Научная статья на тему 'Формирование эколого-педагогических компетенций учителей биологии и географии'

Формирование эколого-педагогических компетенций учителей биологии и географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файрушина Сакина Минисалимовна

В статье рассматривается проблема профессиональной экологической подготовки будущих учителей географии и биологии. Выделены компоненты экологической культуры и соответствующие им экологические умения, формируемые у выпускников школ. Представлена программа авторского курса по выбору «Экологическое образование школьников».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a program designed course at the option of «Environmental education and education of schoolchildren», its structure and content, is considered the problems of professional environmental training of future teachers of geography and biology. Proposed components of an environmental culture and their associated ecological skills that are generated from school-leavers

Текст научной работы на тему «Формирование эколого-педагогических компетенций учителей биологии и географии»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основаниям гуманитарных наук [Текст] / М.М. Бахтин. - М., 1996.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]: прил. к приказу Минобразования РФ от 11 февраля

2002 года № 393. — Режим доступа: db.informika.ru шо/Оа1а/02/393.Мш1

3. Хазова, С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту [Электронный ресурс] / С.А. Хазова. — Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/61-2393

УДК 372.016:574

С.М. Файрушина

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ

О неблагополучном состоянии окружающей среды говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее у всех народов общее, все в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Из опасного противника на заре цивилизации она превратилась в товарища, которому требуются забота и бережное отношение человека. В связи с этим экологическое образование должно стать непрерывным процессом обучения, воспитания и развития личности. На современном этапе развития человечества возникает необходимость в формировании экологически грамотного гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества неразрывно связана с историей развития природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования [1, с. 10—12].

Цель нашего исследования — доказать необходимость введения курса по выбору «Экологическое образование школьников» в образовательный процесс естественно-географического факультета педагогического вуза [4, с. 34—35] и

показать, как должны формироваться эколого-педагогические компетенции у будущих учителей биологии и географии при его изучении.

В процессе освоения курса будущие учителя должны приобрести навыки к решению следующих задач;

• проведение целенаправленной экологической работы с учащимися по развитию способности осознавать свое отношение к природе, людям, самому себе, умения решать экологические проблемы, принимать экстренные решения при нарушении экологического равновесия в окружающей среде;

• установление и развитие уровней экологической культуры учащихся;

• приобретение педагогических навыков экологического мониторинга при работе с детьми;

• формирование у учащихся целостного представления об экологических проблемах региона, причинах их возникновения и влиянии на природу и человека;

• воспитание у школьников гордости за красоту и щедрость природы своего края и ответственного отношения к ней;

• развитие у учащихся навыков прогнозирования последствий антропогенного воздействия на окружающую среду;

• формирование творческого подхода к решению проблем по ликвидации и использованию твердых бытовых отходов.

Актуальность исследования связана с социальными потребностями и предопределена следующими факторами: неразработанностью избранной темы; отсутствием научно обоснованных методик формирования у будущего учителя компетенций по эколого-воспитательной работе; методологическим и научно-практическим значением разрабатываемой темы в условиях реформирования системы образования.

Одним из путей решения вышеперечисленных задач может быть профессиональная подготовка учителей в области экологического образования. В Набережночелнинском государственном педагогическом институте в 2010/11 учебном году был разработан и внедрен на заочном отделении курс «Экологическое образование школьников».

Судя по результатам проведенных опросов, студенты, а на заочном отделении обучаются в основном учителя-практики, прекрасно понимают необходимость введения данного курса, так как сталкиваются с эколого-нравственными проблемами в школе непосредственно и ежедневно. По их мнению, необходимость формирования экологической культуры школьников вызвана следующим:

• непониманием частью школьников, какой вред наносят окружающей среде твердые бытовые отходы;

• встречающимся жестоким отношением к животным и растительным организмам;

• распространением потребительского отношения к объектам окружающей среды;

• непониманием школьниками влияния неразумного питания на здоровье человека;

• случаями варварского поведения в местах отдыха на природе и др.

Наше исследование показало, как изменился интерес студентов к экологическому образованию после изучения курса «Экологическое образование школьников» (табл.1).

