Вахтанг БУРДУЛИ
Доктор экономических наук, завотделом Института экономики им. П. Гугушвили
(Тбилиси, Грузия).
Нанули АРЕВАДЗЕ
Доктор экономических наук, завотделом Института экономики им. П. Гугушвили
(Тбилиси, Грузия).
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РОСТА УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (НА ПРИМЕРЕ ГРУЗИИ)
Резюме
ассматриваются внешние и внут- анализированы пути улучшения струк-ренние причины недостаточного туры занятости по видам деятельно-уровня занятости в Грузии. Про- сти и регионам.
В в е д е н и е
Грузия — одна из немногих стран, где последствия постсоветского обвала экономики еще далеко не преодолены, хотя в последнее время и здесь наметилось ускорение роста ВВП и развитие некоторых отраслей инфраструктуры. В то же время задачи по оживлению экономики и увеличению занятости усложнились в связи с необходимостью преодолевать последствия августовской войны 2008 года и влияние глобального кризиса.
Без правильной реакции на сигналы глобального финансово-экономического кризиса невозможно избежать его серьезного воздействия на экономику страны и выполнить намеченную задачу роста занятости. Эта реакция предполагает как развитие экспортоориентированных производств (в малой стране открытость экономики значительно выше, и для преодоления чрезмерно отрицательного сальдо внешнеторгового баланса нужно значительно наращивать экспорт товаров и услуг), так и рост внутреннего товарооборота (внутристранового, внутрирегионального и межрегионального). А для этого помимо дальнейшего роста производства необходимо также обеспечить работающим достаточно высокий уровень зарплаты, а населению в целом — возможность получать дополнительные доходы в виде процентов на банковские вклады и облигации, дивидендов от акций и др. Кроме того, для увеличения массы предпринимателей и их доходов необходимо наряду с крупным бизнесом максимально поддерживать малый и средний бизнес. Этого можно добиться, создав в стране и ее регионах благоприятный инвестиционный климат и конкурентную среду.
Пути повышения занятости в современных условиях
Нынешний мировой кризис носит более глубокий характер, чем любая другая послевоенная рецессия. Его основной источник — постепенное нарастание несоответствий между финансовым и реальным секторами экономики, порождаемое научно-техническим прогрессом и соответствующим ростом производительности и снижением удельной материало- и энергоемкости продукции1. При этом необходимая институциональная и отраслевая реструктуризация обоих секторов экономики запаздывала в числе прочего из-за снижения значений и качества котировки ценных бумаг на фондовых биржах США — главной страны, обеспечивающей разработку и внедрение научно-технических достижений2.
Кризис вызвал резкий рост безработицы во многих странах, хотя современный уровень производительности труда и технологий позволяет свести безработицу до минимального уровня при продуманной организации технологических и институциональных структур, включая государственную и рыночную координацию перераспределительных структур. В таких странах, как США, где были разработаны специальные программы преодоления кризиса, уже заметны тенденции постепенного выхода из рецессии.
1 См.: Глазьев С. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики, 2009, № 3. С. 31.
2 США лидируют в разработке и экспорте новых технологий, затрачивая на их разработку и получая от их реализации значительные финансовые средства (см., например: Кушлин В. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления // Экономист, 2009, № 3. С. 6; Семенова Е. Возможности инновационного типа развития // Экономист, 2006, № 3. С. 100; Любимцева С. Инновационная трансформация экономической системы // Экономист, 2008, № 9. С. 31—33).
Грузию, как и некоторые другие малые страны, текущий финансово-экономический кризис затронул в меньшей степени. Причин для этого несколько: помощь развитых стран, высокая доля сельского населения, закрытие многих предприятий еще до кризиса, в ходе трансформационного процесса (их работники или эмигрировали, или сменили сферу деятельности, или остаются безработными; их численность еще до начала кризиса составляла в Грузии около 13% экономически активного населения). Но влияние кризиса все-таки проявилось как в финансовой сфере (например, многие работники банков, как и в ряде развитых стран, потеряли работу), так и в реальном секторе, в частности в ряде отраслей, где в предыдущие годы наблюдалось значительное оживление (например, в строительстве). Из-за опасений инвесторов в связи с кризисом и, в определенной степени, с августовской войной сократился приток иностранных инвестиций в создание новых предприятий в реальном секторе экономики. Однако ситуация в этой сфере уже начинает улучшаться.
Чтобы не допустить более серьезного воздействия глобального кризиса на экономику страны и преодолеть его последствия в сфере занятости, а также создать условия для обеспечения максимального уровня занятости, необходима современная институциональная и технологическая организация финансового и реального секторов на уровне страны в целом и ее регионов.
