Научная статья на тему 'Взаимодействие школы и религиозных организаций в образовательном пространстве центра России: государственная и региональная политика'

Взаимодействие школы и религиозных организаций в образовательном пространстве центра России: государственная и региональная политика Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1538
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная политика в области образования / региональная практика / изучение религии / школа / Русская православная церковь / религиозные организации / state policy on education / regional practice / religious study / school / The Russian Orthodox Church / religious organizations

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пигорева Ольга Владимировна

В статье рассматриваются основные направления государственной политики в области образования в отношении изучения религии в школе, показаны особенности практики ее реализации в образовательном пространстве провинциальных областей центра России. Особое внимание уделено становлению взаимодействия школы и традиционных религиозных организаций. Обосновано, что именно на местах, в провинциальных областях центра России, получила развитие инициатива сотрудничества школы и Русской православной церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Пигорева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION SCHOOLS AND RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF CENTRAL RUSSIA: STATE POLICY AND REGIONAL PRACTICE

The article analyses the basic directions of the state policy in the field of education in relation to the study of religion in schools. It also shows the features ofpractice of its implementation in the educational space of the provincial regions in central Russia. Special attention is given to the establishment of the practice of coop-eration between schools and traditional religious organizations. It is proved that the provincial areas of central Russia displayed the initiative to receive the development cooperation initiative of the school and the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие школы и религиозных организаций в образовательном пространстве центра России: государственная и региональная политика»

УДК 93/99:2:37.01 ББК 63:86.372

Пигорева Ольга Владимировна,кандидат исторических наук, доцент Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова

(г. Курск)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЦЕНТРА РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления государственной политики в области образования в отношении изучения религии в школе, показаны особенности практики ее реализации в образовательном пространстве провинциальных областей центра России. Особое внимание уделено становлению взаимодействия школы и традиционных религиозных организаций. Обосновано, что именно на местах, в провинциальных областях центра России, получила развитие инициатива сотрудничества школы и Русской православной церкви.

Ключевые слова: государственная политика в области образования, региональная практика, изучение религии, школа, Русская православная церковь, религиозные организации.

Изучение религии в системе современного отечественного образования, имеющее уже более чем четвертьвековую историю, непрестанно сопровождает острая полемика, начавшаяся еще в конце 1980-х годов, в период изменения государственно-церковных отношений и празднования 1000-летия Крещения Руси, и продолжающаяся с различной степенью интенсивности до настоящего времени. Важной составляющей обсуждения является вопрос о возможности и целесообразности присутствия религиозных организаций в российском образовательном пространстве. На наш взгляд, в числе значимых причин развернувшихся дискуссий - новизна проблематики для российского образования, существовавшая на протяжении многих лет размытость государственных подходов к организации изучения религии, произошедшее в советский период нарушение исторической преемственности во взаимодействии государства, общества и традиционных религиозных организаций. Думается, что через призму данных факторов именно сегодня, когда во всех российских школах введено преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и продолжается рост экстремизма под религиозными лозунгами, весьма актуально изучение истории становления взаимодействия школы и религиозных организаций, выявление достижений и ошибок, что будет содействовать определению перспективных направлений сотрудничества.

В настоящей работе рассматривается генезис взаимодействия учреждений общего образования и религиозных организаций, исследуется эволюция

государственной политики в сфере образования в отношении изучения религии в школе, анализируются региональные практики областей центра России.

Появление в позднесоветские годы в новом образовательном пространстве знаний о религии, подаваемых вне атеистического контекста, стало возможным вследствие изменения государственной политики. Следует отметить, что развитие на том этапе новых государственно-церковных отношений не являлось следствием концептуального, обоснованного во времени пересмотра государственной политики в отношении религии, результаты проводимых преобразований власть предугадать не могла. Решение «религиозного вопроса» не входило в число приоритетных задач реформ Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, в течение трех первых лет периода перестройки религиозная сфера не подвергалась переустройству. Изменения в сознании подавляющего большинства сторонников реформ М.С. Горбачева начались только в конце 1980-х годов: в условиях развивавшегося «застоя перестройки» призыв к гласности потребовал решения «религиозного вопроса», который создавал напряженность как внутри страны, так и вызывал нападки зарубежных стран о попирании в СССР свободы совести.

Торжества 1988 года по случаю юбилея христианства в Советском Союзе, где атеизм был составной частью государственной идеологии, стали неожиданным, ярким событием, отразив противоречия периода перестройки. Резонанс от празднований затронул представителей различных

ою

социальных групп, в том числе родительскую и педагогическую общественность. Общество активно стало высказывать запросы в изучении религии.

