DOI: 10.12737/18750 УДК 332.1
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)
доктор экономических наук, доцент И. С. Зиновьева1 кандидат экономических наук К. Н. Целых1 Е. А. Макарьева1
1 - ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с оценкой динамики развития мебельной промышленности как на уровне Российской Федерации, так и в региональном аспекте. Исследование проведено на примере мебельной промышленности Воронежской области. Мебельная промышленность на протяжении последних лет является одной из наиболее перспективных отраслей российской экономики, однако положительная динамика развития данной отрасли сопровождается усилением конкуренции на рынке и усложнением экономической ситуации не только в конкретном регионе, но и по стране в целом. Исследование конкурентоспособности отечественных мебельных предприятий и постоянный мониторинг развития мебельной промышленности региона приобретает особую актуальность в современных условиях. Современный уровень развития экономики требует постоянного мониторинга и анализа рыночной ситуации для диагностирования проблем, определения перспективных возможностей повышения конкурентоспособности мебельного производства и обеспечения экономического развития предприятий отрасли в региональном аспекте. В статье выявлены основные тенденции развития мебельной промышленности в России (за период 2005-2014 гг.) и проанализированы показатели производства мебели в регионе. В ходе мониторинга мебельного производства дана оценка основным объемным и структурным показателям выпуска мебельной продукции по федеральным округам РФ; рассмотрены показатели импорта и экспорта мебели по Воронежской области, сведения о мебельных предприятиях региона, изучена мотивация потребителей при принятии решений о покупке мебели. В ходе исследования были использованы следующие методы: сбор и анализ вторичной информации; системный анализ; метод сравнения; статистический метод. Для решения выявленных проблем определены задачи, решение которых будет способствовать успешного развития мебельной промышленности Воронежской области.
Ключевые слова: мебельный рынок, мебельная промышленность, мониторинг, конкурентоспособность, региональные особенности.
MONITORING OF DEVELOPMENT OF THE FURNITURE INDUSTRY OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE VORONEZH REGION)
DSc in Economics, Associate Professor I. S. Zinovieva1 PhD in Economic K. N. Tselih1 E. A. Makareva1
1 - Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», Voronezh, Russian Federation
Abstract
Article is devoted to consideration of the topical issues connected with an assessment of dynamics of development of the furniture industry both at the level of the Russian Federation and in regional aspect. Research is conducted on the example of the furniture industry of the Voronezh region. The furniture industry for the last years is one of the most perspective branches of the Russian economy, however positive dynamics of development of this branch is followed by strengthening of the competition in the market and complication of an economic situation not only in the concrete region, but also about the country in general. Research of competitiveness of the domestic furniture enterprises and continuous monitoring of development of the furniture industry of the region gains special relevance in modern conditions. The modern level of development of economy demands continuous monitoring and the analysis of a market situation for diagnosing of problems, definition of perspective opportunities of increase of competitiveness of furniture production and ensuring economic development of the enterprises of branch in regional aspect. In article the main tendencies of development of the furniture industry in Russia are revealed (during 20052014) and indicators of production of furniture in the region are analyzed. During monitoring of furniture production the assessment is given to the main volume and structural indicators of release of furniture production on the federal districts of the Russian Federation; indicators of import and export of furniture across the Voronezh region, data on the furniture enterprises of the region are considered, the motivation of consumers at making decisions on purchase of furniture is studied. During research the following methods were used: collecting and analysis of secondary information; system analysis; comparison method; statistical method. For the solution of the revealed problems tasks which decision will promote successful development of the furniture industry of the Voronezh region are defined.
Keywords: furniture market, furniture industry, monitoring, competitiveness, regional features.
Введение рая необходимость выявления и своевремен-
В настоящее время мебельная про- ного решения возникающих проблем в реа-
мышленность российских регионов испыты- лизации мероприятий развития мебельного
вает определенные трудности, связанные с производства, что обуславливает актуаль-
недостаточным уровнем конкурентоспособ- ность темы исследования. ности выпускаемой продукции. Мониторинг текущего состояния и
Для эффективного функционирования тенденций развития экономики необходим
предприятий данной отрасли возникает ост- для оценки рыночной ситуации, формулиро-
вания стратегических целей, анализа возможностей повышения конкурентоспособности мебельного производства и обеспечения устойчивого развития предприятий отрасли в региональном аспекте.
