Научная статья на тему 'СОХРАНИМ ПРИРОДУ ДЛЯ БУДУЩЕГО'

СОХРАНИМ ПРИРОДУ ДЛЯ БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королёва О.Н.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме взаимодействия природы и человека. Особое внимание уделено уровню экологического образования у широких слоев населения. Значительное внимание уделяется необходимости пропаганды экологической культуры. Цель статьи - привлечение всех категорий населения в решении экологических проблем.The article is devoted to the actual problem of interaction between nature and man. Particular attention is paid to the level of environmental education among the general population. Considerable attention is paid to the need to promote environmental culture. The purpose of the article is to involve all categories of the population in solving environmental problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОХРАНИМ ПРИРОДУ ДЛЯ БУДУЩЕГО»

2.Потапова К.О., Рукомойникова В.П. Подготовка кадров для сферы туризма как индикатор эффективности / К.О. Потапова, В.П. Рукомойникова // Россия в пространстве глобальных трансформаций: в фокусе наук о человеке, обществе, природе и технике. Материалы международной междисциплинарной научной конференции, под ред. В.П. Шалаева. 2016.С.217

3.Р. Уразов рассказал на форуме в Казани о влиянии Worldskills на систему образования в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://worldskills.ru/robert-urazov-rasskazal-na-forume-v-ka/ - (дата обращения 28.02.2017)

4.Рынок туризма в России 2016: как рост внутреннего туризма влияет на бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketopic.ru/2016/06/21/rynok-turizma-v-rossii-2016-kak-rost-vnutrennego-turizma-vliyaet-na-biznes/ - (дата обращения 03.03.2017)

5.Тамова М.Ю., Корнева О.А., Бугаец Н.А. Роль практического обучения в подготовке и переподготовке кадров для индустрии сервиса и туризма / М.Ю. Тамова, О.А. Корнева, Н.А. Бугаец // Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг. Тематический сборник материалов международной научно-практической конференции. 2012. С243-245

6.Танчев Ж.Д. Инновации в подготовке кадров международного уровня для туризма и гостеприимства /Ж.Д. Танчев// Минералы и драгоценные металлы в национальных стратегиях развития туризма. Материалы научно-практической конференции (с международным участием). 2012. С. 129-132. 7.Чистякова Е.А. Подготовка кадров для индустрии туризма как фактор туриндустрии в РФ/ Е.А. Чистякова // Личность, общество, государство: проблемы и перспективы развития. Сборник статей по материалам круглого стола.2016. С.70-74

8.Ю.Т. Ибатуллова Подготовка профессиональных кадров для сферы туризма и гостеприимства /Ю.Т. Ибатуллова// Тур-фактор 2014. Стратегии развития туристско-рекреационной сферы региона. Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2014. С.76-77

УДК 37.013.8

Королёва О.Н. студент

2 курс, кафедра географии, естествознания и туризма Ленинградский государственный университет имени Пушкина

Россия г. Санкт-Петербург СОХРАНИМ ПРИРОДУ ДЛЯ БУДУЩЕГО Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме взаимодействия природы и человека. Особое внимание уделено уровню экологического образования у широких слоев населения. Значительное

внимание уделяется необходимости пропаганды экологической культуры. Цель статьи - привлечение всех категорий населения в решении экологических проблем.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологическая культура; экологическое образование, просвещение, экологическая пропаганда.

KEEP THE NATURE FOR THE FUTURE

Abstract: The article is devoted to the actual problem of interaction between nature and man. Particular attention is paid to the level of environmental education among the general population. Considerable attention is paid to the need to promote environmental culture. The purpose of the article is to involve all categories of the population in solving environmental problems.

Key words: environmental protection, ecological culture, environmental education, education, environmental advocacy.