Изменение государственно-церковных отношений создало политические условия для позитивного осмысления ценностей православной культуры в школьном гуманитарном образовании. На рубеже 1980-1990-х годов в условиях усугубляющегося духовного кризиса и одновременного всплеска общественного интереса к религии начало доминировать представление о том, что сохранение культуры, морали без нравственных религиозных ценностей невозможно. На местах все чаще высказывалась мысль о том, что у школы и Церкви много точек соприкосновения, и находятся они в нравственной сфере. В 1990 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечал, что «...существенно изменилась общественная атмосфера вокруг Церкви... к ней теперь обращено внимание различных общественных течений, желающих видеть в ней фактор духовности и нравственного возрождения страны» [1, с. 5]. Архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл, нынешний Патриарх Московский и всея Руси, анализируя положение Церкви в условиях перестройки, писал, что в обществе «признается тот факт, что религиозные убеждения несут в себе мотивацию личной и общественной морали, помогают укреплению межнациональных отношений, семейных уз, добросовестному труду, преодолению пьянства и преступности» [13, с. 33].

Русская православная церковь в изменившихся политических условиях начала работу по религиозному просвещению населения, в том числе детей и молодежи. Первое (после запрета 1918 года на просветительскую деятельность) официальное предложение начать обучение детей религии Русская православная церковь высказала в ходе проведения юбилейных торжеств в честь 1000-летия Крещения Руси. Так, 17 июня 1988 года в пресс-центре Министерства иностранных дел состоялась заключительная пресс-конференция в рамках проведения торжеств в честь 1000-летия христианства, на которой Русская православной церкви выступила с инициативой организовать обучение детей религии [5, л. 86]. На тот момент еще не были сформулированы конкретные предложения по организации такой работы, предложение так и осталось без ответа со стороны государства. Церковь продолжила развивать высказаную инициативу. Летом 1990 года в Комиссии Верховного Совета по делам свободы совести прошли дискуссии, связанные с предложением Церкви организовать в светских учебных заведениях преподавание религии [2, с. 56]. Во-

прос встретил на сессии Верховного Совета СССР сопротивление части депутатов, не согласившихся принять поправку, «которая прямо разрешала бы организовывать в школах обучение вере» [19, с. 38]. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сентябре 1990 года вновь высказал предложение организовать преподавание религиозных дисциплин в общеобразовательных школах, обосновав его тем, что в правовом государстве верующие должны иметь возможность хотя бы факультативно, вне учебной программы, знакомить детей с основами вероучения. Однако действовавшее советское законодательство не позволило реализовать предложение Русской православной церкви об обучении детей религии.

Кардинальные изменения в советском законодательстве в отношении изучения религии и взаимодействия школы и религиозных организаций произошли после вступления в силу в октябре 1990 года Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях». Его проект 6 июня 1990 года был опубликован в газете «Правда». Для анализируемой в настоящей статье проблемы крайне важно обсуждение в обществе статьи 6 проекта Закона, регламентирующей возможность граждан обучать и обучаться религии! Так, житель города Воронежа, ветеран труда, член КПСС, писал в Верховный Совет СССР, что преподавание основ религии «необходимо, так как воспитывать в народе нравственное начало - делать добро, духовность нужно с детских лет. Иначе будет поздно, и еще одно поколение, получив светское образование, нравственно будет обеднено»; звучали предложения преподавать «основы веры» «для ускорения оздоровления общества (пробуждения совести, приближения к милосердию многих очерствевших людей)» [6, л. 257, 262]. В другом письме, подписанном ветераном войны и труда, юристом, было предложено изложить статью 6 в следующей редакции: «Преподавание религиозных вероучений и атеизма в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, а также в других учебных заведениях (непартийных), в том числе высших и средних, не допускается. В учебниках истории может и должна освещаться история и сущность религиозных учений в нейтральном, чисто историческо-культурном аспекте. В старших классах школы и других учебных заведениях допускаются отдельные лекции духовных лиц на религиозную тему» [6, л. 178]. Граждане высказывали предложения осуществлять преподавание вероучения и получать различные уровни религиозного образования на любом языке на теологических факультетах государственных университетов, имею-

СЖЗ

щих исторические традиции существования таковых; в иных высших и средних государственных учебных заведениях - факультативно, по желанию учащихся, и при их несовершеннолетии - по желанию родителей или лиц, их заменяющих; в духовных учебных заведениях; в общеобразовательных школах; частным образом, индивидуально или совместно с другими, на дому и при религиозной организации; факультативно изучать историю религии в помещениях средних общеобразовательных школ в воскресные дни [6, л. 189, 205].

Написанные разговорным языком, письма, обращения граждан в целом содержали одобрение преподавания религиозных дисциплин в рамках светского образования, предложения касались всех уровней образования, предлагались для изучения различные дисциплины - от вероучительных до культурологических и исторических. Главным принципом называлась добровольность посещения инновационных курсов. Целью изучения религиозных дисциплин в рамках светского образования советские граждане прежде всего видели воспитание у подрастающего поколения нравственных качеств.

