Научная статья на тему 'Региональные аспекты развития мебельной промышленности информирования российского рынка мебели'

Региональные аспекты развития мебельной промышленности информирования российского рынка мебели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
824
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕБЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ МЕБЕЛИ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухоруков Алексей Васильевич

Целью статьи является обоснование направлений развития предприятий мебельной промышленности на основе систематизации и оценки факторов, стимулирующих новое качество экономического роста в отрасли, выявленных особенностях региональных рынков мебельной продукции.На основе статистических данных выявлена степень влияния внешних факторов на размещение и развитие предприятий мебельной промышленности, дана бальная оценка регионам Российской Федерации по степени использования развития в них мебельной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты развития мебельной промышленности информирования российского рынка мебели»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА МЕБЕЛИ

REGIONAL ASPECTS OF FURNITURE INDUSTRY DEVELOPMENT AND FORMATION OF THE RUSSIAN MARKET OF FURNITURE

Сухоруков Алексей Васильевич

к.э.н., доцент кафедры «Прикладная экономика и инновационное управление» Саратовского государственного технического университета имени Ю. А. Гагарина,

[email protected]

Sukhorukov A.V.

c.e.s., associate professor "Applied economy and innovative management" Saratov state technical university of a name Yu. A.Gagarin,

[email protected]

Аннотация

Целью статьи является обоснование направлений развития предприятий мебельной промышленности на основе систематизации и оценки факторов, стимулирующих новое качество экономического роста в отрасли, выявленных особенностях региональных рынков мебельной продукции.На основе статистических данных выявлена степень влияния внешних факторов на размещение и развитие предприятий мебельной промышленности, дана бальная оценка регионам Российской Федерации по степени использования развития в них мебельной промышленности.

Abstract

The aim of the article is to justify directions of the Furniture industry development based on the systematization and evaluation of factors that stimulate new quality of economic growth in the industry, revealing the features of the regional markets of furniture products. On the basis of statistical data the effect of external factors on the development and placement of furniture industry has been determined , and a score of regions of the Russian Federation according to the degree of the development of favorable conditions for the furniture industry.

Ключевые слова: мебельная промышленность, региональные рынки мебели, факторы развития мебельной промышленности.

Keywords: furniture industry, regional market to furniture, factors of the development to furniture industry

Важнейшая составная часть национального потребительского рынка - рынок мебельной продукции, развитие которого происходит под влиянием многих факторов. Особо значимыми и определяющими для рынка мебели являются социально-экономические условия для развития рынка мебели и уровень развития самой мебельной промышленности. В свою очередь, степень развития мебельной промышленности напрямую зависит от:

- объемов производства мебели в стране;

-эффективности функционирования лесопромышленного, машиностроительного и станкостроительного комплексов,

-ростаплатёжеспособного спроса населения;

-роста объемов жилищного строительства и объектов производственной, образовательной и социально-производственной сфер;

-импортно-экспортной и налоговой политик государства;

-уровня и динамикой цен на мировом рынке;

- места, занимаемого Россией в международном разделении труда в мебельном бизнесе.

Особенность формирования отечественного рынка мебели заключается в том, что до начала рыночных преобразований основные усилия производителей были направлены на удовлетворение ажиотажного спроса на мебель, который поддерживался высокими темпами жилищного строительства и значительной свободной массой денежных средств. До начала реформ в условиях тотального дефицита всех потребительских товаров и большого спроса на мебель отечественные производители выпускали продукцию низкого качества и дизайна. К концу 80-х годов предприятия мебельной промышленности устарели не только физически, но и морально. В связи с низким качеством мебели, резким падением доходов населения и давлением импорта производство мебели в стране к началу 2000 гг. по сравнению с 1990 г. сократилось почти в три раза и только с 2000 г. прослеживается тенденция его роста.

Оценивая производство мебели по округам РФ можно выделить несколько регионов, на которые приходится наибольшие объемы производства мебели(табл.1).

Абсолютным лидером по производству мебели среди округов России в течение последних тринадцати лет является Центральный федеральный округ(38,2%).

