Научная статья на тему 'Проблемы повышения уровня самодостаточности экономики Грузии (структурно-отраслевой аспект)'

Проблемы повышения уровня самодостаточности экономики Грузии (структурно-отраслевой аспект) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ГРУЗИИ / УРОВЕНЬ САМОДОСТАТОЧНОСТИ ЭКОНОМИКИ / СТРУКТУРНО-ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурдули Вахтанг

В статье рассмотрены проблемы, связанные с повышением уровня самодостаточности экономики Грузии на основе улучшения ее отраслевой структуры, диверсификации и увеличения объемов экспорта, а также расширения масштабов импортозамещающего производства. Предлагается определенное понимание структурного эффекта (преимущественно его структурно-отраслевых аспектов) и исследуются способы его оценки. При этом главная роль отводится оценке уровня самодостаточности экономики. Уровень самодостаточности экономики Грузии исследован в разрезе укрупненных отраслевых групп; предложены направления улучшения ее отраслевой структуры (путем опережающего роста приоритетных отраслей). Определены направления совершенствования стратегии и инструментов структурно-отраслевой политики Грузии; приняты во внимание возможности, предоставляемые положениями (установками, предписаниями) соглашения об ассоциации страны с ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения уровня самодостаточности экономики Грузии (структурно-отраслевой аспект)»

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ САМОДОСТАТОЧНОСТИ ЭКОНОМИКИ ГРУЗИИ (СТРУКТУРНО-ОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТ)

Вахтанг БУРДУЛИ

доктор экономических наук, заведующий отделом Института экономики им. Пааты Гугушвили (Тбилиси, Грузия)

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены проблемы, связанные с повышением уровня самодостаточности экономики Грузии на основе улучшения ее отраслевой структуры, диверсификации и увеличения объемов экспорта, а также расширения масштабов импортозамещающего производства.

Предлагается определенное понимание структурного эффекта (преимущественно его структурно-отраслевых аспектов) и исследуются способы его оценки. При этом главная роль отводится оценке уровня самодостаточности

экономики. Уровень самодостаточности экономики Грузии исследован в разрезе укрупненных отраслевых групп; предложены направления улучшения ее отраслевой структуры (путем опережающего роста приоритетных отраслей).

Определены направления совершенствования стратегии и инструментов структурно-отраслевой политики Грузии; приняты во внимание возможности, предоставляемые положениями (установками, предписаниями) соглашения об ассоциации страны с ЕС.

КЛЮЧЕВЫЕ экономика Грузии, уровень самодостаточности

СЛОВА: экономики, структурно-отраслевая политика.

_

Введение

Прошло уже более 20 лет после начала в Грузии посткоммунистической трансформации экономики, но показатели макроэкономического развития страны до сих пор неутешительны. Относительно высокие темпы экономического роста, наблюдавшиеся в отдельные годы в первом десятилетии XXI века, объясняются тем, что отсчет был начат от постобвального периода.

В 1990-х годах было свернуто производство во многих отраслях (в том числе и в тех, которые выпускали достаточно конкурентоспособную продукцию); по ряду причин1 происходил сильный спад в сельском хозяйстве. Объемы импорта товаров и услуг превосходили экспорт, а по ряду групп отраслей и весь объем внутреннего производства, что свидетельствовало о крайне низком уровне самодостаточности экономики страны.

В этой связи на политическом форуме «Вызовы экономического роста для Грузии», состоявшемся 18 февраля 2014 года в Тбилиси, премьер-министр И. Гарибашвили отметил необходимость повысить международную конкурентоспособность экономики Грузии, а также расширить и диверсифицировать экспорт и производство импортозамещающих товаров, в том числе продуктов питания2, с целью обеспечения высоких темпов реального хозяйственного роста, ориентированного на кардинальное улучшение макроэкономических параметров.

Для улучшения ситуации необходимо радикально изменить отраслевую структуру экономики на основе опережающего роста приоритетных отраслей; это позволит достичь высокого структурного эффекта, определяемого улучшением важнейших макроэкономических показателей. Чтобы обеспечить необходимый для этого динамизм хозяйственного развития, следует детально оценить недостатки современной отраслевой структуры экономики и наметить пути ее улучшения (реструктуризации) на основе соответствующего совершенствования механизмов государственной и рыночной координации.

«Структурный эффект» и его оценка

Как было отмечено в начале статьи, вслед за постсоветским обвалом экономика Грузии утратила многие важные отрасли. В ряде наших трудов3 были охарактеризованы некоторые недостатки современной структуры отраслей экономики Грузии и обсуждались как пути реанимации традиционных отраслей, так и возможности становления новых.

Однако в сравнительно небольшой стране нет возможности ни восстановить все пришедшие в упадок отрасли, ни создать новые. В некоторых секторах экономики (например, в

1 Большинство причин спада в сельском хозяйстве рассмотрены в следующих наших работах: Бурдули В. Генезис и пути преодоления аграрного кризиса в Грузии // Proceedings of International Scientific-Practical Conference Dedicated to the 90-th Birth Anniversary of Professor George Papava «Actual Problems of Economies of Post-Communist Countries at Current Stage». Tbilisi, 2013. P. 20—27; Абесадзе Р., Бурдули В. Структурные и инновационные проблемы экономического развития. Тбилиси: Изд. Института экономики П. Гугушвили ТСУ, 2014. Глава VII. § 7.2. Причины аграрного кризиса 2006—2012 годов в Грузии. С. 206—216; и др.

2 См.: Гарибашвили И. Очень слаба международная конкурентоспособность страны [http://www.radiokalaki.ge/ index.php?cid=39&act=view&id=11892] (на груз. яз.).

3 См.: Бурдули В., Абесадзе Р. Отраслевая, технологическая и организационно-институциональная структура экономики Грузии в условиях глобализации // Кавказ & Глобализация, 2013, Том 7, Выпуск 1—2; Бурдули В. Пути развития отраслевой и технологической структуры экономики страны в условиях глобализации // Ekonomisti, 2012, № 3 (на груз. яз.); Абесадзе Р., Бурдули В. Указ. соч.; а также др.

сельском хозяйстве и пищевой промышленности) должны в полном масштабе функционировать все входящие в них подотрасли, что позволит в максимально возможной степени удовлетворять потребности населения страны и, где это возможно, наращивать объемы экспорта продукции (например, цитрусовых, других фруктов и вина). В некоторых секторах (например, в легкой промышленности и производстве строительных материалов) целесообразно по возможности равномерно развивать (или реанимировать) большинство входящих в них отраслей с учетом роста их экспортного и импортозамещающего потенциала.

Между тем Грузия не имеет возможности успешно развивать все отрасли энергетики или высоких технологий. В подобной ситуации необходимо выбрать наиболее приоритетные из этих отраслей и сосредоточить усилия предпринимателей и государства на их ускоренном развитии. Поэтому при принятии правительством решений о координации развития, а представителями бизнеса — о размещении инвестиций важно оценивать ситуацию как в целом (сквозь призму всей отраслевой структуры), так и по группам отраслей.

Вместе с тем при осуществлении отраслевой реструктуризации необходимо ориентироваться на получение «структурного эффекта», которое «должно лежать в основе построения и реализации «национальной экономической модели»4.

По определению профессора Т. Беридзе, под содержанием «структурного эффекта» (это понятие требует дальнейшей разработки со стороны экономистов) можно подразумевать «оптимальную комбинацию секторов и подсекторов экономики, обуславливающую максимальную экономическую эффективность». При этом на вопрос Т. Беридзе о том, как измерить структурный эффект, очень трудно найти однозначный ответ. По всей видимости, таким показателем может служить удельный вес базовых (профильных) отраслей в общем объеме производства, причем содержание «структурного эффекта» может трансформироваться по мере прогрессивных изменений5.

На наш взгляд, оценивать «структурный эффект» можно с помощью показателей роста экспортного потенциала и импортозамещения, выпуска высокотехнологичной продукции и др. (в том числе на основе использования критериев приоритетности отраслей), которые систематизированы в первом параграфе нашей статьи6.

Однако, на наш взгляд, самой важной характеристикой «структурного эффекта» является уровень самодостаточности экономики. Его основными индикаторами являются

— высокий уровень самодостаточности в разрезе групп отраслей (для отраслей пищевой и легкой промышленности, промышленности строительных материалов и энергетики важен также коэффициент самообеспечения);

— положительное сальдо объемов экспорта-импорта в разрезе групп отраслей.

Самодостаточности хозяйства (оцениваемой с помощью показателя «внутреннее производство, включая экспорт минус импорт») в некоторых группах отраслей можно достичь не посредством быстрого роста производства во всех из них, а за счет нескольких выбранных. При этом экспорт их продукции будет компенсировать импорт по товарным позициям других отраслей этой группы (а в идеале превышать импорт).

В связи с этим в данной статье проведен анализ состояния структуры отраслей экономики в разрезе таких групп, как энергетика, сельское хозяйство, пищевая промышленность, металлургия, высокие технологии и т.д., и оценены перспективы развития отдельных из них.

4 Беридзе Т. Национальная экономическая модель: aльтернатива глобализации? // Кавказ & Глобализация, 2007, Том 1 (3). С. 69.

5 См.: Там же.

6 См.: Бурдули В., Абесадзе Р. Указ. соч.