Закон «О свободе совести и религиозных организациях», принятый постановлением Верховного Совета СССР 1 октября 1990 года, закрепил светский характер образования, регламентировал просветительскую деятельность религиозных организаций, сделал возможным факультативное изучение религии в школах.

Изменение законодательства в религиозной сфере привело к тому, что в России в первой половине 1990-х годов начали активную деятельность зарубежные тоталитарные секты. Развитие в стране мировоззренческого хаоса и необдуманный, про-тестный поиск частью российских граждан смысла жизни привели к тому, что огромное количество различных зарубежных миссионеров нашли в России благодарных слушателей. Страна характеризовалась как полигон для различных псевдорелигий и так называемых тоталитарных сект [20, с. 45], религиозная ситуация оценивалась как критическая [15, с. 43].

Не удалось избежать присутствия религиозных сект в школах: в начале 1990-х годов деструктивные культы и тоталитарные секты внедрялись в российское образование. Школы в условиях развития многообразия образовательных систем использовали западные методики, не проверенные в России и не знакомые по своей сути тем, кто пытался их применять. Так, в России с 1992 года стали создаваться Вальдорфские школы, использовавшие

оккультные методики. Например, в г. Ярославле при малом предприятии «Международный образовательный центр» были открыты два платных класса для учащихся 7-8 лет, которые использовали эту программу [9, л. 13]. В 1992 году развитие альтернативных систем образования Владимирской области включало «внедрение системы акселированного христианского образования», которое реализовыва-лось как «внедренческий эксперимент» в школах N° 3 и 17 г. Владимира, в начальных классах г. Александрова Владимирской области; консультирование и научно-методическое руководство осуществляли Московский центр «Школа завтрашнего дня» и Международный центр акселированного христианского обучения (США) [3, л. 115]. Следует отметить, что в обществе сформировалось двойственное отношение к деятельности подобных учреждений образования. Такие учебные заведения действительно рассматривали в качестве одного из направлений работы духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Авторская позиция базируется на понимании важности опоры в воспитании подрастающего поколения на аксиологические категории традиционной национальной культуры, а не на включении в работу с учащимися элементов антропософии как религиозно-мистического учения, на чем основывается, в частности, Вальдорф-ская педагогика.

Яркой иллюстрацией внедрения в школьное образование сектантов стало введение, начиная с 1993-1994 учебного года, в государственных и муниципальных общеобразовательных учебных заведениях России курса «Мой мир и я. Путь к единению», для преподавания которого Международным Фондом Образования, основанным Сан Мён Му-ном, были разработаны пособия для учащихся и учителей. Учебники Муна свободно и бесплатно распространялись по всей России. Видимая при поверхностном знакомстве нацеленность курса на «воспитание, направленное на ценностное самоопределение, побуждение и развитие нравственного самосознания школьников» [17], позиционирование его как первого в России курса основ нравственного самоусовершенствования школьников, основанного на этических учениях мировых религий, стали той приманкой, когда под лозунгом плюрализма в условиях отсутствия аксиологической идеи образования в российские школы проникали весьма сомнительные программы. Новый курс представлял изложение сектантской доктрины, формировал «мунистское мировоззрение», в нем допускались грубейшие ошибки по отношению к мировым религиям. Только в исторической перспективе произой-

ию.

дет осознание пагубности использования чуждых для российского общества зарубежных методик, в том числе по приобщению школьников к знаниям о религии.

Деятельность сект, которые, пользуясь несовершенством российского законодательства, начали свою работу в школах, была нацелена на вербовку молодежи. Чтобы завладеть умами и душами школьников, сектанты не только сами приходили в школы, но и вели «просветительскую» работу среди учителей. Так, в Ивановской области активную работу в учительской среде и с молодежью проводило религиозное объединение «Церковь Объединения» («Единства») (последователи Муна). В 1992-1993 годах основной контингент этой церкви составляли 20-25 учителей, принявших участие в семинарах, проводимых мунистами в 1992 году в Форосе и в 1993 году в Подмосковье. Возглавлял эту деятельность гражданин США пастор Матисс. Кроме того, в Ивановской области в 1993 году отмечали активную работу с молодежью пятидесятников и Свидетелей Иеговы [4, л. 3, 4, 10]. В Курской области действовали религиозныя течения «Общество сознания Кришны», «Свидетели Иеговы», «Церковь полного Евангелия», подпольно существовали организации харизматического (духовно экзальтированного) и сатанинского направлений, которые возникали, как правило, в результате миссионерства со стороны иностранных религиозных организаций и существовали параллельно с традиционно действовавшими в регионе конфессиями и деноминациями [8, л. 76].