Рыночная конкуренция — движущая сила научно-технического прогресса. Рост производительности, развитие ресурсосберегающих технологий ведут к постепенной реструктуризации производства, то есть изменению пропорций между промышленностью, сельским хозяйством, сферой услуг, НИОКР и др. Вместе с этим изменяется спрос на рабочую силу в различных отраслях и сферах деятельности (например, меняются пропорции между промышленностью и сферой услуг в пользу последней). Растет спрос на работников, занятых в сложных технологиях и в высокоинтеллектуальных видах деятельности.
Рост производительности труда иногда вызывает высвобождение работников в тех или иных отраслях. В то же время постоянно растет спрос на рабочую силу в НИОКР, а также в отраслях, вспомогательных по отношению к основному производству (в том числе разного рода финансовых организациях, учреждениях, предоставляющих деловые услуги, природоохранных организациях и т.п.). Правда, в условиях современного кризиса число занятых в финансовой сфере, как отмечалось, сократилось, но, в принципе, оно должно восстановиться после удовлетворяющей современным условиям институциональной и производственно-технологической реструктуризации финансовых систем: налогово-бюджетной, финансово-кредитной, инвестиционно-фондовой, включая их контрольно-мониторинговую составляющую. Вместе с тем часть занятых в НИОКР и в сфере внедрения сосредоточена в промышленности, строительстве, а также на вспомогательных предприятиях, способствующих развитию сельского хозяйства, что поддерживает рост занятости.
Анализ структуры занятости
Чтобы судить о состоянии и качестве структуры занятости в Грузии и ее регионах и более четко установить региональные факторы роста занятости, необходимо проанализировать соответствующую статистическую информацию и учесть другие обстоятельства, повлиявшие на текущее состояние дел.
Обвал производства в 1991 году, разрыв традиционных производственно-кооперационных и торговых связей со странами постсоветского пространства вызвал небывалый рост безработицы, особенно в городах. Часть людей, оказавшись без работы, была вынуждена сменить профессию, часть — эмигрировать, часть — переселиться в деревню.
В начале 1990-х годов тяжелое положение в сфере занятости усугубилось из-за притока беженцев из абхазского региона в результате этнической чистки коренного грузинского населения в большинстве районов Абхазии. В 2008 году к ним добавились и коренные жители грузинской национальности из Цхинвальского региона.
Определенное представление о существующей в Грузии ситуации в сфере занятости можно получить, сопоставив показатель уровня безработицы в стране с показателями других государств.
В ежегоднике статистического департамента Грузии приведены показатели уровня безработицы в постсоциалистических странах, в странах Западной Европы, США, Китае, Японии. В 2006 году, по официальным данным, в Грузии был зафиксирован очень высокий показатель — 13,6% экономически активного населения (в среднем за год), хотя в предыдущие годы в некоторых странах этот показатель был еще выше. Из тех стран, показатели которых приведены в статистическом ежегоднике, данный показатель сопоставим с показателем Польши — 13,8% и Словакии — 13,4%. В Бельгии он составлял 8,5%, в Латвии — 9,0%, Финляндии — 8,7%, Казахстане — 7,8%, Чехии — 6,0%. В соседнем Азербайджане уровень безработицы составляет всего 1,3% (при том, что цифры по Азербайджану отражают только безработицу среди проживающих в городах, которая в большинстве стран заметно выше усредненного показателя по стране в целом)3.
О том, что в Грузии и ее регионах абсолютное число занятых резко сократилось, говорит и тот факт, что во всех городах страны население заметно уменьшилось (кроме Зугдиди, где в результате притока беженцев численность населения возросла почти в полтора раза — с 49,6 тыс. в 1989 году до 72,1 тыс. в 2008 году). Хотя беженцы расселялись и в других городах, однако там численность населения сократилась. Так, в Тбилиси в 2008 году проживали 1 106,5 тыс. чел., что составляет 89,0% от уровня 1989 года. В Рустави численность населения в 2008 году составляла 117,3 тыс. чел., или 73,8% от уровня 1989 года. Особенно сильно уменьшилось население в городах с монопродуктовой специализацией: в Чиатура с 28,9 тыс. до 13,7 тыс. (47,4% уровня 1989 г.), в Ткибули с 22,0 тыс. до
13,9 тыс. (63,2%).
Если принять во внимание столь значительное сокращение населения в городах, станет ясно, что количество рабочих мест уменьшилось намного сильнее, чем можно заключить из официальных показателей безработицы, рассчитываемых по отношению к тому экономически активному населению, которое осталось в городах, ведь миграция происходила в основном как раз из-за потери рабочих мест.