Человек постоянно взаимодействует с природой. Проблема взаимоотношения человека и природы - одна из проблем, которая будет волновать человечество во все века его существования. О том, что эти два компонента связаны, писали и говорили писатели, философы и ученые. В последнее время процесс этого взаимодействия усложняется, ученые стали говорить об экологическом кризисе, который определяется нарушением равновесия в экосистемах, а так же в отношении общества с окружающей средой. Вырубка лесов, осушение болот, загрязнение водных и почвенных ресурсов, атмосферы, истребление видов животных, уничтожение тысячи видов растений, стремительное сокращение запасов полезных ископаемых все это может повлечь за собой в будущем необратимые проблемы, при этом человек является главным виновником сложившейся экологической ситуации. Решить экологические проблемы, которые накапливались в результате промышленного развития одними лишь административными и техническими мерами не возможно. Сегодня это становится понятно не только специалистам в области охраны окружающей среды, но и структурам разного уровня. Существенную роль в этом процессе должно играть экологическое образование и просвещение всех категорий жителей. Человек не всегда имеет необходимые знания об охране окружающей среды, не способен предвидеть экологическое состояние природы в дальнейшем. Как говорил французский философ Гольбах Поль Анри «Человек несчастлив лишь потому, что не знает природы».

Образ жизни современного человека должен подстраиваться законам природы. Для этого нужно пропагандировать экологическую культуру. Экологическое образование и воспитание, непрерывное и всестороннее отражают необходимость и потребность в изучении и понимании среды своего обитания. Формирование экологической культуры требует постоянного и целенаправленного взаимодействия, как со стороны государства, так и специалистов сферы науки, культуры, образования [1]. С каждым годом экологическая обстановка в мире ухудшается. Чтобы привлечь

внимание граждан к проблемам экологии, сохранению биологических видов 2013 год признан годом окружающей среды, а 2017 год - годом экологии. Посредством образования, просвещения граждан можно снизить уровень экологической угрозы, изменить взгляды людей к проблемам окружающей среды, развить экологическую культуру народа, каждого члена общества. Проблеме экологического воспитания подрастающего поколения и взрослых посвящено немало работ. Разные аспекты экологического просвещения рассматривались в работах Ю.А. Израэля, А.С. Волкова, А.Н. Захлебного, В.П. Максаковского. Как считают многие авторы экологическое образование должно стать приоритетным направлением всех образовательных учреждений. Без экологического просвещения трудно представить развитие гармоничных отношений природы и человека.

Начинать экологическую пропаганду нужно с детского возраста в детских садах, семьях. Семья играет большое значение в воспитании экологической грамотности. Именно от родителей зависит в большей степени, каким будет ребенок. Нужно большое внимание уделять вовлечению родителей в экологическую работу. Опираясь на семью можно решить главную задачу - воспитать грамотного человека, который будет любить и ценить свою Родину. Главное в формировании экологической культуры и в экологическом образовании ее непрерывность.

Значительным фактором решения экологических проблем должно стать глобальное воспитание, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая вузами, подготовкой учителей и управленческого аппарата.

Дошкольная ступень является неотъемлемой частью непрерывного экологического образования. Для реализации экологического образования во многих детских садах необходимо создавать развивающую среду (экологические лаборатории, живые уголки, мини-музеи, экологические спектакли). Чтобы маленький человек с состраданием относился к живому, проникнулся в проблемы природы и бережного отношения к ней. Именно дошкольное образование дает «старт» для дальнейшего изучения и понимания природных процессов [2]. На территории России дошкольное экологическое образование находится на стадии становления и развития и является новым направлением дошкольной педагогики. Важность экологического образования подтверждается включением основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования, а также в документе от 30 апреля 2012 г. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской федерации на период до 2030 года» [3].

В нынешних условиях природного кризиса огромную роль играет экологическое образование школьников. Школа должна прилагать все усилия для формирования в сознании детей правильного отношения к природе. Важно научить подрастающее поколение оценивать свои поступки и поступки окружающих в процессе общения с природой. Одной из

приоритетных задач является формирование личности с высоким уровнем экологической культуры, понимания основных процессов происходящих в природе, формирование личности способной быстро адаптироваться к окружающей среде, личности, способной в дальнейшем создать устойчивое развитие.

