Научная статья на тему 'Становление и развитие мебельного производства в Калининградской области'

Становление и развитие мебельного производства в Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
679
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FURNITURE PRODUCTION / STAGES OF DEVELOPMENT / COMPETITIVE ADVANTAGE / KALININGRAD REGION / МЕБЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баринов Александр Яковлевич, Дрок Татьяна Емельяновна

Рассмотрены три основных этапа становления и развития мебельного производства в Калининградской области. На базе данных официальной статистики определены конкурентные преимущества мебельной отрасли региона на каждом из представленных этапов своего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баринов Александр Яковлевич, Дрок Татьяна Емельяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and Development of Furniture Manufacturing in the Kaliningrad Region

The paper considers three basic stages of formation and development of furniture manufacturing in the Kaliningrad region. Based on official statistics, the authors define pre-competitive assets of the furniture industry in the region on each of the stages of its development.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие мебельного производства в Калининградской области»

ЭКОНОМИКА

УДК 332.012.32

А. Я. Баринов, Т. Е. Дрок

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ1

Рассмотрены три основных этапа становления и развития мебельного производства в Калининградской области. На базе данных официальной статистики определены конкурентные преимущества мебельной отрасли региона на каждом из представленных этапов своего развития.

87

The paper considers three basic stages of formation and development of furniture manufacturing in the Kaliningrad region. Based on official statistics, the authors define pre-competitive assets of the furniture industry in the region on each of the stages of its development.

Ключевые слова: мебельное производство, этапы развития, конкурентное преимущество, Калининградская область.

Key words: furniture production, stages of development, competitive advantage, Kaliningrad region.

Становление и развитие мебельного производства в регионе можно представить как последовательность следующих этапов.

Дореформенный период (1946 — середина 1990-х гг.)

В 1946 г. создана первая Калининградская мебельная фабрика, преобразованная в 1972 г. в мебельный комбинат «Калининград», в состав которого вошли Калининградская мебельная фабрика (головное предприятие), Черняховский деревообрабатывающий комбинат, Советская мебельная фабрика (на правах филиалов). Мебельный комбинат «Калининград» специализировался на производстве бытовой и специаль-

1 Отатья подготовлена по материалам проекта Г-2015-62981 «Создание университетской информационно-аналитической системы поддержки региональных социально-экономических исследований и ее внедрение в научную, образовательную и инновационную деятельность БФУ им. И. Канта (Этап 2)» (раздел «Общая характеристика секторов экономики» подраздел «Мебельный кластер»). Проект осуществлен в рамках Программы развития ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» на 2011 — 2020 гг.

© Баринов А. Я. , Дрок Т. Е., 2016

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 1. С. 87-96.

88

ной (лабораторной, медицинской) мебели, выполнял ремонтные, монтажные работы. С 1975 г. мебельный комбинат № 12 «Калининград», с 1976-го — производственное мебельное объединение «Калининград», а с 1995 г. оно было преобразовано в общество с ограниченной ответственностью [1].

Предприятия мебельной отрасли были ориентированы на местный рынок, невеликий по размерам, имели невысокие показатели и темпы развития, однако при определенных условиях их роль в экономике региона могла быть и значительнее, к примеру в вывозе продукции [2]. Они не требовали больших инвестиций и могли обеспечить быструю капиталоотдачу. На этом этапе становления и развития мебельного производства преимущественно рассматривался вопрос о его поддержке региональными органами власти и более полном использовании возможностей, предоставляемых действующим законодательством для организации локальных экспортно ориентированных зон. Значительные перспективы развития отрасли были связаны с региональным потребительским рынком, требующим насыщения товарами народного потребления.

Становление мебельного кластера в условиях экономического зонирования (1991—2006 гг.)