Насколько остро в Грузии стоит проблема занятости, видно из соотношения числа безработных, зарегистрированных в службах занятости, и числа имеющихся вакансий: в 2006 году на одну вакансию приходилось 66 зарегистрированных безработных. Только в 2005 году в службах занятости было вновь зарегистрировано 34,3 тыс. чел. (в добавление к тем, которые были зарегистрированы ранее): работу же через службы занятости получили только 3,4 тыс. чел.4
Для обеспечения роста занятости и увеличения доходов населения по стране в целом и в ее регионах необходимо улучшать структуру производства с учетом современных тенденций и необходимости максимизировать рост занятости.
Рассмотрим структуру занятости по сферам деятельности. Общая численность занятых колеблется в малых пределах (во всяком случае, до мирового финансово-экономического кризиса): в 2000 году численность занятых составляла 1 877,7 тыс. чел., в 2005-м — 1 744,6 тыс. чел., в 2006-м — 1 747,3 тыс. чел., в 2007-м — 1 704,3 тыс. чел.5 Доля занятых в сельском хозяйстве (включая охоту и лесное хозяйство) составляла в 2005 году 54,3%, в
3 Cm.: Statistical Yearbook of Georgia. Tbilisi: State Department for Statistics of Georgia, 2008. P. 318.
4 Cm.: Statistical Yearbook of Georgia. Tbilisi: State Department for Statistics of Georgia, 2006. P. 49.
5 Cm.: Statistical Yearbook of Georgia. 2008. P. 43.
2006-м — 53,4 %, в 2007-м — 53,4%6 (в большинстве развитых стран доля занятых в сельском хозяйстве не превышает 10%).
Продолжается сокращение рабочих мест в горнодобывающей промышленности. В 2000 году на нее приходилось 0,4% занятых, а в течение последних четырех лет ее доля колеблется в пределах 0,2%—0,3%. К сожалению, такая же тенденция наблюдается и в обрабатывающей промышленности (включая отрасли, производящие высокотехнологичные изделия или их компоненты, и перерабатывающие отрасли агропрома) — в 2000 году на нее приходилось 5,9% занятых, в 2006 году — 5,1%, в 2006-м — 4,7%, в 2007-м — 4,9%. А ведь во многих странах данная отрасль является главным источником доходов, в особенности экспортных поступлений.
Относительно хороший признак — рост доли занятых в строительстве. Однако выход из текущего мирового кризиса требует и иных путей обновления структуры экономики. Основные усилия должны быть направлены на создание новых рабочих мест и перераспределение занятых между сферами деятельности. Внешнеэкономический фактор требует координировать развитие строительства с современными мироэкономическими процессами. Фактор внутриэкономический требует наряду с офисным и жилищным сектором уделять больше внимания промышленному, гостинично-рекреационному и инфраструктурному строительству (в частности, сооружению объектов производственной инфраструктуры), а также строительству на селе (как жилищному строительству, так и сооружению разнообразных производственных объектов, причем без ущерба сельскохозяйственным угодьям).
Доля занятых в транспорте и связи колеблется от 4,0% в 2005 году до 4,2% в 2007 году. В развитых странах, как известно, эта доля, с учетом распространения компьютерно-информационных технологий, достаточно высока.
Тенденцию к незначительному росту числа занятых можно заметить в сфере коммунальных, социальных и личных услуг. В 2007 году ее доля составляла 2,6%. Растет этот показатель и в сфере торговли и ремонта автомобилей, бытовой техники и предметов личного потребления (к сожалению, в ежегоднике данные по отраслям торговли и ремонта не разделяются; их совокупная доля составляет 10,8%).
Из приведенных данных очевидно, что серьезная реструктуризация и обеспечение на этой основе роста занятости и доходов — необходимое условие экономического развития Грузии. Современная структура экономики очень отсталая: крайне низок удельный вес обрабатывающей промышленности по сравнению с показателем 1990 года и с показателем развитых стран. Это вызвано целым рядом причин. Среди них — накопившийся к 1990 году большой объем устаревших неконкурентоспособных технологий, использование которых было бессмысленно ввиду невозможности реализовать производимую на них продукцию; разбазаривание на предприятиях пригодных для использования технологий (например, продажа оборудования в качестве металлолома, который долгое время занимал первое место в списке экспортной продукции); резкий разрыв технологических связей и, как результат, торговых связей по реализации потребительской продукции (впрочем, последнее было характерно для всех постсоветских стран и даже затронуло некоторые капиталистические страны, имевшие тесные экономические взаимоотношения с Советским Союзом). Выжили только некоторые предприятия (например, производящий удобрения «Азот», цементные заводы, хлебопекарные и некоторые другие предприятия пищевой промышленности), на продукцию которых существовал устойчивый спрос на различных рынках.
