Окончание таблицы 2
4. Низкий уровень обратной связи и взаимодействия. Преобладание традиционной модели группового взаимодействия «учитель - ученики» затрудняет: • реализацию педагогической технологии личност-но-ориентированного обучения; • общение учеников и учителей, студентов и преподавателей; • мониторинг успеваемости, достижений и проблем в освоении учебного материала каждым учеником Инструменты и технологии e-learmng (электронная почта, форумы, блоги, e-журналы, e-тести-рование, Ь1УК, 8куре и т.д.): • расширяют набор моделей взаимодействия («ученик -учитель», ученик - ученик», «учитель-учитель»); • повышают уровень обратной связи; • позволяют поддерживать мониторинг успеваемости в актуальном состоянии
5. Низкая вовлеченность студентов в процесс обучения Классическая модель образовательного процесса в высшем и среднем профессиональном обучении не предусматривает ежедневного выполнения домашнего задания, за исключением некоторых специальностей Инструменты и технологии электронного обучения позволяют не ограничиваться рамками учебного занятия. Вовлеченность студента в образовательный процесс можно обеспечить на стадии подготовки к занятиям, во время проведения и после занятий
Интеграция традиционного и электронного обучения создает условия для построения различных моделей образовательного процесса, базирующиеся на традиционных подходах и технологиях электронного обучения в зависимости от уровней и форм получения образования, а также форм обучения. Реализация таких моделей позволяет достигать запланированных результатов более качественно и за меньшее время, расширить доступность образования, а также решать эффективно педагогические задачи.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1. - 816 с. - (Энциклопедия образовательных технологий).
2. ПЕДАГОГИКА: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и др.; под ред. В. А. Сла-стенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.
3. Стеценко, И. А. Электронное обучение как системная педагогическая категория [Электронный ресурс] / И. А. Стеценко, Е. Ю. Занкова // Культура и образование. - 2014. - № 1. - Электрон. дан. - URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/01/1245.
4. Стеценко, И. А. Инновационный аспект электронного обучения (E-Learning) / И. А. Стеценко, Е. Ю. Занкова // Инновационные технологии в системе высшего образования: мат-лы международ. науч.-практ. конф. 25 дек. 2013 г. - Махачкала, 2013. - С. 116-119.
5. Стеценко, И. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения (на примере разработки электронного мультимедийного учебника «История педагогики и образования» / И. А. Стеценко, Д. Н. Середа, Е. В. Ящук // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 9. - С. 83-87.
6. Царева, М. И. Информационная компетентность как компонент профессиональной компетентности будущего учителя истории / М. И. Царева, И. А. Стеценко // Научные проблемы гуманитарных исследований. -2012. - № 7. - С. 101 -106.
УДК 37 ББК 74.200.5
Р. В. Зарубина
СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ОБЖ
Аннотация. Цель экологического воспитания будет достигнута, если будут решаться образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Нужно выработать систему знаний об экологических проблемах в мире, и каким путём их можно решить. Сформировать аргументы, побуж-
дающие детей правильного поведения в природе, а также чувствовать потребность в этом, и выработать привычку экологически разумного поведения и деятельности, а также ЗОЖ (здорового образа жизни).
Ключевые слова: нравственно-экологическая культура, окружающая среда, экологические ситуации, экологические проблемы, экологически разумное поведение.
R. V. Zarubina
THE ESSENCE OF THE MORAL-ECOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOL PUPILS AND IT'S FORMATION ON THE LESSONS OF LIFE SAFETY
Abstract. The aim of environmental education is to be achieved, if will be solved educational, educational and developmental tasks. We need to develop a system of knowledge about environmental problems in the world, and how they can be solved. Create arguments to encourage children proper behavior in the nature, and feel the need of it, and develop the habit of environmentally sensible behaviour and activities, as well as healthy lifestyle (healthy lifestyles).
Key words: moral-ecological culture, environment, environmental situation, environmental problems, ecologically reasonable behavior.
