Научная статья на тему 'Мебельный рынок Приволжского федерального округа: состояние, проблемы, перспективы'

Мебельный рынок Приволжского федерального округа: состояние, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1010
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК МЕБЕЛИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА / ОСОБЕННОСТИ МЕБЕЛЬНОГО РЫНКА / ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕБЕЛЬНОГО РЫНКА / ВЛИЯНИЕ ВТО НА СТРУКТУРУ РЫНКА / ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухоруков Алексей Васильевич

В статье рассмотрены характеристики развития мебельного рынка Приволжского федерального округа, выявлены его особенности и проблемы. Акцентируется внимание на наиболее значимых целях, задачах развития мебельной промышленности. Обосновывается актуальность создания конкурентного отечественного мебельного рынка на основе производства высококачественной мебельной продукции, замещения импорта и реструктуризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мебельный рынок Приволжского федерального округа: состояние, проблемы, перспективы»

Мебельный рынок Приволжского федерального округа: состояние, проблемы,

перспективы Furniture Market in Privolzhsky Federal District: condition, problems, aspects

Сухоруков Алексей Васильевич Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина, кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладная экономика и инновационное управление. a.suhorukov2005@yandex.ru

А. V. Suhorukov

Saratovskiy state technical university of the name YU. A. Gagarina, candidate of the economic sciences, assistant professor of the pulpit applied economy and management a.suhorukov2005@yandex.ru

В статье рассмотрены характеристики развития мебельного рынка Приволжского федерального округа, выявлены его особенности и проблемы. Акцентируется внимание на наиболее значимых целях, задачах развития мебельной промышленности. Обосновывается актуальность создания конкурентного отечественного мебельного рынка на основе производства высококачественной мебельной продукции, замещения импорта и реструктуризации.

Particularities of the development of the Furniture Market in Privolzhsky Federal District are considered in the article, its particularities and problems are revealed there as well. The most attention is focused on the most significant purposes and the tasks of the development of the furniture industry. Urgency of the creation of the competitive furniture market is motivated on the base of the production of high-quality product.

Рынок мебели Приволжского федерального округа, особенности мебельного рынка, проблемы и противоречия мебельного рынка, влияние ВТО на структуру рынка, задачи развития, реструктуризация.

The Furniture Market in Privolzhsky Federal District, particularities of the furniture market, problems and contradictions of the furniture market, influence of the World Trade Organization (WTO) on the furniture market structure, problems of the development, restructuring.

Рынок мебели в Приволжском федеральном округе характеризуется положительной динамикой развития. В течение последних трех лет здесь наблюдается устойчивый рост объемов производства; объем выпуска мебели оценивается в 28,9 млрд. рублей, что составляет 27% от общего объема выпуска мебели в Российской Федерации. По этому показателюПриволжье занимает второе место после Центрального округа (39%), а выпуск мебели на одного жителя в регионе уже превышает среднероссийские показатели на 20%.0сновные предприятия по глубокой переработке древесины находятся в Кировской и Нижегородской областях, Пермском крае, Пензенской области, Республике Башкортостан и Удмуртской Республике.

Сегодня на окружном рынке мебели представлено болеедвух тысячкомпаний, которые применяют разные методы конкурентной борьбы. В качестве субъектов этого рынка выступают не только предприятия - производители, но и торговые предприятия. Одни привлекают новых клиентов высоким качеством отечественного или импортного производителя, другие «давят» на антураж, создавая в своих салонах целые дизайнерские ансамбли в «домашнем стиле» и привлекая тем самым посетителей, третьи - завоевывают массового покупателя низкими ценами. Основные игроки мебельного рынка в округе сформировались за последние десять лет. Причем многие известные и относительно новые, а появившиеся брэнды являются результатом длительной работы местных мебельных предприятий. Сравнивая современное состояние мебельного рынка с тем, что он представлял собой 5-10 лет назад, следует отметить, что ещё совсем недавно на нём действовали предприятия, занимающиеся исключительно перепродажей мебели от ведущих зарубежных и отечественных производителей, а сегодня множество компаний занимается её производством. Среди предприятий основными конкурентными преимуществами обладают предприятия -лидеры отрасли, работающие не только на региональном рынке. К таким предприятиям относятся те, которые имеют свое производство - федеральные «Шатура», «Эванти», «Ет£а», саратовские «Калинка Плюс», «Мария», «Мир дуба», на которые ориентируется весь мебельный рынок округа. За 9 месяцев 2013 года крупные и средние предприятия отраслиобеспечили объем производства на 11% больше чем в прошлом году. Такая динамика обеспечивается ростом объемов жилищного и офисного строительства, повышением уровня благосостояния населения округа. Кроме того, на рынке действует большое количество торговых предприятий,

предлагающих потребителям продукцию крупных российских производителей -«Шатура», «Электро-горскмебель», «Дятьково», «Миасс-Мебель» и др., что характеризует рынок как высоко конкурентный.

