Научная статья на тему 'Влияние технологических укладов на инновационное развитие территорий'

Влияние технологических укладов на инновационное развитие территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1157
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ТЕРРИТОРИИ / TECHNOLOGICAL WAY / MODERNIZATION / INNOVATIONS / TERRITORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иода Юлия Владимировна, Сулейманова Лейла Рамиз Кызы

В статье рассматривается влияние технологических укладов на уровень инновационного развития территории. Авторы определяют процесс «продуцирование - внедрение инновации» как процесс, предполагающий сетевое взаимодействие заинтересованных участников. При этом они обосновывают, что организация сетевого взаимодействия фирм-участников инновационного процесса является одним из условий ускорения процессов смены технологических укладов на всех иерархических уровнях отечественной экономике. Так, например, для становления инновационной активности муниципальных образований, не обладающих инновационным потенциалом и инфраструктурой, предлагается вариант организации их тесного сотрудничества с инновационными территориями-генераторами новых технологий и инноваций на основе сетевых принципов хозяйственного взаимодействия. Сегодня в стране и регионе достаточно остро стоит проблема структурно-технологического преобразования экономических комплексов в целях формирования производств современных технологических укладов, позволяющих создать конкурентоспособную экономику и обеспечить устойчивый экономический рост. По мнению авторов, главным двигателем смены технологических укладов в экономике выступает малое предпринимательство, демонстрирующее наибольшую динамику в приоритетных направлениях роста. Существующие механизмы развития малого промышленного бизнеса предполагают функционирование индустриальных и технологических парков, на отдельных территориях предпринимаются определенные шаги в части применения принципов и методов кластерной политики. Однако процесс динамичен и требует постоянного отслеживания и регулирования. Проведенный анализ на примере одного из регионов, позволяет предложить для тиражирования опыт взаимодействия сетевых структур и варианты программ повышения участия муниципалитетов в управлении инновациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF TECHNOLOGICAL WAYS ON INNOVATIVE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

The article considered influence of technological ways on the level of innovative development of the territory. Authors defined process «a producing introduction of an innovation» as the process assuming network interaction of the interested participants. Thus they prove that the organization of network interaction of participating firms of innovative process is one of conditions of acceleration of processes of change of technological ways at all hierarchical levels to domestic economy. So, for example, authors offered the option of the organization of their close cooperation with innovative territories generators of new technologies and innovations on the basis of the network principles of economic interaction for formation of innovative activity of the municipalities which don’t possess the innovative potential and infrastructure. Today in the country and the region the problem of structural and technological transformation of economic complexes for formation of productions of the modern technological ways allowing to create competitive economy and to provide sustained economic growth is particularly acute enough. According to authors' opinion, as the main engine of change of technological ways in economy is the small business showing the greatest dynamics in the priority directions of growth. The existing mechanisms of development of small industrial business assume functioning of industrial and technological parks, the certain territories make certain steps to parts of application of the principles and methods of cluster policy. However process is dynamic and demands continuous tracking and regulation. The carried-out analysis on the example of one of regions, allows to offer experience of interaction of network structures and versions of programs of increase of participation of municipalities in management of innovations for replication.

Текст научной работы на тему «Влияние технологических укладов на инновационное развитие территорий»

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ

ИОДА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: tibrioda@yandex.ru

СУЛЕЙМАНОВА ЛЕЙЛА РАМИЗ КЫЗЫ ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: leylashasul@mail.ru