В последние годы в школьном образовании произошли существенные изменения: содержание усложнилось, и его объёмы выросли. Учебный процесс современной школы занимает немаловажное значение в нравственном воспитании. Изучая учебные предметы, учащиеся получают научные знания, в которых содержатся моральные понятия. Нравственные знания играют важную роль для общего развития школьников.
Обязательным условием выживания человечества является сохранение целостности природы, её биоразнообразия - сохранение целостности природы, её биоразнообразия. Школьники должны четко знать, что природные ресурсы не бесконечны и технология производства любой продукции должна учитывать интересы и законы природы. Чтобы это понять, необходимо выработать «экологическое мировоззрение». При осуществлении практической деятельности человека нельзя забывать о том, что экологические проблемы необходимо решать в первую очередь. Преодолеть экологический кризис только техническими средствами невозможно. Решить экологические проблемы можно изменив качество и содержания экологического образования и воспитания сначала школьников, а затем и всего населения.
Чтобы обеспечить состояние природного равновесия нельзя опираться только на технические решения. Если общество не будет преобразовывать само себя, свою нравственность, то экологические проблемы углубятся. Поэтому общество, государство должны уделять внимание воспитанию экологического сознания граждан и особенно школьников, используя принципы гуманизма.
Важный компонент сознания - мир чувств, в котором отражаются объективные общечеловеческие отношения, эмоциональные оценки межличностных отношений, которые можно характеризовать как нравственные. Таким образом, следует говорить о соединении этих категорий в единое целое - эколого-нравственный комплекс сознания и, следовательно, соответственно этому вести образование и воспитание [7].
Как известно, что все изменения в природе, естественные, и порождённые самими людьми, оказывают воздействие на жизнедеятельность и здоровье человека. Поэтому для дальнейшего существования человека и его жизни на Земле необходимо рациональное использования природных ресурсов и их восстановление. Необходимо изучать основы природопользования, прогнозировать изменения окружающей среды и донести до учащихся важность того, что необходимо не забывать о первозданности природы и влиянии на неё человека в процессе своей деятельности.
В этом можно рассчитывать на школьный курс естественнонаучных дисциплин, который помогает учащимся осознать значимость природы для человека, а также понять, что природа является необходимым источником для того, чтобы человек мог жить, работать и творить. Учащиеся должны осмысленно и ответственно относиться к ней.
Для взаимодействия экологического и нравственного воспитания уроки ОБЖ и другие естественнонаучные дисциплины должны сформировать человека с большим запасом экологических знаний и экологической и культуры. Для этого учащихся необходимо вооружить экологическими знаниями, убеждениями, положительной линией поведения и действиями. Мотивацией должны выступать эколого-нравственные ценности.
Важнейшая характеристика сознания человека - целеполагающая деятельность, проявляющаяся в мотивированных волевых решениях. На заре цивилизации человек свой деятельностью выделился и отделился от природы. Впоследствии, противопоставив себя окружающему миру, он получил способность к самопознанию, обратив свою деятельность не только на изучение природы,
но и на исследование самого себя. Это отражается в природопользовательской деятельности, проявляющейся в положительных или отрицательных результатах, определяющихся экологической нравственностью.
Г. Песталоцци в работе «Лингард и Гертруда» считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Ступени школьного образования, возрастные особенности школьников, его окружение в школе и дома, а также окружающая их природа определяет характер определяющихся отношений учащихся к природной среде.
Для формирования эколого-нравственной культуры необходимо совершенствовать содержание учебных программ по естественнонаучным дисциплинам в школе. Также необходимы современные учебники, учебные пособия, особенно, отражающие региональные, местные эколого-нравственные проблемы. Ныне действующие программы и учебники по естественнонаучным, гуманитарным дисциплинам также имеют возможности для осуществления эколого-нравственного воспитания школьников, но в практической деятельности они реализованы недостаточно. Для школы очень важно заниматься внеурочной деятельностью по эколого-нравственному воспитанию, а также необходима общенаучная, познавательная, трудовая, опытническая, краеведческая работа. В учебных заведениях нужны спецкурсы, факультативы эколого-нравственного содержания. В опытно-практическую работу более активно привлекать учащихся. Это может быть исследовательская, природоохранная деятельность, а также работа в экологических клубах, кружках, экологических лагерях.
