Научная статья на тему 'Отраслевая, технологическая и организационно-институциональная структура экономики Грузии в условиях глобализации'

Отраслевая, технологическая и организационно-институциональная структура экономики Грузии в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ГРУЗИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / НЕОИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурдули Вахтанг, Абесадзе Рамаз

В статье исследуются методологические и практические аспекты формирования в Грузии отраслевых, технологических и организационно-институциональных структур в условиях глобализации. Сформулированы предложения по созданию отраслевой структуры, соответствующей неоиндустриальным стандартам развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отраслевая, технологическая и организационно-институциональная структура экономики Грузии в условиях глобализации»

Вахтанг БУРДУЛИ

Доктор экономических наук, заведующий отделом Института экономики им. Пааты Гугушвили Тбилисского государственного университета

(Тбилиси, Грузия).

Рамаз АБЕСАДЗЕ

Доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики им. Пааты Гугушвили Тбилисского государственного университета

(Тбилиси, Грузия).

ОТРАСЛЕВАЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ ГРУЗИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Резюме

В статье исследуются методологические и практические аспекты формирования в Грузии отраслевых, технологических иорганиза-ционно-институциональных структур

в условиях глобализации. Сформулированы предложения по созданию отраслевой структуры, соответствующей неоиндустриальным стандартам развития.

КЛЮЧЕВЫЕ экономика Грузии, глобализация, отраслевая структура, СЛОВА: неоиндустриальные стандарты развития.

Введение

После обвала экономики в начале 1990-х годов в Грузии, как и в большинстве постсоветских стран, резко изменилась структура хозяйства. До этого, хотя большинство отраслей и базировалось на устаревших технологиях, народнохозяйственный комплекс в целом был диверсифицирован и в определенной мере самодостаточен — с учетом относительного равновесия между объемами ввоза и вывоза продукции1. После этого многие отрасли оказались утеряны.

За прошедшие с тех пор два десятилетия в Грузии достигнута относительная экономическая стабильность, производство насыщается информационными технологиями (ИТ), быстро развиваются строительство и транспорт. Однако отраслевая структура экономики до сих пор не отвечает современным стандартам неоиндустриального развития. В результате не удается достичь удовлетворительных параметров внешнеторгового баланса, реанимировать на новой технологической основе многие актуальные отрасли промышленности, задействовать невостребованные мощности сельскохозяйственного производства. Главная причина подобного отставания — недостаточно быстрое восприятие возможностей технологического прогресса и встраивания в глобальные и региональные межстрановые мирохозяйственные системы.

Данная статья посвящена современным процессам формирования в условиях глобализации отраслевых, технологических и организационно-институциональных структур в масштабах страны.

Современные интерпретации отраслевой и технологической структуры экономики

Отраслевая структура экономики — один из основных параметров, определяющих уровень развития страны. Поэтому очень важно изучать состояние, динамику и направления рационализации этой структуры, а также совершенствовать экономические механизмы, координирующие ее трансформацию.

Функционирование каждой отрасли народного хозяйства базируется на постепенно развивающихся технологиях, как специфичных для конкретной отрасли, так и применяемых сра-

1 Анализу хозяйства посткоммунистической страны и путям его развития в условиях глобализации посвящен ряд работ авторов, например: Абесадзе Р. Некоторые теоретические аспекты экономического развития // Кавказ & Глобализация, 2011, Том 5, Выпуск 1—2; Бурдули В. Роль процессов глобализации в обновлении хозяйства страны с переходной экономикой (на примере Грузии) // Кавказ & Глобализация, 2007, Том 1, Выпуск 3; Абесадзе Р. Высокие технологии и экономическое развитие (на груз. яз.). В сб.: Actual Economic Problems under Globalization. Tbilisi, 2011; Абесадзе Р., Бурдули В. Региональные аспекты ускорения темпов экономического развития Грузии // Общество и экономика, 2011, №№ 7; Бурдули В. Грузия: возможности усиления инвестиционной активности // Кавказ & Глобализация, 2008, Том 2, Выпуск 4; Бурдули В. Вопросы структурной перестройки экономики Грузии и роста уровня занятости // Ekonomisti, 2009, №№ 5; и др. Фундаментальное исследование этих процессов дано в трудах: Papava V. Necroeconomics: Political Economy of Post-Communist Capitalism (Lesson from Georgia). New York: iUniverse, Inc., 2005; Беридзе Т., Исмаилов Э., ПапаваВ. Центральный Кавказ и экономика Грузии. Баку: Нурлан, 2004; ПапаваВ., Беридзе Т. Очерки политической экономии посткоммунистического капитализма (опыт Грузии). Москва: Дело и сервис, 2005.

зу во многих отраслях. Развитие технологий способствует росту производительности труда в данных отраслях, снижению материало-, энерго- и фондоемкости продукции. Кроме того, возникают новые отрасли, основанные на использовании новых технологий. С их помощью производятся качественно новые изделия.

Отрасли народного хозяйства могут выделяться и оформляться либо по видам осуществляемой в их рамках деятельности, либо по видам производимой продукции и услуг. Но в любом случае развиваются они на основе инноваций, то есть проникновения в них новых технологий. Причем обновлению (модернизации) подвергаются не только физические, но и социально-институциональные технологии (управленческие или бизнес-технологии, то есть технологии рыночных и других производственных взаимоотношений, а также технологии государственной координации структурно-отраслевого развития). Модернизация этой последней группы технологий во многом связана со стремительным развитием ИТ и процессов глобализации (которые сами во многом обусловлены технологическим прогрессом).

Современные и перспективные отраслевые структуры необходимо рассматривать прежде всего в укрупненном, обобщенном виде; в данном случае уместно использовать термины «постиндустриальная» (Д. Белл) и «супериндустриальная», или «третья волна» (Э. Тоффлер), которые применяются в основном по отношению к развитым странам.

Для характеристики развивающихся стран (в том числе новых индустриальных стран и постсоветских государств) в большей мере подходит термин «неоиндустриальная структура», который точнее отражает тенденции развития экономики, наблюдаемые в мире (в том числе и в развитых странах), и широко используется в научной и публицистической литературе.

Так, неслучайно понятия «neoindustrial technological structure» [неоиндустриальная технологическая структура], «the structure of neoindustrial economy (economies)» [структура неоиндустриальной экономики (национальной экономики)], «neoindustrial phase of development» [«неоиндустриальная стадия развития»], «неоиндустриальный тип развития», «European... services of neoindustrial economy» [«сектор услуг в неоиндустриальной экономике Европы»], «neoindustrial systems. in national industrial structures» [«неоиндустриальные системы в национальных индустриальных структурах»] и др., все чаще встречающиеся в Интернете, в научной литературе, в презентациях крупных корпораций и т.д., редко употребляются в связке с термином «постиндустриальный»: этот последний, на наш взгляд, не совсем точно отражает структурно-экономические изменения в развитых и развивающихся странах. Ведь индустриальное производство там не свертывается (что только и могло бы оправдать употребление термина «постиндустриальный»), а принимает новые черты, «множится» (речь идет о появлении новых отраслей) и модернизируется. Хотя, возможно, удельный вес собственно индустриального материального производства в стоимости произведенных изделий и услуг несколько снизился.

