ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
ЧЕКМАЧЕВ ИВАН ЮРЬЕВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: tibrioda@ya.ru
ИОДА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: tibrioda@ya.ru
В статье обосновывается необходимость создания регионального инжинирингового центра с целью формирования эффективной инновационной инфраструктуры территории. Сегодня в России в условиях реализации стратегии модернизации промышленных мощностей, ускоренного инновационного развития объективно возникла ситуация платежеспособного спроса на усовершенствование технологических процессов и оборудования. Рынок инжиниринговых услуг в мире начал формироваться в начале XX в. в гражданском строительстве США, а к концу 50-х гг. инжиниринг стал самостоятельной областью международной коммерческой деятельности. Сегодня рынок инжиниринговых услуг является важной составляющей любой развитой экономики, при этом государственные заказы являются неотъемлемой частью портфелей всех крупных инжиниринговых компаний. Мировой объем рынка инжиниринговых услуг в 2013 г. составил более 530 млрд долл., а к 2020 г. ожидается на уровне порядка триллиона долларов США. В Советском Союзе инженерный опыт развивался параллельно с мировым, функции инжиниринговых компаний выполнялись научно-исследовательскими, конструкторскими, проектными, технологическими и опытными (экспериментальными) организациями. С распадом CCCР численность сотрудников проектных организаций в Российской Федерации сократилась в среднем в 4 раза, существенная часть необходимых компетенций была утеряна. Активное возрождение инжиниринга в современном понимании этого слова началось в Российской Федерации с началом реализации крупномасштабной инвестиционной программы в энергетическом секторе, запущенной РАО «ЕЭС России». К ключевым проблемам, ограничивающим развитие инжиниринга и промышленного дизайна в РФ, относятся: большая часть объемов российского рынка инжиниринга и промышленного дизайна принадлежит зарубежным компаниям; несоответствие услуг, предоставляемых российскими инжиниринговыми компаниями, мировым стандартам проектирования и создания новых продуктов и технологий их производства; отсутствие необходимых компетенций в области управления проектами и пользования специализированным программным обеспечением; технологическая отсталость производственной и испытательной базы российских инжиниринговых компаний и пр.
Ключевые слова: инновационная система, региональная инновационная инфраструктура, инжиниринговый центр, передача технологий, стратегия модернизации промышленных мощностей.
Масштабное внедрение новых технологий в промышленность возможно при сбалансированном развитии всех элементов производственной цепочки инновационной продукции: от научных исследований до массового производства продуктов на основе новой технологии. Передача технологии (результатов НИР и ОКР) подразумевает передачу специфической информации, касающейся регламентов производства, описания технологических процессов, необходимого технологического и вспомогательного оборудования для целей заказчика; проектирование, создание и передача в эксплуатацию производственного оборудования для запуска новых и модернизированных
производственных линий по заданным параметрам завершают передачу технологии.
В настоящее время в Российской Федерации при реализации стратегии по модернизации существующих промышленных мощностей и ускоренному инновационному развитию возникает платежеспособный спрос на усовершенствование производственных линий (технологические процессы и оборудование). Важнейшими параметрами технологического процесса становятся инженерно-техническое обеспечение запуска производства и оперативность внедрения технологических решений. При этом вновь разрабатываемые технологии усложняются, приобретая системный, все более комплекс-
ный характер, что, в свою очередь, усиливает спрос на специфическую деятельность, связанную с обеспечением процесса передачи новых технологий в производство - технологический инжиниринг. Скорость и качество инжиниринга приносят дополнительные конкурентные преимущества производственным компаниям, обеспечивая необходимый экономический эффект от внедрения новой технологии, масштабируемость и оптимизацию технологических процессов.
Мировой опыт показывает, что инжиниринг, как деятельность по разработке технологических решений под конкретного заказчика, может являться самостоятельной, коммерчески успешной при наличии у инжиниринговой компании определенного набора материально-технических средств, технологического оборудования, организационных и кадровых ресурсов в заявленной отрасли. Наиболее актуальными представляются задачи вовлечения в технологические цепочки существующих элементов материально-технической базы, концентрации и наращивания прикладных кадровых компетенций, адаптации лучших зарубежных образцов в данной сфере. В условиях нынешней концентрации государственных ресурсов на решение задач по модернизации экономики, появления специализированных институтов развития, возникают предпосылки для ускоренного развития инжиниринга в регионах. В этой связи создание и обеспечение условий для появления новых и развития существующих отечественных инжиниринговых компаний будет способствовать технологическому прорыву, привлечению инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики и общему росту промышленного производства как на региональном, так и на национальном уровне.