Отметим, что по некоторым секторам (группам отраслей) такая группировка отраслей в известной мере условна. Например, в статистике высокотехнологичных отраслей не учтено станкостроение, которого в Грузии ныне нет; ввиду отсутствия отдельных данных в статистической отчетности при группировке показателей не было возможности внести в обобщенные отраслевые показатели данные, например, по генной инженерии и некоторым другим высокотехнологичным отраслям, более связанным с биохимией, медициной, фармацевтикой и сельским хозяйством, при том что их доля в обобщенных отраслях мизерна. Несмотря на это, подобная группировка позволяет оценить состояние экономики в разрезе секторов и, следовательно, наметить в них приоритетные для развития отрасли и целенаправленно осуществить необходимую структурную трансформацию экономики.

В настоящей работе недостатки отраслевой структуры выявляются и обсуждаются в разрезе групп отраслей (с учетом внутреннего производства, экспорта и импорта по товарным позициям), а предлагаемые общие направления ее совершенствования нацелены на достижение значительного эффекта. Целенаправленные изменения отраслевой структуры должны координироваться на основе соответствующего совершенствования механизмов государственного и бизнес-регулирования; этому вопросу посвящен последний подраздел данной статьи.

Об актуальности примененного в статье структурного подхода свидетельствует, в частности, одна из интернет-публикаций7, в которой в определенной последовательности (совершенствование отраслевой структуры, структурные изменения в механизмах координации) приведены рекомендации ОЭСР (в данном случае для России), направленные на достижение роста ВВП в ближайшие 2—3 года. Подобный подход к определению приоритетов развития на основе анализа внутреннего производства, экспорта и импорта (в более укрупненном, агрегированном виде) использован в статье известного экономиста В. Оболенского8 (в частности, в подразделах, озаглавленных: «Воспроизводственная открытость российской экономики», «Есть ли шанс уменьшить зависимость от внешних рынков?», «Какой должна быть роль государства в новой индустриализации?», «Межотраслевой баланс», «Инвестиции, денежная политика и индустриализация» и т.д.).

Таким образом, актуальность подобного исследования не вызывает сомнений.

Анализ структуры экономики в разрезе секторов (групп отраслей) экономики

Анализ динамики структуры ВВП по видам экономической деятельности позволяет оценить, в какой мере осуществляются прогрессивные структурные сдвиги в разрезе агрегированной классификации отдельных отраслей. Для такого анализа использованы данные из таблицы статистической отчетности «Процентная структура ВВП в разрезе видов экономической деятельности»9 и таблицы «Цепные индексы роста ВВП»10 (в этих таблицах процентная струк-

7 ОЭСР: Ускорение роста ВВП в РФ возможно лишь в случае структурных реформ // Новости Google, 19 ноября

2013.

8 См.: Оболенский В. Внешнеэкономические связи России: некоторые уроки глобального кризиса // Вопросы экономики, 2012, № 5.

9 National Accounts of Georgia. 2011. Statistical Publication. Tbilisi: National Statistical Office of Georgia, 2013. P. 26.

10 См.: Ibid. P. 28.

тура ВВП в разрезе отраслей рассчитана с использованием ежегодных текущих цен, а цепные индексы — в постоянных ценах 2003 г.).

Как видно из указанных таблиц , удельный вес сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и рыболовства в общем объеме ВВП страны упал с 16,7% в 2005 году до 8,8% в 2011 году. Причем происходило и абсолютное падение объемов ВВП сельского хозяйства: объем ВВП, произведенного в сельском хозяйстве в 2010 году, составил 77,3% от объема, произведенного в 2005 году, а в 2011 году — 83,5%п. Удельный вес не имеющей больших перспектив горнодобывающей отрасли (кроме добычи сырья для промышленности строительных материалов) в общем объеме ВВП страны стабильно низок: 0,9—1,2%. После того как было свернуто строительство Худонской ГЭС, в электроэнергетике новые мощности почти не появлялись. Несмотря на это, удельный вес ВВП в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды был достаточно стабильным (2,8—3,2%, а в 2008 г. — 2,6%).

С точки зрения улучшения макроэкономических индикаторов наиболее важно опережающее развитие отраслей перерабатывающей промышленности. Однако удельный вес произведенного в них ВВП на протяжении рассматриваемого периода почти не менялся и колебался в пределах 9,1—9,9% (в 2007 г. он составил 8,1%). Вместе с тем в 2011 году объем ВВП перерабатывающей промышленности по сравнению с 2005 годом возрос на 68,3% (это было выше роста общего объема ВВП страны на 37,6%). Несмотря на это, ввиду сравнительно невысокого исходного объема ВВП перерабатывающей промышленности такие темпы роста не являлись удовлетворительными.

Вместе с тем львиная доля перерабатывающей промышленности приходится на производство пищевых продуктов, напитков и табака (в 2011 г. она равнялась 40,8%). Продукция металлургической промышленности составляла 17,4% от общего объема выпуска продукции в промышленности, а производство в разделе «прочие неметаллические минеральные изделия» — 10,2%12 (более полная информация об отраслях перерабатывающей промышленности приводится ниже).

В 2007 году удельный вес строительства в общем объеме ВВП по сравнению с 2011 годом снизился с 9,1% до 6,7%. Это произошло,

■ во-первых, по причине низкого уровня строительства в стране объектов промышленного назначения, а

■ во-вторых, из-за снижения спроса на жилье среди значительной части населения, имеющей мизерные доходы.

Растет удельный вес ВВП торговли и некоторых других видов услуг, что в настоящее время характерно для успешно развивающихся стран. Одновременно произошло определенное насыщение сферы потребления информационными технологиями, и поэтому ее удельный вес в общем объеме ВВП начал уменьшаться.

На основе анализа динамики отраслевой структуры ВВП можно сделать вывод, что в 2005—2011 годах общий удельный вес реального сектора (промышленность, сельское хозяйство, строительство13, транспорт и связь), обеспечивающего основной объем экспорта, посте-

11 Проблемы сельского хозяйства и смежных с ним отраслей промышленности подробно рассмотрены нами в отдельных трудах (см., например: БурдулиВ. Генезис и пути преодоления аграрного кризиса в Грузии и др.). Поэтому причины спада в этой отрасли и пути оживления производства в данной статье описаны кратко, только в той мере, которая необходима для сохранения общей логики исследования.

12 Рассчитано по данным таблицы «Объем выпущенной продукции в разрезе видов экономической деятельности в промышленности»: Statistical Yearbook of Georgia. 2012. Tbilisi: National Statistical Office of Georgia, 2013. P. 140—141.

13 Строительство, естественно, не вносит вклад в экспорт.

пенно снижался в пользу сферы услуг (торговля, государственное управление, здравоохранение, социальная помощь и т.д.). Будь исходные параметры отраслевой структуры более благоприятными, это было бы не так уж и плохо. Однако в сегодняшних условиях реальное улучшение макроэкономических параметров (в особенности экспортно-импортного сальдо, достижение равновесных параметров которого имеет решающее значение в обеспечении стабильного развития страны) станет возможным лишь в случае опережающего развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. (Из сервисных отраслей исключение составляет только туризм, опережающее развитие которого также может внести значительный вклад в улучшение экспортно-импортного сальдо.)

Именно поэтому ниже рассматривается ситуация в ряде особо значимых промышленных отраслей, отраслей сельского хозяйства и некоторых других отраслей реального сектора. При этом отраслевой структурный анализ выполнен в разрезе агрегированных отраслей (т.е. секторов и групп отраслей). При этом показатели выпуска продукции в исследуемых отраслях сопоставлены с показателями экспорта и импорта соответствующей продукции (в денежном выражении) с определением уровня самодостаточности по группам отраслей и, там, где это целесообразно, уровня самообеспечения.

В статистической отчетности существуют балансы по основным продуктам питания; они дают возможность исследовать уровень самообеспечения отдельными их видами. В качестве примера могут послужить некоторые данные, приведенные в таблице баланса мяса в натуральном выражении (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели баланса мяса (тыс. т)

^ — 2006 2007 2008 2009 2010 2011 I 2012 ^

Внутреннее производство 83,3 73,0 57,3 54,3 56,4 49,3 42,6

Импорт 32,9 53,3 62,1 61,9 61,9 71,3 77,5

Экспорт 1,2 0,8 0,2 0,7 1,2 0,9

Ресурсы в целом = Совокупное использование 128,1 123,3 118,8 120,2 123,1 122,4

Коэффициент самообеспечения, % 58 48 47 48 41 36

y m c m o 4 h u k: Agriculture of Georgia. 2012. Statistical Publication. Tbilisi: National Statistical Office of ^ 1 Georgia, 2013. P. 78. 1

\ J)

Приведенная таблица наглядно демонстрирует изменения ситуации в производстве и потреблении мяса. Однако строить подобные балансы по непищевым продуктам (за исключением некоторых отраслей легкой промышленности и промышленности строительных материалов) нецелесообразно. Как отмечалось выше, рост импорта по некоторым позициям товарных групп (групп отраслей) по сравнению с внутренним производством может быть весьма значительным. В стране с эффективной отраслевой структурой экономики он, как правило, компенсируется большим объемом экспорта других товаров, производимых какой-либо отдельной отраслью в том же секторе (группе отраслей).

Поэтому для оценки эффективности отраслевой структуры страны в целом необходимо сопоставлять объемы выпуска продукции в разрезе групп отраслей с объемами экспорта и импорта товаров, систематизированных по соответствующим группам. Это позволяет оценить

уровень самодостаточности в разрезе той или иной группы отраслей (энергетики, пищевой и легкой промышленностей и т.д.), агрегированных в соответствии с задачами исследования.

