УДК 332.1 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-8-36-43
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
ИОДА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: tibrioda@yandex.ru
ИОДА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: tibrioda@yandex.ru
БРОСЛАВСКИЙ ИЛЬЯ АНДРЕЕВИЧ ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: tibrioda@yandex.ru
Успех современной экономики, ориентированной на знания, во многом зависит от организационных изменений, способствующих коммерциализации результатов научно-технических разработок, а не только от технических достижений, изобретений и создания знаний. Многолетний опыт управления инновационным развитием регионов подтверждает, что на этом уровне с целью создания и поддержания среды, благоприятствующей созданию и активному использованию нововведений, происходит объективный синергетический процесс, формирующий специфические образования, получившие название инновационных кластеров. В их основе заложен синтез научной, промышленной, экономической и социальной политики. Развитие кластеров на региональном уровне характеризуется, прежде всего, структурно-инвестиционной перестройкой экономики в целом, укреплением внешнеэкономических связей между территориями. Взаимоотношения внутри кластера способствуют развитию прогрессивных технологий, стимулируют инновационную деятельность. Кластер создает благоприятные условия для развития специализированных производств, в том числе вспомогательного, обслуживающего и поддерживающего характера. На протяжении последних лет динамика инновационного развития Липецкой области в целом характеризовалось положительной тенденцией. Однако темпы роста инновационного развития остаются незначительными. Функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется рядом важных особенностей этой сферы. Для повышения инновационной активности региона, развития инновационной среды разработана кластерная политика. Основная цель кластеризации промышленности региона заключается в повышении конкурентоспособности экономики, ее отдельных сфер и отраслей за счет достижения синергетического эффекта от взаимодействия участников кластеров, связанного с их географически близким расположением, расширением доступа к современным технологиям, высококвалифицированным кадрам и услугам специализированных организаций, а также снижением издержек, обеспечивающим создание предпосылок для реализации совместных проектов и кластерных инициатив.
Ключевые слова: регион, инновации, кластеры, концепция кластеризации
Первостепенную задачу по обновлению российской экономики возможно решить, используя рыночные механизмы, обеспечивающие быстрое обновление, внедрение и широкое распространение передовых технологий, увеличение выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Ядром структурных изменений в данном контексте становится государственная инновационная стратегия и активная научно-техническая политика регионов и предприятий, ориентированная на содействие развитию передовых технологий прорывного характера [1].
Одним из необходимых условий инновационного развития является наличие эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей переход результатов научных разработок на рынок продуктов и услуг. В данном контексте своеобразным «инновационным трамплином» в экономику будущего объективно считаются инновационные территориальные кластеры.
Современный опыт управления инновационным и научно-техническим развитием регионов показывает, что на этом уровне с целью создания и поддержания среды, благоприятствующей возник-
новению и активному использованию нововведений, формируется объективный процесс синтеза научной, промышленной, экономической и социальной политики в форме образований, получивших название инновационных кластеров [2].
Для Липецкой области характерно устойчивое и сбалансированное развитие экономики.
Итоги социально-экономического развития Липецкой области за 2015 г. свидетельствуют о сохранении положительной динамики по ключевым макроэкономическим показателям.
Индекс промышленного производства составил
100.7 %, сельскохозяйственного - 107,7 %, объема инвестиций - 100,7 %, объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» - 104,9 %, ввода жилья - 105,2 %, объема платных услуг -
101.8 %.
Положительную динамику имеют показатели уровня жизни населения. Среднедушевые денежные доходы населения за 2015 г. выросли на 9,3 % (27625 руб.), пенсии - на 11,3 % (11351 руб.), среднемесячная заработная плата - на 5,7 % (24515 руб.)
В Липецкой области один из самых низких в Российской Федерации уровень регистрируемой безработицы (0,7 %).
Темп роста валового регионального продукта к уровню 2014 г. в сопоставимых ценах по оценке составил 100,3 %. Объем ВРП оценивается в сумму 455,4 млрд руб., наибольший вклад в него внесли промышленность, сельское хозяйство и строительство.
ВРП Липецкой области на душу населения (по оценке) в 2015 г. по сравнению с 2005 г. увеличился в 3,2 раза и составил 393,6 тыс. руб. По данному показателю область заняла (за 2013 г.) 6 место среди регионов ЦФО, после Москвы, Московской, Белгородской, Ярославской и Калужской областей.
