Регионы
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В 2020 г.:
ПОДДЕРЖКА ФЕДЕРАЦИЕЙ И АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА
А. Н. ДЕРЮГИН
Бюджетная политика Федерации в отношении регионов в 2020 г. носила ярко выраженный контрциклический характер, направленный на приоритетную поддержку наименее обеспеченных субъектов РФ. Это позволило компенсировать снижение собственных налоговых и неналоговых доходов и обеспечить проведение на региональном уровне антикризисных мероприятий, направленных на укрепление системы здравоохранения, поддержку экономики и социальной сферы.
Собственные налоговые и неналоговые доходы регионов сократились за год всего на 1,8% - неплохой результат по сравнению с кризисами 2009 и 2014—2015 гг., что произошло во многом благодаря восстановлению поступлений во втором полугодии 2020 г.
Достижение рекордного объема государственного долга регионов в объеме 2,5 трлн руб. к концу 2020 г. не представляет серьезной угрозы для их бюджетной устойчивости ввиду сохранения относительно невысокой долговой нагрузки.
Ключевые слова, бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы бюджетов регионов, государственный долг регионов, бюджетные кредиты, кризис. JEL Н61, Н62, Н63, Н71.
Доходы
Несмотря на кризис, сопровождаемый введением большого количества мер, ограничивающих экономическую активность хозяйствующих субъектов, отменой или отсрочкой части налоговых платежей и итоговым снижением реального ВВП на 3,6%, доходы консолидированных бюджетов регионов за 2020 г. выросли на 9,8%, что близко к средним темпам их роста за период 2016-2020 гг. (9,9%) и существенно превышает уровень инфляции1. В результате объем указанных доходов на конец 2020 г. достиг 14,9 трлн руб. (рост на 104,7%), что лишь немногим уступает среднему показателю за последние пять лет (105,7%). В кризисные периоды обычно наблюдается иная динамика - например, в 2009 г. реальный объем доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (с учетом корректировки на ИПЦ) сократился на 12,1%, а в 2014 и 2015 гг. - на 2 и 7,4% соответственно.
Тем не менее пандемический кризис отразился на основных параметрах региональных и местных бюджетов. Одним из них являются собственные налоговые и неналоговые доходы региональных и местных бюджетов, которые сократились за год на 1,8% в номинальном выражении и на 6,4% - в реальном. Общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ был обеспечен за счет трансфертов из федерального бюджета, прирост которых составил 54% (3,8 трлн руб.). Высокие темпы роста демонстрировали все виды межбюджетных трансфертов: дотации (41,3%), субсидии (81,6%), субвенции (52,9%) и иные межбюджетные трансферты (48,5%).
Особо можно выделить пакет нецелевой финансовой помощи в размере 300 млрд руб., который превысил сокращение налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов (194,4 млрд руб.).
Дерюгин Александр Николаевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Москва), е-таН: [email protected]
1 Индекс потребительских цен за 2020 г. (декабрь 2020 г. к декабрю 2019 г.) составил 104,9%.
Сокращение собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов по итогам 2020 г. можно признать относительно неплохим результатом после того, как эти показатели в апреле и мае 2020 г. уменьшились на 29,3 и 19,8% соответственно. Именно во втором полугодии 2020 г., несмотря на более высокий уровень заболеваемости СОУЮ-19, прирост налоговых и неналоговых доходов по отношению к соответствующему периоду предыдущего года составил 3,2%, что позволило завершить год относительно успешно. В определенной степени такому результату способствовало исполнение налогоплательщиками своих налоговых обязательств, перенесенных с первого полугодия.
Из крупных доходных источников консолидированных бюджетов субъектов РФ по итогам 2020 г. в наибольшей степени сократились поступления по налогу на прибыль организаций (-12,8%), что в первую очередь затронуло регионы, в структуре экономики которых высока доля нефтегазового сектора, добычи и переработки металлов; налогу на имущество организаций (-0,9%); налогам на совокупный доход (-0,7%); неналоговым доходам (-11,7%). В то же время выросли поступления по НДФЛ (7,5%, что произошло при 15%-ном росте расходов региональных и местных бюджетов на оплату труда) и акцизам (5,6%).
Кризис 2020 г. привел к некоторому сокращению дифференциации уровня бюджетной обеспеченности регионов: впервые за последние четыре года темпы роста налоговых и неналоговых доходов наименее обеспеченных регионов (31 субъект РФ с уровнем бюджетной обеспеченности2 менее 0,6 в 2019 г.) превысил соответствующие показатели более обеспеченных. На уменьшение уровня дифференциации указывает и отрицательный коэффициент корреляции (-0,4) между темпами роста налоговых и неналоговых доходов за 2020 г. и уровнем расчетной бюджетной обеспечен-
ности регионов. В свою очередь, преимущественное предоставление дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета менее обеспеченным регионам привело к еще большему уменьшению дифференциации регионов (коэффициент корреляции между уровнем бюджетной обеспеченности регионов и темпами прироста доходов их консолидированных бюджетов оказался равен -0,63).
