Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №4 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/79EVN416.pdf Статья опубликована 06.09.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Любова О.В., Машкова Е.В. Предпосылки создания мебельного кластера в Республике Татарстан // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №4 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/79EVN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 332.142
Любова Ольга Витальевна1
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Набережночелнинский институт (филиал), Россия, Набережные Челны2
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=742278 ResearcherID: http://www.researcherid.com/rid/M-2244-2015
Машкова Елена Владимировна
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Набережночелнинский институт (филиал), Россия, Набережные Челны
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Предпосылки создания мебельного кластера в Республике Татарстан
Аннотация. В стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года одним из приоритетных направлений развития экономики региона признаны конкурентоспособные кластеры, являющиеся драйверами социально-экономического развития.
Создание мебельного кластера будет способствовать привлечению и удержанию капитала, росту конкурентоспособности региона и его предприятий, позволит обеспечить максимальную эффективность деятельности участников кластера.
В статье приведён краткий анализ ситуации на рынке производства мебели в Республике Татарстан, дана оценка импортно-экспортной ситуации на рынках мебели региона. Обозначены предпосылки роста целевых рынков сбыта, такие как прогнозирование изменений приоритетов в сфере потребления; импортозамещение, которое должно привести к росту мебельной промышленности, прочие. К основным проблемам мебельной отрасли, авторы отнесли отсутствие квалифицированных кадров на всех этапах от производства мебели до её сбыта; несоответствие данных официальной статистики и существующего положения дел в отрасли, прочие
1 https://scholar.google.ru/citations?hl=ru&imq=%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0+%D0% 9B%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0,+Olga+Lyubova&user=JBymItAAAAAJ
2 423810, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект Мира 68/19 1
Определены основные предпосылки для создания промышленного кластера, выявлены основные узкие места в создании мебельного кластера.
В рамках разработки стратегии мебельного кластера Республики Татарстан авторами были проанализированы финансовые показатели деятельности более 125 предприятий мебельной индустрии региона и обозначены основные проблемы и перспективы их развития. Определена концентрация участников исследования по населённым пунктам республики. Определен процент теневого сектора мебельного рынка в Татарстане.
Ключевые слова: промышленный кластер; стратегия развития региона; кластерная активация; предпосылки для создания кластера; предпосылки роста целевых рынков сбыта; теневой рынок
В стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года озвучена стратегическая цель в части развития экономических отношений и институтов, которая формулируется следующим образом: «Сбалансированная система государственных, частных и государственно-частных институтов обеспечивает устойчивое развитие конкурентоспособных кластеров, предпринимательства (малого и среднего бизнеса), внутреннего территориального развития и внешней интеграции»3.
При этом, как отмечается в Стратегии Республики Татарстан, важно найти общую идею, комплексный подход, позволяющий верно сконцентрировать ресурсы. В современном мире наиболее эффективным механизмом стимулирования роста конкурентоспособности признан кластерный подход: сегодня в развитых странах в рамках кластеров развивается более 50 процентов экономики и концентрируется более 40 процентов занятого населения.
В регионе на протяжении ряда лет уже реализуется кластерный подход: создан Камский инновационный территориально-производственный кластер (Камский кластер), который определен как одна из основных точек роста экономики республики.
Мировой и успешный татарстанский опыт дает основания сделать стержнем экономической политики Республики Татарстан кластерную активацию, под которой понимается государственная экономическая политика, направленная на повышение конкурентоспособности и экономический рост в регионе, посредством поддержки кластеров и процессов кластерообразования, модернизации «современной экономики» и создания «умной экономики» на основе механизмов кооперации и государственно-частного партнерства. Кластерная активация концентрируется на приоритетных направлениях, способных обеспечить экономический рост и высокую конкурентоспособность на межрегиональных и международных рынках4.
