Научная статья на тему 'Идейная основа и коммуникативное воплощение идеологии «Зеленых»'

Идейная основа и коммуникативное воплощение идеологии «Зеленых» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
433
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЗЕЛЕНЫЕ» / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / КОММУНИКАТИВНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / THE GREENS / ENVIRONMENTAL MOVEMENT / MASS MEDIA / COMMUNICATIVE EMBODIMENT / ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Введенская Ольга Вячеславовна

В статье рассматривается идеология «зеленых» как коммуникативный проект, состоящий из определенного набора атрибутов. Под «зелеными» при этом подразумеваются экоактивисты, которые стремятся к установлению гармоничных отношений человека и природы. Они добиваются создания оптимальных условий для развития производства, ненасилия, создания условий для здоровья нации, экологического просвещения населения. Средства массовой информации широко освещают экологическую проблематику. Однако «зеленые» все еще находятся в поле внесистемной оппозиции. Их идеология и идеи достаточно утопичны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the ideology of the Greens as a communicative project consisting of a certain set of attributes. The Greens means eco-activists who seek to establish harmonious relations between the man and the nature. They seek to create optimal conditions for the development of production, non-violence, creating conditions for the health of the nation, and environmental education of the population. Mass media cover widely environmental issues. However, the Greens is still in the field of off-systemic opposition. Their ideology and ideas are quite utopian.

Текст научной работы на тему «Идейная основа и коммуникативное воплощение идеологии «Зеленых»»

Введенская Ольга Вячеславовна

ИДЕЙНАЯ ОСНОВА И КОММУНИКАТИВНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ "ЗЕЛЕНЫХ"

В статье рассматривается идеология "зеленых" как коммуникативный проект, состоящий из определенного набора атрибутов. Под "зелеными" при этом подразумеваются экоактивисты, которые стремятся к установлению гармоничных отношений человека и природы. Они добиваются создания оптимальных условий для развития производства, ненасилия, создания условий для здоровья нации, экологического просвещения населения. Средства массовой информации широко освещают экологическую проблематику. Однако "зеленые" все еще находятся в поле внесистемной оппозиции. Их идеология и идеи достаточно утопичны. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2018/2-2/2.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 2(80). Ч. 2. C. 226-229. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/2-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 070.001

В статье рассматривается идеология «зеленых» как коммуникативный проект, состоящий из определенного набора атрибутов. Под «зелеными» при этом подразумеваются экоактивисты, которые стремятся к установлению гармоничных отношений человека и природы. Они добиваются создания оптимальных условий для развития производства, ненасилия, создания условий для здоровья нации, экологического просвещения населения. Средства массовой информации широко освещают экологическую проблематику. Однако «зеленые» все еще находятся в поле внесистемной оппозиции. Их идеология и идеи достаточно утопичны.

Ключевые слова и фразы: «зеленые»; экологическое движение; средства массовой информации; коммуникативное воплощение; экологическое воспитание.

Введенская Ольга Вячеславовна

Санкт-Петербургский государственный университет vvedenskaya. olga@rambler. ru

ИДЕЙНАЯ ОСНОВА И КОММУНИКАТИВНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ «ЗЕЛЕНЫХ»

«Зеленые» стремятся добиться гармонии в отношениях между людьми и природой. В СССР «зеленые» не были столь политизированы. В основном их дружины занимались природоохранными работами, боролись с браконьерством, вырубками деревьев, организовывали новые охраняемые территории. В перестройку «зеленые» активисты стали проявлять большую активность. В конце 1980-х возник Социально-экологический союз (СоЭС). Там отсутствовала четкая вертикальная структура, а взаимоотношения членов строились исключительно на доверии. В 1994 году была зарегистрирована Российская партия «Зеленые». В России стали появляться отделения международных экологических организаций, таких как GREENPEACE и WWF. Экоактивисты раскрывали экологические преступления прошлых лет, изучали последствия чернобыльской катастрофы, публиковали материалы на экологические темы. Продолжали свою деятельность и дружины по охране природы. Приобретало популярность экологическое образование. Сегодня в России существует около тысячи региональных и межрегиональных экологических неправительственных организаций и межрегиональных экологических неправительственных объединений.

