Научная статья на тему 'Состояние и перспективы малых мебельных производств Воронежской области'

Состояние и перспективы малых мебельных производств Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕБЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морковина С. С.

Статья содержит анализ объемов, структуры и динамики малого предпринимательства в Воронежской области, где, несмотря на рост числа субъектов малого предпринимательства, их положение остается сложным. На примере мебельных предприятий показаны возможные пути преодоления трудностей. Высказано мнение, что объединение малых предприятий в ассоциацию мебельщиков позволит компенсировать неравенство условий, в которых находятся субъекты малого бизнеса по сравнению с крупными предприятиями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морковина С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы малых мебельных производств Воронежской области»

Статья содержит анализ объемов, структуры и динамики малого предпринимательства в Воронежской области, где, несмотря на рост числа субъектов малого предпринимательства, их положение остается сложным. На примере мебельных предприятий показаны возможные пути преодоления трудностей. Высказано мнение, что объединение малых предприятий в ассоциацию мебельщиков позволит компенсировать неравенство условий, в которых находятся субъекты малого бизнеса по сравнению с крупными предприятиями.

Состояние и перспективы малых мебельных производств Воронежской области*

С. С. МОРКОВИНА,

директор ООО «ОБИТ»,

Воронежская государственная лесотехническая академия

За годы рыночных реформ малое предпринимательство превратилось в сектор экономики, во многом определяющий темпы экономического роста и занятости населения отдельных регионов РФ. Малое предпринимательство выступает одновременно как целью, так и инструментом развития рыночной экономики. С одной стороны, оно генерирует новые рабочие места и с минимальными затратами осуществляет инновационную деятельность, а с другой - препятствует усилению монополизма на рынке, заполняя менее привлекательные для крупного бизнеса ниши. На начало 2007 г. в Воронежской области было зарегистрировано 58,7 тыс. субъектов малого бизнеса (таблица), с численностью работающих 124,4 тыс. чел., а также 43824 индивидуальных предпринимателя.

* В статье использованы результаты исследований, осуществленных кафедрой экономики и финансов Воронежской государственной лесотехнической академии по теме № 01.2.00609249 «Совершенствование и проектирование экономического механизма на предприятиях лесного комплекса» (код ГРНТИ 66.01.75).

© ЭКО 2008 г.

Динамика основных экономических показателей развития малого бизнеса в Воронежской области в 2001—2006 гг.

Показатель Темпы роста, % за период

2002/ 2001 2003/ 2002 2004/ 2003 2005/ 2004 2006/ 2005

Количество малых предприятий (без предпринимателей) 127,3 104,8 102,5 100,1 98,6

Выпуск продукции 201,6 184,0 81,9 112,9 101,6

Инвестиции в основной капитал 180,7 190,7 133,1 130,3 128,6

Количество индивидуальных предпринимателей 110,0 112,1 104,6 63,7 103,3

Источник: материалы Органа статистики по Воронежской области.

Малый бизнес области сегодня - это более 15 тыс. предприятий, функционирующих в различных сферах деятельности. Вклад малого бизнеса в доходную часть консолидированного бюджета Воронежской области только на конец 2006 г. составил 1068,3 млн руб. При этом следует отметить нарастание налоговых платежей в сфере малого бизнеса по сравнению с 2005 г. на 35%.

Наибольший удельный вес предприятий малого бизнеса в области приходится на торговлю (53%) и промышленность (14%) (рис. 1). Столь значительные диспропорции между производством и реализацией продукции объясняются особенностями налогообложения. Малые предприятия, преследуя цель минимизации налогов, вынуждены переводить продукцию из сектора, где она была произведена, в сектор торговли и тем самым снижать налоговое бремя по уплате НДС и налога на прибыль. Такой подход значительно упрощает работу предприятий малого бизнеса - особенно в части бухгалтерской отчетности, однако не позволяет объективно оценить объемы малого предпринимательства в области производ-

ства продукции. Незаконный, но распространенный вариант схемы используется многими предприятиями, в результате чего наибольшие доходы «генерируются» в сфере торговли.