Формирование неоиндустриального типа структуры национальной экономики предполагает следующее:

— возникновение новых отраслей, прежде всего производства ИТ-оборудования, а также некоторых других, которые приобретают значительный вес в структуре экономики;

— устойчивое развитие инновационной деятельности внутри как отдельных отраслей, так и отдельных объектов того или иного сектора экономики;

— увеличение удельного веса интеллектуалоемкой продукции и услуг в общем объеме произведенной продукции и услуг;

— увеличение удельного веса сектора услуг;

— устойчивое развитие ключевых отраслей с применением высоких технологий, а также производство соответствующих изделий и услуг;

— своевременное проникновение новых и модернизированных технологий в традиционные отрасли;

— реанимация на основе модернизированных технологий временно утерявших значение традиционных отраслей (в случае Грузии — легкой промышленности, высокотехнологичных отраслей, мебельной промышленности и т.д.);

— ориентация развития агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности страны в долгосрочном аспекте;

— развитие технологий производства индивидуализированных изделий и услуг (пошив одежды, строительство жилья, производство мебели, некоторые виды медицинских услуг и т.д.). Кроме того, в экономической литературе затрагивался вопрос о возможности широкой индивидуализации производства транспортных средств, ИТ и некоторых других изделий, которые могут пользоваться спросом только у очень богатых людей (подобная тенденция является противоположной и предусматривает стандартизацию).

Помимо исследования экономической структуры в разрезе отраслей народного хозяйства, все большее значение приобретает дифференциация отраслей по видам деятельности с точки зрения используемых ими технологий (новых, традиционных, ключевых, высоких и др.), а также по другим критериям (экспортоориентированность, импортозамещение, актуальность производимых благ); соответствующие оценочные характеристики помогают органам государственного управления и бизнес-среде принимать более эффективные решения по координации развития производства, в том числе по его институциональной организации.

Существуют различные варианты дифференциации отраслей или отдельных производств и корпораций по критерию уровня технологий. Исходя из этого критерия, отрасли могут подразделяться на низкотехнологичные, среднетехнологичные и высокотехнологичные2. По версии Немецкого института экономических исследований (РГ^3, некоторые из них можно отнести к производствам, базирующимся на высоких и ключевых (ведущих) технологиях.

Уровень технологичности при любом из перечисленных вариантов дифференциации определяется соотношением величины расходов на исследования и разработки и объема продаж. Для оценки уровня технологичности некоторые исследователи руководствуются фиксированными уровнями доли затрат на НИОКР в объеме продаж. Однако во многих корпорациях и, следовательно, в отраслях эти показатели год от года меняются, и поэтому ряд исследовательских центров (например, Национальный научный фонд США) определяют соответствующие пороговые показатели произвольно, не формулируя специальных критериев4.

В теории долгосрочного технико-экономического развития5 и «технологических укладов» структурированы как технологии, так и отрасли. Различаются технологии ключевого фактора и ядра технологического уклада, а также несущие отрасли того или иного технологического уклада и остальные отрасли. В процессе их развития происходит диффузия необходимых технологий доминирующего технологического уклада. Технологии (технологическая структура) и отрасли (некоторые технологии одновременно представлены отраслями) образуют определенную совокупность. Она, наряду с технологическими и институциональными взаимосвязями, рассматривается как технологический уклад, который в любой стране находится в процессе постоянного развития. При этом существующие отрасли экономики могут развиваться и на основе модернизации специфичных для них старых технологий.

Все большее значение приобретает структурный анализ реального и финансового секторов экономики.

2 См.: Любимцева С. Инновационная трансформация экономической системы // Экономист, 2008, № 9. С. 31.

3 См.: Семенова Е. Возможности инновационного типа развития // Экономист, 2006, № 6. С. 14.

4 См.: Там же. С. 15.

5 См.: Глазьев С. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики, 2009, № 3; Он же. Возможности и ограничения технико-экономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике [www.spkurdyumov.narod.ru/glaziev/htm].

■ Во-первых, он необходим для разработки проактивных мер, позволяющих избежать нежелательных явлений в процессе взаимодействия различных отраслей реального и финансового секторов экономики.

■ Во-вторых, теоретики должны разобраться в институциональных противоречиях глобальной системы воспроизводства фиктивного капитала.

Под влиянием этих противоречий биржевые цены отчасти теряют свою объективность, что усложняет целесообразный межотраслевой и межстрановый перелив капиталов6.

Наши разработки в этом направлении базируются на современных методах структуризации отраслей по вышеуказанным и другим критериям (например, выделение отраслей первичного, вторичного и третичного секторов). Эти методы, а также основанная на их использовании стратегия развития отраслевой структуры в Грузии освещены в работах Г. Церетели7.

Система классификации отраслей может опираться и на другие критерии. Так, в Южной Корее и некоторых других странах уже 20—30 лет назад различали отрасли промышленности по «критерию приоритетности».

Главными критериями приоритетности считались следующие.

1. Экспортный потенциал отрасли.

2. Перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке.

3. Перспективы развития страны в случае ускоренного развития отрасли (или достижения страной «высокой индустриальной стадии»).

4. Минимизация дефицита торгового баланса страны.

5. Минимизация зависимости от сырья и импорта, сокращение ресурсоемкости промышленной продукции в целом (этот критерий, как и все остальные, имеет значение не только для отраслей промышленности, но и для других отраслей экономики).

6. Благоприятный сопутствующий эффект (повышение эффективности других отраслей — в настоящее время вместо этого термина чаще употребляется термин «мультипликативный эффект отрасли»)8.

Необходимо отметить, что в настоящее время некоторые отрасли удовлетворяют сразу нескольким перечисленным критериям приоритетности, к которым можно добавить следующие:

— высокий уровень конкурентоспособности отрасли на мировом рынке;

— высокая интеллектуалоемкость отрасли;

— достаточно высокая трудо- и интеллектуалоемкость продукции отрасли при уменьшении материало- и энергоемкости;

— минимальный или нулевой уровень загрязнения окружающей среды, возможность полной утилизации отходов производства и некоторые другие.

В современной статистической отчетности (в отличие от прежней) отраслевая структура экономики рассматривается в разрезе видов деятельности. Ее крупные агрегированные виды

6 См.: Бурдули В. Вопросы структурной перестройки экономики Грузии и роста уровня занятости // Ekonomisti, 2009, № 5. С. 30; Фролов Д. Теория кризисов после кризиса: технологии versus институты // Вопросы экономики, 2011, № 7. С. 31.

7 См.: Церетели Г. Стратегические цели развития производительных сил и пути их реализации. В сб.: Проблемы развития рыночной экономики в Грузии. Том I. Тбилиси, 2000 (на груз. яз.); Он же. К вопросу об оценке эффективности государственного регулирования посткоммунистической страны. В сб.: Проблемы развития рыночной экономики в Грузии. Том III. Тбилиси, 2003 (на груз. яз); и др.

8 Хруцкий В. Рыночные системы и варианты структурной перестройки промышленности // Российский экономический журнал, 1992, № 3. С. 97, 98.

часто называются секторами (промышленный сектор, сельскохозяйственный сектор, строительный сектор) или сферами деятельности (сфера услуг). Более детализированные виды деятельности (например, в промышленности) в большинстве экономических исследований называются отраслями. Собственно говоря, в буквальном понимании вид деятельности означает и конкретную специальность, например управленец, маркетолог и т.д.