В последнее время не обращали должного внимания на создание предприятий перерабатывающей промышленности и необходимой для их функционирования инфра-
6 См.: Statistical Yearbook of Georgia. 2008. P. 44—45.
структуры. Если сравнить численность занятых в этих сферах с созданной там добавленной стоимостью, то выйдет, что в промышленности (к сожалению, в условиях резкого снижения ее объема и численности занятых в ней работников) на одного занятого приходится примерно в 10 раз больше созданной добавленной стоимости, чем в сельском хозяйстве. Это свидетельствует, во-первых, о не совсем точном учете продукции, произведенной в домашних хозяйствах, во-вторых, о преувеличении в статистических материалах реальной численности занятых в сельском хозяйстве, в третьих, о недостаточно высокой производительности труда в сельском хозяйстве (из-за отсутствия техники, вспомогательных производств, консультационных и иных необходимых служб и по другим причинам).
В Грузии высокий уровень безработицы обусловлен, помимо прочего, недостаточной скоростью роста, вернее, недостаточностью механизмов обеспечения роста занятости в тех сферах, которые наиболее востребованы в странах с рыночной экономикой. В современных условиях отставание во внедрении современных технологий оказывается одной из главных причин неспособности многих местных производителей конкурировать с импортной продукцией. Исправить такое положение невозможно без надлежащей помощи со стороны государственных и частных институционально-финансовых структур и других необходимых организаций содействия бизнесу. В Грузии давление импорта таково, что объем его превышает объем экспорта на 4 млрд долл., или более чем в четыре раза.
Заслуживает внимания информация о доходах занятых в региональном разрезе (к сожалению, в статистических ежегодниках последних лет (после 2004 г.) такие данные не представлены). В 2004 году в целом по Грузии средняя номинальная зарплата занятых по найму составляла 156,8 лари7, в том числе по регионам: Тбилиси — 218,7 лари, Аджарская АР — 155,1 лари, Гурия — 89,0 лари, Имерети — 110,3 лари, Кахети — 83,7 лари, Мцхета-Тианети — 89,2 лари, Рача-Лечхуми и Нижняя Сванети — 69,3 лари, Самцхе-Джавахети — 103,8 лари, Квемо Картли — 142,8 лари, Внутренняя Картли — 112,0 лари8. Несмотря на то что информация представлена за 2004 год, она в определенной мере актуальна и на сегодняшний день. Как видно из приведенных данных, имеет место значительный разброс уровня доходов занятых в разных регионах (при этом пропорции очевидно не очень изменились за последние годы). Поэтому эта информация заслуживает внимания с точки зрения разработки и проведения региональной политики по увеличению и определенному выравниванию доходов населения по регионам Грузии в процессе реструктуризации экономики. Очевидно, что необходима более подробная информация о численности и характеристиках экономически активного населения по регионам, с тем чтобы выработать обоснованную стратегию роста занятости и доходов занятых, привлечения в регионы новых технологий и увеличения из них экспорта продукции и т.д.
Что же касается среднемесячной зарплаты занятых в разрезе видов деятельности, то имеется возможность проследить ее динамику за последние годы. В 2004 году среднемесячная зарплата занятых в экономике в целом была 156,8 лари, а в 2008-м — 534,9 лари, в том числе: в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве соответственно 68,0 и 299,3 лари; в рыбном промысле — 60,1 и 211,1 лари; в горнодобывающей промышленности — 179,5 и
808,9 лари; в обрабатывающей промышленности — 183,8 и 510,5 лари; в производстве и распределении энергии, газа и воды — 259,2 и 738,3 лари; в строительстве — 264,5 и 597,3 лари; в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования — 107,9 и 510,6 лари; в гостиницах и ресторанах — 70,3 и 333,6 лари; в транспорте и связи — 229,1 и 667,7; в финансовой деятельности — 739,3 и 1 343,5 лари; в опера-
7 В последнее время курс лари колеблется в пределах 1,62—1,67 лари за доллар.
8 См.: Statistical Yearbook of Georgia. Tbilisi: State Department for Statistics of Georgia, 2005. P. 71—72.