В статье рассматривается влияние технологических укладов на уровень инновационного развития территории. Авторы определяют процесс «продуцирование - внедрение инновации» как процесс, предполагающий сетевое взаимодействие заинтересованных участников. При этом они обосновывают, что организация сетевого взаимодействия фирм-участников инновационного процесса является одним из условий ускорения процессов смены технологических укладов на всех иерархических уровнях отечественной экономике. Так, например, для становления инновационной активности муниципальных образований, не обладающих инновационным потенциалом и инфраструктурой, предлагается вариант организации их тесного сотрудничества с инновационными территориями-генераторами новых технологий и инноваций на основе сетевых принципов хозяйственного взаимодействия. Сегодня в стране и регионе достаточно остро стоит проблема структурно-технологического преобразования экономических комплексов в целях формирования производств современных технологических укладов, позволяющих создать конкурентоспособную экономику и обеспечить устойчивый экономический рост. По мнению авторов, главным двигателем смены технологических укладов в экономике выступает малое предпринимательство, демонстрирующее наибольшую динамику в приоритетных направлениях роста. Существующие механизмы развития малого промышленного бизнеса предполагают функционирование индустриальных и технологических парков, на отдельных территориях предпринимаются определенные шаги в части применения принципов и методов кластерной политики. Однако процесс динамичен и требует постоянного отслеживания и регулирования. Проведенный анализ на примере одного из регионов, позволяет предложить для тиражирования опыт взаимодействия сетевых структур и варианты программ повышения участия муниципалитетов в управлении инновациями.

Ключевые слова: технологический уклад, модернизация, инновации, территории.

Повышение конкурентоспособности российской экономики в целом и ее отдельных регионов предполагает, прежде всего, обновление производственной базы на инновационной основе. Сам по себе процесс «продуцирование - внедрение инновации» - процесс, предполагающий сетевое взаимодействие заинтересованных участников. Сформировавшиеся на платформе внедрения инновационные связи отличаются устойчивым, долговременным характером, впоследствии данные связи обладают потенциалом дальнейшего развития, диверсификации.

Организация сетевого взаимодействия фирм-участников инновационного процесса является одним из условий ускорения процессов смены технологических укладов в отечественной экономике.

В международном разделении труда сегодня выигрывают страны, обладающие технико-

инновационным потенциалом, которые первыми осваивают новые виды продукции современного технологического уклада, присваивая интеллектуальную ренту.

Проведенное исследование технологического уровня развития Липецкой области показывает, что технологическая многоукладность производства становится сегодня одной из главных проблем развития региональной и российской экономики. При этом надо отметить, что сама многоук-ладность - явление нормальное при условии, что низшие уклады сообщаются с высшими и постепенно сами замещаются. В российской же экономике, наряду с новейшими производствами, продолжают существовать производства устаревших технологических укладов, давно вытесненных с рынка развитых стран и не являющихся более носителями экономического роста. Как правило, они

убыточны и искусственно поддерживаются государством, их продолжающееся воспроизводство снижает эффективность народного хозяйства и затрудняет экономическое развитие. Поэтому анализ закономерностей и тенденций смены технологических укладов представляет большой интерес для понимания роли предпринимательства в решении проблем развития региональной экономики и промышленности, создания регионом конкурентных преимуществ, изучения тенденций развития наукоемких производств.

Технологический уклад (волна) - совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным. Термин введен в науку российскими экономистами Д. С. Львовым и С. Ю. Глазьевым [12].

Сегодня мир стоит на пороге 6-го технологического уклада. Его контуры только начинают складываться в развитых странах мира, в первую очередь - в США, Японии и КНР, характеризуются нацеленностью на развитие и применение биотехнологий, нанотехнологий, генной инженерии, мембранных и квантовыхтехнологий, фотоники, микромеханики, термоядерной энергетики. Синтез достижений на этих направлениях должен привести к созданию, например, квантового компьютера, искусственного интеллекта, обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой.

Согласно прогнозам, при сохранении нынешних темпов технико-экономического развития 6-й технологический уклад вступил в фазу распространения в 2010-2020 гг., а в фазу зрелости вступит - в 2040-е гг. При этом в 2020-2025 гг. произойдет новая научно-техническая и технологическая революция, основой которой станут разработки, синтезирующие достижения в вышеназванных базовых технологиях.

Для подобных прогнозов есть основания. В США, например, доля 5-го технологического уклада составляет 60 %, 4-го - 20 %. И около 5 % уже приходятся на 6-й технологический уклад. В России, к сожалению, технологический уклад пока не формируется. Доля технологий 5-го уклада составляет примерно 10 % (в военно-промышленном комплексе и авиакосмической отрасли), 4-го - свыше 50 %, третьего - около 30 %.