Мебельная промышленность стала развиваться быстрыми темпами с середины 1990-х гг., что обусловливалось в том числе активным ростом торговли в регионе. Многие современные предприятия области сначала специализировались только на импорте мебели, а затем стали разворачивать собственное производство. Основными мощными стимулами для этого послужили создание в 1996 г. на территории области Особой экономической зоны [3], а также близость к европейским рынкам — производителям мебели и поставщикам материалов, сырья и комплектующих для ее изготовления. На этом этапе мебельная промышленность все еще характеризовалась высокой трудоемкостью и относительно низкой капиталоемкостью, невысоким уровнем потребления электроэнергии.

В 1997 г. в регионе создано некоммерческое партнерство «Ассоциация калининградских мебельщиков» (далее — АКМ), цель которой состоит в защите интересов входящих в ее состав членов — мебельных предприятий, в том числе посредством действий, направленных на улучшение торговли, делового климата, создание условий для продвижения продукции и интеграции ЕС и России [4].

Мебельная продукция региональных производителей с 2000 г. стала отличаться высоким качеством и конкурировала на российском рынке по цене, конечно, за счет использования льгот ОЭЗ — поставок дешевых беспошлинных сырья, материалов и комплектующих. Режим свободной таможенной зоны стимулировал развитие нового сектора про-

мышленности, а позднее зарождение мебельного кластера. По оценке специалистов [5] для мебельного сектора региона в этот период были характерны следующие косвенные признаки кластирования:

1) увеличение количества действующих предприятий;

2) укрупнение лидеров мебельного сектора;

3) концентрация предприятий по географическому признаку;

4) постепенное наращивание экспорта;

5) создание общего брэнда;

6) углубленная переработка сырья;

7) расширение ассортимента производимой мебельной продукции;

8) копирование удачного опыта;

9) активизация выставочно-ярмарочных мероприятий;

10) развитие межфирменной кооперации.

К 2002 г. отрасль включала уже около 40 мебельных предприятий с числом занятых 10 тыс. человек, в 2003 г. производила 5,7 % всей отечественной мебели. Основным рынком сбыта выступали регионы РФ: в 2002 г. 83 % продукции было отправлено в основные регионы страны, 10 % реализовано в области и 7% отправлено на экспорт (Беларусь и Украина) [6, с. 272].

Геополитическое положение региона — его близость к Европе — дало предпринимателям свободный доступ к современным технологиям, машинам и оборудованию, а также материалам и комплектующим, что позволяло производить высококачественную продукцию.

Таким образом, конкурентную среду мебельной отрасли на данном этапе развития можно охарактеризовать следующим образом: мебельные предприятия находились в поиске постоянных поставщиков; ориентировались на ценовые факторы повышения конкурентоспособности; делали акцент на наращивании производственного потенциала; развивали логистику и сбыт; использовали современные системы менеджмента; формировали товарный портфель и модельный ряд; ориентировались на широкий диапазон цен.

Современное состояние (2006—2014 гг.)

С конца 2007-го до 2009 г. отмечалось сокращение объемов отгруженной продукции мебельного производства (табл. 1).

Таблица 1

Динамика объемов отгруженной продукции, 2005—2014 гг.

89

Год Объем в действующих ценах, тыс. руб. Индекс потребительских цен (ИПЦ мебель) Объем в ценах 2014 г. (в пересчете по ИПЦ мебель), тыс. руб.

2005 6376006 1,065 13950607,9

2006 7233721 1,042 15189324,2

2007 425637 1,05 851190,5

2008 4599547 1,195 7697231,6

2009 2782601 1,126 4135538,2

2010 3763227 1,039 5383019,7

Окончание табл. 1

Год Объем в действующих ценах, тыс. руб. Индекс потребительских цен (ИПЦ мебель) Объем в ценах 2014 г. (в пересчете по ИПЦ мебель), тыс. руб.

2011 4093758 1,096 5342901,5

2012 5145243 1,015 6615990,1

2013 4485036 1,003 5749816,2

2014 5343412 1,282 5343412,0

90

Источник: рассчитано по данным [7], ЕМИСС.

