ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ В МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ
С. С. МОРКОВИНА
В статье рассмотрены предпосылки формирования мебельного кластера на территории Воронежской области. Представлен механизм объединения мебельных предприятий, этапы создания и развития мебельного кластера.
Ключевые слова: мебельное производство, отраслевая кластеризация, кластер, механизм, сотрудничество, интеграция.
Мебельное производство в России является крупнейшей подотраслью деревообрабатывающей промышленности, которая, как и в дореформенный период, не теряет своего значения. Как известно, до возникновения в России рыночных отношений объем производства мебели составлял 25 % общего объема выпуска продукции ЛПК.
По данным Департамента экономики лесного комплекса Министерства экономики России в настоящее время в мебельной промышленности РФ действуют 3526 мебельных предприятий, из них 554 крупных и средних; 2696 специализированы на выпуске готовой продукции, 723 - на изготов-
У российских мебельщиков много конкурентов. Семь крупнейших развитых национальных экономик (в порядке уменьшения объемов производства мебели - США, Италия, Германия, Япония, Канада, Великобритания, Франция) в совокупности обеспечивают 47 % всего мирового производства, еще 14 % приходится на другие развитые страны.
В связи с чем интеграция отечественных производителей в мебельный кластер является обоснованным ответом на возрастающую конкуренцию в отраслевом сегменте экономики. Построение кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной особой зоны производствен-
лении и ремонте мебели, и 107 заняты непосредственно ремонтом мебели.
Исторически рынок Воронежской области насыщен крупными, средними предприятиями, которые формируют устойчивый спрос на мебельную продукцию как внутри области, так и за ее пределами. Именно на территории Воронежской области сконцентрированы крупнейшие предприятия по производству мебели - ОАО ХК «Мебель Черноземья», ОАО «Графское», Группа компаний «Ангстрем», ООО «Сомово-мебель» и другие крупные производители общим количеством 16 предприятий, а также десятки малых и средних предприятий (табл. 1).
ные бизнес-проекты в конкретной технологической области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых продуктов, а также подготовку производства этих продуктов.
Примерами удачных отраслевых кластеров в мире являются мебельные кластеры Италии. В нашей стране информация о создании мебельных кластеров имеется в Калининградской области и в Санкт-Петербурге.
Известно, что географические рамки кластера определяются возможностью непосредственного взаимодействия между предприятиями [2]. В идеальном случае это рамки одного города или груп-
Таблица 1
Состояние мебельного производства в ЦЧР
Показатели Воронежская Белгородская Курская Липецкая Тамбовская
Объем продаж мебельной продукции, млн руб., в том числе 1 597,2 239,6 224,8 32,8 427,3
Малыми предприятиями, тыс. руб. 17024,6 19795,3 11114,2 13648,3 8380,4
Средняя рентабельность деятельности по прибыли от продаж, % 24,3 18,6 12,3 16,5 9,8
пы близко расположенных городов. Развитие средств связи и транспорта делает рамки кластера более размытыми. Географическое расположение Воронежской области не позволяет ей претендовать на создание лесопромышленного кластера, опирающегося на лесозаготовку, ввиду отсутствия по известным причинам промышленной заготовки древесины в лесах. Однако для условий лесодефицитного региона, к которому относится область, актуально создание мебельного кластера, в рамках которого повышается шанс значительного роста уровня конкурентоспособности предприятий лесопромышленного сектора.
Конкурентное преимущество территории определяет набор детерминант.
Во-первых, наличие конкретных факторов (квалифицированная рабочая сила или инфраструктура, крупные производители продукции), которые нужны для конкуренции.
Во-вторых, спрос на продукцию, предлагаемую территорией.