Однако, прежде чем рассуждать о возможностях российской экономики по переходу к новому технологическому укладу, необходимо проанализировать текущую ситуацию в отраслях промыш-

ленности и понять, каков инновационный задел отечественных предприятий и какова структура технологических укладов в настоящее время.

Что касается пятого и шестого укладов, в рамках нашего исследования пока не представляется возможным точно выделить эти данные (возможно лишь условное соотнесение), в классификации Федеральной службы государственной статистики РФ данные движущих отраслей пятого или шестого укладов отсутствуют. Тем не менее, независимые исследования показывают, что на пятый и шестой технологические уклады приходилось около 5 % объема выпуска промышленной продукции. Причем шестой технологический уклад, который определяет перспективы высокотехнологичного развития стран в будущем, в России практически отсутствует (меньше 1 %).

На рисунке 1 представлено соотношение технологических укладов в промышленном секторе региона на 2011 и 2013 гг. на основе сопоставления объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.

Как видно из рисунка 1, ситуация в регионе в среднем коррелирует с общероссийской. В Липецкой области преобладают производства, характерные для четвертого технологического уклада (83,91 % на конец 2013 г.) за счет увеличения отгруженной продукции в таких отраслях, как производство кокса, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования и др. Доля производств третьего технологического уклада остается на уровне 8-10 % (в среднем по России 30 %) (рис. 2).

Доля технологий и производств 5-го уклада составляет на конец 2013 г. 6,52 %, что на 2 % выше данного значения за 2011 г. Рост обусловлен увеличением отгрузки товаров в таких отраслях, как производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство резиновых и пластмассовых изделий и неметаллических минеральных продуктов.

Рассмотрим соотношение технологических укладов в экономике региона на основе сопоставления отгруженных инновационных товаров, работ и услуг по видам экономической деятельности. Такой анализ позволяет увидеть возможные точки роста в экономике и направленность инновационной активности региональных предприятий в контексте концепции технологических укладов. Следует отметить, что основным информационным источником для составления соотношения технологических укладов по объему отгру-

уи. V. ЮЭД, Ь. Я. 8иЬБУМАКОУА

женной инновационной продукции является статистический бюллетень «Инновационная деятельность в Липецкой области», сведения в кото-

ром сформированы на базе формы статистического наблюдения № 4 - инновация «Сведения об инновационной деятельности».

4 Тех 5 Тех

84%

Рис. 1. Соотношение технологических укладов в промышленности региона

Рис. 2. Соотношение технологических укладов в регионе по объему отгруженных инновационных товаров, работ и услуг по видам экономической деятельности

Можно отметить, что за 2013 г. произошло незначительное изменение соотношения технологических укладов по отгруженным инновационным товарам. Доли четвертого и пятого укладов изменились незначительно, произошло увеличение доли технологий и производств третьего технологического уклада с 4,46 до 7,51 %. Если сравнить полученные результаты с данными рисунка 1, то можно отметить, что самую большую долю в промышленном производстве занимает

четвертый технологический уклад (80-90 %), затем третий (5-8 %), наконец, технологии и производства пятого уклада занимают долю от 3 до 5 %. Соотношение технологических укладов в экономике региона на основе сопоставления отгруженных товаров, работ и услуг по видам экономической деятельности малых предприятий (МП) по состоянию на 1 января 2014 г. представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Соотношение технологических укладов по объему отгруженных товаров по видам экономической деятельности МП

Как видно из рисунка3, соотношение технологических укладов по отгрузке малых предприятий существенно отличается от промышленного производства и инновационной деятельности. Так, доля третьего технологического уклада близка к среднероссийскому значению и составляет 35,99 %, доля четвертого уклада - 37,49 %. Следует отметить, что малые предприятия как наиболее эффективные институциональные структуры трансфера технологий и диффузии инноваций успешно выпускают продукцию в рамках технологий и производств пятого технологического уклада, доля которого составляет 26,53 %.

Представим краткий обзор структуры технологических укладов. Основу третьего технологического уклада составляют производство пищевых продуктов (57,74 %) и добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (27,98 %), остальные отрасли данного уклада имеют примерно равные доли между собой.