В качестве основных целей реализации мероприятий по созданию инжиниринговых центров в регионах можно определить:
1. Развитие деятельности по разработке и подготовке к промышленному внедрению оригинальных технологий, оборудования и продуктов на основе современной технологической базы в рамках поддержки групп авторов-разработчиков и организованных ими малых компаний.
2. Стимулирование крупных индустриальных заказчиков к внедрению большего количества инноваций [1].
Ключевым результатом достижения поставленных целей будет появление новых инновационных компаний или внедрение инновационных технологических процессов и оборудования в уже существующие.
Липецкая область на современном этапе - это мощный многоотраслевой и дифференцирован-
ный индустриальный центр, динамично развивающаяся территория с высоким потенциалом и растущей международной известностью [2].
Промышленный комплекс области, насчитывающий более двух тысяч крупных, средних и малых предприятий и организаций, является одним из ведущих секторов региональной экономики и располагает мощным производственным потенциалом. Около 40 % в валовом региональном продукте области составляет доля промышленного производства. Отрасль формирует до 45 % налоговых поступлений. Здесь сосредоточено основных фондов более чем на 200 млрд руб., т. е. около 40 % всех основных фондов области.
Почти третья часть работающих в Липецкой области занята на предприятиях промышленности, более 30 % которых работают в металлургическом производстве.
В области производится 17 % общероссийского производства стали, 24 % чугуна, 35 % холодильников и морозильников, 40 % стиральных машин, 38 % бетоносмесителей, 28 % почвообрабатывающих машин.
Стабильно высокими темпами развивается производство в большинстве отраслей промышленности. В 2000-2013 гг. среднегодовой темп роста промышленного производства составил 4,9 % (рис. 1).
Проводимая в регионе работа по диверсификации производства, отход от моноотраслевой структуры экономики позволили значительно снизить долю черной металлургии в общем объеме промышленного производства за счет повышения доли других отраслей. Только в 2013 г. доля металлургического производства (ОАО «НЛМК» без готовых металлических изделий) снизилась на 4 % и составила 54 % (всего промышленность - 414,7 млрд руб., в том числе ОАО «НЛМК» - 225,5 млрд руб.), а по сравнению с 2004 г. снижение составило 18 % (рис. 2).
По объему отгруженных товаров машиностроительного профиля область по-прежнему значительно опережает регионы ЦЧР (рис. 3).
С начала деятельности машиностроительной отрасли произведено продукции на сумму 4,1 млрд руб., в том числе в 2013 г. - 1,6 млрд руб.
Ежегодно в область ввозится товаров на сумму свыше 55 млрд руб. Часть продукции, комплектующих изделий, оборудования, ввозимых по импорту, могла бы производиться в регионе. На решение этой задачи направлены усилия по формированию в области территориальных промышленных кластеров.
Рис. 1. Динамика промышленного производства в Липецкой области за 2000-2013 гг.
Рис. 2. Структура промышленного производства по видам экономической деятельности в Липецкой области за 2004 и 2013 гг.
Рис. 3. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в производстве машин и оборудования по ЦЧ в 2013 г.
Важнейшим ресурсом производственно-технологического и социального развития региона, инструментом мобилизации его научно-технического, культурного и образовательного потенциала является инновационная деятельность [3]. В области созданы основные элементы инновационной инфраструктуры, усовершенствована нормативно-правовая база, сформирован реестр инновационных проектов Липецкой области, в который включено 19 проектов. Результаты, характеризующие инновационную активность предприятий региона, за последние 2-3 года сложились на достаточно высоком уровне (выше, уровня РФ и ЦФО).
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров организациями промышленности по Липецкой области за
2012 г. составил 10,9 % (5 место в ЦФО). Для сравнения: в целом по ЦФО - 10,2 %, по РФ -7,8 % (рис. 4).