Рис. 1. Отраслевая принадлежность предприятий малого бизнеса Воронежской области в 2005 г.

Анализируя деятельность малого бизнеса Воронежской области, отмечу, что в настоящее время прирост числа новых малых предприятий незначителен. Не происходит и заметного расширения класса индивидуальных предпринимателей, что свидетельствует о наличии проблем в этом секторе экономики.

На первый взгляд, проблемы известны - это недостатки нормативно-правовой базы, несовершенство налоговой политики, ограниченный доступ к источникам финансирования и информационным ресурсам, невысокий уровень подготовки персонала и многое другое. Хотя за последние годы в области развития малого бизнеса на государственном уровне сделано немало. Это - предоставление налоговых льгот, создание цивилизованного законодательного пространства, обучение кадров, формирование бизнес-парков (только на территории областного центра за 2006 г. их создано четыре).

Все это хорошо, но не достаточно для развития малых предприятий.

Нерешенные вопросы

Более чем десятилетний опыт работы в сфере малого предпринимательства и выполненные на базе малых предприятий

мебельной промышленности исследования позволяют мне говорить о неспособности кредитно-финансовой системы в ее нынешнем состоянии обеспечить развитие малого бизнеса. Практически все принятые в последние годы программы поддержки малого бизнеса не доходят до предпринимателей. Экономический климат для развития малого бизнеса в Воронежской области не назовешь благоприятным.

Оценим состояние малого предпринимательства в Воронежской области на примере производства мебели (кстати, наиболее привлекательного в промышленном секторе экономики области). Исторически сложилось, что на территории области сконцентрированы крупнейшие предприятия по производству мебели - ОАО холдинговая компания «Мебель Черноземья», ОАО «Графское», ЗАО ПК «Ангстрем» и другие, а также десятки средних и малых предприятий. И хотя до последнего времени развитие мебельного рынка области определяли крупные производители, доля малых фирм и индивидуальных предпринимателей значительно выросла за последние три года (с 3% до 9% сегмента рынка, занимаемого мебельной продукцией). Однако, несмотря на положительные тенденции, малые предприятия мебельной промышленности в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Для малого бизнеса наиболее серьезны внутренние проблемы, возникающие на уровне организации производства продукции, так как к внешнему окружению, как показывает опыт, они давно приспособились. Неустойчивое состояние малого бизнеса объясняется двумя основными причинами - трудностями в финансовой сфере малого предприятия и в сфере производства и сбыта мебельной продукции.

Устойчивое функционирование и развитие малых предприятий в значительной мере зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами, краткосрочными и долгосрочными кредитами. Нехватка инвестиций в перерабатывающем секторе, к которому относится мебельное производство, отражается на работе малых предприятий. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий требуют многомиллиардных вложений. Ни государство, ни малые предприятия осуществлять их не готовы.

Не менее болезненны вопросы, касающиеся инвестиционного проектирования и проведения оценки инвестиционных рисков, ведь требуются не только знание конъюнктуры рынков, ожидаемого уровня инфляции, степени конкуренции и т. п., но и навыки проведения подобных оценок. Говоря о притоке инвестиций в отраслевом разрезе, отметим, что средства, выделяемые из бюджетов разного уровня на развитие малого предпринимательства, чиновники нередко направляют на поддержку «своих» предприятий. Остается надеяться на кредитные ресурсы, но они незначительны - и по сей день ни один российский или иностранный банк не даст кредит на открытие бизнеса. Рассчитывать на получение даже скромных финансовых средств могут только предприятия, отработавшие на рынке не менее года. Банковский капитал слабо ориентирован на малый бизнес, если судить по достаточно высоким процентным ставкам и наличию множества препон, связанных с обеспечением залога, поиском поручителей и т. п. При всем этом недоступность финансовых ресурсов - только вершина айсберга. С главными трудностями малый бизнес сталкивается в начале производства.