В первую очередь рассмотрим сектор энергетики. В Грузии, как известно, фактически нет месторождений нефти и природного газа, в связи с чем удельный вес их импорта в объеме совокупного импорта очень высок; в 2011 году он составил 16,3% (12,9+3,4%), или 1 893 млн лари (1 503 млн + 390 млн14)15.

В настоящее время внутреннее производство нефти и нефтепродуктов в Грузии ничтожно, их удельный вес в совокупном выпуске продукции промышленности не превышает 0,01%. В этих условиях очень важно увеличивать внутреннее производство электроэнергии, причем рост ее производства должен быть достигнут не за счет использования импортированного сырья, а посредством использования возобновляемых ресурсов, в первую очередь гидроэнергетических.

В 2011 году удельный вес «производства и распределения электроэнергии, газа и воды» в совокупном выпуске всей промышленности составлял 13,8% (888,3 млн лари). Таким образом, улучшение энергетического баланса Грузии (с точки зрения сбалансированности экспортно-импортного сальдо) возможно только с помощью опережающего развития гидроэнергетики. Между тем на протяжении всего посткоммунистического периода развитию гидроэлектроэнергетики в Грузии не уделялось должного внимания, и потому в настоящее время больше половины электроэнергии в стране вырабатывается за счет использования импортируемых углеводородов (преимущественно газа).

Определенную роль может также сыграть использование солнечной энергии; эту возможность следует учесть при разработке структурно-отраслевой политики Грузии (в частности, при определении стратегии развития отраслей энергетики).

Теперь рассмотрим структурные параметры в сфере производства продовольственных товаров. Объемы их экспорта и импорта в разрезе гармонизированной системы товарных групп в статистической отчетности16 представлены по четырем разделам:

1) живой скот и продукты животного происхождения;

2) продукты растительного происхождения;

3) жиры и масла;

4) готовые пищевые продукты, напитки, табак.

Чтобы получить хотя бы приблизительное представление о соотношении объемов выпуска продукции, экспорта и импорта, необходимо сопоставить объем продукции, выпущенной сельским хозяйством, рыболовством, лесным хозяйством и охотой, с суммами экспорта и импорта по первой и второй из указанных позиций (товарных групп). В свою очередь, объемы выпуска продукции в пищевой промышленности (вместе с напитками и табаком) следует сравнить с суммами экспорта и импорта из третьей и четвертой из указанных позиций (товарных групп).

В 2011 году выпуск продукции сельского хозяйства составил 2 674 млн лари17; из них 1 237,9 млн лари приходится на растениеводство и 1 336,8 млн лари — на животноводство.

14 Чтобы обесечить сопоставимость оценки объемов экспорта и импорта с объемами внутреннего выпуска продукции, совокупная стоимость по агрегированным группам товаров выражена в лари по курсу на 2011 год: 1 долл. = 1,65 лари.

15 См.: External Trade of Georgia. 2012. Statistical Publication. Tbilisi: National Statistical Office of Georgia, 2013.

P. 136.

16 См.: Statistical Yearbook of Georgia. 2012. P. 250—255.

17 См.: Ibid. P. 153.

Объем импорта по первым двум из указанных позиций составил 910 млн лари (7,8% всего объема импорта страны), а объем экспорта — 374,9 млн лари (т.е. импорт по этим позициям в 2,4 раза превосходил экспорт).

Выпуск продукции предприятиями пищевой промышленности (вместе с напитками и табачными изделиями) составил 2 161,6 млн лари, или 33,6% всего объема выпущенной продукции в промышленности. Для сравнения: в 1990 году доля пищевой промышленности составила 38,9%18.

По сумме третьей и четвертой позиций импорт составил 1 059,6 млн лари, или 49% от внутреннего выпуска продукции (9,1% всего импорта), а экспорт — 364,2 млн лари (10,1% всего экспорта). Таким образом, объем импорта продуктов питания составляет значительную долю (16, 9%) в общем объеме импорта страны. Доходы же, полученные от экспорта произведенных в этих отраслях продуктов питания, не компенсируют затраты на их импорт (импорт продуктов питания в 2,6 раза превосходит их экспорт).

Сильный спад производства в отраслях, производящих продукты питания, произошел в начале 1990-х годов. Постепенно положение в сельском хозяйстве начало улучшаться, и к 2005 году был достигнут более или менее удовлетворительный для того периода уровень производства.

Однако после проведенной в 2005 году налоговой реформы в координации развития сельского хозяйства и пищевой промышленности был допущен ряд ошибок (в частности, в сфере налогового регулирования и ценообразования), а при проведении политики продовольственной безопасности игнорировались требования соответствующих организаций ЕС. Все это привело к резкому снижению производства местной продовольственной продукции.

Сравнительно большой удельный вес продовольственной продукции в общем объеме производства может быть объяснен двумя причинами.

■ Во-первых, объемы производства в целом по промышленности еще недостаточно велики (по сравнению, например, с 1990 г.), а

■ во-вторых, многие продукты питания изготавливаются из импортного сырья, зачастую отличающегося низким качеством и недостаточными потребительскими характеристиками.

Иными словами, происходит замещение местного сырья импортным, что сужает возможности отечественных сельхозпроизводителей.

Во время постсоветского спада экономики в начале 1990-х годов объемы производства продукции легкой промышленности сильно сократились. Поначалу удельный вес объема выпускаемой ими продукции в общем объеме продукции, произведенной в промышленности, составлял 23,6%19, но затем очень быстро снизился почти до нуля.

Что кается производства одежды и обуви, то здесь причины спада вполне понятны. Как известно, продукция этих отраслей была не вполне конкурентоспособна и попросту не выдержала конкуренции с зарубежной; население практически перестало покупать товары отечественного производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одновременно по ряду причин упало производство и на вполне конкурентоспособных предприятиях легкой промышленности (в частности, на некоторых крупных предприятиях по производству текстиля); нарушился технологический процесс изготовления шелка.

18 См.: Абесадзе Р., Аревадзе Н. Экономика Грузии на рубеже 90-х годов XX века // Proceedings of Paata Gugushvili Institute of Economics of TSU. Vol. IV. Tbilisi, 2011. P. 236—237 (на груз. яз.).

19 См.: Ibid. P. 236—237.

Обратимся к ситуации, сложившейся в настоящее время в легкой промышленности. «Статистический ежегодник» содержит таблицу, отражающую выпуск продукции в промышленности20. Данные по легкой промышленности представлены по трем товарным группам в графах:

1) производство текстиля;

2) производство одежды и т.д.;

3) производство кожи, изделий из кож и обуви.

В 2011 году суммарный выпуск продукции легкой промышленности составил 92,9 млн лари (1,4% всей продукции промышленности). Получается, что на протяжении 23 лет, несмотря на применение новых технологий, не произошла хотя бы частичная реанимация этих отраслей. Отсюда и значительный объем импорта соответствующей продукции — 637,5 млн лари (суммировано несколько строчек соответствующей таблицы)21, и небольшой размер экспорта — 54,4 млн лари. Таким образом, импорт превышает экспорт в 11,7 раз, а внутреннее производство — в 6,9 раз.

Во время постсоветского обвала экономики меньше других ключевых секторов пострадала химическая промышленность (в 1990 г. удельный вес произведенной в химической и нефтехимической промышленности продукции составил 4,9% от объема продукции, произведенной в промышленности в целом). Это объясняется сохранением «на плаву» производственного объединения «Азот» и некоторых более мелких предприятий; кроме того, начал функционировать завод металлопластиков22.

В 2011 году объем выпускаемой этой отраслью продукции составил 457,3 млн лари (7,1% от совокупного производства промышленности). Объем экспорта (который, естественно, в основном учтен в показателе объема выпуска продукции) составил 377 млн лари, а импорта — 841,6 млн лари. Внутреннее производство резины и пластмасс составило 116,8 млн лари, импорт полимерных материалов — 486,6 млн лари, а экспорт — всего 7,6 млн лари. Таким образом, по химической и полимерной продукции также сложилось очень неблагоприятное сальдо экспорта-импорта. Вместе с тем объем импорта в этих отраслях значительно превышает собственное (внутреннее) производство.

Сравнительно большой удельный вес в совокупном объеме производства промышленности имеет металлургия. В 2011 году объем продукции этой отрасли (вместе с производством готовых металлических изделий) составил 996,3 млн лари (15,5% совокупного выпуска продукции в промышленности). Импорт недрагоценных металлов и изделий из них составил 942,5 млн лари, а экспорт — 877,2 млн лари. Таким образом, вполне очевидно, что с точки зрения сбалансированности экспорта и импорта и уровня самодостаточности положение в металлургии по сравнению с другими отраслями, более благоприятное. Несмотря на это, она также нуждается в расширении и модернизации; в частности, в настоящее время происходит замещение ряда металлических изделий металлопластиковыми, что в будущем потребует создания новых производственных мощностей.

До постсоветского спада в Грузии была хорошо развита промышленность строительных материалов. В 1990 году удельный вес выработанной в этой отрасли продукции составил 5,3%23 от общего объема промышленной продукции. В настоящее время по этой отрасли нет почти никаких статистических данных.

20 См.: Statistical Yearbook of Georgia. 2012. P. 140—141.