В-третьих, наличие или отсутствие родственных и поддерживающих отраслей. И, наконец, условия, определяющие процесс создания, существования, управления компаниями и характер конкуренции на рынке. Государственная политика выступает дополнительной переменной, играя роль катализатора конкурентоспособности, и влияет на
все четыре детерминанты. Анализ возможности кластеризации области и отрасли базируется на статистических показателях, отражающих конкурентную устойчивость отрасли в регионе и потенциал кластеризации, таких как: коэффициент локализации, коэффициент душевого производства, коэффициент специализации региона на данной отрасли. По уровню локализации и концентрации предприятий мебельного производства Воронежская область лидирует в ЦЧР (табл. 2).
Таблица 2
Индексы кластеризации мебельного производства областей ЦЧР
Показатели Воро- неж- ская Белго- род- ская Кур- ская Ли- пец- кая -- я НЮо
Индекс локализации мебельного производства 9,7 5,7 3,3 2,1 3,8
Индекс концентрации деятельности 78,2 26,3 20,1 11,8 38,4
Географическая концентрация мебельных предприятий в кластере предполагает выигрыши от минимизации транспортных издержек, поэтому положительная связь между уровнем кластеризо-ванности и развитием транспортной инфраструктуры (плотностью дорог) явно прослеживается от области к области (рис. 1).
■индекс концентрации деятельности
•плотность дорожной сети
Рис. 1. Кластеризованность области и развития транспортной инфраструктуры
РезультатыИопроса руководителей трех крупных производителей мебели - ООО ПК «Ангстрем», ОАО «Графское», ООО ХК «Мебель Черноземья» - свидетельствуют, что в секторе мебельного производства выражена тенденция к сохранению состава основных поставщиков сырья и материалов в течение длительного времени: 52 % респондентов отметили, что длительность сотрудни-
* Рассчитано автором по материалам статистических ежегодников.
Рассчитано автором по результатам анкетирования руководителей предприятий.
чества с основными поставщиками составляет более пяти лет. Это объясняется, прежде всего, спецификой отрасли: многие виды оборудования, сырья и материалов производятся лишь несколькими производителями. Однако поставщики услуг и работ в области обслуживания производства, транспорта, маркетинга и подобного меняются достаточно часто. В то же время фурнитура и отделочные материалы представлены на рынке значительным числом производителей, но взаимоотношения с поставщиками у предприятий этого сектора выглядят достаточно устойчивыми
и, что также важно, географически сконцентрированными.
Известно, что не только транспортная доступность, наличие производственных мощностей позволяют сделать вывод о возможности кластеризации области, главное место в создаваемом кластере отводится высококвалифицированным кадрам.
Воронежская область обладает высоким научно-техническим потенциалом. В городе действует несколько ведущих вузов страны и сосредоточено много отраслевых НИИ, КБ, НПО. Локализация учебных учреждений, выпускники которых привлекаются к работе на мебельных предприятиях, очень высокая: более 80 % работников являются выпускниками учреждений высшего и среднего профессионального образования, расположенных в г. Воронеже и области. В то же время удовлетворенность компаний уровнем подготовки выпускников образовательных учреждений средняя: соответствие качества высшего образования потребностям компании отметили 52 % респондентов выборки.
Кластеризация мебельного производства может способствовать развитию процессов взаимодействия вузов и производителей мебели, появле-
нию базовых школ и кафедр в высших учебных заведениях, активации в работе по адаптации учебных программ к потребностям мебельного производства.
Сотрудничество с конкурентами является отличительной особенностью кластера, когда, несмотря на конкуренцию за факторы производства на рынке конечной продукции, компании находят возможности для взаимовыгодной кооперации, повышающей эффективность всех участников отношений. Заметим, что это верно только для кластера в понимании сотрудничества. На рисунке 2 представлена информация о формах сотрудничества с конкурентами, которые мебельные предприятия уже используют или готовы использовать. Гипотетически все виды кооперации рассматриваются респондентами как возможные, включая обмен информацией о технологии производства и совместное использование результатов НИОКР. На практике, однако, всестороннее сотрудничество отсутствует, доминирует фактор конкуренции, при этом взаимодействие ограничивается обменом информацией о состоянии спроса и сотрудничеством с целью разработки предложений по совершенствованию экономической политики.