Ряд учёных под промышленным кластером понимают взаимосвязанную совокупность сконцентрированных преимущественно по территориальному признаку промышленных предприятий и связанных с ними долгосрочными кооперационными связями других экономических субъектов, характеризующихся общностью экономических интересов, реализация которых позволяет повышать эффективность развития промышленных предприятий за счет внутрисистемного усиления локализованных конкурентных преимуществ и концентрации производства и капитала на определенной территории [1 ].
3 Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, от 17 июня 2015
года.
4 План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, от 25 сентября 2015 года.
В Постановлении Правительства РФ № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» обозначена "цель создания промышленного кластера", которая подразумевает создание совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или территориях нескольких субъектов Российской Федерации, производящих промышленную продукцию.
Основной чертой формирования промышленного кластера являются территориально ограниченные формы экономической активности внутри родственных производственных комплексов, причем признаками родства могут быть как производственная специализация, так и общность используемых ресурсов; вертикальные производственные цепочки, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера; многоотраслевые и многоуровневые промышленные производства, представленные на определенной территории и имеющие высокий уровень агрегации [2, с. 35].
Таким образом, создание промышленного кластера - это формирование производственной цепочки, когда рядом с мощным головным перерабатывающим предприятием соседствует несколько предприятий следующего цикла, таким образом, продукт проходит все необходимые производственные этапы: от сырья до конечного товара.
Сотрудничество промышленных предприятий кластера направлено на формирование интегрированной структуры управления, обеспечивающей максимальную эффективность деятельности участников, способствует снижению затрат на прикладные исследования и внедрение нововведений за счет оптимизации производства и осуществления внутрикластерной кооперации. Участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния эффектов масштаба и освоения. Развитие промышленных кластеров будет способствовать более свободному движению информации и координации интересов участников кластера - горизонтально и вертикально связанных предприятий [3, с. 52].
Идея создания мебельного кластера давно обсуждалась, на разных уровнях власти, так как на территории Республики Татарстан наблюдается высокая концентрация разнообразных мебельных экспортно-ориентированных предприятий (более 60 предприятий5). Инициатором создания кластера с центром в г. Набережные Челны выступила ассоциация мебельной и деревообрабатывающей промышленности г. Набережные Челны и региона «Закамье». В городе сформирован потенциал для появления кластера, но отсутствие перерабатывающего предприятия, отодвигало реализацию данной идеи. Уникальная возможность создания «правильного», мощного мебельного кластера появилась с запуском производства МДФ плит на заводе ООО «КастамонуИнтегрейтед Вуд Индастри» (ОЭЗ «Алабуга»). В настоящий момент проходят пуско-наладочные работы на второй линии МДФ плит, после запуска которой проектные мощности предприятия в ОЭЗ «Алабуга» достигнут 1050 тыс. м3 плит МДФ и 40 млн. м2 ламината в год.
Основными условиями и факторами формирования промышленных кластеров являются: наличие конкурентоспособных на российском и/или международных рынках промышленных предприятий в кластере; наличие у территории конкурентных преимуществ для развития промышленного кластера; географическая концентрация и близость участников
5 Подборка информации про мебельный кластер АНО «Камский ЦКР» ТПП НЧ и ассоциации. Официальный сайт консалтинговой компании «Верное решение». URL: Шр://решение-верное.рф/news/kamacluster-mebel-2014.
кластера для активного взаимодействия; наличие тесно связанных или дополняющих друг друга отраслей для формирования «критической массы», способствующей кластерообразованию, повышающей эффективность и конкурентоспособность промышленных предприятий за счет участия в кластере (эффекты масштаба и освоения); наличие имущественных, торгово-сбытовых, логистических и производственно-технологических связей между участниками кластера [4 с. 30, 5 с. 4, 6 с. 15].
Но наличие в регионе крупного переработчика древесины и промышленных предприятий занимающихся изготовлением мебели - это еще не кластер.