Таблица 1

Объёмы производства мебели в 2000-2013 гг. по федеральным округам (млрд. руб.)

Наименование округов 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2013 к 2000, %

Российская Федерация, млрд. руб. 18,5 49,7 89,5 107,2 123,8 124,9 в 6,7 раза

В том числе по округам,%

Центральный 49,0 42,8 39,2 38,3 40,1 38,2 77,9

Северо-Западный 13,0 10,4 10,6 11,3 10,5 10,4 80,0

Южный 8,0 11,0 9,1 7,7 7,1 6,9 86,2

Северо-Кавказский - - 2,0 2,2 1,9 2,0

Приволжский 18,0 20,3 25,8 26,9 26,6 29,5 163,9

Уральский 8,0 7,8 4,4 4,2 4,2 3,8 47,5

Сибирский 3,0 5,0 6,6 6,8 6,7 6,8 226,7

Дальневосточный 1,0 2,2 2,1 2,1 2,3 2,3 230,0

В.т.ч. города

Москва 7,9 5,8 5,6 5,3 5,0 2,8 35,4

Санкт-Петербург 2,8 2,2 1,6 1,7 1,7 2,0 71,4

Второе место по объему производства мебели занимает Приволжский федеральный округ(29,5%). Если в 2000 - 2005 годах Южный федеральный округ уверенно занимал третье место в стране по объемам выпуска мебели после Центрального и Приволжского округов, то затем регион переместился на четвертое место, пропустив вперед СевероЗападный округ. Доля Южного региона в общем объеме производства мебели по России сегодня составляет 6,9%. Здесь надо учитывать, что в январе 2010 года из его состава был выделен Северо-Кавказский федеральный округ. На протяжении всего анализируемого периода две столицы - Москва и Санкт-Петербург остаются значимыми производителями мебели. Однако здесь наблюдается тенденция резкого снижения объемов производства. Так в Москве оно снизилось за 13лет на 64,6%, в Санкт-Петербурге - на 28,6%.

Следует отметить, что производство мебели в целомпо стране в стоимостном выражении выросло в 6,7 раза, а потребление мебели показало еще более высокие темпы роста, особенно с 2004-го по 2008 годы, что свидетельствует о росте импорта. Характерным является постоянное опережающее развитие производства кухонной мебели (прирост объемов её производства составляет почти 7%). При этом прослеживается тенденция сокращения производства офисной мебели, что является определённым индикатором, характеризующим снижение темпов роста развития производственной и социальной сфер, а также перспектив данного сектора мебельного рынка.

Обращает на себя внимание разновременность выхода из кризиса отдельных регионов. Так, если в 2011 году наилучшие темпы демонстрировали Южный, Сибирский и

Приволжский округа, то в 2013-м в лидерах оказались Центральный и Дальневосточный округа, где рост производства превысил 20%. При этом надо отдельно рассматривать различные сегменты мебельного производства: например, в производстве и продажах мебели класса выше среднего и сегменте премиум наблюдался определённый рост, в то время как в сегменте эконом-класса - вялое движение с небольшим процентом прироста. Больше всего пострадал средний ценовой сегмент.