За годы рыночных преобразований мебельная отрасль в округе изменилась качественно иза счет реструктуризации, и технического переоснащения производств с внедрением импортного оборудования известных фирм Италии, Германии, а также российских производителей. В условиях ужесточения конкуренции предприятия активно используют различные стратегии реструктуризации для укрепления своих позиций, основными из которых являются стратегии дифференциации продукции и стратегии концентрированного роста. Стратегия дифференциации продукции реализуется посредством расширения спектра предоставляемых услуг; изготовления продукции по индивидуальным проектам, начиная от расцветки и заканчивая габаритами; разработки новых коллекций; переработки моделей, что позволяет оперативно реагировать на потребности рынка; быстрой и бесплатной доставки; бесплатного дизайн-проекта и реставрационных работ. Стратегия

концентрированного роста направлена на развитие продукта, выпуск мебели с новыми качественными характеристиками, развитие рынка, выход многих предприятий на межрегиональные и зарубежные рынки. Всё чаще местные производители мебели в формировании ассортимента стали использовать западные подходы, производя не отдельные изделия, а уже готовые интерьеры, включающие не только системный подход в подборе мебели, и расстановке предметов интерьера, но и технические решения, световое оформление, планировочные концепции пространства.

Результаты анализа деятельности таких компаний как «Мария», «Ет£а» занимающихся исключительно кухонной мебелью, «Эванти» и «Калинка» производящих мягкую мебель позволяют говорить о такой черте рынка, как четкая сегментация по направлениям. Некоторые фирмы работают на узких целевых сегментах и специализируются на дачной и приусадебной мебели; узкопрофильными также являются направления производства мебели для баров, ресторанов и салонов. Такие товары предоставляют единичные компании. К относительно свободным нишам на мебельном рынке округа относятся производство детской и офисной мебели и мебельной фурнитуры - это растущие сегменты рынка мебели, пока являющиеся аутсайдерами.

Результаты оценки цен на мебель позволили заключить, что рынок сформирован из следующих ценовых сегментов: рынка недорогой мебели- эконом-класса, рынка мебели среднего класса и сегмента мебели VIP- класса. Мебель эконом-класса - самый большой сегмент мебели, на него приходится порядка 65% всех продаж и его формируют, в первую очередь, российские, польские, турецкие, белорусские и прибалтийские производители. Как правило, мебель для этого сегмента изготавливают из недорогих материалов: пластика, не самой стойкой к истиранию мебельной ткани, кожзаменителя и плит ДСП с меламиновым покрытием. Срок эксплуатации таких изделий ограничен, но главное преимущество такой мебели -низкая цена.

Мебель среднего класса представлена скандинавской, итальянской, немецкой, российской мебелью. Каждый производитель стремится найти и подчеркнуть свой собственный стиль. Так, например, итальянские мебельщики особое внимание уделяют внешнему виду, дизайну мебели. Немецкие производители занимают лидирующие позиции по параметрам эргономичности, применению новых механизмов регулировки мебели. Финское и шведское производство мебели позиционируется как "экологически чистоте", так как при изготовлении продукции, не используется ламинат и кожзаменитель. У отечественных производителей есть удачные разработки мебели из натурального шпона, предметов интерьера в стиле хай-тек. Для производства мебели среднего ценового сегмента используется широкий спектр материалов: пластик,поливинилхлорид,алюминий,древесно-стружечная плита, древесноволокнистая плита.Главные преимущества этих материалов - долговечность, высокая износостойкость, возможность колеровки, декоративность.

Мебель из натурального материала по стоимости заметно превышает аналогичные изделия из других материалов. Наиболее часто в сегменте «премиум» используются дуб, береза, бук, хвойный брус, клен, липа, махагон, орех, падук, палисандр, розовое дерево, сапели.