циях с недвижимостью, аренде и услугах 125,5 и 540,1 лари; в государственном управлении — 192,4 и 869,5 лари; в образовании — 88,7 и 243,7 лари; в здравоохранении и социальном обеспечении — 80,3 и 305,8 лари; в сфере коммунальных, социальных и персональных услуг — 123,2 и 408,7 лари9.
За последние годы уровень заработной платы во всех сферах постепенно растет. Однако этот рост еще не так велик, чтобы широкие слои населения могли участвовать в динамичном товарообороте, а без этого невозможно эффективное развитие экономики страны и ее регионов.
Региональные факторы роста занятости и рационализации ее структуры
К региональным факторам роста занятости, на наш взгляд, относятся расширение государственной и рыночной координации развития предпринимательства и социальноэкономической сферы; создание и функционирование действенного механизма региональной финансовой системы (налогово-бюджетной, финансово-кредитной и инвестиционно-фондовой); региональная диверсификация производства в городах и на селе; развитие инфраструктуры товаропродвижения (в том числе в экспортных целях) в регионах; создание системы профессиональной подготовки и переподготовки работников с учетом конкретных условий регионов и экономической конъюнктуры и др.
Все эти факторы можно разделить на факторы-действия, обеспечивающие реализацию намеченной стратегии, и факторы-обстоятельства, которые необходимо учитывать при разработке и реализации стратегии регионального развития.
Факторы-действия, которые должны обеспечить рост занятости и рационализацию ее структуры:
1) Расширение функций региональной государственной и рыночной координации10 — один из самых значительных факторов обеспечения роста занятости в регионах и рационализации ее структуры по видам деятельности. Эта мера связана с определенной децентрализацией некоторых функций управления, расширением полномочий и ответственности территориальных звеньев государственного управления (при одновременном усилении контрольных функций Центра, в особенности по отношению к использованию средств, выделяемых центральными государственными органами для реализации на территориальном уровне определенных программ). Развитие же функций рыночной координации выражается, например, в создании и функционировании различных ассоциаций предпринимателей, которые заключают с государственными органами договоры, определяющие взаимные обязательства (например, установление центральными или территориальными государственными органами налоговых или других преференций предпринимателям в обмен на расширение ими экспорта или создание допол-
9 См.: Statistical Yearbook of Georgia. Tbilisi: State Department for Statistics of Georgia, 2009. P. 47.
10 См.: Григорьев С. Местное управление в Великобритании // Вопросы экономики, 1991, № 9; Boud-ville J.-R. Problems of Regional Economic Planning. Edinburg, 1996; Бурдули В. Координация социального и экономического развития на региональном и локальном уровне. Тбилиси: Меридиан, 2006 (на груз. яз.); Абесадзе Р., Бурдули В. Пути инновационного развития в условиях глобализации. В кн.: Сборник научных трудов Института экономики им. П. Гугушвили. Т. I. Тбилиси: Издательство института экономики им. П. Гугушвили, 2008 (на груз яз.); Одинцова А. Территориальное управление во Франции // Вопросы экономики, 1991, № 5.
нительных рабочих мест; подобные договоры могут заключаться и с отдельными крупными компаниями), или же в создании таких ассоциаций предпринимателей, которые в установленных рамках определяют условия добросовестной конкуренции (например, по определению средних цен на определенные продукты на определенных рынках в определенный промежуток времени11). Такие ассоциации могут инициировать мероприятия по улучшению условий на каком-либо рынке (например, по увеличению занятости, развитию инновационной деятельности и др.).
2) Установление в регионах действенного механизма финансового обеспечения. В развитых странах он охватывает три основные ветви: налогово-бюджетную12, финансово-кредитную и фондово-инвестиционную системы (две последние включают специальные совместные фонды, аккумулирующие государственные и частные средства; банки или их региональные филиалы; рынки акций, облигаций, других ценных бумаг; венчурный капитал)13.
3) Механизмы стимулирования региональной диверсификации производства. Регионы или другие территориальные единицы, специализирующиеся на производстве одного или нескольких продуктов, часто попадают в депрессивное состояние. Так, специализирующиеся лишь на добыче сырья (каменный уголь и марганец) города Грузии Ткибули и Чиатура в процентном выражении потеряли намного больше населения, чем остальные города страны. В развитых странах этот факт уже давно принимается во внимание, и, чтобы не допустить возникновения экономической депрессии подобного типа, в системы координации регионального развития включается механизм стимулирования региональной диверсификации производства. На селе это выражается в учете природных условий, потребностей в том или ином продукте и возможностей экспорта, необходимости севооборота или же сохранения ценных многолетних культур. В городах это учет потребностей регионов и страны в целом в производимых товарах, а также учет необходимости обновления технологий. Таким образом, диверсификация регионального производства представляет весомый фактор увеличения занятости и сохранения ее на высоком уровне.