Наиболее значимыми предпосылками для создания кластеров являются:
• аккумуляция высококвалифицированных кадров;
• институциональные условия, благоприятствующие инновациям;
• связи и сотрудничество между компаниями;
• наличие центров знаний (университеты, НИИ и т.д.);
• государственная поддержка;
• предопределяющие события (исторические события, создание ведущей компании, принятие каких-либо государственных мер и т.д.);
• развитая промышленная инфраструктура^, 9 с. 8].
Основной проблемой в создании мебельного кластера является отсутствие связи между промышленными предприятиями кластера и учебными заведениями. В свою очередь в учебных заведениях наблюдается отсутствие направлений подготовки необходимых для участников кластера. С другой стороны в регионе есть вся необходимая инфраструктура для создания мебельного кластера, а наличие межкластерных инвестиционных проектов и поддержка со стороны региональных и муниципальных властей обеспечат устойчивое развитие промышленного конкурентоспособного кластера.
Но даже при наличии на первый взгляд неплохих предпосылок для создания мебельного кластера на территории Республики Татарстан остаются вопросы не позволяющие оценить полную картину развития данного сектора экономики, так например согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 24.12.2012) производство мебели относится к разделу D - «Обрабатывающие производства», подраздел DN - «Прочие производства». Где помимо производства мебели (номер подраздела 36) находится и обработка вторичного сырья (номер подраздела 37), а в самом подразделе 36 также находится производство прочей продукции, не включённой в другие группировки (производство игрушек, музыкальных инструментов, ювелирных изделий, спортивных товаров, спичек и многого другого). Данное обстоятельство не позволяет даже приблизительно определиться с количеством предприятий мебельной отрасли, численностью занятых работников, финансовыми результатами, рентабельностью продукции и прочими показателями, так как все выше перечисленные показатели собираются и публикуются органами государственной статистики по принципу «общей корзины», по виду экономической деятельности «Прочие производства».
На основании данных территориального органа государственной статистики по Республике Татарстан за анализируемый период (2010-2014 гг.) объём производства мебели в Республике Татарстан в денежном выражении демонстрирует рост, рисунок 1, так в 2014 г.
рост к 2013 г. составил 45,4 процента (2013 г. к 2012 г. - 7,1 процента), по сравнению с базовым периодом 2010 г. рост составил 172,7 процента.
Рисунок 1. Объём производства мебели в Республике Татарстан, тыс. руб.
(составлено автором)
Выпуск продукции в натуральном выражении уже не демонстрирует столь позитивную картину, как в стоимостном выражении, производство всех проанализированных видов мебели в 2014 г. показывает ухудшение показателей: по позиции диваны, кушетки, софы, тахты падение производства на 0,5 процента, кресла на 20,8 процента, столы на 7,9 процента, стулья на 15,7 процента, шкафы на 13,1 процента, рисунок 2.
Рисунок 2. Производство мебели в Республике Татарстан, шт. (составлено автором)
По официальным данным Федеральной таможенной службы РФ в совокупном объёме импорта мебели в Российскую Федерацию доля Республики Татарстан в 2014 г. составила 0,32 процента (2013 г. - 0,24 процента)6.
Анализ объёмов импорта мебели на территории Республики Татарстан показал замедление темпов объёмов ввоза, по итогам 2014 г. объём ввоза составил 125 процентов к уровню 2013 г., в то время как в 2013 г. - 175 процентов к уровню 2012 г., рисунок 3.
6 Следует отметить, что ввоз мебели может производиться с прохождением регистрации на таможенных постах в других субъектах федерации.
2012 г. 2013 г.
и Металлическая типа используемой в учреждениях
Прочая металлическая * Деревянная типа используемой в учреждениях ^ Деревянная типа кухонной Деревянная типа спальной Прочая деревянная и Из пластмассы
и Части мебели из металла, из дерева, из прочих материалов
2014 г.
Рисунок 3. Объёмы поставок мебели по кодам ТН ВЭД на территорию Республики Татарстан, тыс. USD (составлено автором)
В структуре объёмов ввоза наибольший удельный вес по всем анализируемым годам занимает код 940360 - «Мебель деревянная прочая», 2014 г. - 41,3 процента (уменьшение доли в совокупном ввозе на 7,8 процента к уровню 2013 г.), рисунок 4.