Таблица 1

Изменение интереса студентов к экологическому образованию

Показатель До изучение курса После изучение курса

Количество студентов-практиков, не интересующихся экологическим образованием в школе, % 20 2

Количество студентов, считающих проблему не особо важной, % 12 1

Количество студентов, желающих участвовать в экологическом образовании школьников, % 60 97

Установлено, что любая степень включенности студентов в экологическую и эколого-педагогическую деятельность способствует положительной динамике ценностно-мотивационных компетенций будущего учителя. Доля студентов, желающих участвовать в экологическом образовании, в результате изучения курса возросла с 60 до 97 %. Количество студентов, осуществивших свое намерение в период педагогической практики (в ситуации, когда это не было обязательным), составило 37 %, что указывает на формирование у них устойчивой потребности в эколого-педагогической деятельности как социально и личностно значимой. Чувствовалось, что студентов беспокоит состояние экологического воспитания подрастающего поколения в школе.

Экологическое образование в контексте концепции устойчивого развития приобретает статус системообразующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущее направление. Образовательные цели экологического образования во многом определяются причинами экологического кризиса: господством субъективных отношений, где главным субъектом выступает человек; кризисом личности современного человека, главной целью которого является материальный интерес [2, с. 6].

Разработанная нами программа курса «Экологическое образование школьников» для будущих учителей географии и биологии рассчитана на 14 часов (8 лекционных и 6 семинарских занятий). Тематический план курса представлен в табл. 2.

Таблица 2

Тематический план учебного курса «Экологическое образование школьников»

Содержание Количество часов

Лекция Семинар

Введение I. Формирование экологического мировоззрения 1.1. Экология как наука. Цель и задачи экологии в современный период. Экологические законы Б. Коммо-нера. 1.2. Республика Татарстан: природные и социальные особенности региона 2 1

II. Экологическое образование 2.1. Предмет и объект экологического образования, цель и задачи. 2.2. Дошкольное и семейное экологическое обучение и воспитание 2 1

III. Структура процесса экологического образования 3.1. Экологическое обучение. 3.2. Экологическое воспитание. 3.3. Экологическое просвещение. 3.4. Формальное и неформальное экологическое образование. 3.5. Экологическое образование младших школьников в МОУ Республики Татарстан. 3.6. Экологическое образование младшего и среднего звена школьников в МОУ Республики Татарстан. 3.7. Экологическое образование старшего звена школьников в МОУ Республики Татарстан 2 2

IV. Методы и формы обучения 4.1. Формы обучения в учебно-воспитательном процессе. 4.2. Характеристика методов обучения экологии. 4.3. Развитие экологических умений и навыков в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла 2 2

В первой части курса рассматриваются законы и понятия экологии как науки, к числу которых относятся законы о целостном и взаимосвязанном развитии природы, круговоротах веществ в природе, а также важнейшие понятия о природных комплексах. Далее анализируется региональный компонент — природные

и социальные особенности Республики Татарстан, определяются экологонапряженные города и районы.

Во второй части курса рассматриваются функции экологического образования как функции развития культуры и экологической грамотности школьника, а также влияние дошкольного и семейного экологического воспитания на формирование экологической культуры будущего школьника.

В третей части курса выделяются экологическое обучение, воспитание и просвещение и далее рассматривается преемственность формального и неформального экологического образования в муниципальных образовательных учрежждениях (МОУ) Республики Татарстан.

В четвертой части студенты знакомятся с формами и методами обучения экологии в школе. Большое внимание здесь уделено формированию и развитию экологических умений и навыков школьников.

При разработке структуры и содержания курса «Экологическое образование школьников» учитывались концептуальные положения и принципы [3, с. 78—79]:

• принципы преемственности в отборе содержания курса и соответствия требованиям регионального образовательного стандарта по экологии;

• изучение региональных экологических особенностей и проблем во взаимосвязи с глобальными и местными (согласно возрасту детей);

• учет специфики социоприродного окружения образовательного учреждения как единицы региона;

• адаптация сложного научного материала по проблемам общей и социальной экологии к возрастным особенностям школьников;

• использование принципа проблемной интеграции в эколого- образовательном процессе школьников как стимулирования познавательной активности учащихся;

• принцип гуманизации, предполагающий личностную и практическую направленность содержания программы.

Таким образом, вопросы экологического образования школьников рассматриваются как комплексная программа. При создании данного курса нами были выделены компоненты эко-

логической культуры, которые необходимо фор- оценочный, ценностно-смысловой, эстетиче-мировать у выпускника школы: когнитивный, ский. Эти компоненты характеризуются экологи-мотивационно-деятельностный, эмоционально- ческими умениями и навыками (см. табл. 3).

