СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основаниям гуманитарных наук [Текст] / М.М. Бахтин. - М., 1996.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]: прил. к приказу Минобразования РФ от 11 февраля
2002 года № 393. — Режим доступа: db.informika.ru шо/Оа1а/02/393.Мш1
3. Хазова, С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту [Электронный ресурс] / С.А. Хазова. — Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/61-2393
УДК 372.016:574
С.М. Файрушина
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ
О неблагополучном состоянии окружающей среды говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее у всех народов общее, все в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Из опасного противника на заре цивилизации она превратилась в товарища, которому требуются забота и бережное отношение человека. В связи с этим экологическое образование должно стать непрерывным процессом обучения, воспитания и развития личности. На современном этапе развития человечества возникает необходимость в формировании экологически грамотного гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества неразрывно связана с историей развития природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования [1, с. 10—12].
Цель нашего исследования — доказать необходимость введения курса по выбору «Экологическое образование школьников» в образовательный процесс естественно-географического факультета педагогического вуза [4, с. 34—35] и
показать, как должны формироваться эколого-педагогические компетенции у будущих учителей биологии и географии при его изучении.
В процессе освоения курса будущие учителя должны приобрести навыки к решению следующих задач;
• проведение целенаправленной экологической работы с учащимися по развитию способности осознавать свое отношение к природе, людям, самому себе, умения решать экологические проблемы, принимать экстренные решения при нарушении экологического равновесия в окружающей среде;
• установление и развитие уровней экологической культуры учащихся;
• приобретение педагогических навыков экологического мониторинга при работе с детьми;
• формирование у учащихся целостного представления об экологических проблемах региона, причинах их возникновения и влиянии на природу и человека;
• воспитание у школьников гордости за красоту и щедрость природы своего края и ответственного отношения к ней;
• развитие у учащихся навыков прогнозирования последствий антропогенного воздействия на окружающую среду;
• формирование творческого подхода к решению проблем по ликвидации и использованию твердых бытовых отходов.
Актуальность исследования связана с социальными потребностями и предопределена следующими факторами: неразработанностью избранной темы; отсутствием научно обоснованных методик формирования у будущего учителя компетенций по эколого-воспитательной работе; методологическим и научно-практическим значением разрабатываемой темы в условиях реформирования системы образования.
Одним из путей решения вышеперечисленных задач может быть профессиональная подготовка учителей в области экологического образования. В Набережночелнинском государственном педагогическом институте в 2010/11 учебном году был разработан и внедрен на заочном отделении курс «Экологическое образование школьников».
Судя по результатам проведенных опросов, студенты, а на заочном отделении обучаются в основном учителя-практики, прекрасно понимают необходимость введения данного курса, так как сталкиваются с эколого-нравственными проблемами в школе непосредственно и ежедневно. По их мнению, необходимость формирования экологической культуры школьников вызвана следующим:
• непониманием частью школьников, какой вред наносят окружающей среде твердые бытовые отходы;
• встречающимся жестоким отношением к животным и растительным организмам;
• распространением потребительского отношения к объектам окружающей среды;
• непониманием школьниками влияния неразумного питания на здоровье человека;
• случаями варварского поведения в местах отдыха на природе и др.
Наше исследование показало, как изменился интерес студентов к экологическому образованию после изучения курса «Экологическое образование школьников» (табл.1).
Таблица 1
Изменение интереса студентов к экологическому образованию
Показатель До изучение курса После изучение курса
Количество студентов-практиков, не интересующихся экологическим образованием в школе, % 20 2
Количество студентов, считающих проблему не особо важной, % 12 1
Количество студентов, желающих участвовать в экологическом образовании школьников, % 60 97
Установлено, что любая степень включенности студентов в экологическую и эколого-педагогическую деятельность способствует положительной динамике ценностно-мотивационных компетенций будущего учителя. Доля студентов, желающих участвовать в экологическом образовании, в результате изучения курса возросла с 60 до 97 %. Количество студентов, осуществивших свое намерение в период педагогической практики (в ситуации, когда это не было обязательным), составило 37 %, что указывает на формирование у них устойчивой потребности в эколого-педагогической деятельности как социально и личностно значимой. Чувствовалось, что студентов беспокоит состояние экологического воспитания подрастающего поколения в школе.