Они весьма разнородны. Выделяют политические организации («зеленые» партии, например Российская экологическая партия «Зеленые»), юридические инициативы, участвующие в правозащитной и законодательной деятельности («Экоюрист», «Экология и правозащита»), организации, сосредоточенные на одной проблеме (Лесной клуб российских НПО, Союз «За химическую безопасность»), образовательные инициативные группы, которые занимаются работой в школах и лагерях (Ассоциация экологического образования «ЭкоОбраз»). Также существуют протестные движения и группы, организующие акции, пикеты («Хранители радуги», «Экозахист»), научно-практические организации, которые изучают ситуацию и разрабатывают рекомендации («Экодом», Лаборатория экологического проектирования). Кроме того, экологические неправительственные объединения делятся на организации действия и содействия. К числу первых относятся группы, которые проводят работу по охране природы, а ко вторым - те, которые обеспечивают работу организаций в регионах, оказывают информационную и техническую поддержку.

Существует достаточное количество исследований, обращенных к проблематике экологического движения в России. К ним можно отнести работы Р. Д. Джумберович, А. И. Костина, А. Ю. Шутова, Ю. Ю. Галкина, Ю. П. Ожегова, Н. Г. Рогожиной и многих других ученых. Они поднимают следующие вопросы: участие экологического движения в формировании экологической политики, преемственность экологических движений и диалог поколений внутри них, идейно-политическая дифференциация экологических движений.

Экологический коммуникативный проект состоит из определенного набора атрибутов, среди них - базовые идеи проекта, идеология проекта, истории и мифы, идентификационные символы проекта, идеологи и акторы проекта, каналы распространения информации, целевые аудитории проекта.

Целью нашей работы является демонстрация основных составляющих коммуникативного идеологического проекта «зеленых».

Соответственно, большой акцент мы будем делать на каналах распространения информации. Работа посвящена не отдельно взятому проекту, а набору коммуникативных практик с участием СМИ, способствующих продвижению идеологии «зеленых».

С точки зрения теории менеджмента «проект можно определить как совокупность установленных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей с установленными требованиями к качеству результата в течение заданного времени и при установленном бюджете» [15, с. 14].

Как нам представляется, реализация экологического проекта может быть достигнута с помощью набора определенных социально-коммуникативных технологий. Социально-коммуникативная технология может быть рассмотрена как «опирающаяся на определённый план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность социального субъекта, направленная на решение какой-либо социально-значимой задачи посредством управляемой социальной коммуникации» [6, с.270].

Под экологическим коммуникативным проектом мы понимаем совокупность взаимосвязанных по цели, задачам, ресурсам, времени и пространству социально-коммуникативных технологий, направленных на практическую реализацию экологической идеи на территории России [5]. Базовые идеи российского экологического движения включают создание условий для здоровой жизни населения страны, борьбу с экологическими

проблемами как первопричинами остальных проблем, акцентирование внимания на интересах нынешнего и будущего поколений, налаживание гармоничных отношений человека и природы.

Тем не менее внутри экологического сообщества наблюдается некоторая разобщенность. Представители различных групп «зеленых» и различные исследователи данного феномена неоднозначно понимают свои задачи. Так, члены Российской экологической партии «Зеленые» убеждены, что экологически ориентированный подход является единственно верным для успешного развития Российского государства. Представители власти, бизнес-сообщества, научных объединений, разных слоев общества должны сплотиться и системно решать экологические и связанные с ними проблемы общества. Их основной целью является укрепление и развитие России как демократического правового государства, становление духовно, нравственно и физически здорового общества, в котором человек, его права и свободы - высшие ценности. Главным приоритетом выступает гармоничная жизнь личности и всего народа в целом. Усилия государства должны быть направлены на обеспечение благоприятной окружающей среды [11]. Исследователь экологического движения А. В. Баранов выделяет четыре типа носителей экологического сознания. Первый «экологист» обеспокоен экологической ситуацией, участвует в экологических акциях, выражает готовность платить за высокое качество окружающей среды. Второй, «пассивный пессимист», тоже обеспокоен состоянием окружающей среды, но не готов платить за ее улучшение. Третий, «пассивный оптимист», также разделяет беспокойства первого, согласен платить, так как верит, что экологическая среда в будущем сможет улучшиться, но при этом сам не участвует в акциях. Четвертый, «необеспокоенный», не слишком озабочен состоянием окружающей среды, поэтому не имеет твердого мнения по поводу соотношения экологического и экономического в задачах государственной политики [14]. В целом все существующие в России экологические объединения («Всероссийское общество охраны природы», «Гильдия экологов», «Гринпис», «Зеленый крест», «Друзья Балтики», «Зеленый мир», «Зеленый фронт» и др.) объявляют своими главными задачами совершенствование природных условий, улучшение здоровья граждан, их уровня жизни. Однако их реальная деятельность недостаточно изучена. Как нам представляется, на практике реализуется далеко не все, что обозначено в документах.

