Научная статья на тему 'Кластеризация мебельной промышленности: формирование объектной структуры кластера (на примере ИООО "Кроноспан")'

Кластеризация мебельной промышленности: формирование объектной структуры кластера (на примере ИООО "Кроноспан") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / ОБЪЕКТНАЯ СТРУКТУРА КЛАСТЕРА / МОДЕЛЬ КЛАСТЕРА / УПРАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРИЗАЦИЕЙ / КЛАСТЕРНАЯ СХЕМА / МЕБЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андросик Юрий Николаевич

В статье рассматриваются вопросы кластеризации промышленности на примере мебельной отрасли. Отправной точкой в логике раскрытия темы является постановка вопросов о том, можно ли создать кластер в любой отрасли и как создать реально работающий кластер. Автор приводит ряд вопросов, с ответов на которые должен начинаться процесс принятия решения о кластеризации отрасли, при этом подчеркивая тот факт, что не существует универсального способа создания кластера и что кластер нельзя скопировать. Данные вопросы приведены для размышления над проблемами и перспективами кластеризации отраслей промышленности. Автор ставит в статье своей целью осветить проблемы разработки и определения объектной структуры кластера. В качестве объекта рассмотрения выбрана мебельная отрасль, в которой запущен проект организации мебельного кластера с ядром ИООО «Кроноспан» в г. Сморгони, входящим в СЭЗ «Гродноинвест». В статье автором приводится примерная кластерная схема мебельной промышленности с ядром на базе вертикально интегрированной компании ИООО «Кроноспан», которая отражает объектную структуру мебельного кластера. Также автором обозначается подход к проектированию объектной структуры кластера и спецификации видов экономической деятельности кластера, подчеркиваются возможные проблемы кластеризации мебельной отрасли и пути их решения. Автор заключает, что проектирование кластерного образования должно начинаться с разработки кластерной архитектуры региона, позволяющей структурировать кластер товаропроизводителей, далее прорабатываются конфигурации возможных моделей кластеризации отрасли промышленности и составляется кластерная схема. Подразумевается, что процедура идентификации кластера уже осуществлена и намечены определенные усилия по развитию кластеров. Управление кластеризацией отрасли автор схематично отображает в виде соответствующего механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTERING OF THE FURNITURE INDUSTRY: CLUSTER OBJECT STRUCTURE FORMATION (ON THE EXAMPLE OF THE FLLC "KRONOSPAN")

The article deals with the clustering of industry by the example of the furniture industry. The starting point in the logic of the disclosure of the topic is the statement of questions about whether it is possible to create a cluster in any industry and how to create a real working cluster. The author cites a number of questions, from which the process of deciding on the clustering of the industry should begin, while emphasizing the fact that there is no universal way to create a cluster and that the cluster cannot be copied. These questions are given to reflect on the problems and prospects of clustering industries. The author puts in the article the purpose to illuminate problems of development and definition of object structure of a cluster. As an object of consideration, the furniture industry was chosen, in which the project of organizing a furniture cluster with the FLLC "Kro-nospan" in Smorgon, which is part of the FEZ "Grodnoinvest", was launched. In the article the author presents an exemplary cluster scheme of the furniture industry with a core on the basis of the vertically integrated company FLLC "Kronospan", which reflects the object structure of the furniture cluster. The author also identifies the approach to designing the object structure of the cluster and the specification of the types of economic activities of the cluster, highlighting the possible problems of clustering the furniture industry and ways to solve them. The author concludes that the design of cluster education should begin with the development of a cluster architecture of the region, which allows structuring a cluster of commodity producers, further configurations of possible clustering models for the industry and a cluster scheme are drawn up. It is understood that the cluster identification procedure has already been implemented and certain efforts are being made to develop the cluster. Management of the clustering of the industry is schematically depicted by the author in the form of an appropriate mechanism.