Ещё одной характеристикой рынка является стремление лидеров мебельной отрасли к постоянному усилению своих рыночных позиций. При этом отчетливо прослеживается тенденция развития кооперации с зарубежными поставщиками материалов, сырья, комплектующих,фурнитура а также развитие сотрудничества в

области дизайна.Особенностью стратегии развития предприятий является расширение географических границ рынка.

Кроме того, в округе активно идут процессы интеграции участников мебельного рынка на кластерной основе. Например, на базе Соликамского целлюлознобумажного комбината в Пермском крае формируется Добрянская лесопромышленная зона; особое внимание развитию глубокой переработки древесины уделяется вКировской области; формируются кластеры лесопромышленного комплекса в Удмуртской Республике (он включает в себя территорию Глазовского и Балезинского районов, Увинский район и город Можга) и Республике Мордовия (Зубово-Теньгушевская индустриальная зона по обработке древесины: посёлок Барашево, Теньгушевский район, и посёлок Умет, Зубово-Полянский район).В то же время, на деятельность мебельных предприятий Приволжского округа оказывают негативное влияние те же факторычто и по всей России в целом, вызывая проблемы и структурные противоречия в развитии всего мебельного рынка(табл.1).

Таблица 1

Основные факторы, ограничивающие производство мебельных предприятий на _________________________________рынке__________________________________

Сдерживающие факторы развития мебельного рынка Структурные противоречия

Недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала Высокий уровень нелегального оборота древесины

Слабый контроль за использованием лесов и недостаточный объем лесохозяйственных мероприятий, слабое развитие инфраструктуры отдаленных от транспортных узлов лесных территорий Истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий

Недостаточное развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья Недостаточная инновационная активность и инвестиционная привлекательность. Не способность переработать в конкурентоспособную продукцию низкокачественную, лиственную и тонкомерную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки. Высокий уровень применения импортных материалов, фурнитуры и комплектующих в производстве мебели

Ограниченный доступ к современному оборудованию, отсутствие аналогов отечественного производства. Высокая степень износа основных фондов, распад технологических цепочек и прежней воспроизводственной базы, старение технологий с низкой интенсивностью их обновления, ориентация на западные технологии и ввоз оборудования. Использование устаревших технологий, машин и оборудования с высокой долей ручного труда и низкой производительностью. Низкое качество продукции на предприятиях Однообразие выпускаемого ассортимента бытовой мебели. Большой объем мебели из других регионов России и зарубежья

Суженный инвестиционный потенциал. Слабость банковской системы. Нестабильность национальной валюты. Неблагоприятная конъюнктура финансового рынка. Снижение оборачиваемости активов на предприятии. Ограниченные внутренние инвестиционные возможности и возможности по доступу к источникам привлеченных средств на

Существующая система взаиморасчетов с сетевыми операторами розничной торговли. приемлемых условия, к «длинным деньгам». Ограничены ресурсы на повышение квалификации персонала и внедрение систем стандартов качества.

Преобладание неблагоприятных ожиданий в экономической среде в целом, в отрасли, Неготовность ответственных лиц к принципиальным нововведениям. Преобладание линейно-функциональных и функциональных организационных структур, процесс демотивации, отсутствие стимулов в работе. Высокий уровень консерватизма сложившихся структур.

Низкая платёжеспособность населения Недостаточная емкость внутреннего рынка

Одной из причин, сдерживающих развитие отрасли в округе -низкийуровень платёжеспособности основной массы населения и как результат современные потребительские приоритеты.Поскольку мебель не является «статусным» продуктом, население предпочитает покупать дорогие и очень дорогие автомобили в кредит, увеличивая доходы банков и сокращая свои, а статья расходов «Мебель» финансируется по остаточному принципу.

Пока потребители не могут похвастаться большой платежеспособностью, а значит, при сохранении прежних темпов роста экономики в структуре этого рынка заложен большой резерв для роста. Поэтому повышение уровня жизни населения, особенно в развитых и перспективных регионах страны, должно стать приоритетом в проводимой государством экономической политики на федеральном и региональном уровнях позволит сформировать стабильную категорию потребителей широкого круга товаров и в более высоких ценовых диапазонах. Это позволит мебельным предприятиям обеспечить более высокие темпы экономического роста.Полагаем, что принятая Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социальноэкономическом развитии регионов Российской Федерации на 2002-2010 гг. и до 2015г.» позволит сгладить резкую дифференциацию развития регионов и сформировать «средний класс», рост которого будет способствовать преодолению спросовых ограничений, увеличению емкости рынка.

