представлен отдельными предметами: «Литература Смоленской области», «География Смоленской области», «История Смоленщины», «Художественный мир Смоленщины», «Литераторы Смоленщины» [21].

Во Владимирской области, начиная с 1992 года, разрабатывались краеведческие курсы художественной направленности: «Художественное краеведение», «Древние корни искусства Владимирского края», «Народная культура Владимирского края» и др., курсы исторического краеведения [2, л. 32].

Научный интерес представляет опыт Орловской области, где степень вовлеченности педагогического и ученического контингента в работу по

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3. 2015

55

изучению и сохранению культурно-исторических традиций региона была различной: от отдельных классов до целых школ и районов. Так, в Михайловской школе было организовано многоплановое изучение истории, географии, литературы, традиций родного края с 1 по 11 классы [4, л. 2], в Хотимль-Кузьменовской, Хотынецкой, Красно-рябинской, Ильинской школах региона основная деятельность учащихся концентрировалась вокруг комплексных дел по изучению родного края, что стало основой формирования школьного компонента в базисном учебном плане, школьники включились в научно-поисковую работу [9, л. 6-7, 10]. В школах Болховского района Орловской области изучались история района в целом и его улиц, памятных мест, различные формы фольклорного искусства и народного ремесла, традиции, обряды, обычаи, бытовавшие в районе, народные песни, танцы [7, л. 43]. В 1992 году в Орловском городском социально-образовательным центре был создан ВНИК «Христианство - Образование - Милосердие. Краеведческий опыт», который разрабатывал экспериментальные программы, нацеленные на духовно-нравственное просвещение и воспитание личности. Программы в дальнейшем апробировались в школах областного центра [9, л. 106, 111].

Обращению к историко-культурному наследию регионов способствовало утверждение на федеральном уровне базисных учебных планов (в 1993 и 1998 годах), включавших инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть обеспечивала единство образовательного пространства России, а вариативная позволяла учитывать национальные, региональные социокультурные особенности и традиции, обеспечивая индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами. Право на самостоятельное определение регионального компонента высоко оценили на местах. Так, в Костромской области отмечали, что региональный компонент в образовании подразумевает деятельное становление личности в территориально-исторических рамках социального развития или соотношение жизнедеятельности личности с историчностью процессов, протекающих в конкретно взятом месте [5, л. 5]. Значимость регионального компонента как средства обеспечения индивидуального характера построения учебно-воспитательного процесса отмечали смоляне [19]. Именно за счет регионального компонента в школах провинций центра России было организовано изучение местных историко-культурных традиций.

В середине 1990-х годов ощутимы стали пагубные результаты удаления мировоззренческой основы из образования. Признавалась необходимость поиска идеологических ориентиров в области образования с опорой на национальные и общечеловеческие гуманистические традиции [20].

Происходившие в стране политические и социально-экономические процессы способствовали появлению в школьной практике новых подходов, в числе которых уход от заостренно-публицистического и дискуссионного характера преподавания истории, возрождение интереса к российским ценностям, формирование национального самосознания, всестороннее и объемное освещение вопросов духовной жизни, быта, нравов, религии, увеличение объема региональной истории и краеведческого материала [11, л. 238-239].

Во второй половине 1990-х годов учебные курсы, направленные на изучение местных историко-культурных традиций, как правило, обеспечивались учебно-методической литературой, местные органы управления образованием обобщали накопленный в школах области материал. Так, в Костромской области творческими коллективами, состоящими из ученых Костромского государственного педагогического университета, методистов Областного института усовершенствования учителей, высококвалифицированных педагогов области были разработаны и внедрены в учебный процесс региональные программы по истории Костромского края, географии Костромской области [3, л. 2]. В курсовую подготовку учителей истории и географии Областной институт повышения квалификации работников образования включил темы по истории края, для классных руководителей были разработаны сценарии краеведческих викторин и фольклорных праздников [4, л. 4]. В помощь учителям лабораторией по проблемам регионального компонента в образовании Областного института усовершенствования учителей подготовлены методические рекомендации, которые в числе предлагаемых для изучения вопросов включали и сведения по православной культуре: «История Феодоровской иконы Божией Матери: история и легенды», «Язычество. Православие. Старообрядчество» [6, л. 3-5].

Таким образом, в провинциальных областях центра РСФСР - России в конце 1980-х -1990-е годы историко-культурные традиции регионов выступали в качестве фактора развития образовательного пространства, привнося в содержание образования знания по истории и культуре православия как традиционной и самой массовой религии в России.

Историко-культурное наследие как важная научная и общественная категория получило признание в ходе подготовки и празднования 1000-летия Крещения Руси (конец 1980-х) и включало памятники русской культуры, в том числе православные святыни, которые в годы советской власти были закрыты от общества и не являлись актуальными для отечественной науки.