Времени перехода от СССР к России, наполненному противоречиями, кризисными явлениями, свойственно двойственное отношение к присутствию в российском образовательном пространстве чуждых для нашего государства религиозных течений. С одной стороны, новое законодательство на федеральном уровне разрешило присутствие в школах зарубежных проповедников, и педагоги в стремлении к свободе, новому знанию не осознали сразу пагубности происходившего; с другой - на местах постепенно происходило понимание того, что изучение курсов по истории и культуре традиционных религий может явиться действенным средством борьбы с негативным влиянием деструктивных сект на мировоззрение подрастающего поколения. Так, во Владимирской области для борьбы с влиянием сектантов на школьников, для освобождения школ от чуждого влияния представителей разных миссионерских движений в 1993 году был открыт областной Центр Христианской культуры, задача которого заключалась в создании условий

для развития в школах христианской культуры, этики и морали, приобщении детей и их родителей к ценностям мировой истории и культуры. В Смоленской области в качестве средства борьбы с деятельностью западных миссионеров использовалось изучение православной культуры.

Одним из активных противников деятельности тоталитарных сект на территории Центральной России стала Русская православная церковь. Она организовала активную работу по просвещению общества в вопросах истории и культуры православия, что реализовывалось посредством издания соответствующей литературы, организации православного образования, встреч священнослужителей с населением, проведения методических семинаров для учителей, научных конференций и др. Работа велась на общероссийском и местных уровнях, она была адресована различным категориям граждан: от суеверных прихожан в храмах до руководителей высокого уровня. С предостережением об опасности действий сект «Аум Синрике», «Церкви Муна», «Богородичного центра», «Белого братства», групп сатанистов и других тоталитарных сект 14 апреля 1995 года с открытым письмом к Председателю Государственной Думы Российской Федерации И.П. Рыбкину обратился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он писал: «Случилось то, о чем наша Церковь предупреждала не один год: сектанты-изуверы перешли в открытое наступление на личность и общество, пользуясь безнаказанностью и правовым вакуумом в области государственного контроля за деятельностью религиозных организаций как юридических лиц» [16]. Участники V Международных Рождественских образовательных чтений отмечали: «Проникновение представителей сект в основные государственные и общественные структуры зашло настолько далеко, что уже сейчас можно говорить о начале процесса разрушения российской государственности и культуры, традиционной духовности и менталитета», высказывали озабоченность тем, что главным объектом внимания «новых религиозных течений» является молодежь, учащиеся школ и вузов, среди которых сектантами ведется наиболее активная вербовочная работа [15].

Осознавая пагубность присутствия в российской школе зарубежных религиозных организаций, регионы разрабатывали документы, определявшие критерии законности деятельности той или иной религиозной организации и механизмы ее регулирования (например, в Смоленской области - Закон «О миссионерской деятельности на территории Смоленской области», Курской - Закон «О регла-

ментации миссионерской деятельности религиозных организаций на территории Курской области» и др.).

Однако деятельность религиозных объединений, внедрившихся из-за рубежа и получивших возможность транслировать свои идеи в российских школах, на долгие годы продолжала оставаться существенной проблемой для российского образования, что вызывало все больший негатив в широких кругах общественности, признавался антигосударственный и антигуманный характер их деятельности, разлагающее влияние на национальное и моральное сознание россиян.

Кардинальные изменения в реализации государственной политики в сфере образования в отношении использования знаний о религии последовали в результате принятия 26 сентября 1997 года Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях», запретившего бесконтрольную свободу многочисленных религиозных организаций в образовательном пространстве России. Государство признавало за религиозными организациями право в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. Закон позволял по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрации указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Кроме того, именно Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» впервые на федеральном уровне обозначил значимость православия, выделив его из стремительно нахлынувших из-за рубежа и обосновавшихся в 1990-е годы в России многочисленных религиозных организаций, активно проповедовавших чуждые нашему государству религиозные течения.

Расширялась образовательная и просветительская деятельность Русской православной церкви. Так, в 1996 году было подписано соглашение о сотрудничестве с Министерством внутренних дел Российской Федерации, предусматривавшее проведение мероприятий, направленных на преодоление духовнонравственного кризиса, укрепление правопорядка и законности. В марте 1996 года заключено соглашение между Русской православной церковью и Министерством здравоохранения, которое расширило возможности церковного окормления

пациентов клиник, позволило разрабатывать и реа-лизовывать совместно с медицинскими учреждениями благотворительные проекты. В 1997 году подписано соглашение между Русской православной церковью и Министерством обороны Российской Федерации, предусматривавшее сотрудничество в вопросах патриотического воспитания и духовно-нравственного просвещения военнослужащих.