Обмен информацией о технологиях
Обмен информацией о рынке
Кооперация в отдельных бизнес-процессах
Совместное повышение квалификации
Совместное использование активов
Совместное использование НИОКР
□ Мебель черноземья
30 40
□Ангстрем
Рис. 2. Формы сотрудничества с конкурентами, которые предприятия используют или готовы использовать
0
Отношение к совместному использованию результатов НИОКР в мебельном производстве скорее отрицательное, невысок интерес и к обмену применяемыми технологиями.
Оценивая взаимодействие внутри мебельного кластера, респонденты мебельного производства отмечают важность сотрудничества с покупателями и поставщиками, а также с федеральными органами власти. Иными словами, повышение конкурентоспособности рассматривается ими как результат целенаправленной государственной по-
* Рассчитано автором по результатам анкетирования руководителей предприятий
литики, причем скорее федеральной, чем региональной. Для поддержки инновационного бизнеса в регионе сложилась целая система взаимодействующих общественных и полукоммерческих организаций с определенным разделением функций между ними.
Считаем, что для создания мебельного кластера в рамках Воронежской области сложились следующие предпосылки:
1) ключевые производственные мебельные предприятия;
2) сеть коммерческих организаций, выполняющих функции поставщиков сырья, поставщиков запчастей и прочих материалов, технологиче-
ского оборудования, коммерческих фирм, оказывающих услуги по реализации готовой продукции на экспорт;
3) факторы бизнес-климата (трудовые ресурсы, укрепление экономической бизнес-стабильности, логистический центр, таможня);
4) наличие организаций, обслуживающих или иной степени оказывающих влияние на развитие ключевых предприятий: инжиниринговые и консалтинговые фирмы, учебные учреждения, финансово-кредитные учреждения и др.
Важно отметить, что крупные производители мебели ООО ХК «Мебель Черноземья», ООО ПК «Ангстрем», ОАО «Графское» - это основа, ядро кластера, а значительное количество малых производителей мебели - это потенциальные производственные аутсорсеры, объединение с которыми в рамках мебельного кластера способствует как развитию инновационного мебельного потенциала, так и росту конкурентоспособности отечественного производителя. Взаимодействие малых и крупных предприятий в мебельном кластере может быть реализовано в следующих направлениях:
а) создание устойчивых хозяйственных систем, включающих в себя крупные и малые предприятия разного функционального предназначе-
ния с целью более эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
б) реформирование крупных предприятий, путем создания качественно нового механизма управления через проведение комплекса мероприятий, направленных на изменение формы собственности и структуры предприятий, совершенствование их финансово-экономической деятельности, освобождение от неработающих активов и убыточных подразделений и подобное с использованием малых предприятий в качестве одного из инструментов реформирования;
в) использование научно-технического потенциала малых предприятий в целях интенсификации производства и обеспечения конкурентоспособности;
г) эффективное использование трудовых ресурсов на малых предприятиях.
Органом, регулирующим взаимоотношения между участниками кластера, может стать координационный совет, объединивший представителей крупных компаний, среднего и малого бизнеса, поставщиков сырья, материалов, организации инфраструктуры, торговли, финансовых институтов, вузов и, конечно, администрации Воронежской области (рис. 3).
Рис. 3. Организационная структура мебельного кластера
Через Координационный совет мебельного кластера власть и бизнес вместе смогут регулировать как ценовую, так и техническую политику для всех участников, принимать меры по продвижению мебельной продукции за пределы региона и на экспорт, регулировать налогообложение и финансирование инноваций.
Создание недостающих мощностей можно будет инициировать через бизнес-инкубаторы.