Текст научной работы на тему «Кластеризация мебельной промышленности: формирование объектной структуры кластера (на примере ИООО "Кроноспан")»

ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 339.24

Ю. Н. Андросик

Белорусский государственный технологический университет

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕКТНОЙ СТРУКТУРЫ КЛАСТЕРА (НА ПРИМЕРЕ ИООО «КРОНОСПАН»)

В статье рассматриваются вопросы кластеризации промышленности на примере мебельной отрасли. Отправной точкой в логике раскрытия темы является постановка вопросов о том, можно ли создать кластер в любой отрасли и как создать реально работающий кластер. Автор приводит ряд вопросов, с ответов на которые должен начинаться процесс принятия решения о кластеризации отрасли, при этом подчеркивая тот факт, что не существует универсального способа создания кластера и что кластер нельзя скопировать. Данные вопросы приведены для размышления над проблемами и перспективами кластеризации отраслей промышленности. Автор ставит в статье своей целью осветить проблемы разработки и определения объектной структуры кластера. В качестве объекта рассмотрения выбрана мебельная отрасль, в которой запущен проект организации мебельного кластера с ядром ИООО «Кроноспан» в г. Сморгони, входящим в СЭЗ «Гродноинвест». В статье автором приводится примерная кластерная схема мебельной промышленности с ядром на базе вертикально интегрированной компании ИООО «Кроноспан», которая отражает объектную структуру мебельного кластера. Также автором обозначается подход к проектированию объектной структуры кластера и спецификации видов экономической деятельности кластера, подчеркиваются возможные проблемы кластеризации мебельной отрасли и пути их решения. Автор заключает, что проектирование кластерного образования должно начинаться с разработки кластерной архитектуры региона, позволяющей структурировать кластер товаропроизводителей, далее прорабатываются конфигурации возможных моделей кластеризации отрасли промышленности и составляется кластерная схема. Подразумевается, что процедура идентификации кластера уже осуществлена и намечены определенные усилия по развитию кластеров. Управление кластеризацией отрасли автор схематично отображает в виде соответствующего механизма.

Ключевые слова: кластер, кластеризация, объектная структура кластера, модель кластера, управление кластеризацией, кластерная схема, мебельный кластер.

Yu. N. Androsik

Belarusian State Technological University

CLUSTERING OF THE FURNITURE INDUSTRY: CLUSTER OBJECT STRUCTURE FORMATION (ON THE EXAMPLE OF THE FLLC "KRONOSPAN")

The article deals with the clustering of industry by the example of the furniture industry. The starting point in the logic of the disclosure of the topic is the statement of questions about whether it is possible to create a cluster in any industry and how to create a real working cluster. The author cites a number of questions, from which the process of deciding on the clustering of the industry should begin, while emphasizing the fact that there is no universal way to create a cluster and that the cluster cannot be copied. These questions are given to reflect on the problems and prospects of clustering industries. The author puts in the article the purpose to illuminate problems of development and definition of object structure of a cluster. As an object of consideration, the furniture industry was chosen, in which the project of organizing a furniture cluster with the FLLC "Kro-nospan" in Smorgon, which is part of the FEZ "Grodnoinvest", was launched. In the article the author presents an exemplary cluster scheme of the furniture industry with a core on the basis of the vertically integrated company FLLC "Kronospan", which reflects the object structure of the furniture

Ю. Н. Андросик

139

cluster. The author also identifies the approach to designing the object structure of the cluster and the specification of the types of economic activities of the cluster, highlighting the possible problems of clustering the furniture industry and ways to solve them. The author concludes that the design of cluster education should begin with the development of a cluster architecture of the region, which allows structuring a cluster of commodity producers, further configurations of possible clustering models for the industry and a cluster scheme are drawn up. It is understood that the cluster identification procedure has already been implemented and certain efforts are being made to develop the cluster. Management of the clustering of the industry is schematically depicted by the author in the form of an appropriate mechanism.

Key words: cluster, clustering, cluster object structure, cluster model, clustering management, cluster scheme, furniture cluster.

Введение. Кластеризация отраслей промышленности является вопросом достаточно популярным и актуальным, особенно с точки зрения повышения международной конкурентоспособности национальной экономики и престижа страны на мировой арене. Зачастую наличие работающего кластера является поводом для национальной гордости, залогом экономической безопасности и атрибутом развитой рыночной экономики. Главная задача состоит в том, чтобы создать или сформировать реально действующий кластер. Однако люди, занимающиеся проблемами кластеризации экономики, знают, что не существует универсального рецепта создания кластера, что кластер нельзя создать «под копирку», по чьему-то лекалу или образцу. Работа над созданием кластера требует ответа на ряд важных вопросов. Самый главный вопрос - это вопрос: «Как?».