Данный период был связан с носившим системный характер мировым финансовым кризисом, действие которого в первую очередь привело к сокращению количества предприятий отрасли; сужению товарного портфеля; сокращению спроса; нехватке финансовых ресурсов; свертыванию программ развития.

С 2010 по 2012 г. был отмечен рост, который в последующие годы вновь сменился спадом. В посткризисный период конкурентная среда мебельного сектора характеризовалась:

— усилением внешней и внутренней конкуренции;

— стагнацией или слабым ростом спроса на мебельную продукцию;

— возросшей необходимостью в модернизации мебельных производств и технологий;

— ограниченным инновационно-технологическим потенциалом;

— необходимостью формирования новых факторов конкурентоспособности (рост продукции с высокой долей добавленной стоимости, сокращение зависимости от импорта, создание деревообрабатывающих производств).

В таблицах 2 и 3 приведена динамика натуральных объемов производимой отдельных видов мебельной продукции предприятиями региона за 2003 — 2013 гг. Так, общий выпуск мебельной продукции в 2013 г. по сравнению с 2003-м увеличился: производство шкафов — почти в 55 раз, диван-кроватей — в 40 раз, кроватей деревянных — в 40 раз, столов — почти в 6 раз, стульев — почти в 2 раза (табл. 2). В последние три года продолжает расти выпуск шкафов, кроватей деревянных и столов (табл. 3).

Таблица 2

Динамика производства отдельных видов мебельной продукции предприятиями региона за 2003—2013 гг., тыс. штук

Вид продукции 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Стулья 4,8 11,5 10,7 9,4 8,0 24,7 6,9 1,7 10,0 6,4 8,0

Шкафы 3,4 10,4 15,1 14,3 33,4 50,5 34,5 75,9 125,5 140,4 186,8

Диван-кровати 0,1 1,0 1,5 1,1 1,7 3,7 4,1 3,0 5,3 4,0 5,0

Кровати деревянные 1,2 1,3 1,8 1,0 8,7 13,6 12,1 13,3 16,7 22,7 48,0

Столы 5,3 8,9 8,9 9,1 17,1 35,6 31,9 23,7 20,6 21,4 28,9

Источники: [7; 8].

Таблица 3

Динамика темпов роста физического объема производства отдельных видов мебельной продукции за 2004—2013 гг. (по сравнению с предыдущим годом), %

Вид продукции 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Стулья 239,6 93,0 87,9 85,1 В 3,1 раза 27,9 24,6 В 5,9 раза 64,0 125,0

Шкафы В 3,1 раза 145,2 94,7 233,6 151,2 68,3 220,0 165,3 111,9 133,0

Диван-кровати В 10 раз 150,0 73,3 154,5 217,6 110,8 73,2 176,7 75,5 125,0

Кровати деревянные 108,3 138,5 55,6 В 8,7 раза 156,3 89,0 109,9 125,6 135,9 211,5

Столы 167,9 100,0 102,2 187,9 208,2 89,6 74,3 86,9 103,9 135,0

91

Источники: [7; 8].

В продолжение анализа статистических данных следует отметить, что в структуре производства мебели на конец 2014 г. преобладали следующие ее виды (в скобках указан уровень 2012 и 2013 гг. соответственно) [9]:

1. Мебель для сидения с металлическим каркасом мягкая (обитая), специальная для офисов, учебных заведений, административных помещений — 33,7% в общем объеме (55,3 и 50,3 %). Следовательно, наблюдается снижение спроса на нее.

2. Шкафы кухонные, для спальни, столовой и гостиной — 20,5 % (15,4 и 17,1 %).

3. Шкафы кухонные деревянные — 7,6 % (7,6 и 6,0 %).

4. Шкафы деревянные комбинированные для спальни — 6,6 % (4,9 и 5,7%).

Обобщая представленные данные, можно заключить, что в регионе кухонная мебель является важнейшим сегментом мебельного рынка в целом, ее удельный вес достигает 8 % всей производимой мебели.