Сравнительно низкий уровень безработицы, рост доходов населения, государственные расходы, направленные на поддержку бюджетников, развитие потребительского кредитования и жилищного строительства стали благоприятными факторами, сформировавшими позитивный экономический фон для мебельных предприятий в течение анализируемого нами периода. Высокие цены на нефть подстегнули экономический рост в 2011-2012 годах. Среднедушевой доход, упавший до 536 долл. в 2009 году, вырос до 733 долл. в 2012-м. При этом инфляционные темпы в стране, по официальным данным, с 2009 года планомерно снижались и в 2012-м достигли самого низкого уровня за последние два десятилетия. В результате среднедушевые расходы россиян на мебель выросли, однако темпы такого роста всё ещё остаются сравнительно низкими. Десять лет назад российский потребитель в среднем тратил на мебель менее 5% от того, что тратили потребители в странах с высоким среднедушевым доходом. В 2008 году эта доля уже достигла 20%, а по результатам 2012-го — 30%. Эксперты ожидают стабильного увеличения этого показателя в среднесрочной перспективе благодаря растущему уровню жизни населения, прогнозируя укрепление позиции России на мировом рынке.Так, согласно данным миланского Центра промышленных исследований CSIL, год назад Россия вышла на 15-е место в рейтинге мировых производителей мебели, а по ёмкости рынка занимает уже 11-ю строчку (поднялась на 5 позиций вверх с 2002-го). В рейтинге мировых импортёров мебели Россия — на девятом месте (в 2002-м была на 15-м). Однако оценка годовых приростов продаж и производства мебели в России с 2000 по 2013 гг., данных об объемах импорта и экспорта, представленных в табл.2., позволяет заключить, что пока российский рынок мебельной продукции не интегрирован в мировое производство мебели.

Объем импортной мебели в 2013 году к объему производства мебели в России составляет 57%, что является явной угрозой для отечественной промышленности.

Основные характеристики мебельного рынка России с 2000 по 2013 гг.

Показатель 2000 2005 2010 2011 2012 2013

Темп роста мебельного рынка, % 139 115 126 126 117 107,2

Темп роста 140 112 111 120 115 100,9

производств мебели, %

Импорт, млн. долл. 276 783 2190 2963 3250 3569

Удельный вес 38 46 52 55 54 57

импорта, %

Экспорт млн. долл. 86 230 225 259 166 163

При этом российские производители всё больше конкурируют в нише средней ценовой категории с производителями из Китая, Польши, Прибалтики, Украины, Белоруссии, в высшей - Германии, Италии, Испании (табл.3).

Таблица 3

Основные поставщики мебели на российский рынок, 2013 год

Страна Объём, млн. долл. США Уд. вес, %

Италия 825 25

Китай 724 22

Белоруссия 336 10

Германия 322 10

Польша 197 6

Украина 175 5

Прочие 671 22

Всего 3250 100

Увеличение импорта происходит вместе со снижением его стоимости. Итогом такой тенденции стала конкуренция импортёров с российскими предприятиями мебельной промышленности не только по ассортименту, но и по цене.Таким образом, характеризуя российский мебельный рынок как большой, быстрорастущий и достаточно открытый, а российскую мебельную промышленность как совершившую значительный шаг вперёд благодаря инвестициям в техническое перевооружение, всё более активному использованию импортного оборудования, материалов и фурнитуры, следует признать, что это не помогло российским мебельщикам добиться большей конкурентоспособности на международном рынке. Отечественные мебельные предприятия по-прежнему ориентированы на удовлетворение внутреннего спроса, при этом и его удаётся насыщать лишь частично.

Поэтому сегодня как никогда необходима консолидация сил всех участников мебельного рынка по поддержке отечественной мебельной промышленности. Наряду с повышением эффективности производства предприятий, испытывающих дефицит отечественного сырья при наличии свободных производственных мощностей, стратегии реструктуризации, кроме привлечения масштабных инвестиций в повышение технического и технологического уровня, должны сводиться к созданию вертикальных снабженческих цепочек, созданию устойчивой оптово-розничной сети дистрибуции. Нужны практические мероприятия по формированию региональных сетей мебельных центров. Считаем такое предложение вполне обоснованным, так как не во всех регионах нашей страны не полностью используется, пусть и невысокий, потенциал для развития мебельной промышленности. Это доказывают результаты, проведённой нами сравнительной оценки факторов развития мебельного производства отдельных регионов. В её основе - сравнительная оценка регионов по показателям: ввода жилых домов, общеобразовательных учреждений, дошкольных учреждений, больничных организаций, численности населения, валового регионального продукта, среднедушевого дохода.