Структура третьего уклада по объему отгруженной инновационной продукции в целом близка к ситуации в промышленном секторе - доминирует производство пищевых продуктов (93,48 %), доля текстильного и швейного производства составляет 6,34 %.

Ситуация в малом бизнесе несколько отличается. Так, доля производства пищевых продуктов составляет 61,01 %, примерно равные доли в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (13,76 %) и целлюлозно-бумажное производство (13,81 %). Третью группу отраслей составляют текстильное и швейное производство и обработка древесины и производство изделий из дерева (6,26 и 5,16 % соответственно).

Доля отраслей и производств четвертого технологического уклада в экономике региона является преобладающей. Основную долю в данном укладе занимает производство металлопродукции (45,42 %), что объясняется отраслевой спецификой региона. Доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 18,79 %, в то время как доля основных несущих отраслей технологического уклада - химическое производство, производство машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования - составляет соответственно 12,34, 5,01 и 5,72 %.

Структура рассматриваемого технологического уклада по объему выпуска инновационной продукции несколько отличается. Основную долю занимают технологии и производства: химическое производство (45,42 %), производство транспортных средств и оборудования (18,15 %),

производство металлопродукции (13,84 %) и производство машин и оборудования (8,65 %).

Пятый технологический уклад в настоящее время является целевым ориентиром для региональных и федеральных властей, который стал бы технико-инновационной основой экономического развития Липецкой области на достаточно длительный срок.

Доля самой перспективной отрасли (производство металлопродукции) составляет в среднем от 21,64 до 35,57 %.

Подводя общий итог проведенному исследованию структуры технологических укладов экономики региона, можно отметить, что структурно-технологические сдвиги в российской экономике в значительной мере осуществлялись стихийно, под воздействием текущих макроэкономических конкурентных преимуществ, что привело к межотраслевым перекосам и изменениям их структуры, свидетельствующим, по существу, о деиндустриализации производства в нашей стране. Произошла своеобразная перестройка «наоборот» - в сторону доминирования низкотехнологичных, энергоемких и экологически небезупречных отраслей.

Сегодня в стране и регионе достаточно остро стоит проблема структурно-технологического преобразования экономических комплексов в целях формирования производств современных технологических укладов, позволяющих создать конкурентоспособную экономику и обеспечить устойчивый экономический рост.

Итак, главным двигателем смены технологических укладов в экономике выступает малое предпринимательство, показывающее наибольшую динамику в приоритетных направлениях роста.

Не менее важным практическим вопросом выступает поиск перспективных точек роста предпринимательских сетей.

В Липецкой области в целях поддержки высокотехнологичного бизнеса и укрепления производственной базы малого инновационного предпринимательства используются особые экономические зоны регионального уровня, производственно-технологические центры, ряд других инструментов.

Сегодня среди обсуждаемых механизмов развития малого промышленного бизнеса рассматриваются индустриальные и технологические парки, предпринимаются определенные шаги в части применения принципов и методов кластерной политики.

Любое муниципальное образование (МО) может стать инновационно активным, поскольку имеет огромную базу возможного использования

УИ. V. IODA, Ь. К. SИLEYMANOVA

технических, технологических, организационно-экономических (управленческих) и других ресурсов. Отсутствие развитого инновационного потенциала не должно являться причиной его инновационной инертности. Для становления инновационной активности муниципальных образований, не обладающих инновационным потенциалом и инфраструктурой, необходима организация их тесного сотрудничества с инновационными территориями (генераторами новых технологий и инноваций) на основе сетевых принципов хозяйственного взаимодействия.

Муниципальное образование представляет собой пространственную среду, в которой живут люди. Его главной целью является создание благоприятных условий для проживания населения, повышение его уровня жизни, строительство и развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования предприятий. Традиционный подход, направленный на оптимизацию использования имеющихся на территории ресурсов, способствует лишь временному решению социально-экономических проблем территории, их «консервации». Последствия применения такого подхода неутешительны: наращивание технологической отсталости материальной и инфраструктурной базы муниципального образования, ухудшение демографической и экологической ситуации на территории МО, усиление существующих различий в уровнях жизни населения, живущего в разных пространственно-географических условиях и т. д. Для прогрессивного социально-экономического развития муниципальных образований необходим другой подход, направленный на активное использование во всех сферах жизнедеятельности муниципального образования инноваций и новых технологий. Втягивание в инновационный процесс муниципальных образований, не обладающих инновационным потенциалом, позволит завершить становление инно-вационности данных территорий.