Необходимо отметить, что в условиях развития сотрудничества Русской православной церкви с различными федеральными министерствами вплоть до 1999 года отсутствовало соглашение о взаимодействии с Министерством образования Российской Федерации, хотя при этом расширялось сотрудничество школы и Церкви на местах. Так, в середине 1990-х годов соглашения с областными администрациями о сотрудничестве в сфере образования и воспитания заключили Владимирская, Воронежская, Рязанская, Ярославская, Курская и другие епархии; между Епархиальным управлением и областным комитетом по образованию с 1994 года действовал договор в Смоленской области, между областным управлением образования и отделом образования епархии - в Костромской области. В марте 1998 года был подписан договор «О совместной культурно-просветительской и образовательной деятельности администрации Орловской области и Орловского епархиального управления Московского Патриархата Русской православной церкви».

В рамках сотрудничества школы и Церкви во многих провинциальных регионах складывалась практика встреч священнослужителей со школьниками вне рамок образовательных программ, организовывались встречи священнослужителей с педагогами. Так, в городе Орле при городском отделе народного образования действовал социально-образовательный центр, при котором работали катехизаторские курсы. В Ярославской области был организован лекторий для педагогов (в гг. Рыбинск и Тутаев) [12, с. 31]. В Смоленской области помощь учителям оказывал Методический отдел Смоленской епархии. Просветительская работа Русской православной церкви оказывала существенную помощь провинциальной учительской интеллигенции в расширении знаний о православной культуре. Повышение религиозности населения, активная социальная деятельность Церкви и рост к ней доверия населения формировали ее новую общественную роль в воспитании подрастающего поколения.

Существовавшая во многих областях центра России в 1990-е годы практика сотрудничества органов образования и Русской православной церкви

ою

имела нормативно-правовое закрепление в рамках соглашений, договоров о сотрудничестве между областными администрациями, региональными и муниципальными органами управления образованием и епархиальными управлениями, что было возможно в результате передачи в первые постсоветские годы многих государственных функций со стороны федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.

Только в 1999 году на федеральном уровне были подписаны документы (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 1 июля 1999 года №58 «О создании Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской православной церкви», Договор о сотрудничестве между Министерством образования Российской Федерации и Московской Патриархией Русской православной церкви от 2 августа 1999 года), закрепившие сотрудничество Министерства образования Российской Федерации и Русской православной церкви в вопросах воспитания подрастающего поколения, что можно оценить как подтверждение официального признания важности проводимой в российских субъектах работы по организации сотрудничества между органами местного самоуправления, органами управления образованием и Русской православной церковью.

В июле 1999 года был создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской православной церкви. Образованный как консультативный орган, осуществляющий анализ, обобщение и распространение накопленного опыта духовно-нравственного и религиозного просвещения и воспитания молодежи, организующий взаимодействие государства и Церкви в вопросах научно-методического обеспечения воспитательного и образовательного процесса в образовательных учреждениях, Координационный совет был призван содействовать развитию системы духовно-нравственного воспитания, проводить экспертизу учебно-методической литературы и программ, участвовать в решении вопроса подготовки кадров, анализировать опыт регионов по преподаванию православной культуры. Создание аналогичных Координационных советов предполагалось и с другими религиозными организациями, однако этого не произошло, что, по словам заместителя министра образования Российской Федерации Л.С. Гребнева, было вызвано отсутствием согласия между самими религиозными организациями, представлявшими ту или иную конфессию: отмена-

лось, что министерство не могло создавать два-три координационных совета с каждой отдельной религиозной организацией мусульман или иудеев [10].

В 1999 году Министерством образования Российской Федерации было подготовлено Инструктивное письмо № 14-53-281ин/14-04 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений». В документе разъяснялось, что предоставление возможности обучать детей религии понимается, как предоставление государственным или муниципальным образовательным учреждением конкретной религиозной организации возможности использовать помещения данного образовательного учреждения для проведения занятий по обучению религии за пределами образовательных программ в согласованное обеими сторонами время, если обучение религии указано в уставе религиозной организации. Согласно документу, обучение религии должно осуществляться вне рамок образовательной программы (основной и дополнительной), проводиться во внеучебное время за рамками расписания учебных занятий и предоставляться заинтересованной религиозной организации на условиях соглашения, достигнутого родителями (законными представителями) и религиозной организацией. Отмечалось, что содержание обучения религии не должно противоречить нормам Конституции Российской Федерации, федерального законодательства в сфере образования, Всеобщей декларации прав человека. В Письме было закреплено взаимодействие государственных и муниципальных образовательных учреждений с конфессиями в целях объективного показа роли и значения религии в истории России и цивилизации в целом, усиления духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Данный документ создавал условия, препятствовавшие проникновению нетрадиционных религиозных объединений в школы. В Письме были даны рекомендации оказывать содействие родителям (законным представителям), детям, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации, местным (муниципальным) органам управления образованием в организации обучения религии. Предполагалось, что желание получения ребенком религиозного образования должны высказывать родители (законные представители), написав заявление с просьбой организовать такое обучение, а если ребенок достиг 14-летнего возраста, то возможно высказывание та-

птл

кой просьбы самим школьником, причем необходимо было указать ту религиозную организацию, в лице которой планировалось получение образования. От религиозной организации, пожелавшей обозначить свое присутствие в школе, требовались наличие устава и свидетельства о государственной регистрации.