В зависимости от занимаемой должности часть таких работников в статистической отчетности отображается в различных хозяйственных секторах, а часть — в отраслях, отражающих саму специальность. Например, маркетолог может работать как в промышленной, так и в специализированной маркетинговой компании. В первом случае он будет учтен в секторе промышленности, а во втором — в агрегированном секторе «сфера услуг».

Чтобы избежать недоразумений, отметим, что в нашем исследовании термин «вид экономической деятельности» означает то же самое, что хозяйственная «отрасль»; чаще всего этот термин используется в экономической литературе. Следует также отметить, что в любой отрасли производство осуществляют на основе характерной для нее совокупности технологий.

Однако простое изучение статистических фактов не дает достаточных оснований для аргументированного принятия решений по рационализации отраслевой структуры как в органах государственного регулирования (например, по необходимой коррекции инвестиционного климата), так и в бизнес-среде (например, по направлению инвестиций в ту или иную отрасль). Эти факты необходимо анализировать с использованием современных теоретических подходов и обобщенного практического опыта разных стран, накопленного за последний период, а также непосредственных количественных показателей, нормированных индикаторов и качественных параметров9.

Развитие технологий и их диффузия в хозяйственные отрасли

В системе национальных счетов эффективность производства измеряется в отраслевом разрезе. В то же время прогресс происходит и прослеживается в рамках отдельных видов технологий. Таким образом, чтобы оценить эффективность внедрения в народно-хозяйственных отраслях каких-то новых или модернизированных производственных технологий, важно проследить их диффузию. При этом следует принимать во внимание принятую отраслевую номенклатуру национальных счетов (с более подробной детализацией отраслей промышленности и сельского хозяйства).

Принципы систематизации отраслей и технологий отражены в теории долгосрочного технико-экономического развития10. Она позволяет проследить эффективность диффузии новых и модернизированных традиционных технологий в хозяйственные отрасли. При этом необходимо иметь в виду, что развитие технологических укладов и переход от одного доминирующего уклада к другому происходит аналогично процессам, описанным Э. Тоффлером. Речь идет о последовательных «волнах»: от доиндустриальной стадии к индустриальной и от индустриальной к «супериндустриальной». Под «волной» Э. Тоффлер подразумевал рывок в науке и технике.

9 См., например: Абесадзе Р. Некоторые теоретические аспекты экономического развития; Колодко Г. Великая трансформация. Могло ли быть лучше? Будет ли лучше? // МЭиМО, 2010, № 4.

10 См.: Глазьев С. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов; Он же. Возможности и ограничения технико-экономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике.

Первой волной (рывком) стало развитие сельского хозяйства, а второй — промышленная революция. Третья, «супериндустриальная» волна принесла с собой внедрение новых современных технологий (ИТ и др.); этот процесс развивается и в настоящее время11.

Аналогично этому переход от одного «индустриального» уклада к другому осуществляется на основе появления новых «технологий ключевого фактора и ядра». Здесь также наблюдается постепенность: наряду с существующими элементами внедряются ключевые технологии и предыдущих, и ныне доминирующего укладов. Подобный подход дает возможность представить процесс технологического развития и оценить его эффективность достаточно детализированно, что важно для принятия эффективных управленческих решений как с точки зрения отдельных хозяйственных отраслей, так и в целом (с учетом оценки качества отраслевой структуры отдельных стран).

Распространение (диффузия) технологий в отраслевую структуру экономики страны в целом и в ее отдельные отрасли включает следующие процессы:

— формируются новые отрасли, производящие технологии «ключевого фактора» (производственные и потребительские), ориентированные на неоиндустриальное развитие (в рамках современного технологического уклада);

— в постсоветских странах на основе модернизации реанимируются некоторые утраченные технологии (отрасли или производства), являющиеся необходимым компонентом неоиндустриальной экономической структуры;

— в той или иной степени (в зависимости от технологического характера отраслей) происходит диффузия технологий ключевого фактора в остальные отрасли и соответствующая модернизация их производственных технологий (например, в некоторых развивающихся странах все еще увеличивается, в особенности в сельском хозяйстве, удельный вес технологий, относящихся к технологиям ключевого фактора четвертого технологического уклада — двигателя внутреннего сгорания; в современном, обеспечивающем неоиндустриальный тип развития, шестом технологическом укладе происходит диффузия в хозяйственные отрасли ИТ, технологии автоматизации механических процессов и др.);

— модернизация традиционных отраслей происходит на основе не только внедрения в них технологий ключевого фактора, но и «доводки» используемых технологий без участия технологий ключевого фактора (например, в сельском хозяйстве — на основе модернизации традиционных схем севооборота, систем облагораживания почв и защиты их от эрозии; в традиционных отраслях промышленности «доводка» механических технологий происходит как на основе включения в них элементов технологий ключевого фактора, так и без их участия).

В целом, новые и высокие технологии, развитие которых имеет первостепенное значение для формирования современного технологического уклада и соответствующей отраслевой структуры неоиндустриального типа, можно классифицировать следующим образом12: когнитивные (познавательные) технологии в большинстве отраслей ИТ; технологии программного компьютерного обеспечения и автоматизации механических процессов; микроэлектроника; биотехнологии (микробиология, молекулярная и клеточная биология, биохимия, эмбриология и т.д.); нанотехнологии, фотоника и др.; атомная физика; авиакосмические технологии; экологически чистые источники энергии (основанные на использовании возобновляемых ресурсов); возможно, электросиловые двигатели (если удастся создать достаточно мало-

11 См.: Тоффлер Э. Третья волна. Ч. I. Гл. 1. М.: АСТ, 1999.

12 См., например: Абесадзе Р. Высокие технологии и экономическое развитие. С. 3, 4; Бурдули В. Взаимосвязь развития технологических укладов и трансформации экономических систем. В сб.: Actual Economic Problems under Globalization. С. 24.

габаритные и емкие аккумуляторы); новые, в достаточной степени экологически чистые технологии утилизации и промышленной переработки отходов и др.

Конечно же, не теряют значения и большинство ключевых технологий предыдущих технологических укладов, а также модернизированные технологии основополагающих отраслей (сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность и др.), обеспечивающих основные жизненные потребности человека, являющиеся важнейшими компонентами современной неоиндустриальной экономической структуры.

Чтобы сделать более точной оценку качества экономического роста и развития, а также помочь органам государственного управления и бизнесу принимать наиболее целесообразные решения по отраслевой инвестиционно-структурной политике, необходимо ориентироваться на системы показателей, отражающие результативность отраслевой структуры (и отдельных отраслей) и целесообразность ее стимулирования. Кроме того, система показателей позволяет повысить качество работы государственных и бизнес-институтов (включая организации) для повышения их эффективности в условиях неоиндустриального развития.

Интегральные показатели, применяемые ныне в статистической отчетности, позволяют в той или иной мере судить об эффективности отраслевой структуры. Однако в современных условиях очень важно наличие и таких показателей, которые дают возможность оценить качественные и количественные аспекты диффузии технологий в разрезе видов деятельности (отраслей), а также развития соответствующих координирующих институтов. В связи с этим остановимся на возможности практического применения некоторых современных и сложившихся ранее подходов для оценки развития отраслевой структуры.

