РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У
СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF VALUE RELATIONSHIP TO NATURE IN MODERN
SCHOOLCHILDREN
УДК 373.5
DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10226
Алтынбаева Рамиля Рафаэлевна
студент,
Елабужский институт (филиал) Казанского федерального университета, г. Елабуга
Altynbaeva R.R. [email protected]
Аннотация
В настоящее время в системе школьного образования все больше внимания стали уделять вопросам отношения молодежи к окружающей среде. Одна из задач экологического образования состоит в формировании ценностного отношения к природе как части общечеловеческой культуры. Данная статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к природе у современных школьников в процессе образования. В ней раскрыты педагогические и психологические аспекты понятий «ценность», «ценность природы» «ценностное отношение к природе». Описаны условия, формы и методы формирования ценностного отношения у школьников в условиях школы. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к природе через природоохранную деятельность среди школьников г. Альметьевска Республики Татарстан.
Annotation
Currently, in the school system, more and more attention has been paid to issues of youth attitudes towards the environment. One of the tasks of environmental education is the formation of a value attitude to nature as part of a universal human culture. This article is devoted to the problem of the formation of a value attitude to nature among modern schoolchildren in the educational process. It reveals the pedagogical and psychological aspects of the concepts of "value", "value of nature", "value attitude to nature". The conditions, forms and methods of forming a value-
based relationship among students in a school environment are described. The results of experimental work on the formation of a value attitude to nature through environmental protection among schoolchildren of the city of Almetyevsk of the Republic of Tatarstan are presented.
Ключевые слова: природоохранная деятельность, ценностное отношение к природе, окружающая среда, экологическая культура, школьник, педагогический эксперимент.
Keywords: environmental activities, value attitude to nanure, environment, ecological culture, schoolchild, pedagogical experiment.
В настоящее время возрастает интерес к природоохранной деятельности, поскольку данная деятельность обеспечивает, во-первых, сохранность большого объема природных ресурсов, которыми владеет наша страна, во-вторых, ликвидацию негативных воздействий человеческой деятельности на окружающую среду. Важность экологического образования на современном этапе развития общества обусловлено тем, что у молодого поколения происходит осознание необходимости обладания экологической культурой как основного компонента ценностного отношения к природе.
Под природоохранной деятельностью понимают такую деятельность, которая направлена на снижение и предотвращение отрицательного воздействия человека на окружающую среду, сохранение и разумное использование ее природных ресурсов [2]. Основными задачами природоохранной деятельности являются: 1. Охрана природы и природных ресурсов; 2. Сохранение биологического разнообразия живых организмов; 3. Пропаганда экологических знаний; 4. Предотвращение вредного воздействия на природу со стороны человека и др.
Перед современной системой школьного образования остро стоит вопрос о приоритетном значении экологического и нравственного воспитания и становления личности, которая бы заботилась не только о своем собственном совершенствовании и саморазвитии, но и прониклась бы заботой об окружающей среде. Молодежь является тем поколением, от которого во многом зависит состояние природы, а также будущее планеты в целом. По мнению Петровой Е.А., чем раньше начать процесс формирования правильных ценностных ориентиров у молодежи, тем увереннее будет их позиционирование в отношении к природной среде [3]. В современном мире состояние окружающей среды вызывает тревогу в обществе. Поэтому главная задача экологического воспитания заключается в формировании у
подрастающего поколения ценностного отношения к природе, сопричастности ко всему живому, осознании своего места и роли в ней.
Сформированность ценностного отношения к природе - необходимый компонент формирования личности, способный решать задачи будущего развития нашей цивилизации. Под ценностным отношением к природе понимается личное качество, включающее в себя когнитивные, эмоциональные, личностные и поведенческие компоненты, являющееся элементом экологической культуры человека и проявляющееся в системе устойчивых взаимосвязей с объектами окружающей среды [5]. Главными функциями системы формирования у школьников ценностного отношения к природе являются мировоззренческая, интегративная, культурно-творческая и образовательная [4].
Если современная образовательно-воспитательная практика сможет привить нынешнему и последующим поколениям людей чувство любви к природе, умения направлять свой интеллект и волю на благо себе и природе, развить способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия собственной деятельности, тем самым будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.
Основная причина низкого развития экологического воспитания молодежи заключается в отсутствии любви к природе, сопереживания ко всему окружающему. Можно утверждать, что эта проблема идет с детства; родители не прививают своим детям элементарных экологических знаний, а образовательные учреждения не раскрывают всей сути всемирного экологического кризиса. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек, в том числе и ребенок, осознал всю суть сегодняшней экологической ситуации в стране, смог внести посильный вклад в спасение окружающего мира от дальнейшего разрушения и принять участие в разработке новых методов природопользования.