Обучение на уроках ОБЖ и других естественнонаучных дисциплинах самый верный путь к приобщению учащихся к нравственным знаниям. Когда учащиеся ходят в туристические походы, ездят на экскурсии у них происходит знакомство с окружающей средой и накопление нравственных знаний. Используя на уроках такие формы работы, как рассказ, этическая беседа и другие, учитель обобщает знания о нравственных нормах, полученные учащимися в процессе учёбы и их собственные жизненные наблюдения.
Особое значение для экологического и нравственного воспитания школьников в процессе обучения на уроках ОБЖ имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. И в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно. Для этого на уроке необходимо познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках других естественно научных дисциплин, но особенно на уроках ОБЖ в процессе практических занятий и внеклассной работе.
Для успешного нравственного и экологического развития школьников учитель на уроках ОБЖ должен создать благоприятный эмоциональный климат в коллективе [8].
Экологическое воспитание входит в состав нравственного воспитания. Под экологическим воспитанием предполагается понимать целостность экологического сознания и поведения человека, существующего в гармонии с природой. Запас знаний по экологии и экологические взгляды оказывают влияние на формирование экологической сознательности. На уроках безопасности жизнедеятельности, окружающего мира, природоведения, ботаники, биологии формируются экологические представления.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологического осмысления и понимания. Для этого необходимо, чтобы человек осознал своё место и свою роль на планете Земле. В наше время в результате технического прогресса, роста населения и урбанизации, человек потерял себя в окружающем мире и перестал ощущать себя в единении с природой. Для решения экологических проблем необходим компетентный подход, который должен включать в себя природные, технические и общественные науки [9].
Выработка ценностных ориентаций на уроках ОБЖ способствует выполнение школьниками практических работ, которые необходимо оценивать. Для того чтобы экологическое воспитание было эффективным, необходимо выполнять работы на местности для того, чтобы оценить, как человек воздействует на природную среду. В результате у учащихся складывается привычка, верно, регулировать свое поведение в природе, а также действия своих одноклассников, избрать такую траекторию поведения, которая соответствует законам природы и общества. В зависимости от того, как учащиеся ведут себя в природе, соблюдают ли они правила поведения во время экскурсий, туристических походов говорит о том, на какой стадии формирования находится их нравственность.
Значительную роль в экологическом воспитании играет и эстетическое воспитание. Огромную лепту в экологическое воспитание вносят естественно научные дисциплины и уроки ОБЖ. «На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и т.д.), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды» [8].
Дисциплины естественнонаучного цикла и уроки ОБЖ обладают огромными возможностями для экологического воспитания школьников. Основная роль в осуществлении и подготовке экологически знающих школьников, а в дальнейшем населения страны, отводится учителю и его творчеству.
Воспитание является целенаправленным процессом и итогом созревания личности под руководством учителя и в результате постоянных занятий и воспитания. Обучение - это процесс взаимных действий учителя и учащегося, в результате чего происходит воспитание человека. Так как на уроке решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому именно урок, обладает огромными потенциальными возможностями для воспитания у детей нового, гуманного взгляда на отношение человека к природе.
На уроках естественно - научного цикла и уроках ОБЖ необходимо формировать экологическое сознание. Правила и нормы экологического поведения должны стать убеждениями для экологически воспитанного человека. Для того чтобы экологическое воспитание не было необоснованным, школьникам нужно знать какой ущерб природе причиняют те или иные действия человека. Если человек является экологически воспитанной личностью, то он вырабатывает свой взгляд на эти действия и принимает решение об их правомерности. На уроках ОБЖ анализируются отношения между живой природой и её компонентами и деятельностью человека, на доступном для учеников уровне. Только изучив данные связи и отношения ученики, познают окружающий мир и влияние на него человека. В результате усвоения экологических связей происходит развитие логического мышления, памяти, воображения и речи.