21 Ibid. P. 250—255.

22 Непонятно, по какой позиции в статистической отчетности учитывается его продукция: в химической, полимерной или в металлургической.

23 См.: АбесадзеР., АревадзеН. Указ. соч. P. 236—237.

В «производстве прочих неметаллических минеральных изделий»24 кроме строительных материалов учитывается, например, керамическая посуда; отметим, что существует возможность оценки баланса по этой отрасли внутреннего производства (включая экспорт и экспорт-импорт). В 2011 году выпуск продукции по позиции «производство прочих неметаллических минеральных изделий» составил 606,6 млн лари (9,4% всего выпуска продукции в промышленности). Вместе с тем импорт по позиции «изделия из камня, гипса, цемента, асбеста и т.д., керамические изделия, стекло и изделия из стекла» составил 167,3 млн лари, а экспорт — 12,6 млн лари. Таким образом, в производстве строительных материалов положение сравнительно благоприятное и в случае проведения целенаправленной структурно-отраслевой политики здесь в ближайшее время можно достичь положительного баланса экспортно-импортного сальдо.

Неблагоприятное положение сложилось в отраслях, связанных с обработкой и переработкой лесных материалов. В таблице25 выпуск продукции этими отраслями представлен в трех позициях:

— выпуск по позиции «обработка лесоматериалов и производство изделий из древесины и коры, кроме мебели» в 2011 году составил 88,5 млн лари (в 2010 г. — 26,6 млн лари);

— выпуск по позиции «производство бумажной массы, бумаги, картона и изделий из них» — 45,0 млн лари (в 2010 г. — 27,6 млн лари);

— выпуск по позиции «производство мебели и прочей продукции в других группах» (к сожалению, данные по мебели отдельно не выделены) — 84,6 млн лари.

В 2011 году по всем трем позициям зафиксирован скачкообразный рост производства; соответственно им мы попытались сгруппировать (просуммировать) данные по экспорту26 и импорту27 за 2012 год (путем перевода стоимости товаров в лари):

— «обработанные лесоматериалы, плиты, фанера, картон, строительные материалы из дерева, изделия из коры и др.»: экспорт — 38,6 млн лари, импорт — 172,2 млн лари;

— «бумага, целлюлоза, изделия из бумаги (кроме печатной продукции) и др.»: экспорт — 17,6 млн лари, импорт — 158,3 млн лари;

— «мебель»: экспорт — 19,1 млн лари, импорт — 179,8 млн лари.

Как видим, в этой группе отраслей положение также очень неблагоприятно. Несмотря на то что показатели внутреннего производства (включая экспорт) представлены за 2011 год, а показатели экспорта-импорта — за 2012 год, можно сделать вывод, что по этим позициям импорт в несколько раз превышает внутреннее производство и, соответственно, экспорт. Как следствие, значительно возрастает отрицательное экспортно-импортное сальдо в экономике страны в целом.

Интересная ситуация сложилась по экспорту-импорту транспортных средств. В условиях низкого уровня внутреннего производства: по позиции «прочие транспортные средства» выпуск продукции составил 157,7 млн лари28, экспорт транспортных средств — 901,8 млн лари, или 24,5% всего экспорта, а импорт — 2 228,7 млн лари, 19,1% всего импорта. Дело в том, что в показателях экспорта и импорта учтена стоимость реэкспортированных легковых

24 Statistical Yearbook of Georgia. 2012. P. 140—141.

25 Cm.: Ibid. P. 140-141.

26 External Trade of Georgia. 2012. Statistical Publication. P. 37—39, 58.

27 Cm.: Ibid. P. 85—88, 121.

28 Cm.: Statistical Yearbook of Georgia. 2012. P. 140—141.

автомобилей, которая в 2011 году составила 444,8 млн долл.29, то есть около 733,9 млн лари. Более объективную оценку соотношения экспорта и импорта (как по этой отрасли, так и по экономике в целом) можно получить, вычтя из их показателей стоимость реэкспортированных автомобилей.

Каково же положение по производству высокотехнологичных потребительских изделий или предоставлению таких услуг? В таблице объемов продукции, выпущенной в разрезе отраслей (видов экономической деятельности) промышленности30, выпуск высокотехнологичной продукции (помимо транспортных средств) представлен по следующим позициям:

— «производство машин и оборудования»;

— «производство офисного оборудования и вычислительной техники» (0 лари);

— «производство электронных машин и электрооборудования»;

— «производство аппаратов для радио, телевидения и связи»;

— «производство изделий медицинской техники, измерительных средств, оптических приспособлений, аппаратуры и часов».

Суммарный объем выпуска по этим позициям равен всего 94,7 млн лари (что составляет лишь 1,47% совокупного выпуска промышленности). В соответствующей таблице31 показатели экспорта и импорта по аналогичным товарам приведены по следующим позициям:

— «машины, оборудование, механизмы, электронное оборудование и т.д.»;

— «различные инструменты и аппаратура».

Суммарный импорт по этим позициям составляет 1 297,2 млн лари (11,1% всего импорта), а экспорт — 87,8 млн лари (2,2% всего экспорта). Эти данные явно свидетельствуют, что в экономике Грузии самая неблагоприятная ситуация сложилась в сфере высокотехнологичных отраслей, которая остро нуждается в широкомасштабном импорте информационных технологий и других высокотехнологичных изделий и оборудования. Вместе с тем компенсация затрат на их импорт путем выпуска и экспорта аналогичной (т.е. высокотехнологичной) продукции не представляется возможной. Высокотехнологичные изделия, производившиеся в 1990 году, по большей части очень быстро устарели; исключение составляют грузовые автомобили, самолеты, телевизоры и т.п.

Сегодня многие предприятия внедряют современные технологии, способствующие выпуску совершенно новых видов продукции. При этом между странами происходит серьезная конкуренция за размещение на своей территории высокотехнологичных предприятий. Что касается Грузии, то до последнего времени она не располагала достаточными возможностями для привлечения капитала (как отечественного, так и зарубежного).

Общие направления формирования прогрессивной структурно-отраслевой политики

С точки зрения привлечения в реальное производство не только национальных, но и иностранных инвесторов преимуществом обладают следующие страны.

29 Cm.: External Trade of Georgia. 2012. P. 137.

30 Cm.: Statistical Yearbook of Georgia. 2012. P. 140—141.

31 Cm.: Ibid. P. 250-255.

1. Страны, в которых цены на продовольственные и другие жизненно необходимые продукты (одежду, обувь, жилье и электроэнергию) на внутреннем рынке ниже среднемировых. В этом случае компании, экономящие на оплате труда и, следовательно, на издержках производства, получают большую прибыль (для того чтобы цены на сельскохозяйственную продукцию в стране были ниже, чем в среднем в мире, важно достичь высокой самообеспеченности основными продуктами питания и энергоресурсами).

2. Все более и более привлекательными становятся страны, обладающие высоким потенциалом для производства сравнительно дешевой электроэнергии.

3. Густонаселенные страны, имеющие емкие рынки для приобретения товаров, выпущенных на новопостроенных предприятиях (это условие играет важную роль в привлечения предприятий ТНК).

4. Страны, у которых имеются действенные механизмы помощи и стимулирования местных предпринимателей, направленные преимущественно на освоение новых технологий и содействие стабильному производству соответствующей продукции (при этом большое значение имеет наличие возможностей стабильного экспорта выпускаемой продукции).

5. Страны, где практикуются различные налоговые льготы и созданы благоприятные организационные условия (либо устанавливаемые законодательством, либо определяемые условиями договоров, заключаемых между правительством и корпорациями).

Следует отметить, что для ТНК наиболее привлекательны страны, занимающие в вышеприведенном списке три первые позиции.

Грузия обладает значительными возможностями для развития электроэнергетики; их реализация может положительно повлиять на «выправление» экспортно-импортного сальдо страны. Выработка электроэнергии из угля собственных месторождений в настоящее время неактуальна из-за сравнительно высокой стоимости получаемой таким образом энергии. Но страна может достичь значительных успехов в развитии гидроэнергетики; не следует также упускать из виду возможность использования солнечных батарей (благодаря использованию современных технологий доля выработанной ими электроэнергии может составить 10%).

Однако, как уже отмечалось, с 1990 года по 2012 год развитию гидроэнергетики не уделялось никакого внимания. В настоящее время новое правительство страны разрабатывает как стратегию развития гидроэнергетики, так и мероприятия по ее реализации.

Вместе с тем новые малые и средние ГЭС суммарной мощностью 500—700 МВт (речь идет о проектах, удовлетворяющих экологическим требованиям) вряд ли смогут обеспечить возрастающие потребности страны в электроэнергии (для сравнения: в Турции в настоящее время строится несколько атомных электростанций мощностью 4 800 МВт). Поэтому, на наш взгляд, необходимо продолжить строительство Худонской ГЭС. Но реализация этого проекта, разработанного правительством М. Саакашвили, может связать страну неблагоприятными долгосрочными обязательствами перед компанией-инвестором.

Так, в статье бывшего министра энергетики Д. Мирцхулава отмечается, что, согласно договору, только 20% из всего годового объема вырабатываемой на Худонской ГЭС электроэнергии (1 млрд 500 млн квт/ч) будет продаваться правительству в течение четырех зимних месяцев по льготному тарифу 5,4 цента, или 9,6 тетри за квт/ч (для сравнения: в 2013 г. стоимость импортированной в пиковые часы из России электроэнергии составляла 9,5 центов за квт/ч). Вме-

сте с тем автор справедливо отмечает, что «дешевая электроэнергия является одним из основных факторов конкурентоспособности предприятий»32.