Экономические изменения в российской экономике заставляют руководство мебельных предприятий разрабатывать систему мер по укреплению конкурентных позиций на рынке, формировать стратегии повышения конкурентоспособности.
Тенденции развития мебельной промышленности.
Обзор рынка мебели целесообразно рассмотреть на следующих уровнях: Российская Федерация, Федеральные округа, регионы РФ.
На российском рынке мебели существует жесткая конкуренция. Более 2700 предприятий борются за деньги покупателей. В период с 2005 по 2008 гг. рынок мебели активно развивался. Данному развитию способствовала стабильная экономическая ситуация в России, рост заработной платы, повышение покупательской способности. В
2009 г. он столкнулся с резким сокращением спроса, вызванным финансовым кризисом, несмотря на это мебельная промышленность РФ является развивающейся и достаточно крупной отраслью лесопромышленного комплекса (рис. 1).
На рис. 1 можно увидеть, что за указанный период исследования объем производства мебели в России увеличился на 1,6 % по сравнению с 2013 г. В 2009 г. производство мебели снизилось на 20,5 % по сравнению с 2008 г. и составило 80366 млн. руб. Основная причина падения производства в 2009 году - мировой финансовый кризис, который внес существенные изменения в развитие рынка, прежде всего, в части снижения платежеспособного спроса и роста затрат производителей, а также снижение спроса на внешнем рынке. В 2010 г. рынок мебели активно восстанавливался после финансового кризиса. По сравнению с 2009 г. объем производства мебели в 2011 г. превзошел уровень докризисного периода (на 33,4 %) и составил 107222,6 млн. руб. В 2014 г. объем производства мебели, в денежном выражении достиг, по уточненным дан-
Объем производства мебели, млн. руб.,. без НДС Рис. 1. Динамика объема производства мебели в РФ за период 2005-2014 гг., млн. руб.
ным Росстата, 101,6 % к уровню 2013 г. Однако с учетом индекса потребительских цен (106,35 %), реальный выпуск составил лишь 95,25 %. Заметную поддержку стабильности спроса на мебель несколько последних лет оказывал динамичный рост рынка жилья и постепенное перераспределение структуры расходов в пользу непродовольственных товаров в целом.
Рассмотрим региональную структуру мебельного производства в России (рис. 2,
табл. 1). На рис. 2 показано производство мебели в разрезе федеральных округов РФ в 2014 г.
Как можем заметить по данным рис. 2, лидирующее положение по производству мебели в РФ занимает Центральный федеральный округ - 35,5 % от общего объема производимой мебели по России, то есть почти половина всей производимой мебели в России.
Второе место по объему производства мебели занимает Приволжский федеральный
Рис. 2. Распределение объема выпускаемой мебели по федеральным округам РФ в 2014 г., %
Таблица 1
Динамика производства мебели по федеральным округам РФ за период 2013-2014 гг.
Федеральный округ Выпуск мебели, млн. руб., без НДС Темп роста, %
2013 2014
Российская Федерация, всего 134489 136644,3 101,6
Центральный 50690,8 48557,4 95,8
Северо-Западный 14323,7 14907,2 104,1
Южный 9495,3 8598,3 90,6
Северо-Кавказский 2397,1 2598,7 99,2
Приволжский 38721 44573,5 115,1
Уральский 5083,7 5129,5 100,9
Сибирский 10067,6 9189,3 91,3
Дальневосточный 3494,7 3090,4 88,4
округ (32,6 %), третье - Северо-Западный федеральный округ (10,9 %). Южный федеральный округ занимает 6,3 % от общего объема производимой мебели в России. Доли остальных федеральных округов - Сибирского, Уральского, Дальневосточного и СевероКавказского - несмотря на их значительное территориальное превосходство, существенно ниже и составляют 6,7 %, 3,8 %, 2,1 % и 1,9 % соответственно [2, 5, 7]. Высокие показатели роста производства мебели в 2014 г. наблюдаются в Приволжском и СевероЗападном федеральных округах по отношению к уровню 2013 г. - 115,1 % и 104,1 % соответственно (табл. 1).