Основные инновационные процессы происходят в обрабатывающих производствах.
В 2013 г. объем отгруженных инновационных товаров (работ, услуг) собственного производства в обрабатывающих производствах составил 44,8 млрд руб. или 109,8 % к уровню 2012 г.
В 2013 г. отмечается рост в производстве машин и оборудования (в 2,0 раза), в производстве резиновых и пластмассовых изделий (в 6,1 раза), целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности (в 5,3 раза), в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в 1,3 раза) (рис. 5).
Рис. 4. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, 2013 г.
Рис. 5. Рост объема отгруженных инновационных товаров (работ, услуг) собственного производства в обрабатывающих производствах
В декабре 2013 г. подписано соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой по интеллектуальной собственности («Роспатент») и администрацией Липецкой области. В качестве уполномоченной организации для практической
реализации условий Соглашения и взаимодействия с подведомственным Роспатенту Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный институт промышленной собственности» определено государственное бюджетное учрежде-
ние культуры «Липецкая областная универсальная научная библиотека».
В 2014 г. на базе данного учреждения создан Центр поддержки технологий и инноваций регионального уровня, основная задача которого - упрощение доступа к техническим знаниям и повышение эффективности использования патентной информации.
Важнейшей характеристикой уровня развития научной сферы является показатель величины внутренних затрат на научные исследования и
разработки и их доли в валовом региональном продукте.
В 2012 г. внутренние затраты на научные исследования и разработки в Липецкой области составили 143 млн руб., что на 28 % выше уровня 2011 г. (2011 г. - 111,5 млн руб.; 2000 г. - 22,8 млн руб.). По итогам 2013 г. данный показатель составил 210,6 млн руб. Доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в объеме валового регионального продукта за 2012 г. составила 0,05 % (в 2011 г. - 0,04 %, в 2010 г. - 0,03 %) (рис. 6).
Рис. 6. Динамика внутренних затрат на научные исследования и разработки
В целях повышения темпов и обеспечения устойчивого роста актуальной становится необходимость дальнейшей модернизации традиционных отраслей промышленного производства и создания конкурентоспособного высокотехнологичного сектора промышленности, в том числе субъектами малого и среднего бизнеса.
Основной целью модернизации и инновационного развития является выход экономики региона на современный, сравнимый с передовыми странами, уровень развития за счет стимулирования процессов технического перевооружения и реконструкции, внедрения наукоемких и энергоресурсосберегающих технологий, освоения новых конкурентоспособных видов продукции, сертификации системы менеджмента качества на соответствие международным стандартам, создание целостной инновационной инфраструктуры, интегрированной с высшим образованием и наукой [3; 4].
Модернизация экономики позволит освоить выпуск новой высокотехнологичной продукции, повысить производительность труда, занять достойные позиции на мировых рынках.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Липецкой области, среди основных стратегических направлений в сфере модернизации и технологического развития обозначены следующие:
- обновление производственных фондов, замена устаревшего оборудования и технологий на современные, более производительные;
- освоение производства продукции современного технологического уровня в масштабах, позволяющих местным товаропроизводителям занять достойные позиции на российском и мировом рынках;
- осуществление структурных сдвигов в экономике, формирование производственной структуры, отвечающей критериям развитой индустриальной страны. Это предполагает повышение доли продуктов с высокой добавленной стоимостью в валовом региональном продукте и экспорте.
Таким образом, в региональной политике существует направленность на формирование региональной инновационной системы, встраиваемой в российские исследовательские и технологические сети за счет устранения сдерживающих факторов и
обеспечения технологической модернизации основных секторов региональной экономики.
Следует отметить, что Липецкая область, обладая высоким научно-техническим потенциалом, тем не менее, характеризуется недостаточным уровнем развития инновационной системы, что является следствием:
- недостаточной инвестиционной привлекательности инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики;
- несовершенной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;
- технологической отсталости и, как следствие, низкой конкурентоспособности продукции некоторых отраслей промышленности;
- неразвитости сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка;
- отсутствия механизма реализации результатов интеллектуальной деятельности в реальный сектор высокотехнологичного производства;
- недостаточного уровня развития инфраструктуры региональной инновационной системы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;
- отсутствия системы экспертизы, конкурсного отбора и венчурного финансирования научно -технических проектов, обеспечивающих создание высокотехнологичной продукции;
- отсутствия венчурных организаций, работающих на принципах проектного финансирования и управления инновационными проектами.