Обращение к историко-культурному наследию в провинциях центра РСФСР - России было об-

56

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2015

условлено происходившими социально-экономическими процессами и особенностями провинции как хранительницы традиционной культурной среды. Всплеск общественного интереса к познанию истории и культуры родного края способствовал актуализации краеведческой работы в школе как социальном институте. Возрождение культурно-исторического наследия сочеталось с возрождением православной культуры и имело большое значение в краеведческой работе. Развитие в начале 1990-х годов в образовательном пространстве провинций центра России стремления к изучению и сохранению историко-культурных традиций было детерминировано рядом факторов, в числе которых гуманизация и демократизация образования, творческая свобода педагогов, удаление из образования мировоззренческой основы и, как следствие, необходимость поиска на местах идеологических ориентиров построения педагогической деятельности, развенчание советского периода истории страны. Способствовало становлению историко-культурных традиций в образовательном пространстве провинций центра России изменение нормативно-правовой базы в области образования.

Анализ исторических источников свидетельствует о том, что в провинциальных областях центра России в 1990-е годы сложилась разнообразная практика изучения историко-культурного наследия регионов, включающая и православный компонент.

Факт обращения отечественной школы к изучению истории и культуры родного края, православных традиций в кризисный период смены общественно-экономического устройства и потери мировоззренческих ориентиров свидетельствует о значимости в общественном сознании историко-культурного наследия, которое в трудный период приобрело статус нравственного ориентира. Исторический опыт общеобразовательных учреждений провинциальных областей центра России конца 1980-х - 1990-х годов по изучению и сохранению местных традиций, духовной и культурной жизни регионов позволяет признать обращение к историко-культурным традициям как значимый фактор развития образовательного пространства и рекомендовать при разработке федеральных и региональных программ в сфере образования и воспитания подрастающего поколения учитывать значимость локальной истории в организации учебно-воспитательной деятельности.

Библиографический список

1. В.Н. Научная конференция в Суздале // Журнал Московской Патриархии. - 1989. - №2 4. - С. 19.

2. Государственный архив Владимирской области. - Ф. Р-3742. - Оп. 2. - Д. 3145. - 140 л.

3. Государственный архив Костромской области

(далее - ГАКО). - Ф. Р-2345. - Оп. 12. - Д. 248. -10 л.

4. ГАКО. - Ф. Р-2398. - Оп. 4. - Д. 16. - 6 л.

5. ГАКО. - Ф. Р.-2398. - Оп. 4. - Д. 17. - 7 л.

6. ГАКО. - Ф. Р-2398. - Оп. 4. - Д. 40. - 5 л.

7. Государственный архив Орловской области (далее - ГАОО). - Ф. Р-2441. - Оп. 1. - Д. 1440. -50 л.

8. ГАОО. - Ф. Р-2441. - Оп. 1. - Д. 1457. - 8 л.

9. ГАОО. - Ф. Р-2520. - Оп. 1. - Д. 2279. - 135 л.

10. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). - ОАФ 10173. - Оп. 2. -Д. 196. - 98 л.

11. ГАРФ. - ОАФ 10173. - Оп. 2. - Д. 983. - 276 л.

12. ГАРФ. - Ф. 10225. - Оп. 1. - Д. 740. - 196 л.

13. Государственный архив Смоленской области (далее - ГАСО). - Ф. Р-2361. - Оп. 15. -Д. 1767. - 307 л.

14. ГАСО. - Ф. Р-2361. - Оп. 15. - Д. 1777. -20 л.

15. Данилов А.А. Интеллигенция провинции в истории и культуре России / А.А. Данилов, B.C. Меметов. - Иваново: Иванов. гос. ун-т, 1997. -175 с.

16. Ильина З.Д. Культурная политика и духовная жизнь горожан во второй половине 70-х -80-е гг. (На материалах Центрально-Черноземного региона РСФСР): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. -Курск, 1999. - 35 с.

17. Концепция областной целевой программы «Историко-культурное, природное и духовное наследие Костромской области (до 2020 года)» / Администрация Костромской области. - Кострома: [б.и.], 2005. - 56 с.

18. Лебедева О.В. Крестьяне - хранители православных традиций: последние годы истории Советского государства / О.В. Лебедева, З.Д. Ильина // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2010. - № 9. - С. 76-78.

19. О задачах образования в городе и районе // Гжатский вестник. - 1996. - 7 сентября.

20. О стратегии развития исторического и мировоззренческого образования в общеобразовательных учреждениях // Вестник образования. -1995. - № 3. - С. 68-79.

21. Пояснительная записка к базисному учебному плану общеобразовательных учебных заведений Смоленской области // Учитель Смоленщины. - 1993. - № 13. - С. 4.

22. Центральный архив Министерства образования и науки Российской Федерации. - ОАФ. -Оп. 2. - Д. 454. - 216 л.

23. Шмидт С.О. Изучение культуры российской провинции (XVII - начало ХХ в.) и задачи краеведения // Русская провинция. Культура XVII-ХХ вв.: сб. статей. - М.: Российский институт культурологии, 1992. - С. 7-14.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2015

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.