Научная статья на тему 'Изменение федеральных требований к преподаванию религии в школе и региональная практика в провинциях центра России: 2007-2013 гг'

Изменение федеральных требований к преподаванию религии в школе и региональная практика в провинциях центра России: 2007-2013 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / РЕЛИГИЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ / ПРОВИНЦИИ ЦЕНТРА РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пигорева О. В.

В статье анализируется влияние новых документов в сфере образования (образовательные стандарты второго поколения, изменения в Законе Российской Федерации «Об образовании», включение в число учебных предметов нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики») на сформировавшуюся в конце 1990-2000-е гг. в провинциальных регионах центра России практику преподавания религии в школе. Изучение исторического опыта провинциальных регионов центра России по преподаванию курсов по истории и культуре религий показало необходимость сохранения опыта изучения православной культуры как традиционной и самой конфессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пигорева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение федеральных требований к преподаванию религии в школе и региональная практика в провинциях центра России: 2007-2013 гг»

УДК 93/99:37.01:2

ИЗМЕНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕПОДАВАНИЮ РЕЛИГИИ В ШКОЛЕ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ПРОВИНЦИЯХ ЦЕНТРА РОССИИ: 2007-2013 ГГ.

© 2015 О. В. Пигорева

канд. ист. наук, доц. каф. истории государства и права e-mail: ovlebedeva117@yandex.ru

Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова

В статье анализируется влияние новых документов в сфере образования (образовательные стандарты второго поколения, изменения в Законе Российской Федерации «Об образовании», включение в число учебных предметов нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики») на сформировавшуюся в конце 1990-2000-е гг. в провинциальных регионах центра России практику преподавания религии в школе. Изучение исторического опыта провинциальных регионов центра России по преподаванию курсов по истории и культуре религий показало необходимость сохранения опыта изучения православной культуры как традиционной и самой конфессии.

Ключевые слова: школа, религия, православная культура, региональная практика преподавания, основы религиозных культур и светской этики, провинции центра России.

Религия и школа - в отечественном образовании сложно назвать другую проблему, которая вызывала бы столь острые многолетние дискуссии, включала в обсуждение такое большое число представителей педагогической и родительской общественности, ученых, политических деятелей, последователей различных религиозных конфессий, даже требовала непосредственного вмешательства Президента Российской Федерации. В образовательном пространстве провинций центра России в конце 1990-х - начале 2000-х гг. сформировалась практика преподавания истории и культуры православия как традиционной и самой массовой религии, имеющей большое значение как в жизни отдельных граждан, так и в качестве социально значимого фактора. Однако изменение на рубеже первых двух десятилетий ХХ1 в. федеральных требований к преподаванию религии в школе, связанное с вступлением в силу новых документов в сфере образования (федеральных государственных образовательных стандартов, новой редакции (декабрь 2007 г.) Закона Российской Федерации «Об образовании», введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»), потребовало трансформации сложившейся в провинциях центра России школьной практики изучения религии, востребованной обществом и юридически обоснованной.

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты, которые должны были сменить государственные образовательные стандарты и базисный учебный план 2004 г. (далее соответственно «ФГОС» и «ГОС-2004»), был закреплен в принятом в декабре 2007 г. Федеральном законе Российской Федерации № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», в соответствии с которым в Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения [О внесении... 2007]. В части сформировавшейся в

провинциальных регионах центра России школьной практики изучения религии изменение федеральных требований вызвало противоречивую реакцию. С одной стороны, новая редакция ст. 14 п. 2 новой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании» провозгласила неотъемлемой частью результатов образования формирование духовно-нравственной личности, с другой - высказывались опасения, что стандарты второго поколения, ликвидирующие региональный и школьный компоненты учебного плана общеобразовательных учреждений, сделают изучение религии невозможным.