Мы уже упоминали, что одним из главных факторов привлечения в страну производственных инвестиций является наличие дешевой электроэнергии. Поэтому в договоре о строительстве Худонской ГЭС необходимо зафиксировать условие, что населению страны вырабатываемая ею энергия будет продаваться по сравнительно низким ценам в соответствии с себестоимостью (себестоимость электроэнергии, выработанной на Ингурской ГЭС, равна 1,18 тетри за квт/ч)33.

Вместе с тем для того чтобы прибыль от работы ГЭС оставалась в стране, целесообразно заключить договор с основным инвестором по правилам, предусмотренным «Фондом соинве-стирования». Согласно этим правилам, инвестор-соучредитель фонда, который по правилам, предусмотренным фондом, через определенный период выйдет из проекта, постепенно должен будет продать основной пакет своих акций государству (поскольку Худонская ГЭС будет представлять собой объект стратегического значения).

Другого экономически оправданного варианта строительства ГЭС большой мощности на территории Грузии сегодня не существует (гипотетически возможно создание ГЭС очень большой мощности на реке Риони, но строительство необходимого для этого водохранилища нанесло бы значительный экономический и экологический ущерб ряду населенных пунктов и земельным участкам сельскохозяйственного назначения, расположенным на подлежащей затоплению территории).

Кроме того, в стране возможно строительство одной-двух ГЭС средней мощности (100— 150 МВт).

Выше уже отмечалось, что в настоящее время объем выпуска продукции высокотехнологических отраслей по сравнению с периодом, предшествовавшим постсоветскому обвалу экономики, незначителен. Конечно, в сравнительно небольшой стране невозможно в короткий срок создать большое число крупных предприятий высокотехнологических отраслей. И все же необходимо выбрать несколько приоритетных направлений и в их рамках разработать и осуществить стратегию развития.

Вместе с тем следует выявить как возможности реанимировать ранее существовавшие высокотехнологичные производства (например, в станкостроении) на новой технологической базе, так и возможности становления новых предприятий.

Привлечение современных технологий и освоение на их основе полного производственного цикла для выпуска определенных продуктов — очень сложный процесс, который нуждается не только в бизнес-координации, но и в содействии государства. В особенности трудно в настоящее время основать собственные крупные предприятия, поскольку даже между странами, освоившими выпуск продукции надлежащего качества, идет серьезная конкуренция. Однако это не исключает возможности основания и функционирования в сравнительно небольшой стране крупных высокотехнологичных компаний; примером тому может служить финская «Нокия», которая входит в число крупнейших высокотехнологичных компаний мира. Сильная конкуренция идет также за размещение в стране предприятий ведущих ТНК.

Отсюда следует, что сегодня расширение производства высокотехнологичных отраслей в небольшой стране представляет собой очень сложную задачу и для ее решения необходима выработка структурно-отраслевой (по более ранней терминологии — «промышленной») по-

32 Мирцхулава Д. Худонская ГЭС за 20 лет внесет в бюджет 410 млн долл. налога с прибыли, 30 сентября 2013 [http://www.bpn.ge/ekonomika/1270-davith-mirckhulava-khudonhesi-biujetshi-20-tselitsadshi-410-milioni-dolaris-mogebis-gadasakhads-sheitans.html?lang=ka-GE] (на груз. яз).

33 См.: Там же.

литики, проводниками которой должны выступать соответствующие государственные организации, а также представители бизнес-кругов или крупные частные структуры. В этой связи представляет интерес функционирование Фонда ^инвестирования, который начал действовать в Грузии; он является важной ветвью структурно-отраслевой политики, в которой участвуют частные структуры.

Как было отмечено, необходима реанимация на новой технологической базе некоторых традиционных высокотехнологичных отраслей. Что касается новых отраслей, то, на наш взгляд, наряду с развитием некоторых направлений информационных технологий (например, реанимация производства компьютерных мониторов и телевизоров; раньше в Грузии был завод по производству телевизоров, но, поскольку мониторы в настоящее время изготавливаются на новой технологической основе, эта отрасль может считаться новой) более значительное внимание необходимо уделить выпуску продукции, производство которой еще не приобрело массового характера (в некоторых странах наблюдается тенденция к все более широкому потреблению такой продукции). Так, в некоторых развитых странах растет доля электроэнергии, получаемой с помощью солнечных батарей (это особенно характерно для ФРГ). Поэтому, на наш взгляд, целесообразно было бы основать в стране производство солнечных элементов современной конструкции на основе соответствующего стимулирования предпринимательства и параллельной государственной пропаганды их использования населением (как это происходит, например, в США и ФРГ).

Сейчас в мире акценты в предоставлении финансирования заметно смещаются в сторону экологически чистой энергетики (возобновляемых источников энергии). Так, представители Фонда братьев Рокфеллеров за один день до открытия саммита ООН по проблемам изменения климата (23 сентября 2014 г.) объявили о намерении продать активы фонда, вложенные в ископаемые виды топлива (800 млн долл.), и вложить их в экологически чистую энергетику. Вместе с Фондом братьев Рокфеллеров в альянс инвесторов, решивших избавиться от вложений (на сумму 50 млрд долл.) в ископаемые виды топлива, вошли 180 организаций и 650 частных лиц. На этот шаг они пошли в рамках международной инициативы Global Divest-Invest, представляющей собой экономическую платформу, с помощью которой можно выводить собственные активы из отраслей, связанных с «грязными» полезными ископаемыми, а затем размещать их в экологически чистые проекты34.

На наш взгляд, при проектировании новых отраслей в Грузии необходимо ориентироваться, наряду с производством электроэнергии на основе использования экологически чистых источников, на технологии производства «суперемких» аккумуляторов и композитных материалов.

Три года назад мы отмечали, что, если удастся создать малогабаритные и достаточно емкие аккумуляторы, в число современных технологий, возможно, войдут электросиловые двигатели35. Сегодня уже созданы литиево-ионные аккумуляторы с защищенным купольным наноструктурным покрытием литиевым анодом, в четыре раза более емкие, чем обычные, и притом более легкие. Они «помогут технологиям вступить в новую эру; можно сказать, что у двигателя внутреннего сгорания появился реальный конкурент»36.

34 См.: Рокфеллеры решили избавиться от нефтяных активов, 23 сентября 2014 [www.interfax.ru/business/398170]; Рокфеллеры решили инвестировать в ВИЭ [http://greenevolution.ru/2014/09/24/rokfellery-reshili-investirovat-v-vie/].

35 См.: Бурдули В. Взаимосвязь развития технологических укладов и трансформации экономических систем // Proceedings of Materials of International Scientific-Practical Conference Dedicated to the Foundation of Paata Gugushvili Institute of Economics «Actual Economic Problem under Globalization» (21—22 October 2011). Tbilisi, 2011. P. 24.

36 Теперь аккумуляторы работают в четыре раза дольше, 24 июля 2014 [www.gazeta.ru/science/2014/07/ 28_a_6148149.shtml]; Ученые сделали революционный прорыв в зарядке аккумуляторов [http://aprpress.com/ sciense/7043-uchenye-sdelali-revolyutsionnyj-proryv-v-zaryadke-akk:umulyatorov].

Конечно же, пока производство в Грузии созданного американскими учеными аккумулятора невозможно из-за отсутствия доступа к технологии его изготовления и относительной дороговизны самого этого процесса37. К анализу этой разработки целесообразно подключить группу отечественных ученых (например, на основе государственной грантовой системы), которые могли бы помочь предпринимателям в ближайшем будущем создать соответствующее производство (такие аккумуляторы можно будет использовать не только в электромобилях, но и в ноутбуках, смартфонах и т.п.). Еще одним направлением современного технологического развития для осуществления отраслевой реструктуризации является производство композитных материалов (в том числе металлопластиков) и изделий из них.

В Грузии должны быть созданы такие условия, которые могли бы способствовать включению представителей бизнеса в инвестирование создания соответствующих производств (в первую очередь путем включения в соответствующие международные межфирменные и внутрифирменные технологические цепочки). Необходимо держать руку на пульсе производства новой высокотехнологичной продукции и на основе серьезного анализа принимать решения о целесообразности использования того или иного ее вида.

Что касается сельского хозяйства и отраслей, базирующихся на переработке его продукции, то есть пищевой и легкой промышленности, то, как видно из проведенного выше анализа, уровень их самодостаточности и самообеспеченности довольно низок. Причины этого рассмотрены нами в ряде публикаций38 и являются предметом отдельного изложения.

Следующая группа отраслей в основном производит продукцию для промежуточного потребления и использования (или переработки): металлургия, химическая промышленность, полимерная промышленность (производство пластмасс и резины и изделий из них), производство металлопластика и выпуск строительных материалов. Мировой спрос на продукцию этих отраслей стабильно растет (в особенности на удобрения, металлопластики и строительные материалы). В случае разумного выбора направлений их развития в обозримой перспективе суммарное экспортно-импортное сальдо по такой продукции может стать положительным (в настоящее время оно отрицательное), причем независимо от наличия в стране исходного сырья. Особое внимание должно быть уделено производству металлопластиков и изделий из них, а также выпуску качественных строительных материалов, в том числе и для экспорта.