За последние годы произошли значительные изменения в процессе выработки соответствующих стратегий экономического развития на местном уровне. Сегодня муниципалитетами самостоятельно ведется активная работа по организации малого и среднего инновационного предпринимательства вокруг крупных промышленных центров, которые обеспечивают рост налоговых поступлений в местные бюджеты, создание новых рабочих мест и увеличение объема отгруженной инновационной продукции.

Практически во всех муниципалитетах действуют программы поддержки малого и среднего бизнеса, уже приняты или ведется разработка му-

ниципальных программ (планов) инновационного развития территории.

Но в то же время наблюдается дальнейший рост социально-экономической дифференциации муниципалитетов.

Значительно усугубляет ситуацию пассивная модель взаимодействия, заключающаяся в следующем: крупные компании, инвестируют в производство, управляют компаниями и создают рабочие места, а органы власти собирают налоги и распределяют дотации и субвенции [2].

Противоречие в данном случае проявляется, с одной стороны, в позитивном влиянии, достигаемом консолидацией разнородных групп производств (или на базе комплекса крупного производства и смежных предприятий) значимых конкурентных преимуществ, как правило, на основе реструктуризации предприятий, внедрении эффективного менеджмента и благоприятной рыночной конъюнктуры, а с другой - фактически в реализации социально-экономической политики территории, подмене местных администраций в исполнении их функций.

Вместе с тем реализация инновационных проектов имеет конкретную территориальную привязку, что обеспечивает муниципалитетам непосредственную административную близость к объектам инвестиций и требует значительной концентрации в органах местного самоуправления функций административных посредников между регулирующими органами, сферы компетенции которых не входят в предметы ведения местных администраций.

Другой вариант данной ситуации формируется преобладанием тенденций возрождения конкурентных производств путем поглощения местных предприятий крупными федеральными или транснациональными корпорациями с удаленными (в прямом и переносном смысле) офисами.

Значительный административный ресурс «самоустранения» от участия в социально-экономической политике территории в данном случае несут так называемые инвестиционные соглашения стратегических инвесторов с региональными властями, служащие эффективным рычагом влияния.

Современная реформа местного самоуправления вкупе с перманентными новациями в федеративных отношениях с делегированием значительных полномочий (на практике носящих обязательный характер) не ведет за собой адекватного перераспределения источников доходов местных бюджетов.

Как следствие, в подавляющем большинстве муниципальных районов бюджетные средства на мероприятия по реализации инновационных программ не выделяются, суммарный объем средств местных бюджетов, выделенных в 2013 г. на 17 муниципальных программ, составляет чуть более 5,5 млн руб.

Ситуация в городских округах несколько лучше, общий объем выделенных средств по 3 программам составил около 11 млн руб. В тоже время общий объем выделяемых средств в рамках Областной целевой комплексной программы «Развитие инновационной деятельности в Липецкой области на 2011-2015 годы» в 2012 г. составил более 30 млн руб. [3].

Для консультационного сопровождения разработки и принятия таких программ и повышения участия муниципалитетов в управлении инновациями в рамках «Программы развития и использования научно-технического и инновационного потенциала Липецкой области на 2005-2010 годы» [4] и Государственной программы Липецкой области «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области» [5] в период до 2020 г. разработаны методические рекомендации по разработке муниципальных программ по развитию инновационной деятельности, что по существу играет значительную роль в активизации программно-целевой деятельности муниципалитетов.

Таким образом, отсутствие значимых рычагов влияния на развитие территории приводит к дальнейшему разрыву между уровнем инновационного развития территорий.