Заметно упали объемы производства в Дальневосточном (88,4%) и Южном (90,6%) федеральных округах.
В пяти регионах (Пензенской, Калининградской, Кировской, Саратовской и Нижегородской областях) 15-процентное увеличение производства мебели продемонстрировали некоторые крупнейшие предприятия. В Московской, Владимир-
ской и Ульяновской областях выпуск мебели остался практически на прошлогоднем уровне. Снижение производственных объемов более чем на 5% отмечено в Воронежской, Ростовской и Новосибирской областях, а также в Краснодарском и Красноярском краях [5].
В результате мониторинга мебельного сегмента экономики, авторами установлено, что мебельная промышленность Воронежской области в последние годы развивается интенсивно, а состояние отдельных предприятий отличается стабильностью (табл. 2).
Производством мебели в регионе занято, по сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, 8 предприятий (по сравнению с 2013 г. количество предприятий уменьшилось в 0,73 раза). Количество мебельных предприятий в Воронежской области гораздо больше, но анализ проводился на основании данных Воронеж-стата, который содержит информацию о
Таблица 2
Сведения о мебельных предприятиях по Воронежской области за 2011-2014 гг.
Наименование Период Темп роста, %
показателя 2011 2012 2013 2014 2014/2011 2014/2013
Число мебельных предпри- 11 11 13 8 72,73 61,54
ятий (без учета субъектов
малого предпринимательст-
ва), единиц
Объем продаж, тыс. руб. 4904367,5 7251967,5 6497346,7 5253987,4 107,13 80,86
Среднесписочная численность 3352 3497 3377 3259 97,22 96,50
работников, чел.
Фонд заработной платы, тыс. 419313,3 518002,5 516116,6 455427,2 108,61 88,24
руб.
Среднемесячная заработная 10424,5 12344,0 12736,1 11645,4 111,71 91,44
плата одного работника, руб.
крупных, средних предприятиях и, к сожалению, не обо всех малых предприятиях. В Воронеже и Воронежской области также заняты производством мебели индивидуальные предприниматели, сведения о которых не зафиксированы органами статистики.
Объем продаж по сравнению с 2012 г. снизился в 1,4 раза, это может быть связано с увеличением цены на продукцию, высокими расходами, сокращением потребностей у покупателей, наличием большого количества конкурентов.
Уровень средней заработной платы, сложившийся в данной отрасли заметно снизился в 2014 г., что делает отрасль не привлекательной для молодежи.
В тоже время имеет место растущий спрос на импортную продукцию и увеличение иностранных производителей на мебельном рынке, как региона, так и страны (табл. 3).
Объем экспортируемой мебели в 2014 г. снизился в 1,5 раза и составил 1366,4 тыс. долл. США [3,4].
Современные тенденции развития мебельной отрасли доказывают, что имеющиеся потенциальные возможности отечественных предприятий всех форм собственности
необходимо поддерживать и развивать более интенсивно с максимальной долей участия системы государственного регулирования.
Несмотря на положительную тенденцию в развитии мебельного рынка в РФ, кризисные явления нашли свое отражение в развитии мебельного рынка по Воронежской области. До 2009 г. сохранялась положительная динамика производства мебели, а с 2009 г. объем производства мебели снизился на 20,5 % и составил в 2010 г. 3011,1 млн. руб. В 2014 г. наблюдается резкий спад объема производства мебели на 32,81%, что составляет 2845,1 млн. руб. (рис. 3).
Для товаров с высокой ценой важным средством привлечения покупателей является предоставление рассрочки платежа, для изделий длительного пользования - организация их послепродажного обслуживания. При этом для повышения конкурентоспособности продукции необходимо знать, на что в первую очередь обращают внимание покупатели при принятии решения о покупке мебели.