48,3 49,1
2012 г. 2013 г. 2014 г.
I Металлическая типа используемой в учреждениях и Прочая металлическая
и Деревянная типа используемой в учреждениях в Деревянная типа кухонной в Деревянная типа спальной и Прочая деревянная и Из пластмассы
и Части мебели из металла, из дерева, из прочих материалов
Рисунок 4. Структура ввоза мебели в Республику Татарстан, % (составлено автором)
При развёрнутом анализе импортных поставок деревянной мебели, необходимо отметить замедление темпов поставок совокупного объёма ввоза, которые в 2014 г. составили 109,2 процента к уровню 2013 г.
Таблица
Объём импорта мебели деревянной в Республику Татарстан, тыс. USD
(составлено автором)
Код ТН ВЭД Наименование позиции 2012 г. 2013 г. 2014 г.
940330 Мебель деревянная типа используемой в учреждениях 29,6 121 447
940340 Мебель деревянная типа кухонной 111,2 657,4 403,4
940350 Мебель деревянная типа спальной 225,9 307,1 415,2
940360 Прочая мебель деревянная 1201,6 2141,5 2256,7
ИТОГО: 1568,3 3227,0 3522,3
Темп роста, % 205,8 109,2
135,9
2013г. 2014г.
940330 Мебель деревянная типа используемой в учреждениях 940340 Мебель деревянная типа кухонной 940350 Мебель деревянная типа спальной 940360 Прочая мебель деревянная
Рисунок 5. Темпы изменения объёма импортных поставок деревянной мебели в Республику Татарстан по кодам ТН ВЭД, % (составлено автором)
Основными поставщиками мебели в республику являются Китай (по кодам ТНВЭД 940330, 940360, 940370, 940390), Италия (по коду 940340), Республика Беларусь (по коду 940350).
В совокупном объёме экспорта из Российской Федерации доля Республики Татарстан в 2014 г. составила 4,02 процента (2013 г. - 2,04 процента).
Объём экспортных поставок мебели из Республики Татарстан увеличился в 2014 г. в 2,14 раза и составил в денежном выражении 9295,8 тыс. USD. В 5,5 раза увеличились поставки по коду 940320 «Прочая мебель металлическая», в 2,9 раза по коду 940370 «Мебель из пластмассы», в 1,9 раза по коду 940390 «Части мебели из металла, из дерева, из прочих материалов», в 1,8 раза по коду 940360 «Прочая мебель деревянная».
В структуре экспорта мебели из Татарстана наибольший удельный вес по всем рассматриваемым периодам занимает код 940390 «Части мебели из металла, из дерева, из прочих материалов» - 54,1 процента в 2014 г. (уменьшение доли в совокупном вывозе на 6,8 процента к уровню 2013 г.), рисунок 6.
Совокупный объём экспорта металлической мебели из Республики Татарстан в 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличился в 5,4 раза. Увеличение вывоза произошло по коду 940320 «Прочая мебель металлическая».
83,1
2012 г. 2013 г. 2014 г.
в Металлическая типа используемой в учреждениях и Прочая металлическая | Деревянная типа используемой в учреждениях Деревянная типа кухонной Деревянная типа спальной и Прочая деревянная и Из пластмассы
и Части мебели из металла, из дерева, из прочих материалов
Рисунок 6. Структура экспорта мебели из Республики Татарстан по кодам ТН ВЭД, по
годам, % (составлено автором)
За весь рассматриваемый период с 2012 по 2014 гг., основными принимающими странами являлись Казахстан, Беларусь, Украина, Германия.
4,05
1,72 2,04 ■
0,15 0,24 0,32
2012г. 2013г. 2014г.