Сокращение доходов консолидированных бюджетов в 2020 г. было зафиксировано только у пяти субъектов РФ, четыре из которых (Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская и Сахалинская области) относятся к числу высокообеспеченных, а сокращение доходов у Чукотского автономного округа (-4,1%) на фоне бурного их роста в
2019 г. на 56,2% выглядит несущественной коррекцией.
Расходы
Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2020 г. выросли на 14,8%, превысив не только уровень инфляции, но и темпы роста доходов, и составили 15,6 трлн руб., что свидетельствует о проведении регионами активной антикризисной бюджетной политики. Во втором полугодии темпы прироста расходов существенно замедлились по сравнению с первым полугодием - 12,0% против 18,9%, что объясняется завершением реализации ряда антикризисных мероприятий.
В расходной структуре можно отметить уменьшение доли расходов по всем разделам, за исключением здравоохранения (рост с 8,6% в 2019 г. до 12,9% в 2020 г.) и социальной политики (с 19,8 до 21,3%), что связано с реализацией антикризисных мер. Особенно стоит отметить рост расходов по статье «Охрана семьи и детства» - с 0,87% в 2011 г. до 4,8% в
2020 г., а также достижение в 2020 г. минимальных (за период с 2011 г.) значений доли
2 Уровень бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется в соответствии с методологией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ».
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В 2020 г.: ПОДДЕРЖКА ФЕДЕРАЦИИ И АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА
расходов на общегосударственные вопросы (6% при среднем за период показателе 6,2%), сельское хозяйство и рыболовство (1,7% при среднем значении 2,7%), ЖКХ (8,5% при среднем значении 10%) и общее образование (11,5% при среднем значении 13,4%).
Рост расходов наблюдался в 83 регионах, и только у Сахалинской области и Чукотского автономного округа они сократились (-1,7 и -11,4% соответственно). В обоих случаях это можно объяснить коррекцией после резкого роста расходов в 2019 г - на 23,4 и 57,1% по указанным субъектам РФ соответственно.
Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг
Несмотря на усилия федерального центра по предоставлению регионам дополнительной финансовой помощи в 2020 г., опережающий рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ привел к рекордному уровню бюджетного дефицита в размере 0,68 трлн руб., что составляет в реальном выражении 0,63% ВВП и по данному показателю является третьим по величине значением с 2000 г., уступая лишь 2009 и 2013 гг. Государственный долг регионов также достиг рекордной отметки в 2,5 трлн руб.
Нам представляется, что рост дефицита региональных бюджетов и их государственного долга не ставит под угрозу устойчивость региональных бюджетов.
Во-первых, динамика параметров сбалансированности консолидированных бюджетов регионов существенно изменилась уже во втором полугодии 2020 г., когда рост расходов и собственных налоговых и неналоговых доходов составил соответственно 12,0 и 3,2% после 19,0 и -7,2% - в первом. При этом в четвертом квартале 2020 г. эта разница была еще меньше: 10,2 и 6,9%, что дает надежду на продолжение данной тенденции.
Во-вторых, несмотря на рекордный уровень государственного долга регионов к концу 2020 г., их долговая нагрузка (27,3%3) еще крайне далека от пиковых значений (36,5% на конец 2015 г.).
В-третьих, усилия федерального центра в части финансовой поддержки субъектов РФ, хотя и не предотвратили роста регионального долга, тем не менее смогли ограничить его скачок: если в периоды 2008-2010 и 2013-2014 гг. ежегодный прирост государственного долга составлял 20,3-48,2%, то в 2020 г. он был скромнее - 18,1%.
Кроме того, если в прошлые кризисы высокие темпы роста долга и долговой нагрузки наблюдались у наименее обеспеченных регионов, что впоследствии требовало от Федерации дополнительных мер по снижению их долговой нагрузки, то в 2020 г., напротив, финансовая помощь со стороны Федерации позволила им сохранить долговую нагрузку практически на неизменном уровне. ■
3 Долговая нагрузка региона определяется как отношение объема его государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов его бюджета за соответствующий год.
Regions' Budgets in 2020: Support by the Russian Federation and Anti-Crisis Policy
Alexander N. Deryugin — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Researcher of the Gaidar Institute for Economic Policy (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
In 2020, the budget policy of the Russian Federation regarding regions had a strongly pronounced countercyclical nature aimed at immediate support of the worst-off subjects. This measure allowed to offset declining tax and non-tax revenues and ensure implementation of regional anti-crisis measures intended to strengthen the public health system, support of the economy and the social sphere.
Proper tax and non-tax regions' revenues contracted by merely 1.8%, which is a good result against the 2009 and 2014—2015 crises and was mainly due to a rebound in tax receipts in H2 2020.
The all-time high public regional debt amounting to Rb2.5 trillion at the end of 2020 does not pose a serious threat for their budget stability owing to a relatively low debt burden.
Key words: regional budgets, revenues of the regional budgets, expenditure of the regional budgets, regional public debt, budget loans, crisis. JEL-codes: H61, H62, H63, H71.