И снова я буду вести речь о знакомой мне сфере. Мебельное производство является материалоемким, при этом качество и количество производимой продукции напрямую связаны с наличием у предприятия не только технологического оборудования, но и с его обеспеченностью производственными и вспомогательными площадями для организации технологических процессов и хранения материальных ресурсов. За годы рыночных преобразований малые предприятия, создаваемые, как правило, на пустом месте, смогли приобрести технику и оборудование. А вот работать, и не один год, им приходится на арендованных площадях, причем зачастую в помещениях, мало приспособленных для производства.

Причина известна - необоснованно высокие ставки арендной платы, которые тяжелым финансовым бременем ложатся на все, а особенно на молодые предприятия, и тормозят развитие производства. Необеспеченность малых предприятий мебельной промышленности производственными площадями, соответствующими требованиям технологии, во многом опре-

деляет сегодняшний весьма невысокий уровень конкурентоспособности производимой продукции. Нарушение технологического процесса не лучшим образом сказывается и на качестве, и на цене производимой мебели.

В отношении складских помещений дела обстоят не лучше: обслуживание обходится недешево, что толкает малые предприятия на неоправданную экономию полезной площади. При этом недостаток материалов и сырья им приходится покрывать разовыми закупками, что плохо отражается на сроках изготовления изделий, ведет к их удорожанию.

Понятно, что решение обозначенных вопросов лежит в области инвестиций, и здесь без государственной поддержки не обойтись. Ведь даже если малый бизнес сможет привлечь заемные средства, главное - суметь средствами распорядиться, а в этом у предпринимателей явно не хватает опыта. Однако затраты предприятий на обеспечение функционирования и развития производства не ограничиваются только инвестициями в основные средства. Не менее важным вопросом, также требующим затрат, является организация маркетинга и сбыта. Что касается сбыта, здесь к основным трудностям следует отнести демпинг со стороны конкурентов (как крупных, так и мелких) и недоступность рекламных ресурсов, обусловленную их высокой ценой.

Рынок мебельной продукции Воронежской области достаточно насыщенный, при этом в торговых центрах представлена продукция крупных предприятий, функционирующих не один десяток лет. Созданные на базе существовавших в доперестроечный период мебельные комбинаты - ОАО ХК «Мебель Черноземья», ООО «Сомовчанка», ЗАО «Кристина», ЗАО ПК «Ангстрем» и другие производители выступают своего рода флагманами мебельной промышленности региона, и их технико-экономическое состояние вполне благополучно. Данное обстоятельство не в пользу развития малого бизнеса, которому при вышеназванных трудностях приходится довольствоваться незначительным сегментом местного рынка мебели (рис. 2).

Исследования рынка мебельной продукции Воронежа показали, что на долю малых предприятий-производителей мебели приходится около 9% объема продаж в торговых цент-

«Мебель Черноземья» 42%

«Ангстрем» 24%

«Кристина» 5%

«Сомовчанка» 6%

предприятия 9%

Прочие 14%

Рис. 2. Доля производителей мебели на рынке Воронежа в 2005 г., %

рах и специализированных магазинах. При этом выполненный опрос и анкетирование жителей города позволили установить, что более 30% респондентов приобретали мебель в малых предприятиях, работающих по системе «на заказ». Данное обстоятельство позволило сделать вывод о неэффективной организации сбытовой деятельности предприятий малых форм хозяйствования. Малым предприятиям трудно конкурировать с крупным бизнесом не только по вопросам организации сбыта продукции, создания современной товаропроводящей сети, сетевых магазинов, рекламных бюджетов, разработки бренда, не говоря уже о разнице в финансовых ресурсах. На первый взгляд, ситуация тупиковая, малый бизнес должен отступить. Но есть примеры, позволяющие надеяться на лучшее. Один из них - объединение в топливную ассоциацию малых предприятий по реализации топлива (АЗС). За несколько лет Воронежская топливная компания составила конкуренцию крупнейшим нефтяным - «ЮКОСу» и «ТНК». Воронежская топливная компания - ассоциация «ВТК», сформированная на принципах равного представительства всех членов, независимо от масштабов их деятельности и вложенного капитала, в настоящее время объединяет более двадцати малых предприятий и предпринимателей, координируя и направляя деятельность более чем 40 АЗС на территории Воронежа и области. Упорно удерживая свои позиции, малый бизнес Вороне-

жа сумел устоять в конкурентной борьбе только благодаря интеграции.