Таблица 3

Характеристика экологических компонентов

Компонент Экологические умения и навыки

Когнитивный Проявлять интерес к объектам окружающей среды; формировать систему взглядов и убеждений, ориентированных на сохранение природы; показывать ярко выраженное стремление к знаниям естественнонаучного характера; уметь изложить свои знания; иметь богатый сформированный понятийный аппарат эколого-естественнонаучного характера; стремиться к самообразованию и трансформации экологических знаний следующему поколению. Усвоить объем знаний, умений и навыков современного состояния экологического образования с учетом региональной специфики для общеобразовательных школ Республики Татарстан

Мотивационно-деятельностный Уметь работать с источниками разнообразной экологической информации, критически анализировать ее, соотнося с собственным опытом и знаниями, систематизировать информацию; осуществлять созидательные экологические действия в своей жизнедеятельности; реализовать нормы экологически безопасного поведения, способствующего сохранению природы и человека; вести здоровый образ жизни; прогнозировать результаты действий в окружающей среде; проводить исследования социоприродно-го окружения в районе проживания; участвовать в обсуждении экологических проблем, формулировать собственную позицию в ходе дискуссий и аргументировать ее на основе знаний по региональной экологии; вести пропаганду целесообразного поведения на природе

Эмоционально-оценочный Обладать чувством переживания за отрицательные явления природного характера в Республике Татарстан; проявлять заботу по отношению к животным и растительным организмам; чувствовать ответственность за неблагополучие окружающей среды

Ценностно-смысловой Занимать активную экологически целесообразную позицию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды на глобальном, региональном и локальном уровнях; распространять новые формы экологического просвещения; принимать активное участие в экологических конференциях, семинарах различного масштаба; способствовать развитию познавательных интересов

Эстетический Выражать развитое чувство любви к природе, проявлять положительное отношение к различным формам жизни; оценивать эстетический потенциал дома, окружения школы и осуществлять практическую деятельность по усилению его эстетической значимости; проявлять рефлексивное и эмпатийное отношение к природе и людям

Формирование эколого-направленного профессионализма будущего педагога лежит в основе эколого-педагогических компетенций учителя.

Модернизация высшего профессионального образования, проводимая в нашей стране на основе компетентностного подхода, существенно затронула систему педагогического образования. Однако сам феномен «эколого-педагогическая компетентность» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения структуры, а проблема становления эколого-педагогической компетентности у специалистов сферы образования в педагогических вузах нашей страны до сих пор остается нерешенной, хотя проблема экологизации педагогического образования и развития экологической культуры будущих педагогов освещалась в трудах многих ученых.

Разработанный и внедренный курс «Экологическое образование школьников» принес

положительные результаты. Студенты, являющиеся учителями-практиками, научились определять экологические компоненты, ознакомились с их характеристиками, выявили критерии и уровни, по которым можно оценить эффективность проведенных экологических мероприятий, научились разрабатывать и оформлять экологические исследовательские работы, наметили планы будущих экологических проектов. В то же время были выявлены проблемы, возникающие при выполнении эколого-исследовательских работ: недостаточная разработанность экологического аспекта на уроках естественнонаучного цикла; слабая оснащенность школьных лабораторий для проведения экологических исследований; нерегулярность эколого-ориентированных конкурсов и конференций, где школьники могли бы выступать со своими эколого-исследовательскими и творческими работами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Моисеева, Л.В. Экологическое образование — основа формирования экологической культуры в природоохранной деятельности [Текст] / Л.В. Моисеева // Формирование эколог. культуры учащихся и студентов: мат. Всерос. конф. в Набережных Челнах 22 октября 2010 года. — Набережные Челны, 2010.

2. Мамедов, Н.М. Экологическая философия и экологическая этика: состояние и перспективы [Текст] / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, И.П. Кор-неева // Социал.-эколог. образ. учащейся молодежи: проблемы и перспективы: мат. Междунар. науч.-

практ. конф. в Белгороде 11—12 ноября 2010 года. — Белгород, 2010.

3. Игумнова, Е.А. Социоприродное окружение образовательного учреждения как фактор воспитания экологической культуры [Текст]: монография / Е.А. Игумнова, В.П. Горлачев, О.В. Корсун [и др.]; под ред. В.П. Соломина. — Новосибирск: Наука, 2008. — 284 с.

4. Гайсин, И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин (в 6—9 классах) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И.Т. Гайсин. — Казань, 1995.

УДК 378.147.88

Н.Е. Ефимова, О.В. Алексеева

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ» В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

Вхождение России в европейское образо- примером чему является введение компетент-вательное пространство ускорило реоргани- ностного подхода. Курс на реализацию данного зацию в отечественной педагогической науке, подхода в высшей школе отражен в «Концепции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.