Антироссийские санкции и введение продовольственного эмбарго как защитной меры со стороны Российской Федерации не оказали прямого негативного воздействия на экономику Липецкой области и не вызвали критической ситуации на предприятиях региона.
Основными инструментами реализации политики импортозамещения стали: государственные программы, формирование и развитие экономических зон федерального и регионального уровней, промышленных кластеров, институтов поддержки малого и среднего предпринимательства, малых форм хозяйствования на селе. В регионе разработан и реализуется «План мероприятий по содействию импортозамещению в Липецкой области на 2015-2017 годы».
Принят ряд мер, предусматривающих налоговые послабления для малого бизнеса: налоговые каникулы, понижение налоговой ставки, расширен перечень видов деятельности для применения патентной системы.
Индекс промышленного производства в 2015 г. составил 100,7 %. Объем отгруженной промышленной продукции достиг 560 млрд. руб., превысив в стоимостном выражении уровень 2014 г. почти на 75 млрд руб. (115,5 %), в том числе отгружено инновационной продукции на сумму 76,4 млрд руб. (128,9 %).
Создано 1 288 высокопроизводительных рабочих мест.
На поддержку промышленного комплекса из областного бюджета направлено 1,1 млрд руб. в виде налоговых льгот, субсидий, гарантий и объектов залогового фонда в обеспечение исполнения обязательств по кредитам.
Высокие темпы роста достигнуты: в химическом производстве - 116 %, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 115,3 %, в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности - 112,1 %, в производстве транспортных средств - 107,5 %, в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 101,5 %.
В ОЭЗ ППТ «Липецк» введены в эксплуатацию 5 новых предприятий по производству: клеточного оборудования для промышленного птицеводства, сельскохозяйственного оборудования, электрической распределительной и регулирующей аппаратуры, промышленных вентиляционных систем и кондиционеров, электротехнического оборудования. Всего в особых экономических зонах федерального и регионального уровней работают 23 предприятия, произведено 8,8 млрд руб. продукции (4,4 % от объема обрабатывающих производств без учета металлургии), создано 600 новых рабочих мест.
Промышленная продукция липецких предприятий востребована на мировых рынках. Кроме черных металлов на экспорт поставляются холодильники и морозильники, стиральные машины, сельскохозяйственные машины, гальванические элементы и батареи, шины для автомобилей, металло-корд и др.
Объем строительных работ в 2015 г. составил 40,2 млрд руб. или 104,9 % к уровню прошлого года. Построено более 3 тыс. объектов жилого, промышленного и социально-культурного назначения.
В области сохраняется благоприятный инвестиционный климат, позволяющий инвесторам
E. V. ЮDA, т V. ЮDA, I. Л. BROSLAVSKY
найти выгодные для себя возможности для размещения бизнеса.
Рейтинговое агентство Фитч Рейтингз (Fitch Ratings) в 2015 г. подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Липецкой области. По оценке ведущего российского рейтингового агентства «Эксперт РА» Липецкая область входит в группу лидеров с минимальными инвестиционными рисками. Реализуется «дорожная карта» внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
В экономику и социальную сферу Липецкой области в 2015 г. привлечено инвестиций в основной капитал в объеме 116,6 млрд руб. (100,7 % к 2014 г. в сопоставимых ценах). На душу населения в целом по области приходится 100,8 тыс. руб. инвестиций, что выше общероссийского уровня (99,4 тыс. руб.). Основным источником финансирования инвестиций остаются собственные средства предприятий (56,3 %).
В 2015 г. увеличилась доля привлеченных средств с 42,5 % (2014 г.) до 43,7 %. В их структуре значительно возросла доля заемных средств других организаций с 4,1 % до 9,2 %, кредиты банков использовались на уровне 2014 г., их доля составила 9,4 %, финансирование из бюджетов увеличилось с 11,3 до 12,5 %.
В 2015 г. агропромышленный комплекс работал в условиях антироссийских санкций продовольственного эмбарго, что определило ускоренное развитие приоритетных отраслей, расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, замещение зарубежных конкурентов на продовольственных рынках.