Переход к активному варианту инновационного развития Липецкой области может быть достигнут при условии осуществления эффективной программно-целевой поддержки инновационной деятельности, опережающего развития сферы образования «генерации идей», обеспечения конкурентоспособности инновационного сектора, формирования эффективной инфраструктуры инновационной системы и стимулирования масштабной технологической модернизации отраслей экономики. Для этого потребуется:
- развитие инновационных технологий и направлений, обеспечивающих значительный межотраслевой эффект от их внедрения;
- повышение эффективности совместной информационно-организационной работы органов государственной власти Липецкой области и муниципальных образований по созданию и дальнейшему развитию технико-внедренческой зоны;
- формирование новых и повышение эффективности существующих элементов инфраструктуры региональной инновационной системы;
- консолидация бюджетных и внебюджетных ресурсов, предназначенных для поддержки приоритетных инновационных проектов;
- расширение государственно-частного партнерства в сфере развития инновационного сектора, финансирования инфраструктуры инновационной системы, исследований и разработок на основе долевого участия в проектах частного бизнеса.
Решение этих задач позволит создать такую региональную инновационную систему, которая обеспечит взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перевода экономики на инновационный путь развития. Инновационное развитие Липецкой области по активному варианту является необходимым условием перехода к «экономике знаний». Для этого также требуется развитие инфраструктуры региональной инновационной системы, обеспечивающей благоприятные условия для реализации инновационных проектов, коммер-циа-лизации всех типов инноваций - продуктовых и процессных (технологий), модернизации производственного потенциала региона, прежде всего в секторах, в которых регион обладает достаточным научно-техническим заделом для общероссийского и мирового лидерства. Ориентация экономической политики на поддержку и стимулирование инновационной деятельности позволит обеспечить рост конкурентоспособности отраслей экономики региона на основе поддержки экспортеров инновационной продукции и стимулирования модернизации промышленности на основе технологий, разработанных в Липецкой области [5; 6; 7].
К числу проблем перехода на активный вариант инновационного развития относится отсутствие площадок для связи промышленных производств и инжиниринговых компаний, для модернизации имеющихся производств, сложность их привлечения и входа на рынок.
Одним из инструментов решения этой проблемы является создание регионального Центра инжиниринга, способствующего развитию применения субъектами малого и среднего предпринимательства инновационных технологий, повышению технологической готовности [7].
Важной задачей Центра инжиниринга является вовлечение субъектов МСП в процесс реализации инноваций за счет объединения бизнеса и научно-технического потенциала, снижения затрат на проведение научных разработок и исследований, коммерциализации проведенных разработок и внедрения их в производство. Предприятия региона испытывают как явно выраженный, так и отложенный спрос на профессиональные инжиниринговые услуги, а также на услуги профессионального ин-
жинирингового оператора и координатора. Региональный Центр инжиниринга призван стать тем институтом, который интегрирует сложные для бизнес-структур инвестиционные проекты (за счет их наукоемкости и разноплановости), направленные на инновационное развитие отрасли и региона в целом. Создавая механизмы внедрения, управления, распределения и управления рисками, свойственных наукоемким проектам, проводя инжиниринг процессов, Региональный Центр инжиниринга (ИЦ) будет способствовать привлечению малого и среднего бизнеса в такого рода проекты [3; 4].
В настоящее время в Липецкой области отсутствуют полноценные инжиниринговые компании. Есть ряд компаний, которые предоставляют инжиниринговые услуги частично, путем внедрения собственных разработок в технологические и технические процессы, однако данные изменения не затрагивают производство в целом. Также отсутствуют предложения в сфере технологического аудита и разработки программ технологического перевооружения и модернизации. Предприятия региона испытывают как явно выраженный, так и отложенный спрос на профессиональные инжиниринговые услуги, а также на услуги профессионального инжинирингового оператора и координатора.