В широком смысле «зеленые» выступают против загрязнения окружающей среды, за ненасилие, экологическое просвещение масс, улучшение жизни граждан, здоровый образ жизни. Они считают, что если решить экологические проблемы, то легче будет наладить производство. Экологические проблемы - причина всех остальных общественных проблем.

Про экологическое движение существует ряд мифов. В частности, блогер Валерий Савельев высказывает мнение, что у планеты Земля нет «зеленых легких», лес полностью не обеспечивает планету кислородом. Защита экологии не должна становиться приоритетной задачей государства. По его мнению, деревья сажать бесполезно. Он не соглашается с тем, что автомобили наносят большой урон окружающей среде, и утверждает, что люди ответственны за загрязнение воздуха только на 25 процентов, а остальные 75 процентов вызваны такими причинами, как пожары, пыль из космоса, пыльные бури, извержение вулканов. Он отмечает, что человек никак не в силах повлиять на циклы похолодания и потепления и таяния льдов [3].

Самый главный идентификационный символ проекта - зеленый цвет. Он означает рост, развитие и гармонию в природе. На эмблеме Российской экологической партии «Зеленые» изображен кедр, что символизирует силу и неподкупность.

К наиболее известным идеологам «зеленых» можно отнести председателя партии «Зеленые» Анатолия Алексеевича Панфилова, председателя партии «Альянс зеленых» Александра Закондырина, руководителя центрального совета партии Сергея Богданова, председателя Северо-Западной международной межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый Крест» Юрия Сергеевича Шевчука, председателя Санкт-Петербургской общественной экологической организации «Зеленый Крест» Наталью Анатольевну Матвееву и многих других.

Основные каналы распространения информации - встречи с общественностью, образовательные семинары, неформальные встречи, экскурсии, информационные и ресурсные центры, запросы, адресная рассылка информации. Также «зеленые» выступают в СМИ, участвуют в выставках, теледебатах, распространяют информацию через Интернет.

«Зеленые» привлекают и стремятся активно взаимодействовать как с взрослыми, так и с молодежью. Планируют проведение различных лагерей, пикетов, встреч с представителями молодого поколения. Об этом свидетельствует, к примеру, наличие молодежных крыльев у партий «Зеленые» и «Альянс зеленых». Привлекают чиновников и представителей бизнес-сообщества.

Экологическую проблематику освещают как общественно-политические, так и специализированные издания. Экологическая пресса - газеты, журналы, дайджесты, бюллетени и другие печатные и электронные издания. Их цель - повышение грамотности и экологической культуры граждан, информирование об экологических проблемах. В свою очередь, экологические СМИ различаются по территории распространения (международные, федеральные, региональные, местные), информационной насыщенности (посвящены одной или нескольким проблемам). Также их делят по типу издателя (издаваемые частными лицами, политической партией, парламентом, научными или общественными объединениями). Сегодня в России существует около 100 специализированных экологических изданий. Среди них - «ЭКОС», «Природа Казань», «Зеленый мир», «Око», «Берегиня», «Зеленый луч», «Зеленый лист», «Зеленые острова», «Лосиный остров» и многие другие. Появляются телевизионные и радиопрограммы (телерадиокомпания «Катунь» в Алтайском крае, телекомпания «Акватория» в Новосибирске). Создаются экологические информационные агентства (Агентство Волжской Экологической информации). Целевая аудитория прессы «зеленых» может варьироваться от детей до ученых, от бизнесменов и чиновников до анархистов. Стала прослеживаться тенденция возникновения ассоциаций журналистов, которые занимаются экологической тематикой.

Согласно данным, полученным в ходе мониторинга ведущих общественно-политических средств массовой информации, можно сделать следующие выводы относительно их тематических интересов в области экологии.

1. Тема «Экология и здоровый образ жизни». Публикуется много материалов о лекарствах, целебных свойствах растений, гормонах счастья, об экологически чистых местах для отдыха. Так, в газете «Аргументы и Факты» говорится о том, что необходимо поддерживать должный уровень мелатонина в организме. Гормон отвечает за регуляцию жизненно важных процессов, синхронизирует биоритмы, влияет на иммунную и гормональную системы, устраняет стрессы, переживания, продлевает молодость. По мнению врачей, организм не получает достаточно мелатонина, если человек долго не спит, проводит много времени за компьютером или перед экраном телевизора. Недостаток мелатонина, в свою очередь, провоцирует рак. Ученые рекомендуют больше отдыхать, гулять на свежем воздухе, ложиться спать не позже двенадцати ночи. Также важно употреблять продукты, которые содержат мелатонин, - орехи, бананы, сыр, кукурузу, индейку, рис [1].