С целью оценки «переливов» роста производительности труда в результате диффузии новых технологий в отрасли материального производства, а также для косвенной оценки эффективности глобализационных межстрановых процессов переливов капиталов по сопоставлению роста производительности труда в различных странах можно воспользоваться подходами, систематизированными в работе И. Стрельца13. В этой работе, в частности, обсуждаются исследования по измерению «эффекта перелива» роста производительности труда из компьютерных отраслей в остальные14.

В упомянутой работе И. Стрельца приведена таблица, составленная по данным некоторых источников; в ней показан рост производительности труда в разрезе отраслей по стандартной статистической номенклатуре за 1989—1999 годы. В ней отрасли подразделены на две группы: «интенсивно использующие информационные технологии» и «менее интенсивно использующие информационные технологии». В таблице показано, что рост производительности труда в первой группе был значительно больше, чем во второй. Таблица наглядно демонстрирует реальность перелива роста производительности труда.

Использование усовершенствованного метода в развивающейся стране (с одновременным рассмотрением общего эффекта от диффузии всех новых технологий) может стать одним из способов оценки качества неоиндустриальной трансформации, происходящей в ее экономике в результате диффузии новых технологий.

Следует отметить, что методы оценки увеличения производительности труда и повышения фондоотдачи (снижения фондоемкости), а также снижения материало- и энергоемкости продукции в результате внедрения новых и модернизированных технологий широко применялись и применяются в крупных корпорациях и на предприятиях для выработки стратегии эффективного развития; они используются и в отраслевом разрезе15.

На наш взгляд, целесообразно возобновить разработку соответствующей статистической отчетности в разрезе отраслей, тем более что при современной оснащенности информацион-

13 См.: Стрелец И. Новая экономика: гипотеза или реальность? // МЭиМО, 2008, № 3.

14 См. : Nordhaus W. Productivity Growth and the New Economy. Washington: National Bureau of Economic Research,

2001.

15 Отраслевой анализ по статистическим данным проведен одним из авторов, см.: Бурдули В.Ш. Проблемы территориального управления производственно-хозяйственными комплексами. Тбилиси: Мецниереба, 1989. С. 148—180.

ным оборудованием это не потребует больших затрат времени и труда и принесет большую пользу в процессе принятия управленческих решений.

Расширение спектра разносторонности оценок эффективности отраслевой структуры и качества ее регулирования (рыночного и государственного) необходимо для совершенствования целого ряда механизмов. К таковым можно отнести механизм оценки соответствия достигнутого уровня неоиндустриальным принципам развития; механизм принятия решений по усилению курса на неоиндустриальное развитие; механизм усиления проактивного регулирования и механизм координации, включая его институциональную составляющую (еще раз подчеркнем: речь идет как о рыночной координации, так и о системе государственного регулирования).

Влияние факторов глобализации на отраслевую и технологическую структуры в отдельных странах

Сегодняшнее развитие отраслевой и технологической структур экономики в отдельных странах невозможно рассматривать в отрыве от процессов глобализации. Ниже мы попытаемся системно сформулировать самые важные аспекты воздействия факторов глобализации на формирование отраслевой и технологической структуры национальных экономик, в первую очередь экономик развивающихся стран.

Технологическое развитие, будучи основным генератором современных глобализацион-ных процессов, влияет на формы и способы их организации. А одним из самых характерных (если не главных) признаков глобализации во многих странах выступает именно технологический прогресс и, соответственно, формирование прогрессивных, характерных для неоиндустриального развития отраслевых структур.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К факторам современной глобализации, определяющим формирование и развитие отраслевой и технологической структур национальных экономик, следует отнести следующие.

1. Значительный рост возможностей ускоренной диффузии новых производственных технологий из стран-доноров в развитые и развивающиеся страны-реципиенты при благоприятном экономическом климате в последних. При этом новые технологии осваиваются как путем привлечения реального иностранного капитала (в первую очередь в виде создания предприятий, принадлежащих транснациональным корпорациям), так и путем закупки и освоения модернизированных традиционных технологий (в условиях малых и средних стран создание собственных производственных технологий возможно лишь по отдельным выбранным направлениям).

2. Появление новых возможностей для ускоренной адаптации организационных и институциональных структур бизнеса и поддерживающих его государственных институциональных систем к восприятию новых технологий и неоиндустриальной трансформации отраслевой структуры экономики в рамках развивающегося глобального и регионального экономического порядка. Это наглядно подтверждается примером ряда развитых и развивающихся стран, в которых установился благоприятный, дружественный бизнесу институционально-экономический климат и созданы современные организационно-институциональные бизнес-структуры16.

16 См.: Бландиньер Ж.-П. Изменение основополагающих производственных и общественных парадигм. Трансформация общественного сектора в Европе (опыт стран ЕС) [http://www.recep.ru/files/documents/04_10_10_ Blandinieres_paradigms_Ru.pdf]; Иванов Н. Глобализация и общество: проблемы управления // Мировая экономика и международные отношения, 2008, № 4; и др.

3. Усиление роли международной технологической кооперации. Национальные экономики, их отрасли и бизнес включаются в соответствующие глобальные и региональные межгосударственные сети. Этот исключительно важный процесс обеспечивает максимально возможную отраслевую и технологическую диверсификацию производства, особенно в условиях малой страны с трансформирующейся экономикой. Для бизнес-среды такой страны особенно важно участвовать не столько в глобальных, сколько в региональных кооперационных технологических сетях.

4. Широкая регламентация процессов глобализации мировыми экономическими организациями. Либерализация торговли (снижение тарифов), которая регламентируется ВТО, с одной стороны, расширяет для стран возможности экспорта, с другой — оказывает определенное давление на национальных производителей. Оба фактора имеют определенное влияние на развитие отраслевой и технологической структур в отдельных странах.

5. Предоставление кредитов МВФ и ВБ сопряжено с определенными условиями, касающимися их использования. Следует отметить, что целесообразные соглашения по использованию кредитов способствуют эффективному развитию отраслевых и технологических структур в странах — получателях кредитов17.

6. Определенные преимущества, которые дает странам участие в региональных межгосударственных организациях. Принятые в их рамках соглашения (по таможенным тарифам, по использованию региональных фондов развития и др.) предоставляют им возможность рационализировать отраслевую и технологическую структуры. Однако и в условиях участия в региональных союзах правительства стран должны контролировать ситуацию, дабы избежать свертывания отдельных отраслей.

7. Либерализация торговли в условиях глобализации обостряет конкуренцию на международном уровне. Это побуждает правительства и представителей бизнеса предпринимать активные меры для повышения конкурентоспособности продукции национальных предприятий.

8. Формирование страновых отраслевых структур за счет прихода оснащенных современными технологиями ТНК в национальные производственные системы. Однако благоприятный для бизнеса климат способствует включению все большего числа стран в глобальные процессы, что обостряет конкуренцию за привлечение ТНК.

9. Глобализационные процессы (низкие торговые барьеры, доступность информации о предлагаемых технологиях и т.д.) облегчают отечественным предпринимателям закупку новых лицензированных технологий. Для их освоения и выпуска конкурентоспособной продукции государства и их деловые круги должны прилагать усилия по подготовке специалистов и рабочей силы соответствующего уровня.