Региональный Центр инжиниринга будет являться основой для динамичного инновационного развития промышленности региона, продвижения ассортимента инновационной продукции на российском рынке, увеличения объема производства и продаж, проведения маркетинговых акций и аналитических исследований, связанных с деятельностью бизнес-сообщества, создания новых продуктов производства, востребованных на рынке, освоения новейших производственных технологий по наукоемким направлениям и формирования потенциала научных исследований и разработок. Основные цели создания организации сводятся к следующим:
- повышение технологической готовности субъектов малого и среднего предпринимательства за счет создания и проектирования технологических и технических процессов и объектов, которые реализуют указанные процессы;
- подготовка и обеспечение процесса производства и реализации инновационной продукции;
- расширение применения наноструктур и нанотехнологий в деятельности предприятий Липецкой области;
- содействие организации и реализации инвестиционных проектов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса;
- привлечение в область инжиниринговых компаний, а также помощь в создании новых про-
фильных компаний, контроль стандартов качества оказания инжиниринговых услуг;
- обеспечение взаимодействия между МСП и инжиниринговыми компаниями;
- обеспечение взаимодействия между МСП и финансовыми институтами (банками и лизинговыми компаниями), помощь в технологической модернизации субъектов МСП на льготных условиях;
- создание новых высокопроизводительных рабочих мест в регионе;
- внедрение новых технологий (инноваций) -коммерциализация НИОКР;
- формирование рынка инжиниринговых услуг для предприятий МСП;
- стимулирование инвестиционной деятельности, способствующей повышению уровня социально-экономического развития Липецкой области;
- обеспечение диверсификации и роста конкурентоспособности предприятий МСП Липецкой области.
Модернизация производственного или технологического процесса с привлечением Центра инжиниринга становится для предприятия-заказчика более инвестиционно привлекательной, поскольку требует умеренных затрат и связанных с этим рисков, минимальных временных и человеческих ресурсов по сравнению с самостоятельной разработкой.
С точки зрения развития инновационного сектора экономики, деятельность Центра позволяет:
- увеличить объемы выпуска инновационной продукции за счет внедрения инновационных технологий в уже отработанные производственные процессы;
- снизить себестоимость интеграции инновационных технологий в производственный процесс;
- упростить процесс вывода инновационной продукции на рынок за счет использования существующих каналов сбыта заказчиков;
- создать базу для появления крупных игроков, способствующих ускоренному развитию процесса коммерциализации новых технологий, за счет целенаправленного расширения своего технологического портфеля (путем покупки или регистрации собственной интеллектуальной собственности) и дальнейшего его внедрения в промышленный оборот.
Можно выделить ряд прямых задач, в решении которых Центр инжиниринга будет принимать непосредственное участие, и косвенных, в которых Центр будет выступать в роли одного из механизмов решения (рис. 7).
Основная функция Центра инжиниринга заключается в создании эффективной, действующей
системы поддержки и продвижения наукоемких, научной идеи до организации серийного выпуска инновационных проектов от момента зарождения продукции.
З а д а ч и ИП
Внедрение инновационных технологий в промышленность и в сельское хозяйство
ПРЯМЫЕ ЗАДАЧИ КОСВЕННЫЕ ЗАДАЧИ
Ч 9-
Обеспечение подготовки для региона востребованных кадров Обеспечение конкурентоспособности экономики области в связи со вступлением России в ВТО
Развитие широкого сотрудничества с зарубежными странами Создание новых рабочих мест в высокотехнологичных производствах
Обеспечение во всех муниципальных образованиях равной доступности услуг обслуживания бизнеса Повышение квалификации трудовых ресурсов для Липецкой области и других регионов России
Рис. 7. Стр;
Центр инжиниринга с современной инженерной инфраструктурой и поддержкой со стороны научного сектора призван обеспечить благоприятные условия для разработки, внедрения в производство и вывода на рынок наукоемкой призван способствовать системному развитию инфраструктуры поддержки высокотехнологичного бизнеса [8].