Ситуация на рынке ещё более усложняется из-за диспропорций, существующих на розничном рынке. Так, например, с точки зрения покупательной способности горожан, Саратов — город полярный: где большая часть населения живёт на очень скромный доход, в то же время к числу искушенных потребителей можно отнести 57% саратовского населения, о чём свидетельствует количество официально зарегистрированных миллионеров (наибольшее (после Москвы)). Как результат такой ситуации - именно высокий ценовой сегмент мебельной торговли доминирует в Саратове, а сектор «Эконом» в городе представлен слабо, бюджетному потребителю

приходится пользоваться магазинами или павильонами а-ля «рынок», случайным ассортиментом и сервисом недостаточно высокого качества. При этом независимый ритейлнаходится в зачаточном состоянии, а количество влиятельных операторов, стремящихся к большим масштабам производства и созданию сетей невелико. В городе цивилизованная торговля тяготеет к центру, а Саратовские окраины обойдены вниманием мебельщиков. Описанная ситуация на розничном мебельном рынке является типичной для большинства городов округа.

Реализация стратегий усиления позиции на рынке многих ведущих предприятий отрасли осложняется появлением в регионе множества небольших местных производителей корпусной мебели. Конкурировать с ними очень сложно. Многие из них копируют лучшие модели кустарным способом и продают по более низким ценам. Чтобы избежать копирования, компаниям необходимо отойти отценовой конкуренции и предлагать рынку более сложный продукт как по технологии, так и подизайну. Так, например, мебельные фабрики «Лотус», «Дольче Вита», «Свобода», «Красный Октябрь», начали производство более продвинутой мебели, обращаясь в основном к услугам западных дизайн-бюро, преимущественно итальянских и немецких. В итоге имея в арсенале интересные российские стилевые решения, в большинстве своём по дизайну отечественная мебель, представленная на рынке повторяет европейские наработки.При этом модельный ряд большинства предприятий на протяжении многих лет в стилевом отношении принципиально не меняется и характеризуется однообразием, отсутствием своего лица.

Поставщиками фурнитуры для мебельных фирм является лишь несколько предприятий: «Терра-Тэфи», «Ламинат-Плюс», «Арбен», «Монза», поэтому всё, что придает мебели вид (фасады, качественные облицованные плиты, фурнитуру) предприятия вынуждены закупать в Европе, российская продукция получается очень дорогой. При этом фирмам приходится самим обучать продавцов, сборщиков мебели, на это уходит время, и они не могут развивать торговые сети необходимыми темпами.

Однако, несмотря на многочисленные проблемы российских мебельщиков, согласно результатам мониторинга Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, 49% участников исследования «положительно» оценивает перспективы развития

мебельного рынка, 10% не предвидят особых изменений, а негативно настроены только 7% опрошенных. При стабильном состоянии экономического климата в округе наиболее вероятен благоприятный прогноз развития мебельной отрасли, при котором ежегодный темп роста составит порядка 9 %. Основные надежды на позитивные изменения в мебельной отрасли опрошенные связывают с повышением качества выпускаемого продукта, с ростом экономического благосостояния страны в целом, совершенствованием собственных технологических процессов. А в качестве конкурентных преимуществ, которые есть у местных производителей и могут быть использованы в борьбе с иностранными компаниями называютсяотносительно низкие транспортные расходы, относительно низкие потери от механических повреждений мебели во время перевозки, более короткие сроки изготовления мебели. Так, сроки изготовления и доставки импортной мебели один-два месяца, а отечественной - пять-десять дней. Отечественные производители мебели к тому же знают местный рынок, менталитет своего потребителя и для борьбы с западными конкурентами нашим фабрикам нужно эффективно пользоваться этими знаниями.Согласно итогам опроса не последняя роль в деятельности предприятий мебельной промышленности отводится государственной целенаправленной политике по поддержке мебельной отрасли, льготному кредитованию и налогообложению, таможенной политикой РФ, экспортной политикой производителей, контролю затеневым сектором.