10. Установки и предписания ВТО и глобальных кредитных организаций в какой-то мере ослабляют возможности национальных производителей в связи с давлением конкурирующей импортной продукции и затруднением экспорта, который государство больше не может субсидировать прежними способами и в прежнем масштабе. Тем не менее поддержка и защита национального бизнеса все-таки допускается: согласно соответствующей статье ГАТТ (правопреемником которого является

17 См.: Papava V. On the Role of the International Monetary Fund in the Post-Communist Transformation of Georgia // Emerging Markets Finance & Trade, 2003, Vol. 39, No. 5; idem. Splendours and Miseries of the IMF in Post-Communist Georgia // Laredo, we-publish.com, 2003; idem. The "Rosy" Mistakes of the IMF and World Bank in Georgia // Problems of Economic Transition, 2009, Vol. 52, No. 7.

ВТО), Соглашению о сельском хозяйстве и Соглашению о текстильной продукции, позволяется применять определенные субсидии и компенсационные пошлины. В виде временных мер применяются антидемпинговые и компенсационные пошлины по отношению к отдельным странам или торговым партнерам, а также тарифы и квоты для компенсации нарушений справедливой конкуренции с импортом, наносящим ущерб местным производителям (недискриминационные меры, применяемые по отношению ко всем партнерам). Используются и нетарифные методы регулирования, которые не предусмотрены в соглашениях ВТО, но не противоречат им. Практикуются также и постоянные меры (общее освобождение от обязательств); они предоставляются в редких случаях и должны быть официально одобрены Советом ВТО18.

11. В связи с адаптацией к глобализационным процессам в отдельных странах меняются и функции государственного управления. В успешно развивающихся странах модернизируются и становятся более утонченными национальные системы поддержки неоиндустриального развития и, соответственно, бизнеса.

Использование экономических механизмов, основанных на принципах неолиберализма, не всегда и не сразу приносит очевидный устойчивый успех. Так, «вашингтонский консенсус», по мнению его главного автора Дж. Уильямсона, объединивший основные идеи австрийской школы, монетаризма, неоклассической экономики и теории общественного выбора (критики называли этот консенсус неолиберальной доктриной)19, после первых обнадеживающих результатов, достигнутых в латиноамериканских странах, привел к череде кризисов (в 1994 г. — к кризису в Мексике, а в 1997—2002 гг. — к ряду кризисов, начавшихся в Азии и завершившихся в Аргентине)20. Однако те страны, которые в реализации его установок не выходили за рамки разумной целесообразности (по выражению Дж. Стиглица, исполняли их «не слишком точно»21), достигали определенных, а в некоторых случаях и значительных успехов в неоиндустриальном развитии. Одну из главных причин неустойчивости развития сегодня стали видеть в слабости институционального компонента координации и обеспечения экономического роста, а также в обусловленной догматами вашингтонского консенсуса излишней скованности государства в вопросах своевременной коррекции механизмов регулирования, особенно в усилении социальной направленности регулирования и в ориентации бизнеса на инвестирование в наиболее актуальные отрасли (очевидно, что эти две проблемы взаимоувязаны и взаимозависимы). Под влиянием такой эволюции взглядов Дж. Уильямсон и его соавторы стали принципиально по-новому интерпретировать вопросы институционального строительства, в частности роль государства в создании и поддержке институтов рыночной экономики, обеспечении производства общественных благ, ин-тернализации внешних эффектов и коррекции распределения доходов22. Еще шире коррекция принципов координации современного экономического развития освещается в разработках других ученых23.

Как известно, в 1990-х годах установки глобальных экономических организаций привели к ограничению государственной поддержки отраслевой (промышленной) политики. Однако в

18 См.: ТурбанГ.В. Развитие международной торговли и рост протекционизма // Вкник Донецького нацюнального ушверситету. Сер. В: Економша i право, 2010, Т. 2, Вип. 2. С. 431.

19 См.: Ананьин О., Хаиткулов Р., Шестаков Д. Вашингтонский консенсус: пейзаж после битв // Мировая экономика и международные отношения, 2010, № 12. С. 17, 19.

20 См.: Там же. С. 19, 20.

21 Стиглиц Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: движение к пост-вашингтонскому консенсусу // Вопросы экономики, 1998, № 8.

22 См.: Там же. С. 23.

23 См., например: The Barselona Development Agenda. В кн.: The Washington Consensus Reconsidered: Towards a New Global Governance / Ed. by N. Serra, J.E. Stiglitz. Oxford, 2008; Стиглиц Дж. Указ. соч. и др.

2003 году круг задач экономической политики был расширен, дополнившись созданием национальных инновационных систем. Они были призваны выполнять часть функций, традиционно ассоциировавшихся с промышленной политикой24. Государственное стимулирование инновационной сферы поддерживается всемирными экономическими организациями и интенсивно применяется во многих странах25.

Без сомнения, промышленная политика26 не потеряла своего значения и в настоящее время. (Промышленную политику было бы точнее называть «отраслевой политикой», поскольку в спектр ее задач входит координация развития не только отраслей промышленности, но и сельского хозяйства, строительства и др. При этом в ней можно выделить отдельные направления, как, например, политику обеспечения продовольственной безопасности; политику скоординированного развития сельскохозяйственных производств, обеспечивающих сырьем легкую промышленность и ее отрасли, в частности текстильную и кожевенно-обувную; политику поддержки экспортоориентированных отраслей, импортозамещающих отраслей и т.д.)

Однако роль и значение отдельных инструментов отраслевой (промышленной) политики изменились. Например, стало ограничиваться прямое субсидирование экспорта продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий, что связано с непосредственным ростом объемов сельскохозяйственной продукции. Это, в свою очередь, отразилось на экспорте продовольственных товаров в целом (т.е. промышленно переработанной и непереработанной продукции сельского хозяйства).

Поддержка, не связанная с инновационной деятельностью, значительно сместилась в сторону косвенных методов регулирования (налоговых и финансово-кредитных). Однако в некоторых развитых и развивающихся странах существуют различные фонды поддержки отраслевого развития. В сельском хозяйстве поддержка регламентируется условиями так называемых «желтой», «голубой» и «зеленой» корзин ВТО27.

В целом в настоящее время установки глобальных экономических организаций допускают в обозначенных пределах в каждой стране свободу экспериментирования при выборе хозяйственной политики, отвечающей ее специфическим условиям, поскольку «не существует единственного набора политических установок, способных гарантированно запустить устойчивый рост... Международные кредитные организации и агентства, оказывающие помощь, должны поддерживать такое экспериментирование... Главная задача состоит в выявлении наиболее узких мест, ограничивающих рост, и их «расшивке» средствами микроэкономической и макроэкономической политики»28.

Подобный подход лежит и в основе современных модернизированных вариантов неолиберальной экономической политики, которых в принципе придерживается большинство развитых и развивающихся стран. В условиях действия экономических механизмов регулирования, обеспечивающих такую политику, большинство развивающихся стран имеют более высокие темпы роста ВВП, нежели развитые страны. Из развитых в развивающиеся страны осуществляется интенсивная диффузия технологий, на основе этого модернизируется технологический уклад, разнообразится отраслевая структура и повышается конкурентоспособность экономик последних в мировом масштабе.

24 См.: Ананьин О., Хаиткулов Р., Шестаков Д. Указ. соч. С. 23.

25 См.: АбесадзеР., БурдулиВ. Координация и способы осуществления инновационной деятельности в условиях совершенствующегося процесса глобализации // Кавказ & Глобализация, 2009, Том 3, Выпуск 4.