На завершающей стадии создания Центр должен выполнять следующие определенные функции:
- оказание консультационных и экспертных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства при разработке и реализации проектов модернизации и создания новых производств;
- предоставление инженерно-консультационных и проектно-конструкторских услуг, услуг расчетно-аналитического характера;
- подготовка технико-экономического обоснования реализации проектов модернизации и созданию новых производств;
- проведение аналитических исследований в области определения потребностей и потенциальных возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом диверсификации производства, применения передовых технологий,
1а задач ИЦ
повышения энергоэффективности, использования альтернативных источников энергии;
- мониторинг инжиниринговых компаний субъектов малого и среднего предпринимательства, разработка инструментов их продвижения;
- оказание содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках проектов по модернизации и (или) создания новых производств;
- предоставление комплекса консалтинговых, инвестиционных, офисных, рекламных услуг, услуг по сертификации продукции и защите интеллектуальной собственности, подготовке кадров и т. п.;
- подготовка для субъектов малого и среднего предпринимательства единых стандартов и унифицированных методических решений по применению технологий управления проектами в различных областях деятельности;
- обеспечение условий для подготовки менеджеров инновационных предприятий в области коммерциализации технологий и управления инновациями;
- участие в осуществлении региональной научно-технической и инновационной политики,
направленной на активизацию инновационной деятельности в малом предпринимательстве.
Ожидаемый эффект от организации Центра инжиниринга, прежде всего, должен принести следующие результаты:
- снижение стоимости опытно-конструкторских работ;
- технология «под ключ» - проект производства + сертифицированный продукт;
- ускорение процессов внедрения инноваций на промышленных предприятиях и вывод новых продуктов на рынок;
- завершение целостности системы внедрения и коммерциализации инновационных проектов от идеи до серийного производства;
- интеграция с элементами инновационной инфраструктуры Липецкой области;
- привлечение научного потенциала в Российскую Федерацию;
- подготовка высококвалифицированных кадров.
Эффективная реализация поставленных перед Центром инжиниринга целей и решения соответствующих задач требует работоспособной системы оперативного и стратегического управления. Структуру управления Центром инжиниринга предполагается построить по аналогии в уже существующих центрах (рис. 8).
Рис. 8. Структура управления Центра
Координацию и общее управление центром осуществляет руководитель Центра инжиниринга и руководство отделов при консультационном обеспечении экспертного совета. К руководящему составу относятся: руководитель образовательного отдела (осуществляет развитие центра как образовательной площадки), руководитель отдела инжиниринговых проектов и услуг (занимается формированием заказов, проектных групп и выполнением инжиниринговых проектов) и руководитель отдела развития инноваций и маркетинга (стимулирует и оказывает содействие в создании инновационных и технологичных компаний) [9].
Отделы разрабатывают собственную стратегию развития и осуществляют ее реализацию по своим направлениям, координируя деятельность ресурсных центров, проектных групп и других подразделений Центра.
Экспертный совет формируется из числа ведущих ученых, представителей предприятий и органов власти и принимает участие в разработке стратегии развития центра, осуществляя в дальнейшем участие в создании, реализации и экспертизе проектов (научной, технической, коммерческой и финансовой), координацию деятельности Центра инжиниринга, общественную поддержку и
networking (налаживание отношений, выстраивание связей) [10].
Функциональная структура Центра инжиниринга создается с учетом оптимального обеспечения выполнения задач, реализованного в виде комплекса предлагаемых услуг. Услуги центра можно сгруппировать в три основных блока: непосредственно инжиниринговые услуги, образовательные и консультационные услуги.
Основные направления деятельности ИЦ кор-релируются с методами продвижения услуг (рис. 9): маркетинг; плановое продвижение услуг повышения квалификации специалистов; развитие информационно-технологической базы; вступление в кластеры; плановое продвижение услуг по реализации НИР/НИОКР; взаимодействие с правительством РФ и регионов; взаимодействие с вузами; участие в конкурсах, грантах; международные проекты.
МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ УСЛУГ ИЦ
------~ ~ _____
Работа с участниками рынка Продвижение услуг Развитие имиджа проекта
Работа с кластерами Повышение квалификации Маркетинг
Работа с вузами НИР/НИОКР Правительственные программы
Международные проекты Развитие информационно-технологической базы Конкурсы, гранты
Рис. 9. Методы продвижения услуг ИЦ
Реализуя основные свои функции, региональный Центр решает задачи по формированию и развитию инновационной системы территории. С этой целью определены следующие направления, определяющие механизм управления региональной инновационной системой:
- организация работ по привлечению инвестиций в регион, создание в особо привлекательных районах города Липецка предприятий партнеров Центра инжиниринга и потребителей инновационной продукции;
- организация работ по привлечению заказчиков Центра инжиниринга;
- поиск перспективных инновационных идей и организация заказа на инновации;
- организация работ с предприятиями крупного бизнеса в вопросах разработки и поставки инновационного продукта;
- организация разработки, учета и размещение заказа на производство инновационного продукта, лабораторное испытание, доработка и внедрение новых технологий, создание имиджа, рекламы, банка данных инновационного продукта;
- организация изобретательской и патентной работы, регистрация, охрана и управление результатами интеллектуальной деятельности Центра инжиниринга. Организационное, методическое, информационно-консультационное и материально-
техническое обеспечение научно-инновационной деятельности Центра инжиниринга;
- маркетинговые услуги в продвижении инновационного продукта, разрабатываемого на площадке Центра инжиниринга;
- организация семинаров, конференций, получение заказов от участников на разработку инновационного продукта;
- конкурсная и договорная работа, организация инновационного взаимодействия с предприятиями, фондами и органами власти;
- продвижение продукции и услуг в Интернет, размещение объявлений и производственно-коммерческих предложений на сайтах и электронных досках объявлений;
- распределение производственных процессов между собственными производственными мощностями и потенциалом партнеров;
- внедрение иностранных технологий и адаптация текущей номенклатуры продукции европейских компаний к российским стандартам и требованиям с дальнейшей поэтапной локализацией производства на территории Центра инжиниринга;
- разработка и продажа конструкторской документации, включающей все этапы (техническое задание, утвержденное заказчиком, дизайн, эскизный проект, разработка и изготовление опытных
образцов, опытная эксплуатация, рабочий проект для серийного производства продукции;
- организация участия в российских и международных выставках;
- организация работ с предприятиями, успешно продвигающими инновационные разработки [3].
Литература
1. Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации: приказ Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 г. URL: http://www.garant.ru
2. Концепция деятельности ООО «Региональный Центр инжиниринга». Липецк, 2014. URL: http://www. admlip.rudoc/app/prom/pa_500_2013 .doc
3. Меньшикова В. И., Черкашнев Р. Ю. Методический инструментарий оценки результативности социально-экономической политики развития регионов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 3. С. 110-116.
4. Юрьев В. М., Бабаян В. Г., Гладышева А. В. Стационарные состояния как временные рамки устойчивости социально-экономических систем // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. № 1 (117). С. 20-26
5. Об инновационной деятельности в Липецкой области: закон Липецкой области от 27 октября 2010 г. № 425-ОЗ URL: http://www.garant.ru
6. О промышленной политике в Липецкой области: Закон Липецкой области от 14.06.2001 № 144-ОЗ (ред. от 14.07.2011) (принят постановлением 30 сессии II созыва Липецкого областного Совета депутатов от 07.06.2001 N 625-пс) URL: http://www. fpa.ru
7. Об утверждении государственной программы Липецкой области «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области: Постановление Администрации Липецкой области» от 7 ноября 2013 г. №500 URL: http://www. admlip.rudoc/app/prom/pa_-500_2013.doc
8. Осадчая Т. Г., Ботева С. Ю. Методологические вопросы устойчивого экономического роста: региональный аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2006. № 4 (44). С. 355-362.
9. Kozhevnikova T. M., Radyukova Ya. Yu., Stepicheva O. A. The place and role of natural monopolies in the globalizing economic space // Наука и технологии. 2013. Т. 1. № 3. С. 70-78.
10. Меньщикова В. И., Абдукаримов В. И. Приоритеты инновационного развития регионов России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12. С. 175-180.