В 2015 г. объем валовой продукции сельского хозяйства вырос до 99 млрд руб., индекс производства составил 107,7 % к 2014 г., в том числе в растениеводстве - 59 млрд руб. (108,4 %), животноводстве - 40 млрд руб. (106,6 %). Рейтинг области по объему валовой продукции сельского хозяйства на душу населения - 5 место в ЦФО и Российской Федерации.
Получены рекордные урожаи практически по всем видам культур.
Произведено сахарной свеклы более 4 млн. тонн (в 1,5 раза к 2014 г.), картофеля - 796 тыс. тонн (114 %), овощей - 178 тыс. т (112 %), в том числе закрытого грунта - 13,5 тыс. т (в 1,6 раза), подсолнечника - 375 тыс. т (в 1,4 раза). Производство сахара составило 808 тыс. т (133 %), масла подсолнечного - 43,5 тыс. т (в 1,5 раза).
Липецкая область вошла в тройку российских регионов, внесших наибольший вклад в прирост
продукции животноводства. Производство мяса возросло на 12 % и составило 313 тыс. т мяса, в том числе в сельхозпредприятиях - на 13 % (280 тыс. т), мяса свиней - на 5 % (97 тыс. т), мяса птицы - на 21 % (175 тыс. т).
Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов - 76 кг в год - превысило рекомендуемые рациональные нормы (70-75 кг).
В 2015 г. производство молока в хозяйствах всех категорий составило 254 тыс. т с ростом 103 % к 2014 г., в том числе в сельхозпредприятиях -176 тыс. т (107 %). Достигнута рекордная продуктивность дойного стада за всю историю молочного скотоводства области. В 2015 г. надой на одну корову достиг 6,3 тыс. кг в год, что на 20 % превышает показатель по России.
Более 20 % сельскохозяйственных организаций обеспечили продуктивность свыше 7 тыс. кг в год, отдельные фермы достигли 9 тыс. кг в год, что соответствует показателям молочных комплексов европейского уровня.
Уровень самообеспеченности области по сахару превышен в 13 раз, мясу, подсолнечному маслу -почти в 3 раза, зерну, картофелю - в 1,8 раза, овощам - на 25%, что создает необходимые резервы для импортозамещения продовольственных товаров и в других регионах России.
Государственная поддержка села по всем направлениям превысила 5 млрд. руб. (108 % к 2014 г.).
Государственные инвестиции направлены на развитие растениеводства и животноводства, создание современной материально-технической базы, развитие рынков сбыта, поддержку малых форм хозяйствования, социальное развитие сельских территорий.
Повысилась заинтересованность российских инвесторов в аграрном бизнесе. На каждый рубль вложенных государственных инвестиций в АПК привлечено 3,8 руб. средств частных инвесторов.
Сегодня основой деятельности АПК области является импортозамещение, направленное на обеспечение продовольственной безопасности.
По данным Российского государственного научного фонда «Продовольственная безопасность в условиях интеграции и глобализации экономики: тенденции, достижения, риски» Липецкая область по потенциалу продовольственной безопасности занимает 3 место среди регионов ЦФО и 8 место в Российской Федерации.
В 2015 г. в рамках импортозамещения в АПК продолжена реализация 27 крупных импортозамещающих проектов с объемом инвестиций 15 млрд руб.
До 2020 г. в АПК будет реализовано более 50 импортозамещающих проектов с объемом инвестиций 105 млрд руб., создано 5 000 высокопроизводительных рабочих мест.
Реализация импортозамещающих инвестиционных проектов в АПК позволит увеличить производство овощей закрытого грунта в 7 раз (до 100 тыс. т), картофеля - в 1,5 раза (до 1200 тыс. т), плодов и ягод - в 2 раза (до 110 тыс. т), молока - на треть (до 330 тыс. т), снять зависимость от импорта в свекловодстве (в 2014 г. она составляла до 98 %) и картофелеводстве (до 40 %).
Липецкая область стала в Российской Федерации первой среди ее субъектов, где осуществляется стимулирование процесса создания и развития народных предприятий. На эти цели из областного бюджета с учетом займов из Липецкого областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства направлено 51,3 млн. руб., в том числе в 2015 г. - 13,8 млн руб.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2015 г. возросли на 9,3 % и составили 27 625 руб., пенсии - на 11,3 % (11 351 руб.). В 2015 г. денежные доходы населения превысили расходы на 23,7 млрд. руб. (в 2014 г. - на 24,5 млрд руб.).