Важными организационными методами формирования ценностного отношения к природе у обучающихся в условиях средних школ являются экологические кружки, экологические недели, экологические тренинги, экологические игры и др. мероприятия. Включение в учебно-воспитательный процесс экскурсий в природу и полевых исследовательских работ также могут поспособствовать развитию у обучающихся интереса к изучению природных объектов и осознанию их ценности.
Опираясь на проанализированные теоретические данные по теме исследования, нами были разработаны и апробированы несколько методических разработок внеклассных мероприятий для школьников,
основная цель которых показать сущность экологических проблем и раскрыть сегодняшнее отношение человека к природе. Работа проводилась среди учащихся двух 7-х классов на базе МАОУ «Лицей-интернат №1» г. Альметьевска. Общее количество респондентов составило 44 человека.
Эксперимент проходил в три этапа на протяжении шести недель. Задача первого этапа заключалась в выявлении исходного уровня сформированности ценностного отношения к природе у испытуемых. Второй этап предусматривал проведения ряда мероприятий природоохранного характера. На третьем этапе был произведен анализ результатов экспериментального исследования, а именно определена эффективность проделанной работы. Для диагностирования уровня сформированности ценностного отношения к природе у семиклассников были использованы две методики:
1. Методика Т.А. Серебряковой [6], целью которой являлось выявление характера отношения к природе (впервые эта методика была применена для детей дошкольного возраста). Ученикам предлагалось решить три ситуационные задачи, в каждой из которых испытуемые должны сформулировать свой выбор и объяснить мотив своего выбора. Данная методика направлена на определение общего отношения к природе и выявляет три уровня воспитанности: высокий, средний и низкий.
2. Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» В.А. Ясвина и С.Д. Дерябо [1] («ЭЗОП» - это «эмоции», «знания», «охрана», «польза»). Целью данной методики являлось определение типа доминирующей установки по отношению к природе. Авторы выделяют четыре типа установки: когнитивный, при котором природа является объектом изучения, эстетический - природа выступает как объект красоты, этический - как объект охраны и прагматический - как объект пользы.
На основе применимых нами методик были установлены следующие уровни сформированности ценностного отношения к природе у семиклассников. Большинство испытуемых имели низкий и средний уровни воспитанности данного качества (61,8% и 29,1% соответственно) и только у 9,1% испытуемых был отмечен высокий уровень воспитанности. Наличие низкого уровня воспитанности ценностного отношения к природе свидетельствует о недостаточности проведения регулярной систематической работы в этом направлении.
Результаты апробации второй методики показали, что эстетический тип отношения к природе проявляется у 52,3% испытуемых. Это говорит о том, что они стремятся получать положительные эмоции от взаимодействия с природой, природа воспринимается ими как объект красоты, рождает чувство
любви к Родине, своему дому, людям. Когнитивную установку выбрало 38,1% школьников. Это свидетельствует об их достаточно поверхностных знаниях о природе; они не совсем понимают многообразную ценность природы; не в высокой степени проявляют инициативу и творчество в природоохранительной деятельности. 4,8% учащихся из седьмых классов воспринимают природу как объект пользы. Это довольно низкий показатель, однако надо учитывать, что прагматический характер этой установки ассоциируется с такими типичными для него фразами, как «Лес нужно беречь, потому что из него делают бумагу и карандаши» и т.п. А это отнюдь не гуманное и ответственное отношение к природе. Этический тип установки как доминирующий выбрало также 4,8 % испытуемых. Этот факт свидетельствует о том, что дети, среди которых проводилась диагностика, не в полной мере владеют информацией о необходимости охраны природы и не вполне вовлечены в этот вид деятельности. Таким образом, результаты, полученные на этапе констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о недостаточной экологической воспитанности детей и необходимости дальнейшей оптимизации процесса экологического воспитания за счет комплексного воздействия на умственную и чувственную сферу личности.
На втором этапе исследования в рамках воспитания ценностного отношения к природе с учащимися обоих классов были проведены внеклассные мероприятия. Основными задачами данных мероприятий являлись: 1) показать сегодняшнее отношение человека к природе, его потребительское отношение, рост глобальных экологических проблем, таких как проблема утилизации отходов, разрушение озонового слоя, загрязнение воды и других природных ресурсов, гибель и вырубка лесов, а также загрязнение планеты пластиком; 2) сформировать целостную систему научных знаний, взглядов и убеждений, которые закладывают основы экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде.
Для определения эффективности проделанной работы на третьем контрольном этапе педагогического эксперимента была проведена повторная диагностическая процедура по тем же двум методикам, используемым ранее.
