Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ WORLDSKILLS В СИСТЕМУ ТУРОБРАЗОВАНИЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ WORLDSKILLS В СИСТЕМУ ТУРОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ WORLDSKILLS В СИСТЕМУ ТУРОБРАЗОВАНИЯ»

1.Федотов А.В., Васецкая Н.О. Оценка макроэкономической эффективности научных исследований в России // Университетское управление. 2013. Вып. 3. С.61-67.

2.Федотов А.В., Васецкая Н.О. Государственная поддержка научных исследований в России - потери, достижения и проблемы // Мир (Модернизации. Инновации. Развитие) .2016. №1. С.19-28.

3.Гохберг Л.М., Заиченко С.А., Китова Г.А., Кузнецова Т.Е. Научная политика: глобальный контекст и российская практика. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 182 с.

Клименко Т.И., к. э. н.

доцент кафедры гостиничного и туристического бизнеса Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)

Россия, Казань Войнова А.А. преподаватель высшей категории Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Технологический колледж № 34»

Россия, Москва Иванова Т.П., к.социол.н. преподаватель первой категории Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Можайский техникум»

Россия, Руза

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ WORLDSKILLS В СИСТЕМУ ТУРОБРАЗОВАНИЯ

Туризм как неотъемлемая часть российской экономики все более обращает на себя внимание теоретиков и практиков. Динамика развития туриндустрии в РФ позволяет сделать выводы о необходимости поиска новых механизмов «инициативного скачка». Стоит отметить, что в предыдущие периоды темпы роста рынка туризма в стране были ошеломляющие, что позволяет сказать о количественном накоплении показателей [4]. Современный рынок требует, скорее всего, качественных преобразований. Одним из рычагов повышения качества туристских услуг является подготовка квалифицированных кадров, ориентированных на реализацию востребованных рынком компетенций [1].

В российскую действительность уверенно входит чемпионатное движение WorldSkills. В современных социально-экономических реалиях активная интеграция стандартов WorldSkills является объективной необходимостью и позволяет кардинальным образом изменить систему профессионального образования, эффективно дополняя ФГОС СПО [3]. Региональные чемпионаты WorldSkills являются платформой для качественных изменений основных парадигм в сфере подготовки кадров.

Именно на конкурсных площадках соревнований происходит кристаллизация и выявление опытных практик, инновационных подходов, а также в процессе профессиональной коммуникации налаживается взаимообмен экспертных мнений.

В Московской области в городе Ногинск в период с 28.02.17 по 02.03.17 года прошёл Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), в числе многих функционировала и площадка компетенции «Туризм». Конкурсная площадка компетенции «Туризм» включала 14 рабочих мест для участников, обучающихся 7 колледжей Москвы и Московской области. Судили выступления ребят 9 экспертов, в том числе из Казани и Санкт-Петербурга. Ребята выполняли задания по подбору тура согласно пожеланиям клиента, формировали уникальный маршрут, составляли программу продвижения турпродукта. Были и творческие задания, где конкурсанты могли продемонстрировать неординарность мышления и креатив: составление глоссария для туриста, разработка экскурсии для участников межпланетного чемпионата WorldSkills-2219. В целом участники показали неплохой уровень подготовки.

Во время чемпионата в рамках деловой программы прошёл Круглый стол экспертов регионального чемпионата Московской области «Развитие компетенции WorldSkills Russia «Туризм» - важная задача экспертного сообщества». Эксперты пришли к выводу, что существует ряд проблем, затрагивающих функционирование конкурсных площадок по компетенции WorldSkills Russia «Туризм». В качестве основных выводов экспертов можно выделить следующие:

1. Соблюдение Кодекса этики экспертами и участниками WorldSkills является основополагающим принципом организации работы конкурсных площадок.

2. Необходимы уточнения регламентного характера в виде разработки «Памятки проведения регионального чемпионата» с детальным уточнением технологии подготовки, организации и проведения чемпионатов, учитывающие специфику компетенции.

3. Помимо региональных чемпионатов, необходимо разрабатывать новые организационные форматы мероприятий WorldSkills Russia для формирования ценностных ориентаций молодежи в профессиональной сфере, накопления опыта экспертами и участникам, а также для вовлечения новых участников в компетенцию туризм и движение WorldSkills Russia, популяризации компетентностноориентированного подхода в образовании.

4. Особую роль в профессиональной сфере туризма играют коммуникации. В этой связи необходимо разрабатывать и активно внедрять в практику предварительного отбора потенциальных конкурсантов системные мероприятия по развитию коммуникативных навыков участников (позитивным примером может служить опыт Казани по успешной апробации

проекта «Мастерская переговорщиков», курируемого Госкомитетом по туризму Республики Татарстан).

5. Рекомендуется рассмотреть возможность внедрения в практику работы конкурсной площадки по компетенции «Туризм» нового формата оценки выступлений участников с использованием уточняющих вопросов со стороны экспертов.

6. На предварительном этапе организации работы конкурсной площадки необходимо внедрить практику тестирования оборудования, представленного в инфраструктурном листе, на предмет проверки таких важных характеристик, как:

• необходимая скорость функционирования линии интернет;

• наличие стандартного пакета программных продуктов (Microsoft Office);

• быстродействие персональных компьютеров (ноутбуков) участников;

• наличие не менее двух (из расчёта на 5 участников) печатных устройств (принтеров) для обеспечения бесперебойной работы участников на площадке;

• освещенность конкурсной площадки с исключением бликов на экранах персональных компьютеров (ноутбуков);

• возможность проветривания помещения рабочей зоны участников во время перерывов.