Однако доля денежных доходов, использованных на покупку товаров и оплату услуг, сократилась на 1,1 п. п. (с 73,7 % до 72,6 %) по сравнению с 2014 г. В связи с ростом потребительских цен население не только снижает потребление товаров и услуг, но и изменяет структуру своего потребления, переходя на более дешевые товары и услуги, сокращая спрос на предметы роскоши и товары длительного пользования.
Значительно увеличился прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах (в 2,5 раза), одновременно снизились расходы на приобретение иностранной валюты (в 2 раза), а также на покупку недвижимости (в 1,9 раза).
Липецкая область относится к регионам, где формирование инновационной экономики социально ориентированного типа является основным направлением социально-экономического развития.
На протяжении последних лет инновационное развитие Липецкой области в целом имеет положительную динамику. Однако темпы роста инновационного развития незначительны. Функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется рядом важных особенностей этой сферы. Во-первых, невозможно планировать научные открытия, как и трудно предвидеть, какие из них смогут реализоваться в технические изобретения, кардинально меняющие экономику. Во-вторых, как правило, высокотехнологичные продукты требуют не-
пропорционально высоких затрат на создание самой технологии или опытного образца, но допускают крайне низкую себестоимость продукта в ходе его массового производства. В-третьих, современная инновационная деятельность требует информированности, современных знаний, соответствующих требованиям профессии, то есть высокого уровня компетентности.
Учитывая данные характеристики, можно выделить основные проблемы, препятствующие развитию инновационных процессов в регионе: недостаток собственных денежных средств предприятий на реализацию инновационных проектов, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности, недостаток квалифицированного персонала (обеспеченность кадрами и уровень квалификации работников не всегда соответствуют требованиям ведения современных технологических и технических процессов), низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.
В настоящее время остро стоит вопрос о необходимости формирования рынка интеллектуальной собственности. Существенным препятствием воспроизводству научно-технологического потенциала и полноценному осуществлению инновационной деятельности является отсутствие целостной региональной инновационной системы. Цепочки создания инновационной продукции разомкнуты: фундаментальные исследования не переходят в прикладные, прикладные - в опытно-конструкторские работы, а последние - в промышленную продукцию. В результате указанные звенья цепочки оторваны друг от друга.
Также в реальном секторе экономики наблюдается ряд проблем, требующих решения, в их числе:
1. Моноотраслевая структура промышленного сектора экономики Липецкой области, создающая высокие риски в результате зависимости от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары.
2. Высокая степень износа основных производственных фондов и низкие темпы их обновления.
3. Недостаточный уровень качества выпускаемой продукции и конкурентоспособности предприятий.
4. Снижение престижа инженерно-технических и рабочих специальностей.
5. Низкий уровень использования производственных мощностей.
Е. V. ЮDA, т V. ЮDA, I. Л. BROSLAVSKY
6. Морально устаревшая инженерная инфраструктура.
7. Низкий уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов.
8. Низкий спрос на инновационные товары (работы, услуги), отсутствие достаточной информации в отношении рынков сбыта и конкуренции в данной сфере.
9. Отсутствие специалистов в вопросах управления инновационным развитием производства, коммерциализации технологий, защиты объектов интеллектуальной собственности.
10. Неэффективное использование научного и научно-образовательного, научно-производственного потенциалов учреждений, занимающихся научными исследованиями.
11. Недостаточно высокий уровень развития механизмов комплексной поддержки начинающих предпринимателей и высокий уровень административных барьеров, в том числе при оформлении земельных участков для начала предпринимательской деятельности.
12. Ограниченная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для субъектов предпринимательской деятельности.
13. Низкая доступность производственных площадей в связи с постоянно возрастающей стоимостью аренды.
14. Недостаток высококвалифицированного персонала в малом и среднем предпринимательстве, недостаточный информационный охват субъектов предпринимательской деятельности.
15. Недостаточно высокий уровень развития механизмов поддержки на муниципальном уровне.
Одним из главных условий повышения конкурентоспособности экономики Липецкой области, ухода от моноотраслевой структуры обрабатывающих производств, эффективного использования механизмов государственно-частного партнерства является развитие промышленных кластеров.