Учитель постоянно увеличивает заинтересованность учащихся к урокам ОБЖ через раскрытие экологических связей. Если же использовать только описательные методы при изучении ОБЖ интерес у учащихся постепенно снижается. Использование учителем на уроке кроссвордов, занимательных фактов, загадок, пословиц и т.д., при неизменности теоретического материала не решит проблему. Если же при изучении ОБЖ раскрываются разнообразные и сложные связи, существующие при взаимодействии человека с природой, теоретический уровень материала изучается на более высоком уровне, а задачи познавательного характера, становятся более трудными, и это помогает повышать интерес к предмету.
Очень важно раскрыть связи между человеком и природой. Человек должен рассматриваться, как часть природы, так как он неразрывно с ней связан, несмотря на то, что влияние человека на природу может быть и негативным (загрязнение воздуха, воды, истребление животных, растений и многое другое). Природа играет многообразную роль в материальной и духовной жизни людей. Это проявляется во взаимосвязи между человеком и природой. Положительное воздействие человека на природу, проявляется в охране природы. Необходимо соразмерить свою жизнь с природными потенциалами [3].
На любом уроке ОБЖ должен использоваться материал об экологических связях. Он должен быть непременным элементом содержания. На уроках ОБЖ ученики, приобретая определенный запас знаний, овладевают нормами и правилами экологического поведения в природе. В результате экологического образования вырабатывается ответственное отношение к природе. Если не будут учитываться обстоятельства экологического воспитания, то нормы и правила поведения не будут освоены.
Экологическое воспитание учащихся должно проводиться систематизировано, с использованием краеведческого материала своего края, учитывая преемственность в обучении, с постепенным усложнением и углублением некоторых элементов.
Учитель ОБЖ должен вовлекать школьников в несложные полезные занятия по защите природных ресурсов. Это могут быть: озеленение школы, уборка мусора в сквере, ухаживание за цветами, уборка сухостоя в роще, если она находится рядом со школой, сбор плодов и семян, шефство над памятниками природы при изучении родного края и другое.
Правила и нормы поведения в природе должны быть осознанны и осмысленны каждым учеником. Воспитание, основанное на выявлении определённых экологических отношений, поможет ученикам овладеть этими убеждениями.
Для того, чтобы улучшить отношения между природой и человеком необходимо организовать обучение и воспитание через организацию взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся [6].
Из социальной значимости экологического воспитания вытекает его содержание, которое включает в себя систему норм и правил. Система ценностей отталкивается из уяснения уникальности и ценности природы. Характеризуя природу, необходимо указывать на её многостороннюю значимость для людей.
Учащиеся в различной деятельности усваивают содержание экологического воспитания. Познавательная деятельность учащихся стимулируется разными формами организации учебного процесса. Самостоятельная работа с разнообразными источниками информации позволяет накапливать теоретический материал, раскрывать суть вопроса. Игры на уроках ОБЖ развивают опыт
принятия рациональных решений, развивает творческие способности, вносят огромный вклад в изучение и защиту природы родного края, пропагандирует новые идеи.
На первых этапах необходимо проанализировать сложившиеся у школьников экологические ценности, интересы и потребности и направить их в нужное русло. Далее, используя опыт учащихся и при помощи наблюдений и природоохранной работы, учитель ОБЖ должен пробудить эмоциональные реакции учащихся. То есть стремиться воспитать у них собственный взгляд к проблеме при помощи представлений, фактов, цифр, в ходе рассказа, объяснения, беседы.
Формируя экологическую проблему необходимо стимулировать самостоятельность на уроке ОБЖ при организации работы с учащимися. Упражнения должны быть использованы так, чтобы выявить противоречия во взаимодействии общества и природы. Необходимо сформулировать проблему и то, каким путём её решить с учетом теоретического построения изучаемой дисциплины. Для стимуляции учебной деятельности необходимо использовать дискуссии. Это способствует проявлению личного отношения школьников к проблемам, а также к необходимости искать возможности для их решения. При знакомстве с региональными экологическими условиями нужно учитывать мнение учащихся и поощрять их самостоятельность [10].