Результаты повторного исследования по методике Т.А. Серебряковой показали, что, несмотря на проведенные нами мероприятия преобладал все же низкий уровень воспитанности ценностного отношения к природе (отмечен у 88,5% испытуемых). Высокий уровень показали лишь 11,5% учащихся.
В результате проведения повторной диагностики по методике В.А. Ясвина и С.Д. Дерябо мы отметили незначительные улучшения интенсивности субъективного отношения детей к природе:
- 19,1% испытуемых стали воспринимать природу как объект охраны,
- у 23,8% детей, участвующих в эксперименте, природа выступила как объект пользы,
- 23,8% отметили природу как объект изучения,
- 33,3% считали природу как объект красоты.
При сравнении результатов первого и третьего этапов педагогического эксперимента мы отметили, что увеличилось количество испытуемых, которые стали воспринимать природу как объект охраны, тогда как уменьшилось количество детей, воспринимавших природу как объект красоты. Несмотря на то, что сравниваемые результаты отличались незначительно, нам удалось в какой-то степени сформировать у части испытуемых ценностное отношение к природе. В результате проведенной работы по формированию ценностного отношения к природе можно сделать следующие выводы:
1. Для воспитания ценностного отношения к природе необходимо затронуть все компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный, действенный. Ценность должна перейти в разряд личностно значимых для каждого человека.
2. Разработанные мероприятия по воспитанию ценностного отношения к природе в недостаточной степени оказали эффективность, так как невозможно за несколько мероприятий воспитать это качество. Данная работа по формированию ценностного отношения к природе должна продолжаться, только в этом случае мы увидим хороший результат.
Таким образом, экологическое воспитание является, на наш взгляд, одним из важнейших направлений в воспитательной работе современной школы, поскольку знания и убеждения, заложенные у ребенка в детстве, во многом определяют дальнейшее его отношение к окружающей среде. В процессе экологического воспитания и формируется ценностное отношение к природе, которое проявляется в чувстве личной причастности к сохранению природных богатств, ответственности за будущее планеты, личном участии в природоохранной деятельности, экологическом просвещении и т.д.
Литература
1. Дерябо С.Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе // С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - М.: ЦКФЛ РАО, 1995. - 147 с.
2. Иванова М.Д. Природоохранная деятельность экономических субъектов - основа охраны окружающей среды / М.Д. Иванова // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. -2016.- С. 18-30.
3. Петрова Е.А. Проблема экологического воспитания и образования подрастающей молодежи в современной России / Е.А. Петрова, В.О. Микрюков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -Изд-во: Общество с ограниченной ответственностью «Капитал». -Новосибирск, 2019. - №12-2(39). - С. 49-52.
4. Рябова С.С. Ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры / С.С. Рябова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2012. - С. 245-250.
5. Рябова С.С. Ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры / С.С. Рябова, Т.А. Иудина, Г.В. Хлебосолова // Структурно-функциональная организация и динамика растительного покрова: материалы II всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию со дня рождения д.б.н., проф. В.И. Матвеева. - Самара, 2015. - С. 280-285.
6. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования // Т.А. Серебрякова.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- 224 с.
Literature
1. Deryabo S.D. Diagnostic and correction methods of attitude to nature // S.D. Deryabo, V.A. Yasvin. - M.: CCFL RAO, 1995 . - 147 p.
2. Ivanova M.D. Environmental activity of economic entities - the basis of environmental protection / M.D. Ivanova // Bulletin of the Buryat State University. Economics and management. - 2016. - P. 18-30.
3. Petrova E.A. The problem of environmental education and education of growing youth in modern Russia / E.A. Petrova, V.O. Mikryukov // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - Publishing House: Capital Limited Liability Company. - Novosibirsk, 2019. - No. 12-2 (39). - P. 49-52.
4. Ryabova S.S. Value attitude to nature as a component of ecological culture / S.S. Ryabova // Bulletin of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen.
- St. Petersburg, 2012. - P. 245-250.
5. Ryabova S.S. Value attitude to nature as a component of ecological culture / S.S. Ryabova, T.A. Judah, G.V. Khlebosolova // Structural and functional organization and dynamics of vegetation cover: materials of the II All-Russian scientific and practical conference with international participation, dedicated to the 80th birthday of Doctor of Biological Sciences, prof. V.I. Matveeva. - Samara, 2015.
- P. 280-285.
6. Serebryakova T.A. Theory and methodology of environmental education of preschool children: a textbook for students. institutions of higher prof. education // T.A. Serebryakova.- M.: Publishing Center "Academy", 2013. - 224 p.