Обозначенные зависимости между вышеперечисленными факторами и развитием мебельной промышленности безусловно не вызывают сомнения, открытым остается лишь вопрос о степени влияния этих факторов на размещение и развитие предприятий мебельной промышленности. Оценить ее возможно путем проведения сравнительного бального анализа регионов России на основании статистических данных. В процессе оценки Московская область как абсолютный лидер и города Москва, Санкт-Петербург были исключены из расчёта. Затем нами были найдены удельные веса взятых для анализа показателей в итоговых общероссийских показателях. Так, например в 2012 году ввод в действие жилых домов в регионах РФ находился в интервале 3,9% (Тюменская область) до 0,02% (Магаданская область). Деление полученного диапазона на три равных по значению условных интервала (с шагом 1,3) позволило сгруппировать российские регионы по уровню ввода в действие жилых домов до 1,3 (присвоено значение 1 балл), от 1,4 до 2, 6 (присвоено значение 2 балла), более 2,6 (3 балла). Градация по уровню ввода общеобразовательных учреждений, дошкольных учреждений, больничных организаций, численности населения, валовому региональному продукту, проводилась аналогичным образом, бальная оценка регионов по величине среднедушевого дохода проводилась без расчёта удельного веса, на основе использования индекса-дефлятора относительно 2000 года. Полученные данные были сопоставлены между собой и результаты сопоставлений отражены в табл.4.

Результаты сравнительной оценки факторов развития мебельного производства отдельных

регионов России

Коли чест во балл ов Состав группы Количество регионов

2000 год 2012 год 2000 год 2012 год

До 8 балл ов Владимирская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Калининградская область, Ленинградская область, Новгородская область, Мурманская область, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Курская область, Астраханская область, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Кировская область, Пензенская область, Ульяновская область, Курганская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Томская область, Камчатский край, Приморский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ Брянская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Смоленская область, Тульская область, Республика Карелия, Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Вологодская область, Мурманская область, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Астраханская область, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Кировская область, Пензенская область, Ульяновская область, Курганская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Омская область, Томская область, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ 47 41

С 9 до 16 балл ов Белгородская область, Брянская область, Воронежская область, Липецкая область, Московская область, Республика Карелия, Краснодарский край, Волгоградская область, Ростовская область, Вологодская область, Республика Дагестан, Ставропольский край, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Нижегородская область, Оренбургская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Челябинская область, Тюменская область, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Республика Саха, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Хабаровский край Белгородская область, Владимирская область, Воронежская область, Липецкая область, Курская область, Орловская область, Рязанская область, Тамбовская область, Тверская область, Ярославская область, Архангельская область, Калининградская область, Ленинградская область, Новгородская область, Краснодарский край, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Ставропольский край, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Нижегородская область, Оренбургская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Челябинская область, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Республика Саха 32 35

Свы г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Московская область, г. Москва, г. 4 6

ше Башкортостан, Санкт-Петербург, Республика

16 Республика Татарстан Башкортостан, Республика Татарстан,

балл ов Тюменская область

Анализ полученных результатов расчёта позволил заключить, что наиболее многочисленной является группа регионов с низкими показателями развития (41 регион). Здесь одинаково низкие показатели численности населения, валового регионального продукта, среднедушевого дохода, ввода площадей жилых домов, общеобразовательных учреждений, дошкольных учреждений, больничных организаций. Положительная динамика численности населения по сравнению с 2000 годом наблюдается в Центральном (0,98%), Северо-Кавказском (0,7) Южном (0,1%) федеральных округах. При этом сохраняется существенная дифференциация в уровне доходов различных групп населения: от 48622 тыс. руб. в месяц в Москве до 10184 тыс. руб. в Республики Калмыкия. Анализ показал, что беднейшие группы населения значительную часть денежных средств тратят на покупку продовольственных товаров, а приобретение или замена старой мебели остаётся нерешаемой проблемой. Рост среднего класса может позволить сформировать стабильную категорию потребителей мебели, в том числе и в более высоких ценовых диапазонах. Увеличение денежных доходов стимулирует строительство нового жилья, что в свою очередь приводит к росту спроса и сокращению сроков эксплуатации мебели. Большинство покупок мебели осуществляется при переезде на новую квартиру, лишь 20% приобретается с целью замены старой. Средний срок эксплуатации отечественной мебели составляет около 25 лет, в то время как в развитых странах - 5-7 лет. Полученные результаты свидетельствуют о низком уровне покупательной способности населения и о значительном отложенном спросе на мебельную продукцию.