Пока трудно оценить и спрогнозировать изменения структурымебельного рынка после вступления России в ВТО.Так по оценкам Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, отечественный рынок мебели составляет около 1% общемирового объема. На данный момент наша страна значительно уступает таким странам, как Китай, США, Италия, являющимся мировыми лидерами, приблизиться к ним практически нереально. К тому же надо учесть, что вхождение российского государства в ВТО увеличит потоки мебельного импорта, который и без того год от года прирастает. Так, если в 2010 году доля импортной продукции на внутреннем рынке России составляла менее 18%, то в 2013 году этот показатель увеличился до 22%.В то же время, условия работы России в ВТО дают некоторые плюсы, например, то, что через 6 лет процентная ставка на большинство комплектующих к мебели снизится в среднем на 40%. Интересным является и тот факт, чтопри этом на фоне продолжающейся импортной интервенции

начиная с 2011 года наблюдается рост производства мебели в России более чем на 12% и по прогнозам такой ежегодный рост в 2013-2015 году составит не менее 10%.

Однако считаем, что для обеспечения такого роста совершенно точно, необходимо увеличить производительность, снизить издержки и цены на мебельную продукцию, повысить интенсификацию и эффективность использования лесов, перейти на совершенно иной качественный уровень глубокой химической, механической и энергетической переработки древесного сырья, создать условия для научно-инновационного развития не только мебельного производства, но и лесного хозяйства в целом (табл.2) .

Таблица 2.

Иерархия целей и задач реструктуризации мебельной промышленности

Уровни Цели Задачи

Федеральный Обеспечить высокую эффективность развития мебельной промышленности в системе лесопромышленного комплекса страны 1.1. Решить проблему выхода мебельной промышленности на новый уровень развития; 1.2. Создать институциональную основу эффективного развития в системе народнохозяйственного комплекса страны; 1.3. Сформировать отечественный высококачественный рынок мебели с выходом на международный рынок.

Региональный Обеспечить экономический рост в мебельной промышленности с учетом перспективной научно-обоснованной специализации и диверсификации 2.1. Сформировать оптимальную структуру промышленности региона. 2.2. Достичь высокого уровня развития промышленного производства региона; 2.3. Расширить налогооблагаемую базу промышленности региона за счет ввода новых и модернизации действующих предприятий; 2.4. Обеспечить качественное воспроизводство производственного потенциала промышленности региона.

Предприятия Повысить конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность предприятий, обеспечив рост производства и стоимости бизнеса 3.1. Оптимизировать организационную и функциональную структуру и систему управления предприятием в соответствии со стратегическими целями развития; 3.2. Осуществить реинжиниринг бизнес-процессов, и главным образом, производственной и финансовой деятельности; 3.3. Обеспечить рациональное использование ресурсов предприятия; 3.4. Оптимизировать количественный и качественный состав персонала; 3.5. Сформировать эффективную маркетинговую структуру и постпродажного сервиса

Перечисленные задачи требуют незамедлительного и комплексного решения для выигрыша в борьбе против добросовестных поставщиков мебели из Восточной Европы. Считаем, что конкуренция с Китаем в его нише опасной для здоровья и очень дешевой мебели для местных производителей неактуальна, так как это проблема не производителей, а вопрос обеспечения безопасности граждан и решаться он должен на государственном уровне.

Бесспорнопри вступлении в ВТО есть вероятность того, что с рынка мебели уйдут недобросовестные производители, что, естественно, не может не радовать потребителей, которые отдадут свое предпочтение компаниям, делающим качественный продукт. Однако открытыми, очень актуальными и требующими соответствующих решений остаются вопросыо том,сможем ли мы удовлетворить потребности внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной мебельной продукции отечественного производства;снизится ли доля импортируемой продукции на внутреннем рынке;смогут ли мебельные предприятия повысить свой вкладв социально-экономическое развитие округа, создавая новые рабочие места и увеличивая свою долю в доходах бюджетов разных уровней.

Библиографический список:

1. Стратегия социально-экономического развитияПриволжского

федерального округа на период до 2020 года.Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р

2. Обзоры на сайте РБК. http://www.rbc.ru/reviews/office_mebel/chapter4-rusmebel.sht

3. Обзоры рынков Рынок мебели http:/www.aup.ru/news/2012/02/15/5820.html

The Bibliographic list:

1. The Strategy social-economic development Privolzhskogo federal neighborhood for a period of before 2020. Approved dictation Government to Russian Federation from February 7.02. 2011 165-r.

2. Reviews on put RBK.http://www.rbc.ru/reviews/office_mebel/chapter4-rusmebel.sht

3. Reviews market Market to furniture http: /www.aup.ru/news/

2012/02/15/5820.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.