4) Создание структур и организаций в сельской местности. На селе необходимо создавать, с учетом специфики каждого региона, организационно-экономические структуры, позволяющие интенсифицировать сельское хозяйство и по мере возможности производить экологически чистую продукцию. Это помогло бы обеспечить работой и доходами достаточно большое количество экономически активного населения.
В некоторых регионах необходимо также создавать и развивать государственные и, в особенности, частные вспомогательные центры и хозяйства (консультационные, селекционные, племенные и др.). Вместе с тем большое внимание следует уделить использованию интеллектуального потенциала14. Ведь общеизвестно, что действенное использование в частных хозяйствах как новых, так и традиционных технологий требует наличия соответствующих знаний.
11 См.: Маневич В. О закономерностях становления рынка // Вопросы экономики, 1993, № 3.
12 См.: Беридзе Т., Исмаилов Э., Папава В. Центральный Кавказ и экономика Грузии. Баку: Нурлан, 2004. С. 114—123 (см. также: Бурдули В. Указ. соч. С. 86—137).
13 См.: Бурдули В. Указ. соч. С. 139, 144—148.
14 См.: Абесадзе Р. Факторы экономического развития. В кн.: Сборник трудов Института экономики им. П. Гугушвили АН Грузии: «Проблемы развития рыночной экономики Грузии». Т. IV. С. 60—61 (на груз. яз.); Абесадзе Р., Сарчимелия Р., Аревадзе Н., Мелашвили М. Проблемы экономического развития и прогнозирования. Тбилиси: Универсал, 2004. С. 20—21 (на груз. яз.).
5) Развитие региональных центров притяжения. В таких центрах, в том числе и особых экономических зонах инновационного и экспортно-промышленного направления, наряду с объектами основного производства должны действовать и вспомогательные структуры финансового и нефинансового назначения. Эти центры могут стать основным звеном обеспечения роста занятости.
6) Развитие инфраструктуры товаропродвижения на селе и в городе. Такие инфраструктуры,
■ во-первых, помогут расширить возможности для сбыта и для оптимизации номенклатуры произведенной продукции;
■ во-вторых, будут способствовать повышению конкурентоспособности продукции;
■ в-третьих, обеспечат работой определенное количество работников, в том числе специалистов-маркетологов.
Особо следует выделить важность специализированных организаций това-ропродвижения. Они содействуют экспорту товаров и услуг, занимаются закупками, консультируют по вопросам маркетинга, разработки оптимальной стратегии выхода на зарубежные рынки (для чего в развитых странах существуют соответствующие организации, в частности исследовательские институты)15.
7) Разработка специальных программ с соответствующим финансовым обеспечением. Такие программы разрабатываются во многих странах для ускорения развития регионов и относительного выравнивания их уровня, а также для содействия росту занятости16.
8) Создание центров переподготовки кадров. Это необходимо из-за развития технологий и устаревания некоторых видов деятельности. В ряде развитых стран такие центры предусмотрены законодательством, обеспечены соответствующими организационными и финансовыми ресурсами, создаются и действуют как на государственном (преимущественно региональном), так и на корпоративном уровне. В некоторых странах даже стабильно трудоустроенным работникам государство предоставляет возможность бесплатно освоить альтернативные специальности. Это позволяет им в случае потери рабочего места быстро трудоустроиться в другой сфере деятельности. В настоящее время практика переподготовки является одним из факторов сохранения в регионах высокого уровня занятости даже в условиях кризисных явлений в отдельных сферах деятельности.
9) Развитие коммунальных, коммуникационных и др. объектов вспомогательного производства (например, на селе — мелиоративных служб) как общегосударственного, так и регионального масштаба также является важным фактором роста уровня занятости, создавая возможность трудоустройства как на строительстве объектов, так и при их эксплуатации.
15 См.: Добросоцкий В. Государственное регулирование продовольственного рынка (зарубежный опыт) // МЭиМО, 2000, № 9; Семенова Е. Указ. соч.
16 См.: Никитина М. Модели инновационного развития на примере республики Турция // МЭ и МО, 2006, № 3; Семенова Е. Указ. соч.; Сенчагов В.К. О японском опыте управления // Вопросы экономики, 1990, № 5; Тацуно Ш. Стратегия — технополисы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989; DidierP. Le Nord — Pas-de-Calais fase aux nouvelles dynamiques economiques: pratiques et enjeux de l’amenagement regional // Hommes et terres nord, 1989, No. 4; Martin P., Nonn H. Strategies des acteurs publics en Alsace en matiere de developpement economique et d’amenagement: 1982—1989 // Hommes et terres nord, 1989, No. 4.