26 См.: Бурдули В. Промышленная политика: институциональное обеспечение и механизм реализации // Известия АН Грузии. Серия экономическая, 1996, № 1—2 (на груз. яз.); Кузин Д. Промышленная политика развитых стран: цели, инструменты, оценки // Вопросы экономики, 1993, № 9; Хруцкий В. Указ. соч.

27 См.: Абесадзе Р., Бурдули В., Датунашвили Л. Проблемы регулирования продовольственной безопасности страны (на груз. яз.) // Proceedings of Scientific Works of Paata Gugushvili Institute of Economics of TSU. Tbilisi, 2011.

28 Ананьин О., Хаиткулов Р., Шестаков Д. Указ. соч. С. 26; The Barselona Development Agenda. С. 60.

Однако очевидно, что и эти механизмы не свободны от недостатков, связанных, например, со слабостью проактивного29 реагирования (как в развитых, так и в развивающихся странах) на наступление кризисных ситуаций, с излишним дерегулированием рынка труда (что ослабляет возможности социально-ориентированной государственной и профсоюзной координации) и др. Следует также отметить, что во многих развивающихся и даже в некоторых развитых странах государственные и рыночные системы институциональных механизмов обеспечения устойчивого неоиндустриального роста требуют серьезного усовершенствования.

Некоторые из современных принципов неолиберальной политики30 уже отразились в установках и предписаниях глобальных международных организаций. Они позволяют государствам реагировать на складывающуюся текущую и долгосрочную ситуацию и в определенных пределах модернизировать свою экономическую политику, в частности совершенствовать меры по поддержке неоиндустриального отраслевого развития.

Развитие организационных и институциональных структур в условиях глобализации

Экономические формы современной глобализации являются результатом развития технологических укладов (взаимоувязанного развития технологических, отраслевых, институциональных и организационных структур). Они связаны с особенностями распространения и распределения новых и традиционных технологий в отраслях народного хозяйства различных стран, с международной диффузией инноваций, быстрым развитием торговых и производственных кооперативных связей и научно-технической кооперации, с углублением управленческих взаимосвязей в государственных и бизнес-структурах, с появлением глобальных и региональных межгосударственных институтов регулирования и координации, с особенностями межстранового перелива капитала и роста производительности труда внутри отдельных государств, с ростом значения деятельности ТНК, новым осмыслением роли средних, мелких предприятий и индивидуального предпринимательства, с повышением роли сетевых методов организации и управления, а также с развитием вертикально и горизонтально (в разрезе регионов) организованных кластеров.

Термин «глобализация» появился после 1970-х годов. Однако современная экономическая глобализация уходит своими корнями в значительно более раннее время. В процессе глобализации наряду с развитием технологий меняются формы внутригосударственного и межгосударственного перелива капиталов, происходят значительные трансформации в системе товарообмена (в частности, объемы экспорта-импорта непрерывно растут и в настоящее время достигли 60% мирового ВВП31), совершенствуются формы управления собственностью и усиливается роль ресурсосберегающих и интеллектуалоемких технологий.

Инновационная компонента технологических укладов давно вышла за рамки отдельных стран; постоянный рост населения мира требует непрерывного роста традиционных отраслей материального производства, сопровождающегося их модернизационным обновлением. Ускорение технологического развития приводит, с одной стороны, к высвобождению части работников в традиционных отраслях, а с другой — к появлению новых видов деятельности;

29 См.: Кузин Д. Указ. соч. С. 134.

30 См., например: The Barselona Development Agenda; Стиглиц Дж. Указ. соч.

31 См.: Шишков Ю. Государство в эпоху глобализации // Мировая экономика и международные отношения, 2010, № 1. С. 8.

это все сильнее влияет на формирование и изменение структуры занятости, а также заставляет направлять дополнительные усилия на решение проблем, связанных с отраслевой, технологической и региональной реструктуризацией экономики и сокращением уровня безработицы.

Вместе с тем в современных условиях координация отраслевого развития связана с процессом регионализации (как в межстрановом аспекте, так и в разрезе регионов отдельных стран). Например, процесс внутристрановой регионализации (увеличение роли регионов страны в координации экономического развития) обусловлен объективным развитием современных технологических укладов в условиях глобализации; его проявления наблюдаются достаточно давно — еще с 1970-х годов32.

С процессами глобализации неразрывно связаны рост объемов и постепенная эволюция характера деятельности глобальных и межстрановых органов кредитования и регулирования. Кроме того, меняются функции государственных и региональных органов координации, они адаптируются к новым условиям.

Локальные социумы спонтанно реагируют на объективные процессы, обусловленные развитием технологических укладов и глобализацией, перестраивая свои институциональные и организационные структуры. Такая перестройка прослеживается «на всех уровнях жизни общества — от фирм и общин до интеграционных блоков государств. Один из парадоксов глобализации заключается в том, что она идет рука об руку с процессами локализации. Экономическая и политическая роль локальных общностей увеличивается, и они оказываются втянутыми в сложную систему связей и зависимостей. Это открывает перед ними новые возможности и в то же время создает новые угрозы, вынуждая самостоятельно отыскивать средства адаптации к новым условиям»33.

Для успешного развития в новых условиях локальные сообщества должны отыскивать адекватные способы взаимной координации их функционирования и встраивания в системы международной и внутристрановой кооперации. Так они могут обеспечить конкурентоспособность своих фирм как на собственных внутренних рынках (которые в условиях глобализации открыты для конкурирующих товаров), так и на международном рынке.

Необходимо отметить, что на уровне отдельных стран и их регионов реакция на вызовы глобализации и адаптация к ним часто запаздывают. Это в той или иной степени характерно для всех постсоветских стран, переживающих переходный период, так как вследствие отсталости многих отраслей технологическая структура их экономик не отвечает принципам неоиндустриального развития.

В частности, мала доля производственных систем с высокой добавленной стоимостью (т.е. с высокой степенью переработки исходных материалов); запаздывают распространение современных форм промышленной кооперации (в том числе и в инновационной сфере) и становление современных экспортоориентированных и импортозамещающих производств.

Поэтому необходимо теоретически осмыслить вызовы глобализации и выработать на уровне страны и ее регионов предпосылки для создания современной экономики на основе обеспечения устойчивого неоиндустриального развития и совершенствования механизмов его регулирования.

Судя по оценкам рейтинговых агентств, институционально-пруденциональный механизм, существующий в Грузии, намного более благоприятен для развития бизнеса, чем во многих других странах. Несмотря на это, он нуждается в дальнейшем совершенствовании:

32 См.: Абесадзе Р., Бурдули В. Региональные аспекты ускорения темпов экономического развития Грузии; Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика. М.: Гардарики, 2006; Региональная политика стран ЕС. М.: ИМЭМО РАН, 2009; Didier P. Le Nord — Pas-de-Calais faœ aux nouvelles dynamiques économiques: practiques et ejeux de l'aménagement régional // Hommes et terres Nord, 1989, № 4; Martin P., Nonn H. Stratégies des acteurs publics en Alsace en matière de dévelopment économique et d'aménagement: 1982—1989 // Hommes et terres nord, 1989, № 4.

33 Иванов Н. Указ. соч. С. 4.