В обеспечении нужд экономики и потребностей населения важную роль играют лесоматериалы и полученные путем их обработки изделия (строительные материалы, мебель, бумага и т.д.); как показано выше, значительную долю в их ассортименте составляют импортные товары. Поэтому развитие соответствующего местного производства — одно из важнейших направлений достижения положительного структурного эффекта в экономике.

К сожалению, на протяжении периода 1990—2012 годов часто происходили бесконтрольные вырубки леса и вывоз за рубеж необработанной древесины. В результате этого возможности выборочной рубки леса в целях поставки сырья в указанные отрасли заметно сократились. Одним из выходов из создавшейся ситуации может стать налаживание производства продукции (в первую очередь мебели) на базе импортного сырья с одновременным использованием внутренних возможностей обеспечения лесоматериалами.

С целью более широкого обеспечения перерабатывающих производств местным сырьем необходим надлежащий уход за лесными массивами, а также создание плантаций быстрора-

37 См.: Теперь аккумуляторы работают в четыре раза дольше, 24 июля 2014.

38 См.: Абесадзе Р., Бурдули В. Структурные и инновационные проблемы экономического развития. Глава VII. Необходимость согласованного развития смежных отраслей промышленности и сельского хозяйства; Бурдули В. Генезис и пути преодоления аграрного кризиса в Грузии и др.

стущих деревьев (например, по периметру колхидских болот были высажены эвкалипты); подобное практикуется в некоторых странах.

В достижении положительного структурного эффекта определенную роль может сыграть целесообразное развитие отраслей сферы услуг, в первую очередь туризма. Его опережающий рост может вызвать значительные положительные сдвиги в экспортно-импортном сальдо (обслуживание иностранных туристов в стране фактически представляет собой экспорт услуг). Перспективы развития этой отрасли являются предметом отдельных исследований; в разных аспектах они рассмотрены в работах К. Квеладзе39.

Определенными возможностями в обслуживании иностранцев обладает также система образования.

Из вышеизложенного следует очевидный вывод, что «переориентация структуры экономики»40 Грузии должна происходить по следующим направлениям41.

1. Рост электроэнергетических мощностей, преимущественно за счет строительства ГЭС. Кроме того, используя опыт ФРГ и США, можно взять курс на использование солнечной энергии. Постепенно ее доля в электроэнергетическом балансе может составить приблизительно 10%.

2. Увеличение объема выпущенной высокотехнологичными отраслями продукции (в настоящее время ее удельный вес в общем объеме промышленной продукции равен 1,5%). Это позволит значительно повысить уровень самодостаточности экономики, прежде всего за счет расширения экспорта. Необходимо определить несколько приоритетных направлений развития; с этой целью можно как реанимировать какие-либо традиционные отрасли (например, открыть многопрофильный станкостроительный завод с использованием в производстве гибких информационных технологий и других новейших технологий или современный завод по выпуску телевизоров, а также мониторов и других видов компьютерного оборудования), так и основать новые. При этом ниша сбыта продукции упомянутых отраслей не должна быть перенасыщена. Однако размещение в отдельной стране всего технологического цикла производства невозможно, поэтому государство должно содействовать национальным фирмам во включении их в международные межфирменные технологические цепочки.

3. Скоординированное развитие смежных отраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности, ведущее к более полной реализации их импортозамещающих и экспортоориентированных функций.

4. Согласованное развитие смежных отраслей сельского хозяйства и легкой промышленности — это должно стать самой неотложной, первоочередной задачей.

5. Ускоренное развитие путем модернизации и расширения существующих и основания новых производств в химической, полимерной и металлургической промышленности, а также в производстве строительных и композитных материалов (в том числе металлопластиков). При этом следует добиваться, чтобы через определенный период

39 См., например: Квеладзе К. Политика инноваций в развитии туризма // Proceedings of International Scientific-Practical Conference Dedicated to the 90-th Birth Anniversary of Professor George Papava «Actual Problems of Economies of Post-Communist Countries at Current Stage» (на груз. яз).

40 Беридзе Т. Указ. соч. С. 69.

41 В этой статье рассматривается только отраслевая структура в разрезе видов деятельности, однако структурное содержание может рассматриваться и с точки зрения других характеристик, например по распределению предприятий по размеру.

суммарное экспортно-импортное сальдо по продукции этих отраслей стало положительным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Развитие предприятий деревообрабатывающей промышленности, в первую очередь по производству мебели и строительных материалов.

7. Развитие отраслей сферы услуг с ориентацией на рост их импортозамещающих и, если возможно, экспортоориентированных возможностей.

Структурно-отраслевая политика (стратегии и инструменты)

Некоторые современные принципы неолиберальной политики, сформулированные в научных разработках Дж. Стиглица, Дж. Уильямсона и других авторов, уже отражены в установках и предписаниях глобальных международных организаций; они позволяют государствам в определенных пределах модернизировать экономическую политику и правильно реагировать на складывающиеся реалии.

В настоящее время при формировании структурно-отраслевой политики и совершенствовании ее инструментов необходимо принимать во внимание регулятивные нормы и преференции, предусмотренные Соглашением об ассоциации Грузии с ЕС. Именно в установленных этими предписаниями и разработками рамках следует разрабатывать и совершенствовать те стратегии и инструменты координации экономического развития, которые направлены на формирование в стране инновационной неоиндустриальной (новой отраслевой) структуры.

После обвала экономики в начале 1990-х годов и до 2013 года в стране фактически не было попыток последовательного целенаправленного улучшения отраслевой структуры экономики, что во многом обусловлено недостатками и несовершенством механизма координации хозяйственного развития. Одна из главных проблем состоит в том, что в стране до сих пор не сформирована структурно-отраслевая политика и адекватный современным условиям экономический механизм координации ее осуществления.

Еще в 1990-х годах, изучив опыт развитых стран, мы обосновали необходимость существования в стране промышленной политики и механизма ее регулирования42. В развитых странах такие механизмы предполагают наличие финансовых и финансово-кредитных организаций (в том числе разнообразных инвестиционных фондов) и налогово-бюджетных инструментов, стратегии развития в разрезе отраслей (или индикативное планирование), институциональные мероприятия, включая принятие специальных законов, и т.д.

Некоторые экономисты считают, что в современных условиях промышленной политики в ее первоначальном понимании не существует43. Это не совсем верно. С одной стороны, возможности применения некоторых элементов регулирующего государственного инструментария промышленной политики (исключая частные и государственно-частные финансовые механизмы) действительно стали ограничиваться, в основном со стороны международных орга-

42 См.: Бурдули В. Промышленная политика: институциональное обеспечение и экономический механизм реализации // Известия АН Грузии. Серия экономическая, 1996, № 1—2; Бурдули В. Внешнеэкономические отношения и промышленная политика // Политика, 1999, № 3 (обе на груз. яз.).

43 См., например.: Ананьин О., Хаиткулов Р., Шестаков Д. Вашингтонский консенсус: пейзаж после битв // МЭиМО, 2010, № 12. С. 17, 29.

низаций; но с другой — промышленная политика приобрела новое качество: в современных условиях нельзя координировать развитие отраслей промышленности, не учитывая сферу услуг (в том числе научно-исследовательскую и инновационную сферы) и сельское хозяйство, с которыми эти отрасли тесно взаимодействуют.

Таким образом, в современных условиях промышленная политика переродилась в структурно-отраслевую политику. Она охватывает проблемы развития не только отдельных отраслей промышленности, но и всей экономики в целом.

Сегодня установки ВТО сильно ограничивают использование таких инструментов промышленной политики, как финансовая поддержка экспорта со стороны государства, в том числе в виде субсидий, направленных непосредственно на рост объемов производства сельскохозяйственной продукции (хотя многие государства и сейчас применяют субсидии такого типа). Кроме того, значительно снизились возможности тарифной защиты национальных производителей (т.е. таможенных тарифов на конкурирующий импорт).

Несмотря на это, все развитые и успешные страны мира имеют на вооружении ту или иную политику структурно-отраслевого развития. Для координации этой политики используются как инструменты финансового, кредитного и налогового регулирования, так и ценообра-зовательные рычаги, а также соответствующие современным условиям мероприятия по институциональному упорядочению (в последнее время интерес к проведению промышленной политики возрос и в постсоветских странах)44.

Вместе с тем в современных условиях структурно-отраслевая политика и инструменты ее реализации приобретают все более совершенные, а зачастую и принципиально новые формы.

Необходимость уделять больше внимания структурно-отраслевым вопросам подтверждается и рядом положений Соглашения об ассоциации Грузии с ЕС. В них, в частности, отмечается, что «Грузия должна стремиться к основанию действенной рыночной экономики и поэтапно сблизить свое экономическое и финансовое регулирование с регулированием ЕС и одновременно обеспечить проведение правильной макроэкономической политики (раздел V, глава 1, статья 277.2). С этой целью стороны соглашаются проводить регулярный экономический диалог, ставящий целью: (а) обмен информацией о макроэкономических тенденциях и политике, а также структурных реформах, в том числе о стратегиях экономического развития...» (статья 278)».

Глава 5 VI раздела Соглашения полностью посвящена «Промышленной политике, политике предприятий и горнодобывающей деятельности». Отмечается, что «стороны разовьют и укрепят сотрудничество в сфере промышленной политики и политики предприятий. Это будет содействовать улучшению бизнес-среды для всех операторов с особым акцентом на малые и средние предприятия, что соответствующим образом определено в законодательстве ЕС и Грузии...» (статья 313).