Авторами было проведено анкетирование покупателей с целью выявления важнейших критериев выбора мебели в торгово-выставочные павильонах, расположенных по
Таблица 3
Импорт и экспорт мебели по Воронежской области в 2011-2014 гг.
Наименование показателя Период Темп роста, %
2011 2012 2013 2014 2014/2011 2014/2013
Импорт
Всего, тыс. долл. США 7327,8 8814,7 7666,4 10555,2 144,04 137,68
Дальнее зарубежье 4425,9 5148,9 5597,9 9202,9 207,9 164,4
Страны СНГ 2901,9 3665,8 2068,5 1352,3 46,6 65,38
Экспорт
Всего, тыс. долл. США 774,8 1374,9 2033,8 1366,4 176,35 67,18
Дальнее зарубежье 51,2 44,9 154,3 118,2 230,86 76,6
Страны СНГ 723,6 1330,0 1879,5 1248,2 172,5 66,41
Объем производства мебели, млн. Рис. 3. Динамика объема производства мебели по Воронежской области за период
2005-2014 гг., млн. руб.
адресу: г. Воронеж, ул. Донбасская, 23 «Ярмарка»; ул. Лизюкова, 95; ул. Парковая, 3. Всего было опрошено 125 посетителей мебельных магазинов по специально разработанной анкете. Таким образом, по данным опроса была проведена предварительная оценка основных целевых потребительских сегментов и были выявлены следующие общие их черты:
1) Уровень доходов покупателей средний и приближающийся к среднему.
2) Предпочтение цивилизованных мебельных магазинов и салонов (отток от рыночных площадок и кустарных мастерских).
3) Предпочтение недорогой мебели современного дизайна.
4) Разумный подход к затратам на мебель (покупка мебели, которую можно активно эксплуатировать в повседневной жизни).
5) Готовность периодически обновлять мебель (мебель приобретается постепенно в едином стиле или покупатели могут себе позволить докупить необходимую мебель в том же стиле, предпочитая качественную фаб-
ричную модульную мебель, а не мебель кустарных производств).
При этом среди основных потребителей продукции предприятия можно выделить два основных сегмента:
Сегмент 1, представленный семьями в составе более 4-х человек. Потребители из данного сегмента выбирают мебель, ориентируясь на необходимость разместить ее в небольших помещениях с учетом многофункциональности комнат.
Сегмент 2, представленный семьями в составе 2 - 4 человека. Представители данного сегмента в перспективе (5-10 лет) планируют сменить жилье на лучшее, соответственно покупается современная недорогая мебель до переезда в новое жилье. Также на принятие решения о покупке оказывает влияние нежелание тратить весь бюджет на приобретение мебели (стремление еще и отдохнуть, одеться и т.п.).
Для выявления конкурентной среды предприятий было выяснено, какие магазины посещались и определены основные критерии выбора мебельных магазинов (рис. 4).
Рис. 4. Посещаемые магазины и причины их посещения
Более половины респондентов посетили следующие салоны мебели: Hoff, Центральный дом мебели (ЦДМ), Аллегро, Ангстрем, Шатура и Кристина.
В ходе опроса потребителями были даны оценки различным магазинам-конкурентам, таким как: «Аллегро», «Ангстрем», «Кристина», «ЦДМ», «Шатура», «Гранд» (рис. 5).
На данный момент участников регио-
нального рынка мебели можно классифицировать следующим образом:
1) Дорогие салоны, реализующие импортную мебель.
2) «Раскрученные» брэнды, торгующие мебелью более высокой ценовой категории (ХК «Мебель Черноземья», ООО «Ангстрем» и т.п).
3) Менее известные мебельные фирмы.
4) Мастерские, работающие по
Рис. 5. Распределение посетителей по выбору места покупки мебели Лесотехнический журнал 1/2016
индивидуальным заказам.
5) Нецивилизованные рынки.
С учетом изученных целевых сегментов потребителей к основным конкурентам относятся представители 3 и 4 групп.