Факторы, отражающие обстоятельства (тенденции, особенности, требования), которые следует принимать во внимание при разработке стратегии социального и экономического развития страны и ее регионов:
1) Фактор глобализации. В условиях глобализации расширяются возможности и набор инструментов региональной координации социально-экономического развития. Это относится как к регионам, охватывающим ряд стран, так и — что особенно важно для нашего исследования — к регионам внутри отдельных стран. Возможность переноса (распространения) современных технологий и размещения их в различных регионах отдельных стран усиливает межстрановую, а внутри страны — межрегиональную конкуренцию за внедрение выгодных производств во всех сферах экономической деятельности (финансовой, промышленной, переработке сельскохозяйственной продукции, инновационной и т.д.). Использование этих преимуществ глобализации может помочь Грузии в создании новых рабочих мест и относительном выравнивании технологического уровня ее регионов.
2) Постоянная реструктуризация экономики в целом и в рамках отдельных регионов. Она необходима, чтобы ускорить реализацию генерируемых научно-техническим прогрессом новшеств. Данная задача требует появления множества средних и, в особенности, мелких предприятий. Это, в свою очередь, вызывает рост спроса на работников, создает возможность для их эффективного распределения по сферам деятельности. Процесс реструктуризации затрагивает как страну в целом, так и ее регионы и представляет, при правильной его координации, самый значительный фактор роста и рационализации структуры занятости. Этот фактор является фактором-обстоятельством (обусловленным научно-техническим прогрессом и глобализацией) и фактически представляет собой предпосылку перехода на новый производственно-технологический ук-лад17. В то же время он является и фактором-действием, для осуществления которого необходимо разработать и реализовать соответствующую программу в условиях тесного взаимодействия государственных и рыночных механизмов в регионах.
3) Проведение правильной экономической политики при интенсификации сельскохозяйственного производства и применении новых технологий в сельском хозяйстве. В Грузии, в отличие от многих стран, эти процессы не обязательно должны приводить к сокращению удельного веса сельских жителей в общей численности населения. Во-первых, в Грузии вообще не практикуется использование сезонной рабочей силы; во-вторых, для производства сравнительно экологически чистой сельскохозяйственной продукции необходимо максимально использовать органические удобрения, а для их переработки требуется дополнительная рабочая сила; в-третьих, сложность рельефа требует постоянных работ по укреплению и облагораживанию почв (в некоторых районах Грузии — террасного земледелия), что создает потребность в дополнительной рабочей силе. Поэтому в Грузии возможно избежать резкого изменения в соотношении численности городского и сельского населения и придать этому процессу постепенный характер.
4) Увеличение численности населения в городах на уровне регионов, в особенности в региональных центрах. В них должно развиваться производство на основе использования новых конкурентоспособных технологий. Развитие в регионах го-
17 См.: Глазьев С. Указ. соч. С. 27, 31.
родов — центров притяжения18 (в английской терминологии — growth poles, growth centers, centers of gravity)19, а также особых экспортно-промышленных и инновационных экономических зон. Это в условиях продуманной структурной политики поможет увеличить в регионах долю занятых в наукоемких и других актуальных сферах деятельности.
Пути развития региональной экономики с учетом местных факторов роста занятости и рационализации ее структуры
В настоящее время в регионах страны должна осуществляться политика обеспечения роста занятости и рационализации ее структуры с учетом всех обстоятельств, способствующих достижению эффективной занятости (реструктуризация, трудоустройство молодежи, регистрация безработных, определение вариантов их подготовки, переподготовки и обеспечения работой и др.). Для этого в структуре региональных органов власти необходимо создавать специальные организации, занимающиеся разработкой стратегий социально-экономического развития регионов20 (на наш взгляд, целесообразно было бы включить в их состав и подразделения по подготовке и реализации программ обеспечения занятости). Важным фактором роста и поддержания занятости как на селе, так и в городе является диверсификация регионального производства. Ее стратегию должны разработать местные органы управления с привлечением научно-исследовательских организаций.
Региональные «моногорода» зачастую впадают в экономическую депрессию из-за падения спроса на соответствующий продукт. В селе же такую ситуацию могут вызвать и неблагоприятные природные обстоятельства или чрезмерное воздействие на какую-либо культуру или породу скота естественных вредителей (грибков, бактерий, гусениц). В постсоветских странах еще не полностью преодолены такие причины экономической депрессии, как использование устаревших технологий, производящих неконкурентоспособную продукцию, отставание сферы НИОКР, а также отсутствие вспомогательных производств, обеспечивающих внедрение и эксплуатацию новых технологий.