Этот опыт можно использовать и малым предприятиям-производителям мебели. Их объединение в ассоциацию мебельщиков должно осуществляться с применением мягких форм интеграции, именно они позволяют сохранить независимость входящих в ассоциацию предприятий. Идеальная модель интеграции предприятий малого бизнеса в ассоциацию мебельщиков предполагает обязательное сохранение независимости и юридической самостоятельности хозяйствующих субъектов в сочетании с эффективным механизмом контроля их деятельности. Интеграция обеспечит производителям мебели:

- доступ к новым рынкам сбыта, материальным, финансовым и трудовым ресурсам объединившихся предприятий;

- улучшение системы управления и координации технологического процесса, что послужит выпуску более конкурентоспособной продукции на базе регулирования цены, спроса и предложения;

- действие информационного эффекта, заключающегося в появлении на рынке информации о новой компании, способствующей росту стоимости входящих в ее состав хозяйствующих субъектов;

- снижение издержек на рекламу и продвижение продукции в силу экономии на масштабе;

- увеличение объемов продаж, связанных с возникновением синер-гетического эффекта.

Известно, что в создании интегрированных систем чаще всего участвуют предприятия, которые на основе взаимных договоров определяют общую стратегию поведения на своем сегменте рынка. И в этом вопросе малые предприятия мебельного производства объединены задачами повышения конкурентоспособности производимой и реализуемой на целевом рынке продукции, снижения затрат на реализацию мебели и, как следствие, увеличения доходов.

Преимущества создания интегрированной структуры для малого бизнеса очевидны. Во-первых, интеграция позволит исключить конкуренцию между объединившимися предприятиями, существовавшую до объединения. Во-вторых, в силу своих размеров и возросшей рыночной активности созданная структура сможет претендовать на определенную долю рынка и даже потеснить крупных и средних производителей. В-третьих,

координация или совместное осуществление определенных функций (создание розничной торговой сети, собственного бренда, внедрение инноваций, проведение рекламных акций и т. п.) будет способствовать росту конкурентоспособности продукции предприятий-производителей в составе ассоциации.

Был разработан механизм оценки эффективности и определены основные экономические критерии объединения малых мебельных предприятий в интегрированную структуру. Так, по нашим расчетам, в результате объединения в ассоциацию мебельщиков прирост годового объема продаж для отдельного участника объединения увеличится на 14,7%, затраты на рекламу, продвижение товара и маркетинговую деятельность снизятся на 6,2%. Оптимизация ассортимента производимой продукции и контроль над ценами будут способствовать повышению устойчивости малых предприятий к негативным воздействиям со стороны крупных производителей мебели.

Анализ деятельности малых предприятий в сфере производства мебели свидетельствует, что наибольший эффект синергии для отдельного малого предприятия в составе ассоциации получается благодаря экономии на операционных расходах за счет объединения службы маркетинга, учета и сбыта. Поэтому основная задача создаваемой структуры - обеспечение эффективного маркетинга мебельной продукции.

В заключение отметим, что у малых предприятий-производителей мебели, работающих в регионе и отличающихся большой мобильностью, есть реальная возможность обеспечить увеличение производства и развитие данного сектора экономики. Интеграция малых предприятий в ассоциацию мебельщиков будет способствовать увеличению объемов продаж и росту конкурентоспособности отдельных производителей, более полному удовлетворению спроса воронежцев на недорогую мебель и продукцию, разрабатываемую по специальным заказам, и в целом оздоровлению малого бизнеса, работающего в сфере мебельного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.