Для проведения в Грузии эффективной структурно-отраслевой политики очень важно также принять во внимание следующие положения этой главы: «С этой целью стороны будут сотрудничать по следующим направлениям: .

(с) упрощение и рационализация норм и практики регулирования, где особый акцент будет сделан на вопросы обмена наиболее удачным опытом разработки и применения регулирующих механизмов с учетом принципов ЕС;

поощрение развития инновационной политики путем обмена информацией и передовым опытом в сфере коммерциализации исследований и развития (в том числе на

44 См., например: Калинин А. Построение сбалансированной промышленной политики: вопросы структурирования целей, задач, инструментов // Вопросы экономики, 2012, № 4.

основе технологий стартапов, развитии кластеров и вспомогательных механизмов доступа к финансовым ресурсам; ...

(§) содействие модернизации и реструктуризации в соответствующих секторах промышленности ЕС и Грузии» (статья 314).

Структурно-отраслевой подход отражен в положениях главы 12 («Сотрудничество в сфере исследований, развития и демонстрирования технологий») этого же раздела: «Стороны будут содействовать гражданским НИОКР и пилотным проектам (RTD) во всех сферах с опорой на двустороннюю пользу и в соответствии с обеспечением прав интеллектуальной собственности на надлежащих уровнях (статья 342). Сотрудничество в данной сфере включает:

отраслевой диалог и обмен научной и технологической информацией;

(b) надлежащее содействие каждой стороне в допуске к соответствующей программе;

(c) рост участия грузинских исследовательских учреждений в рамочных исследовательских программах ЕС;

(ф содействие совместным исследовательским программам во всех сферах исследований, развития технологий и демонстрирования...» (статья 343).

Из приведенных выдержек видно, что в общей стратегии экономического развития страны можно выделить более или менее частные стратегии, в первую очередь структурно-отраслевую политику (более узко понимаемую как промышленная политика), политику согласованного развития смежных отраслей сельского хозяйства и промышленности, а также более детализированные секторные (отраслевые) политики. Размещение же в стране крупных предприятий (в особенности подразделений ТНК) требует особой координации45, которая не вполне вписывается в рамки современных принципов регулирования промышленной политики, как они определены в Соглашении об ассоциации Грузии с ЕС (основное внимание там уделяется сотрудничеству по развитию малых и средних предприятий).

В выработке общей стратегии структурно-отраслевого развития (с выделением в ее составе частных стратегий) и механизмов ее реализации наиболее нуждаются постсоветские страны, так как в условиях усиливающейся конкуренции за привлечение целесообразных реальных инвестиций создать экономику с эффективной отраслевой структурой (а точнее, воссоздать эффективную отраслевую структуру с учетом новых требований к технологиям) невозможно.

После 2004 года в Грузии наряду с реформированием налоговой системы наблюдалось неправильное использование (иногда аннулирование) некоторых уже существовавших инструментов координации экономического развития; например, был упразднен механизм индикативного планирования (правда, без полноценного механизма содействия структурно-отраслевому развитию экономики достичь намеченных индикативным планированием показателей все равно было бы невозможно). Множество нарушений было допущено в отношении других, в особенности институциональных, механизмов. Так, нередко страдали права собственности, а крупномасштабная приватизация происходила с серьезными нарушениями законодательства. Случаи нарушения антимонопольного регулирования повлекли за собой ограничение конкуренции; частое искажение законодательных инициатив привело к искажению взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, что явно не соответствует требованиям ЕС о регулировании трудовых отношений46.

45 Пути координации размещения в стране предприятий ТНК обсуждены нами в работе: Бурдули В., Абесадзе Р. Указ. соч.

46 См.: Papava V. Georgia's Economy: Post-Revolutionary Development and Post-War Difficulties // Central Asian Survey, June 2009, Vol. 28, No. 2.

Вопреки требованиям ЕС не осуществлялись также мероприятия по регулированию продовольственной безопасности и надлежащей координации развития сельского хозяйства, предполагающие использование различных налоговых, финансовых и кредитных инструментов. Более того, участились случаи продажи земель сельскохозяйственного назначения иностранцам (многие из них приобретали землю в спекулятивных целях и не обрабатывали ее), что весьма негативно повлияло на производственные возможности местных фермеров (в 2013 г. на продажи земель был объявлен годовой мораторий).

Все это отрицательно сказалось на состоянии отраслевой структуры, и в результате экономика стала еще менее самодостаточной по большинству отраслевых и продуктовых групп.

При прежнем грузинском правительстве ограниченные государственные ресурсы в большей мере расходовались на финансирование проектов, осуществление которых делало структуру экономики еще более узкопрофильной и еще менее самодостаточной. Эту ситуацию очень четко охарактеризовал Б. Иванишвили: «Экономика управлялась неправильными методами, и тот рост, который был достигнут в цифрах, был достигнут в основном путем активности государственных структур и в результате решений одного человека. Часть государственных инвестиций осуществлялась эффективно. Имею в виду те мелкие инфраструктурные проекты, которые осуществляло государство, однако все остальные стройки, в частности здание парламента в Кутаиси, Батумской тауэр, аквапарк в Анаклии и другие подобные сооружения, были некачественными»47.

Кроме того, стали расти объемы средств, направляемых на обслуживание внешнего долга, что значительно осложняло проведение мероприятий по выправлению экономической ситуации. Однако уже весной 2013 года были приняты серьезные меры по оживлению сельского хозяйства путем финансовой и технической помощи его работникам; это позволило несколько увеличить объем производимой продукции.

«Министерство экономики и экономическая команда разрабатывают среднесрочный план развития экономики»48; предпринимаются шаги по формированию инвестиционных и других фондов, ориентированных на содействие экономическому росту (Фонд соинвестиро-вания, Фонд озеленения и т.д.). В 2013 и 2014 годах темпы роста производства были весьма приемлемыми, но все же явно недостаточными для решения стоящих перед Грузией задач.

Для достижения устойчивого и ускоренного инновационного неоиндустриального развития (например, для формирования современной отраслевой и технологической структуры, повышения уровня самодостаточности экономики и, соответственно, улучшения экспортно-импортного сальдо, опережающего развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств, ускоренного развития сельского хозяйства и высокотехнологичных отраслей промышленности, диверсификации производства в целом по стране и в ее регионах, развития систем обслуживания основного производства и т.д.) необходимо дальнейшее совершенствование систем координации и финансирования развития страны и ее регионов.

Необходимо, в первую очередь разработать соответствующую стратегию и усовершенствовать механизмы финансирования и содействия развитию, а в ряде случаев создать новые.

При разработке стратегии структурно-отраслевого развития Грузии необходимо принять во внимание современные реалии перехода на новый технологический уклад, а также требования и преференции Соглашения об ассоциации Грузии с ЕС, требования и нормы ВТО, МВФ и других международных организаций. Прежде всего необходимо

47 Бидзина Иванишвили полагает, что по поводу экономического спада идет спекуляция [www.interpressnews. ge], 4 сентября 2013 (на груз. яз.).

48 Там же.

— наметить пути реализации структурной политики с учетом национальных приоритетов, необходимости достичь приемлемого в условиях малой страны уровня диверсификации производства, НИОКР и социальной сферы, повысить занятость и кардинально снизить бедность;

— предусмотреть постепенную и постоянную реструктуризацию экономики на основе требований, предъявляемых современным технологическим укладом, и ориентироваться на постепенное повышение уровня ее самодостаточности;

— определить задачи становления современного технологического уклада, включающие выбор приоритетных отраслей на уровне страны в целом и в разрезе ее регионов (с учетом их особенностей), разработку и реализацию политики развития центров притяжения (промышленных узлов, инновационных центров и т.д.), определение путей развития экспортоориентированных, импортозамещающих и других актуальных производств путем создания вспомогательных объектов, необходимых для их функционирования;

— учесть необходимость выбора национальных приоритетов, обеспечивающих улучшение качества экономического развития и рост численности занятых с максимальным задействованием их интеллектуального потенциала;

— обеспечить сбалансированность производственной и социальной составляющих экономического развития. При этом под социальной составляющей понимается как удовлетворительный уровень и качество занятости (на фоне значительного снижения уровня безработицы), так и социальное потребление, то есть сбалансированность воспроизводственного процесса «население (работники) — рынок труда — производство — рынок продукции и социальных услуг — социальное потребление»49;

— обеспечить сбалансированность структурной экономической политики в разрезе территориальных уровней (муниципальных образований, регионов и страны в целом);

— учесть необходимость финансового обеспечения реструктуризации экономики (принимая во внимание получение грантов, деятельность соответствующих фондов, а также налогово-бюджетных, финансово-кредитных и инвестиционно-фондовых секторов);

— наметить пути мобилизации финансовых средств (частных, государственных и иностранных) и инвестиционных ресурсов;

— обеспечить сбалансированное развитие экономики в разрезе видов деятельности с особым вниманием к комплексному развитию сельского хозяйства во взаимосвязи с перерабатывающими его продукцию отраслями промышленности, в особенности с наиболее приоритетными из них (в первую очередь высокотехнологичными);

— обеспечить совершенствование институциональной структуры государственной и рыночной координации технологического совершенствования производства, в том числе финансового и других вспомогательных секторов (с учетом необходимости координировать развитие социальной составляющей экономики);

— обеспечить координацию развития международных связей в инвестиционной деятельности и товарообмене как производственными фондами, так и продукцией, предназначенной для конечного потребления.