Основная часть. Чтобы ответить на вопрос, о том, как создать работающий кластер, необходимо понимать экономику кластера и экономику отрасли, или, если угодно, микроэкономику кластера и экономику отраслевого рынка. Можно ли создать кластер в малой экономике? Можно ли создать кластер в любой отрасли? Позволяет ли рыночная структура создавать кластер? Приведет ли создание кластера к положительному эффекту для экономики в целом? Может нужно создавать в отрасли не один, а несколько кластеров? Если какие-то предприятия не вошли в кластер, они смогут дальше работать в отрасли, остаться на рынке?

С подобных вопросов начинается работа над кластерными инициативами и кластерной политикой. Здесь должно прийти четкое понимание того, готова ли отрасль к кластеризации.

Это далеко не исчерпывающий перечень вопросов, на которые нужно искать ответы, обдумывая политику и стратегию развития национальной экономики страны и конкретной отрасли. Мы не ставим себе цель отвечать на все эти вопросы, это вопросы к размышлению.

Нас интересует более узкий круг вопросов, связанный с формированием непосредственно

самого кластера как формы организации деятельности. Если сосредоточить производство какого-либо продукта на одной территории, создать особый экономический режим хозяйствования и замкнуть большую часть цепочки добавленной стоимости на данной территории, это будет кластер? Каким тогда должен быть кластер? Какова структура кластера и состав участников? Какие отрасли должны входить в кластер, в какой пропорции, в каком «количестве»? Какими видами экономической деятельности должны заниматься участники кластера? Как они взаимодействуют между собой, по каким направлениям, в каких областях? То есть, по сути, мы пытаемся определить объектную структуру кластера, или, другими словами, объектную модель кластера.

Для построения объектной модели кластера необходима привязка к отрасли. В этом качестве будем рассматривать мебельную отрасль Республики Беларусь. Здесь следует отметить, что уже существует проект организации мебельного кластера в СЭЗ «Гродноинвест» в г. Сморгонь. Это позволяет нам проводить связи между теорией кластеров и практикой создания-формирования кластера, используя для анализа реальный объект.

Изначально будем исходить из предположения, что существуют все предпосылки для формирования кластера в мебельной промышленности, отрасль готова к кластеризации, экономика региона «потянет» проект.

Проект организации мебельного кластера ориентирован на развитие мебельного производства и его компонентов, а также продуктов из древесины. Ключевым продуктом кластера является именно мебель. Ядром потенциального кластера и инициатором выступает вертикально интегрированная компания «Кроно-спан» - крупнейший производитель древесных плит в мире, который обеспечивает доступ к таким продуктам ИООО «Кроноспан», как МДФ, ХДФ, ДСП, ламинированные плиты, стеновые панели, ламинированные напольные покрытия, ОСП, ламинированная бумага,

140 Кластеризация мебельной промышленности: формирование объектной структуры кластера.

химическое сырье. Круг участников кластера определен отечественными и иностранными предприятиями деревообрабатывающей и мебельной промышленности. Основные направления развития кластера очерчиваются установлением сотрудничества между компаниями по реализации совместных проектов в направлении разработки новых технологий, внедрения инноваций, проведения научных исследований, защиты окружающей среды, создания единой базы данных с открытым доступом, реализации образовательных и маркетинговых программ, продвижения участников кластера. Такова краткая характеристика проекта организации мебельного кластера.

Необходимо понимать, что будущий мебельный кластер кроме отраслевых технологических связей с лесопромышленным комплексом также должен включать в себя отрасли легкой промышленности, отрасли промышлен-нос-ти строительных материалов, отрасли машиностроительного, нефтехимического комплекса и др. В виду этого структура и состав кластера в действительности являются довольно сложными, однако обобщенно схема участников кластера мебельной промышленности может быть представлена следующим образом в виде кластера предприятий (рис. 1).