необходимо достичь более высоких темпов устойчивого неоиндустриального развития. Речь идет в первую очередь о развитии систем производств, обеспечивающих высокую стадию переработки (например, в промышленности необходимо ориентироваться не только на создание сборочных производств, но и на формирование совокупности производств, обеспечивающих максимально возможный процесс переработки от исходного материала до конечного изделия).

В связи с усилением конкуренции, расширением рынков сбыта товаров и услуг, необходимостью снижать издержки производства за счет использования более дешевой рабочей силы и др. все большую роль начинает играть межстрановое перемещение потоков капиталов (в первую очередь в виде технологий). Активизируется процесс переноса в развивающиеся страны не только традиционных технологий, но и ИТ, систем автоматизации механических процессов, гибких и других наукоемких технологий. В особенности это касается стран с большим потребительским рынком или стран, обладающих преимущественными возможностями экспорта продукции (например, за счет участия в межгосударственных региональных объединениях). Те страны, которые имеют благоприятно ориентированные системы регулирования для привлечения современных технологий, получают возможность достичь самого высокого уровня развития.

Трансформация систем перераспределения (капитала, технологий, диффузии инноваций и роста производительности труда, а внутри стран — доходов и расходов бюджета) в первую очередь определяется условиями развивающихся межстрановых и внутристрановых рынков. При этом изменения происходят за счет развития технологий, условий спроса и рыночной координации. Системы глобальной, региональной межстрановой, государственной и внутригосударственной координации и регулирования также испытывают трансформацию в результате воздействия на них современных экзогенных и эндогенных реалий, но в силу некоторых факторов (специальные интересы, необходимость компромисса между интересами разных стран и различных групп населения внутри них и т.д.) необходимые решения часто запаздывают.

В результате развития сетевых форм организации и управления производством в условиях глобализации произошла глубокая реорганизация способа производства34. Она воплотилась в изменении структуры и масштабов производства в ТНК, форм взаимодействия между крупными корпорациями, средними и мелкими фирмами, образующими свои сети, а также в определенных видах деятельности внутри стран и на международном уровне (в особенности в сфере ИТ и некоторых других новых технологий).

Подобные методы обеспечивают тесную кооперацию субъектов хозяйствования в рамках общих информационных, научно-технических, финансовых и маркетинговых сетей, тем самым снижая производственные издержки. Такая кооперация не исключает соперничество внутри сетей и усиливает конкуренцию между ними на мировом рынке35.

Для развивающихся и постсоветских стран, экономика которых находится в стадии трансформации, все более актуальной становится проблема отраслевой и технологической диверсификации производства. Благодаря глобализации в мире быстро распространяются новые и модернизированные традиционные технологии (в особенности ИТ и гибкие технологии), системы автоматизации механических процессов, процессы аутсорсинга и франчайзинга. В условиях развития сетевых структур и соответствующих форм производственной кооперации они способствуют повышению роли мелких и средних предприятий, а на локальном уровне (малые и средние страны и их регионы) — подразделений высокотехнологичных ТНК.

Кроме того, в пределах этих локальных образований развивается производственная кооперация местных предприятий как в целом с ТНК, так и с их предприятиями, размещенными

34 См.: БландиньерЖ.-П. Указ. соч. С. 3.

35 См.: Иванов Н. Указ. соч. С. 5.

на местах. Либерализация международной торговли и возможности, которыми обладают ТНК, благоприятствуют экспорту их продукции. Диверсификация производства на основе указанных механизмов обеспечивает значительную глубину переработки продукции; это представляет собой важный фактор глобализации, предполагающий эффективное неоиндустральное развитие (в частности, в малых странах и их регионах), а также возможность освоения и использования современных технологий.

Для диверсификации производства локальные сообщества создают на своей территории благоприятную инвестиционную обстановку, компонентами которой, в частности, являются налоговые системы, удобные для инвестиций и производства, необходимые финансовые системы, формируемые с участием бизнеса, подготовка специалистов и рабочей силы на основе внедрения передовых методов обучения, современные транспортные коммуникации и организация товаропродвижения. Немаловажную роль играют и другие элементы производственной инфраструктуры, в том числе коммунального характера, а также развитие главных и региональных центров притяжения36.

Что касается особых экономических зон (промышленного и инновационно-промышленного характера), то они являются крайней формой, которая дает возможность диверсифицировать производство на уровне локальных сообществ.

Таким образом, для решения связанных с вызовами глобализации задач достижения устойчивого и ускоренного неоиндустриального развития (таких, как формирование современной отраслевой и технологической структуры, ускоренное развитие промышленности и сельского хозяйства, инновационного и агропромышленного комплексов, развитие центров притяжения, совершенствование бизнес-структур в хозяйственных отраслях, диверсификация хозяйства в стране и ее регионах, развитие региональных систем обслуживания основного производства) необходимо и далее совершенствовать организационные и институциональные системы как в стране в целом, так и в ее регионах.

Это прежде всего предполагает разработку соответствующей стратегии, в которой должно быть определено следующее:

— пути совершенствования системы распределения полномочий между центральными, региональными и местными органами управления;

— пути совершенствования институционального уклада на всех уровнях управления;

— задачи становления современного технологического уклада, заключающиеся в выборе приоритетных отраслей (на уровне страны в целом и с учетом особенностей ее регионов), в разработке и реализации политики стимулирования центров притяжения (центральных промышленных узлов, инновационных центров и т.д.), в определении путей развития экспортоориентированных, импортозамещающих и других актуальных производств на основе создания необходимых для их функционирования вспомогательных объектов и производств;

— пути диверсификации производства в стране и ее регионах;

— пути развития центров притяжения малых и средних размеров (наряду с крупными городами);

— способы стимулирования развития характерных для рыночной экономики вспомогательных служб и фирм (а на селе — ферм), которые необходимы для обслуживания основного производства реального сектора;

36 См.: БурдулиВ. Пути развития региональных центров социального и экономического притяжения в Грузии // Sakartvelos Economika, 2006, #11 (на груз. яз.); Бурдули В., Аревадзе Н. Региональные факторы роста уровня занятости и их влияние на экономическое развитие (на примере Грузии) // Кавказ & Глобализация, 2010, Том 4. Выпуск 1—2. С. 104, 107.

— пути установления эффективного соотношения между крупными, средними и мелкими производствами, а также между привлекаемыми иностранными предприятиями и развитием национального предпринимательства.

Для реализации стратегии неоиндустриального развития и обеспечения реализации отраслевой политики необходимо дальнейшее совершенствование соответствующих механизмов координации и регулирования. Это особенно важно для стран, вступивших на путь посткоммунистической трансформации: им необходимо должным образом скоординировать развитие рыночных институтов (как на страновом, так и на локальных уровнях), организаций (финансовых и производственных) и инструментов государственного регулирования.

При этом следует учесть, что неоиндустриальное развитие предполагает развитие не только новых и традиционных высокотехнологичных отраслей, но и тех, которые удовлетворяют главные материальные потребности человека (производство тканей, одежды, обуви, мебели и других изделий).

Между тем, в результате посткоммунистического обвала экономики объем продукции этих отраслей резко сократился, что рикошетом ударило и по сельскохозяйственному производству. Невозможность сбыта сырья (шерсти, кож, коконов шелкопряда и др.) приводит к убыточности многих сельскохозяйственных предприятий и, как следствие, к сокращению производства. Поэтому стратегия неоиндустриального развития наряду с обеспечением благоприятных условий для развития высокотехнологичных отраслей должна предусматривать меры стимулирования бизнеса с целью реанимации на новой технологической основе вышеуказанных производств.