49 Глазырин Н. Об инновационных социально-производственных комплексах // Экономист, 2008, № 1. С. 47.

Можно также разработать частные, более детализированные стратегии (как это видно из вышеприведенных выдержек из Соглашения об ассоциации Грузии с ЕС), например в области развития инновационной деятельности, новых высокотехнологичных отраслей, смежных секторов промышленности и сельского хозяйства, а также обеспечения продовольственной безопасности страны и занятости населения.

Далее хотелось бы коротко остановиться на путях совершенствования инструментов координации структурно-отраслевого развития.

Совершенствование ориентированного на эффективное структурно-отраслевое развитие фискального механизма предполагает, прежде всего, улучшение системы налоговых ставок. Речь идет, в частности, о введении прогрессивных ставок подоходного налога и налога с прибыли (как это принято, например, в странах ЕС) с целью мобилизации в государственные финансовые механизмы развития достаточного объема средств. Для ускоренного развития и стимулирования действующего в приоритетных отраслях бизнеса необходимо также ввести систему налоговых льгот50.

Фискальный механизм Грузии требует совершенствования и на региональном (краевом) уровне. Так, на политическом форуме «Вызовы экономического роста для Грузии» премьер-министр страны И. Гарибашвили отметил, что «необходимо сделать шаги в направлении децентрализации, с тем чтобы возросла роль региональных единиц в стимулировании экономических процессов»51. В этой связи государственным органам необходимо продумать принципы мобилизации бюджетных средств на региональном уровне.

Теперь остановимся на финансовых механизмах поддержки развития.

Следует отметить, что в этом вопросе и представители бизнес-среды, и правительство, и другие действующие лица принимают весьма нетривиальные решения, учитывающие при организации различных фондов и институтов новейшие тенденции в развитых странах.

В октябре 2013 года по инициативе Патриарха Грузии был основан Фонд озеленения. Основная его задача — восстановление лесного потенциала страны, что необходимо, в том числе, и для снабжения древесиной отраслей экономики.

В обеспечении инвестиционных ресурсов и улучшении отраслевой структуры страны большую роль может сыграть Фонд соинвестирования, основанный группой крупных отечественных и зарубежных инвесторов. Он «создан с учетом современной западной практики и стандартов»52.

По мнению самих инвесторов-соучредителей этого фонда, он представляет собой новый современный инструмент реализации структурно-отраслевой политики, способный оперировать очень крупными в масштабах Грузии инвестиционными средствами. Опытные специалисты, участвующие в работе Фонда, могут осуществлять надлежащую оценку инвестиционных проектов и выбор наиболее надежных из них. Кроме того, Фонд разделяет риски участников проекта (25—75%).

Вместе с тем «в течение 5—7 лет после основания Фонд начнет выходить из проекта, что станет возможным в следующих случаях:

1) при передаче (продаже) доли участия Фонда соинвестирования в проекте какому-либо партнеру;

50 Более подробно проблемы совершенствования фискального механизма освещены нами в статье: Бурдули В., Абесадзе Р. Отраслевая, технологическая и организационно-институциональная структура Грузии в условиях глобализации. С. 71.

51 Гарибашвили И. Указ. соч.

52 Карчава Т. В Фонд соинвестирования уже аккумулировано 6 млрд долл., 30 сентября 2013 [www.for.ge/view. php?for_id=27126&cat=1]; Фонд соинвестирования. Профинансируем все хорошие проекты, 7 октября 2013; Тухиашвили Е. В стране будут осуществлены прямые инвестиции в объеме 6 млрд долл. [www.kvirispalitra.ge/ economic/18928-thanainvestirebis-fondi-yvela-karg-proeqts-davafinansebt.html] (все на груз. яз.).

2) при передаче (продаже) доли участия Фонда соинвестирования в проекте стратегическому или финансовому инвестору;

3) при первичном публичном предложении на местном или международном рынках».

Преимущество такого типа инвестирования состоит в том, что «в отличие от финансирования проекта за счет банковского кредита, требующего уплаты процентов (и самой суммы кредита) по заранее расписанному графику, фонд вкладывает в бизнес-компанию денежные средства, разделяет ее риск и не требует процентных платежей».

На наш взгляд, еще одно преимущество Фонда соинвестирования состоит в том, что участвующие в конкретных проектах крупные инвесторы могут содействовать допуску в занятые ими ниши мирового рынка продукции, произведенной новыми компаниями, созданными с их участием. Ясно, что с помощью Фонда будет осуществлена значительная часть капиталовложений, что не исключает необходимости создания апробированного во многих странах института инвестиционных банков (или банков развития), а также других инвестиционных фондов современного типа с участием государственного и частного капитала.

В Грузии с 2011 года существует Партнерский фонд, использующий в инвестиционных целях средства нескольких крупных государственных корпораций. Однако средств этого фонда явно недостаточно для государственной финансовой поддержки структурной перестройки. Поэтому в декабре 2013 года правительство Грузии приняло решение о создании Суверенного фонда Грузии; в соответствии с этим решением был разработан законопроект. Затем в апреле 2014 года было решено реорганизовать данный фонд и основать АО «Банк развития Грузии». Однако это не было осуществлено, так как многие посчитали, что потенциал Партнерского фонда пока полностью не исчерпан. Партнерский фонд и сейчас функционирует в рамках соответствующего закона («Закон Грузии об акционерном обществе — Партнерский фонд Грузии»; 02.03.2012. № 5746; обновлено 20.09.2013).

Банк развития Грузии будет основан в ближайшем будущем; в настоящее время разрабатываются необходимые документы для его учреждения.

Таким образом можно сделать следующие основные выводы.

1. Необходима разработка стратегии структурно-отраслевого развития. Возобновление индикативного планирования само по себе ничего не решит; в целях эффективного структурно-отраслевого развития должны быть четко определены направления действия инструментов его координации. Без поддержки и содействия государства становление эффективной отраслевой структуры экономики невозможно.

2. В стратегии структурно-отраслевого развития в разрезе групп отраслей (высокотехнологичные отрасли, энергетика, смежные отрасли сельского хозяйства и промышленности, отрасли производства строительных материалов и т.д.) должны быть определены и обоснованы приоритетные направления развития. Следует четко обозначить факторы, способные обеспечить опережающее развитие той или иной отрасли с точки зрения импортозамещения, увеличения экспортного потенциала и повышения уровня самодостаточности экономики в целом. Должны быть выявлены возможности самофинансирования и кредитования бизнеса по конкретным предполагаемым эффективным проектам; необходимо «запустить» соответствующие инструменты содействия и возможности привлечения нужных предприятий ТНК. С целью снижения инвестиционных рисков надо заранее оценить возможности сбыта продукции в случае реализации того или иного проекта.

3. Для развития или оздоровления некоторых отраслей промышленности и сельского хозяйства целесообразно принять специальные законы (как это сделано, например, в

Японии). Что касается общих законов (в частности, Налогового кодекса), то в них должны быть зафиксированы методы стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности (примером может служить Швеция).

4. На основе использования государственных и частных средств целесообразно основать Банк развития (инвестиционный банк), а принципы его функционирования закрепить законодательно. Одновременная деятельность упомянутых инвестиционных фондов и Банка развития должна «дополнить» средства частного капитала и обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в Грузии.

Заключение

Таким образом, по всем рассмотренным группам отраслей (энергетика, пищевая, химическая, полимерная и легкая промышленность, сельское хозяйство, производство строительных материалов, высокие технологии и т.д.) уровень самодостаточности экономики Грузии более или менее низкий. В то же время по группе высокотехнологичных отраслей (согласно статистическим материалам, в эту группу нами включен довольно широкий спектр отраслей — от автомобилестроения и станкостроения до информационных технологий) и легкой промышленности он крайне низок.

Для того чтобы в ближайшем будущем добиться весомого структурного эффекта (в первую очередь путем повышения уровня самодостаточности экономики), необходимо, в частности, заострить внимание на строительстве ГЭС, а также быстрее создавать или развивать импортозамещающие и ориентированные на экспорт производства в пищевой и легкой промышленности; при этом большое внимание следует уделить укреплению сырьевой базы указанных отраслей.

Без перехода к ускоренному развитию преимущественно экспортоориентированных, соответствующих критериям приоритетности высокотехнологичных отраслей (например, производство оснащенных информационными технологиями станков, солнечных элементов и т.д.) невозможно существенно улучшить экспортно-импортное сальдо страны.

Для содействия эффективной отраслевой реструктуризации экономики целесообразно разработать структурно-отраслевую политику, при реализации которой будут использоваться инструменты как государственной, так и бизнес-координации. Представляется, что основанный крупными грузинскими бизнес-структурами Фонд соинвестирования внесет важный вклад в возрастание в стране инвестиционной активности, нацеленной на целесообразную отраслевую реструктуризацию экономики.

При этом нельзя отказываться и от апробированных в некоторых странах банковских механизмов содействия размещению инвестиций в строительство экономически целесообразных с точки зрения структурного эффекта производств. Следует учредить банк реконструкции и развития (или инвестиционный банк), который будет обеспечивать льготное долгосрочное кредитование привлекательных проектов на основе их тщательного предварительного всестороннего изучения, причем государственные и частные инвестиции должны вноситься на паях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.