Следует понимать, что задать изначально «правильную» объектную структуру кластера не получится, можно очертить, набросать контуры объектного состава, здесь должен работать эволюционный механизм отбора участников кластера. Это же предполагает и механизм управления кластеризацией отрасли (рис. 2). Отбор участников должен быть основан на оценке эффективности функционирования предприятия в кластере. Отдельно должен выноситься вопрос барьеров входа в кластер и барьеров выхода из него.

Предложенная кластерная схема мебельной промышленности является достаточно общей и в целом подходит почти для любого мебельного производства. С целью конкретизации и детализации общей схемы следует отбирать релевантные мебельной промышленности виды экономической деятельности по ОКЭД. Здесь должен прослеживаться принцип системности экономики кластера - следует отдельно выписать цепочки создания добавленной стоимости (лучше начинать с высокомаржинальных продуктов) ключевых продуктов кластера. Подобная работа должна осуществляться в первую очередь по основным производственным процессам кластера, а далее по смежным, вспомогательным и поддерживающим.

Отдельно необходимо отметить, что не следует автоматически ограничивать вход в кластер предприятиям, которые на первый взгляд не подходят по профилю - виду экономической деятельности. Кластер набирает критическую массу не только за счет эффекта масштаба, но и за счет эффекта разнообразия и перелива знаний. Это имеет прямое отношение к тому, как должны воспринимать проект организации кластера другие участники рынка, которые не связаны с производством мебели или деревообработкой. Они должны понимать, что могут войти в кластер и приносить пользу. Это особенно важно в эпоху НБИКС-конвергенции технологий, что является залогом сотрудничества и инновационной активности в стратегической перспективе. Например, если экономика Сморгонского района состоит на 51% из предприятий деревообработки и на 26% из предприятий пищевой промышленности, то это не значит, что предприятия последней не могут войти в мебельный кластер. Войти-то могут, главное, чтобы кластер остался мебельным. В этой шутке есть доля правды: мебельный кластер вряд ли «просядет» по поддерживающему производству продуктов питания. Если учитывать факт роста количества предприятий кластера и отраслей в нем, то индустрия питания должна развиваться не меньшими темпами, чем мебельное производство.

Далее приведем примерный перечень видов экономической деятельности, связанных с деревообработкой и производством мебели.

Деревообработка: 02.01 Лесоводство и лесозаготовки; 20.10 Распиловка и строгание древесины; пропитка древесины; 20.20 Производство шпона, фанеры, плит, панелей; 20.30 Производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий; 20.40 Производство деревянной тары; 20.51 Производство прочих изделий из дерева; 21.10 Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона; 21.11 Производство целлюлозы и древесной массы; 21.12 Производство бумаги и картона; 21.20 Производство изделий из бумаги и картона; 21.21 Производство гофрированного картона, бумажной и картонной тары; 21.22 Производство бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения; 21.23 Производство писчебумажных изделий; 21.24 Производство обоев; 21.25 Производство прочих изделий из бумаги и картона; 51.53 Оптовая торговля лесо-, стройматериалами и санитарно-техническим оборудованием; 51.13 Деятельность агентов по оптовой торговле лесоматериалами и строительными материалами.

£

—1

5 Л

2

Ьо

О 1—

N

Институциональное обеспечение

Ассоциация деревообрабатывающих и мебельных предприятий Республики

Беларусь, областной центр поддержки и развития малого бизнеса, областной кооперативный союз, областные профессиональные и общественные организации, центр кластерного развития, комиссия по инициированию создания кластера

Нефтехимический комплекс

Машиностроительный комплекс

Легкая промышленность

Приборостроение и электроника

Промышленность строительных материалов

Прочие отрасли и производства

Пластмассы

Лаки и краски

Металл

Фурнитура

Электроника

Стекло

Сувениры, музыкальные инструменты, спорттовары и т. п.