Спад объемов производства и, как следствие - снижение прибыльности мебельного бизнеса, по мнению авторов, может быть связан со снижением покупательской способности населения, падением курса рубля, наличием теневого бизнеса в регионе.
Формирование конкурентных преимуществ предприятиями мебельной промышленности региона
Для предприятий мебельного рынка, функционирующих в условиях динамичности внешней среды в регионе и возрастающей конкуренции, их устойчивое развитие является одним из главных факторов обеспечения конкурентоспособности. Роль устойчивого развития заключается в целенаправленном изменении внутренней среды с одновременным обеспечением предприятия комплексной устойчивостью, под которой понимается сочетание текущей и долгосрочной устойчивости.
В условиях конкурентного взаимодействия субъектов мебельного рынка, деятельность каждого предприятия направлена на создание для себя наилучших условий хозяйствования путем нахождения конкурентных преимуществ, что отражает специфичность предпринимательства как особого типа хозяйственного поведения [1].
У малых форм хозяйствования налицо преимущество перед крупными фирмами в возможности более гибкого и быстрого реагирования на различные изменения на рынке, чем объясняется факт значительного количе-
ства представителей малого предпринимательства на мебельном рынке.
В то же время, деятельность малого бизнеса связана с постоянным риском конкуренции. Это связано с низкой долей рынка, слабостью маркетинговых каналов, недостаточностью финансирования (низкая величина собственного капитала) и т.д. По сравнению с крупными предприятиями, малые предприятия обладают определенными конкурентными преимуществами: гибкость; мобильность; оперативность реагирования на спрос; инициативность; инновационность; склонность к риску; более экономичное использование ресурсов; повышенная скорость оборота капитала. Это обуславливается узкой специализацией с целью качественного удовлетворения спроса потребителей и, тем самым, - получения прибыли.
Малые предприятия, ориентированные на относительно массовый спрос и стремящиеся избежать конкуренции с крупным бизнесом, вступают с ним в кооперационные связи путем заключения контрактов (сателлиты). Эти фирмы выходят на рынок, имея либо средства производства и технологический опыт (субподрядчики), либо денежные средства, помещения и умение торговать и оказывать какие-либо услуги (обладатели привилегий).
Гарантию выживания и прибыльности малым предприятиям может обеспечить контрактная система с крупным бизнесом в форме субподряда или франчайзинга в условиях достаточно жесткой зависимости от успехов и провалов головного предприятия.
Если головное предприятие имеет стабильное положение на мебельном рынке, то такая система выгодна малым фирмам, по-
скольку является залогом их выживания и прибыльности, а также обеспечит престиж и возможности роста.
Для малых фирм субподряд открывает возможности шире использовать преимущества специализации, облегчает проблему сбыта, открывает доступ к кредитам со стороны крупной фирмы и, следовательно, обеспечивает уверенность в завтрашнем дне.
Анализируя взаимодействие малых и крупных предприятий мебельного рынка региона, становится понятно, что малые и крупные предприятия отрасли не конкурируют между собой, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере инновационных и технических разработок, повышении качества продукции, организации сбыта, специализации отдельных производств, использовании неиспользуемых крупными предприятиями производственных площадей или оборудования и т.д. Это взаимодействие позволяет малым предприятиям повысить устойчивость и стабильность, обеспечивает конкурентные преимущества перед остальными малыми предприятиями, не входящими в данную группу. Крупным предприятиям такое взаимодействие позволяет переключить часть своих рисков на малые, снизить управленческие расходы, затраты на внедрение новых технологий и т.д.
Если на уровне малого бизнеса жизнь компаний очень мобильна, гибка, маневрен-на, то уже на уровне среднего бизнеса появляется более «степенное» рыночное поведение [9, 10]. Средние предприятия следят за конъюнктурой рынка, поведением своих соперников не только в области продуктовых маркетинговых усилий, но и в области управления собственными и заемными сред-
ствами. Средние предприятия, так же как и малые предприятия, обладают гибкой структурой, способной активно подстраиваться под изменения внешней среды и использовать внутренние механизмы регуляции, могут быстро реагировать на изменение спроса.