Врач-дерматокосметолог Наталья Яворская в интервью рассказывает о медицинском туризме [10]. Он полезен для лечения онкологии, кардиологии, различных генетических заболеваний. По ее мнению, лечиться следует в специализированных узкопрофильных клиниках. Там врачи используют авторские методики, которые дают качественный результат. В широкопрофильные центры можно обращаться в профилактических целях, если нет серьезных болезней. В России лучше всего ездить в Восточную Сибирь. Данный регион обладает большими возможностями, так как там грязевые курорты, хвойные леса, горы и чистый воздух. В Крыму лучше лечить различные зависимости.

Кроме того, в «АиФ» публикуются материалы в жанре рекомендаций. Эксперты и журналисты советуют постоянно проводить мониторинг экологических проблем, информировать граждан о возможных опасностях, облагать дополнительными налогами предприятия, которые загрязняют окружающую среду. С детства людей учат, что человек и природа едины. Познание природы непосредственно влияет на человеческое благополучие [9].

2. Тема «Климат». Вопросы климатических изменений заслуживают отдельного внимания. Журналисты «Независимой газеты» со ссылкой на Межправительственную группу экспертов по изменению климата указывают на то, что основная причина глобального потепления на планете - различные парниковые газы. Даже незначительное глобальное потепление вызывает ураганы, пожары, смерчи, засухи, наводнения. Эксперты видят выход в снижении выбросов парниковых газов, переходе на низкоуглеродные технологии, использовании альтернативных источников энергии. Также в изданиях публикуются прогнозы ученых. По мнению исследователей, через сто лет климат на планете изменится. Станет теплее примерно на два-четыре градуса. В связи с этим повысится уровень моря и растают ледники. В научных кругах обсуждаются меры по замедлению глобального потепления [4].

3. Тема «Загрязнение воздуха». Одна из главных причин загрязнения воздуха - выхлопные газы. В «Российской газете» опубликован рейтинг городов с самым грязным воздухом. Так, в список попали Алтайский край, Иркутская и Кемеровская области. На первом месте оказался Биробиджан. В газете «Известия» отмечено, что люди болеют из-за неблагоприятных экологических факторов. В последнее время ситуация ухудшилась. В Роспотребнадзоре отмечают, что в прошлом году количество летальных исходов из-за загрязнений воздуха достигло 4,8 случаев [8].

4. Тема «Загрязнение воды». В «Комсомольской правде» отмечается, что в последнее время на Кубани стали массово гибнуть дельфины. Так, из-за эпидемии погибло 68 дельфинов. По одной из версий, это происходит из-за попаданий в воду различных инфекций в связи с загрязнениями [7]. В «Известиях» со ссылкой на Роспотребнадзор отмечено, что в прошлом году в стране количество смертельных случаев из-за грязной питьевой воды достигло почти 19 тысяч. Эксперты считают, что вода насыщается канцерогенами (неблагоприятными факторами окружающей среды) из-за старых очистных сооружений и использования хлора [2].

5. Тема «Экологическое просвещение». В «АиФ» освещается деятельность экологического движения, внутри которого прослеживается преемственность поколений. Она происходит посредством программ экологического просвещения. Школьники участвуют в экологических проектах, открываются детско-юношеские центры экологии, краеведения и туризма [12].

Следует отметить, что основная цель экообразования - сформировать у молодого поколения определенный уровень экологической культуры, экологического сознания, экологическое поведение. В рамках культурологического подхода экологическое образование гораздо шире, чем образование в области экологии. Под экологическим сознанием понимается «совокупность представлений о природе, идейных позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты» [14, с. 29]. Экологическое поведение - определенные поступки людей, связанные с воздействием на природу, с использованием природных возможностей. «Экологическая культура определяется наличием определенных умений в области природопользования» [Там же, с. 54].

В целом экологическое движение в России достаточно разобщено, по сравнению с другими общественно-политическими силами не так ярко представлено в СМИ. Как нам представляется, в связи с этим полная реализация коммуникативного проекта «зеленых» в ближайшее время достаточна утопична.

Список источников

1. Аникин А. Хотели бы вы прожить долго? [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/health/life/21742 (дата обращения: 02.10.2017).

2. Беришвили Н. Смертность из-за некачественной воды выросла втрое [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/611790/

nataliia-berishvili/udar-po-pochkam (дата обращения: 30.11.2017).

3. Блог Владимира Савельева [Электронный ресурс]. URL: http://savme.ru/ (дата обращения: 19.11.2017).