17-

Организационно-экономическое обеспечение

Комитет экономики облисполкома, комиссия по повышению конкурентоспособности региона, комитет по устойчивому развитию региона, комиссия по кластерному развитию, общественно-консультативный совет по предпринимательству при областном исполкоме

■ ■ I

Крупные предприятия

Крупные предприятия

+

Средние предприятия

— ИООО «Кроноспан» —

Средние предприятия

Мелкие предприятия

Мелкие предприятия

Лесное хозяйство

Деревообраб атывающая промышленность

Целлюлозно-

бумажная промышленность

Лесоводство и лесовосстановление

Заготовка и транспортировка леса

Лесопильное производство

Производство пиломатериалов

Производство сборных изделий из древесины

Производство фанерных и плитных материалов

Производство целлюлозы

Производство бумаги и картона и изделий из них

I

>

I

>

■а

о п

Образовательная инфраструктура Научно-инновационная инфраструктура Коммерческо-сбытовая инфраструктура Транспортная инфраструктура

Социальная инфраструктура Информационная инфраструктура Финансовая инфраструктура Маркетинго-консалтинговая инфраструктура

-•-•-•-• основное и смежное производство

.........вспомогательное и поддерживающее производства

----------центр кластера

Рис. 1. Кластерная схема мебельной промышленности (на примере ИООО «Кроноспан»)

£

—1

£

Л 2

Ьо

О 1—

N

Анализ процессов кластерной интеграции в регионе

Эффект локализации Коэффициент потенциальной кластеризации -> Интегральный индекс кластеризованности региона Эффект агломерации Коэффициент агломерации

Оценка перспективности построения кластера в регионе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выбор модели кластерного развития потенциального кластера

Анализ условий и возможностей формирования кластера

Выбор модели кластеризации

Разработка конфигурации

Итальянская

Немецкая

Финская

Японская

Североамериканская

Индийско-китайская

Конкуренция

Инновации

Интернационализация

Малый бизнес

Фирма-лидер

Прямые иностранные инвестиции

Государственно-частное партнерство в области создания (совершенствования) конкурентных преимуществ

Механизм «тройной спирали» (альянс бизнеса, науки, органов власти)

КЛАСТЕР

Формирование ядра кластера Создание инфраструктуры кластера Формирование организационно-экономического и институционального обеспечения

Разработка кластерной Разработка кластерной схемы

архитектуры региона (модели) промышленности

Оценка эффективности управления кластеризацией

Оценка эффективности функционирования кластера

Оценка эффективности

функционирования предприятия в кластере

Рис. 2. Механизм формирования кластера и управления кластеризацией отрасли промышленности

[-О

> Я)

п

ч

ф

■а

Я)

п

ф о\

ф

>

о-I

о

■а

о

Е

>

ф

I I

о п

-8-

о ■а

■а

о

ш

р

х

ф

0

о\ о" ф 7ч Ч

1

о

■а

ч ■а

>

р

п

ч

ф

■а

Ю. Н. Андросик

143

Производство мебели: 17.51 Производство ковров и ковровых изделий; 20.10 Распиловка и строгание древесины; пропитка древесины; 20.20 Производство шпона, фанеры, плит, панелей; 20.30 Производство деревянных строй-конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий; 20.51 Производство прочих изделий из дерева; 26.11 Производство листового стекла; 26.12 Формирование и обработка листового стекла; 26.13 Производство полых стеклянных изделий; 26.21 Производство хозяйственных и декоративных керамических изделий; 28.62 Производство инструментов; 28.63 Производство замков и петель; 28.74 Производство крепежных изделий, цепей и пружин; 29.71 Производство бытовых электрических приборов; 29.72 Производство бытовых неэлектрических приборов; 31.5 Производство электрических ламп и осветительного оборудования; 36.1 Производство мебели; 36.11 Производство стульев и другой мебели для сиденья; 36.12 Производство мебели для офисов и предприятий торговли; 36.13 Производство кухонной мебели; 36.14 Производство прочей мебели; 51.15 Деятельность агентов по-оптовой торговле мебелью, бытовыми товарами, металлическими изделиями; 51.43 Оптовая торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой; 51.44 Оптовая торговля изделиями из керамики и стекла, обоями, чистящими средствами; 52.44 Розничная торговля мебелью и товарами для дома; 52.45 Розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой; 52.46 Розничная торговля скобяными изделиями, лакокрасочными и материалами для застекления.