Система субподряда выгодна обеим сторонам, и малому и крупному бизнесу. Крупные предприятия отличаются высокой консервативностью поведения на рынке, диктаторскими функциями в ценовой политике, высокими требованиями к качеству, наличием инфраструктуры услуг, а также высоким консерватизмом в реализации маркетинговых усилий и структурной политики. Крупные организации прибегают к помощи компаний мелкого и среднего бизнеса (компании-сателлиты, венчурные компании), передают им отдельные функции деятельности на рынке, в которых они лично мало заинтересованы, или которые для них невыгодны или малоэффективны.
Каждая из групп предприятий (крупные, средние и малые) имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения в рыночной нише. Малые и средние предприятия отыскивают «специализированные ниши», где они выступают субподрядчиками крупных предприятий в крупносерийном производстве [6, 8].
Взаимосвязь малых и средних предприятий отрасли позволяет достичь более устойчивого положения в условия конкурентной борьбы с крупными предприятиями. Взаимосвязь средних и крупных предприятий заключается в следующем: средние предприятия являются поставщиками для крупного бизнеса инновационных разработок и технологий, полученных на малых
предприятиях.
В этой связи становится понятно, что конкурентами являются только предприятия-аналоги по объемам производства, ассортименту, качеству и цене.
Заключение
В результате проведенного мониторинга функционирования и развития предприятий мебельной промышленности в региональном аспекте можно сделать вывод, что для успешного развития данной отрасли в Воронежской области необходимо решение следующих задач:
- создание более удобных условий для ведения предпринимательской деятельности в промышленности;
- оценка текущего состояния и повышение конкурентоспособности мебельных предприятий;
- мониторинг и анализ деятельности мебельных предприятий и всей промышленности области в целом для разработки стратегий развития;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отрасль;
- государственная поддержка отечест-
венного производителя в условиях импорто-замещения;
- государственное регулирование цен на продукцию отрасли;
- поддержка малого бизнеса мебельной промышленности;
- содействие кластеризации мебельной промышленности региона (приведет к росту эффективности хозяйствования и повышению конкурентоспособности предприятий);
- содействие повышению производительности труда на предприятиях отрасли;
- помощь предприятиям в расширении рынков сбыта;
- модернизация оборудования для производства продукции и создание современной транспортной инфраструктуры;
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- развитие кадрового потенциала отрасли (подготовка и переподготовка рабочих и управленческих кадров).
Решение поставленных задач позволит достичь высокого уровня конкурентоспособности мебельной промышленности Воронежской области и России в целом.
Библиографический список
1. Безрукова, Т.Л. Механизм методического обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур [Текст]: монография / Т.Л. Безрукова, К.Н. Целых. - М.: ООО «КноРус», 2013. - 130 с.
2. Васильев, В. Теряем долю [Электронный ресурс] / В. Васильев // Фабрика мебели. - 2014. - №2. - С. 20-24. - Режим доступа: http://www.fabrikam.ru/Archive_fab/2_2014/index.html
3. Воронежская область в цифрах. 2015 [Текст]: Стат. сб. / Воронежстат. - Воронеж, 2015. - 80 с.
4. Воронежский статистический ежегодник. 2014 [Текст]: Стат.сб. / Воронежстат. -Воронеж, 2014. - 340 с.
5. По сравнению с тринадцатым... [Электронный ресурс] // Мебельный бизнес. - 2015.
- №4(139). - Режим доступа: http://www.promebel.com/ru/headings/?articleID=13462
6. Региональные аспекты развития малого предпринимательства в секторах экономики [Текст]: монография / С.С. Морковина, В.М. Бугаков, И.С. Зиновьева [и др.] - Воронеж: ВГЛТА, 2014. - 276 с.
7. Снижаемся [Электронный ресурс] // Мебельный бизнес. - 2014. - №3(128). - Режим доступа: http://www.promebel.com/ru/headings/?articleID=12432
8. Bezrukova, T.L. Economical model of innovation development of furniture industry [Text] / T.L. Bezrukova, V.M. Bugakov, B.A. Bezrukov, F. Sattorov // Наука и человечество. - 2014. -Vol. 4. - no. 2. - pp. 23-28.