Мебельное производство региона в 2006 — 2014 гг. по-прежнему было представлено преимущественно субъектами малого и среднего предпринимательства, однако к 2008 г. их число существенно сократилось и в течение всего последующего периода практически не менялось. Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) мебельного сектора региона за 2008 — 2014 гг. приведены в таблице 4.

Сокращение годового оборота малых предприятий в сопоставимых ценах 2014 г. по сравнению с уровнем предшествующего периода показал следующую отрицательную динамику: в 2009 г. — на 46,7 %, в 2012 г. — на 10,8 %. За два последних года темп прироста отрицателен — 2—3 %.

Таблица 4

Основные показатели деятельности малых мебельных предприятий (без микропредприятий) региона, 2008—2014 гг.

Показатель | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014

Раздел 1. Численность и начисленная заработная плата работников

Количество малых предприятий 57 54 53 63 60 49 61

Среднегодовая численность работников, человек 1797 1354 1517 1614 1436 1344 1835

Среднегодовая численность работников списочного состава (без внешних совместителей), человек 1794 1349 1511 1603 1409 1315 1808

Годовой фонд начисленной заработной платы всех работников, тыс. руб. 257581,34 170858,45 279744,44 338329,46 200241,95 205102,77 355054,29

Среднемесячная заработная плата работников за год, руб. 11634,56 10488,24 15423,26 17587,07 11837,7 12994,58 16348,74

Раздел 2. Общие экономические показатели в действующих и сопоставимых ценах 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Годовой оборот малых предприятий: — в действующих ценах, тыс. руб. 1353681,07 812497 872509,85 1475455,58 1336272,26 1299143,62 1628251,6

— в сопоставимых ценах 2014 г., тыс. руб. 2264708 1207370,542 1247689 1925469,532 1718446,126 1665502 1628252

Отгружено товаров (работ, услуг) собственного производства (без НДС и акцизов) за год: — в действующих ценах, тыс. руб. 1280241,45 750159,81 840122,20 1453401,5 1224437,34 1204483,7 1523369,39

— в сопоставимых ценах 2014 г., тыс. руб. 2141844 1114737,478 1201375 1896688,958 1574626,419 1544148 1523369

Реализовано товаров несобственного производства (без НДС и акцизов) за год: — в действующих ценах, тыс. руб. 73439,62 62337,19 32387,65 22054,08 111834,92 94659,92 104882,21

— в сопоставимых ценах 2014 г., тыс. руб. 122864,5 92633,06434 46314,34 28780,5744 143819,7071 121354 104882,2

Инвестиции в основной капитал за год: — в действующих ценах, тыс. руб. 501126,84 43274,80 3227,71 25035,57 23123,57 24480,40 33728,93

— в сопоставимых ценах 2014 г., тыс. руб. 838385,2 64306,3528 4615,625 32671,41885 29736,91102 31383,87 33728,93

Справочно: индекс потребительских цен (мебель) 1,195 1,126 1,039 1,096 1,015 1,003 1,282

Коэффициент пересчета 1,673 1,486 1,43 1,305 1,286 1,282 1

Источник: рассчитано по данным [10; 11], ЕМИСС.

На конец 2014 г. темпы роста основных экономических показателей малых предприятий по сравнению с началом анализируемого периода (2008 г.) составили:

— по годовому обороту — 72 %;

— по отгрузкам продукции (работ, услуг) собственного производства (без НДС и акцизов) — 71%;

— по продажам продукции несобственного производства (без НДС и акцизов) — 85,4 %;

— по инвестициям в основной капитал — 4 %.

Доля малых предприятий в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) в 2014 г. составила 28,5 %, что выше уровня двух предыдущих лет на 4,7 и 1,6 % соответственно (табл. 5).

Таблица 5

Объемы отгруженной продукции (работ, услуг) мебельного производства

в действующих ценах

93

Год Все хозяйствующие субъекты, тыс. руб. Малые предприятия (без микропредприятий), тыс. руб. Доля малых предприятий в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг),%

2008 4599547 1280241,45 27,8

2009 2782601 750159,81 27,0

2010 3763227 840122,2 22,3

2011 4093758 1453401,5 35,5

2012 5145243 1224437,34 23,8

2013 4485036 1204483,7 26,9

2014 5343412 1523369,39 28,5

Источник: [10].