Экологическое образование в контексте концепции устойчивого развития приобретает статус системообразующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущее направление. Образовательные цели экологического образования во многом определяются причинами экологического кризиса: господством субъективных отношений, где главным субъектом выступает человек; кризисом личности современного человека, главной целью которого является материальный интерес [2, с. 6].
Разработанная нами программа курса «Экологическое образование школьников» для будущих учителей географии и биологии рассчитана на 14 часов (8 лекционных и 6 семинарских занятий). Тематический план курса представлен в табл. 2.
Таблица 2
Тематический план учебного курса «Экологическое образование школьников»
Содержание Количество часов
Лекция Семинар
Введение I. Формирование экологического мировоззрения 1.1. Экология как наука. Цель и задачи экологии в современный период. Экологические законы Б. Коммо-нера. 1.2. Республика Татарстан: природные и социальные особенности региона 2 1
II. Экологическое образование 2.1. Предмет и объект экологического образования, цель и задачи. 2.2. Дошкольное и семейное экологическое обучение и воспитание 2 1
III. Структура процесса экологического образования 3.1. Экологическое обучение. 3.2. Экологическое воспитание. 3.3. Экологическое просвещение. 3.4. Формальное и неформальное экологическое образование. 3.5. Экологическое образование младших школьников в МОУ Республики Татарстан. 3.6. Экологическое образование младшего и среднего звена школьников в МОУ Республики Татарстан. 3.7. Экологическое образование старшего звена школьников в МОУ Республики Татарстан 2 2
IV. Методы и формы обучения 4.1. Формы обучения в учебно-воспитательном процессе. 4.2. Характеристика методов обучения экологии. 4.3. Развитие экологических умений и навыков в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла 2 2
В первой части курса рассматриваются законы и понятия экологии как науки, к числу которых относятся законы о целостном и взаимосвязанном развитии природы, круговоротах веществ в природе, а также важнейшие понятия о природных комплексах. Далее анализируется региональный компонент — природные
и социальные особенности Республики Татарстан, определяются экологонапряженные города и районы.
Во второй части курса рассматриваются функции экологического образования как функции развития культуры и экологической грамотности школьника, а также влияние дошкольного и семейного экологического воспитания на формирование экологической культуры будущего школьника.
В третей части курса выделяются экологическое обучение, воспитание и просвещение и далее рассматривается преемственность формального и неформального экологического образования в муниципальных образовательных учрежждениях (МОУ) Республики Татарстан.
В четвертой части студенты знакомятся с формами и методами обучения экологии в школе. Большое внимание здесь уделено формированию и развитию экологических умений и навыков школьников.
При разработке структуры и содержания курса «Экологическое образование школьников» учитывались концептуальные положения и принципы [3, с. 78—79]:
• принципы преемственности в отборе содержания курса и соответствия требованиям регионального образовательного стандарта по экологии;
• изучение региональных экологических особенностей и проблем во взаимосвязи с глобальными и местными (согласно возрасту детей);
• учет специфики социоприродного окружения образовательного учреждения как единицы региона;
• адаптация сложного научного материала по проблемам общей и социальной экологии к возрастным особенностям школьников;
• использование принципа проблемной интеграции в эколого- образовательном процессе школьников как стимулирования познавательной активности учащихся;
• принцип гуманизации, предполагающий личностную и практическую направленность содержания программы.
Таким образом, вопросы экологического образования школьников рассматриваются как комплексная программа. При создании данного курса нами были выделены компоненты эко-
логической культуры, которые необходимо фор- оценочный, ценностно-смысловой, эстетиче-мировать у выпускника школы: когнитивный, ский. Эти компоненты характеризуются экологи-мотивационно-деятельностный, эмоционально- ческими умениями и навыками (см. табл. 3).