Объединив все инвестиционные проекты комплекса в один, регион будет вправе претендовать на присвоение данному проекту статуса федерального со всеми последствиями.
Преимущества создания мебельного кластера состоят в концентрации соперников по мебельному бизнесу, их покупателей и поставщиков, что способствует росту эффективной специализации производства, диалогу между представителями
предпринимательского сектора и государства, стимулированию создания новых форм объединения знаний, и даже достижению большего взаимопонимания с лидерами мирового бизнеса, занятого в лесной промышленности.
Предприятия мебельного кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций.
Построение мебельного кластера может осуществляться в трех сценариях:
- «сверху вниз», т. е. с первоочередным образованием органов совещательной координации и мониторинга, определением стратегии кластера в целом и его ресурсной поддержкой;
- «снизу вверх», т. е. выстраивание отдельных проектов и программ, интегрирующих потенциальных участников кластера;
- смешанный вариант, когда параллельно во времени сочетаются оба подхода [1].
На наш взгляд, именно третий сценарий представляется наиболее приемлемым для настоящего этапа развития мебельной промышленности Воронежской области.
Механизм создания мебельного кластера на территории Воронежской области следует реализовать поэтапно:
1. Сформировать группу лидеров, которая состоит из региональной власти и представителей бизнеса. Пригласить к диалогу руководителей холдинговых компаний ООО ХК«Мебель Черноземья», ООО ПК «Ангстрем», ОАО «Графское», ряда перспективных деревообрабатывающих комбинатов, представителей малого бизнеса, представителей власти и науки.
2. Учесть опыт создания мебельного кластера в Российской Федерации и за рубежом.
3. Создать рабочую группу кластера. Рабочая группа может стать посредником между бизнесом и научно-исследовательскими институтами, образовательными учреждениями.
4. Разработать стратегию развития мебельных предприятий на основе кластерного подхода.
5. В рамках стратегии развития мебельного кластера сформировать комплекс задач (привлечение инвестиций, создание мебельных инноваций, выход на новые рынки, повышение конкурентных преимуществ и т. д.).
6. Обеспечить эффективное взаимодействие между всеми участниками кластера, а также развитие инновационного потенциала, предусматривающее осуществление финансовой поддержки НИОКР, развитие человеческого капитала, преду-
сматривающее мероприятия по повышению качества образования по профилю кластера, программы повышения квалификации и развития персонала участников кластера, поддержку экспансии продукции кластера на международных рынках, включающую программы поддержки экспорта, сертификации продукции по международным стандартам, содействие в проведении маркетинговых исследований, поддержку участия в соответствующих выставках и ярмарках, таможенное регулирование.
Для целей поддержки развития отдельных кластерных инициатив в стратегии необходимо предусмотреть возможность применения существующих на федеральном уровне инструментов и мероприятий экономической политики. Считаем, что актуальность создания мебельного кластера на территории Воронежской области обусловлена общими закономерностями развития отраслевой экономики на современном этапе и состоит в развитии партнерства между государством, мебельным бизнесом, наукой и образованием.
Мебельный кластер выступает как схема, согласно которой все производство продукции, начиная от ее разработки, первичного изготовления и заканчивая продажей, идет по единой экономической цепи, что позволяет в условиях глобализации быстро и четко реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры на мебельном рынке, тем самым повышая конкурентоспособность отечественной мебельной промышленности.
Литература
1. Титова Е. В. Механизм взаимодействия предпринимательских структур в территориально-отраслевом кластере // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 6.
2. Громыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать // Восток. 2007. № 1 (42).
* * *
FORMATION OF CLUSTERS IN THE FURNITURE INDUSTRY: ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM
S. S. Morkovina
In article preconditions of formation of furniture cluster in the territory of the Voronezh region are considered. The mechanism of association of the furniture enterprises, stages of creation and development of furniture cluster is presented.
Key words: furniture production, branch clustering, cluster, mechanism, cooperation, integration.