Литература

1. Глазьев С. Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов: науч. доклад. М.: 2007. URL: http:// www.Km.ru

2. Бабецкая-Кухарчук О. А., Морель М. Переход к рынку в России и его влияние на международную интеграцию: Препринт /УР2/2003/04. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

3. Развитие инновационной деятельности в Липецкой области на 2011-2015 годы: областная целевая

комплексная Программа (с измен. от 30 дек. 2011 г.). URL: http:// www.lipetskprom.ru/d/353152/d/postanovle-nie-ot-17-fevralya-2011-g.-n43.rtf

4. Программа развития и использования научно-технического и инновационного потенциала Липецкой области на 2005-2010 годы. URL: http:// www.Lcnti.lipe-tsk.ru

5. Государственная программа Липецкой области Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области: постановление администрации Липецкой области от 7 нояб. 2013 г. № 500. URL: http:// www.base.consyltant.ru

References

1. Glaz'ev S. Yu. Razvitiye rossijskoj ekonomiki v usloviyakh global'nykh tekhnologicheskikh sdvigov: much. Doklad [Development of the Russian economy in the conditions of global technological shifts: scientific report]. M.: 2007. URL: http:// www.Km.ru

2. Babetskaya-Kukharchuk O. А., Morel' M. Perekhod k rynku v Rossii i yego vliyaniye na mezhdunarodnuyu integratsiyu [Transition to the market in Russia and its influence on the international integration]: Preprint /UR2/2003/04. M.: GU VSHEH, 2003.

3. Razvitiye innovatsionnoj deyatel'nosti v Lipetskoj oblasti na 2011-2015 gody. Oblastnaya tselevaya kompleksnaya Programma (s izmen. ot 30 dek. 2011 g.) [Development of innovative activity in the Lipetsk region for 2011-2015. The regional target comprehensive program (with changes from 30 Dec. 2011)] URL: http:// www.lipetskprom.ru/d/353152/d/postanovle-nie-ot-17-fevralya-2011-g.-n43.rtf

4. Programma razvitiya i ispol'zovaniya nauchno-tekhnicheskogo i innovatsionnogo potentsiala Lipetskoj oblasti na 2005-2010 gody [The program of development and use of scientific and technical and innovative capacity of the Lipetsk region for 2005-2010]. URL: http:// www.Lcnti.lipe-tsk.ru

5. Gosudarstvennaya programma Lipetskoj oblasti Modernizatsiya i innovatsionnoye razvitiye ekonomiki Lipetskoj oblasti: postanovleniye administratsii Lipetskoj oblasti ot 7 noyabrya 2013 g. № 500) [State program of the Lipetsk region Modernization and innovative development of economy of the Lipetsk region: the resolution of the Government of the Lipetsk region from November 7, 2013 № 500)]. URL: http:// www.base.consyltant.ru

YU. V. IODA, L. R. SULEYMANOVA

* * *

INFLUENCE OF TECHNOLOGICAL WAYS ON INNOVATIVE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

IODA YULIA VLADIMIROVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: tibrioda@yandex.ru

SULEYMANOVA LEYLA RAMIZ KYZY Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: leylashasul@mail.ru

The article considered influence of technological ways on the level of innovative development of the territory. Authors defined process «a producing - introduction of an innovation» as the process assuming network interaction of the interested participants. Thus they prove that the organization of network interaction of participating firms of innovative process is one of conditions of acceleration of processes of change of technological ways at all hierarchical levels to domestic economy. So, for example, authors offered the option of the organization of their close cooperation with innovative territories generators of new technologies and innovations on the basis of the network principles of economic interaction for formation of innovative activity of the municipalities which don't possess the innovative potential and infrastructure. Today in the country and the region the problem of structural and technological transformation of economic complexes for formation of productions of the modern technological ways allowing to create competitive economy and to provide sustained economic growth is particularly acute enough. According to authors' opinion, as the main engine of change of technological ways in economy is the small business showing the greatest dynamics in the priority directions of growth. The existing mechanisms of development of small industrial business assume functioning of industrial and technological parks, the certain territories make certain steps to parts of application of the principles and methods of cluster policy. However process is dynamic and demands continuous tracking and regulation. The carried-out analysis on the example of one of regions, allows to offer experience of interaction of network structures and versions of programs of increase of participation of municipalities in management of innovations for replication.

Key words: technological way, modernization, innovations, territories.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.