Нужно учитывать, что анализ данных и приведенные сведения официальных органов статистики по мебельному производству не совсем точно отражают реальную ситуацию в отрасли по объективным причинам.

По мнению экспертов АКМ Калининградской области, фактические показатели, характеризующие ситуацию в отрасли, несколько выше. Расхождение связано с особенностями статистического учета по методологии Росстата, в соответствии с которой данные приводятся преимущественно по средним и крупным предприятиям, а по малым формам предпринимательства, включая микропредприятия, осуществляются выборочные обследования, результаты которых не всегда сопоставимы. Учитывая, что доля субъектов малого и среднего предпринимательства в мебельном производстве составляет более 30%, реальный вклад отрасли в формирование основных экономических показателей региона значительнее, а роль в структуре экономики выше.

По данным Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, в регионе функционирует около 200 мебельных предприятий, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства, число за-

94

нятых более 10 тыс. человек. Наиболее значимыми для экономики региона организациями в данном секторе являются около 30 организаций по производству мебели, полуфабрикатов, поставкам сырья, материалов и комплектующих изделий [12]:

1) производители мебели: ООО «Лазурит», ООО «Дедал», ООО «Интердизайн», ООО «Манн Групп», ООО «Аквелла», ООО «Верона, ООО «Даллас», ООО «Максик», ООО «Прагматика», ООО «Фалке-Мебель», ООО «Россиббалт», ООО «Майстер-Мебель», ООО «Нимакс», ООО «Футура», ООО «Сота»;

2) производители полуфабрикатов: ООО «Евро-форм», ООО «Фабрика мебели "555"», ООО «Пиком», ООО «Манн Групп»;

3) поставщики сырья и материалов: ООО «Балтламинат», ООО «Виктория», ООО «ДСПлит», ООО «Евростекло», ООО «Мебельщик», ООО «Мегамакс», ООО «Стеклоцентр», ООО RENAU.

Доля мебельной продукции, произведенной в регионе, в общем объеме продаж мебели в Российской Федерации, по экспертной оценке, составляет около 5% [13]. Причем 80% мебельной продукции региона поступает на российский рынок (более чем в 40 субъектов РФ), около 13 % — на местный рынок и 7% — в страны СНГ, Европы (Голландия, Англия, Франция) и Ближнего Востока (Израиль) [12].

По данным Росстата, в производстве мебели рентабельность в среднем составляет 9 %. Калининградская область по итогам года входит в пятерку лидеров субъектов РФ: Владимирская область (45,3 %), Воронежская область (31,4 %), Нижегородская область (26,9%), Саратовская область (24,3 %), Калининградская область (10,8 %) [13].

Конкурентное преимущество отрасли обеспечивается следующим [12]:

— достигнутый технологический уровень, в том числе посредством создания новых предприятий и технического перевооружения действующих;

— высокий уровень квалификации кадров;

— использование зарубежных дизайнерских разработок, импортных комплектующих и внедрение технологий, используемых в Германии, Австрии, Италии;

— оптимальное сочетание конкурентной цены и высокого качества продукции, соответствующего европейским стандартам;

— высокий кластерный потенциал;

— высокая доля субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следует отметить, что приведенные данные не вполне объективно

отражают ситуацию. Это связано с тем, что территориальными органами статистики показатели развития мебельного производства учитываются не полностью. Во-первых, в мебельном производстве доля крупных и средних предприятий, по которым преимущественно ведется статистический учет, невелика. Во-вторых, статистический учет не детализирован по ассортименту [5]. В-третьих, практически отсутствует выделенный статистический учет по полному кругу организаций.