Для воспитания у учащихся абстрактного мышления на уроках можно использовать эко-схемы. На начальном этапе взаимосвязь, изображенная в виде схемы, может вводиться в виде динамического рисунка.
На уроках ОБЖ необходимо учить ответственному отношению к природе. Для этого нужно понимать законы природы, придерживаться моральных и правовых принципов природопользования. Также надо проводить активную созидательную деятельность по изучению и охране среды, пропагандировать идеи правильного природопользования, бороться с тем, что плохо влияет на природу. Для того, чтобы усовершенствовать связи между людьми и природой необходимы определённые условия обучения и воспитания. Это может быть организация научной, моральной, юридической, эстетической и практической работы школьников.
На уроках учитель ОБЖ может использовать рассказ, для того, чтобы теоретически обосновать слаженное воздействие человека и природы. Учитывая факторы различного уровня (глобального, регионального, локального) он позволяет изобразить научные основы защиты природы. Познавательная деятельность на уроках стимулирует работу учащихся. В результате использования моделирования экологических ситуаций нравственного выбора, обобщается опыт, принимаются решения, делается заключение, формируются ценностные ориентации, развивается заинтересованность учащихся, и реализовываются их потребности. Используя творческие средства (рассказы, стихи, кроссворды, рисунки и т.п.) учитель делает уроки ОБЖ более деятельными и активизирует у детей потребность в проявлении эстетических ощущений и волнений. Это особенно важно вырабатывания доводов для исследования и охраны природы.
Проведение количественных экспериментов на уроках ОБЖ делает возможным воспитывать элементы экологического знания. Экологические знания необходимы для практической работы учащихся по охране природы [5]. Это могут быть различные опыты по измерению длины, ширины, расстояния, времени, которые характеризуют экологические явления. А также опыты, которые иллюстрируют количественное выражение экологических закономерностей, например, веса, и т.п.
Экологическая культура охватывает экологические знания и интерес к ним, а также нравственно-эстетические чувства и волнения, которые порождает в человеке природа. Учителю ОБЖ необходимо знать, как правильно осуществить деятельность по охране природы. Если ученик осознанно подключается к экологическим занятиям, то значит, у него развита экологическая культура [4].
В современном мире возросла связь природы и человека, поэтому необходимо рассматривать и положительное и отрицательное воздействие на природу социума. В прошлом состояние природы не зависело от того, насколько человек культурен и нравственен.
Поэтому экологическая культура рассматривается в зависимости от того, как человек относится к природе и как он ощущает себя в мире. На сегодняшний день именно по состоянию экологической культуры человека можно судить о существовании нынешнего общества [2].
На уроках ОБЖ при работе с учащимися применяются необходимые доводы по охране природы, соответствующие их возрасту. Большое значение имеет воспитание гуманистических аргументов, которые развивают доброту и заботу о живых существах. Особое значение имеют патриотические аргументы, то есть любовь к Родине основывается на любви к природе.
Уроки ОБЖ вырабатывают у школьников основы поведения в природе, учат осознанно принимать решения, воспитывают убеждения разумно использовать природные богатства. Во время проведения экскурсий и при проведении практических работ на уроках ОБЖ в различных формах организуется деятельность по охране природы. Это может быть защита деревьев и посадка саженцев, охрана водоёмов, очистка территории школы и профилактика ее загрязнения. Учитель ОБЖ должен научить учеников правильно вести себя в природе, заботиться о её сохранности, уяс-
нить важные экологические взаимосвязи, научить предугадывать результаты влияния людей на природу, знать экологические проблемы и в дальнейшем знать, как их решать [6].