Педагогическая и научная общественность, Русская православная церковь начали активную деятельность по разработке мер, которые позволили бы сохранить сложившуюся в российском образовании практику. В частности, решению данной проблемы была посвящена проходившая в г. Калуге 20-21 декабря 2007 г. Всероссийская конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», на которой обсуждалась и в целом была одобрена Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура [Концепция включения... 2008], что, однако, не было воплощено в школьной практике.

Формат данной публикации не позволяет провести полный анализ стандартов второго поколения в части регламентации ими организации преподавания религии в школе. Остановимся на анализе ФГОС начального общего образования, утвержденного Приказом Минобра России от 6 октября 2009 г. № 373 и введенного в действие с 1 января 2010 г. [Об утверждении. 2009]. В обязательную часть базисного учебного плана была включена новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», учебная нагрузка которой составляла 34 часа в 4-м классе, в состав предметной области входил учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Примерная основная образовательная программа начального общего образования включала Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, в которой, в частности, для формирования ценностных основ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предлагались категории из системы базовых национальных ценностей, такие как «поликультурный мир», «толерантность», «представление о вере, духовной культуре и светской этике» и пр. [Примерная основная. 2010: 126-128]. В Программе не использовались такие понятия, как «национальный характер», «национальная самобытность», «традиционные национальные ценности», «традиционные религии», что свидетельствует о невостребованности нравственного потенциала традиционной религиозной культуры, в том числе и христианства как государство- и культурообразующей религии России, декларативном характере значимости традиционных национальных ценностей. Желательно было бы уточнить в предлагаемых в Программе для «воспитания нравственных чувств и этического сознания» в качестве ценностных категорий «представление о вере, духовной культуре и светской этике» понимание того, о какой «вере», во что (в кого), идет речь.

Анализ содержательного наполнения и целеполагания стандартов второго поколения позволяет сделать вывод, что в рамках ФГОС начального общего образования изучение курсов по истории и культуре традиционных религий получило крайне усеченное воплощение. Пониманию причин произошедшего способствует обращение к высказанной заведующим лабораторией истории педагогики и образования Института теории и истории Российской академии образования проф. М.В. Богуславским точке зрения о том, что федеральные государственные

образовательные стандарты выстроены в логике сформированной несколько лет назад концепции развития российского образования, построенной на принципах интеграции с западной системой образования, на принципах максимального либерализма, индивидуальности, вариативности и др. [Богуславский 2014: 75].

Изменения в преподавании курсов по истории и культуре религий произошли по итогам обсуждения проблемы перспектив работы в данном направлении на проходившей 21 июля 2009 г. встрече Президента Российской Федерации с лидерами ведущих религиозных конфессий России. Д.А. Медведев поддержал предложение организовать преподавание в российских школах основ традиционных религий и предложил провести в ряде регионов эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры, в рамках которого учащимся и их родителям должен быть предложен выбор одного из курсов, выделив главные принципы преподавания - добровольность и выборность [Стенографический отчет... 2009].

В соответствии с Поручением Президента России от 2 августа 2009 года об обеспечении организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в общеобразовательных учреждениях новых предметов (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики) для изучения учащимися по их выбору или выбору их родителей (законных представителей) была начата работа по подготовке к апробации преподавания, которая была запланирована на 2009-2011 гг. Утвержден перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации [Распоряжение Правительства. 2009], в их число из регионов Центрального Федерального округа вошли Костромская, Тамбовская, Тверская и Ярославская области. Апробация началась с 4-ой четверти 2009/2010 уч. г. К этому времени в школы поступили учебно-методические комплекты курса «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4-5 классов общеобразовательных учреждений по шести модулям.

В качестве иллюстрации апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» обратимся к опыту Костромской области. В регионе в апробации участвовали 393 общеобразовательных учреждения, 444 класса, 5450 четвероклассников. 72,3 % учащихся изучали «Основы православной культуры», 8,9 % - «Основы мировых религиозных культур», 18,64 % - «Основы светской этики» и 0,16 % - «Основы исламской культуры»; преподавание осуществляли 539 учителей [Основы религиозных. 2010: 6]. Для подготовки учителей в сентябре 2011 г. на базе областного института развития образования была создана федеральная стажировочная площадка «Преподавание комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"» [Образовательная деятельность. 2012: 8]; кроме того, на базе четырех школ области организованы региональные опорные площадки, где проводились обучающие семинары, круглые столы, открытые уроки и пр.