Доля РТ в общем объёме экспорта РФ, % ■ Доля РТ в общем объёме импорта РФ,%
Рисунок 7. Доля Республики Татарстан в экспортно-импортной составляющей Российской
Федерации, % (составлено автором)
Подводя итог анализа импортно-экспортной составляющей рынка мебели в Республике Татарстан необходимо отметить, что продукция мебельной промышленности в большей мере имеет экспортно-ориентированный характер, (рисунок 7) что в условиях жёсткой глобальной конкуренции говорит о конкурентоспособности продукции отрасли на внешнем рынке и как следствие выступает предпосылкой создания мебельного кластера в республике. Доля республики в экспортно-импортной составляющей Российской Федерации растет.
В рамках разработки Стратегии мебельного кластера Республики Татарстан из открытых источников собраны данные по 127 предприятиям мебельной индустрии расположенным в 11 населённых пунктах Республики Татарстан. Концентрация участников исследования распределилась следующим образом: Набережные Челны (59,2 процента), Казань (30,8 процента), Нижнекамск (2,5 процента), Бугульма (1,7 процента), группа городов Елабуга, Чистополь, Лениногорск, Буинск по 0,8 процента, прочие населённые пункты (2,5 процента).
Из всех проанализированных предприятий 85,8 процента являются действующими предприятиями (из которых у 43,3 процента имеется частичная информация о финансово-
хозяйственной деятельности). 14,2 процента предприятий, от общего количества, официально прекратили свою деятельность, но имели на момент проведения исследования официальный, рабочий сайт на котором можно, ознакомится с продукцией, и сделать заказ на изготовление мебели, а, следовательно, данный процент предприятий не ушёл с рынка, а перетёк в теневой рынок производителей мебели, по остальным 42,5 процента компаниям, хоть они и являются действующими, финансово-хозяйственная информация отсутствует. Соответственно можно сделать вывод, что рынок производителей мебели более чем на половину (56,7 процента) состоит из представителей теневого рынка.
Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности по предприятиям, участвующим в выборке и предоставляющим отчётность(55 компаний), показал неустойчивое положение предприятий мебельной отрасли в 2013-2014 гг.:
• увеличение совокупного размера кредиторской задолженности 120,9 процента к уровню 2013 г., причём рост обязательств был зафиксирован на 21,3 процента предприятий, у 23,4 процента предприятий - задолженность появилась в 2014 г., 19,1 процента предприятий удалось снизить размер кредиторской задолженности;
• положительным явлением 2014 г. стало уменьшение на 13,7 процента совокупного значения дебиторской задолженности. Полностью закрыли дебиторскую задолженность или уменьшили её значение 21,2 процента предприятий, увеличение задолженности - 4,3 процента предприятий, образование новой задолженности зафиксировано на 6,4 процента предприятий;
• увеличение выручки продемонстрировали 57,4 процента предприятий, 23,4 процента предприятий в отчёте о прибылях и убытках отразили уменьшение данного показателя в сравнении с 2013 г., отсутствие выручки в 2014 г. на 19,1 процента предприятий;
• порядка 30,6 процента предприятий в 2014 г. отчитались с отрицательным значением по показателю - чистая прибыль, на 27,8 процента предприятий уменьшение значения показателя по сравнению с предыдущим годом, на 41,7 процента предприятий зафиксировано увеличение показателя чистой прибыли;
• только 4,2 процента предприятий имели в 2014 г. долгосрочные займы;
• прирост собственного капитала (нераспределённая прибыль) был зафиксирован у 37,5 процента предприятий.
На сегодняшней день необходима консолидация сил участников мебельного рынка по поддержке отечественной мебельной промышленности. Наряду с повышением эффективности производства предприятий, испытывающих дефицит отечественного сырья при наличии свободных производственных мощностей, кроме привлечения масштабных инвестиций в повышение технического и технологического уровня, необходимо создавать вертикальные снабженческие цепочки и устойчивую оптово-розничную сеть дистрибуции, региональные сети мебельных центров [10].