Особую озабоченность вызывают темпы строительства новых объектов социально-культурного назначения в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах. Так как дифференциация в темпах и объёмах ввода жилья существенным образом влияет на емкость региональных рынков мебели и обуславливает необходимость выхода региональных предприятий на межрегиональные рынки.

Таким образом, низкие темпы наращивания нового жилья и доходов населения являются основными факторами, сдерживающими экономический рост отрасли. Необходимо срочно принять меры направленные на преодоление негативных явлений в регионах и обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации. Эти меры должны быть связаны с созданием новых рабочих мест, повышением уровня жизни населения, ростом доходов

населения, развитием кадрового потенциала, обеспечением населения доступным и качественным жильем, созданием эффективной адресной системы поддержки социально незащищенных групп граждан.

Согласно проведённому расчёту в 35 регионах созданы относительно благоприятные условия для развития отрасли и только в 6- оптимальные. Таким образом, несмотря на некоторую (понимаемую нами) условность расчета, выявлено не только существование значительной региональной асимметрии в производстве и условиях развития мебельной промышленности на всей территории Российской Федерации, но и наличие значительного отложенного спроса на мебельную продукцию, как для населения, так и для объектов социально-культурной сферы, а значит и недоиспользованный потенциал отечественных мебельных производств. Считаем, что за ближайшие четыре -пять лет, пока будет сохраняться льготный режим, связанный со вступлением России в ВТО, отечественным предприятиям необходимо создать мощный бренд «Российская мебель», воспитать лояльных к нему потребителей и создать отечественные торговые мебельные сети, которые по своему охвату, маркетингу, технологиям работы, предлагаемому уровню сервиса будут конкурентоспособны тем зарубежным сетям, которые уже есть и появятся на ранке России. На наш взгляд, только при соблюдении этого условия российские предприятия не превратятся в производственный придаток зарубежных предприятий, исчезнув как отрасль экономики, а сохранят и смогут полноценно развиваться, оптимизируя свои бизнес.

Библиографический список

1. Жуков П. Очередная волна кризиса или отголоски удара?// Фабрика мебели.-2013.№5. С.30-33.

2. Жуков П. По пути глобальных преобразований // Фабрика мебели.2014.№3.С.28-32.

3. Мельников П. Пока выигрывают немцы // Фабрика мебели. 2013.№1.С.36-39.

4. Минаков В.Н. Курс на расширение //Фабрика мебели.2014.№1.С.44-45.

5. Промышленность России.:Стат.сб./Росстат - М: 2000-2012.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2000-2012.

7. Россия в цифрах. Краткий стат. сб. М.: Росстат, 2000-1012.

8. Россия и страны - члены Европейского союза - 2011 г./ Федеральная служба государственной статистики. 25.02.2012. URL: http://www.ru/bgd/regl/b11-65/IssWWW.exe/Stg/ 12-02.htm INSEAD.

Bibliographic list

1. The Bug P. Next wave of the crisis or echo of the blow? // Factory mebeli.-

2013. 5. S.30-33.

2. The Bug P. On way of the global transformations // Factory to furniture.

2014. 3. S.28-32.

3. The Miller P. While win the german // Factory to furniture. 2013. 1. S.36-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Minakov V.N. The Course on expansion //Factory to furniture. 2014. 1. S.44-45.

5. Industry Rossii.:STAT.SB./ROSSTAT - M: 2000-2012.

6. The Regions to Russia. Social-economic factors: Stat. sb. / Rosstat. M., 2000-2012.

7. Russiainnumeral. Shortstat. sb. M.: Rosstat, 2000-1012.

8. Russia and country - a members of the European alliance - 2011/ Federal

service of the state statistics. 25.02.2012. URL: http://www.ru/bgd/regl/b11-

65/IssWWW.exe/Stg/12-02.htm INSEAD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.