7. Рекомендуется рассмотреть внесение в техническое описание компетенции «Туризм» обязательность применения на соревновательной площадке дресс-кода для участников; в этой связи экспертному сообществу необходимо разработать детальные требования к дресс-коду, а также ввести соблюдение дресс-кода в структуру оценивания.

8. Рассмотреть возможность внесения изменений в критерии оценки модулей конкусрных заданий, а именно:

Модуль А.

• В целях подтверждения достоверности представленных результатов по подбору тура по заказу клиента обязательным условием сделать использование в презентации скриншотов и/или активных ссылок на интернет-ресурсы с подтверждающей информацией.

• Продумать изменение в задании модуля А условия о предоставлении документа «Памятка туриста» на документ «Информационный лист» с описанием основных параметров тура.

Модуль С.

• Сделать обязательной устную презентацию аннотации туристского продукта на иностранном языке одним из участников команды для демонстрации коммуникативного навыка общения конкурсантов с иностранными туристами.

• Для подтверждения достоверности результатов по расчету себестоимости (стоимости) туристского продукта сделать обязательным представление в презентации или в печатных материалах скриншотов и/или активных ссылок, подтверждающих достоверность данных о стоимости составных элементов турпродукта.

• Разработать «Методические рекомендации по расчету себестоимости (стоимости) туристского продукта» для участников соревнований по компетенции «Туризм», для чего привлечь практиков туристской индустрии с целью изучения специфики применения подобных расчетов в сфере туризма.

9. Принимая во внимание схожесть и аналогичность проверяемых компетенций в модулях С и D, продумать объединение их в единое конкурсное задание второго дня, что повысит качество выполнения работы участниками.

10. Продумать введение конкурсных заданий с элементами интерактивных технологий, демонстрации навыков коммуникации с клиентом, ролевых игр в моделируемых условиях работы офиса турфирмы.

11. Необходимо ввести четкие критерии процедуры отбора экспертов для участия в региональных чемпионатах с целью поддержания деловой репутации чемпионатов и снижения уровня субъективности и лоббирования интересов при оценивании конкурсных заданий.

12. Считать объективной необходимостью привлечение сторонних экспертов на конкурсные площадки с целью исключения субъективного подхода к оцениванию выполненных участниками заданий, а также применение «перекрестного метода» назначения экспертов в другие регионы.

На наш взгляд, вышеперечисленные уточнения позитивно отразятся на процессе подготовки высококвалифицированных специалистов, а, следовательно, и на развитии сферы туризма в целом. Это связано также с фактом, что популярность WorldSkills в нашей стране возрастает, при этом воздействие на институты профессионального образования усиливается. То, что Россия выиграла право на проведение мирового первенства WorldSkills Competition в 2019 в Казани, является хорошим стимулом для развития и активизации данных процессов. Авторы считают исключительно важным аспектом на этапе интеграции стандартов WorldSkills в российскую экономику разработку качественных методических материалов по адаптации профессий под актуальные запросы работодателей. В этой связи совершенствование регламентных и иных технологий проведения региональных чемпионатов WorldSkills по компетенции «Туризм» видится весомым вкладом в развитие туристского рынка.

Использованные источники: 1.Власова Т.И. Реформа образования и подготовка кадров для индустрии туризма: состояние и перспективы / Т.И. Власова // Вестник Национальной академии туризма.2016.№4 (40).С94-99.

2.Потапова К.О., Рукомойникова В.П. Подготовка кадров для сферы туризма как индикатор эффективности / К.О. Потапова, В.П. Рукомойникова // Россия в пространстве глобальных трансформаций: в фокусе наук о человеке, обществе, природе и технике. Материалы международной междисциплинарной научной конференции, под ред. В.П. Шалаева. 2016.С.217

3.Р. Уразов рассказал на форуме в Казани о влиянии Worldskills на систему образования в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://worldskills.ru/robert-urazov-rasskazal-na-forume-v-ka/ - (дата обращения 28.02.2017)

4.Рынок туризма в России 2016: как рост внутреннего туризма влияет на бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketopic.ru/2016/06/21/rynok-turizma-v-rossii-2016-kak-rost-vnutrennego-turizma-vliyaet-na-biznes/ - (дата обращения 03.03.2017)

5.Тамова М.Ю., Корнева О.А., Бугаец Н.А. Роль практического обучения в подготовке и переподготовке кадров для индустрии сервиса и туризма / М.Ю. Тамова, О.А. Корнева, Н.А. Бугаец // Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг. Тематический сборник материалов международной научно-практической конференции. 2012. С243-245

6.Танчев Ж.Д. Инновации в подготовке кадров международного уровня для туризма и гостеприимства /Ж.Д. Танчев// Минералы и драгоценные металлы в национальных стратегиях развития туризма. Материалы научно-практической конференции (с международным участием). 2012. С. 129-132. 7.Чистякова Е.А. Подготовка кадров для индустрии туризма как фактор туриндустрии в РФ/ Е.А. Чистякова // Личность, общество, государство: проблемы и перспективы развития. Сборник статей по материалам круглого стола.2016. С.70-74

8.Ю.Т. Ибатуллова Подготовка профессиональных кадров для сферы туризма и гостеприимства /Ю.Т. Ибатуллова// Тур-фактор 2014. Стратегии развития туристско-рекреационной сферы региона. Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2014. С.76-77

УДК 37.013.8

Королёва О.Н. студент

2 курс, кафедра географии, естествознания и туризма Ленинградский государственный университет имени Пушкина

Россия г. Санкт-Петербург СОХРАНИМ ПРИРОДУ ДЛЯ БУДУЩЕГО Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме взаимодействия природы и человека. Особое внимание уделено уровню экологического образования у широких слоев населения. Значительное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.