Для этого необходимо введение в учебный план общеобразовательной школы организацию различных видов и форм дополнительного образования (курсы, кружки), открытие школ и классов экологического направления. В содержании экологического образования должны найти отражения экологические проблемы и пути их решения. Содержание школьного экологического образования должно реализовываться по направлениям классной, внеклассной, внешкольной деятельности с учетом возрастных особенностей и национальных традиций.

Так как экологические проблемы входят в группу глобальных проблем и являются актуальным на сегодняшний день экологическое образование должно быть приспособлено ко всем категориям населения, потому что охрана окружающей среды требует участия широких слоев населения разного возраста. Одна их основных ролей в решении этой проблемы предназначена вузам, так как речь идет о формировании нового экологического мышления у будущих специалистов, которые будут работать в разных сферах жизнедеятельности, и уже от них будет зависеть будущее экологическое благополучие государства. Необходимо развернуть экологическую службу на промышленных, сельскохозяйственных предприятиях. Уровень экологического образования у широких слоев населения нашей страны очень низкий [4].

Работа по экологическому просвещению тесно связана с природоохранительными мероприятиями. Основной целью таких мероприятий является усвоение навыков к самостоятельной оценке и прогнозу возможных изменений в окружающей среде под воздействием хозяйственной и иной деятельности человека. Центрами пропаганды экологических знаний является библиотечная система, музеи, заповедники, общественные организации.

Современные проблемы окружающей среды требуют новых подходов в решении данного вопроса. Это природоохранные акции, экологические конкурсы, праздники с использованием новых информационных технологий.

В конечном счете, от степени образованности и степени воспитанности населения зависит дальнейшая судьба нашей планеты нашего общего дома. Каждый человек должен понимать, что природа это среда жизни и источник его существования. Природу необходимо рационально использовать и охранять. Человечество потребительски относится к природным ресурсам. И как правильно сказал русский ученый В.И. Вернадский «Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с ее законами» [5].

Сегодня встает вопрос о защите не только почвы, лесов, водоемов, флоры и фауны Земли, но также ближайшего космоса, потому, что научные и практическая деятельность людей «шагнула» далеко вперед» [6]. Охрана окружающей природной среды, рациональное природопользование являются необходимыми условиями плодотворной жизнедеятельности людей, залогом счастливого будущего. «Мы не можем управлять природой иначе, чем подчиняясь ей» - Бэкон Френсис, английский философ, ученый-гуманист.

Использованные источники: 1.Концепция непрерывного экологического образования // Концепция непрерывного экологического образования. URL:

http://agroecoinfo.narod.ru/html/russian/Obras/f2_1.html (дата обращения: 5.01.2017).

2.Экологическое образование в дошкольных учреждениях теория и практика // Учебные материалы. . URL:

http://works.doklad.ru/view/UvLxhIlqJoY/all.html (дата обращения: 6.01.2017). З.Экологическое образование в России в рамках концепции устойчивого развития // Эка зеленое движение России. URL: http://ecamir.ru/experts/Ekologicheskoe-obrazovanie-v-Rossii-v-ramkah-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya.html (дата обращения: 5.01.2017). 4.Экологическое воспитание // Экологический портал Санкт-Петербурга. URL: http://www.infoeco.ru/index.php?id=291 (дата обращения: 5.01.2017). 5.Экологические афоризмы, пословицы поговорки: справочное пособие / Сост. Н. Ф. Церцек; введение и научная редакция докт. биологич. наук, проф. В. М. Константинова. - М. : Либерея-Бибинформ, 2007. - 80 с. б.Реферат: Человек и природа //. URL:

http://www.ronl.ru/referaty/ekologiya/231636/ (дата обращения: 6.01.2017).

Корсакова Г.Г., кандидат педагогических наук, доцент центр (кафедра) иностранных языков Балтийский федеральный университет им. И.Канта

Россия, г.Калининград Поздняков В.В. старший преподаватель центр (кафедра) иностранных языков Балтийский федеральный университет им. И.Канта

Россия, г.Калининград РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Новые тенденции, происходящие в системе высшего образования в России, повлекли за собой модернизацию содержания дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе. В первую очередь - это направленность на повышение уровня подготовки и конкурентоспособности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.