Ясно, что монопродуктовое и монокультурное хозяйство ни в городе, ни на селе не способно обеспечить стабильное экономическое развитие, в особенности в условиях глобализации. В этих условиях диверсификация производства и создание механизма своевременного обновления технологий становится главным инструментом достижения высокого уровня занятости.
Без создания в регионах действенного механизма финансового обеспечения и стимулирования экономической деятельности невозможны никакие другие меры по увеличению занятости. Такая система в развитых странах включает региональную бюджетно-налоговую систему, доходная часть которой включает и трансферты от центра в регионы, а также финансово-кредитную систему (банки или их региональные филиалы,
18 См., например: Кузьмин С., Кузьмин Д. К становлению местного самоуправления: экономика и социальное развитие населения // Экономист, 2003, № 3. С. 57.
19 См., например: Growth Poles and Growth Centres in Regional Planning / Ed. by A Kuklinski. Paris, The Hague, 1972.
20 См.: Didier P. Op. cit.; Martin P. Op. cit.
специальные региональные фонды, в которых мобилизуются государственные и частные средства). Эти две системы частично являются смежными и обе играют значительную роль в обслуживании реального сектора экономики. Механизмы взаимодействия финансовых систем с производством должны быть выстроены таким образом, чтобы обеспечивать и стимулировать своевременное внедрение новых и обновление действующих технологий.
В регионах необходимо также создавать вспомогательную нефинансовую инфраструктуру, без которой невозможно развитие современного конкурентоспособного производства и, следовательно, обеспечение роста занятости. В городах в такую инфраструктуру входят консультационные (консалтинговые) центры (в том числе содействующие сельскохозяйственной деятельности), инжиниринговые фирмы, маркетинговые и другие организации и предприятия товаропродвижения, инкубаторы бизнеса, центры профессиональной переподготовки. В деревне это селекционные и племенные станции (фирмы), объекты долгосрочного хранения продуктов (холодильники, элеваторы, картофелехранилища и т.д.), службы-фирмы, обеспечивающие мелиоративные и рекультивационные работы, природоохранное техническое обслуживание и др.
Без развития региональных центров притяжения невозможно надлежащее размещение упомянутых структур. Центры притяжения — это главное ядро размещения предприятий не только основного, но и вспомогательного сектора. В течение последних десятилетий в регионах многих стран возникли центры притяжения нового типа — технополисы, экспортно-промышленные зоны, технопарки21. Два первых можно совместить с городами — центрами притяжения. Технопарки же могут размещаться как в подобных городах, так и на других подходящих территориях22. Создание и развитие таких структур потребует привлекать капитал, в том числе иностранный.
Такие центры представляют собой важный фактор роста экономики и региональной занятости, а также улучшения сальдо внешнеторгового баланса. Без их создания в современных условиях невозможно достичь конкурентоспособности продукции и обеспечить своевременное обновление технологий.
3 а к л ю ч е н и е
В настоящий период рост занятости и улучшение ее структуры по видам деятельности в Грузии и ее регионах сдерживается рядом внешних и внутренних обстоятельств, в число которых входят как проблемы незавершенной посткоммунистической трансформации, так и проблемы, связанные с мировым финансово-экономическим кризисом. Вместе с тем сам мировой экономический кризис вызван рядом обстоятельств, требующих перехода к новому технологическому укладу.
В связи с этим необходимо, с учетом особенностей развития каждого региона, разработать и провести в жизнь специальные стратегии и программы по обеспечению развития конкурентоспособных производств в реальном секторе экономики. Здесь следует наметить конкретные цели регионального экономического и социального развития, определить механизмы и инструменты государственного и рыночного содействия развитию современного технологического уклада в городах и на селе. Предусмотрены меры эффективного использования регионального потенциала (в том числе трудового и интеллектуального), координации обновления эффективных традиционных технологий, принципы и механизмы содействия выбору наиболее перспективных производств. Успех во многом
21 См.: Никитина М. Указ. соч.; Семенова Е. Указ. соч.
22 См.: Абесадзе Р., Бурдули В. Указ. соч.
будет зависеть от правильного выбора соответствующих институциональных форм организации и взаимодействия производств и механизмов стимулирования развития малых и средних предприятий. Только осуществление таких комплексных мер, на наш взгляд, может способствовать обеспечению роста занятости и рационализации ее структуры как в целом в Грузии, так и в ее регионах.