Таблица 3
Характеристика экологических компонентов
Компонент Экологические умения и навыки
Когнитивный Проявлять интерес к объектам окружающей среды; формировать систему взглядов и убеждений, ориентированных на сохранение природы; показывать ярко выраженное стремление к знаниям естественнонаучного характера; уметь изложить свои знания; иметь богатый сформированный понятийный аппарат эколого-естественнонаучного характера; стремиться к самообразованию и трансформации экологических знаний следующему поколению. Усвоить объем знаний, умений и навыков современного состояния экологического образования с учетом региональной специфики для общеобразовательных школ Республики Татарстан
Мотивационно-деятельностный Уметь работать с источниками разнообразной экологической информации, критически анализировать ее, соотнося с собственным опытом и знаниями, систематизировать информацию; осуществлять созидательные экологические действия в своей жизнедеятельности; реализовать нормы экологически безопасного поведения, способствующего сохранению природы и человека; вести здоровый образ жизни; прогнозировать результаты действий в окружающей среде; проводить исследования социоприродно-го окружения в районе проживания; участвовать в обсуждении экологических проблем, формулировать собственную позицию в ходе дискуссий и аргументировать ее на основе знаний по региональной экологии; вести пропаганду целесообразного поведения на природе
Эмоционально-оценочный Обладать чувством переживания за отрицательные явления природного характера в Республике Татарстан; проявлять заботу по отношению к животным и растительным организмам; чувствовать ответственность за неблагополучие окружающей среды
Ценностно-смысловой Занимать активную экологически целесообразную позицию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды на глобальном, региональном и локальном уровнях; распространять новые формы экологического просвещения; принимать активное участие в экологических конференциях, семинарах различного масштаба; способствовать развитию познавательных интересов
Эстетический Выражать развитое чувство любви к природе, проявлять положительное отношение к различным формам жизни; оценивать эстетический потенциал дома, окружения школы и осуществлять практическую деятельность по усилению его эстетической значимости; проявлять рефлексивное и эмпатийное отношение к природе и людям
Формирование эколого-направленного профессионализма будущего педагога лежит в основе эколого-педагогических компетенций учителя.
Модернизация высшего профессионального образования, проводимая в нашей стране на основе компетентностного подхода, существенно затронула систему педагогического образования. Однако сам феномен «эколого-педагогическая компетентность» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения структуры, а проблема становления эколого-педагогической компетентности у специалистов сферы образования в педагогических вузах нашей страны до сих пор остается нерешенной, хотя проблема экологизации педагогического образования и развития экологической культуры будущих педагогов освещалась в трудах многих ученых.
Разработанный и внедренный курс «Экологическое образование школьников» принес
положительные результаты. Студенты, являющиеся учителями-практиками, научились определять экологические компоненты, ознакомились с их характеристиками, выявили критерии и уровни, по которым можно оценить эффективность проведенных экологических мероприятий, научились разрабатывать и оформлять экологические исследовательские работы, наметили планы будущих экологических проектов. В то же время были выявлены проблемы, возникающие при выполнении эколого-исследовательских работ: недостаточная разработанность экологического аспекта на уроках естественнонаучного цикла; слабая оснащенность школьных лабораторий для проведения экологических исследований; нерегулярность эколого-ориентированных конкурсов и конференций, где школьники могли бы выступать со своими эколого-исследовательскими и творческими работами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Моисеева, Л.В. Экологическое образование — основа формирования экологической культуры в природоохранной деятельности [Текст] / Л.В. Моисеева // Формирование эколог. культуры учащихся и студентов: мат. Всерос. конф. в Набережных Челнах 22 октября 2010 года. — Набережные Челны, 2010.
2. Мамедов, Н.М. Экологическая философия и экологическая этика: состояние и перспективы [Текст] / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, И.П. Кор-неева // Социал.-эколог. образ. учащейся молодежи: проблемы и перспективы: мат. Междунар. науч.-
практ. конф. в Белгороде 11—12 ноября 2010 года. — Белгород, 2010.
3. Игумнова, Е.А. Социоприродное окружение образовательного учреждения как фактор воспитания экологической культуры [Текст]: монография / Е.А. Игумнова, В.П. Горлачев, О.В. Корсун [и др.]; под ред. В.П. Соломина. — Новосибирск: Наука, 2008. — 284 с.
4. Гайсин, И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин (в 6—9 классах) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И.Т. Гайсин. — Казань, 1995.
УДК 378.147.88
Н.Е. Ефимова, О.В. Алексеева
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ» В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Вхождение России в европейское образо- примером чему является введение компетент-вательное пространство ускорило реоргани- ностного подхода. Курс на реализацию данного зацию в отечественной педагогической науке, подхода в высшей школе отражен в «Концепции