9. Bezrukova, T.L. Providing innovational activity of enterprises of the real sector of the economy [Text] / T.L. Bezrukova // Review of Applied Socio-Economic Research. - 2014. - Vol. 8. - pp. 57-63.
10. Parahina, V.N. Assessment of social and innovational orientation of enterprises and companies [Text] / V.N. Parahina, O.A. Boris, T.L. Bezrukova, B.A. Bezrukov, S.S. Kirillova // Review of Applied Socio-Economic Research. - 2014. - Vol. 8. - pp. 132-140.
References
1. Bezrukova T.L. Tselih C.N. Mekhanizm metodicheskogo obespecheniya konkurentospo-sobnosti predprinimatel'skikh struktur [Mechanism of methodical ensuring competitiveness of enterprise structures]. Moscow, 2013. 130 p. (In Russian).
2. Vasilyev V. Teryaem dolyu [Lose share] Fabrika mebeli [Furniture factory]. 2014, no. 2. pp.20-24. Available at:: http://www.fabrikam.ru/Archive_fab/2_2014/index.html (In Russian).
3. Voronezhskaya oblast' v tsifrakh. 2015 [Voronezh region in figures. 2015]. Voronezh, 2015, 80 p. (In Russian).
4. Voronezhskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2014 [Voronezh statistical year-book. 2014]. Voronezh, 2014, 340 p. (In Russian).
5. Po sravneniyu s trinadtsatym... [In comparison with the thirteenth ...] Mebel'nyy biznes [Furniture business]. 2015, no. 4 (139). Available at: http://www.promebel.com/ru/headings/?articleID=13462 (In Russian).
6. Mоrkovina S.S., Bugakov V.M., Zinovieva I.S., et. all. Regional'nye aspekty razvitiya ma-logo predprinimatel'stva v sektorakh ekonomiki [Regional aspects of development of small business in economy sectors]. Voronezh, 2014. 276 p. (In Russian).
7. Snizhaemsya [Reduced] Mebel'nyy biznes [Furniture business]. 2014, no. 3 (128). Available at: http://www.promebel.com/ru/headings/?articleID=12432 (In Russian).
8. Bezrukova T.L., Bugakov V.M., Bezrukov B.A., Sattorov F. Economical model of innovation development of furniture industry. Nauka i chelovechestvo [Science and Humanity]. 2014. T. 4. no. 2. pp. 23-28. (In Russian).
9. Bezrukova T.L. Providing innovational activity of enterprises of the real sector of the
economy. Review of Applied Socio-Economic Research. 2014, Vol. 8, pp.57-63.
10. Parahina V.N., Boris O.A., Bezrukova T.L., Bezrukov B.A., Kirillova S.S. Assessment of social and innovational orientation of enterprises and companies. Review of Applied SocioEconomic Research. 2014, Vol. 8, pp. 132-140.
Сведения об авторах
Зиновьева Ирина Станиславовна - профессор кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», доктор экономических наук, доцент, г. Воронеж, Российская Федерация; email: zinovirs@mail.ru
Целых Кристина Николаевна - старший преподаватель кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», кандидат экономических наук, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: ckn.vrn@mail.ru
Макарьева Елена Афанасьевна - старший преподаватель кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: elenaf_mak@mail.ru
Information about authors
Zinovieva Irina Stanislavovna - Professor of Department of Economics and Finances, Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», DSc in Economics, Associate Professor, Voronezh, Russian Federation; e-mail: zinovirs@mail.ru
Tselih Cristina Nikolaevna - Senior Lecturer of Department of Economics and Finances, Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», PhD in Economic, Voronezh, Russian Federation; e-mail: ckn.vrn@mail.ru
Makareva Elena Afanasievna - Senior Lecturer of Department of Economics and Finances, Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», Voronezh, Russian Federation; e-mail: ele-naf_mak@mail.ru