Создание промышленных кластеров в регионе определяется в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25.12.2006 г. № 10-ОЗ, Программой социально-экономического развития Липецкой области на 2013-2017 годы (Закон Липецкой области от 29.12.2012 г. № 108-ОЗ), а также Законом Липецкой области «О промышленной политике в Липецкой области» от 14.06.2001 г. № 144-ОЗ [3; 4; 5]. Основные цели и задачи кластерной политики приведены в таблице 1.
С целью реализации концепции кластеризации, призванной обеспечить эффективное взаимодействие с федеральными органами, органами исполнительной власти Липецкой области и местного самоуправления, научными организациями, объединениями предпринимателей, предприятиями малого и среднего предпринимательства, банковским сектором, создано областное автономное учреждение «Центр кластерного развития Липецкой области» (Центр кластерного развития, ОАУ «ЦКР ЛО»).
На ОАУ «ЦКР ЛО» возложены функции по обеспечению инициирования разработки программ развития кластеров, содействию их организационному развитию и основному объему финансовой поддержки кластерных инициатив.
В результате разработки стратегии развития кластеров, осуществляемой на региональном и муниципальном уровнях, предполагается обеспечить возможность эффективного и адекватного учета приоритетов развития кластеров в рамках реализации региональных и муниципальных стратегий и программ социально-экономического развития, включая проекты развития транспортной и инженерной инфраструктуры, жилищного строительства, а также реализации мер в области поддержки малого и среднего предпринимательства, инновационной и промышленной политики, образовательной политики, политики привлечения инвестиций, политики развития экспорта, развития отраслей экономики.
При этом будут созданы предпосылки для эффективного использования механизмов финансовой поддержки реализации кластерной политики, предоставляемой из средств федерального бюджета и бюджета Липецкой области.
Основными направлениями предоставления методической, информационно-консультационной, образовательной поддержки развития кластеров являются:
1. Разработка методических рекомендаций, связанных с общими подходами к стратегическому планированию развития кластеров, а также организационному развитию их отдельных типов, в том числе дискретных, процессных, инновационных и иных.
В качестве пилотных проектов развития кластеров в Липецкой области инициированы следующие программы развития кластеров:
а) развития инновационного территориального промышленного кластера белой техники на базе предприятия АО «Индезит Интернэшнл» (производство холодильников, морозильников, стиральных машин);
б) формирования инновационного территориального промышленного кластера композитных материалов и изделий из них;
в) создания и развития промышленного кластера станкостроения и станкоинструментальной промышленности «ЛИПЕЦКМАШ».
2. Разработка методических рекомендаций, связанных с реализацией программ по различным направлениям развития кластеров, в том числе по направлениям повышения эффективности системы профессионального и непрерывного образования, стимулирования инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, развития механизмов субконтрактации и повышения качества продукции у предприятий-поставщиков, содействия выходу на внешние рынки, включая:
- обеспечение развития системы нефинансовых институтов развития (индустриальных парков, технопарков, корпораций регионального развития, инновационных (инжиниринговых) центров, центров развития дизайна, организаций - объектов
Основные цели и задачи рег
инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства);
- осуществление маркетинговых расходов, связанных с выходом на внешние рынки; коммерциализация технологий; проведение технологического аудита и энергоаудита; реализация мер по энергосбережению; разработка новых образцов промышленной продукции (промышленный дизайн); оплата консультационных услуг в области инновационного и технологического менеджмента, менеджмента качества, развитие механизмов непрерывного образования и других.
3. Предоставление информационной поддержки в продвижении бренда кластеров, направленной на привлечение инвестиций, содействие экспорту производимых на территории кластера товаров и услуг, а также развитие импортозамещения.
4. Формирование механизмов мониторинга, выявления и распространения лучшей практики в области развития кластеров и реализации кластерных программ.