Как уже отмечалось, перечень видов экономической деятельности в кластере является примерным. При разработке более детальной спецификации экономической деятельности кластера необходимо сравнивать реальную структуру с ранее разработанной. Это позволит увидеть и проанализировать узкие места в развитии кластера. При этом необходимо понимать, что создавать благоприятные условия хозяйствования следует не только в рамках основных и вспомогательных производств. Развитие должна получать финансовая, образовательная, социальная, научно-инновационная инфраструктура и т. д. Например, в г. Сморгонь есть 8 учреждений дошкольного образования, 7 общеобразовательных средних школ, 1 гимназия, 1 профессионально-техническое училище приборостроения, однако нет ни одного высшего учебного заведения - центра академической науки и кузницы кадров с отраслевым уклоном. Понятное дело, что всему свое время,

и еще, видимо, рано открывать университет или институт, ориентированный на мебельный кластер. Тем не менее, потребность в организации такого рода уже назрела давно. Следующий пример, в г. Сморгонь одна районная поликлиника мощностью 1150 посещений в смену. В случае успешной реализации кластерного проекта численность трудоспособного населения будет расти быстрыми темпами, это значит, что нужно расширять сферу здравоохранения и привлекать квалифицированных медицинских работников. Перечень подобных факторов, касающихся прямо или косвенно успешности функционирования мебельного кластера, можно продолжать долго. Здесь на повестке дня стоит вопрос о необходимости и достаточности развития факторных условий кластерообразо-вания, а в стратегических планах развития города стоит вопрос взаимоувязки кластерных инициатив и стратегии развития кластера со стратегией развития Сморгонского района.

Говоря о мебельном кластере, необходимо помнить, что экономика региона и отраслевая структура производства в нем требуют конкретной кластерной стратегии и программы. В силу различных возможных схем кластеризации необходимо вырабатывать конкретную модель кластеризации мебельной отрасли в регионе и ее конфигурацию. Это непосредственно ставит вопрос касательно процессов и механизмов управления кластеризацией промышленности.

В целом мебельный кластер - сочетание немецкой и итальянской моделей кластеризации. На практике чаще всего встречаются именно эти модели. С этих позиций необходимо соблюдать баланс развития малого и крупного, частного и государственного бизнеса. Также такой сценарий развития предполагает возможности формирования кластера на базе технологического и организационного ядра в виде крупного предприятия (ИООО «Кроноспан»), холдинга (ЗАО «Холдинговая компания «Пинск-древ»), финансово-промышленной группы, концерна (Беллесбумпром), стратегического альянса. Модель предполагает равноправный повышенный приоритет в развитии малого и крупного бизнеса. Для малого бизнеса должны сниматься определенные барьеры входа на рынок, существовать возможности реального лоббирования интересов и поддержки бизнеса.

Формирование и развитие кластеров возможно только при совместных усилиях государственных и частных структур, коммерческих и некоммерческих организаций и институтов по реализации и обеспечению кластерных инициатив, политик и проектов. При этом

144 Кластеризация мебельной промышленности: формирование объектной структуры кластера.

изначально необходима четкая постановка целей и задач кластерного развития, определения ключевых факторов развития, институциональных и организационно-правовых условий, механизмов трансформации экономического пространства региона, где формируется кластер.

Заключение. Формирование кластера возможно в условиях высокой связанности субъектов хозяйствования в рамках единой институциональной и научно-информационной среды; включения в кластер только конкурентоспособных предприятий; когда ядром кластера

является фундаментальная и прикладная наука, образование (сфера услуг). Проектирование кластерного образования должно начинаться с разработки кластерной архитектуры региона, позволяющей структурировать кластер товаропроизводителей, далее прорабатываются конфигурации возможных моделей кластеризации отрасли промышленности и составляется кластерная схема. Конечно, подразумевается, что процедура идентификации кластера уже осуществлена и намечены определенные усилия по развитию кластеров.

Информация об авторе

Андросик Юрий Николаевич - ассистент кафедры экономической теории и маркетинга. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the author

Androsik Yury Nikolaevich - assistant, the Department of Economics and Marketing. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 25.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.