В регионах Центральной России в начале 2000-х годов расширялась практика подписания соглашений, договоров о сотрудничестве между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и Русской православной церковью. Так, в Костромской области сотрудничество учреждений образования с Костромской епархией, официально закрепленное в 1996 году в соглашении между областным управлением образования и отделом образования епархии, было продолжено и расширено в 2001 году подписанием соглашения о сотрудничестве между областной администрацией и Костромской епархией Русской православной церкви. Совместная работа школы и Церкви развивалась в регионе по различным направлениям, представляя собой конструктивное и интересное взаимодействие. Начальник департамента образования и науки Костромской области А.А. Герасимов сотрудничество учреждений образования с Русской православной церковью, «которая сохранила традиции и культуру нашего народа, морально-нравственные ценности», оценивал как возможность реального повышения воспитательного потенциала школы и указывал на необходимость «преодолеть стереотип мышления в отношении церкви, сложившийся в нашем обществе, и в полной мере использовать возможности православной церкви для воспитания подрастающего поколения» [7, л. 250, 258, 262-263]. Педагоги отмечали положительную роль совместной работы, на коллегии департамента образования в ноябре 2001 года говорилось, что Церковь стала союзником в воспитательной работе с учащейся молодежью, директор средней школы № 23 г. Костромы в 2001 году говорила: «Сотрудничество с Церковью для нас - естественный процесс. Православие-религия наших предков» [7, л. 198, 199.].

В 2001 году было подписано соглашение между администрацией Владимирской области и Владимирской епархией о совместном проведении церковно-общественных праздников и мероприятий - дня памяти святого князя Александра Невского, Рождества Христова, Пасхи, Дней славянской письменности и культуры, собора Владимирских святых, дня знаний и др. 26 декабря 2001 года было заключено соглашение о сотрудничестве между де-

партаментом образования администрации Владимирской области и епархиальным управлением.

В Курской области продолжалась совместная деятельность школы и Церкви в рамках действовавших с декабря 1996 года двусторонних договоров о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности между Курским епархиальным управлением и администрацией Курской области, комитетом образования Курской области, Курским государственным педагогическим университетом. Совместные действия правительства Курской области, муниципальных администраций, органов управления образованием с Курским епархиальным управлением по духовно-нравственному воспитанию детей характеризовались как «симфония Церкви и государства». В регионе оформилась практика закрепления священнослужителей за школами, получив поддержку на уровне областной администрации. В 2001 году по поручению Губернатора Курской области А.Н. Михайлова Комитетом образования Курской области было рассмотрено обращение управляющего Курской епархией митрополита Курского и Рыль-ского Иувеналия о закреплении за курскими школами священнослужителей Русской православной церкви для встреч с учащимися, родителями и преподавателями, а также оказания консультативной помощи в преподавании основ православной культуры. Начиная с 2002 года, подобные встречи стали регулярными.

Расширялась совместная работа школы и Церкви в вопросах воспитания подрастающего поколения в Смоленской области. В 2002 году был подписан договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурнопросветитель-ской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской православной церкви, в рамках которого предполагалось содействие сторон введению в государственных и муниципальных общеобразовательных школах, образовательных специализированных (коррекционных) школах-интернатах факультативных курсов «История православной культуры земли Смоленской», «Основы православной культуры и этики», «Великие люди и православные подвижники России», «История религий», включение в рамках регионального компонента государственного образовательного стандарта Смоленской области учебного материала, направленного на развитие духовно-нравственных начал у школьников и др. О масштабности проводимой в регионе работы по духовно-нравственному воспитанию, организации взаимодействия школы и