Основные проблемы мебельной отрасли:
• отсутствие квалифицированных кадров на всех этапах от производства мебели до её сбыта;
• недостаточный опыт производителей по организации сбыта и продвижения продукции;
• отсутствие эффективной рекламы производителя;
• конкуренция отечественной и зарубежной мебели во всех ценовых сегментах;
• высокие издержки производителей мебели;
• проблемы сезонности продаж;
• наличие «клонированной» мебели в России;
• высокие цены на логистику, отсутствие необходимого количества оборудованных складов, некачественная работа перевозчиков;
• конкуренция за рынок не только и не столько между отечественной и импортной мебелью, а прежде всего между официальными представителями рынка и большим количеством представителей теневой экономики, которые демпируют цены и предлагают не сертифицированную продукцию низкого качества;
• низкое качество мебели «теневого» производства с главным правилом на рынке - «продать», в результате у потребителя возникает недоверие к российским брендам;
• несоответствие данных официальной статистики и существующего положения дел в отрасли.
Предпосылки роста мебельной отрасли:
• действие противонаправленных факторов, с одной стороны - снижение внутреннего спроса, по прогнозам экспертов на 30-50 процентов, с другой -высвобождение ряда ниш от импорта, импортозамещение, которое должно привести к росту мебельной промышленности;
• шанс увеличить долю мебельной продукции на российском рынке и начало активной экспансии на внешние рынки в связи с ростом конкурентоспособности продукции;
• прогнозирование изменений приоритетов в сфере потребления. На основе анализа кризисных периодов аналитиками было установлено, что россияне изменяют свои приоритеты в периоды кризиса, меньше ездят за границу, откладывают покупку нового автомобиля, но занимаются обустройством домов и квартир, стремясь сделать своё жилище максимально комфортным и уютным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С., Хлынин М.Ю. Формирование и развитие промышленных кластеров // Технико-технологические проблемы сервиса. 2014. № 1 (27) / 2014.
2. Положенцева Ю.С. Повышение конкурентоспособности региона на основе сглаживания пространственной дифференциации: кластерный подход / Ю.С. Положенцева // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 1. С. 34-38.
3. Багаутдинова Н.Г. Формирование промышленных кластеров на основе вертикально-интегрированных компаний как фактор устойчивого развития региональной экономики / Н.Г. Багаутдинова // Экономика и управление. 2009. № 1. С. 51-54.
4. Бабкина Л.Н. Методологические подходы и принципы формирования стратегии социально-экономического развития регионов / Л.Н. Бабкина, О.В. Скотаренко // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 3. С. 30-36.
5. Сигов В.И. Расширенное воспроизводство трудового потенциала как основной критерий становления и развития экономики знаний / В.И. Сигов, Г.А. Карпова, М.В. Сигова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 5. С. 4-13.
6. Вертакова Ю., Плотников В., Положенцева Ю. Разработка и реализация кластерной политики: российская и международная практика / Вертакова Ю., Плотников В., Положенцева Ю. // Вестник Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. Серия Экономика. 2015. № 6. С. 15-20.
7. Дашков А.А., Маленков В.В. Оценка теневого сектора мебельного рынка // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2010. № 2.
8. Сахариева А.С. Инновационные кластеры - региональный масштаб и глобальный эффект // Вестник КазНУ. Алматы. 2013.
9. Ахмадеева О.А., Любова О.В. Индустриальные парки как основа развития регионов на примере Чистопольского муниципального района Республики Татарстан // Сборник материалов XVIII Всероссийской научно-практической конференции "Стратегия устойчивого развития регионов России" (СР-18).-Новосибирск: Изд-во Центр развития научного сотрудничества. - 2013., С. 8-19.
10. Сухоруков А.В. Региональные аспекты развития мебельной промышленности и формирования российского рынка мебели // Региональная экономика (72) УЭкС, 12/2014.