В целом в стране работа по апробации в 2009-2011 гг. комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», проделанная Министерством образования и науки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, и религиозными организациями, получила положительную оценку, что позволило приступить к введению преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с 1 сентября 2012 г. во всех российских школах.

В переходный период - период поэтапного введения стандартов нового поколения, когда наряду с организацией обучения по ФГОС продолжалась работа на основе ГОС-2004, требовалась разработка механизма введения нового курса. С этой

целью в 2012/2013 уч. г. Министерством образования и науки Российской Федерации были изданы соответствующие документы. В частности, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» скорректировал федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования. В качестве обязательного для изучения был введен учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» и утвержден стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики; представлен обязательный минимум содержания основных образовательных программ по каждому из модулей и утверждены требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу [О внесении. 2012].

Продолжение реализации ГОС-2004 условиях переходного периода позволило в условиях введения с 1 сентября 2012 г. обязательного преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» регионам центра России сохранить сформировавшуюся практику преподавания курсов по истории и культуре православия. Так, в Тверской области в условиях проведения федерального эксперимента по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в региональный базисный учебный план было включено изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4-5 классов, при этом сохранялось изучение учебного предмета «Основы православной культуры» на 1 и 2-й ступенях обучения. На преподавание предмета «Основы православной культуры» во 2-3 классах отводился один час регионального компонента в неделю, в 4-м классе (где в рамках эксперимента изучался предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-й четверти) предмет «Основы православной культуры» изучался в 1, 2 и 3-й четвертях по одному часу в неделю. В рамках основного общего образования (5-9 классы) изучение учебного предмета «Основы православной культуры» осуществлялось в части регионального компонента в объеме одного часа в неделю. Исключение составляли 5-е классы, где в 1 и 2-й четвертях один час в неделю продолжалось изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики», а в 3 и 4-й учебных четвертях изучался предмет «Основы православной культуры» [Об утверждении. 2011].

Анализ исторических источников позволяет утверждать, что преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в провинциях центра России во многом опиралось на накопленную практику по духовно-нравственному воспитанию школьников. Так, в Курской области, где духовно-нравственное воспитание детей и молодежи осуществлялось в рамках реализации областной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области на 2011-2013 годы», в 2012/2013 уч. г. большинство выбрали для изучения модуль «Основы православной культуры», что, по оценке председателя областного комитета образования и науки А.Н. Худина, «косвенно. является и проверкой нашей региональной программы» [Худин 2012]. В Смоленской области по итогам выбора модуля по «Основам религиозных культур и светской этики» 3827 школьников приступили к изучению основ православной культуры, 3430 -светской этики, 15 - исламской культуры, по 2 - иудейской и буддийской культуры, 434 - основ мировых религиозных культур. В 2012/2013 уч. г. параллельно с преподаванием «Основ религиозных культур и светской этики» 7539 школьников региона изучали предмет «История православной культуры земли Смоленской», 6635

учеников начальной и средней школы - факультативный курс «Основы православной культуры» [Довгий 2013: 30-31].

Таким образом, в 2007-2013 гг. в сложившейся образовательном пространстве провинций центра России практике изучения курсов по истории и культуре религий произошли изменения, которые были обусловлены новыми федеральными требованиями к преподаванию религии в школе, закрепленными в образовательных стандартах второго поколения, новой редакции (декабрь 2007 г.) Закона Российской Федерации «Об образовании», а также документах, регламентировавших введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Несмотря на провозглашение в новых образовательных документах неотъемлемой частью результатов образования формирование духовно-нравственной личности, вопрос изучения в системе российского образования курсов по истории и культуре религий сохранял статус проблемы. Как свидетельствует анализ новых документов в сфере образования, содержательное наполнение и целеполагание предлагаемых для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся мероприятий не было ориентировано на использование нравственного потенциала традиционных религий.