сю

Церкви свидетельствует подписание договоров между администрациями муниципальных образований «Духовщинский район», «Кардымовский район», «Сафоновский район», «Ярцевский район» Смоленской области и Ярцевским благочинием Смоленской и Калининградской епархии; между комитетом образования администрации Вяземского района и Свято-Троицким собором г. Вязьмы и др. [11]. Крайне разнообразной по формам реализации и продуктивной была совместная работа органов образования и Смоленской епархии в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Слаженные действия работников образования и священнослужителей позволили достичь положительных результатов в организации преподавания в школах области учебных курсов по истории и культуре православия, организовать масштабную полноценную подготовку учителей, создать благоприятную среду в образовательном пространстве региона по духовно-нравственному воспитанию школьников и др. Крайне интересен накопленный в Смоленской области опыт взаимодействия учреждений образования и Русской православной церкви в вопросах подготовки кадров. Так, в регионе были организованы двухгодичные курсы по программе повышения квалификации учителей по специальности «Культурология. Православная культура», рассчитанные на 400 часов обучения, которые реализовывалось в течение пяти сессий, по итогам окончания которых слушателям Смоленским областным институтом усовершенствования учителей выдавался диплом государственного образца. Они проводились, как совместное начинание областного департамента по образованию и молодежной политике, Смоленского областного института усовершенствования учителей и Смоленско-Калининградской епархии Русской православной церкви в 2004 году на базе храма святой великомученицы Варвары, где было организовано обучение, питание, проживание слушателей, созданы условия для духовного возрастания [11].

В середине первого десятилетия 2000-х годов в провинциальных областях центра России продолжалось расширение сотрудничества органов управления образования, образовательных учреждений с Русской православной церковью, что оказывало влияние на образовательное пространство регионов. Помимо регионов, имевших практику подписания подобных документов еще в первой половине 1990-х годов, к работе подключились российские субъекты, которые только начинали подобное сотрудничество. Например, в Калужской области взаимодействие образовательных учреждений с

Русской православной церковью осуществлялось на основании соглашений о сотрудничестве между Министерством образования, культуры и спорта Калужской области и Калужской епархией Русской православной церкви от 25 сентября 2005 года № 167 и между Управлением образования г. Калуги и Калужской епархией Русской православной церкви от 30 августа 2005 года. В Брянской области 11 августа 2006 года были заключены соглашение о сотрудничестве между администрацией области и Брянской епархией Русской православной церкви и соглашение о сотрудничестве в сфере образовательной и воспитательной деятельности между департаментом общего и профессионального образования Брянской области и Брянской епархией Русской православной церкви.

В отдельных регионах Центральной России, помимо договоров и соглашений между местными органами управления образованием, областными администрациями и епархиальными управлениями, получила распространение практика заключения договорных отношений между общеобразовательными учреждениями и приходами Русской православной церкви. Так, в Липецкой области, помимо заключенного на уровне региона 17 июня 2003 года Договора о сотрудничестве между департаментом образования и науки администрации Липецкой области и управлением Липецкой и Елецкой епархии, были подписаны договоры между 30 православными приходами Липецкой и Елецкой епархии и 30 общеобразовательными учреждениями Липецкой области [14]. По авторитетному мнению Т.П. Петраковой, подобное конкретное взаимодействие между школой и расположенным вблизи нее приходом (который в определенной части составляют родители школьников), нуждается в поддержке со стороны органов власти и педагогической общественности [18]. Практика локального сотрудничества присутствовала и в Костромской области, где соглашение между департаментом общего и профессионального образования администрации Костромской области и отделом религиозного образования и катехизации Костромской епархии о сотрудничестве в области образования было подписано 30 ноября 2001 года, а в дальнейшем договорные отношения были заключены между муниципальными органами управления образованием и Костромской епархией: 15 муниципальных органов управления образованием в 2003 году имели соглашения о сотрудничестве в области образования и духовнонравственного воспитания [7, л. 8].

Расширение на местах практики сотрудничества государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений с религиозными организа-

сжз

циями активизировало деятельность федерального министерства по выработке рекомендаций организации подобной работы. В 2007 году Минобразова-ние России подготовило «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации - епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)», разработанное с участием представителей Русской православной церкви и с учетом содержания и реализации уже принятых и действующих в ряде российских субъектов аналогичных соглашений и договоров, подобные соглашения могли заключаться с централизованными религиозными организациями других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России с учетом особенностей их структурирования и функционирования на территории субъекта Российской Федерации. Данный документ, принятию которого на федеральном уровне предшествовала многолетняя практика заключения аналогичных документов на уровне регионов, отражает эволюцию государственной политики в сфере образования в отношении использования знаний о религии, продолжавшей развиваться в ответ на практику российских субъектов.