Таблица 1
льной кластерной политики
Цели Задачи
повышение конкурентоспособности региональной экономики, ее отдельных сфер и отраслей за счет достижения синергетического эффекта от взаимодействия участников кластеров, связанного с их географически близким расположением, расширением доступа к современным технологиям, высококвалифицированным кадрам и услугам специализированных организаций, а также снижением издержек, обеспечивающим создание предпосылок для реализации совместных проектов и кластерных инициатив формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегий развития кластеров, обеспечивающих устранение «узких мест» и ограничений, снижающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости
рост конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, расширения доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек оценка конкурентоспособности участников кластеров, в том числе с позиции возможных последствий вступления России в ВТО, экономических санкций и роста курсов иностранных валют
привлечение прямых иностранных и отечественных инвестиций, активизация внешнеэкономической деятельности обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет координации, с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономической политики по направлениям
обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификация экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно- исследовательских и образовательных организаций, организации рыночной инфраструктуры, образующих кластеры обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне. Координации деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики
рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития территории базирования кластеров
обеспечение условий для формирования и развития конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках кластеров
развитие высокотехнологического малого и среднего бизнеса путем его привлечения к участию в кластерных проектах и инициативах
E. V. IODA, YU. V. IODA, I. A. BROSLAVSKY
Организация и проведение мониторинга развития кластеров будет осуществляться в рамках реализации разработанной информационно-аналитической системы, которая обеспечит формирование базы данных лучших примеров и успешного опыта реализации проектов развития кластеров, систематический обмен опытом области реализации кластерной политики на региональном и муниципальном уровнях.
Анализ состояния промышленного сектора экономики области показал наличие предпосылок для формирования ряда промышленных кластеров:
- Электротехнического с предполагаемым объемом производства 3 млрд руб. и численностью работающих 700 чел. (на базе ООО «АББ Электрооборудование»);
Сельхозмашиностроительного с предполагаемым объемом производства 15 млрд руб. и численностью работающих 2400 чел. (на базе ООО «Хорш Русь», ООО «РОПА Русь»);
Автомобилестроительного с предполагаемым объемом производства 85 млрд руб. и численностью работающих 7000 чел. (на базе ООО «Моторинвест»);
- Биофармацевтического с предполагаемым объемом производства 9 млрд руб. и численностью работающих 1500 чел. (на базе АО «Рафарма»).
В качестве основных организационных механизмов реализации концепции кластеризации определены следующие:
1. Формирование специализированных организаций развития кластеров, регистрация которых допустима в различных организационно-правовых формах.
2. Осуществление финансирования мероприятий кластеризации должно быть обеспечено в рамках реализации федеральных и областных государственных программ в области поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Совершенствование региональной нормативно-правовой базы в части формирования кластеров.
Ожидаемые результаты реализации кластерной политики предполагают:
формирование кластеров в приоритетных отраслях региональной экономики;
- рост количества малых и средних предприятий промышленной сферы в Липецкой области;
- повышение конкурентоспособности предприятий региона, рост объемов производства, доли инновационной продукции в валовом региональном продукте и производительности труда на предприятиях-участниках кластеров;
- повышение уровня локализации производства конкурентоспособной продукции на территории области;
- рост несырьевого высокотехнологического экспорта и импортозамещения товаров и услуг;
- ускоренное развитие инновационного сектора экономики;
- повышение эффективности системы подготовки кадров для потребностей экономики;
- рост прямых отечественных и иностранных инвестиций;
- динамичное социально-экономическое развитие Липецкой области.
Стратегические ориентиры реализации политики кластеризации определяют ее результативность как инструмент инновационного развития региона:
- создание не менее 5 кластеров в промышленности Липецкой области и более 100 новых высокотехнологичных организаций малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение ежегодного роста объемов производства в кластерах не менее чем на 15 % к предыдущему году;
- обеспечение роста удельного веса объемов промышленного производства кластеров в объеме обрабатывающих производств до 15 %;
- создание в кластерах дополнительно не менее 5 % рабочих мест среднесписочной численности работающих в обрабатывающих производствах;
- обеспечение высокотехнологичными рабочими местами не менее 15 % работников кластеров;
рост объемов инновационной продукции до 25 % от общего объема производства кластеров [6].
Литература
1. Тормышева Т. А. Роль бизнес-инкубаторов в инновационном развитии России // Мат-лы ежегодной междунар. науч-практ. конф. студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей. 19 мая 2010 г. М., 2010. С. 332.
2. Гусева М. С. Зона опережающего экономического развития как инструмент пространственной кластеризации экономики // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2012. № 10 (96). С. 60-64.