Введение в российских школах преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», состоящего из шести модулей по выбору (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики), выступило в качестве значимого средства решения многолетней проблемы «школа и религия». Результаты апробации в 2009-2011 гг. комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» получили положительную оценку, что позволило начать работу по введению его преподавания во всех российских школах с 1 сентября 2012 г.

Исследование показало, что многие провинциальные регионы центра России в период апробации (2009-2011 гг.) и после введения в качестве обязательного для изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» не отказывались от сформировавшейся в предыдущие годы практики преподавания курсов по истории и культуре православия. Так, в Тверской области в период федерального эксперимента в региональный базисный учебный план было включено изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4-5 классов, при этом продолжалось изучение учебного предмета «Основы православной культуры» на 1-2-й ступенях обучения; в Курской, Смоленской областях в условиях поэтапного перехода на новое поколение образовательных стандартов сохранялась практика преподавания курсов по истории и культуре православия.

На наш взгляд, введение с 1 сентября 2012 г. в расписание всех российских общеобразовательных школ для учащихся 4-5 классов учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» способствовало стабилизации в определении содержания и методологических подходов к изучению религии в школах, однако не сняло многие проблемные вопросы по организации изучения религии в школе. В числе проблем - и ограничение изучения истории и культуры религий всего одним учебным годом, и возраст учеников. Подобные проблемы требуют решения, а возможные изменения в формате преподавания не будут противоречить действующему в настоящее время Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, в котором предусмотрено изучение основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.

Библиографический список

Богуславский М.В. Консервативная идеология выдвигает историков в авангард развития педагогической науки // Вестник образования России. 2014. № 16. С. 69-79.

Довгий Т.П. Расширение образовательного поля православной культуры (новый федеральный учебный предмет в 4-х классах) // Смоленские епархиальные ведомости. 2013. № 1. С. 28-31.

Концепция включения в новое поколение государственных образовательных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» // Православная культура в школе: практика, проблемы, перспективы: XVI междунар. Рождественские образоват. чтения: сб. материалов и документов / сост. и ред. протоиерей Б. Даниленко, И.В. Метлик, Т.И. Петракова. М.: Синодальная б-ка, 2008. С. 52-74.

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта. Федеральный закон Российской Федерации № 309-ФЗ от 01.12.2007 // Российская газета. 2007. 5 дек.

О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70036898/ (дата обращения: 15.08.2014).

Об утверждении и введении в действие стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 14.12.2014).

Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Тверской области, реализующих программы общего образования, на 2011-2012 учебный год. Приказ Департамента образования Тверской области от 11.08.2011 № 1509-нп/ПК. URL: http://www.edu-tver.ru/modules/document/files/fileyGNjvf.pdf (дата обращения: 06.09.2014).

Образовательная деятельность федеральной стажировочной площадки по теме «Духовно-нравственная культура в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования»: Из опыта работы специалистов ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» и базовых школ / под ред. Г.П. Шереметовой, С.Р. Шаваринской. Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2012. 136 с.

Основы религиозных культур и светской этики: метод. пособие / сост. Н.В. Логинова. Кострома: КОИРО, 2010. 134 с.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. 2-е изд., перераб. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010. 203 с.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р // Российская газета. 2009. 11 нояб. URL: http://www.rg.ru/2009/11/11/obr-dok.html (дата обращения: 23.09.2014).

Стенографический отчёт о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей. 21 июля

2009 г. иКЬ: http://www.kremlin.ru/transcripts/4863 (дата последнего обращения: 23.09.2014).

Худин А.Н. Проблемы преподавания православной культуры в образовательных учреждениях курской области в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты // Образование и воспитание гражданина в контексте церковно-общественного сотрудничества [Электр. ресурс]: материалы VIII научно-образовательных Знаменских чтений (12-15 марта 2012 г., г. Курск). Курск: Курск. гос. ун-т, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.