Таким образом, произошедшее в результате преобразований периода перестройки изменение государственно-церковных отношений и утверждение нового законодательства в религиозной сфере привело к тому, что российское образовательное пространство в 1990-е годы испытало влияние различных зарубежных деструктивных религиозных сект, которые вели работу как среди учеников, так и среди учителей. Активное противодействие деструктивным тоталитарным сектам оказала Русская православная церковь. Опыт регионов центра России свидетельствует о положительной роли сотрудничества органов образования и Русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Инициатива сотрудничества школы и Церкви исходила с мест, а не из федерального центра. Во многих регионах (в частности, во Владимирской, Воронежской, Курской, Орловской, Смоленской и других областях) получила развитие практика сотрудничества школы и Церкви, что детерминировало заключение в 1999 году соглашения о сотрудничестве между Русской православной церковью и Министерством образования Российской Федерации. Основанием для проведения совместной работы государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений с Русской православной церковью являлись

договоры, соглашения о сотрудничестве в сфере образования и воспитания, заключенные между органами местного самоуправления, региональными и муниципальными органами управления образованием, отдельными общеобразовательными учреждениями и епархиальными управлениями. В начале 2000-х годов существенно расширилась практика подписания договоров, соглашений о сотрудничестве на региональном и муниципальном уровнях, кроме того, получила развитие практика заключения договорных отношений и сотрудничества общеобразовательных учреждений с православными приходами Русской православной церкви (например, в Липецкой, Тульской областях).

Литература:

1. Алексеев В.А. Постперестройка: несвободная совесть? (Интервью, беседы с религиозными деятелями, статьи о проблемах свободы совести и церковно-государственных отношениях в России). М.: Россия молодая, 1992. 64 с.

2. Выступление Патриарха Алексия на заседании Верховного Совета СССР // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 1. С. 56-58.

3. Государственный архив Владимирской области. Ф. Р-3742. Оп. 2. Д. 3037.

4. Государственный архив Ивановской области. Ф. Р-2500. Оп. 1. Д. 163.

5. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3668.

6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 4430.

7. Государственный архив Костромской области. Ф. Р-2345. Оп. 13. Д. 263.

8. Государственный архив Курской области. Ф. Р-3360. Оп. 18. Д. 8.

9. Государственный архив Ярославской области. Ф. Р-2224. Оп. 2. Д. 5

10. Гребнев JI.C. Письмо министра образования Российской Федерации от 22 октября 2002 года по учебному предмету «Православная культура» и его история // Православная культура в России: прошлое и настоящее: по материалам Вторых Свято-Филаретовских чтений / сост. А.С. Мельков, В.Ю. Венедиктов. М.: Пашков дом, 2007. С. 25-27.

11. Довгий Т.П. Духовность, нравственность и патриотизм - приоритеты современной смоленской школы // Смоленские епархиальные ведомости. 2005. №4.

12. Доклад Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе // Журнал Московской Патриархии. 1997. № 3. С. 27-32.

13. Кирилл, архиепископ Смоленский и Кали-

ОП

нинградский. Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки // Журнал Московской Патриархии. 1990. №2. С. 32-38.

14. Обобщенная информация об изучении исторических и культурных основ традиционных религий в школах Липецкой области: Письмо департамента образования и науки Липецкой области от 20 окт. 2006 г. № 567 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.verav.ru/biblio/progr/ docПst.php?rgl=aП&rg2=reg.

15. Обращение участников V Международных Рождественских образовательных чтений к Верховному Суду, Конституционному Суду и Палатам Федерального Собрания Российской Федерации // Журнал Московской Патриархии. 1997. № 1. С. 43-44.

16. Открытое письмо Святейшего Патриарха к Председателю Государственной Думы России //

Журнал Московской Патриархии. 1995. № 5. С. 23.

17. Оценка комплекта учебных пособий «Мой мир и я. Путь к единению» Министерством образования Российской Федерации [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.k-istine.ru/sects/ moon/moon_kuznecova.htm.

18. Петракова, Т.П. Преподавание религиозных культур в российской школе (на материале Основ православной культуры): 2002—2012 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. verav.ru/common/mpublic.php?num=1549.

19. Слово Патриарха Алексия на торжественном акте в Московской Ду-ховной Академии // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 1. С. 38-40.

20. Шахрай С. Государство и церковь - шаги навстречу // Журнал Московской Патриархии. 1995. № 5. С. 34-35.

СЮ

Pigoreva Olga Vladimirovna - Assistant Professor of Department of History of State and Law, Candidate of Historical Sciences, Kursk State Agricultural Academy named after 1.1. Ivanov.

INTERACTION SCHOOLS AND RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF CENTRAL RUSSIA: STATE POLICY AND REGIONAL PRACTICE

Abstract. The article analyses the basic directions of the state policy in the field of education in relation to the study of religion in schools. It also shows the features ofpractice of its implementation in the educational space of the provincial regions in central Russia. Special attention is given to the establishment of the practice of coop-eration between schools and traditional religious organizations. It is proved that the provincial areas of central Russia displayed the initiative to receive the development cooperation initiative of the school and the Russian Orthodox Church.

Key words: state policy on education, regional practice, religious study, school, The Russian Orthodox Church, religious organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.