В целом анализ ситуации в отрасли свидетельствует о неустойчивой динамике развития мебельного производства в 2007—2014 гг. Это связано с тем, что в течение всего рассматриваемого периода на состояние

и развитие отрасли оказывали влияние различные факторы институционального, экономического и геополитического характера. Это и изменение режима ОЭЗ Калининградской области, повлиявшее на ухудшение делового климата по причине неопределенности условий предпринимательства в 2007—2016 гг., и неблагоприятная социально-экономическая ситуация в стране и регионе в связи с кризисом 2008 г., а также в целом требования по локализации производства мебельного производства на территории области.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь Калининградской области. Калининград, 2011. URL: http://www. gako2006.narod. ru/bolshoy_slovar (дата обращения: 01.02.2016).

2. Фёдоров Г. М., Зверев Ю. М. Социально-экономическая география Калининградской области : учеб. пособие. Калининград, 1997.

3. Об Особой экономической зоне в Калининградской области : федеральный закон от 22 января 1996 г. № 13-Ф3. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 10.02.2016).

4. Ассоциация калининградских мебельщиков : [сайт]. URL: http://www. akm39.ru (дата обращения: 10.02.2016).

5. Гареев Т. Р., Жданов В. П., Зверев Ю. М. и др. Становление новой экономики Калининградской области. Калининград, 2005.

6. Винокуров Е. Ю. Экономическая специализация Калининградской области. Калининград, 2007.

7. Промышленность Калининградской области : статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2014.

8. Основные направления вектора развития промышленного производства Калининградской области : аналитическая записка / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2014.

9. Основные экономические показатели деятельности предприятий и организаций по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды : статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2014.

10. Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Калининградской области за 2008 — 2014 гг. : статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2014.

11. Дрок Т. Е. Современные реалии развития мебельной промышленности Калининградской области // Молодой ученый. 2015. № 21.1. С. 22 — 28.

12. О Концепции промышленной политики Калининградской области : постановление правительства Калининградской области от 27.08.2014 №567. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/kaliningrad/90873/ (дата обращения: 03.01.2016).

13. Отраслевой обзор по мебельной отрасли по состоянию на 16.06.2015 г. // Национальное рейтинговое агентство. URL: http://www.ra-national.ru/sites/ default/files/other/mebel_otrasl_16_06_15.pdf (дата обращения: 13.02.2016).

95

Об авторах

Александр Яковлевич Баринов — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. Email: [email protected]

Татьяна Емельяновна Дрок — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. Email: [email protected]

About the authors

Dr Alexander Barinov, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal Uni-96 versity, Kaliningrad.

Email: [email protected]

Dr Tatiana Drok, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

Email: [email protected]

УДК 31.330.338.2

Н. Ю. Лукьянова

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕПОЧЕК ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В рамках научной проблемы обеспечения региональной продовольственной безопасности и повышения эффективности аграрного производства описан подход к моделированию и мониторингу добавленной стоимости в аграрном секторе Калининградской области, базирующийся на концепции цепочек добавленной стоимости. Представлены результаты первого этапа моделирования на примере цепочек добавленной стоимости продукции растениеводства на базе мониторинга Калининградских аграриев по состоянию на май 2015 г.

The article describes an approach to modeling and monitoring of the value added in the agricultural sector of the Kaliningrad region in the situration of the need to improve food security and increase internal agricultural output. The results of the first phase of the simulation based on the example of crop production chains of added value to the monitoring Kaliningrad farmers are given for May 2015.

Ключевые слова: продовольственная безопасность региона, эффективность растениеводства, импортозамещение, цепочки добавленной стоимости в растениеводстве, моделирование.

Key words: food security in the region, the efficiency of crop production, import substitution, the value chain in plant, modeling.

Проблема импортозамещения на продуктовых товарных рынках Калининградской области успешно решается силами местных аграриев в тех секторах, которые не требуют значительных инвестиций и имеют короткий временной лаг от начала инвестирования до получения конечной продукции, в частности в растениеводстве.

© Лукьянова Н. Ю., 2016

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 1. С. 96-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.