Ориентированное на обеспечение неоиндустриального развития совершенствование фискального механизма предполагает улучшение системы налогообложения (в частности, введение прогрессивных ставок). Кроме того, необходимо вводить систему налоговых льгот, направленную на стимулирование ускоренного развития, а также создавать благоприятную обстановку для функционирования приоритетных отраслей, что в разнообразных формах практикуется во всех развитых и во многих развивающихся странах.

В бюджетах некоторых стран выделяются специальные линии (на постоянной или временной основе) для поддержки приоритетных отраслей (производств) частного сектора. Их использование, подкрепленное соответствующим законодательством (в качестве примера можно привести японский закон 1983 года «О специальных мерах по совершенствованию структуры некоторых отраслей промышленности»37), происходит или непосредственно (в настоящее время в рамках правил, установленных ВТО), или с помощью созданных для этого организаций (например, банков развития). В ряде стран существуют специальные организации для координации продовольственного рынка и поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции38.

В совершенствовании нуждается и фискальный механизм Грузии; при этом следует учитывать, что здесь не существует бюджетно-налоговой системы на региональном (краевом) уровне. А между тем в условиях глобализации значение региональной координации в развитых странах растет, в особенности в том, что касается поддержки бизнеса и создания производственных структур регионального масштаба.

В настоящее время между развивающимися странами сильно обострилась конкуренция за привлечение оснащенного современными технологиями реального иностранного капитала, прежде всего предприятий ТНК. Это связано с тем, что «вместе с филиалами ТНК приходят новые производственные технологии, открывается доступ к столь желанным ресурсам капи-

37 Хруцкий В. Указ. соч. С. 100.

38 См.: Добросоцкий В. Государственное регулирование продовольственного рынка // Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 9.

тала, а главное — появляется возможность использовать известные бренды и распределительные сбытовые сети, позволяющие выходить на рынки крупных стран»39.

С учетом этого, а также принимая во внимание то, что ни в одной стране, тем более в малой, невозможно собственными силами создать полноценный индустриальный (отраслевой) комплекс, необходимо предусмотреть фискальные и другие институциональные преференции как для предприятий ТНК, так и для других оснащенных целесообразными для размещения в стране современными технологиями производств (это не относится к сельскому хозяйству, так как при широком привлечении в него иностранцев произойдет вымывание из сельской местности национального производителя). Предоставление таких преференций можно согласовывать на основе сепаратных переговоров с компаниями, намеревающимися разместить свои предприятия в стране, — если целесообразность их привлечения обоснована, что принято в международной практике («в сфере международной миграции прямых инвестиций суверенному государству приходится договариваться с квазисувереном — ТНК»40).

Естественно, необходимо также поощрять закупку и освоение современных технологий реального сектора отечественными предпринимателями.

Чтобы ускорить формирование в стране отраслевой структуры экономики неоиндустриального типа, финансовая политика должна (в рамках правил, установленных ВТО) быть более четко направлена на стимулирование становления предприятий, основанных на технологиях, характерных для современных технологических укладов. Достаточно развитую систему частных банков страны необходимо четче ориентировать (с помощью инструментов государственного регулирования) на увеличение объемов долгосрочного кредитования приоритетных отраслей. Этого можно достичь путем соответствующего использования механизмов регулирования Центрального банка.

Кроме того, в стране и ее регионах целесообразно создать фонды развития (или инвестиционные фонды) с целью дофинансирования в виде субсидий для приоритетных промышленных и сельскохозяйственных предприятий в рамках правил, установленных предписаниями ВТО, и рекомендаций глобальных кредитных организаций. Для льготного целенаправленного финансирования развития приоритетных производств частного сектора мог бы быть создан банк развития (или инвестиционный банк) на базе совместного формирования уставного фонда за счет средств государственного бюджета и частных инвесторов.

Для субсидирования сельскохозяйственных производств в настоящее время существует отдельный порядок, регламентированный ВТО. В ряде наших работ предлагаются пути целесообразного субсидирования развития сельского хозяйства в рамках соответствующих установок ВТО41.

На уровне государства в целом, а также его регионов и местных образований необходимо дальнейшее развитие институционального уклада хозяйствования (в государственных и частных предприятиях, между ними, а также между государством и частными предприятиями).

Следуя примеру развитых стран, необходимо разнообразить механизмы экономического управления государственными предприятиями. Кроме того, должен расширяться спектр контрактов между государством и частными предприятиями, предусматривающий выполнение работ, заказанных государственными, региональными и местными органами.

Большое значение имеет и развитие институциональных взаимоотношений на основе диалога и заключения договоров по поводу государственных преференций и обязательств биз-

39 Шишков Ю. Указ. соч.

40 Там же. С. 9.

41 См.: Абесадзе Р., Бурдули В., Датунашвили Л. Указ. соч.; Бурдули В., Датунашвили Л. Продовольственная безопасность страны как объект регулирования (на груз. яз.). В сб.: Приоритеты устойчивого развития сельского хозяйства (материалы международной научно-практической конференции). Тбилиси: Изд-во ТГУ, 2012.

неса между государственными и региональными органами, с одной стороны, и предпринимателями — с другой.

В настоящее время особенно актуальным становится вопрос о развитии современных институциональных отношений на селе. Оно должно основываться на создании отраслевых ассоциаций собственников, формировании государственных, смешанных и частных специализированных вспомогательных предприятий, организаций, фирм и ферм, а также выделении субсидий на развитие основного производства.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технологическое развитие и совершенствование экономических механизмов в условиях глобализации представляют собой взаимоувязанные и взаимообусловленные процессы; они влияют на формирование отраслевых структур в отдельных странах. Кроме того, эти процессы обуславливают соответствующее развитие институциональных и организационных структур бизнеса как на мировом уровне, так и в отдельных странах. Под воздействием технологического прогресса совершенствуются и адаптируются к новым условиям глобальные, региональные межстрановые и страновые механизмы координации и регулирования.

Страны, сумевшие своевременно приспособиться к процессам глобализации и готовые к устойчивому восприятию достижений технологического прогресса, успешно переходят к современной неоиндустриальной стадии развития.

Для формирования эффективной отраслевой структуры, характерной для неоиндустриального развития, важно освоить опыт успешно развивающихся стран. Он заключается в систематизации и оценке эффективности отраслевой и технологической структур (с учетом приоритетности отдельных отраслей и технологий), а также в их институциональном и организационном обеспечении и рыночной координации формирования структур бизнеса.

Задачи неоиндустриальной модернизации стран и, в частности, Грузии, переживающей период посткоммунистической трансформации, предполагают дальнейшее совершенствование методов оценки отраслевых и технологических систем (с соответствующим развитием методов статистической отчетности и обработки статистических данных), повышение результативности бизнес-процессов и, конечно же, эффективности координации государственной экономической политики с учетом критической оценки и восприятия указанного опыта.

Это обеспечит более глубокое встраивание экономики страны в систему глобальных и межгосударственных региональных кооперационных (в том числе и за счет привлечения предприятий ТНК) и торговых связей, формирование неоиндустриальной отраслевой структуры, достижение высокой и рациональной занятости и устойчивое социально-экономическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.