3. Стратегия социально-экономического разви-тия Липецкой области на период до 2020 года. URL: http://www.city-strategy.ru/upload/document/Strategy-2020.pdf
4. Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2013-2017 годы: закон Липецкой области от 29.12.2012 г. № 108-ОЗ. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/liptesk/444458/
5. О промышленной политике в Липецкой области: закон Липецкой области от 14.06.2001 г. № 144-ОЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/872603040
6. Концепция развития областного автономного учреждения «Центр кластерного развития Липецкой области» на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 гг. URL: http://ckr48.ru/
References
1. Tormysheva T. А. Rol' biznes-inkubatorov v in-novatsionnom razvitii Rossii [Role of business incubators in innovative development of Russia] // Mat-ly ezhegodnoj mezhdunar. nauchno-prakt. konf. studentov, aspirantov, doktorantov i prepodavatelej. 19 maya 2010 g. M.: 2010. S. 332.
2. Guseva M. S. Zona operezhayushchego ekonomi-cheskogo razvitiya kak instrument prostranstvennoj klaste-rizatsii ekonomiki [Zone of the advancing economic development as the tool of a spatial clustering of economy] // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2012. № 10 (96). S. 60-64.
3. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Lipetskoj oblasti na period do 2020 goda [The strategy of social and economic development of the Lipetsk region for
the period till 2020]. URL: http://www.city-strategy.ru/ upload/document/Strategy2020.pdf
4. Programma sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Lipetskoj oblasti na 2013-2017 gody (Zakon Lipetskoj oblasti ot 29.12.2012g. №108-OZ) [The program of social and economic development of the Lipetsk region for 20132017 (The law of the Lipetsk region from 29.12.2012 № 108-OL)]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/ liptesk/ 444458/
5. O promyshlennoj politike v Lipetskoj oblasti: zakon Lipetskoj oblasti ot 14.06.2001 goda №144-OZ [About industrial policy in the Lipetsk region the Law of the Lipetsk region «» from 14.06.2001 № 144-OL.]. URL: http://docs.cntd.ru/document/872603040
6. Kontseptsiya razvitiya oblastnogo avtonomnogo uchrezhdeniya «Tsentr klasternogo razvitiya Lipetskoj oblasti» na 2016 god i na planovyj period 2017 i 2018 gg. [The concept of development of regional autonomous institution «Center of Cluster Development of the Lipetsk Region» for 2016 and for planning period 2017 and 2018] URL: http://ckr48.ru/
* * *
REGIONAL CLUSTERS AS INSTRUMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY
IODA ELENA VASILYEVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: tibrioda@yandex.ru
IODA YULIA VLADIMIROVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: tibrioda@yandex.ru
BROSLAVSKY ILYA ANDREEVICH Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: tibrioda@yandex.ru
Success of the modern economy focused on knowledge in many respects depends on the organizational changes promoting commercialization of results of scientific and technical developments and not just on technical achievements, inventions and creation of knowledge. The long experience of management of innovative development of regions confirms that at this level for the purpose of creation and maintenance of the environment favoring to creation and active use of innovations there is an objective synergetic process forming the specific educations which received the name of innovative clusters. Their basis is synthesis of scientific, industrial, economic and social policy. First of all, structural and investment reorganization of economy in general, strengthening of foreign economic relations between territories characterize development of clusters at the regional level. Relationship in a cluster promotes development of progressive technologies, stimulates innovative activity. The cluster creates favorable conditions for development of specialized productions, including the auxiliary, serving and supporting character. For the last years a positive tendency characterizes dynamics of innovative development of the Lipetsk region in general. However growth rates of innovative development remain insignificant. A number of important features of this sphere complicates functioning of subjects of innovative activity. For increase in innovative activity of the region, there is development of the innovative environment, the cluster policy. The main objective of a clustering of the industry of the region consists in increase in competitiveness of economy, its certain spheres and branches due to achievement of synergetic effect of the interaction of participants of clusters connected with their geographically close arrangement, expansion of access to modern technologies, highly qualified staff and services of the specialized organizations, and also the decrease in expenses providing creation of prerequisites for implementation of joint projects and cluster initiatives.
Key words: region, innovations, clusters, concept of a clustering
E. V. IODA, YU. V. IODA, I. A. BROSLAVSKY