Человек является экологически воспитанным, если он обладает экологическими знаниями, умениями, навыками и привычками. На уроках ОБЖ необходимо воспитать интеллектуальные, нравственные и эстетические качества. Ученики должны любить природу, по доброму, с чувством сострадания относиться ко всему живому, быть прилежными и бережливыми при пользовании природными богатствами. Уметь переживать при наблюдении за явлениями природы, реагировать на её красоту, эмоционально выражать свои чувства при любовании природой [3].
В настоящее время в обучении прочное место заняли темы с использованием межпредметных связей. Они способствуют развитию у учащихся гуманитарно-экологического мышления, восприятию ими целостной картины мира и нравственно-эстетическому воспитанию школьников. Используя межпредметную связь, учитель может подготовить учащихся к восприятию новых понятий о природе и человеке, закрепить ранее изученное, дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различия.
На уроках и внеурочных занятиях необходимо использовать пример и поощрение. Учитель на личном примере учит ориентироваться и активно влиять на окружающий мир, отвечать за свои поступки, быть пытливыми и независимыми, любящими природу и осознающими свою роль в обществе.
Если всё вышеизложенное будет использоваться на уроках ОБЖ и учитываться готовность учеников к совместной работе и природные условия данной местности, то можно воспитать экологически грамотных школьников.
Курс ОБЖ имеет большое значение в экологическом воспитании школьников и в формировании их общей культуры, так как сами уроки по своему содержанию и методам обучения обладают значительным воспитательным потенциалом.
Межпредметные связи позволяют изучать похожие темы в разных учебных предметах, углубить изучение материала не затрачивая лишнее время, побуждая учащихся применять знания в повседневной жизни.
На уроках ОБЖ необходимо развивать систему умственных и практических способностей по изучению, мониторингу состояния окружающей среды своего края и её улучшению, вырабатывать потребность вести активную деятельность по охране окружающей среды, а также интеллектуальные способности, например, анализировать экологические ситуации. Научить детей эмоционально относиться к природе как к всемирному достоянию. Надо быть ответственным в поступках, вырабатывать волю и упорство.
Однако проблема формирования нравственно-экологической культуры возможностями учебного предмета ОБЖ нуждается в дальнейшей разработке [10]. В процессе нравственно-экологического образования и воспитания необходимо учитывать новые программы, государственный стандарт базового образования, сочетать различные формы и виды работы. Значение предмета ОБЖ в формировании нравственно-экологической культуры школьников можно представить через взаимосвязь региональных, национальных и глобальных подходов, которые отражают экологические проблемы современности [11].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Астарханова, Н. Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Р. Астарханова. - Махачкала, 2004. - 20 с.
2. Гирусов, Э. В. Экология и культура / Э. В. Гирусов, И. Ю. Широкова. - М., 2009. - 196 с.
3. Дежникова, Н. С. Воспитание экологической культуры детей и подростков: учеб. пособие / Н. С. Дежни-кова, Л. Ю. Иванова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 64 с.
4. Захлебный, А. Н. О формах организации экологического образования и воспитания школьников // Биология в школе. - 2007. - № 3. - С. 67-69.
5. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении / И. Д. Зверев. - М., 2000. - С. 19-25.
6. Иоганзен, Б. Г. К постановке экологического обучения и воспитания в средней школе // Проблемы экологического образования в школе. - М., 2009. - 136 с.
7. Литвинова, Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы / Л. С. Литвинова, О. С. Жиренко. - М.: ВАКО, 2005. - С. 23-25.
8. Литвинова, Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы / Л. С. Литвинова, О. С. Жиренко. - М.: ВАКО, 2005. - С. 12.
9. Мамедов, Н. М. Концепция устойчивого развития и экологическое образование // Экология и география: проблемы подготовки учителя: тез. докл. Регион. конф. пед. вузов Москвы. - М.: ТЭКОЦентр, 2005. -С. 24-28.
10. Теория и методика обучения ОБЖ в школе: учеб. пособие / сост. Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - 268 с.
11.О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)» Постановление правительства РФ от 7.12.2001 г. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.eco-mnepu.narod.ru/zakon/PP01-12-07--N860.pdf