4. Ваганов А. Зачем и кому нужно экологическое партнерство [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/ideas/ 2017-06-20/5_7011_klimat.html?id_user=Y (дата обращения: 02.10.2017).

5. Введенская О. В. Идейная основа и коммуникативное воплощение современного российского монархизма [Электронный ресурс]. URL: http://jf.spbu.ru/essais/2916-9022.html (дата обращения: 30.11.2017).

6. Гавра Д. В. Основы теории коммуникации: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011. 288 с.

7. Казаков Е. 68 дельфинов погибли в Черном море из-за эпидемии [Электронный ресурс]. URL: https://www.kuban.kp. ru/daily/26675/3697210/ (дата обращения: 30.11.2017).

8. Минприроды России назвало города с самым грязным воздухом [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/ 2017/09/21/minprirody-rossii-nazvalo-goroda-s-samym-griaznym-vozduhom.html (дата обращения: 02.10.2017).

9. Непесова Л. Сделать воду чище. Мероприятия по снижению вредных сбросов в реки и озера [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/society/ecology/sdelat_vodu_chishche_meropriyatiya_po_snizheniyu_vrednyh_sbrosov_v_reki_i_ozera (дата обращения: 30.11.2017).

10. Плотникова Е. Куда поехать за здоровьем? Особенности медтуризма в России и за рубежом [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/health/life/kuda_poehat_za_zdorovem_osobennosti_medturizma_v_rossii_i_za_rubezhom (дата обращения: 30.11.2017).

11. Программа Российской экологической партии «Зеленые» [Электронный ресурс]. URL: http://greenparty.ru/ material/page/programma (дата обращения: 30.11.2017).

12. Сивцов О. Воспитать любовь к природе. Какие проекты осуществили в год экологии? [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/society/ecology/vospitat_lyubov_k_prirode_kakie_proekty_osushchestvili_v_god_ekologii (дата обращения: 30.11.2017).

13. Фомичев С. Разноцветные Зеленые [Электронный ресурс]. URL: http://samlib.ru/f/fomichew_s/multicoloredgreens.shtml (дата обращения: 30.11.2017).

14. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / под ред. В. М. Захарова. М.: Акрополь; Центр экологической политики и культуры; Центр экологической политики России, 2008. 340 с.

15. Ципес Г. Л., Товб А. С. Проекты и управление проектами в современной компании: учебное пособие. М.: Олимп-Бизнес, 2009. 240 с.

16. Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития: мат-лы междунар. форума: в 2-х т. /

Брян. обл. науч. универс. б-ка им. Ф. И. Тютчева. Брянск: Клинцовская городская тип., 2004. Т. 1. 277 с.

IDEA FOUNDATION AND COMMUNICATIVE EMBODIMENT OF THE GREENS IDEOLOGY

Vvedenskaya Ol'ga Vyacheslavovna

Saint Petersburg University vvedenskaya. olga@rambler. ru

The article considers the ideology of the Greens as a communicative project consisting of a certain set of attributes. The Greens means eco-activists who seek to establish harmonious relations between the man and the nature. They seek to create optimal conditions for the development of production, non-violence, creating conditions for the health of the nation, and environmental education of the population. Mass media cover widely environmental issues. However, the Greens is still in the field of off-systemic opposition. Their ideology and ideas are quite utopian.

Key words and phrases: The Greens; environmental movement; mass media; communicative embodiment; environmental education.

УДК 8.82.82-1

В статье анализируются идейно-тематические и художественные особенности песенной лирики башкирского народного поэта Равиля Тухватовича Бикбаева. Отмечается, что песенная лирика Р. Т. Бикбаева отличается богатством изобразительно-выразительных средств, глубоким идейно-тематическим содержанием, высокой гражданственностью, чувством патриотизма, тонким лиризмом. Среди использованных поэтом тропов выделяются эпитеты, анафоры, сравнения, метафоры, олицетворения и т.д.

Ключевые слова и фразы: Р. Бикбаев; песенная лирика; литературная песня; изобразительно -выразительные средства; патриотизм.

Даутова Роза Ахметовна

Башкирский государственный университет, г. Уфа rozochka.timerbaeva@mail.ru

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕННОЙ ЛИРИКИ РАВИЛЯ БИКБАЕВА

Башкирская народная лирика состоит из многочисленных и разнообразных песен, в основе которых лежат переживания, чувства, мысли, настроения - внутренний мир человека. Песня является верным и постоянным спутником в истории и жизни каждого народа, всегда оказывается в центре внимания лирической поэзии. Она сыграла большую роль в сближении письменной поэзии с конкретной башкирской действительностью,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.