References
1. Ob organizatsii provedeniya konkursnogo otbora sub"yektov Rossijskoj Federatsii, byudzhetam kotorykh v 2013 godu predostavlyayutsya subsidii iz federal'nogo byudzheta na gosudarstvennuyu podderzhku malogo i srednego predprinimatel'stva sub"yektami Rossijskoj Federatsii: prikaz Minekonomrazvitiya Rossii № 220 ot 24.04.2013 g. URL: http://www.garant.ru
2. Kontseptsiya deyatel'nosti OOO «Regional'nyj Tsentr inzhiniringa». Lipetsk, 2014. URL: http://www. admlip.rudoc/app/prom/pa_500_2013 .doc
3. Men'shhikova V. I., Cherkashnev R. Yu. Metodicheskij instrumentarij otsenki rezul'tativnosti sotsial'no-ekonomicheskoj politiki razvitiya regionov // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 3. S. 110-116.
4. Yur'yev V. M., Babayan V. G., Gladysheva А. V. Statsionarnye sostoyaniya kak vremennye ramki ustojchivosti sotsial'no-ekonomicheskikh sistem // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. № 1 (117). S. 20-26
5. Ob innovatsionnoj deyatel'nosti v Lipetskoj oblasti: zakon Lipetskoj oblasti ot 27 oktyabrya 2010 g. № 425-OZ URL: http://www.garant.ru
6. O promyshlennoj politike v Lipetskoj oblasti: Zakon Lipetskoj oblasti ot 14.06.2001 № 144-OZ (red. ot 14.07.2011) (prinyat postanovleniyem 30 sessii II sozyva Lipetskogo oblastnogo Soveta deputatov ot 07.06.2001 N 625-ps) URL: http://www. fpa.ru
7. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Lipetskoj oblasti «Modernizatsiya i innovatsionnoye razvitiye ekonomiki Lipetskoj oblasti: Postanovleniye Administratsii Lipetskoj oblasti» ot 7 noyabrya 2013 g. №500 URL: http://www. admlip.rudoc/app/prom/pa_-500_2013.doc
8. Osadchaya T. G., Boteva S. Yu. Metodologicheskiye voprosy ustojchivogo ekonomicheskogo rosta: regional'nyj aspekt // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2006. № 4 (44). S. 355-362.
9. Kozhevnikova T. M., Radyukova Ya. Yu., Stepicheva O. A. The place and role of natural monopolies in the globalizing economic space // Nauka i tekhnologii. 2013. T. 1. № 3. S. 70-78.
10. Men'shchikova V. I., Abdukarimov V. I. Prioritety innovatsionnogo razvitiya regionov Rossii // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 12. S. 175-180.
* * *
ENGINEERING CENTER AS ELEMENT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF THE REGION
CHEKMACHEV IVAN YURYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: tibrioda@ya.ru
IODA YELENA VASILYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: tibrioda@ya.ru
In article authors justified the need of creation of the regional engineering center for the purpose of formation of effective innovative infrastructure of the territory. Today in Russia in conditions of realization of strategy of modernization of industrial capacities, the accelerated innovative development objectively there was a situation of solvent demand for improvement of technological processes and the equipment. The market of engineering services in the world started being formed at the beginning of the XX century in civil engineering of the USA, and by the end of the 50th engineering became independent area of the international commercial activity. Today the market of engineering services is an important component of any developed economy, thus the state orders are an integral part of portfolios of all large engineering companies. The world size of the market of engineering services in 2013 made more than 530 billion dollars, and by 2020 it can be at the level about one trillion US dollars. In the Soviet Union engineering experience developed in parallel with world, the research, engineering, design, technological and experimental organizations had functions of the engineering companies. With disintegration of USSR the number of staff of the design organizations in the Russian Federation was reduced on average by 4 times, the essential part of necessary competences was lost. Active revival of engineering in modern understanding of this word began in the Russian Federation from the beginning of implementation of the large-scale investment program in the energy sector started by «UES of Russia». Key problems limiting development of engineering and industrial design in the Russian Federation are: the most part of volumes of the Russian market of engineering and industrial design belongs to the foreign companies; discrepancy of the services provided by the Russian engineering companies, to the international standards of design and creation of new products and technologies of their production; lack of necessary competences of area of management of projects and uses of the specialized software; technological backwardness of production and test base of the Russian engineering companies and so forth.
Key words: innovative system, regional innovative infrastructure, engineering center, transfer of technologies, strategy of modernization of industrial capacities.