Lyubovа Olga Vitalievna
Kazan federal university Naberezhnye Chelny branch, Russia, Naberezhnye Chelny
E-mail: [email protected]
Mashkova Elena Vladimirovna
Kazan federal university Naberezhnye Chelny branch, Russia, Naberezhnye Chelny
E-mail: [email protected]
Prerequisites for the furniture cluster development in the Republic of Tatarstan
Abstract. In the strategy of social and economic development of the Republic of Tatarstan till 2030 the competitive clusters as drivers of social and economic development are recognized as one of the priority development directions of the region's economy.
Development of the furniture cluster will stimulate attraction and retention of capital, growth of the region's and its enterprises' competitiveness, it will allow to provide maximum efficiency of participants' activity in the cluster.
This article contains brief analysis of the situation on the furniture market in the Republic of Tatarstan and the assessment of import and export situation on the furniture markets in the region. It also defines the prerequisites for the growth of the target markets, such as prediction of changes in consumption priorities; import substitution, which should lead to the growth of the furniture industry, etc. The authors define several main problems of furniture sector, such as the lack of qualified personnel at all stages from production of furniture till its sale; the inconsistency between official statistics data and the current situation in the sector.
The main prerequisites for the industrial cluster development and the main bottlenecks in creation of a furniture cluster are revealed in the article.
Within the development of the furniture cluster strategy in the Republic of Tatarstan financial performance of more than 125 enterprises' activity in the furniture industry of the region is analyzed and the main problems and prospects of their development are identified. The concentration of research participants across communities of the republic is defined. The percentage of shadow sector on the furniture market in Tatarstan is defined.
Keywords: industrial cluster; strategy of the region development; cluster activation; prerequisites for a cluster development; prerequisites for growth of target sales markets; shadow market
REFERENCES
1. Vertakova Y.V., Polozhentseva Y.S., Khlynin M.Y. Formation and development of industrial clusters // Tehniko-tehnologicheskie problemy servisa. 2014. № 1 (27) / 2014.
2. Polozhentseva Y.S. Increase of competitiveness of the region on the basis of smoothing of spatial differentiation: cluster approach / Y.S. Polozhenceva // Izvestia Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 1. S. 34-38.
3. Bagautdinova N.G. Formation of industrial clusters on the basis of the vertically integrated companies as a factor of a sustainable development of regional economy / Bagautdinova N.G. // Ekonomika i upravlenie. 2009. № 1. S. 51-54.
4. Babkina L.N. Methodological approaches and principles of formation strategy of social and economic development of regions / Babkina L.N., Skotarenko O.V. // Izvestia Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonoimiki i finansov. 2013. № 3. S. 3036.
5. Sigov V.I. Expanded reproduction of labor potential as main criterion of formation and development of economy knowledge / Sigov V.I., Karpova G.A., Sigova M.V. // Izvestia Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonoimiki i finansov. 2013. № 5. S. 4-13.
6. Vertakova Yu., Plotnikov V., Polozhentseva Yu. Development and implementation of cluster policy: Russian and international practice / Vertakova Yu., Plotnikov V., Polozhentseva Yu. // Bulletin of Taras Shevchenko National University of Kyiv. Economics, 2015, № 6. S. 15-20.
7. Dashkov A.A., Malenkov V.V. Assessment of shadow sector of the furniture market // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa - Lesnoi vestnik. 2010. № 2.
8. Sakharieva A.S. Innovative clusters - the regional scale and global effect // Vestnik KazNU. Almaty. 2013.
9. AKhmadeeva O.A., Lyubova O.V. Industrial parks as a basis of development regions on the example of the Chistopolsky municipal district of the Republic of Tatarstan // Sbornik materialov XVIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii "Strategia ustoichivogo razvitiya regionov Rossii" (SR-18). - Novosibirsk: Izdatelstvo Centr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva. - 2013., S. 8-19.
10. Sukhorukov A.V. Regional aspects of furniture industry development and formation of the russian market of furniture // Regional economics(72), 12/2014.